Занимательные вопросы по химии с ответами что где когда
Интеллектуальная игра: Что? Где? Когда? 10-11 классы
Цель: повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие логического мышления учащихся, реализация межпредметных связей.
Правила игры: интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках предметной недели по химии. О проведении данной игры сообщается заранее. От 10–11-х классов выдвигается 1 команда по 6 человек. Разыгрывается право первого хода. В случае правильного ответа, данная команда продолжает игру, иначе за игровой стол садиться команда-соперница. Если команда правильно отвечает на три вопроса, она так же уступает место другой команде. Игра идет до 6 очков. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.
Реквизиты: игровой стол, разделенный на сектора, волчок, секундомер, магнитофон, аудиокассеты с популярными мелодиями, черный ящик, бумага, поваренная соль, стекло, мыло, оргтехника для демонстрации презентации.
Вопросы по химии
1. В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много трудных месяцев продвигались отважные путешественники по снежным пустыням Антарктиды, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином – запасы на обратную дорогу. Но на обратном пути Скотта поджидала беда: на первом же складе не оказалось керосина, жестянки, в которых он хранился, стояли пустые. С трудом добрались путешественники до следующего склада, но и там их встретили пустые банки: весь керосин вытек. В результате, оставшись без огня и пищи, экспедиция вскоре погибла. В чем крылась причина таинственного исчезновения керосина? (Жестяные банки с керосином были запаяны оловом. Должно быть, путешественники не знали, что на морозе олово “заболевает”: блестящий белый металл сначала превращается в тускло-серый, а затем рассыпается в порошок. Это явление, которое называется “оловянной чумой”, и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции.)
2. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Покорены Персия, Египет и Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. В чем была причина заболевания? (Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде.)
3. Если существует закон, то всегда найдется и его нарушитель. Но вот один из всех законов, введенный еще в XlV веке английским королем Генрихом lV, никто не мог нарушить, несмотря на то, что желающих это сделать было немало. О каком законе идет речь? (Речь идет о строжайшем запрете “превращать обычные металлы в золото”.)Внимание! Черный ящик.
4. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма.)
5. Почему на картинах XlV – XV веков небо изображено зеленым, а не голубым? (В качестве синего красителя в эту эпоху использовали гидроксокарбонат меди – азурит, который постепенно становится зеленым.)
6. О каком веществе (материале) идет речь в этих стихах:
Белизной он подобен нефриту, Тонкостью – бумаге, Блеском подобен зеркалу, Звонкостью – цимбалам? (Эти стихи китайского поэта посвящены фарфору.)
7. Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена. Но он был настоящий химик и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? (Чарльз Макинтош изобрел непромокаемый плащ, который стали называть его именем.)
8. В древней Индии при совершении священных обрядов в полумраке храмов внезапно вспыхивали и рассыпались искрами таинственные красные огни, наводившие суеверный страх на молящихся. Разумеется, всемогущий Будда здесь был ни при чем, зато его верные служители, жрецы, видя испуганные лица своих подопечных, потирали руки от удовольствия. Раскройте секрет жрецов. (Соли стронция, придававшие красный цвет, смешивались с углем, серой и бертолетовой солью. В нужный момент смесь поджигалась. Поскольку “патент” на изобретение этой смеси принадлежал жрецам из индийской провинции Бенгалии, эти огни получили название бенгальских.)
9. Внимание! Черный ящик.
Это неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это? (Это соль, которой в частности пропитывали панцирь воина в Древней Греции.)
10. Назовите пять великих страстей Альфреда Нобеля. (Медицина, литература, физика, химия, борьба за мир. Именно в этих областях человеческой деятельности и присуждается знаменитая Нобелевская премия.)
12. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло? (Головы египтян покрылись пеной. Так, если верить преданию, из соединения жиров и золы возникло мыло.)
13. В XVlll веке из саксонского фарфора изготовляли изделия одноразового использования. Что это были за изделия? (Из фарфора изготовляли гробы для знатных особ.)
14. К какой области медицины относятся врачи, которые лечили больные места воском, резиной, золотом, свинцом? (Стоматология.)
15. В лаборатории высокомолекулярных соединений Академии наук СССР была синтезирована ткань, название которой указывает, где она была создана. Какая это ткань? (Лавсан – лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук.)
16. Какое отношение имеет слово “пломба” к химии? (Когда-то образующиеся полости в разрушающихся зубах стоматологи заполняли свинцом. Поскольку свинец по-латыни “плюмбум”, то заполненную полость стали называть пломбой. Для опечатывания контейнеров при перевозке долгое время применяли пломбы, изготовленные из свинца. Несмотря на то, что для этой цели сейчас применяют в основном полимерные материалы, слово “пломба” так же, как и в стоматологии, существует вне связи со словом “свинец”.)
17. Для устранения неприятных запахов в ящиках стола, серванте, холодильнике домохозяйки на время кладут кусочки древесного угля. Какую роль играет уголь? (Древесный уголь даже не активированный хорошо поглощает из воздуха самые различные вещества. Устранение запахов связано с адсорбцией молекул “пахучих” веществ на поверхности угля.)
18. Для чего в прежние времена новую стеклянную посуду перед использованием кипятили несколько часов в воде? (При нагревании в воде стекло частично растворяется и образующаяся кремниевая кислота xSiO2*yH2O заполняет микротрещины. Это приводило к существенному упрочнению изделий из стекла – они в меньшей степени давали трещины и бились.)
20. В каком платье можно загорать? (В платье из ацетатного шелка, так как он пропускает ультрафиолетовые лучи.)
21. Среди методов нетрадиционного лечения долго незаживающих язв есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживление при этом происходит в 3-4 раза быстрее, чем при лечении антибиотиками. Какую роль здесь играет известное свойство сахара, которое умело используют торговцы? (Сахар вытягивает воду не только из воздуха, но и из микроорганизмов, от чего те быстро погибают.)
22. Внимание! Черный ящик. Плиний Старший описал случай, когда финикийские мореплаватели, застигнутые штормом, разложили костер на песчаном берегу. Котел они поставили на глыбы соды, которую везли на продажу. Что же они обнаружили на кострище утром? (Стекло.)
23. Н. Бор за создание теории строения атома в 1922 г. был награжден Нобелевской золотой медалью. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Данию, он ее уничтожил, чтобы она не досталась врагу. Каким радикальным способом он это проделал? (Растворил в царской водке.)
24. Для чего китобои иногда замораживали морскую воду, а затем снимали верхний слой льда? (Так они получали пресную воду.)
Интеллектуальная игра по химии «Что, где, почему?» для учащихся 8-9 классов на тему «Химия и жизнь»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №1286 Северо-Западного административного округа города Москвы
Интеллектуальная игра по химии
для учащихся 8-9 классов
«Что, где и почему?»
Тема игры: «Химия и жизнь»
Веселова Надежда Александровна
Химическая игра для учащихся 8-9 классов «Что, где и почему?»
Тема игры «Химия и жизнь»
( Игра проводится по аналогии с одноименной телевизионной игрой «Что, где, когда?»)
1) Развивать интерес учащихся к химии.
2) Активизировать их познавательную активность, приобщать учащихся к чтению научно-популярной литературы.
3) Использовать навыки логического и абстрактного мышления.
4) Развивать умение обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результаты, включая интуицию.
5) Формировать умения отстаивать свои убеждения, выбирать из массы накопленных знаний главное и существенное, делать нужные выводы.
6) Повышать мотивацию обучения.
Девиз: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед»
Заранее формируется команда учащихся 8-9 классов в количестве 8 человек – лучших знатоков химии в школе.
Игра проводится в актовом зале или большом кабинете.
На стене вывешиваются плакаты:
«Что, где, почему?», «Игра по химии», «Тема игры «Химия и жизнь», девиз: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед» (Эмиль Золя)
На сцене – стол для знатоков, разделенный на 14 секторов, секундомер.
Презентация к игре.
На игровом столе 13 вопросов, 14-й сектор – музыкальная пауза.
За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Игра продолжается до 7 очков.
На размышление дается 1 минута.
В блиц–туре на обдумывание дается по 20 секунд на каждый вопрос.
Болельщики, нарушающие дисциплину или подсказывающие, удаляются из зала.
Вопросы для игры могут придумать сами учащиеся (задание дается за 3-4 недели до игры), и тогда сами учащиеся выступают в роли «телезрителей».
Учащиеся, выигравшие вопрос (зрители или знатоки), получают приз.
Вступительное слово ведущего
Раунды (от 7 до 13 в зависимости от того, как складывается игра)
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса
Химический язык и его части
Перед тем, как начать игру, ведущие, как правило, это ученики старших классов рассказывают некоторые истории из существования химии.
Химический язык – система условных обозначений и понятий, предназначенная для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации. Сообщение, написанное на большинстве естественных языков, делится на предложения, предложения – на слова, а слова – на буквы. Если предложения, слова и буквы мы назовем частями языка, то тогда мы сможем выделить аналогичные части и в химическом языке (таблица1).
Таблица 1. Части химического языка
Информация об атомах и химических элементах
(» буквы» химического языка)
Информация о химических веществах
(«слова» химического языка)
Информация о химических реакциях («предложения» химического языка)
СИМВОЛЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
СХЕМЫ И УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Попытки упорядочить старинные химические знаки продолжались до конца XVIIIвека. В начале XIX века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, чёрточки, начальные буквы английских названий металлов и др. Химические знаки Дальтона получили некоторое распространение в Великобритании и в Западной Европе, но вскоре были вытеснены чисто буквенными знаками, которые шведский химик Й. Я. Берцелиус предложил в 1814. Высказанные им принципы составления химических знаков сохранили свою силу до настоящего времени. В России первое печатное сообщение о химических знаках Берцелиуса сделал в 1824 московский врач И. Я. Зацепин.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА
Историческая справка : Английский ученый Джон Дальтон (1766–1844) на своих лекциях демонстрировал студентам выточенные из дерева модели атомов, показывая, как они могут соединяться, образуя различные вещества. Когда одного из студентов спросили, что такое атомы, он ответил: «Атомы – это раскрашенные в разные цвета деревянные кубики, которые изобрел мистер Дальтон».
Конечно, Дальтон прославился не своими «кубиками» и даже не тем, что в двенадцатилетнем возрасте стал школьным учителем. С именем Дальтона связано возникновение современной атомистической теории. Впервые в истории науки он задумался о возможности измерения масс атомов и предложил для этого конкретные способы. Понятно, что непосредственно взвесить атомы невозможно. Дальтон рассуждал только о «соотношении весов мельчайших частиц газообразных и других тел», то есть об относительных их массах. И поныне, хотя масса любого атома в точности известна, ее никогда не выражают в граммах, так как это исключительно неудобно. Например, масса атома урана – самого тяжелого из существующих на Земле элементов – составляет всего 3,952·10 –22 г. Поэтому массу атомов выражают в относительных единицах, показывающих, во сколько раз масса атомов данного элемента больше массы атомов другого элемента, принятого в качестве стандарта. Фактически это и есть «соотношение весов» по Дальтону, т.е. относительная атомная масса.
Массы атомов очень малы.
Абсолютные массы некоторых атомов:
В настоящее время в физике и химии принята единая система измерения.
Введена атомная единица массы (а.е.м.)
A r – показывает, во сколько раз данный атом тяжелее 1/12 части атома 12 С, это безразмерная величина.
Относительная атомная масса безразмерная величина
Связь между абсолютной и относительной массами атома представлена формулой:
Начинаем игру в интеллектуальном казино «Что, где, почему?».
Открываем заседание элитарного клуба знатоков. Игра посвящена царице всех наук – великой волшебнице нашего времени – ХИМИИ!
Тема игры: «Химия и жизнь»
Можно ли превратить горох в шерсть? А из газа получить галоши? Уже никто не удивляется, что даже части человеческого тела (кровеносные сосуды, кости) можно сделать из пластмассы.
Этим чудесам мы обязаны такой науке, как химия!
Демонстрируются химические «чудеса»:
Представляем главных участников игры. В игре принимает участие команда знатоков, великолепная восьмерка, сборная команда учащихся 8-9-х классов. Приветствуем ребят!
Итак, начинаем игру. Счет 0 – 0.
Что? Где? Когда? (вопросы)
Вопрос. Назовите это вещество.
Легко скольжу я по воде, меня свободным нет нигде.
Характер мягкий у меня, меня ножом разрезать можно,
Активен очень даже я, а жизнь активных очень сложна.
А стоит в воду меня бросить, я сразу в ней бурлить начну,
Я очень не люблю пассивных, сидеть без дела не хочу.
Вопрос. Что это за металл?
3. Ребята, многим из вас, наверное, знакомо произведение Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». В отрывке, который я вам зачитаю, допущена существенная химическая ошибка. Укажите её.
«… Да! Это была собака, огромная, сёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть ведение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
Вопрос. Какая ошибка с химической точки зрения была допущена?
( Предполагаемый ответ : это не белый фосфор, поскольку, во-первых, он ядовит, во-вторых, при движении собаки между волосками шерсти существует сила трения, следовательно, произошло бы воспламенение белого фосфора, и собака бы сгорела).
(Ответ: поваренная соль.)
Ответ. Все они богаты белками.
6. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом.
После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести . Какое вещество придаёт такой запах воздуху?
7. Юный химик Вася, забравшись в заброшенную лабораторию, нашёл запаянную пробирку из тёмного стекла. Открыв её, он обнаружил в ней жидкость с металлическим блеском.
Вопрос. Что это за жидкость и что с ней дальше делать Васе?
(Ртуть; срочно закрыть банку и вызвать спасателей МЧС)
Вопрос. Назовите сплав железа.
9. Один химический элемент образует два вещества: одно во много раз дороже золота, а чтобы избавиться от другого, нужно потрудиться.
Ответ. (Углерод, алмаз, сажа).
Это вещество получают из животных и растительных жиров, нафтеновых кислот, канифоли, талового масла. Это вещество обладает очень важным свойством для практической жизни человека. Что находится в «черном ящике»?
Ответ : Мыло – натриевые соли высших карбоновых кислот.
13. Какими 3-мя способами можно обеззаразить воду в полевых условиях?
Ответ: 1) Прокипятить
2) Добавить небольшое количество перманганата калия (марганцовки)
3) Обработать активированным углем.
Ответ : Щелочь снижает жесткость воды. А зола содержит поташ – карбонат калия, который подвергается гидролизу с образованием щелочной среды.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах
Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 8-9 класса
Интеллектуальная игра по химии «Что? Где? Когда?»
Автор: Варлакова Лариса Геннадьевна, учитель химии, МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа
Описание работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ» для 8-9 классов.
Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ»
Цель: повышение устойчивого познавательного интереса учащихся к химии и развитие их творческих способностей.
Задачи:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах. Расширить знания о биологическом значении металлов, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения обобщать и делать выводы.
Подготовка к игре:
Реквизиты: игровой стол, разделенный на сектора, волчок, секундомер, гонг, черный ящик, алюминиевая ложка, бумага, поваренная соль.
Проведение игры. Уважаемые коллеги! Учащиеся! Я приветствую вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре! Против Вас сегодня играет учитель химии. Ознакомление с правилами игры. И так, игра начинается. Гонг.
Содержание игры:
I. Вопросы
Ведущий: 1.В 1700 году Петр I заменил серебряные монеты на монеты из этого металла. Он входит в число жизненно важных микроэлементов, участвует в процессе фотосинтеза и усвоения растениями азота. С помощью этого металла 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса, а в 19 веке статую свободы в Америке. По электропроводности он занимает второе место после серебра. Со временем изделия из этого металла покрываются темно-зеленой пленкой. В чистом виде этот метал –тягучий, вязкий, красного цвета. Внимание вопрос, назовите металл? (Ответ: Медь).
2. В древности некоторые народы ценили этот металл больше, чем золото. Считается, что он пришелец из космоса. Он и воин, и труженик. Он один из элементов жизни. Без него человек слаб и немощен, и он вхожу в состав крови. Этот металл не образую самородков, как золото, поэтому в древние времена был очень дорогим. В Древнем Риме из этого металла изготовляли даже обручальные кольца. Внимание вопрос, назовите металл? (Ответ: Железо).
3. В Индии неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный столб-колонна. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней. Внимание вопрос, из какого металла сделан столб? (Ответ: Это удивительно, но он сделан из чистого железа. Его высота — 6,7 метров, диаметр 1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько тысячелетий назад. В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не причинившее столбу ни малейшего вреда. Считается, что прибывшему сюда на костылях больному достаточно постоять, обняв колонну, 20-30 минут, чтобы выздороветь).
4. Какое вещество и почему стало причиной гибели одной из арктических экспедиций? Внимание вопрос, О каком веществе идет речь и что это за экспедиция? (Ответ: Олово, так как им были запаяны емкости с горючим. При температуре ниже
14°С белое олово, обладающее физическими свойствами металлов, переходит в другую аллотропную модификацию, представляющую собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой» оно и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции. Экспедиция английского полярного исследователя Роберта Скотта к Южному полюсу)
5. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения, домой с полей сражения и Александр Македонский вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина заболевания? (Ответ: Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.)
6. Внимание! Блиц – вопрос.
1.Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту. Атомы этого металла входят в состав гемоглобина. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О железе)
2.Металл, вызывающий лихорадку. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Золото)
3.Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды». Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Серебро)
8. Из-за трудности определения этого минерала, его называют обманкой. Разные примеси придают ему различную окраску. На Алтае нередко можно встретить полосатую «бурундучную» руду — смесь обманки металла и бурого шпата. Кусок такой руды издали действительно похож на затаившегося полосатого зверька. Внимание вопрос, о соединениях какого металла идет речь? (Ответ: Цинковая обманка или сфалерит. Из сфалерита выплавляют металлический цинк. Попутно извлекают примеси: Cd, In, Ga. Сфалерит используют в лакокрасочном производстве для изготовления цинковых белил. Большое значение имеет получение из природного сфалерита химически чистого ZnS, применяемого как люминофор. Люминофорный сфалерит, активированный Ag, Cu, применяют для изготовления кинескопов.Сфалерит используют для изготовления различных светосоставов и светящихся красок (например, в приборостроении), в различных сигнальных аппаратах. Применяют для получения латуни.)
9. Это химически стойкий металл, но Нильс Бор, покидая Копенгаген во время второй мировой войны, растворил его в «царской водке». После освобождения Дании от фашистов, Бор достал спрятанную им колбу с раствором и выделил из него металл, без потерь. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Золото. В нацистской Германии было запрещено принятие Нобелевской премии после того, как в 1935 году премию мира вручили противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому. Немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Нильсу Бору. Когда в 1940 году немцы оккупировали Копенгаген, химик растворил эти медали в царской водке. А после окончания войны экстрагировал спрятанное в царской водке золото и передал его Шведской королевской академии наук. Там изготовили новые медали и повторно вручили их фон Лауэ и Франку.)
10.Внимание! Черный ящик.
Аломантия — гадание, осуществляемое посредством хлорида этого металла, известное еще древним народам. Этому веществу поставлен памятник в городе Энгельс, его перевозили на быках. Летальная доза для человека 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Внимание, вопрос, о соединении, какого металла идет речь? Что в черном ящике? (Ответ: Хлорид натрия или пищевая соль. В Древней Руси соль клали в церкви под престол, считая, что она получает при этом целебную силу. Соль, по фольклорным поверьям, вещество магическое. Недаром раньше клялись на соль, просыпали соль «к ссоре», закрепляли союзы при помощи соли. Этот необходимый пищевой продукт связан со многими народными традициями и поверьями, ведь его обеззараживающие свойства известны еще с древних времен. Долгое время соль, которая добывалась в очень ограниченных количествах, была очень ценным товаром, приравненным по своей стоимости к некоторым драгоценным металлам. Да и в нашей стране дорогого гостя встречают хлебом с солью. Покровская слобода (ныне Энгельс) стала важным перевалочным пунктом на пути доставки соли с озера Эльтон («Великий Соляной Путь»), по которому в XVIII веке доставлялось 3/4 всей добываемой в России соли.
11. Известно, что некоторые цыганки для запугивания своих жертв используют белый порошок, который дают подержать в кулаке человеку. Через несколько минут этот порошок становиться голубым, что должно убедить клиента, что на нем порча. Внимание вопрос, о соли какого металла идет речь? (Ответ: Медь. Это простая химическая реакция превращения безводного сульфата меди в гидрат. Безводный сульфат меди-белый порошок, который от влаги на руках становиться гидратом голубого цвета. И никакой порчи!)
12. Внимание! Черный ящик. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовление столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Внимание, вопрос, что за метал находится в черном ящике? (Ответ: Алюминий, алюминиевая ложка)
13.Этот самый «живой» и распространенный металл на Земле. Он есть в речной и морской воде, обнаружен в растительных и животных организмах. В организме каждого взрослого человека его более 1,5 кг. Но при его нехватке у человека начинаются тяжелые заболевания суставов и костей. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Кальций)
14. В XVII веке в Южной Америке этот металл считали «поддельным серебром» и называли «серебришком». Однажды запасы этого металла для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане. Внимание вопрос, назовите этот металл. (Ответ: Платина известна с давних времен. Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились с ним в Южной Америке (на территории современной Колумбии). Внешне он похож на серебро. Слово platina буквально означает «маленькое серебро». Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро. В Южной Америке в XVII веке платину считали «поддельным серебром», и однажды ее запасы для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане.)
15.Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О ртути)
Во время музыкальной паузы зрители участвуют в тайном голосовании на номинацию «Лучший игрок ».
III. Награждение победителя
IV.Подведение итогов игры
Ведущий: Наше мероприятие хочу закончить стихотворением Е.Ефимовского «Поэма о металле»: