Занимайся тем что нравится
Заниматься только тем, что нравится: как нас жестоко обманывает эта установка
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Я бы такой заголовок дала всей парадигме современной «глянцевой» психологии. Утрирую, упрощаю – но, кажется, не вру. Это прекрасное новое знание мы подхватили и понесли с восторгом в собственную жизнь и в воспитание детей.
Не хотите делать уроки с детьми? Не делайте! Пусть обретают самостоятельность. Не хотите читать книжку? Не читайте! Лучше мама счастливая, чем озверевшая от нудной «Курочки Рябы»! Лучше пусть ребенок с увлечением лепит пельмени, чем таблицу умножения зубрит – есть и без математики много профессий, что уж.
Собственно, что здесь не так? Со многим я и сама согласна. Но. Проблема в том, что это одновременно и восхитительно полезная правда – и чудовищно вредная ложь. Зависит от того, в каком случае применить. И грань настолько тонка, что применяем мы этот принцип ну очень часто – не к месту и себе во вред. Нет, ладно, не «мы» – просто про себя расскажу.
Вот, например, в детстве мне нравилось рисовать. Я училась в художественной школе и иногда задумывалась, не пойти ли мне «в художники». Но ближе к концу обучения преподаватели сказали, что идти на ближайший худграф бессмысленно, а для поступления в Строгановку или Суриковку стоит все-таки еще попахать – почти год усердно заниматься дополнительно. И как-то вот при слове «пахать» мне сразу разонравилось и рисовать, и быть художником. На энное число лет.
Но лета прошли, а то, что не было реализовано от банальной лени, дает о себе знать. Я периодически рвусь «раздраконить» квартиру акриловой краской (к ужасу домашних), разрисовать фасад (многоквартирного дома) или хотя бы сельский туалет (в цвета «дизайнер поймет, а остальным станет дурно»). Может, оно и неплохо, но чуть более уверенные художественные навыки не помешали бы. Пригодились бы они и в работе: я часто как редактор мучаюсь от того, что вдруг точно понимаю, какая картинка мне нужна, но отрисовать ее на нужном уровне не удается, а заказывать в последний момент уже не у кого.
Примерно об этом мне недавно хорошо сказала учительница по музыке, когда я хотела забирать из музыкальной школы дочь под предлогом, что ей уже не очень нравится.
— Правильно, Елена Константиновна, разумеется, ей не нравится! Занимается-то она мало, уровень еще слабый, а слух и способности хорошие. Конечно, ей ее музыка не нравится! А еще как всякому ребенку не нравятся неудачи – но чтобы были удачи, надо просто заниматься регулярно.
— Призвания! Чтобы точно понять, есть ли призвание к музыке, ей надо выйти на уровень музыки. А не трень-брень. Вот научится лучше играть, послушает себя – тогда поймет, надо ей это, или нет.
В итоге мы забрали ребенка на полтора месяца – подумать. Вернулась она сама, и пока бросать не рвется – разумеется, кроме случаев, когда выпадает разбирать какой-нибудь сложный такт.
Согласитесь, в этом что-то есть. Одно дело, ребенок изначально равнодушен к музыке. Другое – он увлеченно занимается год-другой, а с усложнением программы «сдувается». Родитель думает: «Ну, ему не нравится, поищем что-то другое» – а ребенку не разонравилось само дело, просто пугают трудности, которые нужно помочь преодолеть. Ведь под «лень» и «не хочу» очень часто маскируется страх неудачи.
А часто мама, как человек современный думает: «Да не нравится мне сидеть над его учебниками! Просто у меня такой ребенок – в конце концов, от троек не умирают!» Но там, возможно, «умирает» внутри музыкант, математик или филолог, которому просто вовремя не помогли.
Нам говорят, что правильная мотивация убирает проблему лени. Мол, будет мотивация – и все пойдет само. А если нужно преодоление – значит, вы просто не на том пути. Но знаете, как человек тщеславный я в художественной школе имела достаточно и внешней мотивации – выставки – и внутренней: мне действительно нравилось творить, я использовала под графику каждый лишний клочок бумаги. Правда в том, что преодоление и постоянство – залог любого развития. И, собственно, залог мотивации – устойчивой, а не «Может, попробовать вот это? Ой, как-то сложно. »
Талант – это первоначальный толчок, он дает движение по инерции, а инерция со временем гаснет. Если талант толкнул человека в спорт или искусство, ему все равно потребуются двигатели – усердие, постоянство, новые навыки.
Вероятно, среди современных родителей слишком много тех, кого насильно заставляли восемь классов играть на скрипочке, и потому у них так велик страх «передавить», они готовы бросать вместе с ребенком все занятия при первой сложности – «пропала мотивация». Конечно, это очень полезный опыт и правильное стремление: дать ребенку свободу выбора и самоопределения. Проблема лишь в том, что иногда без некоторых усилий невозможно точно понять: между чем и чем ты выбираешь. Особенно если ты еще юн, самонадеян и беспечен. Здорово, что родители научились давать детям свободу в выборе дорог. Но совсем бросать чадо одного на дороге – рано.
И как человек, который бросал и начинал множество увлечений вполне свободно и без давления взрослых я вижу, что это, конечно, очень многое дает. Но и навык доводить начатое до конца – вещь все-таки очень полезная. А обучаться ей только в тридцать с хвостиком – немного непросто.
И да: проблема для нас, взрослых, как раз в том, что мы часто вообще не хотим обучаться. Это касается не только профессии или нового хобби – здесь как раз еще куда ни шло. Мы не хотим учиться тому, что доставляет малейший дискомфорт и требует хотя бы минимальных усилий: терпению в общении с ближним, самоограничению, самоорганизации, молитве. Мы согласны на «веру в душе» и вместо аскетики «не есть ближних», живущих где-нибудь в Уругвае. Но в том, что касается реальной жизни, все чаще с восторгом применяем бодрые лозунги отдельных популярных психологов с явно непроработанными детскими травмами, которые кричат: «Сложно? А разводись! Не нравится? Да не делай!».
И мы не делаем – не разобравшись, кто же диктует это «не нравится» – действительно «Я» или, по апостолу, «живущий во мне грех»?
Как найти свое призвание и заниматься тем, чем нравится
“Найди что-то более важное, чем ты сам, и посвяти этому жизнь,” сказал однажды философ Дэн Дэннетт, рассуждая о пути к счастью. Но как именно найти то самое занятие? Несомненно, это не происходит случайно. Я убеждена, что найти себя нам помогает любопытство и умение делать выбор, однако поиск своего призвания – процесс сложный и индивидуальный. Несмотря на это, существуют некоторые факторы, помогающие облегчить его. В этой статье мы делимся наблюдениями семи мыслителей, которые рассуждали о том, как зарабатывать на жизнь, занимаясь своим любимым делом.
Пол Грэм о том, как заниматься любимым делом
Каждые несколько месяцев я заново открываю для себя и с жадностью перечитываю замечательную статью основателя компании Y-Combinator Пола Грэма (Paul Graham) под названием “Как делать то, что вам больше всего нравиться” (“How to Do What You Love”), написанную в 2006 году. Статья великолепна, но самой важной и актуальной мне показалась ее часть, в которой автор рассуждает об общественном мнении и о том, что престиж не является показателем успеха:
“Я думаю, не стоит переживать о мнении о вас окружающих, за исключением ваших друзей. Не стоит также беспокоиться о престиже. Престиж – это мнение остальных.”
“Престиж – сильнейший магнит, способный исказить даже ваши собственные представления о том, что приносит вам удовольствие. Он заставляет вас работать не над тем, что вы любите, а над тем, что вам хотелось, чтобы вы любили.”
“Престиж и вдохновение неразрывно связаны. Если у вас что-то очень хорошо получается, вы сможете превратить это занятие в престижное. Многие явления, которые мы считаем престижными, были далеки от этого в начале своей истории. Примером этого может служить джаз, хотя любой вид искусства подойдет под это описание. Поэтому занимайтесь тем, что доставляет вам удовольствие, и не задумывайтесь о престижности.”
“Престиж представляет особую опасность для людей амбициозных. Если вам нужно заставить человека с амбициями тратить свое время на выполнение каких-либо поручений, заставьте его поверить в то, что он будет выполнять престижную работу. Именно поэтому многие люди выступают с речами, пишут предисловия, работают в комитетах, занимают должность начальника отдела и т.д. Советую взять за правило избегать выполнения какого-либо задания с налетом престижности. Если бы оно было действительно стоящим, на него на навешывали бы ярлык престижа.”
Ален де Боттон об успехе
Ален де Боттон (Alain de Botton), современный философ и автор книг по самосовершенствованию, написанных в художественном стиле, занимается изучением парадоксов и заблуждений, порожденных нормами нашей культуры.
В книге “Радости и печали работы” (“The Pleasures and Sorrows of Work”) де Боттон с присущими ему остроумием и мудростью обращается к теме профессиональной деятельности, изобличая обманчивость “успеха”.
“Интересная особенность успеха – мы думаем, что знаем, что это такое. Очень часто наши представления о счастливой жизни на самом деле не являются нашими. Они впитываются нами от других людей. Мы также впитываем рекламу, сообщения из телевизора и прочее. Это сильнейшие источники, определяющие наши желания и то, как мы воспринимаем самих себя. Я не говорю о том, что необходимо избавиться о наших представлениях об успехе, а лишь о том, что важно убедиться, что представления эти на самом деле нашего авторства. Я советую каждому сфокусироваться на ваших идеях и проверить, действительно ли они принадлежат вам, действительно ли вы являетесь авторами ваших собственных амбиций. Не добиться желаемого – плохо, но гораздо хуже жить думая, что тебе нужно одно, а в конце своего пути понять, что это вовсе не то, чего бы на самом деле хотелось.”
Хью Маклеод о том, как устанавливать границы
Художник-мультипликатор Хью Маклеод (Hugh MacLeod) знаменит не только своими провокационными каракулями, но и категоричными суждениями о креативности, культуре и смысле жизни. В книге “Игнорируй всех: и 39 других рецептов креативности” (“Ignore Everybody: and 39 Other Keys to Creativity”) Маклеод собрал свои самые мудрые советы для творческих людей. Особенно близкой моим собственным суждениям о важности выбора мне показалась вот эта его мысль о необходимости устанавливать границы:
16. “Наиболее важная вещь, которую может усвоить творческая личность в плане работы – это умение провести черту, которая отделит то, что вы согласны делать, от того, что не согласны.
Искусство страдает с того момента, когда люди начинают платить за него. Чем больше ваша потребность в деньгах, тем больше окружающие будут указывать вам, чем заниматься. Тем меньше вы будете контролировать ситуацию. Тем больше дерьма вам придется проглотить. Тем меньше удовольствия вы будете получать от творчества. Имейте это в виду и планируйте ваш путь с учетом вышесказанного.”
Затем Маклеод говорит о престижности, высказывая мнение, схожее с мнением Грэма:
28. “Лучший способ получить одобрение – не нуждаться в нем. Это правило применимо к искусству и бизнесу. Любви. Сексу. Всему действительно стоящему.”
Льюис Хайд о разнице между работой и трудом
Одна из самых лучших книг о творчестве всех времен – произведение Льюиса Хайда (Lewis Hyde) “Дар: как творческий дух преображает мир” (“The Gift: Creativity and the Artist in the Modern World”), вышедшее в 1979 году. О нем Дэвид Фостер Уоллес сказал знаменитую фразу: “Никакой человек, ранее занимавшийся творчеством, не сможет остаться прежним после прочтения этой книги.”
В приведенном ниже отрывке Хайд объясняет разницу между работой и творческим трудом, осознав которую мы сможем приблизиться к столь желаемой профессиональной самореализации:
“Работа – это то, что мы делаем почасово и по возможности за деньги. Работа – это когда люди сваривают кузовы автомобилей на сборочной линии, моют посуду, рассчитывают налоги, делают обходы в психиатрической клинике, собирают спаржу на участке. Труд, наоборот, задает свой собственный ритм. Мы можем получить за него вознаграждение, но измерить его будет тяжелее. Примеры труда – это создание стихотворения, воспитание ребенка, разработка нового метода исчисления, преодоление состояния невроза, изобретение чего-либо.
Работа – это намеренная деятельность, совершаемая по воле человека. Труд также может быть намеренным, что может проявится в проведении подготовительной работы либо уклонении от выполнения дел, способных помешать труду. Однако помимо этих моментов, труд протекает по собственному графику.”
Психолог Михай Чиксентмихайи дал название качеству, которое отличает труд от работы, – “поток”. Для состояния потока характерны сильная сфокусированность и четкость мышления, а также ощущение “утраты” самого себя, потеря счета времени и чувство принадлежности к чему-то важному. Если вы когда-либо просиживали ночь напролет, работая над собственным проектом, либо 20 часов подряд сочиняли любовное письмо, то наверняка испытывали состояние потока и творческий труд вам знаком.
Стив Джобс о постоянном поиске
В своем легендарном обращении к выпускникам Стэнфордского университета 2005 года Стив Джобс (Steve Jobs) красноречиво высказался о том, что поиск любимого дела нужно продолжать до тех пор, пока не найдешь его. В процессе поиска, по словам Джобса, самую важную роль играет интуиция человека:
“Ваша работа будет занимать существенную часть вашей жизни, и единственный способ быть по-настоящему удовлетворенным – это выполнять хорошую, на ваш взгляд, работу. А выполнять хорошую работу можно,только если ты любишь то, что делаешь. Если вы еще не нашли для себя такое занятие, продолжайте поиски. Не останавливайтесь. Когда встречаешь настоящую любовь, то сразу понимаешь это, и в поиске любимого дела все обстоит точно так же. И, как всякие крепкие взаимоотношения, с годами привязанность к любимому делу только возрастает. Поэтому продолжайте поиски, пока не найдете то самое. Не останавливайтесь.”
Роберт Кралвич о друзьях
Роберт Кралвич (Robert Krulwich), сопродюсер замечательной радиопрограммы Radiolab на волне WNYC, автор интереснейшего сайте о науке Krulwich Wonders и лауреат Премии Пибоди за значительный вклад в радиовещание, является одним из лучших современных журналистов. Обращаясь с речью к выпускникам Беркли, он подчеркнул важнейший социальный аспект работы – наличие социальных связей, гораздо более значимых и честных по сравнению с престижностью и одобрением окружающих.
“На своем жизненном пути вы обретете работу, но также вы обретете привязанность к тем людям, которым вы помогли и которые помогли вам. Не важно, какой статус в обществе занимают ваши друзья. Важно, чтобы они уделяли вам время, бросали вам вызов, помогали в работе и всегда были готовы подставить дружеское плечо. Возможно, вы обретете силу именно в друзьях.”
“Если можете – влюбляйтесь, в свою работу, в людей, с которыми работаете, в свои мечты и их мечты. Не забывайте того, что привело вас в этот университет. Не забывайте того, ради чего вы тут учились. Верьте в свои друзей. Верьте, в то, что ваши мысли и мысли ваших друзей, а также то, как вы их выражаете, несут в мир что-то новое.”
Манифест Холсти
Манифест Холсти (Holstee Manifesto) – красивое послание о смысле жизни, отрывок из которого мы приводим далее:
“Это твоя жизнь. Делай то, что тебе нравится, и делай это часто. Если тебе что-то не нравится, измени это. Если тебе не нравится твоя работа, увольняйся. Если тебе не хватает времени, перестань смотреть телевизор. Если ты занимаешься поиском свой второй половинки, остановись. Она появится в твоей жизни, как только ты начнешь заниматься любимым делом.”
Слова манифеста теперь печатаются на постерах, поздравительных открытках и даже детских слюнявчиках, ведь учиться слушать свое сердце никогда не рано.
«Занимайся тем, что нравится»: почему советы найти своё призвание не работают
Любимая работа — редкое счастье. И, конечно, все родители желают своим детям найти «дело по душе». Но оказывается, что именно эта формулировка, сотню раз сказанная ребёнку, не только не поможет, но осложнит поиск дела жизни. Учёные из Стэнфордского университета провели исследование и выяснили, какие стереотипы мешают нам найти работу, которая будет и приносить удовольствие, и помогать развиваться.
Советы в духе «следуй за своей мечтой» или «занимайся только тем, что тебе нравится» не помогают (наверное, все догадывались), а только сбивают нас с толку. Они искажают наши представления о том, что это вообще такое — истинное призвание. И уж точно никак не помогают понять, что нам действительно интересно.
Кэрол Дуэк, профессор психологии Стэнфордского университета, решила провести небольшой эксперимент. Она спросила студентов: «Кто из вас действительно ищет своё призвание?». Почти все подняли руку. «Им кажется, что призвание — это такая волна, которая внезапно накрывает с головой, и внезапно приносит понимание, что дело твоей жизни — это, например, медицина. Бабах, и все. Ура! И при этом они уверены, что „призвание“ непременно станет источником неисчерпаемой мотивации», — объясняет Дуэк.
Пол О’Киф, помощник профессора психологии из колледжа Yael-NUS в Сингапуре, уверен: если работа не приносит молодому специалисту ярких эмоций и кажется рутиной — он сразу начинает думать, что занимается не тем, что ему подходит.
Призвание — это миф, а интерес к делу не появится из ниоткуда
О’Киф и ученые из Стэнфорда Кэрол Дуэк и Грег Уолтон провели исследование, которое доказывает, что многим из нас давно пора изменить свои представления о «призвании». Интерес к любому делу невозможно «найти», его нужно развить, утверждают учёные.
В статье, опубликованной по итогам исследования в Psychological Science, авторы выделяют два разных типа мышления.
1. «Фиксированное мышление», при котором человек считает, что интересы — это устойчивые качества, которые даются нам от рождения и их нужно только обнаружить.
2. «Мышление роста» («гибкое мышление»), при котором человек убежден, что интересы можно и нужно развивать.
Чтобы разобраться, как эти типы мышления влияют на нас, ученые провели ряд экспериментов, участниками которых стали обычные студенты.
С самого начала учёные разделили молодых людей на две группы: одни студенты интересовались техническими науками, другие — гуманитарными. Затем с помощью опроса исследователи определили, кто из студентов придерживается теории «фиксированного мышления», а кто «гибкого». Только после этого они приступили к экспериментам. Некоторые испытания показали, что сторонники теории «фиксированного мышления» совсем не интересуются темами, которые не отвечают их увлечениям. Как следствие — пропускают полезные лекции или отказываются от возможностей, которые не входят в сферу их интересов (но могут быть полезными в будущем).
К тому же приверженцы теории врожденных интересов склонны слишком быстро сдаваться. Они считаю, что в любимом деле не могут возникать трудности. Поэтому, если появляются проблемы, они легко отказываются от начатого дела.
Люди с гибким сознанием, наоборот, меньше боятся ошибок. Они уверены, что при определенных условиях любой человек может заинтересоваться практически чем угодно (кстати, нейробиологи это тоже подтверждают).
Как тип мышления влияет на выбор работы
Люди с «фиксированным мышлением» выбирают работу, которая подходит им с самого начала. То есть обращают внимание на удобство (пусть и на самой низкой ступени), а не на перспективы. Они ставят удовольствие от работы выше повышения по службе и хорошей зарплаты. Сторонники «мышления роста» действуют совсем по-другому. Они постоянно совершенствуются, чтобы впоследствии добиваться новых высот. Поэтому выбирают работу, которая предполагает и выход из зоны комфорта, и риски, и продвижение.
Можно ли развить гибкое мышление
Точного ответа на этот вопрос, как и советов, у исследователей нет. Но если родители своим примером показывают, что не стоит боятся трудностей, не надо боятся пробовать новое, не навешивают штамы вроде «ты прирождённый математик», всё должно быть в порядке. Ещё стоит поощрять стремление ребёнка самому разобраться, что ему нравится — от выбора игрушек до выбора спортивной секции (или музыкальной школы).
Перевод: Дарья Жаркова. Фото: Shutterstock (Everett Collection)
Занимайтесь тем, что нравится!
Жизнь прекрасна, когда человек имеет возможность заниматься тем, что ему по душе. Когда он точно знает, что приносит ему удовольствие. А еще лучше, когда то, чем действительно нравится заниматься в жизни, приносит еще и доход. Однако обстоятельства у всех разные, и не всегда удается совместить приятное с полезным. Поэтому в этой статье не будет призыва срочно бросать нелюбимую работу. Просто расскажем, почему важно заниматься тем, что нравится.
Свой интерес
У каждого человека свой интерес. Кто-то любит путешествовать и познавать мир. Кто-то увлекается рукоделием, резьбой по дереву, изготовлением интересных поделок из природных материалов. Есть множество занятий, которые приносят не только удовольствие, но и во многих случаях доход. Если же не удается сделать хобби основным источником дохода, то ни в коем случае нельзя его бросать. Необходимо находить достаточно времени, чтобы заниматься любимым делом.
Бывает, что у человека нет хобби, и он не может выбрать. Как узнать, чем нравится заниматься? Это происходит в основном интуитивно, но если совсем сложно, то следует изучить различные виды искусства и творчества, посмотреть ролики в интернете, узнать, что сейчас модно и популярно. Обязательно найдется то, что действительно заинтересует.
Интересы не случайны
Если то, чем человек занимается, не навязано ему извне, то это не случайно. Человек может быть связующим звеном между тем, что он делает, и его прошлым опытом. Например, художница Винди Чьен стала достаточно известной в США и за пределами этой страны. Она много лет работала в Apple, но понимала, что это не совсем ее дело. В поисках себя она обнаружила свое хобби — стала вязать узлы из веревок, делать различные композиции с использованием предметов из дерева, декор и инсталляции. Первое время она не понимала, почему ей больше всего нравится именно это. Но озарение пришло: ее отец любил заниматься плотничеством, а мама преподавала макраме. Это и совместилось в ее хобби. Винди действительно любит то, чем занимается, а ее клиенты восхищаются реализованными проектами.
Еще может быть так, что любимое дело связано не с прошлым опытом, а с будущим. Тут тоже можно привести интересный пример. Любопытство и интуиция привели Стива Джобса на занятия по каллиграфии, где он узнал о пропорциональных и серифных шрифтах. Знал ли он тогда, что ему пригодятся эти знания? Нет! Но шрифтовая графика была вписана в первую операционную систему Mac и задала стандарт для персональных компьютеров. Стив говорил, что нужно довериться своей интуиции, судьбе, жизни, карме или чему-то еще и заниматься тем, к чему лежит душа. Рано или поздно придет понимание, почему вы этим занимались.
Любимое дело — это не всегда радость
Когда вы занимаетесь своим делом, вы можете переживать целую гамму эмоций: радость, восхищение, благодарность за то, что у вас отлично получается, или… страх, гнев, обиду из-за того, что не выходит так, как хочется. Некоторые даже бросают свое дело из-за неудач. Но по-настоящему свое невозможно бросить навсегда.
Даже если ваша работа не связана с хобби, и нет никакой возможности это исправить, в свободное время обязательно занимайтесь, чем вам нравится. Это принесет радость, удовольствие, поможет сократить стресс и зарядиться энергией. А если вы еще находитесь в поиске своего дела, попробуйте пройти курс Викиум «Творческое мышление». Он помогает развить креативность, научиться генерировать идеи и находить оригинальные решения в различных ситуациях.