Занятость в удо что это такое в школе

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Санитарный надзор

Требования к режиму деятельности детей в кружках и секциях

Требования к режиму деятельности детей в кружках и секциях

Часто школьники помимо учебы посещают различные секции и кружки. Одни дети делают это по собственному желанию, другие – по требованию родителей. Взрослые считают, что при наличии дополнительных занятий после школы у ребенка не останется времени на шалости и глупости. Однако родителям не стоит забывать, что для ребенка – это дополнительная нагрузка. Следует, прежде чем отдавать ребенка на какое-либо внеурочное занятие, ознакомиться с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».

Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) учреждений дополнительного образования должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий, в середине дня необходимо устраивать 1-2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

Источник

Обязан ли школьник ходить на кружки в школе?

В школе заставляют ходить на кружки. В первой четверти нас обязали написать заявление. Кто не приходит, обязан написать объяснительную завучу. Можно ли отказаться от этих кружков? Объясняют, что надо посещать три обязательных кружка, которые входят в образовательную программу, так ли это?

Занятость в удо что это такое в школе. Смотреть фото Занятость в удо что это такое в школе. Смотреть картинку Занятость в удо что это такое в школе. Картинка про Занятость в удо что это такое в школе. Фото Занятость в удо что это такое в школе

В первую очередь отметим, что на основании п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов регулирования образовательных отношений является свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования.

В соответствии с положениями п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

В то же время из содержания письма Минпросвещения России от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности» следует, что согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего и среднего общего образования основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

Из указанного выше письма также следует, что состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, ее кадровых и иных возможностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная организация вправе самостоятельно планировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся.

При этом при создании и реализации плана внеурочной деятельности образовательной организации следует обеспечить взаимодействие с обучающимися и их родителями (законными представителями) для обеспечения наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Источник

Занятость несовершеннолетних в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности как показатель эффективности их социализации и воспитания.

Занятость несовершеннолетних в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности как показатель эффективности их социализации и воспитания.

Система дополнительного образования – понятие, давно существующее и поэтому хорошо известное всем работникам образования.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Данная тема является актуальной, так как в настоящее время занятость подростков играет большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в социуме, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание ребенку и тому, чем ребенок занимается, что его интересует, каковы его взгляды, способности, каково отношение ребенка к окружающему миру, чего он хочет достичь в своей жизни. Количество совершаемых правонарушений зависит от типа занятости подростка. Именно в подростковом возрасте у ребенка складываются жизненные установки, взгляды. В этом возрасте характер у подростков очень уязвим, поэтому в случае возникновения неудач он может прибегнуть к непредсказуемым поступкам.

На базе нашей школы на начало года функционировало 13 объединений дополнительного образования по 6 направлениям (физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, художественное, естественнонаучное, техническое), на данный момент 11, т.к. руководители объединений «Ритмика для малышей» и «Живое дерево» Черных Е.А. и Пахтусов А.О. уволились в течение учебного года. В рамках внеурочной деятельности занимается 31 группа по 5 направлениям (спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно- нравственное, социальное).

В объединения дополнительного образования входят 189 обучающихся, что составляет 83% от всего количества обучающихся. Внеурочная деятельность охватывает обучающихся 1-6 классов (100%).

Источник

Исследовательская работа «Занятость учащихся школы в системе ДОД»

Выбранный для просмотра документ Занятость в УДО.pptx

Занятость в удо что это такое в школе. Смотреть фото Занятость в удо что это такое в школе. Смотреть картинку Занятость в удо что это такое в школе. Картинка про Занятость в удо что это такое в школе. Фото Занятость в удо что это такое в школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа по теме: «Занятость учащихся МБОУ СОШ№1 в системе дополнительного образования» Выполнили: команда детского объединения «Эрудит»

Актуальность С каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.

Цель Исследование уровня занятости учащихся МБОУ СОШ №1 в системе дополнительного образования. Задачи Изучить литературу по теме исследования; Выяснить по каким направлениям осуществляют обучение муниципальные учреждения дополнительного образования; Выявить насколько востребованы занятия в УДО у учащихся школы; Обработать и проанализировать полученные данные; Представить результаты исследования и сделать выводы.

Предмет исследования: уровень занятости школьников в учреждениях дополнительного образования Объект исследования: учащиеся 5- 11 классов МБОУ СОШ №1 г. Донецка Гипотеза: большинство учащихся нашей школы предпочитают занятия спортом, поэтому наиболее посещаемые школьниками учреждения дополнительного образования – это ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2.

Методы исследования, использованные в работе: Эмпирические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг; Теоретические – анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод. Методы обработки материалов исследования: Таблицы; Диаграммы; Словесное описание.

Обзор организаций дополнительного образования города Донецка Теоретическая часть

Задачи городских образовательных организаций формирование и развитие творческих способностей детей; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; организация свободного времени детей и подростков; обеспечение адаптации детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию; выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

Дом детского творчества Реализует дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего вида 5 направленностей: •Социально – педагогическая; •Естественнонаучная; •Художественная; •Техническая; •Туристско-краеведческая.

Станция юных техников Реализует дополнительные образовательные (общеразвивающие) программы естественнонаучной и технической направленности: •Занимательная Информатика •Начальное техническое моделирование •Промышленное моделирование •Спортивная радиопеленгация •Макетирование автомобилей •Я – Конструктор

Детско- юношеская спортивная школа №1 Реализует программы спортивной направленности: •Настольный теннис •Волейбол •Легкая атлетика

Детско- юношеская спортивная школа №2 Реализует программы спортивной направленности: •Спортивная гимнастика •Футбол •Бокс •Дзюдо •Плавание •Баскетбол

Детская школа искусств Реализует дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности в сфере культуры и искусства и дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыки, изобразительного искусства и хореографии. Обучение осуществляется по 12 образовательным программам: •Фортепиано •Баян •Аккордеон •Домра •Гитара •Скрипка •Синтезатор •Хоровое пение •Театральное искусство •Моделирование и конструирование одежды «Дизайн-театр» •Хореография •Изобразительное искусство

Дом культуры «Гундоровский» Перечень клубных формирований: •«Родничок»- вокальный кружок •«Мозаика»- кружок эстрадного танца •«Данс-колледж»- кружок эстрадного танца •«Гармония»- кружок художественного чтения •«Петрушка»- кукольный кружок •«Радужка»- фольклорно- игровой кружок •«Игрушка»- кружок кукольных игр • Казачий православный патриотический клуб «Пересвет»

Библиотека – филиал имени М. Шолохова •Клубное формирование «Музей книги Донского края» •Клуб молодого избирателя «Диалог» •Клуб духовности «Светоч» •Клуб юных экологов «Лесовичок

Исследование уровня Занятости учащихся МБОУ СОШ №1 г Донецка в системе дополнительного образования. Практическая часть

Цель исследования Установить: какой % учащихся от общего числа обучающихся в 5- 11 классах школы посещают учреждения дополнительного образования; какие учреждения дополнительного образования наиболее востребованы у учащихся школы; кто проявляет большую активность в посещении учреждений дополнительного образования по возрастному и гендерному признакам.

Спасибо за внимание! «Уметь с умом распорядиться досугом – высшая ступень цивилизованности». Б. Рассел

Выбранный для просмотра документ Занятость в УДОdocx.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова

муниципального образования «Город Донецк»

«Занятость учащихся МБОУ СОШ№1

в системе дополнительного образования»

Журова Вероника 8А кл.,

Зубрилов Александр 8А кл.,

Пригорнева Дарья 8А кл.,

Чубатова Вера 8 Б кл.

II . Основное содержание исследования

Глава1. Теоретическая часть

1.2. Обзор организаций дополнительного образования города Донецка. ……… c 8

Глава 2. Практическая часть

В настоящее время дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов.

Учреждение дополнительного образования детей – это тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи, основная из них – создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно.

В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.

Цель работы: исследование уровня занятости учащихся МБОУ СОШ №1 в системе дополнительного образования.

Изучить литературу по теме исследования;

Выяснить по каким направлениям осуществляют обучение муниципальные учреждения дополнительного образования;

Выявить насколько востребованы занятия в УДО у учащихся школы;

Обработать и проанализировать полученные данные;

Представить результаты исследования и сделать выводы.

Предмет исследования: уровень занятости школьников в учреждениях дополнительного образования

Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №1 г. Донецка

Гипотеза: Мы предположили, что большинство учащихся нашей школы предпочитают занятия спортом, поэтому наиболее посещаемые школьниками учреждения дополнительного образования – это ДЮСШ №1 и ДЮСШ №2.

Методы исследования, использованные в работе :

Эмпирические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг;

Теоретические – анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод.

Методы обработки материалов исследования :

II . Основное содержание исследования

Глава 1. Теоретическая часть.

Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций.

«Уметь с умом распорядиться досугом –

высшая ступень цивилизованности»

Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика общественного воспитания, внешкольного образования, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России.

Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию – занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования, вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

В России дополнительное образование детей реализуется в государственных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, а также в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д.; деятельность детей организуется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам, учреждений дополнительного образования, дифференцированных по различию их потенциалов и охвату образовательных областей (однопрофильных или многопрофильных), в совокупности составляющих сеть учреждений дополнительного образования детей.

Содержание дополнительного образования детей отражает: рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование нового социального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку детям в индивидуальном развитии. Такой объективный фактор как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и то, что педагог заинтересован в том, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задает такие особенности учреждения дополнительного образования как:

творческость (креативность) жизнедеятельности детских объединений;

дифференциация воспитательного процесса (разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов);

индивидуализацией (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования;

обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка;

подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками.

В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры;

организация содержательного досуга.

Следовательно, обобщив выше изложенное, можно сделать следующие выводы. Учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:

— представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;

— ведомственно подчинены нескольким федеральным министерствам;

— по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;

— во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль – дополнения;

— по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;

— призваны содействовать воспитанникам в профессиональной ориентации, организуя длительный процесс профессиональных проб;

— в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;

— педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.

1.2. Обзор организаций дополнительного образования города Донецка.

Муниципальные учреждения дополнительного образования, относящиеся к Отделу Образования представлены 4 организациями: ДДТ, СЮТ, ДЮСШ№1 и ДЮСШ№2. Остальные учреждения дополнительного образования относятся к Отделу Культуры-это ДШИ, ГДК, библиотеки.

Основными задачами муниципальных образовательных организаций дополнительного образования является:

формирование и развитие творческих способностей детей;

удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,

организация свободного времени детей и подростков;

обеспечение адаптации детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию;

выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

Основной функцией муниципальных образовательных организаций дополнительного образования является реализация дополнительных общеобразовательных программ.

МБУДО ДДТ г. Донецка

Реализует дополнительные общеобразовательные программы общеразвивающего вида 5 направленностей:

МБУДО СЮТ г. Донецка

Реализует дополнительные образовательные (общеразвивающие) программы естественнонаучной и технической направленности:

• Начальное техническое моделирование

МБУДО ДЮСШ№1 г. Донецка

Реализует программы в соответствии с лицензией спортивной направленности:

МБУДО ДЮСШ№2 г. Донецка

Реализует программы в соответствии с лицензией спортивной направленности:

МБУДО «Детская школа искусств» г. Донецк

Реализует дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности в сфере культуры и искусства и дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыки, изобразительного искусства и хореографии. Обучение осуществляется по 12 образовательным программам:

• Моделирование и конструирование одежды «Дизайн-театр»

МБУК ГДК «Гундоровский»

Перечень клубных формирований:

• «Родничок»- вокальный кружок

• «Мозаика»- кружок эстрадного танца

• «Данс-колледж»- кружок эстрадного танца

• «Гармония»- кружок художественного чтения

• «Петрушка»- кукольный кружок

• «Радужка»- фольклорно- игровой кружок

• «Игрушка»- кружок кукольных игр

• Казачий православный патриотический клуб «Пересвет»

Библиотека – филиал имени М. Шолохова

• Клубное формирование «Музей книги Донского края»

• Клуб молодого избирателя «Диалог»

• Клуб духовности «Светоч»

• Клуб юных экологов «Лесовичок

Следовательно, проанализировав систему дополнительного образования г. Донецка можно сделать вывод, что она достаточна разнообразна и представлена учреждениями, осуществляющими свою деятельность по таким направлениям как: спортивное, техническое, художественное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, а также социально – педагогическое и естественнонаучное.

Глава 2. Занятость учащихся МБОУ СОШ №1 г Донецка в системе дополнительного образования.

Для того, чтобы выяснить уровень занятости учащихся нашей школы в системе дополнительного образования, нами проведено анкетирование среди школьников 5-11 класса с целью установить:

какой % учащихся от общего числа обучающихся в нашей школе посещают учреждения дополнительного образования;

какие УДО наиболее востребованы у учащихся школы;

кто проявляет большую активность в посещении учреждений дополнительного образования, по возрастному и гендерному признакам. (Приложение 2)

После обработки и анализа анкетных данных мы получили следующие результаты. (Приложение 3)

Всего в 5- 11 классах в нашей школе обучается 181 человек. Из них посещают учреждения дополнительного образования 121 человек, что составляет 67% от общего количества обучающихся в этих классах.

Исходя из полученных данных, мы составили рейтинг УДО по посещаемости учащимися 5-11 классов школы:

Таким образом, исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Девочки в нашей школе активнее мальчиков посещают УДО.

Самым посещаемым учреждением дополнительного образования среди учащихся школы стала СЮТ (в ней занимается 26% наших школьников), а вот % посещающих ДЮСШ №1 и №2 оказался по отдельности ниже (соответственно 12% и 9%), а вместе это составляет менее половины (23%) от всех занимающихся в УДО, поэтому наше предположение оказалось ошибочным.

Источник

Занятость в удо что это такое в школе

«По структуре, методам и формам организации, учебных занятий

в учреждении дополнительного образования»

Примерная модель занятия в УДОД

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Основные требования к современному занятию

Структура различных типов занятий

Методы организации занятия в детском объединении УДОД

План занятия

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа ( Приложение 4).

Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно.

Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия/ понимания/ закрепления/ осмысления…», «организовать деятельность по восприятию/ применению/ контролю/ коррекции…», «способствовать формированию/развитию …», «помочь в …» и т.д.

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!), во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.

После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социадрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Заключение

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.

Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:

1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.

2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини концерты, турниры, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.

3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.

Концерт.

Принимая участие в концерте, каждый коллектив, каждый воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывает уже высокий результат свое деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и умение. Педагог – педагогические, балетмейстерские, организационные навыки, знания, умения. Если раньше на открытом занятии или итоговом мероприятии результат видели только родители, воспитанники коллектива, другие педагоги, то на концерте результат вашей работы увидят уже воспитанники других коллективов, их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на концерт. Здесь уже нужно постараться исполнить свою роль так, чтобы зритель пришёл ещё раз на вас посмотреть.

Смотры, конкурсы, фестивали.

Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское и актёрское, педагог – педагогическое, балетмейстерское, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.

Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (хореография, спорт, рисование, рукоделие, плавание и пр.). Они становятся либо профессиональными исполнителями, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.

Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Традиционные занятия Нетрадиционные занятия