Занятие на что потратить жизнь
Игра-тренинг предназначена для учащихся 7-8 классов с целью мотивации подростков к приобретению и сохранению своих жизненных ценностей.
“Без ценностей человек уносится потоком,
как дерево в бушующих водах моря”
О. Винсент Думинуко
— мотивировать подростков к приобретению и сохранению своих жизненных ценностей.
-формирование жизненных ценностей и влияние их на жизнь.
— развитие логического мышления и коммуникативных умений.
— привитие умения самоанализа.
Материалы: по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей.
CD – проектор, компьютер, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности”
Ребята, пройдет совсем немного времени, когда каждый из вас пойдёт своей дорогой. Сегодня мы вместе попробуем увидеть свои желания, потребности и жизненные ценности, которые нужны для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог оставаться Человеком.
Открылись двери на вокзале,
И мы вошли билет купить.
Не все тогда осознавали,
Куда нам ехать и с кем быть.
Билет забрала проводница,
Колеса плавно покатились.
И лет пошел шальной разбег.
Все рядом с нами суетились,
А за окном всё падал снег.
Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени.
День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь. Вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. А какие важные вопросы (о жизненных ценностях) стоят перед вами?
(Что в жизни…? Кем бы я…? Что для меня…? Чего бы я…? Зачем людям…? Кто должен…? Можно ли обойтись без…? Какие качества…? Хорошо ли жить…? С кем мне…? Что мне…? В чём моя…? Как выбрать…? Как преодолеть…? Как получить…? Почему приходится…? Что человеку…? Смогу ли я…?)
— А для чего необходимо задуматься над этими вопросами, о своём жизненном пути? Ответы детей.
Да, перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, вопросов очень много стоит. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые из них попробуйте ответить уже сейчас, принимая собственное решение.
Итак, сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к рассмотрению этой темы, хотелось бы задать вопрос: “Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”? Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?
Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
(Раздаются каждому подростку жетоны. Заранее заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей.)
Перед началом игры, ставится перед подростками выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Играющий вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с “торгов”.
Если жетоны закончатся, вам уже ничего нельзя купить.
Первая пара ценностей:
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.
Вторая пара ценностей:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). 2 жетона
Третья пара ценностей:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Четвёртая пара ценностей:
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Пятая пара ценностей:
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Шестая пара ценностей:
а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Седьмая пара ценностей:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Восьмая пара ценностей:
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Девятая пара ценностей:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
Десятая пара ценностей:
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут, разбившись по два человека, обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
В течение одной-двух минут постарайтесь ответить на вопрос: “Если бы кто-нибудь проанализировал решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы смог бы сделать этот человек о ваших жизненных ценностях”.
Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:
— Мнения других людей обо мне
— Забота о благополучии других
— Мои собственные потребности
Сейчас предлагается вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80 – 90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление.
Подростки садятся парами и по очереди берут интервью друг у друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.
— Что было самым важным в жизни?
— Какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?
— Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?
— Что вы сделали для своей семьи?
Подростки по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.
Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.
— Находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?
— Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?
В результате обсуждения, подростки приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.
Заключительная часть игры
Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в игре. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.
VIII. Подведение итогов
1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре?
2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?
3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других?
4. Все ли люди исповедуют одинаковые ценности?
5. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?
Итак, вы выбрали, какие вершины вы будете преодолевать на своей жизненной дороге. Встретятся вам и горы, овраги, пропасти, непроходимые ущелья, дремучие леса. Как быть? Как преодолеть ущелье над пропастью жизненных трудностей?
Люди издавна придумали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.
Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему- то учит, что-то создаёт.
Ничего не делай против своей воли.
Ничего не предпринимай в гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти. Если очень рассердишься – до ста.
Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, всё ли сделал, что намечал.
Никогда не отступай перед трудностями.
Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость.
(Убрать качества, от которых нужно избавляться, аргументировать свой выбор.)
Используя оставленные слова, прочитать пословицы и высказывания:
Лучше горькая …, чем красивая ложь (правда).
Видит око далеко, а … ещё дальше (ум).
… ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).
Злой плачет от зависти, а … от жалости (добрый).
… к себе относится строго, к другим – снисходительно (справедливый).
… человек знает только долг, а низкий человек только выгоду (благородный).
Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече.
. Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя вашего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если вы сами этого еще и не осознаёте в полной мере. Просто будьте светом для окружающих вас людей, как тот маяк, который радостно направлял корабли в безопасную гавань».
Давайте закончим нашу игру песней Юрия Антонова, она, так или иначе, продолжает тему о жизненном пути.
Песня «Поверь в мечту» Ю. Антонов
1.Мы выбираем путь идем к своей мечте,
И надо не свернуть в пути уже нигде.
И стоит шаг пройти заносит время след.
Обратного пути у жизни просто нет.
И стоит шаг пройти заносит время след.
Обратного пути у жизни просто нет.
Припев:
Поверь в мечту поверь в мечту,
Поверь в мечту скорей.
Поверь в мечту поверь в мечту
как в доброту людей.
Поверь в мечту как в красоту,
Поверь когда-нибудь.
Поверь в мечту поверь в мечту,
Поверь в мечту и в путь.
2.Усталость иногда сожмет у сердца грудь.
Настигнет нас беда, чтоб осложнить нам путь.
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет.
Поймем, пути назад у жизни просто нет.
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет.
Поймем, пути назад у жизни просто нет.
Припев:
Классный час на тему: «На что потратить жизнь?»
У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «На что потратить жизнь?»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
открытого воспитательного часа
•создать условия для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним;
• познакомить учащихся с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;
• способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей;
• развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;
• формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: беседа с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, презентация, фломастеры, наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями (для каждой группы), жетоны (по 10 для каждой группы),видеоролик «Притча о смысле жизни»
ХОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧАСА:
Классный руководитель: Здравствуйте! Я рада видеть всех вас на сегодняшнем открытом воспитательном часе.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
— Доброе утро солнцу и птицам!
— Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
— Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего нашего мероприятия на тему: « На что потратить жизнь?»
— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?(Беседа с учащимися.)
Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни.
У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.
Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение.
В ходе обсуждения нашей темы, мы поиграем с вами в игру, которая называется “На что потратить жизнь?”
Она поможет каждому из вас ответить на поставленный вопрос.
Но перед началом игры, давайте выясним, что же такое ценности и какие они бывают.
Эпиграфом к нашей беседе будут высказывания выдающихся философов:
(учащиеся читают высказывания философов со слайдов и обсуждают их смысл)
«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря» (Винсент Думинуко (итальянский философ)).
«…Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)
«Чем больше человек имеет в себе, тем меньше ему требуется извне, тем меньше ему могут дать другие люди» (Шопенгауэр)
«О, если б каждый день иметь краюху хлеба, над головою кров и скромный угол, где бы ничьим владыкою, ничьим рабом не быть! Тогда благоволить за счастье можно б небо» (Омар Хайям)
Классный руководитель: Несколько иначе звучит традиционная трактовка понятия ценности.
Что такое ценности, и какие они бывают? (учащийся)
Категорию ценностей ввел в социологию Макс Вебер в 19 веке(Слайд 4). Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний.
Социологи предлагают такую классификацию ценностей: жизненные, материальные, социальные, политические, национальные, культурные (Слайд 5,6).
Выступают с сообщениями учащиеся и кратко обсуждают каждый тип ценностей:
Витальные (жизненные) ценности: ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общественное признание, жизнь, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;(Слайд 7)
Экономические (материальные) ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископаемые, рабочая сила, ресурсы.(Слайд8)
Социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;(Слайд 9)
Политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.(Слайд 10)
Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.Исконно национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.Эти черты присущи исконно русским людям.(Слайд 11)
Подводя итог, можно сказать, что основные ценностные ориентиры классифицируют по двум направлениям:
Материальное. Сюда входит все, что касается комфортной жизни, жилища, финансовой состоятельности.
Духовное. То, что нельзя ощутить с помощью органов чувств, но имеющее большой вес на уровне ментальном. Семья, друзья, карьера, любимое дело, образование, здоровье, красота и прочее.
Однако строго отделить одну категорию от другой практически невозможно. Так или иначе, они тесно переплетены и не могут существовать в отрыве.
Классный руководитель: Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.
Перед тем, как начать игру предлагаю послушать и проанализировать притчу про сосуд.
Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.
В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.
-Да! – соглашаются студенты.
Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.
Он снова спросил студентов:
Они рассмеялись и согласились, что банка полная.
Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!
Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.
Я предлагаю Вам поиграть в игру, в которой каждый из Вас определит какие ценности для него будут большими камнями, мелкой галькой или песком, таким образом, каждый из Вас наполнит свою виртуальную банку важными для него ценностями.(Слайд 13)
Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы? (Слайды 14-23)
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Покажите группе слайды с названиями двух первых “товаров”.Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара на двоих. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка, на которой вы мечтаете жениться, действительно в недалеком будущем станет вашей женой. (2 жетона)
а) Самая большая популярность в кругу знакомых. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
а) Карьера, власть, статус (2 жетона)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Классный руководитель: В течение одной-двух минут каждая из команд постарайтесь, проанализируйте решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы вы можете сделать о приобретенных вами ценностях. А теперь давайте с вами посмотрим список ценностей, который обозначает ваши покупки.
Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры: (Слайд 24).
— Мнения других людей обо мне
— Забота о благополучии других
— Мои собственные потребности
Обсуждение ценностей, выбранных каждой группой по слайдам и их оценивание.
Классный руководитель: В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека? Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее, история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.
А сейчас каждой группе нужно определить, какие пять ценностей (из купленных Вами сегодня) вы считаете наиболее важными. Нужно расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне). При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей.
Классный руководитель: Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты. В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.
Но есть главная ценность – ценность жизни (Слайд 25).
Как вы думаете, а если я предложу вам эту игру уже на 4 курсе, изменится ли ваш выбор или вы купите то же самое, что и сейчас? Беседа с учащимися.
Классный руководитель: Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы: (Слайд 26).
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
Беседа с учащимися
Предполагаемые ответы: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали больше жетонов”.
Классный руководитель: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.
Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, вы выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от конкретно вашего мироощущения.
Классный руководитель: В заключение нашей встречи, я предлагаю вам закончите фразы(Слайд 27)
3.Если человек не имеет. то, он не состоялся (прожил жизнь зря) (ума, совести)
4.Если человек имеет…,то он состоялся. (разум, ответственность, совесть. )
Учащиеся заканчивают фразы.
Классный руководитель: Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не меняйте свою жизнь на дешевые ценности. Она является самой большой ценностью, и стоит гораздо больше, чем вы думаете! И в зависимости от того, как вы сами определяете ее ценность!