Занимаясь целенаправленной деятельностью человек узнает что то новое позволяющее ему использовать
Цель самообразования может быть различной: Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование. Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше. Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие:
-мотивы преодоления профессиональных затруднений;
— мотивы, направленные на улучшение материального благополучия; мотивы профессионального признания;
Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.
Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.
Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Человек 21 века – это гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; личность, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, должна постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Можно также самостоятельно:
— следить и изучать профессиональную литературу;
— не выезжая с территории посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.;
— качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности;
-участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами.
К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы.
При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех. Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования участников активно используется форма семинара потому, что позволяет участвовать в обсуждении докладов, сообщений; дает возможность увидеть отражение тематики семинара в практическом воплощении через открытые формы занятий. Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. Такие формы предоставляют возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений. Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его профессиональной деятельности. Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития.
Заключение
Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции. Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную. Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Теперь вы знаете, с чего начинать самообразование, поэтому наверняка сможете добиться своей цели. Ну а приведенные выше советы позволят сделать обучение еще более эффективным, а также избежать наиболее распространенных ошибок.
1.Калугин Ю.Е. Виды самообразования // журнал дополнительное образование // 2-2003
2. Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. – №1 3.Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. – 2007. – №7
Список сайтов:
САМООБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
Евгения Геннадьевна Ким
Преподаватель естественнонаучных дисциплин
Филиал ДВФУ в г.Большой Камень
г.Большой Камень, Приморский край
САМООБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
Ключевые слова: самообразование, организационная самостоятельность, познавательная самостоятельность, самообучение, творческая самостоятельность.
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность [1.]. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Человек 21 века – это:
— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
-человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
— личность, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, должна постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:
— осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний;
— обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа;
— умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;
— желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового [1].
Самообразование — это сознательная деятельность человека, направленная на самостоятельное познание, повышение своего образования и личностное совершенствование. Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной учебной работы, которая характеризуется организационной и познавательной самостоятельностью студентов. Организационная самостоятельность проявляется в умении правильно организовать свой режим дня, поставить цель, спланировать и выполнить учебную работу. Она включает в себя овладение такими необходимыми элементами культуры умственного труда, как умение сосредоточиться на главном, умение разумно распределить свое время, физические и духовные силы.
Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде. На основании этого существует 4 вида самообразования:
Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).
Познавательное – познание окружающего мира.
Самореализации – изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).
Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.
Цель самообразования может быть различной:
-Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.
-Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
— Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам [1]. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие:
— мотивы преодоления профессиональных затруднений;
— мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;
— мотивы профессионального признания;
— карьерные мотивы, другие мотивы [2].
Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере.
• умение наблюдать предметы и явления окружающего мира, выделять их признаки и свойства;
• умение сравнивать, анализировать, обобщать изучаемый материал, запоминать его и самостоятельно делать выводы;
• умение осуществлять контроль за результатами своей учебной деятельности.
Овладение умениями самостоятельной работы и рациональной организации учебной деятельности является признаком сформированности культуры умственного труда у обучающихся и предпосылкой для дальнейшего самообразования.
Современная педагогика представляет развитие и саморазвитие личности как единый, целостный процесс [2]. Обучение и самообучение — средство и компонент саморазвития личности, они диалектически взаимосвязаны: проявляя активность и прилагая усилия, человек обучает себя при участии других людей. Самообучение — это осознанная творческая деятельность по овладению способами познавательной, коммуникативной и других видов деятельности, приобретение на этой базе необходимых знаний, навыков и умений и формирование качеств, обеспечивающих саморазвитие личности.
В процессе развития самосознания в юношеском возрасте происходит формирование самостоятельности в такой степени, которая порождает новое отношение к себе и к своей деятельности, побуждая личность к саморазвитию. Осознавая свои новые потребности и возможности, человек стремится реализовать их в познавательной деятельности и переходит от обучения к самообучению. Они существенно отличаются друг от друга: первое — это средство формирования второго, а второе — продукт, результат первого. Обучение характеризуется взаимодействием педагога и студента. В самообучении человек — и субъект, и объект деятельности, что вызывает активную рефлексию и определяет своеобразие структурных компонентов этой деятельности. К ним относятся: собственное целеполагание, внутренняя потребность в самообучении и самоорганизации познавательной деятельности.
Структурные компоненты имеют значительные отличия: в обучении цель ставит преподаватель, а для самообучающегося характерно собственное целеполагание, что обеспечивает значительно большую продуктивность его деятельности. В обоих случаях основной целью считается усвоение знаний, приобретение навыков и умений. Изменение качеств личности, происходящее в реальном процессе обучения, по причине преобладания основной цели обычно констатируется ретроспективно. Если преподаватель его и прогнозирует, то действительный результат часто далек от намеченного. Самообучающийся имеет в виду обе цели своей познавательной деятельности, и поэтому его работа плодотворна для личностного роста, а изменение качеств личности воспринимается как запланированное достижение.
В процессе обучения преподаватель формирует мотивацию обучающегося, который учится в соответствии с целями преподавателя и своими мотивами. Благодаря интенсивной саморефлексии в самообучении активно взаимодействуют мотивы познания и достижения цели, при котором в качестве смыслообразующего мотива деятельности выступает активный познавательный интерес. Механизм самообучения приводится в действие противоречием между сформированным активным познавательным интересом и уровнем развития личности, недостаточным для удовлетворения этого интереса. Непосредственным побуждающим моментом к самообучению будущего специалиста является изменение его отношения к себе и к деятельности, осознание способности выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя. Стремление удовлетворить активный познавательный интерес становится источником деятельности, оценка результатов которой сопровождается формированием нового смыслообразующего мотива и завершается постановкой новых целей. Мотивационная структура усложняется, совершенствуется, происходит упорядочение, подчинение и переподчинение мотивов.
Преподаватель организует и проводит процесс обучения, выбирая средства и способы деятельности учащегося, определяя порядок его взаимодействия с другими людьми. Самообучающийся же сам организует, регулирует и контролирует свой познавательный труд, а способы его деятельности индивидуализированы в соответствии с его личностными особенностями.
Самообучение — это концентрация познавательных, организационных и регулятивных действий, принимаемая как способ приобретения новых знаний и социальной ориентации и как качество интеллектуального развития. Такой синтез, закрепленный в виде понятий, знаний, практических умений, норм поведения, переносится на любое действие, которое должно обеспечить решение задачи в другой, актуальной для личности деятельности. Новый уровень умения концентрировать свои действия характеризует личностные изменения самообучающегося в интеллектуальном плане. В потребностно-мотивационной сфере таким показателем является нравственный смысл учебных достижений.
Возможности для перехода к самообучению возникают в процессе организации познавательной деятельности, которая преследует двуединую цель: формирование самостоятельности как черты личности и развитие способностей, умений, приобретение знаний и навыков.
Если преподаватель целенаправленно стимулирует освоение студентами способов самообучения, то в целях, мотивах, способах и результатах познавательной деятельности происходят определенные изменения. Отмечается постепенное сближение их характеристик со структурными компонентами самообучения: личность обретает способность к целеполаганию, в ее мотивационной структуре начинает доминировать активный познавательный интерес, вызванный внутренней потребностью в самостоятельном познании.
Самообучение и саморазвитие тесно взаимосвязаны. Самообучение — продукт обучения и высший уровень познавательной деятельности, это готовность личности выходить за пределы учебных требований, предъявляя к себе требования, обусловленные осознанием своих возможностей, новым отношением к себе и к своей деятельности.
Определяя самообучение через понятие «готовность», необходимо исходить из того, что самообучение — это состояние личности, которое характеризуется ее способностью к выходу за пределы учебных требований в сферу свободной познавательной деятельности. Поэтому момент перехода от обучения к самообучению — это определенное состояние личности, готовность к нему основана на изменении отношения к себе и возрастании степени самостоятельности в познании [4].
Перечислим условия развития творческой активности.
1. Преобладание познавательного интереса в мотивационной структуре личности обучающегося.
2. Творческий характер учебной деятельности.
Первое условие выполняется, если усилия преподавателя и обучающегося направлены на развитие внутренних мотивов познавательной деятельности, которые активизируют умственные способности и, взаимодействуя с ними, стимулируют выход за рамки заданного. Второе условие обеспечивается нацеленностью участников процесса обучения на творчество, в этом случае обязательные репродуктивные действия являются частью собственно творческого процесса. Творческий процесс в обучении понимается не только как освоение механизмов деятельности, но и как процесс формирования необходимых для творчества личностных качеств.
Критериями созидательной активности обучающихся выступают:
• наличие творческих способностей и умений;
• самостоятельность и способность к самоорганизации в учебно-познавательной деятельности.
Творческая активность и самообучение тесно взаимосвязаны. Их общим показателем является выход за пределы заданной ситуации. Критерии оценки сформированности готовности к самообучению (доминирующий активный познавательный интерес, самоорганизация, самообучаемость, реализация творческого потенциала) адекватны проявлению творческой активности обучающегося. Прогрессивное изменение уровня самообучения и творческой активности оценивается при помощи следующих характеристик: продуктивного синтеза познавательных, организационных и регулятивных действий и нравственного смысла учебных достижений. Следовательно, развитие самообучения как деятельности и творческой активности — это единый процесс, в основе которого лежат самостоятельность и доминирование познавательной мотивации. В самообучении происходит развитие компонентов творческой активности, которая является и причиной, и результатом самообучающей деятельности.
Студент, привыкший к самообучению, благодаря выработанной им способности к целеполаганию, сам ставит перед собой цель и стремится к ее достижению, созидает себя, приобретая теоретические знания, овладевая навыками и приемами осуществления профессиональной деятельности, развивая необходимые профессиональные и личностные качества, умения, способности. Познавательная мотивация, лежащая в основе самообучения, становится исходным моментом развития профессиональной мотивации и направленности личности будущего специалиста. Самообучение продолжается в форме учебно-профессиональной деятельности, когда активный познавательный интерес к учебному предмету сочетается с интересом к будущей профессии и процессу ее освоения. Таким образом, мотивация не только побуждает студента к активности в познавательной деятельности, но и пронизывает весь процесс подготовки специалиста, придает ему осознанность и целенаправленность.
Для формирования ценностных установок на творческую самореализацию в процессе учебной деятельности необходимо:
• гуманизировать отношения студентов и преподавателей;
• преобразовать традиционные формы учебной деятельности (лекции, семинары) и актуализировать инновационные формы обучения (тренинги, деловые игры);
• стимулировать самообразование студентов путем включения их в исследовательскую работу.
В основу взаимоотношений преподавателей и студентов должны быть положены следующие принципы: открытости и автономии; убеждения при сохранении альтернативы; доверия и сомнения; субъект-субъектной позиции [3.].
Принцип убеждения при сохранении альтернативы. Убедить — значит найти общий смысл, не затушевывая объективно существующих противоречий, которые всегда будут оставаться источником альтернативы. Важно, чтобы она воспринималась как благо, но не заслоняла того общего, на чем можно выстраивать осознанные, добровольные и согласованные действия. Поиск общего смысла выступает и как принцип выстраивания отношений между студентами и педагогами, и как задача, которую они призваны решить, чтобы совместно действовать, разрешая проблемы.
Принцип субъект-субъектной позиции. В ходе профессиональной подготовки необходимо преодолеть «объектную» позицию студента («меня должны научить», «мне подскажут»), включить его в процесс постановки целей, деятельного их воплощения и ответственной рефлексии сделанного. Развивая субъект-субъектные отношения между преподавателями и студентами, можно способствовать тому, чтобы на этапе обучения в студент смог выбрать ориентиры для формирования своего отношения к деятельности, к себе, к другим.
В основе непрерывного самообразования находится процесс самообучения, самообразования, обеспечивающий не только овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование познавательной, организационной и творческой самостоятельности, являющейся профессионально значимым качеством личности. Поэтому одной из важнейших задач сегодня становится формирование готовности будущих специалистов к самообучению и проявлению творческой активности.
Список используемых источников
1. Брязгунова Е. Н. Самообразование как основа успешности человека [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 310-312. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2175/.
2. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. 540 с.
3. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебное пособие. М., 2002.
4. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2003.
Самообразование как основа успешности человека
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Статья просмотрена: 46190 раз
Библиографическое описание:
Брязгунова, Е. Н. Самообразование как основа успешности человека / Е. Н. Брязгунова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2175/ (дата обращения: 07.12.2021).
Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование.
Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.
Именно современному человеку должен быть близок громко звучащий сегодня девиз «Образование для жизни. Образование через всю жизнь!», который трактуется как активный процесс овладения новыми знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности.
Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решить три основных задачи:
учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;
постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску;
искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.
Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде.
На основании этого существует 4 вида самообразования:
Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).
Познавательное – познание окружающего мира.
Самореализации – изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).
Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.