Запишите перечисленные ниже блага в соответствующие колонки учитывая что
Название дисциплины: ОП.03 Экономика отрасли и предприятия
Название дисциплины: ОП.03 Экономика отрасли и предприятия
Номер группы: СРС 18-1
Форма и дата занятия: комбинированное занятие 18.03.2020 г.
ФИО преподавателя: chubukova75@mail.ru
Срок выполнения (сдачи) задания: 20.03.2020г.
Дата консультации: 18.03.2020
Изучите самостоятельно материал и выполните задания.
Понятие «экономика».
«Экономика» (от греч. oikos — дом, домашнее хозяйство, и nomos — правило, знание) буквально — знание о ведении дома, хозяйства, домохозяйство. Для современного использования термина характерно его разделение на значения:
Экономика как хозяйство — система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными (вещественными) и нематериальными (духовными) благами.
Экономика как наука — наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Иначе говоря, она изучает производство, распределение и потребление различных товаров и услуг.
Не стоит также забывать, что экономика является подсистемой общества (сферой общественной жизни).
Основные вопросы экономики:
Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.
Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Удовлетворение потребностей в свою очередь становится мотивом для осуществления экономической деятельности.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Можно выделить три категории благ:
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Обычно мы покупаем их, то есть для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Для их создания также необходимы определённые затраты. Экономическими благами, например, являются всевозможные товары, которые мы можем приобрести в магазинах.
Свободные блага — блага, которые находятся в открытом доступе, их потребление неограниченно, не требует от нас отказа от иных благ взамен. Например, это солнечный свет, которым мы можем наслаждаться на прогулке в солнечную погоду.
Общественные блага сочетают определённые признаки двух предыдущих видов благ. Это блага, доступ к которым осуществляется свободно, но государство тратит финансовые средства для их создания и поддержания. Создание общественных благ является одной из экономических функций государства. К ним можно отнести, например, уличное освещение.
Ксенофонт (приблизительно 444?356 до н. э.) — древнегреческий писатель и историк, политический деятель и полководец, один из стратегов греческого войска.
В числе его сочинений есть трактат «Домострой», который также переводят как «Экономика». Он построен в традиционной форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом, в нём представлены идеи Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Данный трактат считается первым произведением по экономике. Именно Ксенофонт впервые использует в научном труде термин «экономика».
«Самый бедный — это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает» (П. Буаст).
Бесплатный доступ в интернет; платный доступ в интернет; прослушивание радиопередачи; просмотр фильма по кабельному телевидению; дневной свет; освещение в ночное время; рыба, выращенная в рыбном хозяйстве; непойманная океанская рыба; огородная земляника; лесная земляника; уран, используемый на атомных электростанциях; неразработанные месторождения урановой руды.
Откуда люди получают жизненные блага? Таблица жизненных благ
Содержание:
Экономика любого государства нацелена, в первую очередь, на обеспечение жителей страны всем необходимым. Она является главным источником, откуда люди получают жизненные блага. Под удовлетворением потребности гражданина имеется в виду производственный процесс, обеспечивающий рынок необходимыми товарами и услугами. Для их создания требуются производственные факторы. К ним относятся квалифицированные работники, инструменты, оборудование, ресурсы и материалы.
Благо — это в экономике предмет удовлетворения пожеланий общества и отдельных граждан. Это средство для развития экономики, поддержания уровня жизни людей.
Что такое экономические блага
Экономические блага – это группа ограниченных ресурсов, которые необходимы для обеспечения нормальной жизни граждан государства. К ним относятся услуги и товары. Они удовлетворяют личные желания и требования людей. Экономическая деятельность – это процесс, в ходе которого создаются экономические блага. Примеры – продукты питания, белье, предметы первой необходимости. Большинство материальных ценностей, технических и технологических изделий также относятся к этой группе.
Количество экономических благ всегда ограничено. Для получения определенного товара или услуги необходимо внести определенную плату. При покупке действует конкуренция между покупателями. Экономические блага, примеры которых приведены выше, могут быть нематериальными или материальными вещами. Используются для удовлетворения экономических потребностей. Экономические потребности делят условно на две группы:
Использовать экономические блага можно на протяжении определенного времени:
Самое главное благо — это продукты питания. Также выделяют прямой тип средств удовлетворения потребностей и косвенный тип. К первому относятся все блага, удовлетворяющие нужды людей прямым путем. Косвенными называют производственные мощности и средства. Экономическая потребность индивида мотивирует его к труду с целью получения финансовых ресурсов для покупки товаров и услуг.
Что такое свободные блага – примеры
Свободные блага – это экономический термин, определяющий средства, доступные людям в любом объеме. Чтобы воспользоваться ими, не требуется вносить оплату или отказывать себе в других поощрениях и покупках. Свободные блага также называют даровыми средствами. В большинстве случаев это природные богатства, которые не ограничены, доступны всем жителям планеты. К ним относят:
Загрязнение окружающей среды приводит к тому, что некоторые ранее не ограниченные ресурсы стали экономическими. Люди готовы платить за очищенную воду, отдых на расчищенном пляже.
Свободные блага и экономические блага – таблица
Таблица «Жизненные блага» позволяет детально сравнить свободные и экономические блага. В ней указаны основные характеристики каждого типа удовлетворения потребностей и основные примеры.
Даровое или свободное благо | Экономическое благо |
Нацелены на удовлетворение потребности потребителей – населения, предприятий. | Приобретаются людьми, чтобы удовлетворить потребность. |
Являются бесплатными для всех жителей планеты. | Требуется оплата услуг и товаров. |
Чтобы потреблять, не требуется отказываться от удовлетворения других потребностей. | Необходимо выбирать между экономическими благами, так как они являются платными. |
Объем больше, чем потребность человечества. | Количество ограниченное. |
Примеры | |
Земельные ресурсы. | Товары первой необходимости: продукты питания, одежда, обувь. |
Солнечные лучи. | Оказание услуг: слесарные, строительные работы, образование, бухгалтерия. |
Запасы воды. | Производство мебели, печать книг, изготовление других физических предметов. |
Ветер. | Оборудование и техника. |
Рекреационные природные зоны. | Косметические, медикаментозные препараты. |
Что такое материальные блага
Материальные блага – это все блага, присутствующие на планете. К ним относят и экономические, и свободные средства удовлетворения потребностей человека:
В некоторых случаях патент на изобретение, авторское право также относится к этой категории. Нематериальными благами общество называет все, что развивает таланты, способности индивидов, не входит в производственный комплекс. Это образовательная сфера, живопись, музыка, медицина, театральные представления. Человека нельзя ограничить в получении образования, медицинских услуг и прочего. Разделяют два типа таких средств:
1. Запиши определение понятия.
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.
2. Используя содержание учебника, выпиши факторы, влияющие на семейное потребление. Приведи примеры действия каждого фактора. Заполни таблицу.
Факторы | Пример |
Количество членов семьи | Чем больше членов семьи, тем больше потребление. |
Культурный уровень семьи | Чем выше культурный уровень, тем выше расходы семьи. |
Доходы | Чем больше доходов, тем самым и увеличиваются расходы. |
Привычки семьи | Например, если семья привыкла заниматься спортом, то на оборудование нужны дополнительные доходы. |
Сбережения | Если все члены семьи откладывают деньги, то со временем можно купить дорогостоящую вещь. |
3. Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые примеры в следующем перечне с видами потребления (запиши номер примера).
1) Использование в офисе ксерокса для копирования служебных документов; 2) сервисное обслуживание рейсового автобуса; 3) использование домохозяйкой мясорубки для приготовления мясного фарша; 4) отдых семьи по туристической путёвке; 5) употребление учителем обеда в школьной столовой; 6) наём фирмой такси для встречи в аэропорту делового партнёра.
Различают два вида потребления: производительное — использование в процессе производства машин, инструментов, топлива, сырья, материалов и других средств производства и личное — использование человеком разнообразных материальных благ (продукты питания, одежда, обувь, культурно-бытовые товары и т. п.) для удовлетворения своих личных потребностей.
Личное потребление: 3) использование домохозяйкой мясорубки для приготовления мясного фарша; 4) отдых семьи по туристической путёвке; 5) употребление учителем обеда в школьной столовой.
Производительное потребление: 1) Использование в офисе ксерокса для копирования служебных документов; 2) сервисное обслуживание рейсового автобуса; 6) наём фирмой такси для встречи в аэропорту делового партнёра.
Укажи, чем различаются виды потребления.
Если производительное потребление входит в непосредственный процесс производства, то личное потребление осуществляется за пределами его. Будучи зависимым от производства (его объема, темпов роста, качества продукции и т. д.), потребление в свою очередь оказывает воздействие на производство.
4. Прочитай текст и выполни задания.
Ещё в XIX в. прусский статистик Эрнст Энгель обнаружил закономерность: с ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название закона Энгеля.
Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью, вследствие чего потребности людей существенно различаются по своим масштабам. Быстрее всего человечество достигает удовлетворения своих потребностей в продовольствии, в результате при росте доходов доля затрат на питание начинает снижаться первой. Затем наступает очередь затрат на одежду и обувь.
Значительно труднее удовлетворить запросы в жилье. Чем в стране ниже затраты на питание и одежду, тем выше доля затрат на оплату жилья, что объясняется повышенным качеством жилья и высокой степенью обеспеченности им. Жильё является товаром престижного спроса, поэтому люди стремятся приобрести комфортабельные дома и квартиры не только ради удобства, но и ради общественного положения.
Энгель утверждал (и сегодня это общепризнанно), что если личное потребление во всех странах развивается по сходной модели, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать уровень благосостояния различных групп населения как в одной, отдельно взятой стране, так и в разных государствах.
1) Какова суть закона Энгеля (подчеркни соответствующий фрагмент текста)?
С ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название закона Энгеля.
2) Как ты понимаешь фразу: «Различные жизненные блага обладают неодинаковой ценностью»?
3) Поясни смысл терминов.
Престиж — известность кого-либо или чего-либо, основанная на высокой оценке и уважении в обществе. Значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, действиям людей, их психологическим качествам (инициативность, интеллектуализм), физическим достоинствам (красота), различным благам, а также социальным группам, институтам, организациям.
Товары престижного спроса — это товары, с помощью которых люди демонстрируют свой успех в жизни.
Приведи несколько примеров товаров престижного спроса.
Пример престижных товаров – это дорогие автомобили иностранного производства (Роллс-ройс, Мерседес, Бентли, Феррари), загородные особняки и коттеджи. Эти товары имеют высокую цену и предлагаются на рынок в небольшом количестве.
4) Предположи, как может быть использована сравнительная информация: а) об уровне жизни населения России и других стран; б) об уровне жизни различных групп россиян.
а) Уровень жизни населения Росси и других стран показывает ВВП России по сравнению с другими странами, помогает изучить, сравнить общество страны с другими странами, то есть более обширно.
б) Помогает для социальной сертификации, при социальной дифференциации общества на различные социальные группы. Можно изучить тенденции общества и составить образ «человека массы».
5. Страхование — особый вид коммерческой деятельности, связанный с накоплением финансовых средств для возмещения материальных и других потерь, которые могут наступить в будущем. Клиенты, желающие получить страховые услуги, заключают с компанией договор и платят страховые взносы. За счёт страховых взносов компания накапливает фонд для выплаты страховок. Какие виды страхования являются обязательными в нашей стране?
Обязательное страхование — форма страхования, при которой страховые отношения между страховщиком и страхователем возникают в силу закона.
• личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов)
• государственному страхованию работников налоговых органов
• государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц
• страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
• страхованию гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна
• обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта (ОПО).
Ознакомься с предложением страховой компании и выполни задания.
Выход на пенсию для большинства людей означает гораздо более скромные доходы, а значит, и отказ от привычного образа жизни. Чтобы спокойно наслаждаться заслуженным отдыхом после завершения карьеры, рекомендуем воспользоваться таким инструментом, как пенсионное накопительное страхование, например, программой «Моя пенсия», которую предлагает компания «Z». Как действует программа?
Программа рассчитывается в зависимости от желаемого размера пенсионных выплат или размера взносов, которые вы готовы уплачивать для накоплений.
На ваш выбор предоставляются варианты уплаты страховых взносов: единовременно или в рассрочку (ежегодно, раз в полгода, ежеквартально, ежемесячно).
Гарантированная доходность составляет 3,5% годовых. Кроме того, ежегодно по результатам инвестиционной деятельности по вашему полису страхования будет начисляться дополнительный инвестиционный доход.
Произведи расчёты и выясни:
1) какой ежегодный взнос должен уплачивать 30-летний мужчина, планирующий обеспечить себя пожизненной ежемесячной пенсией 15 000 рублей к 60 годам
2) на какую пенсию к 55 годам гарантированно может рассчитывать 30-летняя женщина, готовая инвестировать ежемесячно 5000 рублей
2100*12 (месяцев) = 60000 в год. 60000*3,5%=2100. 2100 /12 (месяцев) = 175. 175+5000=5175 руб.
2) на какую пенсию к 55 годам гарантированно может рассчитывать 30-летняя женщина, готовая инвестировать ежемесячно 5000 рублей
3) Объясни, как страхование связано
1) с семейным потреблением: чем выше уровень потребления – тем вероятнее то, что данная семья воспользуется услугами страхования.
7. Кого закон признаёт потребителем?
Потребитель — гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
8. Резолюция Генеральной ассамблеи, ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г. закрепила 8 прав потребителей:
1) право на безопасность товара;
2) право на информацию;
3) право на выбор товара;
4) право на выражение своих интересов;
5) право на удовлетворение основных потребностей;
6) право на возмещение ущерба;
7) право на потребительское образование;
8) право на здоровую окружающую среду.
8. Прочитай информацию о некоторых товарах, продающихся в России, и определи, в чём в каждом случае состоит нарушение права потребителя на информацию. При необходимости воспользуйся текстом Закона о защите прав потребителей.
Страна Россия, поэтому описание продукции должно быть на русском.
Правительство РФ Постановлением от 27 декабря 1996 года № 1575 утвердило Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, и запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. Причем, согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета от 20 мая 1998 года, недостоверный перевод информации об импортных товарах на русский язык следует рассматривать как предоставление недостоверной информации.
Нет срока годности.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Нет даты изготовления.
Школьный этап олимпиады по обществознанию 10 класс
Школьный этап олимпиады по обществознанию 10 класс
Мы рады приветствовать Вас на олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
Время написания работы –90 минут
1.1. Вексель, облигация, акция, чек__________________________________________
1.2. Сырьевая, демографическая, энергетическая. _________________________________________
1.3.Публичная власть, территория, суверенитет, налоги и сборы. _____________________________________________
1.4. Авторитет, страх, сила, убеждение ______________________________ 1.5. Либерализм, консерватизм, национализм. ________________________________________________
1.Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении
2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения
3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества
4.Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
5. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.
6.Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках
7.Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.
8.Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.
9.Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».
10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.
3.Экз ( )ст( )нц ( )( )лизм
1) Трудовой кодекс РФ
2) Указ Президента РФ
3) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
4) Инструкция по заполнению заявления о государственной регистрации юридического лица по ф.11001
5) Положение о порядке замещения государственной гражданской должности
6) Закон РФ «О недрах» Ответ ____________
5.Какой отраслью права регулируются приведенные ниже ситуации? (Всего-5 баллов). По одному баллу за каждый правильный ответ.
1.Орган опеки и попечительства отказал родителям несовершеннолетнего ребенка, пожелавшим изменить его имя
2. Милиционер составил постановление о возбуждении уголовного дела._____________________________________
3.Фирма «Стол-е» отказалась от требования выплатить неустойку _______________________________________
4. Директор в период кризиса на 3 месяца задержал выплату заработной платы административным работникам
5.Группа граждан, протестовавших против прокладки железной дороги по сельскохозяйственным угодьям, организовала пикет и перекрыла движение по магистрали
6. Запишите, какой современный юридический термин может быть использован для описания данной ситуации.. 3 балла
А)«вещь самая естественная и в то же время химера» (Вольтер); «Возможно только в математике» (В.Колечицкий);
«никакая сила на земле не сделает его фактом» (Оноре де Бальзак) _________________________________
Б) «пожирает своих детей» (Пьер Верньо ); «варварский способ прогресса» (Жан Жорес); «уничтожает не меньше благ, чем создает» И. Гёте ____________________________________
В) «мать всех наук» Цицерон; «торжествует над горестями прошлого и будущего» Франсуа Ларошфуко;
«поскольку распространяется на всё доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров» Декарт_________________________________
По горизонтали: 1. Основатель учения, обосновавший необходимость активного вмешательства государства в экономику 3. Русский философ и писатель, основоположник теории «общинного социализма» 4. Течение в античной философии, представители которого отрицали нравственные нормы и жизненные блага 6. Коллегиальный орган 7.Общественное явление, проявляющееся в столкновении сторон, интересов, взглядов 8. Обесценивание денег 10. Регулятор общественных отношений 12. Противник славянофилов 14. Верхняя палата в парламентах ряда стран 16. Крупный землевладелец, крупный собственник
17. Предоставление денежных средств, товаров, услуг в долг на определенных условиях
18. Подвижник, отказавшийся от жизненных благ и наслаждений
По вертикали: 1. Общность точек зрения различных групп населения по определенному вопросу 2. Приверженец идеологии, утверждающей принципы общественной собственности 3. Индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством 5. Совокупность мифов 7.Немецкий философ, сформулировавший категорический императив 9. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных средств, выполняющая функции познания и общения в человеческой деятельности 11. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной власти. 13. Древнегреческий философ, один из основателей атомистики 14. Строение, внутреннее устройство чего-либо 15. Сторонник передачи власти ученым, инженерам, техническим работникам
9. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
……. предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …….. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.
Особое место занимают в обществе……., которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.