Заповедник что это 3 класс
Значение слова «заповедник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЗАПОВЕ’ДНИК, а, м. (офиц.). Заповедная территория, т. е. находящаяся под особой охраной, под запретом (с целью сберечь редкие породы растений, животных и т. п.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
запове́дник
1. заповедный, неприкосновенный участок земли или водного пространства, где оберегаются и сохраняются редкие виды животных, растений, минералов, культурно-исторические памятники и т. п. ◆ И тут, пока мы сами не осознаем, что из заповедников и парков нельзя уносить ни одной веточки, никакое американское спонсорство и партнёрство не поможет. Ольга Панфилова, «Будем дружить парками», 2003 г. // «Богатей» (цитата из НКРЯ)
2. перен. место, где сохраняется, не меняясь, не исчезая, какое-либо явление ◆ Нижняя палата именно в последние два года превратилась в заповедник, мягко говоря, системного лоббизма. Андрей Колесников, «Вся власть Советам», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: учитель — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Презентация по окружающему миру «Заповедники » (3 класс начальная школа 21 века )
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Заповедники» урок окружающего мира в 3 классе составила учитель начальных классов Хайретдинова З.З.
Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!
Зачем нужны заповедники?
Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности. ( С.И.Ожегов) Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека (учебник)
В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский..
Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников
Правила поведения в природе. 1. Не ломать ветки деревьев. 2. Не вытаптывать цветы и травы. 3. Не разрушать гнёзд птиц. 4. Не разжигать костёр и не оставлять иго не затушенным. 5. Не разрушать муравейники. 6. Не кричать, не включать громкую музыку. 7. Нельзя бросать мусор в лесах и водоемах. 8. Нужно на природе, слушать голоса природы. 9. Подкармливать зверей и птиц зимой. 10. Не разрушай жилища животных инее трогай их детёнышей. 11. Ходить только по тропинкам.
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой, Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья. Живёшь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нём. Природою родной земли Зовётся этот дом.
Домашнее задание. Подготовить рассказ: 1 ряд- о заказниках 2 ряд- о национальных парках 3 ряд- о памятниках природы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-106755
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема: «О заповедниках» (3 класс программа «Начальная школа XXIвека»)
Урок окружающего мира
Тема: «О заповедниках» (3 класс программа «Начальная школа XXI века»)
Цель: формирование представления учащихся о заповедниках и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека;
1. Формировать информационно-коммуникативные компетенции.
2. Продолжать работу по формированию бережного отношения к природе.
3.Составлять схему и работа со схемой
Оборудование: учебник, словарь С.И. Ожегова.
I. Организационный момент
– Сегодня наш урок мне хочется начать словами Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
— О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы).
— Оказывается, еще в Древней Руси люди задумывались о том, что природу надо беречь. Так что проблема эта не новая.
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.
1.Определение темы и цели урока.
— Как вы понимаете, что такое «заповедник»?
— Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?
«О заповедниках» (на доске открывается тема урока)
-Определим цель нашего урока? (ответы детей)
2.Составление схемы «Зачем создают заповедники?»
— А сейчас работать будем группами. Перед вами лежат листы. Запишите посередине листа слово заповедник. Вокруг запишите свои предположения и идеи по вопросу: «Зачем люди создают заповедники?» Время работы 10 минут.
-Каждая группа высказывает по одному предположению по очереди, не повторяйтесь в своих ответах (дети должны отвечать, пока все предположения не будут высказаны)
Учитель подводит итог, обобщает ответы детей и появляется схема.
Растения и животные живут в привычной природной среде
Учёные ведут наблюдения за флорой и фауной
Запрещены отдых и туризм
Запрещены рубка деревьев, сбор ягод и грибов
Запрещены охота, рыбалка
3. Нахождение определения «заповедник» в словарях.
-Используя схему, попробуйте дать определение, что такое заповедник?
( выслушиваются ответы детей)
— Где можно найти определение этому слову? (в толковом словарике учебника, в толковом словаре С.И.Ожегова, В. Даля)
-Мы обратимся к словарю С.И.Ожегова и толковому словарику учебника.
-Откройте толковый словарик учебника и найдите определение, что такое заповедник (1 ученик находит определение в словаре С.И.Ожегова)
Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.( С.И.Ожегова)
Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека (учебник)
4.История создания заповедников (рассказывает учитель)
Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.
В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников.
Существуют разные виды заповедников.
Как вы думаете, только в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно природу нужно охранять везде. Давайте вспомним правила поведения в природе.
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не вытаптывать цветы и травы.
3. Не разрушать гнёзд птиц.
4. Не разжигать костёр и не оставлять иго не затушенным.
5. Не разрушать муравейники.
6. Не кричать, не включать громкую музыку.
7. Нельзя бросать мусор в лесах и водоемах.
8. Нужно на природе, слушать голоса природы.
9. Подкармливать зверей и птиц зимой.
10. Не разрушай жилища животных инее трогай их детёнышей.
11. Ходить только по тропинкам.
Ребята, чем мы можем помочь редким растениям животным? (Ответы детей). Давайте мы с вами сами, никогда не будем их обижать и не дадим их в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и животных.
Ребята, давайте, и мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем с вами пополнять Красную Книгу картинками с надписями. Тогда каждый из нас и взрослые, и дети запомним и животных и растения, и не дадим их в обиду. И тогда наша Земля будет красивым и добрым домом для всех людей, для всех растений и для всех животных. Послушайте, какие замечательные стихи написал поэт Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
-Зачем нам с вами нужны заповедники? (ответы детей)
— Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?( ответы детей)
Урок по окружающему миру «Заповедники России» (3 класс)
План – конспект урока окружающего мира «Заповедники России»
УМК: « Начальная школа 21 века» (авт. Виноградова Н.Ф.)
Решение частных задач; урок – путешествие
Цели педагогической деятельности
Создать условия для формирования представлений о заповедниках России и о причинах их создания; показать значимость заповедников в жизни человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные : научатся пользоваться дополнительными источниками информации; получат возможность научиться: используя дополнительные источники информации, готовить сообщения о заповедниках России и их особенностях.
Методы и формы обучения
частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, групповая
Ведущая педагогическая методология:
реализация системно-деятельностного подхода.
технология проблемно–диалогического обучения
компьютер, проектор, презентация, фото животных, карточки для самооценки, смайлики, книжки – помощники,
2.Этап актуализации и пробного учебного действия
3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
4. Этап построения и реализации построенного проекта
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
6. Итог урока. Рефлексия. Дом. задание.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу удачи. Сегодня наш урок пройдёт в форме семинара. Мы уже знаем, что на семинаре происходит обучение чему-либо, выслушиваются сообщения по проблеме.
– Сегодня наш урок мне хочется начать с сообщений:
— В результате хищнической охоты и ухудшения условий жизни для ряда животных, на Земле навсегда исчезли более 200 видов животных, из них 40 видов прекратили своё существование в 20 столетии. В Африке численность животных разных видов сократилась в 50 раз.
— Человек истребил не только животных, но и растения. Считают, что в некоторых европейских государствах в настоящее время исчезло от 5% до 10 % видов растений.
— Известно, что только в 8% всех лесных пожаров возникли без помощи человека от молнии или от перегрева торфа. В 92 случаях из 100 лес загорался от искры трактора, непотушенного костра, брошенной спички, шалости детей с огнём и просто в результате хулиганства.
— В последние годы ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
— Прокомментируйте эти факты. (выслушиваются рассуждения детей)
— Чтение стихотворения (слайд №2)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
— О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы).
— Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (Открываем заповедники)
— Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?
– Правильно! Тема нашего урока «Заповедники России или Охрана природы».
Какую цель мы поставим?
(Дети предлагают свои версии. Вместе формулируют цель урок).
— Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову?
(Поиск значения слова в толковом словаре)
— Ребята, что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии).
— Зачем люди создают заповедники?
— Какие виды заповедников вы знаете?
III. Стадия осмысления:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по заповедникам России. Каждый из вас собрался путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправимся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.
Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды.
Заповедники можно найти во всех уголках России, во всех природных зонах нашей Родины.
Сообщения детей о заповедниках, с презентациями.
Баргузинский биосферный заповедник (Северо-Байкальский район) расположен на северо-восточном побережье озера Байкал.
Большая часть заповедника покрыта высокогорными альпийскими лугами, почти непроходимыми зарослями кедрового стланика и ерниками (кустарниковыми березняками и ивняками). На территории заповедника найдено 132 вида грибов, 212 видов лишайников, 1241 вид низших водорослей, 1024 вида высших растений, 886 сосудистых и 147 мхов, из них 38 видов растений и 9 лишайников внесены в Красные книги (книгу России и Бурятии)
— Запишите животных и растения, которые относятся к Баргузинскому заповеднику.
Изучая флору и фауну этих мест, мы вдруг обнаруживаем поселение бобров – животных не только ценных, но и интересных для науки. Это открытие учёных стало причиной того, что здесь почти 100 лет назад (в 1923 году) был организован заповедник.
Природа заповедника уникальна: в этих местах леса переходят в степь, поэтому лесные и степные растения и животные соседствуют друг с другом. В Воронежском заповеднике обитают звери как лесов (белка, лесной хорёк, дятел, лось, кабан), так и степей (степной хорёк, большой тушканчик). Обитают в заповедных лесах норка, горностай, ласка. Здесь можно полакомиться брусникой, черникой, увидеть редкий вид папоротника (страусник обыкновенный).
Но не зря воронежские заповедные места называют бобровыми. Главный объект охраны – бобры. Учёные проводят в заповеднике исследования: изучают особенности жизни бобров. Отсюда вывозят бобров в другие районы России.
— Запишите животных и растения, которые относятся к Воронежскому заповеднику.
— Откройте учебник и рассмотрите животных и растения.
Уссурийский государственный заповедник расположен на территории Уссурийского и Шкотовского районов Приморского края. Заповедник основан в 1932 году и до 1973 года назывался Супутинским. До 1972 г. площадь заповедника составляла 16 тысяч гектар, в настоящее время его площадь расширена до 40 тысяч гектар.
По территории заповедника протекают небольшие горные речки Артемовка и Комаровка, а также есть живописный скальный массив с горой Змеиной и знаменитой пещерой «Спящая красавица».
99% территории заповедника покрыты лесами. Здесь характерны хвойно-широколиственные леса: кедровники, тополь Максимовича, ясенем маньчжурским и различными видами ив.
Всего в заповеднике произрастают 824 вида сосудистых растений, 118 — лишайников, 1364 — грибов, 252 — мохообразных и 210 видов водорослей. К редким «краснокнижным» видам относятся женьшень настоящий, можжевельник твердый и сосна густоцветковая.
«Краснокнижными» животными и птицами являются: леопард восточносибирский, тигр амурский, черный аист, мандаринка, тритон когтистый уссурийский.
— Запишите животных и растения, которые относятся к Уссурийскому заповеднику.
— Откройте учебник и рассмотрите животных и растения.
Приокско – террасный заповедник.
Фауна птиц заповедника насчитывает 143 вида. Из не воробьиных обычны:
Из воробье образных наиболее многочисленны:
Современная фауна диких млекопитающих заповедника насчитывает 62 вида, в том числе, характерные для Русской равнины:
лось, кабан, олень: пятнистый и европейский, косуля, зайцы: беляк и русак, бобр, барсук,
куница, белка, ласка, выдра, волк, рысь.
Среди млекопитающих Приокско-Террасного заповедника встречаются как виды, свойственные южной тайге (например, крошечная бурозубка, рыжая полевка, рысь), так и виды, относящиеся к комплексу широколиственных лесов (южный еж, желтогорлая мышь, орешниковая соня, кабан).
— Откройте учебник и рассмотрите животных и растения.
— А теперь смотрите кто появился, кто это? Смоляночка
А о чем рассказывает Смоляночка?
Парк изобилует всевозможными животными: здесь водятся волк, лисица, ласка, горностай, бурый медведь, рысь, лось, белка-летяга. В парке обосновались и редкие, охраняемые виды птиц. Среди них чёрный аист, змееяд, орлан-белохвост, беркут, скопы, большие и малые подорлики и многие другие.
— Запишите животных и растения, которые относятся к Смоленскому поозерью.
Сычевский клён – памятник природы федерального значения
Помимо сахаристого клёна, который представляет особую историческую ценность, в парке встречаются редкие, а иногда и единственные на Смоленщине породы деревьев: береза черная, клен татарский, два вида экзотических сосен, липы голландская, венгерская и кавказская, тополь канадский и берлинский, пять видов лиственницы.