Занятие что я знаю о себе
Конспект НОД «Что я знаю о себе» для детей старшей группы
Оксана Сукач
Конспект НОД «Что я знаю о себе» для детей старшей группы
Тема непосредственной образовательной деятельности:
«Что я знаю о себе?» для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей:
познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
• Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.
• Дать знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей, познакомить со значением своего имени.
• Формировать у старших дошкольников умения делать простейшие умозаключения.
•Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
• Развивать умения составлять предложения по вопросам, опорным картинкам, схемам.
Воспитывать социальные навыки: умения работать в паре, по подгруппам, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитывать интерес к своему здоровью, как одной из основных ценностей.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Демонстрационный материал: картина «Органы чувств», схемы «Как развивается человек», картина с изображением мальчика и девочки.
Раздаточный материал: зеркала на каждого ребенка, игра «Органы чувств», карточки с разным цветом глаз.
— Я рада вас видеть. Вы все такие красивые, нарядные. Подскажите, как мне к вам обратиться, чтобы назвать всех вас одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки т. д.)
— А дети – это кто? (Дети – это маленькие люди)
— Чем все люди похожи? (Люди имеют голову, туловище, две руки, две ноги. Люди разговаривают, питаются, одеваются и т. д.)
— Ребята, а люди все одинаковые? (Нет)
— У нас у всех очень много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Давайте попробуем разобраться в этом трудном вопросе и понять, что мы знаем о себе. Чтобы нам было легче, нам помогут картинки-подсказки. Я буду показывать картинки, а вы отвечайте, что видите на них. (Воспитатель выставляет картинку с изображением мальчика и девочки, дети отвечают. Воспитатель просит встать сначала мальчиков, а затем девочек).
— Ребята, как вы обращаетесь друг к другу? Называете ли вы друг друга «мальчик» или «девочка»? (дети отвечают, что называют друг друга по именам).
— Раз у каждого из нас есть имя, давайте будем знакомиться. Меня зовут Оксана Петровна, как зовут вас? (Дети по очереди называют свои имена).
— Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным. Каждое имя имеет своё значение. Вы знаете, что обозначает ваше имя? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель читает из словаря, что обозначает имя каждого ребёнка).
— Ребята, знаете ли вы, что у каждого из нас есть пять надёжных помощников, которые всегда с нами? Назовите их. (Воспитатель показывает картинку с изображением органов чувств).
— Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы детей)
— Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть всё, что есть вокруг. Глаза есть у каждого человека, но они у всех разные по цвету (Карие, серые, зелёные, голубые и т. д.? Знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? Сейчас мы с вами проведём эксперимент и выясним, сколько у нас в группе кареглазых, сероглазых и зеленоглазых детей и есть ли детки с голубыми глазами. (Воспитатель раздаёт детям зеркала и картинки с изображением глаз разного цвета).
— Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть в зеркало, определить, какого цвета у вас глаза и сравнить цвет с картинками. По моей команде вы должны построиться в группы с одинаковым цветом глаз. (Дети рассматривают себя в зеркале и сравнивают глаза с изображением на картинках)
— Раз, два, три, карие глазки ко мне подходи! (Воспитатель демонстрирует картинку с изображением карих глаз, дети с карими глазами выходят и строятся в группу) и т. д.
— Ребята, для чего нам нужны уши? (ответ детей)
— Для чего нам нужен нос? (ответ детей)
— Для чего нам нужен язык? (ответ детей)
— Для чего нам нужна кожа? (ответ детей, если дети затрудняются, воспитатель объясняет значение кожи)
— Кожа – это наша одежда, которая защищает организм от переохлаждения и перегревания, от вредных микробов и травм. Знаете ли вы, что кожа – это самый большой орган человека.
— Как можно назвать одним словом глаза, уши, уши, язык, нос и кожу? (органы чувств).
— Как вы думаете, почему органы чувств имеют такое название. (Когда мы смотрим, слушаем, нюхаем, определяем, вкус, то познаём окружающий нас мир, чувствуем его. Поэтому такие органы человека назвали органами чувств.
— Все ли из вас знают, как нужно ухаживать за органами чувств? Это мы сейчас проверим.
— Дети делятся на три команды, каждой из которых даётся задание разложить картинки с изображением и определить, что наносит вред, а что приносит пользу органам чувств. Дети комментируют свой выбор.
— Все ли из вас знают, где находятся глаза, уши, нос. Я буду называть поочерёдно органы чувств, а вам нужно будет показывать их на себе. Будьте внимательны, я могу вас запутать.
Игра «Уши, глаза, нос»
Игра (индивидуальная) –дополнительно три участника выполняют задание за столами: размещают органы чувств на лице человека (аппликация).
— На свете есть люди, которые лишены каких-то органов. Если глаза не видят, люди слепые, если люди не слышат, люди глухие. Из-за несчастных случаев бывает, что люди лишаются ноги или руки. Им очень тяжело жить. К таким людям необходимо относиться с уважением и сочувствием, им нужно помогать.
— У вас, ребята, все важные органы в порядке, значит вы все здоровые и счастливые дети.
— Воспитатель демонстрирует картинку-подсказку с изображением рук.
— Для чего нам нужны руки (ответы детей).
— Я предлагаю вам поиграть в игру «Зеркало» для того, чтобы показать движения, которые могут выполнять наши руки.
Задание: Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребёнок показывает движения, а другой ребёнок, выполняя роль отражения, повторяет их.
Следующая картинка-подсказка – «Как развивается человек»
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением людей в разный период развития, с рождения до старости и просит детей составить рассказ по картинкам.
Воспитатель подводит итог: с годами человек меняется, из слабого и беспомощного в детстве в сильного и крепкого в молодости, а к старости наше тело изнашивается и становится слабым. Во многом от нас самих зависит, как долго мы будем молодыми и здоровыми. Как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы сохранить здоровье и молодость как можно дольше. (Ответы детей).
— Ребята, какие вы удивительные и интересные собеседники. Мне было очень приятно с вами общаться. Было ли интересно вам играть и общаться со мной? Что вам больше всего понравилось?
— Я желаю Вам, чтобы вы выросли хорошими, добрыми людьми.
— Удачи вам. До свидания!
Сценарий праздника для старшей группы «Знает вся моя семья, знаю ПДД и я!» Сценарий для старшей группы. «Знает вся моя семья, знаю ПДД и я!» Под музыку дети входят в украшенный музыкальный зал. Ведущий: Добрый.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Расскажи Деду Морозу о себе» Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», Технологии: игровые, речевые,.
Сценарий викторины «Что? Где? Когда?» по валеологии с детьми старшей группы «Сам себе доктор» Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья. Программные задачи: расширить.
Паспорт проекта по здоровьесбережению в старшей группе «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Участники проекта: дети, родители, педагоги старшей группы МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко». Вид проекта: долгосрочный.
Познавательное занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» в старшей группе Бондаренко Ирина ВладимировнаПознавательное занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» в старшей группеЦель: : учить самостоятельно.
Сценарий занятия по обучению грамоте в старшей группе «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» Цель: звуковой анализ слова «ручка». Задачи: Вовлекать детей в речевую деятельность через решение проблемных ситуаций и выполнение различных.
Валеологический проект «Что я знаю о себе?» Проект «Что я знаю о себе?» направлен на воспитание культурно – гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «я «- строении.
Конспект НОД «Что я знаю о себе?» для детей средней группы 4–5 лет
Формировать понятие человек, как личность, формировать умение чувствовать свой организм; закреплять умение находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия; воспитывать интерес к своему здоровью, как одной из основных ценностей.
— Здравствуйте! Я рада вас видеть. Вас сегодня так много собралось в группе, как же мне вас называть, чтобы назвать всех вас одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки т. д.)
— Хорошо, а дети – это кто? (Дети – это маленькие люди)
— Ребята, а чем все люди похожи? (Люди имеют голову, туловище, две руки, две ноги. Люди разговаривают, питаются, одеваются и т. д.)
— А теперь посмотрите друг на друга, все ли мы одинаковые? (Нет)
— У нас у всех очень много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Давайте попробуем разобраться в этом трудном вопросе и понять, что мы знаем о себе.
— Давайте подумаем чем мы отличаемся друг от друга?
(Полом, ростом, цветом глаз, цветом и длиной волос)
— Ребята, как вы обращаетесь друг к другу? Называете ли вы друг друга «мальчик» или «девочка»? (дети отвечают, что называют друг друга по именам). Значит мы еще отличаемся именами.
— Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть пять надёжных помощников, которые всегда с нами? Назовите их. (Воспитатель показывает картинку с изображением органов чувств).
— Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы детей)
— Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть всё, что есть вокруг. Глаза есть у каждого человека, но они у всех разные по цвету (Карие, серые, зелёные, голубые и т. д.?
— Ребята, для чего нам нужны уши? (ответ детей)
— Для чего нам нужен нос? (ответ детей)
— Для чего нам нужен язык? (ответ детей)
— Для чего нам нужна кожа? (ответ детей)
— Кожа – это наша одежда, которая защищает организм от переохлаждения и перегревания, от вредных микробов и травм. Знаете ли вы, что кожа – это самый большой орган человека.
— Как можно назвать одним словом глаза, уши, уши, язык, нос и кожу? (органы чувств).
— Как вы думаете, почему органы чувств имеют такое название. (Когда мы смотрим, слушаем, нюхаем, определяем, вкус, то познаём окружающий нас мир, чувствуем его. Поэтому такие органы человека назвали органами чувств.
— Все ли из вас знают, где находятся глаза, уши, нос. Я буду называть поочерёдно органы чувств, а вам нужно будет показывать их на себе. Будьте внимательны, я могу вас запутать.
Игра «Уши, глаза, нос»
— На свете есть люди, которые лишены каких-то органов. Если глаза не видят, люди слепые, если люди не слышат, люди глухие. Из-за несчастных случаев бывает, что люди лишаются ноги или руки. Им очень тяжело жить. К таким людям необходимо относиться с уважением и сочувствием, им нужно помогать.
— У вас, ребята, все важные органы в порядке, значит вы все здоровые и счастливые дети.
И так давайте подведём итог. Все люди похожи, но в то же время отличаются друг от друга. Чем же мы похожи? (у всех есть голова, ноги, руки, нос, глаза, уши и внутренние органы)
А чем же отличаемся? (цветом глаз, волос, ростом)
Ребята, какие вы удивительные и интересные собеседники. Мне было очень приятно с вами общаться.
— Я желаю Вам, чтобы вы выросли хорошими, добрыми людьми.
— Удачи вам. До свидания!
Конспект беседы с детьми средней группы «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу» Дети входят в спортивный зал под музыку и строятся в круг. Инструктор: здравствуйте, ребята сегодня мы поговорим о здоровье. Кто хочет быть.
Конспект НОД «Что я знаю о безопасности?» в средней группе «Яблонька» Цель: формирование осознанного безопасного поведения. Задачи:- обобщать представления детей о правилах безопасного поведения;.
Конспект НОД по развитию речи «Что я знаю о космосе» в средней группе Задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания.
Конспект занятия по ознакомлению с социальной действительностью «Что я знаю о себе» Конспект занятия по ознакомлению с социальной действительностью на тему: «Что я знаю о себе». Цель: познакомить детей со строением тела.
Планирование модуля «Какой я, что я знаю о себе» Цель: Дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в здоровом образе жизни, первые понятия о своем теле. Задачи:.
Педагогический проект «А я знаю наизусть» для средней группы Проблема: «Расскажи стихотворение наизусть….» попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет….» и еще.
План-конспект для детей 6–7 лет по лепке из глины «Кошка, которая гуляла сама по себе» Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.
Проект «Кто я? Что я знаю о себе? Я мальчик — я девочка» ПРОЕКТ НА ТЕМУ «КТО Я? ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ? Я МАЛЬЧИК – Я ДЕВОЧКА». СОСТАВИЛ И РЕАЛИЗОВАЛ ПРОЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ.
Сценарий викторины «Я знаю свой город» для старшей группы Викторина «Я знаю свой город» (для старшей группы, воспитатель Черкашина Т. Г.) Цели и задачи: обобщение знаний о своем родном крае; закрепление.
Конспект НОД по познавательному развитию «Что я знаю о себе» для средней группы
Ирина Глинская
Конспект НОД по познавательному развитию «Что я знаю о себе» для средней группы
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Что я знаю о себе». Воспитатель Глинская Ирина Васильевна. МБДОУ «Детский сад № 90» город Курган.
Цель: расширять у детей представления об органах чувств. Сформировать у ребёнка представление о своём теле, его проблемах и взаимодействии с внешним миром. Познакомить детей с особенностями кожи. Развивать речь и расширять словарь. Воспитывать стремление заниматься зарядкой и закаливанием.
Словарь: зрение, обоняние, слух, вкус.
Методические приёмы: вопросы к детям, опыты, инсценировка, загадки, чтение стихотворения, ритмические упражнения.
Предварительная работа: беседы об умывании, подготовка инсценировки.
Ход НОД:
— Сейчас мы поиграем в интересную игру «Угадай ка». Вам надо угадать, какой предмет спрятан за ширмой (Выбирается ребёнок, смотрит, что спрятано. Отвечая на вопросы воспитателя, ребёнок описывает увиденный предмет, не называя его, а все дети должны узнать предмет).
Вопросы для угадывания: этот предмет живой или неживой? Из чего он сделан? Для чего предназначен? (стакан).
— Что помогло справиться с загадкой? Глаза.
— А теперь ещё одна загадка, которую вы будете разгадывать с помощью своего носа. Желающему мы завяжем глаза и дадим понюхать содержимое стаканчиков, нужно угадать, где простая вода, а где одеколон.
— Ребята, а что помогло справиться с этой загадкой? Правильно, наш нос помогает нам различать запахи.
— Теперь третья загадка. Вот здесь в стаканчиках простая вода и сладкая. Как вы думаете, что же теперь поможет узнать, в каком стакане какая вода? Правильно – язык. (Выбранный ребёнок разгадывает эту загадку).
— Вам понравилось угадывать? Тогда вот вам ещё одна загадка. Закройте все глаза и угадайте, что я делаю. (Хлопаю в ладоши) Что же я делала? А как вы узнали? Правильно, теперь вам помогли уши т. е. слух.
— Вот мы с вами и узнали,какую важную роль играют для человека его органы чувств: зрение, обоняние, вкус, слух. Глаза, нос, язык, уши помогают нам узнавать окружающий мир.
— А сумеете ли вы угадать, в каком из этих стаканов тёплая, а в каком холодная вода? Как это сделать? (потрогать)
— Как вы думаете, зачем человеку кожа? (ответы детей).
С помощью кожи человек может определить температуру окружающих предметов. Кожа чувствует, где колко, а где мягко. А ещёу нашей кожи есть очень важная работа: сохранять тепло нашему организму, избавляться от лишнего тепла.
Только и кожа нуждается в нашей помощи. Коже тоже надо дышать, она, как и мы, любит свежий воздух. Больше всего устаёт кожа на ногах, на ступнях, ведь наши ноги всегда одеты в носки, тапочки и другую обувь. Значит, там она почти не дышит, давайте снимем сандали и пройдём по полу в одних носках.
— Посмотрите друг на друга и скажите, а где кожа на нашем теле самая закалённая? (ответы)
Правильно, на руках, на лице у нас самая закалённая кожа, потому что она чаще всех дышит свежим воздухом. Садитесь на стульчики, обувайтесь.
— Мне кажется, что за дверью кто-то есть. (Завожу чумазую девочку, заранее подготовленную).
— Ой, какая грязная девочка! Давайте спросим, почему она такая. (Инсценировка)
1 ребёнок: Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
чёрные ладошки, на локтях – дорожки.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.
2 ребёнок: Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный будто закопчённый.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала,
3 ребёнок: Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра, ноги, как у негра.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала,
Вот они и загорели.
4 ребёнок: Ой, ли, так ли? Отмоем всё до капли, ну-ка, дайте мыло!
-Этой девочке надо вымыться. Давайте научим её, расскажем, как надо умываться.
Что сначала надо сделать? (Закатать рукава).
Что нужно взять, чтобы отмыть грязь? (Мыло, губку).
— Вот тебе, девочка, все принадлежности, иди и умойся, не ходи такой грязной.
-Да, дети, грязь – это большой враг для нашей кожи. Она забивает маленькие отверстия, мешая коже и организму дышать. А вода и мыло быстро прогоняют грязь.
-А ещё нашему здоровью помогает зарядка, встаньте в круг. (Под музыку проводятся ритмические движения по выбору воспитателя).
— Вот как много нового и интересного мы узнали сегодня про наш организм.
«Что такое горы?» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет Программное содержание: Продолжать формировать представления детей о планете Земля (имеет разную поверхность, на ней можно обнаружить впадины,.
Конспект НОД «Что есть в доме моём?» по познавательному и социально-коммуникативному развитию детей средней группы Тема: «Что есть в доме моём» (посуда, мебель.) Цель: Познакомить с историей посуды (ложки, кувшина, мебели (кресла, называть внешние.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей с ЗПР средней группы Программные задачи: Формировать представления у детей об основных цветах спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый); о возможности.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в страну математики» для детей средней группы ДОУ Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Конспект НОД с детьми второй младшей группы (3–4 года) по познавательному развитию «Что мы знаем о воде?» Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением. Задачи: Образовательные: • Дать детям понятия о свойствах воды (вкусе, цвете,.
Методическая разработка занятия для средней группы «Что земля в себе таит?» Программное содержание: Дать знания о полезных ископаемых, минералах и камнях. Развивать потребность в экспериментирование, воспитывать.
План-конспект интегрированного занятия для подростков «Что я знаю о себе»
Данное занятие является одним из проекта по теме «Познай себя и других». Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности подростков. Задачи: формирование и воспитание духовно-нравственных привычек поведения (взаимопомощь, доброжелательность, дружба, трудолюбие, бережливость, искренность, вежливость, гуманность, отзывчивость, эмпатия, человечность, любовь, доброта).
Просмотр содержимого документа
«План-конспект интегрированного занятия для подростков «Что я знаю о себе»»
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
интегрированного занятия для подростков
Дубинская Елена Владимировна
Актуальность. Проблема формирования нравственных качеств личности подростков, привычек нравственного поведения и духовно нравственного воспитания стояла перед педагогами всегда. Сегодня задача нравственного развития детей актуализируется, из-за сложившейся ситуации в современном обществе.
Угроза отчуждения человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, бездуховность, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом перед педагогами и психологами.
Однако, при всем многообразии различных программ педагоги отмечают нарастание агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах у детей подросткового возраста.
Воспитанниками нашего Центра являются воспитанники детских домов. Поэтому, проблема духовно-нравственного воспитания стоит перед педагогическом коллективом как одна из важных задач, которую мы решаем с помощью проведения занятий по данной теме.
На наш взгляд, нравственное воспитание не должно ограничиваться знакомством с некоторыми нравственными нормами – правилами вежливости, этикета, а требуются методы, которые позволяют принять морально-нравственные и духовные нормы эмоционально, личностно и осознанно. Важность этой задачи очевидна.
Духовно-нравственное воспитание процесс, пролонгированный во времени, который предполагает внутреннее изменение каждого участника что, безусловно, затрудняет оценку эффективности проводимой работы. Так как подростки находятся в нашем Центре в условиях временного пребывания (10 месяцев).
Однако, и за такой не большой отрезок времени, мы отмечаем положительную динамику в становлении и развитии личности наших воспитанников.
Можно пронаблюдать складывающиеся нравственные привычки ребенка, которые отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Воспитание нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения.
Исходя из вышеизложенного, мною был разработан проект.
Данное занятие является одним из проекта «Познай себя и других».
Целью занятий является изучение и внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания у детей подросткового возраста в условиях временного пребывания (10 месяцев).
1. Воспитание привычек духовно-нравственного поведения (взаимопомощь, доброжелательность, трудолюбие, бережливость, искренность, гуманность, вежливость, дружелюбие, отзывчивость, эмпатия, человечность, любовь, доброта).
2. Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм, умению сочувствовать обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо, осуждению лжи, и поощрению когда говорят правду.
3. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник); формировать позитивный «образа-Я» (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
4. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за непристойный поступок.
5. Формировать навыки культуры общения с взрослыми (напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу).
6. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
7. Педагогическая диагностика (наблюдения и мониторинг) уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения.
Таким образом, занятия соответствуют принципу развивающего образования. Дети увлечённо занимаются разной деятельностью. Весь сюжет занятия построен в интерактивной форме, направленной на достижение следующих целевых ориентиров: овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, способность выбирать себе участников по совместной деятельности, способность договариваться и учитывать интересы и чувства других, способность сопереживать неудачам и способность радоваться успехам других.
Особое внимание в данном цикле уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению психологического здоровья детей, а также воспитанию таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к взрослым, традиционным ценностям, друг другу.
Поэтому воспитатель организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения, так как он является одним из главных образцов поведения, которое он демонстрирует воспитанникам.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Формы, методы и приёмы работы по духовно-нравственному воспитанию и самопознанию:
— Чтение рассказов, притч, стихотворений, народных и авторских сказок, литературных произведений с обсуждением, целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
— Работа с пословицами, поговорками, метафорой, высказываниями;
— Работа с персоналиями;
— Этический тренинг (моделирование и разбор ситуаций о взаимоотношениях людей);
— Дидактические, интеллектуальные, коммуникативные, сюжетно-ролевые, деловые игры;
— Приведение собственных примеров (актуализация жизненного опыта воспитанников);
— Игры-приветствия «Улыбка по кругу», «Рукопожатие»;
— Диагностика настроения (нарисуй своё настроение, выбери цвет, соответствующий твоему настроению);
— Музыкальный настрой, релаксация;
— Заучивание стихов, пословиц и поговорок;
— Творческие работы – изготовление поделок, коллажей (рисунки), иллюстрирование понятий.
— Художественное слово, заучивание стихов, пословиц и поговорок;
— Творческие работы – изготовление поделок, коллажей (рисунки), иллюстрирование понятий.
— Определение темы и целей занятия детьми по нескольким наводящим вопросам;
— Работа с понятиями; использование словарей, наглядности; работа в тетрадях;
— Подача материала в словесной форме (педагогом, подготовленными детьми), в схемах, таблицах;
— Составление коллективного рассказа;
— Выведение правил, подведение итогов, алгоритма действия;
— Беседы. Этическая, проблемная беседа, с проблемными вопросами. В ходе беседы решаются следующие задачи:
— дети учатся видеть нравственную сторону воспринимаемых ими действий, событий, понимать их суть;
— дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
— способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
-формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей;
— учить соблюдать нравственные формы поведения;
Тип занятия: практикум.
Цели занятия: 1. Развитие навыков самопознания. 2. Мотивировать ребят к самопознанию, раскрытию себя. 3. Формирование духовно-нравственных ценностей.
— Осознать собственную ценность, уметь принимать себя таким, какой есть.
— Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.
— Помочь уточнить свои цели и осознать свои ресурсы ребятам.
— Расширять словарный запас.
— Продолжать формировать сплоченность в коллективе.
— Развивать навыки эффективного общения.
— Формировать навыки управления эмоционально – волевой сферы.
— Формировать толерантное отношение друг к другу.
— Формировать жизненную позицию.
Оборудование: бумага А-4, фломастеры, карандаши, краски, мелки для рисования, музыкальное сопровождение, ручки, тетради, доска магнитная для наглядности, двусторонний скотч, наглядность (солнце, картинка корабль). Раздаточный материал: «Ромашка желаний» (Приложение №1), лучики солнца, «Багаж знаний» для рефлексии (Приложение № 2), пример «Ромашки желаний» (Приложение № 3), бумага А-4 в трех цветах для каждого участника (игра «Три зеркала»).
Организационный этап (создание рабочего настроения, эмоционального настроя на совместную деятельность). Ритуал приветствия.
Повторение, связь с предыдущими темами (выявление правильности, полноты знаний и умений, причины пробелов (непонимания), их ликвидация).
Актуализация опорных знаний (подготовка к активному и осознанному восприятию нового материала).
Объявление темы, цели занятия.
Изучение нового материала.
Осмысление новых знаний.
Творческая работа (групповая или индивидуальная).
Подведение итогов занятия.
Рефлексия (мобилизация воспитанников на самооценку психоэмоционального состояния и мотивации своего взаимодействия с педагогом и детьми, на усвоение способов саморегуляции и сотрудничества).
1. Организационный этап. Ритуал «Приветствия». Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать на нашем занятии. Я хочу, чтоб сейчас каждый из нас по кругу сказал друг другу что-то приятное и хорошее, поприветствовав. Например: «Здравствуй, Танюша, ты сегодня прекрасно выглядишь и.т.д.»
2. Диагностика настроения. Воспитатель: «Давайте, закроем глаза и почувствуем мелодию, которая играет, представим мысленно наше настроение и наши ощущения». Под музыкальное сопровождение (звуки природы) в тетрадях рисуем своё настроение, можно предложить ребятам нарисовать в форме «смайликов», либо символично на что похоже сегодня твоё настроение (погода, стихия, герой из мультфильма), кто затрудняется – рисует смайлик.
3. Игра-разминка. Воспитатель: «Сейчас, я предлагаю поиграть в игру, которая поможет нам узнать больше полезной информации о самом себе и друг о друге». Инструкция: Все сидят в кругу, и каждый воспитанник (по очереди) в хаотичном движении старается собрать как можно больше комплиментов от участников группы: «Скажи мне, чем я хорош?» Затем обсуждаем чувства и эмоции, которые возникли у нас в процессе игры.
4. Повторение, связь с предыдущими темами (выявление правильности, полноты знаний и умений, причины пробелов (непонимания), их ликвидация). Воспитатель: «Ребята, на прошлых занятиях мы с вами достаточно много говорили о том, что каждый из нас имеет свою индивидуальность и уникальность, черты характера, манеру поведения, стиль одежды. У каждого есть своя особенность, и конечно хорошие качества, при этом, безусловно, все мы отличаемся друг от друга и чем-то похожи. Сегодня я предлагаю вам поиграть и понять с помощью различных игровых упражнений и беседы, какими вы видите себя сейчас, и какими хотели бы быть. Поиграем в игры, которые помогают узнать лучше самого себя, свои плюсы и минусы. Сегодня на занятии мы с вами поиграем в игру, которая поможет нам с вами ещё лучше узнать друг друга. Ведь нам предстоит с вами жить одной семьёй весь год, поэтому очень важно знать сильные стороны друг друга (и не только), какие события и поступки мы должны совершить, чтобы стать ещё дружнее, и чтобы наши отношения стали более доверительными».
5. Актуализация опорных знаний (подготовка к активному и осознанному восприятию нового материала). На доске нарисовано солнышко, на столе у участников занятия лежат лучики, на которых дети записывают свои ответы.
Воспитатель: «Ответьте мне пожалуйста, как вы думаете, для того чтобы познать окружающих вас людей и хорошо разбираться в психологии человека в первую очередь с кем нужно познакомиться и кого узнать и чему важно научиться? Ответы детей…(нужно узнать лучше самого себя, тех людей, с кем тебе предстоит общаться, жить вместе; понять свои сильные стороны, научиться строить взаимоотношения с окружающими, уметь управлять собой, своими эмоциями). Каждый ребёнок выходит и клеит лучик к солнышку. Воспитатель читает собирательное понятие и делает вывод: «Правильно, для того, чтобы уметь строить хорошие взаимоотношения с окружающими, важно уметь владеть собой и своими эмоциями, и чувствами, а также знать свои плюсы и минусы».
6. Объявление темы, цели занятия. Воспитатель: «Именно, поэтому тема нашего занятия звучит именно так: «Что я знаю о себе».
7. Изучение нового материала игра «Мой герб».
Цель игры – знакомство коллектива и его воспитателя, гербы «вручаются» детям. Данная игра может быть проведена как финальная в серии игр на знакомство, когда ребята уже немного узнали друг друга, не стесняются говорить о себе, о своих нравственных ценностях. Эта игра дает много информации для воспитателей, помогает лучше узнать детей, формирует отношения доверия, демонстрирует детские возможности, снимает с них тревожность и напряженность. Очень важно при этом, чтобы воспитатель сам участвовал в игре, объясняя детям свой герб, раскрывая себя.
Ход игры. Каждый участник на своём листе рисует схему, которая символизирует щит (фамильный герб), разделенный на 5 частей, которые затем надо будет наполнить внутренним содержанием. Воспитатель может для наглядности показать воспитанникам пример «родового герба». Во вступительном слове воспитатель говорит об истории происхождения гербов, их форме.
Воспитатель: «Ребята, а есть ли герб у вас? О чем бы вы хотели поведать окружающим? Что интересного вы хотите донести до ваших друзей и просто знакомых, чтобы взглянув на ваш герб, любой человек проникся к вам доверием, мог бы обратиться за помощью или, наоборот, бежал бы прочь, опасаясь вашего гнева, вашей нетерпимости к предательству и лжи? Давайте попробуем отразить это на своем гербе. Все части герба, кроме девиза, должны быть выражены рисунками или символами. При этом важно не качество изображения, а возможность выразить себя, свое внутренне состояние, свою жизненную позицию.
В первой части герба давайте отразим событие, которое вы считаете самым значимым в вашей истории. Возможно, вы знаете историю вашей фамилии, вашего рода?
Во второй – ваше личное достижение или нравственный поступок, который вы, как продолжатель своего рода оцениваете, как самое знаменательное, самое достойное, что роднит вас со своими предками.
В третьей части – вещь или предмет или что-то символичное, что делает вас счастливыми, или может сделать счастливым другой человек, другие люди
В четвертой – события либо поступки других людей, которые вам запомнились как самое неприятное в жизни.
В пятой, верхней части – своеобразный девиз, три главных ценности». После того как гербы выполнены, их можно развесить на стену, превратить комнату в так называемый «гербовый зал». Сначала ребята смотрят, находят общее и различие в других гербах, а затем каждый рассказывает, объясняет, что он хотел выразить своими рисунками, представляя себя.
Второй вариант: гербы перемешиваются и вновь раздаются ребятам и тогда ребенок, получивший чужой герб, пытается его расшифровать, сказать, что он узнал о человеке, «прочитав» его послание на гербе. Автор герба затем дополняет говорящего, дает собственную трактовку нарисованных символов.
Когда все ребята выступили, воспитатель продолжает беседу: «Скажите, какие гербы вам кажутся наиболее понятными? Чьи символы оказались близкими по выражению понимания символа жизни? Какой герб был труден для полного понимания и почему? Рисунки, какого герба вам бы хотелось изменить и почему?»
В заключении воспитатель делает вывод о том, что мы все разные и в то же время как много общего у нас. И если мы будем жить отрядом, единой семьей, то, что станет главным для нас, какие события и поступки мы должны совершить, чтобы поместить их на нашем отрядном гербе.
8. Осмысление новых знаний. Игра «Три зеркала». Рисуем себя в 3 волшебных зеркалах «Вот таким я вижу себя!» «Так, меня видят другие», «Таким, я хочу стать». Затем обсуждение.
Цель: способствовать самопознанию, учить видеть свои положительные качества, рефлексия.
9. Творческая работа (групповая или индивидуальная). Упражнение «Ладошка». Каждый участник рисует ладошку. В контуре ладошки изображаем каждый из пальцев, на котором пишется собственная цель, которую хочется достичь в ближайшие три года.
Воспитатель: «Ваши пальцы показывают на то, что вам хочется достигнуть. На самой ладошке пишем, то на кого или на что можно опереться при достижении этой цели, кто или что поможет на пути к ней (за что можно ухватиться ладошкой, продвигаясь к своим целям)». Обсуждение. 10. Закрепление, обобщение. Чтение тематических притч и обсуждение. Приведение собственных примеров (актуализация жизненного опыта воспитанников).
Воспитатель: «Ребята, и в завершении нашего занятия я предлагаю вам послушать несколько притч, возможно, есть желающие прочитать?» Читаем притчу «Пять простых правил, чтобы быть счастливым» с обсуждением.
«Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?»
В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.
Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, в чем смысл этой притчи? Возможно, у кого, то есть свои мысли и примеры из жизни, из своего опыта, которые как-то похожи на ситуацию в рассказе?» Ответы детей.
Воспитатель: «Давайте, прочитаем ещё одну небольшую притчу». Чтение притчи с обсуждением «Урок бабочки».
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил…А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости…А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства…А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ…А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно».
Воспитатель: «Ребята, кто хочет высказать свои мысли по данной притче?» Ответы детей.
После приведения примеров из опыта детей, из жизни, воспитатель делает выводы: «Всему свое время. Чтобы чего достичь в жизни, нужно время. Чтобы узнать лучше себя и окружающих, нужно уметь правильно общаться, давать человеку время раскрыться, а также дать созреть вашей дружбе, вашему общения. Не давить на человека, когда он ещё не готов, или не хочет по каким-либо причинам раскрывать вам свои секреты, свою душу. Важно помнить, что у каждого есть своё время для самораскрытия, и на всё существует свой возраст, поэтому каждый этап взросления важен по-своему. И не нужно торопить события. Всё придёт к вам вовремя. Я хочу вам пожелать продолжать постигать себя, окружающий мир, других людей, учиться выстраивать правильные, «ровные» отношения с окружающими».
11. Подведение итогов.
Цель: получить обратную связь; узнать, что было интересно, понятно, а какую информацию хотелось бы получить на следующем мероприятии. Подвести итоги, обсудить результаты.
Ход: каждый пишет на небольших листочках ответы, либо по кругу отвечаем в устной форме, можно в тетрадях, если это цикл занятий:
— Самым интересным было…
— До занятия я не знал, что…
— Я для себя сделал вывод, что…
— На следующем занятии я хотел(а) бы…
— Я хотел бы пожелать воспитателю…
13. Рефлексия «Письмо воспитателю».
Цель: мобилизация воспитанников на самооценку психоэмоционального состояния и мотивации своего взаимодействия с педагогом и детьми, на усвоение способов саморегуляции и сотрудничества.
Это упражнение всегда будет полезно и воспитателю, и детям. Оно даст возможность получить важную информацию о группе, поддерживать личностные отношения с участниками и показать каждому члену группы, что Вам интересно и важно его мнение. При этом необходимо, чтобы после выполнения этого упражнения группа получила от воспитателя обратную связь. Прямо или косвенно прокомментируйте на следующем занятии (если это цикл занятий), полученные послания и дайте понять участникам, что Вы их учитываете. Эго упражнение имеет смысл использовать только тогда, когда Вам этого действительно хочется и необходимо группе и каждому участнику для самораскрытия.
Воспитатель: «Я хочу попросить, чтобы вы написали мне небольшое письмо. Я часто размышляю о нашей группе и о каждом из вас. Может оказаться так, что в этих размышлениях я в чем-то не вполне прав. Помогите мне скорректировать мое представление о группе. Напишите о том, что, по вашему мнению, мне следовало бы знать…. Например, можно начать письмо так, я хотел (а) бы вам рассказать, или вы не знали обо мне то, что…»
13. Сюрпризный момент «Ромашка желаний». На столе лежит «Ромашка желаний», воспитатель предлагает всем на прощание оторвать волшебный лепесток с пожеланием дня…пример ромашки в Приложение № 3. Можно написать свои пожелания.
14. Ритуал прощания. Под спокойную музыку воспитатель просит ребят закрыть глаза и представить, что все дружно поднимаются на борт корабля. Воспитатель: «Наше путешествие на сегодня подходит к концу, и я хочу, чтоб каждый из вас представил, что у него в руках волшебный чемодан опыта, и положил в него, всё самое хорошее, что получил на занятии; всю полученную информацию, все эмоции и впечатления. Это будет ваш багаж знаний для будущего!». Затем на счёт раз-два-три, открываем глаза. Делимся впечатлениями. Например: «Я положил в свой багаж…». На столах лежат раздаточный материал (дорожная сумка) и дети пишут на этих листочках, что они взяли с собой. Приклеиваем на корабль.
Затем воспитатель благодарит всех за внимание и желает хорошего настроения и самоопределения.
15. Заключительная игра «Солнышко».
Цель: Вызвать у участников положительные эмоции, закончить занятие на позитивной ноте, обратная связь, помогает увидеть участникам, как их видят другие, и что желают.
Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.
1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.: ил.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И.Рогов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 477 с. : ил.;