Заповедь это что в литературе

Значение слова «заповедь»

Заповедь это что в литературе. Смотреть фото Заповедь это что в литературе. Смотреть картинку Заповедь это что в литературе. Картинка про Заповедь это что в литературе. Фото Заповедь это что в литературе

1. Религиозно-нравственное предписание. Библейская заповедь.

2. перен. Высок. Непреложное повеление, предписание; строго обязательное правило поведения. Напыщенным, изысканным языком он возвещал нам эти заповеди французских критиков, не освещая ничего своим собственным впечатлением и взглядом. И. Гончаров, Воспоминания. И по дорогам фронтовым Мы на дощечках сами Себе самим, кто был живым, Как заповедь писали: Не пощади Врага в бою, Освободи Семью свою. Твардовский, Дом у дороги.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЗА’ПОВЕДЬ, и, ж. (книжн.). 1. Религиозно-моральное предписание, завет (религ.). 10 заповедей (в библии). 2. перен. Предписание, имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет (ритор.). Первой заповедью всякой победоносной революции было — разбить старую армию, распустить ее, заменить ее новою. Лнн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

за́поведь

1. религ. религиозно-моральное предписание, завет

2. перен. правило или постулат, которому рекомендуется следовать

Делаем Карту слов лучше вместе

Заповедь это что в литературе. Смотреть фото Заповедь это что в литературе. Смотреть картинку Заповедь это что в литературе. Картинка про Заповедь это что в литературе. Фото Заповедь это что в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бэкграунд — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова заповедь

заповедь в словаре кроссвордиста

заповедь

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Религиозно-моральное Предписание завет (религ.). 10 заповедей (в библии).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Религиозно-нравственное предписание. Десять библейских заповедей.

перен. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-н. (высок.). Первая з. (самое непреложное правило).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

Википедия

Примеры употребления слова заповедь в литературе.

Эта заповедь в духовном смысле означает преобразование человека по той причине, что оно соответствует Господним трудам и битвам против адов, и Его победе над ними, с наступлением затем покоя.

Знайте же, дети мои, что в последние времена оставят сыновья ваши простоту, и погрязнут в алчности, и отринут беззлобие, и совершат злодеяния, и оставят заповеди Господа, и прилепятся к Велиару.

Помимо этих заповедей, похожих на те, которые провозгласил Моисей на восемь веков раньше, упасаки должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.

Он наблюдал бесславный итог системы заповедей коллективной взаимозависимости, заповедей отрицания личности, собственности, фактов: вера в то, что моральная состоятельность одного человека зависит от действий другого.

Чудесным избавлением, прокладывающим себе дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сущности того нелегкого, но таинственного пространства в просветах пещер которого, занавешивающих себя сталактитами и сталагмитами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые лишь только склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том неистовом невыносимом упорстве, уносящемся от себя самого, упускающего себя самого через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такого их внутреннего с

Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!

Коль скоро это будет предметом нашего верования, образ жизни, согласный с божественными заповедями, очистит ум наш и сделает его способным к познанию духовных предметов, которые суть предметы не прошедшие и не будущие, а вечно и одинаково пребывающие и не подверженные никакой изменяемости, т.

Ибо мы отступили от заповедей Твоих, 11 которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих.

После катехизиса следует длинное заключительное слово, в нем нет никаких вопросов, и потому оно не требует ни малейшего внимания: теперь бабушка начнет говорить об обязанностях, о деньгах, об ароматических конфитюрах, о дедушке, о стихах отца, начнет читать вырезки из газет, которые она заботливо приказала наклеить на плотную красную бумагу, начнет в загадочных выражениях кружить вокруг шестой заповеди.

Ночью к Лану приходили видения: наскальные картины из Слова предков оживали, и гулкий голос без конца повторял недоступные его пониманию мудрые заповеди.

С трудом удержавшись на ногах, он стоит и сконфуженно смотрит то на фартук, олицетворяющий седьмую заповедь, то на смеющееся лицо Лулы, то снова на алый запрет.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: zapoved’
Задом наперед читается как: ьдевопаз
Заповедь состоит из 8 букв

Источник

Заповеди Божии

За́поведи Бо́жии – внеш­ний закон, данный Богом в допол­не­ние к осла­бев­шему (вслед­ствие гре­хов­ной жизни) у чело­века внут­рен­нему ори­ен­тиру – сове­сти.

«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим. Нелю­бя­щий Меня не соблю­дает слов Моих» ( Ин.14:23-24 ).

Десять вет­хо­за­вет­ных Запо­ве­дей (Дека­лог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврей­скому, когда он воз­вра­щался из Египта в землю Хана­ан­скую, на двух камен­ных досках (или скри­жа­лях). Первые четыре запо­веди содер­жат в себе обя­зан­но­сти любви к Богу, послед­ние шесть заклю­чают в себе обя­зан­но­сти любви к ближ­нему (т.е. ко всем людям).

Десять Запо­ве­дей Вет­хого Завета

( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 )

Девять Запо­ве­дей Бла­женств Нового Завета

(Еван­ге­лие по Матфею 5:2–12)

В вос­пол­не­ние 10-ти вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей Хри­стос в Нагор­ной про­по­веди пре­по­дал 9‑ть запо­ве­дей бла­женств. В них Гос­подь начер­тал обра­зец жизни, свой­ствен­ный Его после­до­ва­те­лям, хри­сти­а­нам. Не отме­няя того, что пред­пи­сы­ва­лось Ветхим Заве­том, Спа­си­тель рас­ши­ряет и воз­вы­шает смысл древ­них запо­ве­дей, внушая людям стрем­ле­ние к иде­аль­ному совер­шен­ству и начер­ты­вая путь к этому совер­шен­ству.

Запо­веди Бла­женств – декла­ра­ция хри­сти­ан­ских нрав­ствен­ных цен­но­стей. Здесь содер­жится все необ­хо­ди­мое для того, чтобы чело­веку войти в истин­ную пол­ноту жизни. Все Запо­веди бла­женств гово­рят о награ­дах, кото­рые те, кто верен Христу, полу­чат в Цар­стве буду­щего века: пла­чу­щие – уте­шатся, алчу­щие правды – насы­тятся, крот­кие – уна­сле­дуют землю, чистые серд­цем увидят Бога. Но уже сейчас, испол­няя запо­веди Хри­стовы, чело­век полу­чает уте­ше­ние и радость в пред­две­рии пол­ноты бытия – наступ­ле­ния Цар­ства Божьего.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Десять запо­ве­дей даны были вет­хо­за­вет­ным пле­ме­нам, чтобы диких и грубых людей удер­жи­вать от зла. Запо­веди бла­жен­ства даны хри­сти­а­нам, чтобы пока­зать, какие душев­ные рас­по­ло­же­ния должны иметь, чтобы более и более при­бли­жаться к Богу и обре­тать свя­тость. Свя­тость же, рож­да­е­мая бли­зо­стью к Богу, есть высшее бла­жен­ство, какого только может желать чело­век. Вет­хо­за­вет­ный Закон есть закон стро­гой правды, а ново­за­вет­ный – есть закон Боже­ствен­ной любви и бла­го­дати. Они не про­ти­во­ре­чат, но вза­имно допол­няют друг друга.

Пусть не поду­мает кто из нас: мы ходим в цер­ковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и полу­чим Цар­ствие Небес­ное. Нет; полу­чит его тот, кто запо­веди Божии соблю­дает.
пре­по­доб­ный Феодор Санак­сар­ский

Часто гово­рят: для того, чтобы быть хри­сти­а­ни­ном, надо выпол­нять запо­веди Хри­стовы. Конечно; однако запо­веди Хри­стовы – не при­казы, кото­рые Он нам дает: мол, надо про­жить так, надо про­жить этак, а если не про­жи­вешь таким обра­зом, то будешь за это нака­зан… Нет, запо­веди Хри­стовы – это Его попытка нам образно пока­зать, какими мы могли бы быть, если стать и быть насто­я­щим, достой­ным чело­ве­ком. Поэтому запо­ведь Хри­стова – это не приказ, а откро­ве­ние перед нашими гла­зами о том, какими мы при­званы быть и можем быть; какими мы, след­ственно, и должны быть.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний, «Быть хри­сти­а­ни­ном»

Если и трудно быть хри­сти­а­ни­ном, то не потому, что запо­веди Гос­пода тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наслед­ствен­ная порча души и тела.
про­фес­сор В.И. Экзем­пляр­ский

«Бог в Запо­ве­дях Своих пове­ле­вает делать что-либо и не делать дру­гого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог запо­ве­дал делать – полезно нам, а что запре­тил – вредно.
Даже обыч­ный чело­век, любя­щий своего ребёнка, учит его: «пей мор­ков­ный сок – он полез­ный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нра­вится мор­ков­ный сок, и он не пони­мает, почему вредно есть много конфет: ведь кон­феты слад­кие, а мор­ков­ный сок – нет. Поэтому он и сопро­тив­ля­ется слову отца, оттал­ки­вает стакан с соком и зака­ты­вает исте­рику, требуя ещё слад­кого.
Также и мы, взрос­лые «дети», больше стре­мимся к тому, что достав­ляет нам удо­воль­ствие, и отвер­гаем то, что не соот­вет­ствует нашим при­хо­тям. И, отвер­гая Слово Отца Небес­ного, совер­шаем грех».
про­то­и­е­рей Алек­сандр Торик, «Воцер­ко­в­ле­ние».

Из Нагор­ной про­по­веди, и прежде всего из Запо­ве­дей Бла­жен­ства, сле­дует, что чело­век должен очи­ститься от стра­стей, очи­стить свое сердце от всех помыс­лов, оби­та­ю­щих в нем, обре­сти сми­ре­ние духа, чтобы стать достой­ным уви­деть Бога. Слово Христа ясно:

Бла­женны нищие духом, ибо их есть Цар­ство Небес­ное.
Бла­женны пла­чу­щие, ибо они уте­шатся.
Бла­женны крот­кие, ибо они насле­дуют землю.
Бла­женны алчу­щие и жаж­ду­щие правды, ибо они насы­тятся.
Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут.
Бла­женны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят…
( Мф.5:3-8 ).

Запо­веди Бла­жен­ства пока­зы­вают духов­ную стезю чело­века, путь обо­же­ния, путь, кото­рый ведет к исце­ле­нию. Созна­ние своей духов­ной нищеты, то есть осо­зна­ние стра­стей, все­лив­шихся в сердце, при­во­дит чело­века к пока­я­нию и бла­жен­ной скорби. В меру глу­бины этой скорби в его душу при­хо­дит Боже­ствен­ное уте­ше­ние. Именно на этом пути чело­век обре­тает сми­ре­ние и внут­рен­нее спо­кой­ствие. Живя в духов­ном сми­ре­нии, он еще силь­нее жаждет Божия оправ­да­ния и стре­мится к соблю­де­нию запо­ве­дей Божиих в своей повсе­днев­ной жизни. Храня запо­веди Божии, он спо­доб­ля­ется позна­ния мило­сти Божией и еще больше очи­щает свое сердце. В очи­ще­нии души и заклю­ча­ется назна­че­ние запо­ве­дей. Одни из них отно­сятся к очи­ще­нию разум­ного, другие – к очи­ще­нию раз­дра­жи­тель­ного начала души. И когда душа очи­ща­ется от стра­стей, чело­век дости­гает созер­ца­ния Бога.

Запо­веди Бла­жен­ства рас­кры­вают суть духов­ной жизни и способ исце­ле­ния чело­века. Чело­век, соблю­да­ю­щий запо­веди, запе­чат­ле­ва­ется печа­тью Свя­того Духа и ста­но­вится членом Тела Хри­стова, храмом Все­свя­того Духа.

Во вре­мена Иисуса согласно тра­ди­ции насчи­ты­ва­лось 613 запре­тов и пред­пи­са­ний, однако к этому же вре­мени сло­жи­лась и тра­ди­ция их сокра­ще­ния до зна­чи­тельно мень­шего числа.

Так, царь-псал­мо­пе­вец Давид свел все запо­веди всего лишь к один­на­дцати ( Пс.14:1-5 ):

Гос­поди! кто может пре­бы­вать в жилище Твоем? кто может оби­тать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непо­рочно и делает правду,
и гово­рит истину в сердце своем;
кто не кле­ве­щет языком своим,
не делает искрен­нему своему зла
и не при­ни­мает поно­ше­ния на ближ­него своего;
тот, в глазах кото­рого пре­зрен отвер­жен­ный,
но кото­рый боя­щихся Гос­пода славит;
кто кля­нется, хотя бы злому, и не изме­няет;
кто серебра своего не отдает в рост
и не при­ни­мает даров против невин­ного.
Посту­па­ю­щий так не поко­леб­лется вовек.

Пророк Исайя еще сокра­тил число запо­ве­дей и довел его до шести ( Ис.33:15-16 ): Тот, кто ходит в правде и гово­рит истину; кто пре­зи­рает корысть от при­тес­не­ния, удер­жи­вает руки свои от взяток, заты­кает уши свои, чтобы не слы­шать о кро­во­про­ли­тии, закры­вает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет оби­тать на высо­тах…

Пророк Михей ( Мих.6:8 ) огра­ни­чился лишь тремя запо­ве­дями: О, чело­век! ска­зано тебе, что – добро и чего тре­бует от тебя Гос­подь: дей­ство­вать спра­вед­ливо, любить дела мило­сер­дия и сми­рен­но­муд­ренно ходить пред Богом твоим.

Пророк Исайя в другом месте ( Ис.56:1 ) упо­ми­нает о двух запо­ве­дях: Так гово­рит Гос­подь: сохра­няйте суд и делайте правду…

Нако­нец, пророк Амос ( Ам.5:4 ) все запо­веди обоб­щил до одной: Ибо так гово­рит Гос­подь дому Изра­и­леву: взы­щите Меня, и будете живы.

Источник

ЗАПОВЕДЬ

Смотреть что такое «ЗАПОВЕДЬ» в других словарях:

заповедь — См … Словарь синонимов

заповедь — запрещает • возможность, субъект, Neg, модальность заповедь требует • необходимость, субъект, модальность исполнять заповеди • объект, зависимость, контроль … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Заповедь — см. Закон см. Десять заповедей … Библейская энциклопедия Брокгауза

ЗАПОВЕДЬ — ЗАПОВЕДЬ, заповеди, жен. (книжн.). 1. Религиозно моральное предписание, завет (рел.). 10 заповедей (в библии). 2. перен. Предписание, имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет (ритор.). «Первой заповедью всякой … Толковый словарь Ушакова

ЗАПОВЕДЬ — ЗАПОВЕДЬ, и, жен. 1. Религиозно нравственное предписание. Десять библейских заповедей. 2. перен. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого чего н. (высок.). Первая з. (самое непреложное правило). Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

заповедь — ▲ предписание ↑ поведение заповедь нравственное предписание. максима краткое изречение, житейское правило в четкой форме. девиз. ↓ ЭТИКА см. принцип, мораль … Идеографический словарь русского языка

заповедь — Старославянское – zapovedati (сообщить, рассказать). Слово образовалось в славянских языках с первоначальным значением – «то, что сообщено». В древнерусский язык пришло из старославянского и вошло в употребление в X в. Современное значение больше … Этимологический словарь русского языка Семенова

заповедь — ЗАПОВЕДЬ, и, ж Текст религиозно нравственного содержания, заключающий в себе морально этическую норму, требование, которое от имени Бога предъявляется людям. Заповедь любви к ближнему конкретизируется Иисусом в простом правиле: «Во всем, как… … Толковый словарь русских существительных

заповедь — з’аповедь наказ, повеление, установление, закон. (см. десять заповедей ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Заповедь — ж. см. заповеди Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

заповедь — заповедь, заповеди, заповеди, заповедей, заповеди, заповедям, заповедь, заповеди, заповедью, заповедями, заповеди, заповедях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Заповеди Божии

Оглав­ле­ние

Бог хочет, чтобы люди были счаст­ливы, любили Его, любили друг друга и не вре­дили себе и другим, поэтому Он дал нам запо­веди. В них выра­жены духов­ные законы, они обе­ре­гают нас от беды и учат, как жить и стро­ить отно­ше­ния с Богом и людьми. Как роди­тели пре­ду­пре­ждают своих детей об опас­но­сти и учат жизни, так и Отец наш Небес­ный делает нам необ­хо­ди­мые настав­ле­ния. Запо­веди были даны людям еще в Ветхом Завете. Десять запо­ве­дей обя­заны соблю­дать и люди Нового Завета, хри­сти­ане. «Не думайте, что Я пришел нару­шить закон или про­ро­ков: не нару­шить пришел Я, но испол­нить» ( Мф.5:17 ), — гово­рит Гос­подь Иисус Хри­стос.

Самый глав­ный закон духов­ного мира — это закон любви к Богу и людям.

Все десять запо­ве­дей гово­рят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух камен­ных плит — скри­жа­лий, на одной из кото­рых были напи­саны первые четыре запо­веди, гово­ря­щие о любви ко Гос­поду, а на второй – осталь­ные шесть, об отно­ше­нии к ближ­ним. Когда Гос­пода нашего Иисуса Христа спро­сили: «Какая боль­шая запо­ведь в законе?», Он отве­тил: «воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душою твоею и всем разу­ме­нием твоим»: сия есть первая и наи­боль­шая запо­ведь. Вторая же подоб­ная ей: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя». На сих двух запо­ве­дях утвер­жда­ется весь закон и про­роки» ( Мф.22:37-40 ).

Что это значит? То, что если чело­век дей­стви­тельно достиг насто­я­щей любви к Богу и ближ­ним, он не может нару­шить ни одну из десяти запо­ве­дей, потому что они все гово­рят о любви к Богу и людям. И к этой совер­шен­ной любви мы должны стре­миться.

Рас­смот­рим десять запо­ве­дей Закона Божьего по порядку:

Так они звучат по цер­ковно-сла­вян­ски. В даль­ней­шем, раз­би­рая каждую запо­ведь, мы будем давать и их рус­ский пере­вод.

Первая запо­ведь

Аз есмь Гос­подь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

Я — Гос­подь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Гос­подь явля­ется Твор­цом все­лен­ной и духов­ного мира и Пер­во­при­чи­ной всего суще­ству­ю­щего. Весь наш пре­крас­ный, гар­мо­нич­ный и неве­ро­ятно сложно устро­ен­ный мир никак не мог воз­ник­нуть сам собой. За всей этой кра­со­той и гар­мо­нией стоит Твор­че­ский Разум. Верить в то, что все суще­ству­ю­щее воз­никло само по себе, без Бога – есть ничто иное как безу­мие. «Сказал безу­мец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс.13:1 ), — гово­рит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он забо­тится, про­мыш­ляет о людях и о всем создан­ном Им, без Его попе­че­ния мир бы рухнул.

Бог – Источ­ник всех благ и чело­век должен стре­миться к Нему, ибо только в Боге он полу­чает жизнь. «Я есть путь и истина и жизнь» ( 1Кор.10:31 ). Глав­ным сред­ством бого­об­ще­ния явля­ется молитва и святые таин­ства, в кото­рых мы полу­чаем бла­го­дать Божию, боже­ствен­ную энер­гию.

Бог хочет, чтобы люди про­слав­ляли Его пра­вильно, то есть пра­во­славно. Одним из самых вред­ных совре­мен­ных заблуж­де­ний явля­ется то, что все рели­гии и веры гово­рят об одном и том же и оди­на­ково стре­мятся к Богу, просто молятся Ему по-раз­ному. Истин­ная вера может быть только одна – пра­во­слав­ная. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит нам: «Ибо все боги наро­дов – идолы, а Гос­подь небеса сотво­рил» ( 1Ин.4:8 ).

В книге Деяний святых апо­сто­лов про Христа ска­зано: «нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись» ( 1Ин.4:3 ). Для нас вера в Иисуса Христа, как Бога и Спа­си­теля явля­ется глав­ным дог­ма­том, а другие рели­гии, вообще, боже­ство Христа отри­цают. Либо счи­тают его одним из мно­го­чис­лен­ных язы­че­ских божеств, либо просто про­ро­ком, либо даже, прости Гос­поди, лже­мес­сией. Так что у нас с ними не может быть ничего общего.

Так, что для нас Бог может быть только один, в Троице про­слав­ля­е­мый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас пра­во­слав­ных хри­стиан быть иных богов.

Гре­хами против первой запо­веди явля­ется: 1) атеизм (отри­ца­ние Бога); 2) мало­ве­рие, сомне­ние, суе­ве­рие, когда люди сме­ши­вают веру с неве­рием или все­воз­мож­ными при­ме­тами и про­чими пере­жит­ками язы­че­ства. Также грешат против первой запо­веди те, кто гово­рит: «У меня Бог в душе», а в цер­ковь при этом не ходят и к таин­ствам не при­сту­пают, или при­сту­пают редко; 3) язы­че­ство (мно­го­бо­жие), вера в ложных богов, сата­низм, оккуль­тизм и эзо­те­рика. К этому также можно отне­сти магию, кол­дов­ство, цели­тель­ство, экс­тро­сен­со­рику, аст­ро­ло­гию, гада­ние и обра­ще­ние к людям, зани­ма­ю­щимся всем этим, за помо­щью; 4) ложные мнения, про­ти­во­ре­ча­щие вере пра­во­слав­ной и отпа­де­ние от Церкви в раскол, лже­уче­ния и секты; 5) отре­че­ние от веры; 6) надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога. Этот грех также связан с мало­ве­рием.

Вторая запо­ведь

Не сотвори себе кумира и вся­каго подо­бия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не покло­ни­шися им, ни послу­жиши им.

Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не покло­няйся и не служи им.

Вторая запо­ведь запре­щает покло­няться тво­ре­нию вместо Творца. Мы знаем, что такое язы­че­ство и идо­ло­по­клон­ство, вот, что пишет о языч­ни­ках апо­стол Павел: «назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели, и славу нетлен­ного Бога изме­нили в образ, подоб­ный тлен­ному чело­веку, и птицам, и чет­ве­ро­но­гим, и пресмыкающимся…Они заме­нили истину Божию ложью, и слу­жили твари вместо Творца» ( Рим.1:23-35 ). Вет­хо­за­вет­ный изра­иль­ский народ, кото­рому пер­во­на­чально были даны эти запо­веди, являлся хра­ни­те­лем веры в истин­ного Бога. Он был со всех сторон окру­жен язы­че­скими наро­дами и пле­ме­нами, чтобы пре­ду­пре­дить евреев о том, что ни в коем случае не пере­ни­мали язы­че­ские обычаи и веро­ва­ния, Гос­подь уста­нав­ли­вает эту запо­ведь. Сейчас языч­ни­ков, идо­ло­по­клон­ни­ков оста­лось довольно мало, хотя мно­го­бо­жие, покло­не­ние исту­ка­нам и идолам есть и сейчас. Напри­мер, в Индии, Африке, Южной Аме­рике, неко­то­рых других стра­нах. Даже у нас в России, где хри­сти­ан­ству вот уже более 1000 лет, кое-кто пыта­ется воз­ро­дить древ­нее сла­вян­ское язы­че­ство.

Почи­та­ние в пра­во­сла­вии святых икон никак не может быть названо идо­ло­по­клон­ством. Во-первых, мы воз­но­сим молитвы покло­не­ния не самой иконе, не мате­ри­алу, из кото­рого она сде­лана, а тем, кто на ней изоб­ра­жен: Богу, Бого­ро­дице и святым. Взирая на образ, мы вос­хо­дим умом к Пер­во­об­разу. Во-вторых свя­щен­ные изоб­ра­же­ния дела­лись еще в Ветхом Завете по пове­ле­нию Самого Бога. Гос­подь пове­лел Моисею поста­вить в первом пере­движ­ном вет­хо­за­вет­ном храме, скинии, золо­тые изоб­ра­же­ния Херу­ви­мов. Уже в первые века хри­сти­ан­ства, в рим­ских ката­ком­бах, местах собра­ний первых хри­стиан, были настен­ные изоб­ра­же­ния Христа в виде доб­рого Пас­тыря, Матери Божией, с воз­де­тыми руками и другие свя­щен­ные образы. Все эти фрески были най­дены при рас­коп­ках.

Хотя в совре­мен­ном мире оста­лось мало прямых идо­ло­по­клон­ни­ков, многие люди творят себе куми­ров, воз­дают им покло­не­ние и при­но­сят жертвы. Для многих такими идо­лами, тре­бу­ю­щими посто­ян­ных жерт­во­при­но­ше­ний, стали их стра­сти и пороки. Стра­сти – уко­ре­нив­ши­еся гре­хов­ные при­вычки, пагуб­ные зави­си­мо­сти. Неко­то­рые люди попали в их плен и уже не могут обхо­диться без них, и служат им, как своим гос­по­дам, ибо: « кто кем побеж­ден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ). Вот эти идолы — стра­сти: 1) чре­во­уго­дие; 2) блуд; 3) среб­ро­лю­бие, 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тще­сла­вие; 8) гор­дость.

Апо­стол Павел не зря срав­ни­вает слу­же­ние стра­стям с идо­ло­по­клон­ством: «любостяжание…есть идо­ло­слу­же­ние» ( Кол.3:5 ). Служа стра­сти, чело­век пере­стает думать о Боге и слу­жить Ему, и он также забы­вает о любви к ближ­ним.

К грехам против второй запо­веди также можно отне­сти страст­ную при­вя­зан­ность к каким-либо делам, когда это увле­че­ние ста­но­вится стра­стью. Идо­ло­слу­же­нием явля­ется и страст­ное покло­не­ние какой-либо лич­но­сти. Неда­ром неко­то­рые арти­сты, певцы, спортс­мены в совре­мен­ном мире так и назы­ва­ются: куми­рами и идо­лами.

Третья запо­ведь

Не при­емли имене Гос­пода Бога твоего всуе.

Не про­из­носи имени Гос­пода Бога твоего напрасно.

Что значит поми­нать имя Гос­пода всуе? То есть про­из­но­сить его не в молитве, не в духов­ных бесе­дах, а ведя празд­ные раз­го­воры, как гово­риться, «для крас­ного словца» или просто для связки слов, а может быть даже в шутку. И уж совсем тяжким грехом явля­ется про­из­не­се­ния имени Божия с жела­нием поху­лить Бога, посме­яться над Ним. Также грехом против третий запо­веди явля­ется кощун­ство, когда святые пред­меты ста­но­вятся пред­ме­том насме­шек и пору­га­ния. Неис­пол­не­ние обетов, данных Богу и лег­ко­мыс­лен­ные клятвы, с при­зы­ва­нием имени Божия, также явля­ются нару­ше­нием этой запо­веди.

Имя Божие явля­ется для нас свя­ты­ней, и его нельзя раз­ме­ни­вать в пустой, празд­ной речи. Свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский при­во­дит притчу о поми­но­ве­нии имени Гос­пода всуе:

Один золо­тых дел мастер сидел в своей лавке за вер­ста­ком и, рабо­тая, непре­станно поми­нал имя Божие всуе: то как клятву, то как люби­мое словцо. Некий палом­ник, воз­вра­щав­шийся из святых мест, про­ходя мимо лавки, услы­шал это, и душа его воз­му­ти­лась. Тогда он оклик­нул юве­лира, чтобы тот вышел на улицу. А когда мастер вышел, палом­ник спря­тался. Ювелир, никого не увидев, вер­нулся в лавку и про­дол­жил работу. Палом­ник снова его оклик­нул, а когда ювелир вышел, тот при­ки­нулся, что ничего не знает. Мастер, рас­сер­див­шись, вер­нулся к себе и снова начал рабо­тать. Палом­ник в третий раз его оклик­нул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, при­ки­нув­шись, что он тут ни при чем. Тогда ювелир в бешен­стве набро­сился на палом­ника:

— Зачем ты зовешь меня пона­прасну? Что за шутки! У меня работы по горло!

Палом­ник миро­лю­биво отве­тил:

— Поис­тине, у Гос­пода Бога работы еще больше, но ты Его при­зы­ва­ешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сер­диться больше: ты или Гос­подь Бог?

Ювелир, при­сты­жен­ный, вер­нулся в мастер­скую и с тех пор держал язык за зубами.

Слово имеет вели­кое зна­че­ние и силу. Бог сотво­рил этот мир, посред­ством Слова. «Словом Гос­пода сотво­рены небеса, и духом уст Его – все воин­ство их» ( Мф.12:36 ), — гово­рит Спа­си­тель. О «гнилом слове» писал ещё ап. Павел. В IV в. свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что «Егда, кто матер­ными сло­вами руга­ется, тогда у Пре­стола Гос­подня Мати Божия данный Ею молит­вен­ный покров от чело­века отни­мает, и Сама отсту­пает, и кото­рый чело­век матерно избра­нится, себя в той день про­кля­тию под­вер­гает, понеже мать свою ругает и горько её оскорб­ляет. С тем чело­ве­ком не подо­бает нам ясти и пити, аще не отста­нет от онаго матер­ного слова».

Чет­вер­тая запо­ведь

Помни день суб­бот­ный, еже свя­тити его: шесть дней делай, и сотво­риши в них вся дела твоя, в день же седь­мый, суб­бота, Гос­поду Богу твоему.

Помни день суб­бот­ний, чтобы про­во­дить его свято: шесть дней рабо­тай и делай в про­дол­же­нии их все дела твои, а день седь­мой – день суб­бота посвя­щай Гос­поду Богу твоему.

Гос­подь сотво­рил этот мир за шесть этапов – дней и окон­чив тво­ре­ние. «И бла­го­сло­вил Бог седь­мой день, и освя­тил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые Бог творил и сози­дал» ( Быт.2:3 ). Это не значит, что Бог не забо­тится о сотво­рен­ном мире, но озна­чает что Гос­подь закон­чил все дей­ствия, свя­зан­ные с тво­ре­нием.

В Ветхом Завете днем покоя почи­та­лась суб­бота (В пере­воде с древ­не­ев­рей­ского покой). В ново­за­вет­ные вре­мена святым днем покоя стал день вос­крес­ный, когда вос­по­ми­на­ется Вос­кре­се­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа. Седь­мым и самым глав­ным днем для хри­стиан явля­ется день вос­кре­се­ния, малая Пасха, и обычай почи­та­ния вос­крес­ного дня идет еще от времен святых апо­сто­лов. В вос­крес­ный день хри­сти­ане воз­дер­жи­ва­ются от работ и идут в цер­ковь, чтобы помо­литься Богу, побла­го­да­рить Его за про­шед­шую неделю и попро­сить бла­го­сло­ве­ние на труды гря­ду­щей сед­мицы. В этот день очень хорошо при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин. День вос­крес­ный мы посвя­щаем молитве, духов­ному чтению, бла­го­че­сти­вым заня­тиям. В вос­кре­се­ние, как день сво­бод­ный от обыч­ных трудов, можно помочь ближ­ним. Наве­стить боль­ных, ока­зать помощь немощ­ным, пре­ста­ре­лым.

Часто от людей дале­ких от Церкви или мало цер­ков­ных, можно слы­шать о том, что у них, дескать, нет вре­мени для домаш­ней молитвы и посе­ще­ния храма. Да, совре­мен­ный чело­век подчас очень сильно загру­жен, но даже у заня­тых людей оста­ется немало сво­бод­ного вре­мени на то, чтобы раз­го­ва­ри­вать по теле­фону с подру­гами, дру­зьями и род­ствен­ни­кам, читать жур­налы, газеты и романы, часами сидеть у теле­ви­зора и ком­пью­тера, а на молитву вре­мени нет. Иной чело­век в шесть часов вечера при­хо­дит домой и потом 5–6 часов лежит на диване у теле­ви­зора, и ему бывает лень встать и про­честь весьма недлин­ное вечер­нее молит­вен­ное пра­вило или почи­тать Еван­ге­лие.

Те люди, кото­рые чтут вос­крес­ные дни и цер­ков­ные празд­ники, молятся в храме и не ленятся читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, полу­чают гораздо больше тех, кто про­во­дят это время в празд­но­сти и лени. Гос­подь бла­го­сло­вит их труды, умно­жит их силы и пошлет им Свою помощь.

Пятая запо­ведь

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дол­го­ле­тен будеши на земли.

Почи­тай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Тем, кто любит, почи­тает своих роди­те­лей, обе­ща­ется не только награда в Цар­стве Небес­ном, но даже в земной жизни бла­го­сло­ве­ние, бла­го­по­лу­чие и мно­го­ле­тие. Чтить роди­те­лей это значит ува­жать их, про­яв­лять послу­ша­ние им, помо­гать им, забо­титься о них в ста­ро­сти, молиться о их здра­вии и спа­се­нии, а когда они умрут, молиться о упо­ко­е­нии их души.

Нередко люди спра­ши­вают: как можно любить и почи­тать роди­те­лей, кото­рые не про­яв­ляют заботу о детях, пре­не­бре­гают своими обя­зан­но­стями или впа­дают в тяже­лые грехи? Роди­те­лей мы не выби­раем, то что они у нас такие, а не какие-то другие – есть воля Божия. Почему Бог дал нам таких роди­те­лей? Для того чтобы нам про­явить лучшие хри­сти­ан­ские каче­ства: тер­пе­ние, любовь, сми­ре­ние, научиться про­щать.

Через роди­те­лей мы пришли в этот мир, они при­чина нашего бытия и сама при­рода про­ис­хож­де­ния от них научает нас почи­тать их как людей, более высших, чем мы сами. Вот, что пишет по этому поводу свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому, если в этом мы ниже их, то пре­взой­дем в другом отно­ше­нии посред­ством ува­же­ния к ним, не только по закону при­роды, но пре­иму­ще­ственно перед при­ро­дой, по (чув­ству) страха Божия. Воля Божия реши­тельно тре­бует, чтобы роди­тели были почи­та­емы детьми, и испол­ня­ю­щих это награж­дает вели­кими бла­гами и дарами, а нару­ша­ю­щих этот закон нака­зы­вает вели­кими и тяж­кими несча­стьями». Почи­тая отца и мать, мы почи­таем Самого Бога, Отца нашего небес­ного. Он вместе с зем­ными нашими роди­те­лями дал нам самый из дра­го­цен­ных даров – дар жизни. Роди­те­лей можно назвать сотвор­цами, сора­бот­ни­ками Гос­поду. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бес­смерт­ную душу.

Если чело­век не почи­тает роди­те­лей, отри­цает эту иерар­хию, он может очень легко прийти и к непо­чи­та­нию и отри­ца­нию Бога. Сна­чала он не ува­жает роди­те­лей, потом пере­стает любить родину, затем отри­цает мать-цер­ковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень вза­и­мо­свя­зано. Неда­ром, когда хотят поко­ле­бать госу­дар­ство, раз­ру­шить его устои изнутри, в первую оче­редь опол­ча­ются на цер­ковь, веру в Бога, и на семью. Семья, почи­та­ние стар­ших, пере­дача тра­ди­ций (а слово тра­ди­ция как раз и про­ис­хо­дит от латин­ского tradition — пере­дача), цемен­ти­рует обще­ство, делает народ креп­ким.

Шестая запо­ведь

Не убий.

Убий­ство, отня­тие жизни у дру­гого чело­века и само­убий­ство, то есть само­воль­ный уход из жизни – одни из самых тяже­лых грехов.

Само­убий­ство – самый страш­ный грех. Это есть бунт против Бога, кото­рый дал нам дра­го­цен­ный дар жизни. Но наша жизнь в руках Божиих, мы не имеем права ухо­дить из нее, когда нам взду­ма­ется. Совер­шая само­убий­ство, чело­век уходит из жизни в страш­ном помра­че­нии отча­я­ния и уныния. Он уже не может пока­яться в этом грехе, также он не может при­не­сти пока­я­ние в грехе убий­ства, кото­рый он совер­шает по отно­ше­нию к самому себе, за гробом пока­я­ния нет.

Чело­век, лишив­ший дру­гого жизни по неосто­рож­но­сти, также пови­нен в убий­стве, но вина его меньше, чем у того, кто уби­вает созна­тельно. Также пови­нен в убий­стве тот, кто спо­соб­ство­вал убий­ству. Напри­мер, муж жен­щины, кото­рый не отго­во­рил ее сде­лать аборт или даже сам спо­соб­ство­вал этому.

Люди, своими вред­ными при­выч­ками и поро­ками и гре­хами сокра­ща­ю­щие свою жизнь и нано­ся­щие вред своему здо­ро­вью, также грешат против шестой запо­веди.

Любой вред, нане­сен­ный ближ­нему – есть также нару­ше­ние этой запо­веди. Нена­висть, злоба, побои, изде­ва­тель­ства, оскорб­ле­ния, про­кля­тия, гнев, зло­рад­ство, зло­па­мят­ство, зло­же­ла­тель­ство, непро­ще­ние обид — все это грехи против запо­ведь «не убий», потому что «всякий, нена­ви­дя­щий брата своего, есть чело­ве­ко­убийца» ( 1Ин.3:15 ), — гово­рит Слово Божие.

Кроме убий­ства телес­ного суще­ствует не менее страш­ное убий­ство – убий­ство духов­ное, когда кто-то соблаз­няет, совра­щает ближ­него в неве­рие или под­тал­ки­вает к совер­ше­нию греха, и тем самым губит его душу.

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский пишет, что «не всякое отня­тие жизни есть зако­но­пре­ступ­ное убий­ство. Не явля­ется без­за­кон­ным убий­ство, когда отни­ма­ется жизнь по долж­но­сти, как-то: 1) когда пре­ступ­ника нака­зы­вают смер­тью по пра­во­су­дию; 2) когда уби­вают непри­я­теля на войне за Оте­че­ство».

Седь­мая запо­ведь

Не пре­любы сотвори.

Гос­подь уста­но­вил брач­ный союз и бла­го­сло­вил плот­ское обще­ние в нём, слу­жа­щее дето­рож­де­нию. Муж и жена отныне уже не двое, а «одна плоть» ( Быт.2:24 ). Нали­чие брака – это ещё одно (пусть не самое глав­ное) отли­чие нас от живот­ных. У зверей брака нет. У людей же суще­ствует брак, вза­им­ная ответ­ствен­ность, обя­зан­но­сти друг перед другом и перед детьми.

Но то, что бла­го­слов­ля­ется в браке, явля­ется грехом, нару­ше­нием запо­веди, если совер­ша­ется вне брака. Супру­же­ский союз соеди­няет муж­чину и жен­щину в «одну плоть» ( 1Кор.6:15-16 )

Свя­щен­ное Писа­ние отно­сит блуд к наи­бо­лее тяжё­лым грехам: «Не обма­ны­вай­тесь: ни блудники…ни прелюбодеи…Царства Божия не насле­дуют» ( 1Кор.6:9 ).

Грехом, еще более тяжким, чем блуд явля­ется пре­лю­бо­де­я­ние, то есть нару­ше­ние супру­же­ской вер­но­сти или телес­ные отно­ше­ния с чело­ве­ком, нахо­дя­щимся в браке.

Измена раз­ру­шает не только брак, но и душу того, кто изме­няет. На чужом горе сча­стья не постро­ишь. Суще­ствует закон духов­ного рав­но­ве­сия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вер­нется. Пре­лю­бо­де­я­ние, блуд начи­на­ется не с факта телес­ной бли­зо­сти, а гораздо раньше, когда чело­век даёт себе раз­ре­ше­ние на гряз­ные мысли, нескром­ные взгляды. В Еван­ге­лии ска­зано: всякий, кто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своём» ( Мф.5:28 ). Поэтому блуд мыс­лен­ный, нехра­не­ние зрения, слуха, бес­стыд­ные раз­го­воры — эти и другие подоб­ные им грехи, явля­ются нару­ше­нием седь­мой запо­веди.

Вось­мая запо­ведь

Не укради.

Нару­ше­нием этой запо­веди явля­ется при­сво­е­ние чужой соб­ствен­но­сти, как госу­дар­ствен­ной, так и част­ной. Виды воров­ства могут быть раз­но­об­разны: грабеж, кража, обман в тор­го­вых делах, подкуп, взя­точ­ни­че­ство, укло­не­ние от нало­гов, туне­яд­ство, свя­то­тат­ство (то есть при­сво­е­ние цер­ков­ного иму­ще­ства), все­воз­мож­ные аферы, махи­на­ции и мошен­ни­че­ства. Кроме этого к грехам против вось­мой запо­веди можно отне­сти всякую нечест­ность: ложь, обман, лице­ме­рие, лесть, под­ха­лим­ство, чело­ве­ко­уго­дие, так как в этом случае люди пыта­ются также при­об­ре­сти что-то, напри­мер, рас­по­ло­же­ние ближ­него, нечест­ным, воров­ским путем.

В основе кражи, воров­ства лежит страсть среб­ро­лю­бия и борется она стя­жа­нием про­ти­во­по­лож­ных ей доб­ро­де­те­лей. Среб­ро­лю­бие может быть двух видов: Мотов­ство (любовь к рос­кош­ной жизни) и ску­пость, жад­ность И то и другое тре­бует средств, кото­рые при­об­ре­та­ются зача­стую нечест­ным путем.

Среб­ро­лю­бие борется стя­жа­нием про­ти­во­по­лож­ных ему доб­ро­де­те­лей: мило­сер­дием к бедным, нес­тя­жа­нием, тру­до­лю­бием, чест­но­стью и духов­ной жизнью, ибо при­вя­зан­ность к день­гам и другим мате­ри­аль­ным цен­но­стям всегда про­ис­хо­дит от без­ду­хов­но­сти.

Девя­тая запо­ведь

Не послу­ше­ствуй на друга твоего сви­де­тель­ства ложна.

Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него твоего.

Этой запо­ве­дью Гос­подь запре­щает не только прямое лже­сви­де­тель­ство против ближ­него своего, напри­мер в суде, но и всякую ложь, ска­зан­ную в адрес других людей, как то: кле­вета, поклеп, ложные доносы. Грех празд­но­сло­вия, столь обыч­ный повсе­днев­ный для совре­мен­ного чело­века, также очень часто бывает связан с гре­хами против девя­той запо­веди. В празд­ных раз­го­во­рах посто­янно раз­да­ются сплетни, пере­суды, а порой наветы и кле­вета. Во время празд­ной беседы очень легко «сболт­нуть лиш­него», раз­гла­сить дове­рен­ные тебе чужие тайны и сек­реты, под­ве­сти и под­ста­вить ближ­него. «Язык мой — враг мой», — гово­рят в народе, и дей­стви­тельно, наш язык может при­не­сти боль­шую пользу нам и ближ­ним, а может очень сильно навре­дить. Апо­стол Иаков гово­рит, что языком мы порой «бла­го­слов­ляем Бога и Отца, и им про­кли­наем чело­ве­ков, сотво­рен­ных по подо­бию Божию» ( Иак.3:9 ). Грешим мы против девя­той запо­веди и когда не только гово­рим ложь и кле­вету на ближ­него, но и когда согла­ша­емся со ска­зан­ным дру­гими, этим самым участ­вуя в грехе осуж­де­ния.

«Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ), — пре­ду­пре­ждает Спа­си­тель. Осуж­дать – значит судить, пред­вос­хи­щать суд Божий, узур­пи­ро­вать Его права (в этом тоже страш­ная гор­дость!) ибо только Гос­подь, зна­ю­щий про­шлое, насто­я­щее и буду­щее чело­века, может судить о нём. Преп. Иоанн Сав­ва­ит­ский рас­ска­зы­вает сле­ду­ю­щее: «Раз пришёл ко мне инок из сосед­него мона­стыря, и я спро­сил его, как живут отцы. Он отве­чал: «Хорошо, по молит­вам Вашим». Затем я спро­сил об иноке, кото­рый не поль­зо­вался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не пере­ме­нился, отче!» Услы­шав это, я вос­клик­нул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почув­ство­вал себя как бы в вос­торге и увидел Иисуса Христа, рас­пя­того между двумя раз­бой­ни­ками. Я, было, устре­мился на покло­не­ние Спа­си­телю, как вдруг Он обра­тился к пред­сто­я­щим Анге­лам и сказал им: «Изринте его вон, — это анти­христ, ибо осудил брата своего, прежде Моего Суда». И когда, по слову Гос­пода, я изго­нялся, в дверях оста­лась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда при­шед­шему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спро­сил тот. Тогда я рас­ска­зал ему о виде­нии и заме­тил, что остав­лен­ная мной мантия озна­чает, что я лишён покрова и помощи Божией. И с того вре­мени семь лет провёл я, блуж­дая по пусты­ням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с чело­ве­ками не бесе­дуя, пока не увидел Гос­пода моего, воз­вра­тив­шего мне мантию».

Вот как страшно выно­сить суж­де­ние о чело­веке.

Деся­тая запо­ведь

Не поже­лай жены искрен­няго твоего, не поже­лай дому ближ­няго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­кого скота его, ни всего, елика суть ближ­няго твоего.

Не желай жены ближ­него твоего и не желай дома ближ­него твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что при­над­ле­жит ближ­нему твоему.

Запо­ведь эта запре­щает зависть и ропот. Нельзя не только делать плохое людям, но даже иметь гре­хов­ные, завист­ли­вые мысли против них. Любой грех начи­на­ется с мысли, с помысла о нем. В начале чело­век начи­нает зави­до­вать день­гам и иму­ще­ству ближ­них, потом в его сердце зарож­да­ется помы­сел украсть это добро у своего брата, и вскоре он вопло­щает свои гре­хов­ные мечты в дей­ствие. Пре­лю­бо­де­я­ние также, как известно, начи­на­ется с нескром­ных взгля­дов и завист­ли­вых помыс­лов отно­си­тельно супруги ближ­него. Также нужно ска­зать, что зависть к богат­ству, иму­ще­ству талан­там, здо­ро­вью наших ближ­них уби­вает в нас любовь к ним, зависть как кис­лота разъ­едает душу. Нам уже непри­ятно общаться с ними, мы не можем раз­де­лить с ними их радость, наобо­рот, завист­ли­вого чело­века очень радует, вне­зап­ная скорбь и горе постиг­шее тех, кому он зави­до­вал. Вот почему так опасен грех зави­сти, он явля­ется нача­лом, семе­нем других грехов. Чело­век завист­ли­вый также грешит против Бога, он не хочет доволь­ство­ваться тем, что ему посы­лает Гос­подь, ему посто­янно мало, он обви­няет во всех своих бедах ближ­них и Бога. Такой чело­век нико­гда не будет счаст­лив и дово­лен жизнью, ведь сча­стье это не какая-то сумма земных благ, а состо­я­ние души чело­века. «Цар­ство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Оно начи­на­ется здесь на земле, с пра­виль­ного устро­е­ния души. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и бла­го­да­рить за них Бога – залог чело­ве­че­ского сча­стья.

Еван­гель­ские запо­веди бла­жен­ства

Мы уже гово­рили, что Бог дал людям десять запо­ве­дей еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена. Даны они были для того, чтобы огра­дить людей от зла, пре­ду­пре­дить об опас­но­сти, кото­рую несет грех. Гос­подь Иисус Хри­стос уста­но­вил Новый Завет, дал нам Новый Еван­гель­ский Закон, осно­вой кото­рого явля­ется любовь: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга» ( Мф.5:48 ). Однако, Спа­си­тель нисколько не отме­нил соблю­де­ние десяти запо­ве­дей, но указал людям совер­шенно новый уро­вень духов­ной жизни. В Нагор­ной про­по­веди, рас­ска­зы­вая о том как должен стро­ить свою жизнь хри­сти­а­нин, Спа­си­тель, в том числе, дает девять Запо­ве­дей Бла­жен­ства. Эти запо­веди гово­рят уже не о запрете греха, а о хри­сти­ан­ском совер­шен­стве. Они рас­ска­зы­вают: как достиг­нуть бла­жен­ства, какие доб­ро­де­тели при­бли­жают чело­века к Богу, ибо только в Нем чело­век может найти истин­ное бла­жен­ство. Запо­веди Бла­жен­ства не только не отме­няют десяти запо­ве­дей Закона Божьего, но очень пре­мудро допол­няют их. Недо­ста­точно просто не совер­шать грех, или изгнать его из нашей души, пока­яв­шись в нем. Нет, нужно, чтобы наша душа была запол­нена про­ти­во­по­лож­ными грехам доб­ро­де­те­лями. «Свято место пусто не бывает». Недо­ста­точно не делать зла, нужно тво­рить добро. Грехи создают стену между нами и Богом, когда стена раз­ру­шена, мы начи­наем видеть Бога, но при­бли­зить к Нему нас может только нрав­ствен­ная хри­сти­ан­ская жизнь.

Вот девять запо­ве­дей, кото­рые нам дал Спа­си­тель как руко­вод­ство к хри­сти­ан­скому подвигу:

ПЕРВАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Что значит быть «нищим духом», и почему такие люди явля­ются «бла­жен­ными»? Для того, чтобы понять это нужно исполь­зо­вать образ обыч­ного нищего чело­века. Мы все видели, знаем людей, достиг­ших край­ней сте­пени бед­но­сти, нищеты. Среди них, конечно, есть люди разные и не будем сейчас рас­смат­ри­вать их морально-нрав­ствен­ные каче­ства, нет, жизнь этих несчаст­ных нужна нам как некий образ. Каждый нищий пре­красно пони­мает, что стоит на послед­ней сту­пени соци­аль­ной лест­ницы, что все осталь­ные люди в мате­ри­аль­ном плане нахо­дятся гораздо выше его. А он ски­та­ется в лох­мо­тьях, часто не имея соб­ствен­ного угла, и просит мило­стыню, чтобы хоть как-то под­дер­жать свою жизнь. Пока нищий обща­ется с такими же бед­ня­ками как он, то может не заме­чать своего поло­же­ния, но, увидев чело­века бога­того, состо­я­тель­ного он тут же чув­ствует бед­ствен­ность соб­ствен­ного поло­же­ния.

Нищета духов­ная озна­чает сми­ре­ние, видение своего истин­ного состо­я­ния. Как обыч­ный нищий не имеет ничего своего, но оде­ва­ется в то, что дадут и пита­ется пода­я­нием, также и мы должны осо­зна­вать, что все, что мы имеем, полу­чаем от Бога. Это все не наше, мы лишь при­каз­чики, упра­ви­тели имения, кото­рое нам дал Гос­подь. Дал, чтобы оно слу­жило спа­се­нию нашей души. Можно быть отнюдь не бедным чело­ве­ком, но быть «нищим духом», со сми­ре­нием при­ни­мать то, что нам дарует Бог и исполь­зо­вать это на слу­же­нию Гос­поду и людям. Все от Бога, не только богат­ство мате­ри­аль­ное, но и здо­ро­вье, таланты, спо­соб­но­сти, сама жизнь – все это исклю­чи­тельно дар Божий, за кото­рый мы должны Его бла­го­да­рить. «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ), — гово­рит нам Гос­подь. И борьба с гре­хами, и стя­жа­ние добрых дел невоз­можны без сми­ре­ния, все это мы делаем только с помо­щью Божией.

Нищим духом, сми­рен­но­муд­рым, обе­ща­ется «Цар­ство небес­ное». Люди, кото­рые знают, что все, что они имеют, не их заслуга, а дар Божий, кото­рый нужно пре­умно­жить во спа­се­ние души, будут вос­при­ни­мать все послан­ное им, как сред­ство дости­же­ния Цар­ства Небес­ного.

ВТОРАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны пла­чу­щие». Плач может быть вызван совер­шенно раз­ными при­чи­нами, но далеко не всякий плач явля­ется доб­ро­де­те­лью. Запо­ведь о плаче озна­чает пока­ян­ный плач о своих грехах. Пока­я­ние так важно, потому что без него невоз­можно при­бли­зиться к Богу. Грехи мешают нам это сде­лать. Первая запо­ведь о сми­ре­нии уже под­во­дит нас к пока­я­нию, закла­ды­вает основу для духов­ной жизни, ибо осо­знать свои грехи, пока­яться в них может только чело­век, кото­рый чув­ствует свою немощь, нищету перед Отцом Небес­ным. И как еван­гель­ский блуд­ный сын воз­вра­ща­ется в дом Отчий, конечно, Гос­подь примет вся­кого при­хо­дя­щего к Нему, и отрет всякую слезу с его очей. Поэтому: «бла­женны пла­чу­щие (о грехах), ибо они уте­шатся». У каж­дого чело­века есть грехи, без греха только Один Бог, но нам дан от Бога вели­чай­ший дар – пока­я­ние, воз­мож­ность вер­нуться к Богу, попро­сить про­ще­ния у Него. Святые отцы неда­ром назы­вали пока­я­ние вторым кре­ще­нием, где мы омы­ваем грехи не водой, а сле­зами.

Бла­жен­ными сле­зами можно также назвать слезы состра­да­ния, сопе­ре­жи­ва­ния нашим ближ­ним, когда мы про­ни­ка­емся их горем и ста­ра­емся чем можем, помочь им.

ТРЕТЬЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны крот­кие». Кро­тость – это мирный, спо­кой­ный, тихий дух, кото­рый чело­век стяжал в своем сердце. Это покор­ность воли Божией и доб­ро­де­тель мира в душе и мира с ближ­ними. «Возь­мите иго Мое на себя, и научи­тесь от Меня: ибо Я кроток и смирен серд­цем; и най­дете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя мое легко» ( Мф.11:29,30 ), — учит нас Спа­си­тель. Он был во всем поко­рен воли Отца Небес­ного, Он служил людям и с кро­то­стью принял стра­да­ния. Взяв­ший на себя благое иго Хри­стово, сле­ду­ю­щий Его путем, ищущий сми­ре­ния, кро­то­сти, любви найдет покой, успо­ко­е­ние своей душе и в этой земной жизни, и в жизни буду­щего века, ибо крот­кие «насле­дуют землю», в первую оче­редь не мате­ри­аль­ную, а духов­ную, в Цар­стве Небес­ном.

То, что «крот­кие насле­дуют землю», спра­вед­ливо не только в духов­ном плане, но даже в земном. Крот­кие и сми­рен­ные хри­сти­ане, без войн, огня и меча, несмотря на страш­ные гоне­ния со сто­роны языч­ни­ков, смогли обра­тить в истин­ную веру всю огром­ную Рим­скую импе­рию.

ЧЕТ­ВЕР­ТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Жаж­дать и искать правды можно по-раз­ному. Есть опре­де­лен­ные люди, кото­рых можно назвать «прав­до­ис­ка­те­лями», они посто­янно воз­му­ща­ются суще­ству­ю­щими поряд­ками, везде ищут спра­вед­ли­во­сти и жалу­ются в выше­сто­я­щии инстан­ции. Но не про них гово­рится в этой запо­веди. Име­ется в виду совсем другая правда.

Ска­зано, что нужно желать правды как пищи и пития: «Бла­женны алчу­щие и жаж­ду­щие правды». То есть очень сильно, как голод­ный и жаж­ду­щий, терпит стра­да­ния, пока не удо­вле­тво­рит свои потреб­но­сти. О какой правде здесь ска­зано. О Высшей Боже­ствен­ной правде. А Высшая правда, Истина – это Хри­стос. «Я есмь путь и истина» ( Ин.14:6 ), — гово­рит Он о Себе. Сле­до­ва­тельно хри­сти­а­нин должен искать истин­ный смысл жизни в Боге. В Нем одном Истин­ный источ­ник Живой воды и Боже­ствен­ного Хлеба, кото­рый есть Тело Его.

Гос­подь оста­вил нам Слово Божие, в кото­ром изло­жено Боже­ствен­ное учение, правда Божия, Он создал Цер­ковь и вложил в нее все нужное для спа­се­ния. Цер­ковь также явля­ется носи­тель­ни­цей правды и пра­виль­ного знания о Боге, мире и чело­веке. Вот этой правды должен жаж­дать каждый хри­сти­а­нин, читая Свя­щен­ное Писа­ние и нази­да­ясь тво­ре­ни­ями отцов Церкви.

Те, кто рев­нуют о молитве, о тво­ре­нии добрых дел, о насы­ще­нии себя Словом Божиим, поис­тине «жаждут правды», и конечно, полу­чат насы­ще­ние от прис­но­те­ку­щего Источ­ника Спаса нашего и в этом веке и в буду­щем.

ПЯТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Милость, мило­сер­дие – это дела любви по отно­ше­нию к ближ­ним. В этих доб­ро­де­те­лях мы под­ра­жаем Самому Богу: «Будте мило­сердны, как и Отец ваш мило­серд» ( Лк.15:7 ).

И такой же бес­ко­рыст­ной любви научает всех нас, чтобы мы совер­шали дела мило­сти не ради награды, не ожидая полу­чить что-то взамен, а из любви к самому чело­веку, испол­няя запо­ведь Божию.

Делая добрые дела людям, как тво­ре­нию, образу Божию, мы тем самым при­но­сим службу Самому Богу. В Еван­ге­лии описан Страш­ный Суд Божий, когда Гос­подь отде­лит пра­вед­ных от греш­ных и скажет пра­вед­ным: «при­и­дите, бла­го­сло­вен­ные Отца Моего, насле­дуйте Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от созда­ния мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напо­или Меня; был стран­ни­ком, и вы при­няли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посе­тили Меня; в тем­нице был, и вы пришли ко Мне». Тогда пра­вед­ники скажут Ему в ответ: «Гос­поди! когда мы видели Тебя алчу­щим, и накор­мили? или жаж­ду­щим, и напо­или? когда мы видели Тебя стран­ни­ком, и при­няли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя боль­ным, или в тем­нице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне» ( Мф.25:34-40 ). Поэтому ска­зано, что «мило­сти­вые» сами «поми­ло­ваны будут». И напро­тив тем, кто не творил добрых дел, нечем будет оправ­даться на суде Божиим, как ска­зано в той же притче о страш­ном суде.

ШЕСТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны чистые серд­цем», то есть чистые душой и умом от гре­хов­ных мыслей и жела­ний. Важно не только избе­гать совер­ше­ния греха види­мым обра­зом, но и воз­дер­жи­ваться от мыслей о нем, потому что любой грех начи­на­ется с помыш­ле­ния, а уже потом мате­ри­а­ли­зу­ется в дей­ствие. «Из сердца чело­века исхо­дят злые помыслы, убий­ства, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, кражи, лже­сви­де­тель­ства, хуле­ния» ( 1Ин.3:15 ). Чело­век име­ю­щий нечи­стую душу, нечи­стые мысли – потен­ци­аль­ный совер­ши­тель потом уже види­мых грехов.

«Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» ( Мф.6:22,23 ). Эти слова Христа ска­заны о чистоте сердца, души. Чистое око – это искрен­ность, чистота свя­тость мыслей и наме­ре­ний, и эти наме­ре­ния ведут к добрым поступ­кам. И наобо­рот: где око, сердце ослеп­лено, там цар­ствуют темные помыш­ле­ния, кото­рые станут впо­след­ствии тем­ными делами. Только чело­век с чистой душой, чистыми помыш­ле­ни­ями, может при­бли­зиться к Богу, узреть Его. Бога видят не телес­ными очами, а духов­ным зре­нием чистой души и сердца. Если этот орган духов­ного зрения помут­нен, испор­чен грехом, Гос­пода не уви­деть. Поэтому нужно воз­дер­жи­ваться от нечи­стых, гре­хов­ных, злых и унылых мыслей, отго­нять их как все­ва­е­мых от врага, и вос­пи­ты­вать в душе, взра­щи­вать другие – свет­лые, добрые. Мысли эти взра­щи­ва­ются молит­вой, верой и надеж­дой на Бога, любо­вью к Нему, к людям и к вся­кому тво­ре­нию Божию.

СЕДЬ­МАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны миро­творцы, ибо они будут наре­чены сынами Божи­ими». Запо­ведь мира с людьми и при­ми­ре­ния враж­ду­ю­щих, ста­вится очень высоко, такие люди назы­ва­ются детьми, сынами Гос­пода. Почему? Мы все чада Божия, его тво­ре­ния. Любому роди­телю нет ничего более при­ят­ного, когда он знает, что его дети живут в мире, любви и согла­сии между собой: «Как хорошо и как при­ятно жить бра­тьям вместе!» ( Пс.132:1 ). И наобо­рот, как горестно для отца и матери видеть ссоры, распри и вражду между детьми, при виде всего этого сердце роди­те­лей словно обли­ва­ется кровью! Если мир и хоро­шие отно­ше­ния между детьми радуют даже земных роди­те­лей, тем паче Отцу нашему Небес­ному нужно, чтобы мы жили в мире. И чело­век, кото­рый хранит мир в семье, с людьми, при­ми­ряет враж­ду­ю­щих, при­я­тен и угоден Богу. Мало того, что такой чело­век полу­чает радость, спо­кой­ствие, сча­стье и бла­го­сло­ве­ние от Бога здесь на земле, при­об­ре­тая мир в душе и мир с ближ­ними, он полу­чит, несо­мненно, награду в Цар­стве Небес­ном.

Миро­творцы еще потому назо­вутся «сынами Божи­ими», что в своем подвиге упо­доб­ля­ются Самому Сыну Божьему, Христу Спа­си­телю, Кото­рый при­ми­рил людей с Богом, вос­ста­но­вил ту связь, кото­рая была раз­ру­шена гре­хами и отпа­де­нием чело­ве­че­ства от Бога.

ВОСЬ­МАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

«Бла­женны изгнан­ные правды ради». О взыс­ка­нии Истины, Боже­ствен­ной правды, уже гово­ри­лось в чет­вер­той запо­веди бла­жен­ства. Мы помним, что Истина – это Сам Хри­стос. Он также назы­ва­ется Солн­цем правды. Именно о стес­не­ниях, гоне­ниях за правду Божию гово­рится в этой запо­веди. Путь хри­сти­а­нина — это всегда путь воина Хри­стова. Путь слож­ный, труд­ный, узкий «тесны врата и узок путь, веду­щий в жизнь» ( Мф.7:13 ). И то, что очень многие люди сле­дуют в этом направ­ле­нии, не должно сму­щать нас. Хри­сти­а­нин, всегда иной, не как все. «Ста­райся жить не «как все живут», а как Бог велит, потому что «мир во зле лежит», — гово­рит пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Оптин­ский. Не беда, если за нашу жизнь и веру нас будут здесь на земле гнать и поно­сить, потому что оте­че­ство наше не на земле, а на небе, с Богом. Поэтому, гони­мым за правду Гос­подь в этой запо­веди обе­ща­ется «Цар­ство Небес­ное».

ДЕВЯ­ТАЯ ЗАПО­ВЕДЬ БЛА­ЖЕН­СТВА

Про­дол­же­нием вось­мой запо­веди, где гово­рится о при­тес­не­нии за Правду Божию и хри­сти­ан­скую жизнь, явля­ется послед­няя запо­ведь бла­жен­ства, где ска­зано о гоне­ниях за веру. «Бла­женны вы, когда будут поно­сить вас и гнать и вся­че­ски непра­ведно зло­сло­вить за Меня. Радуй­тесь и весе­ли­тесь, ибо велика ваша награда на небе­сах».

Но враг рода чело­ве­че­ского не успо­ка­и­ва­ется и посто­янно воз­дви­гает новые гоне­ния на хри­стиан. И когда к власти придет Анти­христ, он также будет гнать и пре­сле­до­вать уче­ни­ков Хри­сто­вых. Поэтому, каждый хри­сти­а­нин должен быть посто­янно готов к подвигу испо­вед­ни­че­ства и муче­ни­че­ства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *