В режиме регулирования ХХ регулятор находится в 12-14 шагах (корпус рассверлен, думали не хватит для мотора). Флаг «Запрет адаптации РХХ по ГБ» установлен. Положение закрытого дросселя = 2%
Такая ошибка вылазит не всегда. Например вот кусок лога, остановились на передаче на светофоре
В точке 725 передачу выключили.
Еще в хелпе к ЧТПро про переходные режимы пишут:
Упс, что-то похожее нашел. Максимальный расход воздуха при регулировании кг/час (30кг/час) и Коэфф производительности РХХ кг/час (0,2098 кг/час). Если поделить одно на другое, то примерно и получится 150шагов РХХ.
Расчет положения РХХ в нерегулируемом режиме ПХХ (флаг ХХ сброшен), и рабочих режимах. В этом режиме производится расчет уставки РХХ (см пункт – Расчет уставки РХХ для работающего двигателя). Расчет адаптивного смещения РХХ производится следующим образом: Если THR > “ДПДЗ/Положение закрытого дросселя” (дроссель открыт) то: JUSSM=”Холостой ход/Адаптация РХХ на ПХХ/Смещение РХХ при открытом дросселе”+” Холостой ход/Адаптация РХХ на ПХХ/Максимальное смещение рхх при адаптации”
Иначе: — обороты ниже (выше?) чем порог JUFRXX2. То адаптивное смещение: JUSSM=”Холостой ход/Адаптация РХХ на ПХХ/максимальное смещение РХХ при адаптации”
— обороты выше (ниже?) чем порог JUFRXX2, то адаптивное смещение убывает со скоростью определяемой “Период адаптации РХХ” (JUSSM=JUSSM-1) При этом производится проверка на пределы адаптации (максимальное – минимальное смещение).
Положение РХХ в этом режиме определяется как: SSM = USSM+ JUSSM Положение РХХ ограничивается сверху “Пуск/Положение рхх при пуске”. Основная цель данного режима – при закрытии дросселя обеспечивать плавное падение оборотов вплоть до входа в режим ХХ (регулируемый режим).
Зарегистрирован: 22 мар 2013, 13:08 Сообщения: 1654
Я давно собирался поюзать тему с ДАД+ДТВ, и вот, случившаяся оказия с ДМРВ, сделала последний пинок. Просидел вечер на форумах, сайтах изучая мат часть и проблемы с которыми сталкиваются люди. Вот что получается.
Для перехода на ДАД потребуется: — Сам ДАД (он же МАП-сенсор) самое простое, это купить от волги с крайслеровским движком, либо взять от ГБО, либо заказать на тюнинговых сайтах. Цена девайса варьируется в пределах 800-2700 руб. Я решил использовать МАП-сенсор установленного у меня ГБО. — Тарировка ДАД (наклон и смещение), распиновка выводов (масса, питание, сигнал). Не на все датчики их легко можно найти. — ДТВ, можно использовать тот что стоит в ДМРВ-116, а можно и купить отдельный, правда стоят они порядка 400-600р. Устанавливается ДТВ, либо непосредственно в ресивер, либо перед дросселем.
Если с выбором самих датчиков, более менее понятно, тут кому что больше нравится и сколько есть денег. То на тарировке ДАДа остановлюсь подробнее, ибо не всегда удается найти на него тех.документацию. На мой датчик PS-01, гугл выдавал один только мусор. Пришлось вычислять тарировку методом измерений. Как это делается, подробно описано тут www.ecusystems.ru/content/калибровки-дад я лишь обрисую процедуру вкратце: — узнаем атмосферное давление для нашего региона в кПа (это около 99кПа) — замеряем значение ДАД при атмосферном давлении (у меня получилось 1,035 В) — накачиваем насосом давление 1 бар, чтобы в итоге на сенсоре получилось 200кПа (99кПа атмосферного давления + 1 бар насосом) — замеряем значение ДАД в этой точке (у меня получилось 2,1 В) — далее, по формулам вычисляем наклон и смещение характеристики ДАД (либо по ссылке выше, можно найти экселевский файлик, который сам все посчитает по вашим данным), у меня получилось 96 кПа/Вольт смещение 0,0 В Для тех кто не хочет высчитывать на калькуляторе, есть экселевский файлик, туда нужно просто занести параметры своего ДАД, он сам высчитает наклон и смещение: cloud.mail.ru/public/DK7B/HLdKGAzYf
Я собирался оставить возможность работы на ДМРВ, по этому не стал резать провода на совсем, а сделал переключатель на один только желтый провод.
Мой ДАД питается от газовых мозгов +12В, по этому достаточно было бы одного провода с сигналом, но я решил, для большей точности, провести еще и массовый. Итого, от колодки ДМРВ к ДАД идет только 2 провода.
Переходим к прошивке: В прошивке j7es www.ecusystems.ru/forum/viewforum.php?f=14 в комплектации ставим галочку «работать без ДМРВ» И ставим галочку «использовать единую таблицу ПЦН для ДМРВ и ДАД», это нужно для настройки.
Вставляем полученные тарировки ДАД в прошивку, наклон и смещение.
Готовлю прошивку под откатку смеси по УДК (процедура одинаковая, что для откатки по ДАД, что для ДМРВ): Смесь везде стехиометрия — 14,7 Зона регулирования по ДК – весь диапазон оборотов и 100% дросселя Отключаю отсечку топливоподачи в режиме ПХХ
Заливаю прошивку в мозги и эту же прошивку загружаю в программу откатки (в данном случае FunTune) Как только заработает штатный УДК, программа начнет записывать значение Поправки Циклового Наполения в режимных точках.
Когда таблица более менее заполнится, делаю экспорт итоговой таблицы для вставки в прошивку. Обычно прописывается середина и полностью лишь мощностной режим. Но это не страшно, остаются не прописанными, те точки, которые почти не используются водителем, сидящим за рулем при откатке.
Далее, возвращаю на место мощностной режим: — Границу перехода в мощностной режим, устанавливаю на 75% — Состав смеси в мощностном режиме делаю 12,6
С чем столкнулся: — Тарировка ДМРВ сместилась. При атмосферном давлении, замер вольтметром показывал 1,14 В, а по данным от мозгов 1,035 В, в результате при заглушенном двигателе, диагностика выдавала не атмосферное давление 99кПа, а только 84кПа. Пришлось пересчитывать тарировку ДАД заново. — При первых пусках, машина работала очень не устойчиво, глохла. Но двигатель был еще слишком холодный для получения показаний ДК. Пришлось завести и прогреть его на ДМРВ, и лишь затем увидеть по Коэффициенту коррекции времени впрыска, в какую сторону и на сколько нужно скорректировать смесь. Первоначальную, грубую коррекцию сделал «Коррекцией ЦН по ТОЖ»
— Периодически, смесь сильно обедняется, ДК пытается её обогатить, выставляет коэффициент обогащения до 1,3 затем вываливается ошибка по ДК, коэф.коррекции отбрасывается на 1,0 и двигатель окончательно глохнет. Если сразу его завести, то работает нормально, с нормальным коэффициентом коррекции. (добавлено 15.12.2013) данный косяк был в прошивке, в настоящее время ошибка исправлена, езжу на ДАД более месяца.
Впечатления и результаты: Кажется, что машина поехала ровнее и мягче, пропали мелкие подергивания и неравномерности при разгоне в режиме тапка-впол, особенно на низких оборотах. Посмотрел логии, сразу обратил внимание на ровные, без скачков показания МРВ. В логах при ДМРВ, присутствовали довольно сильные скачки, даже в соседних строках, отстающих по времени на 0,2 сек и одинаковых по оборотам и дросселю, значения МРВ могли отличаться на 20-25кг (это около 8%)
Вывод: При тюнинге двигателя, имеет смысл переходить на ДАД, особенно при установке: широкофазных распредвалов, увеличенного ресивера, при наддуве. Рассматривать ДАД, как замену ДМРВ на стандартном двигателе, считаю НЕ целесообразной, ибо по деньгам выходит не дешевле, а преимущества ДАД, не раскроются на стандартном двигателе. Другими словами, вы не заметите разницы.
Описание калибровок в прошивке TRS249. Режим Переход Пуск — Холостой Ход
Продолжим описание калибровок прошивки. Тем более если посмотреть статистику, то эта тема не обрела массовость в рамках моего БЖ, но нашла своего читателя. В прошлой записи мы обсудили режим пуска, вопросов и споров не было выявлено, это говорит что или всем все понятно, или наоборот читателю ни слова не ясно! 😉 Напомню, что пуск — это тот режим, когда мотор из состояния сна запускается стартером, схватил и превысил обороты полного выхода из пуска. Все, после превышения этих оборотов, режим пуска полностью закончен и начинается режим перехода. Режим перехода, как ясно из названия, отвечает за переход к холостому ходу, в этом режиме уже начинают работать датчики, контролирующие количество воздуха — ДМРВ, или определяющие его давление — ДАД.
Режим Переход Пуск — Холостой Ход
Скорость изменения ГТЦ – эта таблица отвечает за скорость уменьшения цикловой подачи топлива, или другими словами отвечает за сглаживание изменения состава смеси после пуска. Она помогает перейти плавно от пусковых режимов к рабочим, когда включатся в работу датчики типа ДМРВ и прочие. Если тачка завелась и сразу заглохла, то часто причина именно в этой калибровке, надо замедлить процесс перехода Поправка ALF – это обогащение состава смеси во время перехода, многие немного обогащают смесь, но здесь надо смотреть уже на работу мотора, если он не проваливается, то нет смысла лить лишнее топливо. Время работы поправки ALF – это единица времени, пока калибровка будет работать. Время отсчета начинается с момента включения зажигания.
Адаптация РХХ после пуска
Начальное смещение РХХ после пуска — как ясно из названия, эта таблица отвечает за дополнительное смещение РХХ во время перехода к ХХ. Т.е. помимо желаемого положения РХХ от ТОЖ, к ней во время перехода добавляется количество шагов этой калибровки, опять же для того, чтобы мотор ровно без провалов вошел в режим ХХ Минимальное смещение РХХ после пуска — это продолжение калибровки, описанной выше. В этой таблице указывается до каких значений РХХ будет смещаться во время перехода. Если там стоит ноль, то эта таблица не участвует в работе, и РХХ будет опускаться до желаемого положения РХХ уже в самом режиме ХХ. Период убывания смещения РХХ — как понятно из названия, в этой таблице указывается длительность адаптации от начального к минимальному смещению, или другими словами это скорость убывания. Как только адаптивное смещение РХХ достигнет минимума, режим перехода к пуске будет отменен и положение РХХ более не будет рассчитываться по этому алгоритму.
Вот и весь алгоритм перехода, казалось бы что всего то 6 калибровок, что тут сложного, а на деле именно режим перехода, а не пуска, чаще всего портит настроение.
И чтобы запись не была сильно краткой, давайте перейдем к режиму Холостой Ход.
Холостой ход — это режим работы двигателя без нагрузки. В этом режиме ДЗ закрыта полностью, педаль акселератора отпущена, а за поддержку желаемых оборотов отвечают уже все механизмы: РХХ, УОЗ, ДМРВ и прочие коэффициенты, о которых постараюсь внятно рассказать ниже. Состав смеси — это таблица, в которой указывается какой состав смеси вы хотите чтобы был, он выстраивается от температуры двигателя.
Уставка оборотов ХХ и зоны по РПМ
Желаемые обороты ХХ — это таблица, в которой мы указываем, какие обороты будут у нашего двигателя в зависимости от температуры двигателя. Считается что 80 градусов это полноценно прогретый мотор. И желательно немного приподнять обороты в зоне включения вентилятора, так мы заставляем помпу более интенсивно качать ОЖ и облегчаем участь генератора. Смещение оборотов ХХ в движении — эта таблица отвечает за режим наката, когда вы катитесь на нейтрали с горы или просто докатываетесь до перекрестка. В общем если у вас есть датчик скорости, и он видит движение, то в этой таблице можно выставить на сколько оборотов поднять ХХ, для компенсации косяков настройки. Как только датчик скорости зафиксирует что машина уже не катится, то обороты станут в таблицу желаемых оборотов ХХ Коэффициент 2 переходного режима – отвечает за РХХ когда именно он начнет вступать в работу. Обычно он ставится ощутимо больше чем желаемый ХХ, так как РХХ это исполнительный механизм и не в состоянии мгновенно перемещаться. Если словами то РХХ – грубая настройка. Коэффициент 1 переходного режима – отвечает за то, когда УОЗ включится в работу механизма перехода в ХХ. Ставится немного выше ХХ, так как регулировка УОЗ считается точной регулировкой, и она не в состоянии без РХХ полноценно руководить оборотами двигателя в широких пределах.
Желаемое положение РХХ – эта таблица строится индивидуально, чтобы мотору было достаточно воздуха для внятной работы во всех режимах ХХ. Коэффициент уставки РХХ – я не знаю что дает эта таблица )
Адаптация РХХ на ПХХ — это адаптация движения РХХ в режиме принудительного холостого хода
Смещение РХХ при открытом дросселе – эта таблица отвечает за то, когда при нажатии на газ, все шаги будут дополнительно сдвигаться. Другими словами указывается на сколько шагов открыться РХХ чтобы прикрыть канал ХХ, для того чтобы уменьшить перетечки воздуха мимо дросселя Период адаптации – время за которое адаптируется РХХ в режиме принудительного ХХ Минимальное смещение при адаптации – ограничение движения количества шагов вниз при адаптации. Чем точнее настроено желаемое положение рхх, тем сильнее можно зажимать границы. Максимальное смещение при адаптации – ограничение количества шагов вверх при адаптации. Чем точнее настроено желаемое положение рхх, тем сильнее можно зажимать границы.
Уменьшение уставки оборотов в регулируемом режиме
Шаг уменьшения уставки в зоне ХХ1-ХХ2 – скорость движения рхх в диапазоне оборотов от коэффициента переходного режима №2 к коэффициенту переходного режима №1. Другими это скорость шагания РХХ Шаг уменьшения уставки в зоне ХХ-ХХ1 – скорость движения рхх в диапазоне оборотов от коэффициента переходного режима №1 к таблице желаемого ХХ. Другими это скорость шагания РХХ.
ПИ регулятор добавочного воздуха
Минимальный расход воздуха – это минимальное количество воздуха, ниже которого режим регулировки не будет включаться. Если расход будет ниже величины, то режим регулировки прекращается, т.к. нет смысла регулировать там где не надо. Температура для холодного пуска регулирования – отвечает за температуру ниже которой будет влияние на пусковой режим. Увеличивает задержку адаптации РХХ и его период для более равномерной подачи воздуха во время работы холодного двигателя. Так же запрещается работа П-регулятора пока обороты не достигнут желаемых по таблице «желаемые обороты ХХ» Интегральный коэффициент – в теории он является вспомогательным. Если пропорциональный не успел срегулировать или промазал, то И коэффициент дорегулирует его в режиме ХХ. И коэффициент является временным. Что-то типа надзирателя над П-коэффициентом. Он задает скорость движения. Пропорциональный коэффициент – это основной коэффициент вычисляет куда ему рхх двигать, по идее он должен вместе с оборотами двигаться, растут обороты – растут шаги, падают обороты – падают шаги. Жесткость регулятора частоты вращения – хитрая чаша которая помогает ускорять рхх для адекватного подхвата хх. Если стоит 1, то режим ХХ падает на уставки И и П коэффициентов. Ограничение оборотов П-регулятора – это пределы оборотов в которых он будет работать. Именно в этом диапазоне работает П коэффициент.
Адаптация положения РХХ по расходу воздуха — адаптация работы РХХ уже при работе ДМРВ
Задержка адаптации РХХ горячего двигателя – после старта мотора, когда он резко подкинул обороты и через какое время мы разрешаем ему опускать обороты вниз. Эта калибровка связана с «температурой холодного пуска» Задержка адаптации РХХ холодного двигателя – на холодную делается больше, так как чтобы когда мотор подкинул обороты, должен повисеть немного чтобы устаканиться, так как холодный пуск мотора всегда осложнен. Эта калибровка связана с «температурой холодного пуска» Максимальный расход воздуха при регулировании – максимальное количество воздуха, в пределах которого будет происходить регулировка. Если расход будет выше, то мозг поймет что это уже не режим ХХ и прекратит регулировку. Коэффициент производительности – это производительность РХХ, если двигать калибровку сдвигать, то и шаги будут меняться. В теории этой калибровкой надо добиться так, чтобы на прогретом моторе при ХХ было 30-35 шагов. Можно так же добиться этого эффекта не трогая эту калибровку, путем закручивания или откручивания ограничительного винта на самой ДЗ Начальное смещение – я не знаю что дает эта калибровка ;(
Пропорциональный коэффициент 1 – это то, с какой скоростью УОЗ будет подкидывать обороты вверх! Пропорциональный коэффициент 2 — это то, с какой скоростью УОЗ будет скидывать обороты вниз! Зона нечувствительности – это порог, ниже которого УОЗ не будет вступать в регулирование, если выше – то уоз начнет двигаться чтобы выровнять раскачку оборотов. Большой диапазон нет смысла ставить, так как УОЗ регулирование это точное регулирование, и работает в узком диапазоне Минимальное/максимальное смещение уоз – эта таблица отвечает за пределы, в которых разрешаете двигаться углу. Эта таблица непосредственно отталкивается от таблица «УОЗ на ХХ«. Другими словами, в этой таблице мы выставляем пределы УОЗ в рамках которых он будет в состоянии регулировать работу ХХ.
Вот и весь режим холостого хода. Настройка ХХ занятие непростое и требует определенных теоретических знаний, терпения и бензина в баке. Опытный настройщик (не я), даже на самых злых валах с рваным ХХ, сможет этот режим настроить в течении 10-15 минут.
Так как в последнее время очень часто пользователи пишут о проблемах с холостым ходом, а именно зависанию и проваливанию оборотов, то предлагаю в этой теме описать алгоритм настройки холостого хода, а так же переходных режимах. Так же описываем сразу какие калибровки в каком режиме используются. После того как будет собрана вся необходимая информация, сделаем FAQ по настройке холостого хода, чтоб пользователи не рылись по всем разделам форума и не искали информацию по кусочкам.
2. Обороты плавают, флаг холостого хода присутствует. Здесь может быть несколько причин: а. Не корректный состав смеси Нужно всего лишь настроить поправку цн в этом режиме(начальную коррекцию времени впрыска при необходимости тоже) б. Очень сильная реакция РХХ на отклонение оборотов(рхх очень сильно ходит) Уменьшать как пропорциональный коэффициент, так и жёсткость РХХ от наполнения(3d таблица) в. Очень сильная реакция уоз на отклонение оборотов. Уменьшать пропорциональный коэффициент(1 и 2 в зависимости от ошибки оборотов). Так же нужно ограничивать максимальное и минимальное смещение уоз.
Re: Настройка ХХ на J7ES
Сообщение shmrv » 10 авг 2015, 12:33
Мои 3 копейки. Только вчера мутил ХХ на Вольво. РХХ от Шнивы, канал на 10.5 мм.
Сделал для себя так. Мотор прогрет. Запустил OpenOlt, включил управление ИМ. И медленно, по одному шагу, начиная с минимальных шагов начал двигать РХХ в сторону увеличения. УОЗ не трогал, он остался из таблицы УОЗ на ХХ. На этот момент регулировка УОЗ на ХХ была отключена (оба коэффициента в ноль). Прогнал основную линию от 15 до 80 шагов. Отключился. Открыл лог в экселе, отфильтровал МРВ и шаги. В CTP взял калибровку РХХ и по усредненным (+/- 0.2 кг/час) выставил шаги. Потом в J7Olt уже более грубо выставил точки на больших, ближе к 100-140 шагах. Пролил в инженерник обновленную прошивку. С J7Olt отстроил коэффициенты по учебнику. Вот тогда вышло уже все ровненько даже без адаптации РХХ. Один трабл, у меня j7oLT калибровку «Прямая характеристика РХХ» в онлайне не обновляет. ХЗ почему. Так бы было намного проще.
Так как в последнее время очень часто пользователи пишут о проблемах с холостым ходом, а именно зависанию и проваливанию оборотов, то предлагаю в этой теме описать алгоритм настройки холостого хода, а так же переходных режимах. Так же описываем сразу какие калибровки в каком режиме используются. После того как будет собрана вся необходимая информация, сделаем FAQ по настройке холостого хода, чтоб пользователи не рылись по всем разделам форума и не искали информацию по кусочкам.
2. Обороты плавают, флаг холостого хода присутствует. Здесь может быть несколько причин: а. Не корректный состав смеси Нужно всего лишь настроить поправку цн в этом режиме(начальную коррекцию времени впрыска при необходимости тоже) б. Очень сильная реакция РХХ на отклонение оборотов(рхх очень сильно ходит) Уменьшать как пропорциональный коэффициент, так и жёсткость РХХ от наполнения(3d таблица) в. Очень сильная реакция уоз на отклонение оборотов. Уменьшать пропорциональный коэффициент(1 и 2 в зависимости от ошибки оборотов). Так же нужно ограничивать максимальное и минимальное смещение уоз.
Re: Настройка ХХ на J7ES
Сообщение shmrv » 10 авг 2015, 12:33
Мои 3 копейки. Только вчера мутил ХХ на Вольво. РХХ от Шнивы, канал на 10.5 мм.
Сделал для себя так. Мотор прогрет. Запустил OpenOlt, включил управление ИМ. И медленно, по одному шагу, начиная с минимальных шагов начал двигать РХХ в сторону увеличения. УОЗ не трогал, он остался из таблицы УОЗ на ХХ. На этот момент регулировка УОЗ на ХХ была отключена (оба коэффициента в ноль). Прогнал основную линию от 15 до 80 шагов. Отключился. Открыл лог в экселе, отфильтровал МРВ и шаги. В CTP взял калибровку РХХ и по усредненным (+/- 0.2 кг/час) выставил шаги. Потом в J7Olt уже более грубо выставил точки на больших, ближе к 100-140 шагах. Пролил в инженерник обновленную прошивку. С J7Olt отстроил коэффициенты по учебнику. Вот тогда вышло уже все ровненько даже без адаптации РХХ. Один трабл, у меня j7oLT калибровку «Прямая характеристика РХХ» в онлайне не обновляет. ХЗ почему. Так бы было намного проще.