Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

В России два основных типа поселений — городской и сельский. Промежуточное положение занимает «поселок городского типа».

Город — это населенный пункт с численностью населения более 12 тысяч человек, но при условии, что 85% жителей работают в промышленности, управлении и соц.сфере. Города делятся на малые (до 20 тысяч человек), средние (от 20 000 до 100 000 человек), большие (от 100 000 до 250 000 человек), крупные (от 250 000 до 500 000 чел.), крупнейшие (от 500 000 до 1 миллиона человек) и города-миллионеры (более 1 млн. человек). В России сейчас 15 городов-миллионеров.

К сельским населенным пунктам (село, деревня, поселок и т.п.) относятся все остальные, не отвечающие критериям городов. По мере роста и увеличения функций села происходит постепенное превращение сельского н.п. в города.

С развитием общества происходит урбанизация — увеличение числа городов, проникновение городского образа жизни в сельскую местность.

Россия — высокоурбанизированная страна. В городах проживает около 109 млн человек (74 %).
местности, поскольку их основными занятиями остаются оленеводство, охота и рыболовство.

Наиболее высокоурбанизированные регионы — Магаданская, Мурманская, Кемеровская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Минимальный показатель городского населения характерен для Чечни, Республик Дагестан, Ингушетия, Алтай. Около 25 % населения живёт в городах-миллионерах.

Высокий процент сельского населения характерен также для северных областей. Жители Крайнего Севера продолжают жить в сельской местности, поскольку их основными занятиями остаются оленеводство, охота и рыболовство.

Города-миллионеры России (млн. чел.):

Конспект урока по географии «Городское и сельское население. Города».
Следующая тема: «Хозяйство России. Отраслевая и территориальная структура»

Источник

ГДЗ география 7 класс Николина Просвещение 2020 Задание: § 6 Города и сельские поселения

Вопросы в конце параграфа

1. Расскажите, чем города отличаются от сельских поселений.

Города отличаются от сельских поселений большей численностью населения и характером хозяйственной деятельности населения, так как в городах преобладают промышленное производство и сфера услуг, тогда как в сельской местности сельское хозяйство. В городах лучше развита инфраструктура, имеются удобства в домах (общий водопровод, канализация), хотя в высокоразвитых странах в сельской местности доступны все «городские блага». В городах располагаются административные учреждения, крупные предприятия, магазины, банки и так далее, развиты современные технологии, в том числе в сфере связи (высокоскоростной интернет, сотовая связь последних поколений). Темп жизни в городах выше и быстрее, чем в сельской местности. Города имеют уплотнённую застройку, здесь высокая плотность населения.

2. Что такое городская агломерация? Назовите самые крупные городские агломерации мира.

Городская агломерация – компактное расположение городских поселений, объединённых между собой хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми связями. Самые крупные городские агломерации мира (более 30 млн жителей): Токио, Джакарта.

3. Чем различаются города, сельские поселения? Какие функции они выполняют? К какому типу относится город (село), в котором вы живёте?

Города различаются по своему назначению – функциям (административные, экономические, туристические, религиозные, научные и так далее). Сельские поселения различаются по преобладающему виду хозяйственной деятельности населения, то есть видом сельскохозяйственной деятельности, на котором специализируется населённый пункт.

Мой населённый пункт – Санкт-Петербург. Это город миллионер, один из крупнейших в Европе. Город выполняет различные функции (административные, промышленные, туристические, транспортные), поэтому является многофункциональным.

4. Используя карту (рис. 14 на с. 21), составьте список городских агломераций с населением (млн чел.): а) 10—15; б) 15—20; в) 20—25; г) 25—30; д) более 30 и определите, в каких странах они находятся. Для выполнения этого задания можно также воспользоваться политической картой мира в атласе.

а) Городские агломерации с населением 10-15 млн человек: Лима, Рио-де-Жанейро, Лагос, Киншаса, Лондон, Париж, Стамбул, Тегеран, Лахор, Карачи, Бангалор, Ченнаи, Чэнду, Тяньцзинь, Шэньчжень, Хошимин, Нагоя.

б) Городские агломерации с населением 15-20 млн человек: Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес, Каир, Москва, Калькутта, Дакка, Бангкок, Гуанчжоу, Осака.

в) Городские агломерации с населением 20-25 млн человек: Мехико, Нью-Йорк, Сан-Паулу, Пекин, Мумбаи, Шанхай, Сеул, Манила.

г) Городские агломерации с населением 25-30 млн человек: Дели.

д) Городские агломерации с населением более 30 млн человек: Джакарта, Токио.

5. Сравните фотографии города Токио и алтайской деревни (см. с. 20). Составьте краткое описание для каждого из этих населённых пунктов. Какие черты города и сельского поселения на этих фото видны особенно ярко?

Фото Токио: по фото видно, что город имеет очень уплотнённую многоэтажную застройку (в том числе небоскрёбы), без просветов, на фото отсутствует всякая растительность, из природных объектов видно только вулкан Фудзияма.

Фото алтайской деревни: по фото видна редкая одноэтажная застройка, много свободного пространства, много лесов, населённый пункт примыкает к природным объектам.

Особенно ярко на фото выражена черта городов – плотная высотная застройка, а на фото сельского населённого пункта – редкая малоэтажная застройка и близость природных ландшафтов.

6. Если у вас есть знакомые или родственники в других городах и сёлах, напишите им о своём месте жительства и попросите их написать о своём. Какие различия вы установили?

Пример выполнения задания:

Я живу в Санкт-Петербурге, мои родственники живут в городе Пермь. Города отличаются плотностью застройки (в Санкт-Петербурге плотность выше) и её характером (в Санкт-Петербурге много исторической застройки, а в Перми – её меньше). Пермь очень зелёный город, в нём много парков, лесов и аллей, тогда как в Санкт-Петербурге их меньше. По функциям города похожи, так как оба города – крупные промышленные центры, являются важными транспортными узлами (но отметим что Санкт-Петербург более крупный транспортный узел), являются административными центрами (но в Санкт-Петербурге расположены административные учреждения федерального уровня, например, Верховный суд Российской Федерации, Главный штаб Военно-морского флота России, Санкт-Петербург – центр Северо-Западного федерального округа).

7. Сравните свой город (село) с другим городом (селом), в котором вы побывали. Сформулируйте, какие, с вашей точки зрения, есть у них преимущества и недостатки. А что думают по этому поводу ваши родители, родственники, друзья?

Мой город – Санкт-Петербург. Недавно я побывал в городе Вологда. Города сильно различаются, так как это обусловлено их возрастом и современным статусом. Санкт-Петербург крупнее и развитее Вологды, хотя оба города являются историко-культурными центрами, но разных эпох. Вологда – древний русский город, тогда как Санкт-Петербург молодой город императорского периода истории России. Застройка Вологды и Санкт-Петербурга различна по конфигурации и плотности, в Вологде, например, встречается большое количество частного сектора (одноэтажная застройка), в Санкт-Петербурге такого не встретишь. Преимущества обоих городов – историческое наследие, пусть и разных эпох, красивые виды и набережная. Преимуществом Вологды является хорошая экологическая обстановка, так как нет крупных вредных производств, как в Санкт-Петербурге (это недостаток Северной столицы). Преимуществом Санкт-Петербурга является более развитая инфраструктура, социальная сфера, образование и сфера услуг, транспорт.

8. Как вы думаете, в каком из известных вам городов или сёл можно было бы наилучшим образом решить такие задачи, как: найти интересную работу; получить хорошее образование; подлечиться, отдохнуть; развлечься, найти друзей? Подготовьте реферат об этом городе (селе) и проиллюстрируйте его схемами, рисунками, фотографиями.

На мой взгляд, из известных мне городов наилучшим образом решить задачи: найти интересную работу, получить хорошее образование, подлечиться, отдохнуть, развлечься, найти друзей – можно в городе Казань. Казань – столица республики Татарстан (иногда её называют третьей столицей России), находится к юго-востоку от Москвы на берегу реки Волга. Это древний город с более чем 1000-летней историей, недалеко от города также множество древних городов (Елабуга, Болгар), где также существуют памятники истории и культуры. В городе сильно развита инфраструктура, здесь находятся крупные магазины, аквапарк, парк аттракционов, места для прогулок, кафе и рестораны. Учебные заведения Казани одни из лучших в России, здесь находятся крупные вузы с хорошими научными школами, затрагивающими все области знаний. Отдохнуть можно и в городе и недалеко от него, так как город находится на берегу Волги, недалеко национальный парк Нижняя Кама, место слияния Волги и Камы, множество домов отдых и санаториев. Друзей в таком городе будет найти очень просто, так как это крупный город-миллионер. Здесь развиты различные области хозяйства, расположены крупные российские компании, поэтому без труда при желании можно найти хорошую и интересную работу.

Источник

География. 7 класс

Конспект объясняющего модуля

Ключевые слова:
Хозяйство; сельское хозяйство; промышленность; сфера услуг; агломерация; город; сельское поселение.

Хозяйство – это производство людьми всего необходимого для своего жизнеобеспечения и улучшения условий существования.

Сельское хозяйство – отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности.

Промышленность – совокупность предприятий, занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и потребительских товаров. Сфера услуг – часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг.

Агломерация – это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.

Сельское поселение – один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов). Большинство населения занято в сельском хозяйстве.

Теоретической частью урока является объясняющий видеоролик учителя о хозяйственной деятельности человека, а также о различиях городских и сельских поселений.

Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Источник

Урок географии по теме «Населенные пункты», 7 класс

Выбранный для просмотра документ урок_населенные пункты.docx

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселенияЗанятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселенияТехнологическая карта урока географии

Где живут люди: города и сельская местность

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать основные виды поселений: города и сельские поселения

1) Сформировать знания о населенных пунктах, о соотношении городского и сельского населения мира, о ведущей роли городов в хозяйственной, культурной и политической жизни населения;

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения.

Приводить примеры разных типов сельских поселений мира.

Анализировать изменения численности городского населения во времени.

Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира.

Определять по разным источникам информации функции городов.

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Урок общеметодологической направленности

Города, сельские поселения. Их отличия друг от друга

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Рабочий лист, мультимедийная презентация или презентация в программе Smart Notebook

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопрос нами уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно изучить? (ответы обучающихся)

И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Посмотрите, я принесла с собой черный ящик. Как вы думаете, что в нем может находиться? ( ответы детей ) Подсказываю, эти предметы связаны с темой нашего урока ( ответы детей )

( достаю из ящика трамвайчик, лошадку и корову ). Почему я их принесла к нам на урок. Как они могут быть связаны с темой урока? Какие ассоциации они вызывают у вас? ( ответы детей )

И так как будет называться тема нашего урока?

А прочитайте, что у меня написано.

ЕЫННЕЛЕСАН ЫТКНУП (НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ) Запишите в свой рабочий лист

А какую цель поставим? ( ответы детей ) Запишите в свой рабочий лист

Чтобы достичь цели урока, нам нужно наметить план действий.

Что такое поселение?

Какие бывают города и сельские поселения?

Чем различаются поселения разных типов

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? ( ответы детей )

Используя текст учебника, дайте определение «поселению» или «населенному пункту»

(Места, где проживают люди, получили название поселений или населенных пунктов)

Как они распространены по поверхности Земли? (они встречаются между 78 0 с.ш и 54 0 ю.ш. и на высотах до 5300 м над уровнем моря)

Какие виды населенных пунктов существуют? (города и сельские поселения)

Сделайте записи в своем рабочем листе.

И так, мы выяснили, что такое поселения. Что нам нужно дальше узнать ? (чем различаются поселения разных типов?).

Проблемный вопрос: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Отличие городского образа жизни от образа жизни в селе

Какие дома преобладают?

Преобладают одноэтажные дома с печным отоплением

Преобладают многоэтажные дома со всеми удобствами

Чем занята большая часть населения?

Работаю на промышленных предприятиях, в торговле, на транспорте

Какой ритм жизни: спокойный или быстрый? Связан ли с природными ритмами?

Спокойный, связан с природными ритмами

Напряженный, искусственный (по жесткому расписанию)

На чем передвигается большая часть населения?

Большая часть населения ходит пешком

Большая часть населения передвигается на автобуах, трамваях и т.д

Все знают все друг о друге; внешний контроль за поведением каждого

Незнание жизни окружающих

Какие продукты преобладают в рационе?

Продукты, выращенные на собственном участке

Продукты, купленные в магазине

А сейчас прошу представить результаты вашей работы, противоположная группа делает записи в рабочий лист (отчет групп о выполненной работе)

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

Где и когда появились первые города? А в нашей области есть города? Назовите их.

По численности населения города бывают: малые до 50.тыс., средние 50-100 тыс., крупные более 100 тыс., миллионеры более 1 млн. человек. Как вы думаете, к какой группе относятся наши города? ( ответы детей )

А что называется городской агломерацией? Где расположена самая крупная? А в России есть городские агломерации? Как они называются? ( ответы детей )

А какие функции могут выполнять города? Сделайте записи в рабочий лист.

Хорошо работаем теперь с сельскими поселениями. Давайте сначала дадим определение, что такое сельская местность? (территория вне города). А какие поселения мы будем называть сельскими? Запишите свое определение в рабочий лист.

А сейчас давайте посмотрим, какие типы сельских населений есть в разных уголках планеты. Для этого выполним следующее задание: в рабочем листе есть рисунки сельских поселений. Я буду вам читать определение пункта, а вы должны догадаться, о чем идет речь.

Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок)

Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор)

Крупное казачье поселение (станица)

Крупное поместье в Бразилии. Так же называется программа на 1 канале (фазенда)

Населенный пункт в горах. С тюркского языка – «селение» (аул)

Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня)

Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо)

Поселок в Средней Азии. С тюркского языка – «зимовье» (кишлак)

Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).

А мы с вами живем, в каком населенном пункте? Какие черты города можно отметить? Какие черты сельской местности у нас проявляются? А вы знаете, что в 2011 г. у нас состоялся референдум, где большая часть населения высказало свое желание, о том, что пгт Серышево должно стать селом. А вы как считаете? (ответы детей).

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Молодцы! А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами зашифрована известная пословица. Прочитайте ее?

Всякий кулик хвалит свое болото. Как вы понимаете данную пословицу? Хорошо. А сейчас я предлагаю вам, расхвалить населенные пункты. Сейчас меняемся: первая группа хвалит – город, вторая – село.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели?

А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу: Скажите есть ли на Земле такое место, в котором все хотели бы жить?

Что вы можете сказать сейчас по этому поводу (Пожалуй, нет. Все люди разные: одному нравится бешеный темп жизни среди небоскребов, другому спокойная жизнь в маленьком городке, третий не может жить нигде, кроме как в родном ауле в горах. Для одних самое важное – интересная работа, для других чистый воздух, для третьих – доброжелательные соседи, для четвертых – теплый климат и т.д. поэтому для общества в целом и для каждого конкретного человека важны и нужны самые разные города и села)

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Создайте презентацию или буклет по теме «Необычные города»

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Используя «Лист самооценки», оцените свою работу на уроке

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята я хочу обратить внимание на стены, на них высказывание великих людей. Подумайте 5 сек., и скажите, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше всего подходит вам:

Познание начинается с удивления

Источник

Городское и сельское население. Урбанизация

Урок 15. Подготовка к ЕГЭ по географии

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Конспект урока «Городское и сельское население. Урбанизация»

Сегодня на уроке мы поговорим о городском и сельском населении. Подробно рассмотрим такие понятия, как «урбанизация» и «субурбанизация». Приступим.

Существует два основных типа поселений — городские и сельские населённые пункты.

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Сельское расселение возникло с развитием земледелия. Сельские населённые пункты характеризуются небольшой численностью населения, а главное тем, что их жители заняты преимущественно в сельском хозяйстве. Сельских населённых пунктов насчитывается 15-20 млн. Они различны по величине, форме, специализации хозяйства. В Африке и Азии в большинстве государств преобладает сельское население, именно с ним ассоциируется выражение «мировая деревня».

Существует две формы сельского расселения: компактное (деревенское), когда сельское население компактно проживает в населённых пунктах, а также рассеянное (фермерское). В этом случае компактных населённых пунктов нет. Семейные фермерские хозяйства расположены на значительном расстоянии друг от друга. Та или иная форма сельского расселения складывается в каждой стране исторически и является для этой страны традиционной.

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Так, деревенская форма характерна для разных стран, например, Венгрии, Индии, Китая, России и так далее. Фермерское расселение имеет меньшее распространение. Оно представлено в Австралии, США, Швеции, Аргентине и других.

Около 45 % населения мира – сельские жители. Наибольшее абсолютное количество сельских жителей в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень.

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

В последнее время в экономически развитых странах сельские населённые пункты утрачивают сугубо сельскохозяйственную функцию и превращаются в места отдыха населения.

Городские поселения возникли в связи с развитием ремёсел и торговли примерно 5 тыс. лет назад. В дальнейшем их роль в жизни общества усложнялась и возрастала. Они становились центрами политики, культуры, науки, производства.

Города можно отличить от сельских поселений по ряду признаков:

значительная численность населения, занятого преимущественно вне сельского хозяйства;

более высокая плотность населения;

характер жилой застройки;

исторически сложившийся статус города;

К городским населённым пунктам относятся города и посёлки городского типа.

В разных странах критерии выделения города различны. Например, в США городом считается поселение свыше 2,5 тыс. человек, в Индии – свыше 5 тыс., Нидерландах – 20 тыс., Японии – 30 тыс., а в Швеции, Дании, Финляндии – лишь более 200 человек. В России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения (промышленность, сфера обслуживания).

На уровне ООН были сделаны попытки установить единый, общий для всех стран, критерий для определения статуса города – не менее 20 тыс. чел. Но при этом количество городов мира сразу бы уменьшилось на четверть. Тогда было решено вести учёт городов по данным каждого государства.

Города занимают всего лишь 2 % площади суши нашей планеты, однако в них проживает больше половины населения Земли. В 2018 году городское население достигло 4,2 миллиарда человек, или 55 % населения мира. Городское население продолжит расти, уже в первой четверти 21 века численность горожан достигнет 5,1 миллиарда человек, что составит почти 75 % населения мира.

По удельному весу горожан все регионы мира можно разделить на две группы. Одну составляют те регионы, где этот показатель значительно выше среднемирового. Это Европа, Латинская и Северная Америка, Австралия. Городское население здесь составляет ¾ всего населения. В другой группе регионов (Азия и Африка) удельный вес городского населения находится на уровне 30-40 %.

Показатель доли городского населения различен и в разных странах. На карте показана доля городского населения в разных странах мира. Выше всего доля в Монако, Сингапуре, Ватикане. Высока доля и в странах Европы, США, Бразилии, Кувейте, Саудовской Аравии. Для сравнения: доля городского населения Бурунди или Непала – менее 40 %.

Процесс увеличения количества городов и сосредоточения в них политической, экономической и культурной жизни государства называется урбанизацией.

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Предпосылками урбанизации являются: развитие торговли, науки и рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, механизация сельского хозяйства, безработица в сельской местности. Процесс урбанизации идёт за счёт:

преобразования сельских населённых пунктов в городские;

формирования широких пригородных зон;

миграции из сельской местности в городскую.

Современная урбанизация как всемирный процесс обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран. Итак, первая черта – это быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах. Например, в 1900 году в городах жило 13 % населения мира, в 1950 году – 30 %, в 1980 году – 39 %, а в 2010 году – 51 %. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 60 миллионов человек.

Вторая черта – «расползание» городов, расширение их территории. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного («точечного») города к городским агломерациям – территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Третья черта – это концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всего характером производства, усложнением его связей с наукой, образованием. Кроме того, большие города обычно более полно удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

Численность жителей в городах может быть разной — от нескольких тысяч до нескольких миллионов человек. Крупными считаются города с числом жителей более 100 тыс. человек. В мире их сейчас около 4000. В них проживает 3/4 всех горожан мира.

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название «городской взрыв». Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

К сведению, города-миллионеры – это города с населением свыше 1 миллиона жителей.

В середине 80-х годов двадцатого века число городов-миллионеров на земном шаре достигло 300. На 2018 год уже около 50 % горожан проживает в городах, численность жителей которых превышает 500 тыс. человек, и с каждым годом эта цифра увеличивается.

Нельзя не отметить, что города-миллионеры часто связаны с термином «агломерация» — это скопление и срастание более мелких населённых пунктов вокруг более крупного. Крупнейшая агломерация мира — Токио. Столица Японии с населением более 37,8 миллиона человек имеет больше населения, чем вся страна Канада (35,3 млн человек).

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

Процесс роста и развития агломераций часто приводит к образованию так называемых мегалополисов, образующихся при срастании ряда городских агломераций. Например, мегалополис Токайдо, протянувшийся вдоль побережья острова Хонсю на 650 км между Токио и Осакой. В его пределах на территории в 70 тыс. км 2 живёт более 50 % населения Японии — 60 млн человек.

Особым явлением последних десятилетий 20 века стал процесс субурбанизации. Это отток части городских жителей в пригороды.

Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов, как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, так как в пригородах может отсутствовать социальная инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — нет места приложения труда.

В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 1950-х годах.

В США 60 % жителей агломераций проживают в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Все города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду до 3 млрд тонн твёрдых отходов, свыше 500 млн м 3 промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд тонн аэрозолей.

Особенно сильное воздействие на окружающую среду оказывают большие города и агломерации, их загрязняющее и тепловое воздействие прослеживается на расстоянии 50 км.

Кроме того, города изменяют естественные ландшафты. В них формируются городские антропогенные ландшафты.

Еще одной проблемой урбанизации является то, что этот процесс носит стихийный характер и трудноуправляем. «Городской взрыв» в развивающихся странах приводит к так называемой «трущобной урбанизации», связанной с притоком малоимущего сельского населения в крупные города.

Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Смотреть картинку Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Картинка про Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения. Фото Занятия чем занята большая часть населения города и сельские поселения

В развитых странах прилагаются усилия по регулированию процесса урбанизации. Принимаются различные меры по охране и улучшению городской среды. Это проблема междисциплинарная, и её решение требует участия различных специалистов.

Подведём итоги урока.

Половина населения мира проживает в городах. Есть страны, в которых уровень урбанизации превышает 75 %.

Высокий уровень урбанизации характерен главным образом для развитых стран, а высокие темпы урбанизации характерны для развивающихся стран. Отток части городских жителей в пригороды называется субурбанизацией.

В Африке и Азии в большинстве государств преобладает сельское население.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *