Всего сообщений: 5184 | Присоединился: октябрь 2008 | Отправлено: 18 мая 2009 14:24 | IP
dima slayer
Новичок
1.Найти интеграл или решение задачи Коши y»=50*(siny)^3*cosy, y(1)=pi/2, y'(0)=0 для дифференциального уравнения допускающего понижения порядка 2.Найти общее решение дифференциально уравнения (x^2)*y»+x*y’=1 3.Найти интеграл или решение задачи Коши y’=(y/x)^2+6(y/x)+6, y(-1)=2
(Сообщение отредактировал dima slayer 18 мая 2009 22:19)
Всего сообщений: 20 | Присоединился: март 2009 | Отправлено: 18 мая 2009 22:13 | IP
Lena777
Новичок
Пожалуйста помогите решить. x^2(y’^2-2*y*y»)=y^2 просто я дорешала до уравнения z’=-1/(2*x)^(z^2)/2 y’=zy
Всего сообщений: 7 | Присоединился: май 2009 | Отправлено: 18 мая 2009 23:34 | IP
marsvetlanka
Новичок
Добрый день помогите пожалуйста решить
Записать уравнение кривой, проходящей через точку A(x0, y0), если известно, что угловой коэффициент касательной в любой её точке в k раз больше углового коэффициента прямой, соединяющей эту точку с началом координат. Точка A0(-2,4) k=6
Всего сообщений: 3 | Присоединился: май 2009 | Отправлено: 19 мая 2009 12:15 | IP
FM90
Новичок
Добрый день! Без вас никак не справлюсь,помогите пожалуйста!
Всего сообщений: 12 | Присоединился: май 2009 | Отправлено: 19 мая 2009 12:53 | IP
RKI
Долгожитель
Цитата: SergeyS написал 19 мая 2009 12:15 Добрый день помогите пожалуйста решить
Записать уравнение кривой, проходящей через точку A(x0, y0), если известно, что угловой коэффициент касательной в любой её точке в k раз больше углового коэффициента прямой, соединяющей эту точку с началом координат. Точка A0(-2,4) k=6
Угловой коэффициент касательной к данной кривой в любой точке равен y'(x)
Напишем уравнение прямой, соединяющей произвольную точку искомой кривой (x;y) с началом координат (0;0) Уравнение данной прямой имеет вид f(t) = kt+b f(0) = 0; b = 0 f(t) = kt f(x) = y; kx = y; k = y/x f(t) = (y/x)t + b Угловой коэффициент постороенной прямой равен y/x
По условию задачи: угловой коэффициент касательной в любой её точке в 6 раз больше углового коэффициента прямой, соединяющей эту точку с началом координат, то есть
Ну а как иначе? Если есть дифференциальные уравнения, то должны быть и задачи с ними! Они встречаются в математике (само собой), физике, химии, других науках и, разумеется, соответствующих примеров великое множество – пятилетки не хватит, чтобы все их разобрать. Но этого и не нужно – сегодня наша цель освоить общие принципы решения таких задач, хотя,… штук 50-то всяко осилим)
Начнём с самого главного: вот видим мы текст задачи. Как определить, что её нужно решать с помощью ИМЕННО дифференциального уравнения? Очень просто. Поскольку корнями диффуров являются функции, то по условию так или иначе потребуется найти:
функцию / уравнение / линию / кривую / закон / зависимость и т.д.
В большинстве тематических задач фигурируют дифференциальные уравнения первого порядка, с них и начнём. Как вы прекрасно знаете, в оные уравнения обязательно входит первая производная, и поэтому для освоения урока нужно понимать (очевидно-невероятно), что такое производная. Впрочем, уважаемые студенты, пощады не ждите – я вам обязательно напомню =) И моя беспощадность такова, что мы займёмся этим прямо сейчас:
Кривая проходит через точку и обладает тем свойством, что угловой коэффициент касательной в любой её точке пропорционален квадрату ординаты точки касания с коэффициентом пропорциональности . Найти уравнение этой кривой.
Пожалуйста, типичный признак – условие запрашивает у нас уравнение кривой, а значит, задача решается с помощью дифференциального уравнения.
Решение: на первом шаге нужно это самое уравнение составить. Рассмотрим произвольную точку , принадлежащую искомой кривой. Заметьте, что этой хитрой фразой мы учитываем ВСЕ точки разыскиваемой линии.
Выполним схематический чертёж, на котором изобразим некоторую кривую , произвольную точку и касательную, проведённую к графику функции в данной точке: Теперь вспоминаем, что угловой коэффициент касательной равентангенсу её угла наклонаи равен значению производной в точке:
Или, если короче:
По условию, угловой коэффициент касательной в любой точкекривойпропорционален квадрату ординаты («игрековой» координаты) точки касания:
, где – коэффициент пропорциональности. (значок «тильда» обозначает пропорциональность)
В данной задаче . Таким образом, получаем следующее дифференциальное уравнение:
, которое, понятно, нужно решить 🙂
Перед нами простейшее ДУ с разделяющимися переменными: Общее решение:
В результате мы получили целое семейство функций, удовлетворяющих критерию задачи. Но в условии есть уточнение: кривая проходит через точку . Решим задачу Коши, т.е. найдём соответствующее частное решение. Здесь удобно непосредственно подставить в общее решение координаты точки:
Таким образом, уравнение, искомой кривой:
Ответ:
Выполним проверку. Она проводится стандартно + желательный анализ, связанный с содержательным смыслом задачи.
Прежде всего, убедимся, что график полученной функции действительно проходит через точку : – получено верное равенство, что и требовалось проверить.
Найдём производную:
Подставим и в уравнение : – таким образом, частное решение найдено верно.
Но это ещё не всё – ведь мы могли неправильно составить само дифференциальное уравнение! И поэтому будет не лишним вернуться условию, согласно которому, любая точка кривой должна обладать следующим свойством: производная функции в точке(угловой коэффициент касательной) равна утроенному квадрату «игрековой» координаты данной точки. Рассмотрим ту же точку и вычислим:
С другой стороны, утроенный квадрат «игрековой» координаты точки : , отлично.
Желающие могут протестировать любую другую точку, принадлежащую кривой , например точку , и убедиться в справедливости только что проверенного критерия. Это, кстати, легко сделать устно.
Вот теперь-то задача «закрыта наглухо». Ну а то, что схематический чертёж далёк от графика гиперболы – совершенно не страшно, чертёж лишь помогает разобраться в условии. И строить его, к слову, в простых случаях совсем не обязательно 😉 И в самом деле – этого же не требовалось….
Пара типовых задач для самостоятельного решения:
Угловой коэффициент касательной к каждой точке кривой обратно пропорционален абсциссе точки касания с коэффициентом пропорциональности . Составить уравнение данной кривой, если известно, что она проходит через точку
Как раз аналогичный пример, в котором вполне можно обойтись без чертежа. Напоминаю, что обратная пропорциональность устроена по принципу «чем больше – тем меньше» – это зависимость… где-то я о ней вроде упоминал…, да, нашёл – в статье о гиперболе. Впрочем, многие помнят этот материал со школы.
И тут ещё хочу предупредить о возможной «накладке» с обозначениями: в «реальных» примерах коэффициент пропорциональности очень часто обозначают буквой , что, конечно, не есть хорошо.
Примерный образец чистового оформления задания в конце урока.
Найти кривую, для которой тангенс угла наклона ее касательной в любой её точке в 2 раза больше тангенса угла наклона прямой, проходящей через ту же точку и начало координат.
А вот здесь уже чертёж не помешает – рассматриваем прямоугольный треугольник, на всякий пожарный: тангенс – это отношение противолежащего катета к прилежащему катету. Впрочем, «картинку» этой задачи опять же несложно «обработать в уме». Но в образце решения я не поленился и выполнил схематический чертёж. И таки догадайтесь, как правильно записать ответ – проанализируйте полученное решение на соответствие условию задачи 😉
Как видите, задачки вроде бы элементарные, а «подводных камней» в них хватает. И перед тем как перейти от «чистой математики» к приложениям (по физике, химии и т.д.) я рассмотрю пару «настоящих» примеров.
Во многих случаях вам придётся столкнуться с задачей из сборника А.П. Рябушко(Часть 2,ИДЗ 11.4, Задача № 4) или из сборника Кузнецова. Или же с какой-то похожей задачей.
Первый источник отличается меньшей сложностью, и что особо приятно, каждая из 30 задач снабжена правильным ответом. Однако здесь нужно помнить, что решение диффура обычно можно записать несколькими способами, и формально результаты могут не совпасть.
Примеры из задачника Л.А. Кузнецова (Раздел V Дифференциальные уравнения, Задача 9) более трудны, но зато по Интернету давным-давно «гуляют» готовые решения всех вариантов. Может быть, найдёте и свою задачу! Однако не спешите радоваться «халяве» и бездумно переписывать материалы – неточностей там хватает.
Гораздо выгоднее ОДИН РАЗ РАЗОБРАТЬСЯ в технике решения таких задач!
Я подробно остановлюсь на заданиях из вариантов 11-20 сборника Кузнецова, которые, как показывает практика, вызывают наибольшие затруднения у студентов, и разберу пример 12-го варианта, который, кстати, в указанном выше источнике вообще решён неправильно:
Найти линию, проходящую через точку , если отрезок любой ее касательной между точкой касания и осью делится в точке пересечения с осью абсцисс в отношении (считая от оси ).
Прежде всего, снова обратим внимание на то, что по условию требуется найти линию, следовательно, участь наша – дифференциальное уравнение. И, кроме того, речь идёт о касательной, которая, как вы уже вспомнили, определяется через производную.
Решение: должен предупредить, что здесь опять возникают «накладки» с обозначениями, и я буду придерживаться собственной версии оформления, которая показалась мне наиболее удобной. Сначала рассмотрим некоторую конкретную точку , принадлежащую искомой линии, и соответствующую касательную. Выполним схематический чертёж. Из условия задачи следует, что точка пересечения касательной с осью лежит строго между точек и . Это принципиальный момент! – так бывает далеко не всегда. И, конечно, нужно постараться, чтобы отрезок был примерно в 2 раза длиннее отрезка :
Первое, что приходит в голову – это найти длины отрезкови составить уравнение по формуле . Так решать можно,… но лучше не нужно. Вспоминаем школу: треугольники и подобны по двум углам (обозначены красными и зелёными дугами), а значит, соответствующие стороны этих треугольников пропорциональны: Грубо говоря, нижний треугольник в 2 раза больше, чем верхний.
В чём фишка? Фишка состоит в том, что длины отрезков найти значительно проще! Тем более, точки уже известны, и по существу, осталось найти «иксовую» координату точки . Находим:
Уравнение касательной к графику функции в точке имеет вид , и чтобы найти, где она пересекает ось абсцисс, нужно решить простейшую систему линейных уравнений: , откуда выражаем «иксовую» координату точки «ка»:
Таким образом:
Для удобства запишу рабочие точки по порядку:
Теперь вернёмся к следующему моменту: изначально мы рассматривали некоторую конкретную точку , и сейчас настал черёд перейти к произвольной точке разыскиваемой линии. Проведём замены :
! Примечание: этим приёмом я избежал технической «накладки» с буквами: сначала переменные обозначали, то, что они обычно обозначает, а после замен стали символизировать координаты произвольной точки, принадлежащей искомой кривой.
Длины отрезков можно найти по стандартной формуле длины отрезка, но опять – зачем нам нагромождения корней? Длина отрезка , очевидно, равна модулю его «иксовой» координаты (по той причине, что она может быть и отрицательна – отобразите чертёж симметрично относительно оси ):
Длину второго отрезка найдём как разность «иксовых» координат точек и , которую из тех же соображений заключим под знак модуля:
В соответствии с обоснованной выше пропорцией , составим дифференциальное уравнение. Удобнее сразу записать так:
Сначала раскроем левый модуль:
При избавлении от правого модуля дробь может получиться как положительной, так и отрицательной, и поэтому всё так и останется:
В результате у нас получилось два дифференциальных уравнения:
Условию задачи удовлетворяет первое уравнение. Почему? Давайте посмотрим на чертёж: на нём координаты точек положительны, и для этого частного расположения точек мы получаем непосредственно уравнение (проведите рассуждения без модулей). Теперь мысленно отобразите чертёж симметрично относительно оси . Координаты точек станут отрицательными, и в результате «зеркальных» выкладок мы придём к уравнению , т.е. к тому же самому уравнению, которое и соответствует геометрической ситуации нашей задачи (в нижней полуплоскости получаются 2 аналогичных случая).
Вообще, при оформлении практической задачи обо всех этих тонкостях лучше аккуратно умолчать =) и сразу приступить к решению нужного уравнения:
Общее решение:
По условию, линия должна проходить через точку . Решим задачу Коши:
Ответ: – искомая линия.
Как я отмечал выше, задачу можно разрулить и через «очевидное» отношение , но вычисления получатся просто хардкорными, а результат тот же самый – короткое равенство с двумя модулями.
Желающие могут выполнить чертёж в масштабе 1ед. = 2 тетрадные клетки – изобразить кубическую параболу, удобную касательную и всё измерить линеечкой =) Улыбка улыбкой, но это, кстати, может пригодиться, если вы запутаетесь в модулях и будете сомневаться, какой диффур выбрать. Так или иначе, чертёж довольно прост: И в самом деле: . Аналогичное соотношение справедливо для любой касательной за исключением касательной в точке (оси абсцисс).
Примечание: здесь не возникает противоречия с условием задачи, в котором предполагается, что касательная пересекает координатные оси в разных точках.
А теперь разберём побочный диффур, который нарисовался в ходе решения: Общее решение: Решим задачу Коши для точки :
Таким образом, получаем гиперболу . Следует заметить, что здесь тоже выполнено соотношение , нарисую «на скорую руку» одну ветку: Однако геометрическая ситуация совершенно другая – касательная пересекает координатные оси по разные стороны от точки касания.
Для этого случая условие можно сформулировать несколько по-другому: Найти линию, проходящую через точку, если отрезок любой ее касательной, заключенный между осями координат, делится в точке касания в отношении. И такому расположению касательной посвящены задачи 16-20 сборника Кузнецова.
Энтузиасты могут прорешать эту, более простую задачу по трафарету. И, конечно, в ней тоже не надо находить длины отрезков и – намного выгоднее снова рассмотреть подобные треугольники (которые расположены один над другим и так оказалось, что вообще равны). Интересно, что в ходе решения опять появятся два диффура, из которых потребуется выбрать «правильный».
Для самостоятельного решения также предлагаю ещё одно задание:
Найти линию, проходящую через точку и обладающую тем свойством, что в любой её точке нормальный вектор с концом на оси имеет длину, равную , и отрезок образует острый угол с положительным направлением оси .
Систематизируем схему решения:
1) Во избежание неразберихи с «иксом» и «игреком» рассматриваем некоторую конкретную точку , принадлежащую искомой прямой. Вообще говоря, можно сразу работать с произвольной точкой , но тогда «глобальные» переменные придётся обозначить как-нибудь по-другому, например, через .
2) Составляем уравнение нормали, проходящей через точку .
3) Находим координаты точки пересечения нормали с осью ординат.
4) Находим длину вектора. А вот здесь уже без корня обойтись трудно.
5) Теперь переходим к рассмотрению произвольной точки , т.е. выполняем замены . Этот шаг можно выполнить и чуть раньше (до нахождения длины вектора).
6) Составляем и решаем дифференциальное уравнение. В ходе решения используем информацию о том, что отрезок образует острый угол с положительным направлением оси .
Однако здесь существует и более короткое решение, которым поделилась одна из читательниц сайта. В своё время (когда создавалась статья) из моего поле зрения выпала эта элементарная возможность, и поэтому в конце урока я, конечно же, добавил 2-й способ. Постарайтесь его увидеть! И спасибо за ваши письма – они действительно помогают улучшить учебные материалы.
Я не сторонник различного рода справочников, но для решения практических задач могут пригодиться следующие готовые формулы: Длина отрезка касательной: Подкасательная: Длина отрезка нормали: Поднормаль:
Но всё же старайтесь их выводить по ходу решения той или иной задачи.
Поскольку сайт посвящен математике, то бОльшую часть урока заняла математика =), но, разумеется, я не могу обойти стороной многочисленные прикладные задачи, которые рассматриваются даже в школе. Их часто (и может быть даже корректнее) называют задачами, которые ПРИВОДЯТ к понятию дифференциального уравнения. Отличительной особенностью этих задач(как правило) является тот факт, что условие опирается на сам СМЫСЛ производной, то есть речь в нём идёт о скорости изменения некоторого показателя.
Физика, химия,… да чего тут занудничать – биология:
Требуется составить дифференциальное уравнение динамики развития некоторого биологического вида и найти решение этого уравнения.
Состояние популяции можно охарактеризовать массой этой популяции (весом всего стада), причем масса является функцией времени . Считая, что скорость роста биомассы пропорциональна биомассе популяции с коэффициентом пропорциональности , найти массу стада в момент времени , если известно её значение при .
…надо сказать, автор задачи не стал мучить студентов-зоотехников и расписал всё подробнейшим образом. Давайте, тем не менее, остановимся на характерных признаках, позволяющих определить, что тут замешано дифференциальное уравнение:
– во-первых, нам явно придётся отыскать функциюмассы стада, зависящую от времени;
– и, во-вторых, в условии прямо сказано о скорости роста этой самой массы.
А за скорость роста у нас отвечает производная функция, в данном случае функция
На самом деле решение очень простое и напоминает оно 1-ю задачу урока. По условию, скорость изменения массы стада пропорциональна этой массе:
В большинстве практических задач коэффициент пропорциональности равен константе, но вот здесь он представляет собой функцию: . Впрочем, это не имеет особого значения:
Разделяем и властвуем:
Общее решение:
По условию, в момент времени биомасса составляет . Решим задачу Коши:
Таким образом, закон изменения массы популяции:
Шустрая, однако, популяция – прямо какое-то стадо кроликов… или даже саранчи. …Хотя в задаче ничего не сказано о размерности величин. И поэтому, кстати, здесь будет корректно говорить о единицах времени и единицах массы.
Найдём то, что требовалось найти: – масса стада в момент времени
Ответ:
Таблетка массой 0,5 г брошена в стакан воды. Скорость растворения таблетки пропорциональна массе таблетки. Через какое время растворится 99% вещества, если известно, что через 10 минут растворилось 80%?
Это очень простая… и не простая задача 😉 Постарайтесь самым тщательным образом разобраться в решении, задач в подобном техническом исполнении намного больше стакана – их пруд пруди. И кто позабыл – свойства степеней и логарифмов в помощь.
К сожалению, нельзя объять необъятное, и около 10 готовых задач по физике я загрузил в библиотеку, в основном, там задачи по механике. Физика не является моим профильным предметом, но вроде получилось неплохо….
Что касается дифуров 2-го и более высоких порядков, то на практике они встречаются намного реже. Здесь можно отметить задачи на 2-й закон Ньютона (простейшее ДУ, допускающее понижение порядка – см. по ссылке выше), а также задачу о свободных и вынужденных колебаниях (линейные ОДУ и НДУ 2-го порядка). Теоретический материал по последней задаче можно посмотреть здесь.
Спасибо за внимание – надеюсь, урок был полезен, и теперь вы сможете справиться с любой тематической задачей!
Задача 2: Решение: рассмотрим произвольную точку , принадлежащую искомой кривой. По условию, угловой коэффициент касательной к кривой в данной точке: Учитывая, что и , получаем следующее дифференциальное уравнение: Разделяем переменные и интегрируем: Общее решение: . Найдём кривую, которая проходит через точку . Решим задачу Коши: Ответ:
Задача 3: Решение: рассмотрим произвольную точку , принадлежащую искомой кривой, и соответствующую касательную: Согласно геометрическому смыслу производной: . Проведём прямую и рассмотрим прямоугольный треугольник . По определению тангенса: По условию задачи: Таким образом, получаем следующее дифференциальное уравнение: Разделяем переменные и интегрируем: Общее решение: Поскольку уравнение (ось абсцисс) не удовлетворяет условию задачи, то значение следует исключить из множества решений. Ответ: семейство парабол:
Задача 5: Решение: рассмотрим некоторую точку , принадлежащую искомой линии. Выполним схематический чертёж: Составим уравнение нормали, проходящей через точку : Найдём точку пересечения нормали с осью ординат: Таким образом: Вычислим длину вектора: Рассмотрим произвольную точку , принадлежащую искомой кривой: По условию: Возведём обе части в квадрат и выполним дальнейшие преобразования: Так как отрезок образует острый угол с положительным направлением оси , то выбираем верхнюю полуокружность: Решим задачу Коши для точки : Ответ:
Второй способ решения: пусть точка , принадлежит искомой кривой: Рассмотрим прямоугольный треугольник . По теореме Пифагора: Таким образом, тангенс угла наклона нормали: У перпендикулярных прямых угловые коэффициенты взаимнообратны и противоположны по знаку (см. статью Задачи с прямой), поэтому тангенс угла наклона касательной: Разделяем переменные и интегрируем: Решим задачу Коши для точки : Ответ:
Задача 7: Решение: рассмотрим функцию изменения массы таблетки. В соответствии с условием: (коэффициент пропорциональности пока не известен) Разделяем переменные и интегрируем: Примечание: здесь выполнено преобразование с последующим переобозначением константы: . В начальный момент времени масса таблетки составляла 0,5 г. Решим задачу Коши: В результате: Известно, что через 10 минут растворилось 80% таблетки, т.е. осталось г твёрдого вещества. Найдём значение параметра: Таким образом: – закон изменения массы (растворения) таблетки. Найдём, через какое время растворится 99% таблетки. Поскольку твёрдого вещества останется г, то: мин. Ответ: примерно через 28,6 мин