Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Русский язык

Разновидности речи.

1. Монолог и диалог. Устная и письменная речь.

Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.

Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.

Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.

Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.

Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.

Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.

Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.

По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.

В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.

Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.

Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.

Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.

Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.

Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.

Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.

Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.

Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.

Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.

Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя. Навык думать таким «сокращенным» способом имеет и свои минусы.

Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.

Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.

Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.

Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.

Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.

Источник

Чем именно устная речь отличается от письменной и сравнение понятий

Речевое общение осуществляется в 2 формах – устной и письменной. Каждая из них отличается своими характерными особенностями. При этом они постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга. Чем же конкретно устная речь отличается от письменной? В первом случае дело касается звучащей речи, создаваемой во время разговора, во втором – знаковой системы, которая применяется для фиксации звуков.

Понятие устной и письменной речи

Под устной речью понимают форму языка, выражающуюся в высказываниях, которые произносятся и воспринимаются на слух. Устное общение осуществляется при непосредственном контакте или опосредованно. В первом случае это касается дружеской беседы или объяснений учителя, во втором – телефонного разговора.

Под письменной речью понимают графическую систему, которая применяется для закрепления и передачи информации. Она представляет собой один из способов существования языка. Такая форма представлена в книгах, служебных документах, личной и деловой переписке.

Чем отличается?

Для рассматриваемых понятий характерны вполне конкретные особенности и отличия. Они затрагивают целый ряд аспектов.

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Развернутость

Письменную речь характеризуют как контекстную. Это значит, что все необходимые сведения заключаются в самом тексте. Этот вид речи зачастую обращен к неизвестному человеку. В этом случае в ней нельзя использовать дополнительные детали, которые, как правило, ясны без слов при прямом контакте. Потому письменный формат считается более развернутым. В нем в полной мере раскрываются важные моменты и значимые нюансы.

Устная речь часто подразумевает объединение собеседников конкретной ситуацией, которая ясна для них обоих. В этом случае большинство деталей остается несказанными. Если произносить вслух очевидные вещи, речь будет казаться скучной или даже нудной. Она станет неоправданно длинной и приобретет нотки педантизма.

Иными словами, устная речь обладает ситуативным характером. Потому она считается не столь развернутой, как письменная. При этом виде общения для понимания друг друга часто хватает только намека.

Возможности коммуникации

Отличием устной речи от письменной считается то, что у пишущего человека отсутствует возможность оказывать воздействие на адресата средствами, присутствующими у того, кто говорит.

Сделать письменные тексты более выразительными удается при помощи знаков пунктуации, изменения шрифта, применения абзацев.

При устном общении многое можно продемонстрировать при помощи интонации, мимики, взглядов или жестов. При ведении устной беседы даже паузы бывают весьма многозначительными. В одних случаях произнесенные слова производят на слушателей сильнейшее впечатление, в других – оставляют их совершенно равнодушными.

Изложение мысли

Мысли на письме должны излагаться предельно понятно. В личной беседе слушатель может переспросить, а говорящий человек – уточнить или объяснить что-то. При этом на письме такая регуляция невозможна.

При письменном изложении мыслей требуется придерживаться требований синтаксиса и орфографии. Также тут имеется стилистический компонент. Так, в речи, которая непосредственно обращена к слушателю, допустимо использовать неполные предложения, так как остальное можно понять по контексту. При этом незавершенные конструкции в письменной речи зачастую воспринимаются как ошибка.

Возможность обдумывания

Ответственность за содержание письменного текста несет автор. Однако при этом он обладает большим количеством времени на обдумывание фраз, их исправление и дополнение. Однако это во многом касается и таких видов устной речи, как лекция и доклад, которые готовятся заранее.

При этом разговорная речь появляется в конкретный момент общения. Она направлена на определенных слушателей. В отдельных случаях эти условия вызывают у говорящего человека сложности.

Проблемы с выражением мыслей, непонимание, что требуется дальше сказать, желание исправить произнесенное или сказать все сразу провоцирует заметные ошибки. К ним относят прерывистость речи или нерасчлененность фраз. Также проблемой становится ненужное повторение слов или неверные ударения. Как следствие, содержание текста может оставаться непонятным.

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Время существования

Важной особенностью письменной речи считается то, что текст после написание будет долгое время существовать вне зависимости от присутствия автора. Даже если человека уже нет в живых, он сможет донести информацию до читателя.

Течение времени не оказывает влияния на письмо. Потому человечество может передавать накопленные знания из поколения в поколение и фиксировать историю в летописях. При этом устная речь живет лишь во время звучания. В данном случае присутствие автора является обязательным. В качестве исключения стоит привести высказывания, которые записаны на носители.

Таблица-сравнение

Важные особенности и отличия двух видов речи приведены в таблице:

КритерийУстнаяПисьменная
Способы кодированияЯвляется звучащей, слышимой, произносимой. Она выражается звуками, или акустическим кодом.Считается видимой, написанной. Она выражается буквами, или графическим кодом.
Механизмы порожденияПоявляется спонтанно и создается во время говорения. При этом от человека требуется высокая скорость выбора слов, автоматизм при синтаксическом конструировании, хорошая тренированность.Письменный текст обычно является подготовленным. Он подвергается редактированию и совершенствованию.
Механизмы восприятияДолжна восприниматься сразу.Осмысливается при многократном чтении.
Грамматические и лексические особенностиМогут присутствовать повторы, неполные или простые предложения.Более четко подбираются слова, преобладает книжная лексика и сложные предложения, используются страдательные конструкции.
Виды нормПредъявляются орфоэпические требования.Предъявляются пунктуационные, каллиграфические и орфографические требования.
Выразительные возможностиПодразумевает использование средств звуковой выразительности, отличается разнообразием интонаций, паузами, логическими ударениями. Также часто применяются жесты и мимика.Отличается меньшей экспрессивностью. Это компенсируется использованием кавычек, знаков препинания, шрифтов.
Характер адресатаСобеседники не только слышат, но и видят друг друга.Как правило, обращена к отсутствующим.

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Выводы

Устная и письменная речь имеют много отличий. Однако эти виды речи нельзя назвать противоположными. При взаимодействии одна форма может перетекать во вторую и наоборот.

Источник

Сравнительная таблица на тему «Устная и письменная речь»

Сравнительная таблица устной и письменной речи

Вербальное общение при помощи языковых средств, которые воспринимаются на слух.

Фиксация устной речи с целью ее сохранения в пространстве и времени.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Выражена буквами (графическое изображение)

Грамматические и лексические особенности

Наблюдаются повторы, неполные, простые предложения.

Четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции.

Использование несловестных средств общения (жестикуляция, мимика, интонация, изменение позы)

Особое значение приобретает строгий отбор лексических и грамматических средств

Нормативный аспект. Предъявляемые требования.

Прежде всего – орфоэпические нормы (ударение, произношение)

Прежде всего – орфографические и пунктуационные нормы.

Адресация и возможность восприятия

Конкретная, реже абстрактная. Непосредственная (через звучащее слово). Воспринимается сразу – одновременно с процессом говорения.

Абстрактная, реже конкретная. Опосредственная (через систему графики и орфографии). Может быть осмысленна при многократном обращении к тексту.

Говорение и аудирование.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Доклад на тему «Инновационные технологии в логопедии».

Практикум работа с ребенка

Конспект занятия «Автоматизация звука [с] в прямых слогах и словах (по авторской технологии Е.Ф. Архиповой)»

Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Животные жарких стран»

Что такое РСА. С чем можно перепутать. Способы медицинского обследования. Структура занятия.

Внедрение инновационной технологии-Монофон планирование

Дополнительная образовательная программа учителя-логопеда «Наш друг-Звук» (по обучению грамоте)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5364336 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования

Время чтения: 1 минута

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Спишите, применяя правила правописания. ГДЗ. Упр. 11, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Прочитайте текст и составьте его сложный план. Спишите, применяя правила правописания.

Лит..ратурная речь имеет две формы ус(?)ную
и письменную. Их названия св..детельствуют о том что
первая звучащ..я речь а вторая гр..фически закреплён-
ная. Это их основное различие. Если спросить какая из
форм возникла раньше то каждый ответ..т устная. Для
по..вления письменной формы необходим.. был.. создать
графические знаки которые бы передавали элементы
звучащ..й речи. Для языков не име..щих пис(?)мен-
ности ус(?)ная форма является единствен(?)ой формой
их сущ..ств..вания.
Письменная речь обычно обращ..на к отсу(?)ству-
ющему. Пишущ..й не вид..т своего читателя а мож..т
только мысленно пре..ставить его себе. На письменную
речь не вл..яет р..акц..я тех кто её читает. Напротив
ус(?)ная речь предпол..гает наличие собеседн..ка
слуш..теля. Говорящий 3 и слуша..щий не только
слыш..т но и вид..т друг друга. Поэтому устная речь
нередко завис..т от(того) как её восприн..мают. Реак-
ция одобрен..я или (не)одобрен..я реплики слушате-
лей их улыбки и смех всё это может повл..ять на
х..рактер речи изменить её (в)завис..мости от этой
реакции а то и прекр..тить.
Говорящий 2 создаёт творит свою речь сразу. Он од-
новременно работает над содержанием и формой. Пиш..-
щий имеет возможность совершенств..вать напи-
сан(?)ый текст возвр..щаться к нему и..правлять.
(Л. Введенская, А. Пономарёва)

Литературная речь имеет две формы: устную и письменную. Их названия свидетельствуют о том, что первая — звучащая речь, а вторая — графически закрепленная. Это их основное отличие. Если спросить, какая из форм возникла раньше, то каждый ответит: устная. Для появления пись­ менной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменно­ сти, устная форма является единственной формой их существования.
Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущий не видит своего читателя, а может только мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушаю­ щий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех, — все это может повлиять на ха­ рактер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции, а то и прекратить.
Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенство­ вать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять.
(Л. Введенская, A. Пономарева)
План:
1) Две формы литературной речи (устная и письменная). а) Основное различие устной и письменной речи. б) Время и условия происхождения этих форм.
2) Взаимодействие этих двух форм речи с читателем (слушателем). а) Письменная речь не зависит от читателя.
б) Устная речь всегда взаимодействует со слушателем, изменяется в зависимости от его реакции.
3) Устная и письменная формы речи и импровизация. а) Устная речь всегда импровизационна.
б) Письменная речь — всегда подготовленная.
Говорящий — причастие (форма глагола).
I. (Какой? Что делающий?) говорящий. Н.ф. — говорящий (говорить).
II. Пост.: действит., наст, вр., несовер. вид; непост.: им.п., ед.ч., м.р.
III. (Кто?) говорящий.
Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Источник

Урок «Что такое речь? Речь письменная и устная»

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Что такое речь? Речь устная и письменная»

Цель: формирование понятий о двух видах речи – устной и письменной

Предметные результаты: учащийся познакомится с правилами проведения дискуссии, будет различать устную и письменную речь, научится соблюдать правила дискуссии, совершенствовать устную речь в ходе дискуссии.

Метапредметные результаты: учащийся научится принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока, начнет осваивать базовые предметные понятия (речь, устная и письменная речь), активно использовать речевые средства (в ходе дискуссии по теме урока), будет овладевать способностью начальными формами познавательной рефлексии: отвечать на итоговые вопросы и оценивать личные достижения на уроке.

Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения при знакомстве с процессом учения.

Ожидаемые результаты : уметь давать характеристики устной и письменной речи, научиться на примерах распознавать виды речи.

Технология : личностно-ориентированного обучения.

Формы организации работы учащихся : парная, групповая, индивидуальная

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления знаний.

-Ребята, для того чтобы наш урок прошёл весело и интересно, дружно и с пользой, давайте подарим друг другу свою улыбку.

-Здорово! Вот такое поднятое настроение давайте пронесём на протяжении всего урока.

Поворачиваются друг к другу и дарят свою улыбку.

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Актуализация полученных знаний и умений.

-утром вы молча встали, умылись, оделись;

-молча пошли в школу;

-молча посидели в школе, посмотрели друг на друга, и молча вернулись домой;

-Хорошо ли Вам было?

-Как вы какая будет тема нашего урока?

— Всё что мы говорим, как будет называться одним словом?

-Для чего человеку нужна речь?

Слушают, пытаются представить

Когда разговаривает, общается, разговаривает.

Чтобы что-то сообщать, узнавать новое, говорить, общаться

Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Смотреть картинку Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Картинка про Запиши что относится к устной речи а что к письменной. Фото Запиши что относится к устной речи а что к письменной

Обсуждение темы «Устная и письменная речь.

Речь бывает разная.

-Как вы думаете какая бывает речь?

-На уроке литературного чтения у нас был с вами первый раздел. Кто помнит, как он называется?

-Откуда взялось такое название?

-Предположите, как будет называться первый вид речи.

-А как вы думаете, что относится к устной речи?

-Как по-вашему будет называться второй вид речи?

-Совершенно верно – письменная речь.

Свободные высказывания детей.

Устное народное творчество.

Уста – губы. Передавали из уст в уста.

Всё что говорим и слышим

Свободные высказывания детей

Открытие новых знаний.

-Из уст в уста было передать совсем не сложно. И такая речь зародилось давно.

-А как вы думаете, люди сразу стали писать на бумаге?

Береста. Берестяная грамота – это записки, письма и документы, сделанные на березовой коре. Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года во время археологических раскопок на Дмитровской улице в Новгороде. Грамоту нашли в щели между плахами настила на мостовой 14-го века. Перед археологами был плотный берестяной свиток, который, если бы не буквы, можно было бы принять за рыболовный поплавок. Несмотря на то, что грамота была кем-то изодрана и выброшена на Холопьей улице, она сохранила достаточно большие части связанного текста. В грамоте 13 строк – всего 38 см. И хотя время их не пощадило, но содержание документа уловить несложно. В грамоте перечислялись сёла, которые платили повинность какому-то Роме. После первой находки последовали и другие.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/131113/19253/

В Новгороде найдено археологами свыше 500 грамот и инструментов для написания на них.

Современного человека кроме книг окружает множество других источников информации. Людям потребовалось много тысячелетий, чтобы изготовить нечто похожее на современную книгу.

В разных странах древнего мира люди записывали свои знания на различные материалы. Глиняные таблички с клинописью так и хочется назвать страничками древнейших книг. В Лондонском Британском музее храниться 27 тысяч табличек, их возраст – от двух до пяти тысяч лет. Производя раскопки, археологи нашли место, где пол был устлан толстым слоем (полметра!) битого кирпича. Однако о том, что это таблички, учёные поначалу и не подозревали, принимая таинственные значки на плитах за узор.

С помощью заострённых палочек выдавливали на ещё сырой глине этих табличек клинообразные знаки, или клинопись. Для лучшей сохранности табличек их обжигали на огне, тогда они приобретали прочность камня. Иногда записи были длинными и занимали много глиняных табличек. Каждая такая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных “страниц” уложенных в деревянные ящики. Много было интересных “глиняных” книг в библиотеках древнего междуречья. Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.

Первые книги писали от руки. До изобретения бумаги (примерно в 50г. до н.э.) страницами книги служили глиняные дощечки или деревянные. Деревянные могли сгореть, а глиняные разбивались, да и места много занимали. Позже книги стали писать на папирусах или пергаменте. Чтобы прочитать такую книгу приходилось разворачивать свиток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *