Запомни что услышал сегодня надолго навсегда средство выразительности
14. Теория
Читать 0 мин.
14.723. Языковые средства выразительности
Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.
1. Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
А волны моря с печальным рёвом о камень бились.
2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
Убитый немцами вечер…
Скрипка немножко нервно пела…
Лес ласково шептал…
Забормотал спросонок гром.
3. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)
Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)
4. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.
В саду горит костер рябины красной.
Сыплет черёмуха снегом…
Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.
В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.
Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)
Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)
5. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал.
6. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.
Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).
Ликует буйный Рим (город = жители города).
И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).
7. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
8. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку. Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).
«Всё спит — и человек, и зверь, и птица».
«Германия избежала поражения в матче с Австралией».
Лексические средства выразительности.
1. Антонимы. Контекстные антонимы.
2. Синонимы. Контекстные синонимы ― это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению.
Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.
Работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса, носом клевать.
4. Разговорные слова.
5. Просторечные слова.
6. Неологизмы – новые слова в языке.
7. Термины ― слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве.
Катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол и т.д.
8. Устаревшие слова (архаизмы)
ежели — если («ежели вы вежливы»)
живо́т — в значении «жизнь»
9. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности:
стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.
Синтаксические средства
Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.
1. Лексический повтор.
Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.
2. Вопросно-ответная форма изложения.
Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.
3. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.
Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.
4. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.
5. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:
Давай не ссориться. Не забывайте меня.
6. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.
Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)
7. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)
8. Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.
9. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.
Приемы (стилистические фигуры)
1. Парцелляция — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.
Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.
2. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.
В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
3. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания/убывания смыслового и эмоционального значения.
4. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.
5. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.
Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.
6. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Мне грустно потому, что весело тебе.
Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.
7. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.
Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…
8. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.
Внимание!
Не путать сравнение (троп) и сравнительный оборот (синт.средство).
Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются – выделяются запятыми, часто начинаются сравнительными союзами (как, будто, словно, точно, чем, нежели, как будто и др.).
Не путать сравнительные обороты (синт.средство) и фразеологизмы (лекс.средство)!
В её глазах, как вспышка молнии, мелькнула ярость. (обособляется – сравнительный оборот)
Чего ты ходишь как в воду опущенный? (не обособляется – фразеологизм)
Задание 26 ЕГЭ по русскому языку
Чтобы правильно выполнить это задание на ЕГЭ по русскому языку, надо понять «правила игры», о которых мы вам расскажем. Наши подсказки значительно упростят вашу работу.
Итак, последнее задание. В нем встречается то, что вы уже повторили раньше, в других заданиях. Это намного облегчает работу.
Формулировка задания:
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной
жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________
(предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных
мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения
17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное
отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое
средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»
в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы»
в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
4) разговорная лексика
9) сравнительный оборот
Вчитайтесь в формулировку задания. Вас просят найти приемы, синтаксическое средство и троп. Это подсказка, которая ограничивает круг поиска. В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».
В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.
В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.
Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)
Есть художественные приемы (их еще называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.
Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.
1. Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.
2. Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна. А волны моря с печальным рёвом о камень бились.
3. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Забормотал спросонок гром.
4. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)
Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)
5. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.
В саду горит костер рябины красной. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.
Научитесь отличать метафору от сравнения.
Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)
Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)
Различайте метафору и фразеологизм. Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.
6. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал.
7. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.
Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).
Ликует буйный Рим (город = жители города).
И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).
8. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
Лексические средства выразительности.
О них мы уже говорили в других заданиях. Здесь только перечислим их.
1. Антонимы. Контекстные антонимы.
2. Синонимы. Контекстные синонимы.
3. Фразеологизмы.
4. Разговорные слова.
5. Просторечные слова.
6. Неологизмы.
7. Термины.
8. Канцеляризмы – слова, характерные для стиля деловых бумаг. (По какому это вопросу плачем, гражданочка? Имели место отдельно взятые ошибки и недочеты.)
9. Устаревшие слова.
10. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности: стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.
Синтаксические средства
1. Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.
2. Лексический повтор.
Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.
3. Многосоюзие.
Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту.
4.Вопросно-ответная форма изложения.
Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.
5.Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.
Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.
6. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.
7. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:
Давай не ссориться. Не забывайте меня.
8. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.
Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)
9. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.
10. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.
Приемы (стилистические фигуры)
Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.
2. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.
В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
3. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания смыслового и эмоционального значения.
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.
4. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.
Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.
5. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.
6. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.
Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…
7. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.
Выполним задание:
А: (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
Использован прием противопоставления – антитеза.
Б: (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
Использован прием единоначатия предложений – анафора.
В: (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился.
Использовано синтаксическое средство – сравнительный оборот.
Г: (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
Использован троп – эпитет.
Это одно из самых запутанных и заданий на ЕГЭ по русскому языку. По нему мы проводим интенсивы.
Смотрите наши видео
Готовимся к ЕГЭ 2017. Задание 24. Теория и практика.
Данная презентация может быть использована как элемент урока по порготовке к ЕГЭ, на элективах, индивидуальных занятиях с учащимися, как повторительный материал.
Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ 2017. Задание 24. Теория и практика.»
Готовимся к ЕГЭ. Задание 24.
Презентацию выполнила: учитель русского языка и литературы мельник Ю.а.
2016 – 2017 учебный год.
В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».
В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.
В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.
4) разговорная лексика
Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)
Есть художественные приемы (их еще называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.
Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.
9) сравнительный оборот
Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.
Лексические средства выразительности
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?