Запуск речи с чего начать логопеду

Методика запуска речи

Речь человека — это самая сложная высшая психическая функция. Чтобы сказать фразу, в нашем организме происходит множество процессов, которые мы даже не замечаем. В норме к двум годам у ребёнка появляется фразовая речь. К сожалению, диагностика детей в наше время показывает, что проблемы с речью встречаются всё чаще. В этой статье Вы узнаете, как работает методика запуска речи.

Особенности развития речи ребёнка.

Развитие речи ребёнка, безусловно, связано с развитием его мозга. Мозг человека развивается снизу вверх и справа налево.

Далее, по мере развития мозга, появляется «правополушарная речь» (приблизительно с 1 года до 2х лет). Сюда относят звукоподражание, эхолалии. Эхолалии — это когда ребёнок повторяет слово за взрослым, но не понимает его значение, у него не сформирован смысл этого слова.
Ближе к 2м годам начинает формироваться «левополушарная речь».

Именно в левом полушарии происходит слияние слова-образа, слова-действия и слова-описания и у ребёнка появляется фразовая речь. Этот переход из правого полушария в левое очень важен.

Правое полушарие «отдаёт» речь и начинает заниматься следующими функциями. Если у ребёнка к 2м годам нету фразы, а тем более слов, то следует обратить на это внимание.

Путь коррекции, начатый раньше, даст больше результатов.

Предпосылки возникновения речи.

Методика запуска речи.

Данная методика запуска речи подходит для нормотипичного ребёнка (нет диагноза, понимает обращённую речь; слух, зрение, интеллектуальные способности в норме).

Почему следует отказаться от гаджетов?

Методика запуска речи начинается с самого простого, а для некоторых «сложного». Максимально убираем гаджеты и музыкальные игрушки. Почему?

Подождите. Пусть ребёнок заговорит, а потом будут мультфильмы.

На что обратить внимание при запуске речи?

Понаблюдайте. Какие из этих пяти направлений имеют просадку. Отстающему направлению уделите особое внимание.

Не начинайте разговор с ребёнком со слов «скажи» или «повтори». Это может вызвать речевой негативизм и полный отказ от общения.

Ваша задача, как взрослого, выстроить с ребёнком диалог. Как мы это делаем?
Начинаем задавать вопросы.

Дайте ребёнку подумать, помолчать, предположить, дать реакцию. Не торопите его, не отвечайте за него. Задайте вопрос несколько раз. Он должен прочувствовать, что является участником разговора.

Методика запуска речи — вызываем первые слова.

Запуск этих нескольких слов даст основу для дальнейшей работы, расширения словарного запаса.

Не форсируйте события. Не надо за 5 минут занятия вызывать и речевые автоматизмы, и глаголы с существительным. Выбирается одно направление работы. Ребёнок должен прожить этот речевой момент, осознать его. Только тогда будет результат. Слова «да — нет» можно отрабатывать в течение нескольких дней, а можно в течение месяца. Всё индивидуально.

Методика наращивания при запуске речи.

Данная методика запуска речи предполагает наращивание, на имеющийся слог у ребёнка. Например: есть слог «МА». Ваша задача подобрать слова со слогом «МА». Написание в расчёт не берётся. Важно, как слово произносится. (мама, машина, малина, мо(а)локо). Ребенок говорит: МА, вы продолжаете: …ШИНА.

Это очень важно. Пусть он произнёс неправильно. Вы в ответ повторяете слово правильно и хвалите. У дошкольников должно появиться желание выйти с Вами на диалог.

Не перенасыщайте информацией. Слов должно быть мало, но по делу. Ребёнок должен уловить суть.

Неправильно: Ой, сыночек. Серёжа. Смотри, как много машин поехало. И красная, и синяя, и жёлтая. А куда это они едут все?

Из такого потока информации ребёнок не сможет уловить ничего.
Представьте, что вы начали изучать иностранный язык и вам включили песню в быстром темпе с большим количеством слов, которую надо перевести. Сложно. Так и ребёнку трудно вычленить необходимую информацию.

Методика цепной структуры.

Используется когда есть слова, но нет предложений.
В данном случае предложение начинается с того слова, что и закончилась.
Например: жила-была кошка. Кошка убежала в лес. В лесу она встретила волк. Волк был большой-большой.

Если вышеперечисленные методики запуска речи опробованы, но ребёнок не говорит к трём годам, то используют обходной путь. Для этого подойдёт методика запуска речи через чтение для неговорящих детей.

Итоги

Запустить речь ребёнка это кропотливый труд.

В данной направлении работает принцип: быстро — это медленно, но каждый день.

Не перегружайте детей. Это может выльется в полный отказ. Найдите то, что интересует ребёнка и через это ищите подход. Самое важное выстроить диалог. Не говорите за него, а дайте эту возможность вашему малышу.

Источник

Основные направления работы по запуску речи у детей с задержкой речевого развития

Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть фото Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть картинку Запуск речи с чего начать логопеду. Картинка про Запуск речи с чего начать логопеду. Фото Запуск речи с чего начать логопеду Кира Брагинская
Основные направления работы по запуску речи у детей с задержкой речевого развития

В последние годы проблема коррекционной помощи неговорящим детям приобретает всё большую актуальность. Количество детей, испытывающих трудности в овладении речью, постоянно увеличивается. Для таких детей очень важна своевременно оказанная помощь, грамотно разработанный коррекционный маршрут.

Дети с задержкой речевого развития (ЗРР) – это неоднородная группа. Различные этиология и патогенез нарушений обуславливает клиническую картину расстройств, которые могут отличаться не только по степени выраженности признаков отставания в развитии, но и иметь несколько разные качественные характеристики. Поэтому очень важна своевременная и тщательно проведенная диагностика ребенка, на основании которой осуществляется разработка программы помощи и привлечение необходимых специалистов в работе.

Специалист, работающий с такими детьми, должен определить, что первично, а что вторично у ребенка, сделать грамотное заключение, учитывающее анамнез, результаты, полученные в процессе диагностики.

Очень часто задержка речевого развития сочетается с задержкой психического развития (ЗПРР). Причем прямой корреляции между уровнем развития речи и состоянием когнитивных функций нет.

Задержки развития могут иметь органическую основу (остаточные явления раннего органического поражения ЦНС, а могут быть темповыми без каких-либо указаний на патологию перинатального развития).

ЗРР (ЗПРР) может сочетаться с особенностями эмоционально-волевой сферы ребенка, нарушениями поведения. Нарушения темпа формирования речи может быть и у детей с генетическими синдромами.

Встречаются и дети с педагогической запущенностью (социальной депривацией, и соматически ослабленные дети.

Я выделю и опишу основные разделы работы по запуску речи у неговорящих детей, по этим направлениям можно работать практически с любыми категориями безречевых детей, внося свои коррективы и составляя индивидуальное планирование для каждого ребенка.

1. Создание психологической базы речи.

Для появления речи очень важна мотивация, то есть потребность ребенка в коммуникации.

Если ребенок по каким-то причинам не хочет вступать в общение со сверстниками и взрослыми, необходимо ему помочь. По необходимости обязательно привлекаем педагога-психолога!

Большие трудности для работы представляют дети, не устанавливающие или с трудом удерживающие зрительный контакт, дети с полевым поведением, несформированностью (недостаточным развитием) произвольной деятельности.

Внимание таких детей крайне сложно привлечь! Главным в работе на этом этапе является побуждение ребенка к совместной игре. Очень важно, чтобы у малыша появилась потребность в общении. Необходимо, чтобы малыш захотел взаимодействовать с педагогом, проявил интерес к игрушке или заданию. Часто очень сложно перейти от хаотичного перемещения по кабинету и бесцельных манипуляций с предметами к целенаправленным действиям, и на это уходит не одно занятие. Обобщая свой опыт коррекционной работы с безречевыми детьми, назову несколько способов привлечения внимания ребенка и формирования потребности в общении.

— для занятий с малышами необходимо выбирать яркие игрушки, привлекающие внимание. Хорошо, если это будут звучащие игрушки (музыкальные инструменты). Для этой цели прекрасно подойдут сенсорные коробки, различные сортеры, бизиборды, вкладыши.Маленькие дети очень любят познавать мир: опускать в прорезь фигурки, открывать замочки, играть с пуговицами, нажимать на кнопочки. Некоторым детям понравятся игры с мячиком, кому-то – нарядная кукла или большой грузовик. Мы, специалисты, должны на подготовительном этапе пробовать несколько способов привлечения внимания ребенка, максимально сделать для установления контакта. Необходимо всесторонне изучить ребенка, понять его, чтобы в дальнейшей работе учитывать его индивидуальные особенности;

— специалистам следует выполнять определенные требования к организации занятий: продолжительность работы с 2-х летним ребенком- 10 мин., с ребенком 3-х лет – 15 минут. Внимание в этом возрасте еще неустойчивое, детям тяжело заниматься одним видом деятельности длительное время. Обязательным условием является чередование заданий и проведение динамических пауз (физминуток);

коррекционно-развивающая среда кабинета должна быть разнообразной. В арсенале специалиста обязательно присутствуют и сенсорные игры, и игровой материал на развитие мелкой моторики, навыков сортировки, классификацию по цвету, форме и размеру, и игры на формирование конструктивного праксиса, и пособия на вызывание речи.

2. Развитие мелкой моторики – важное направление коррекционной работы с неговорящими детьми. Развивая кистевой праксис, тонкие движения пальцев рук, мы активизируем созревание отделов головного мозга, отвечающих за речь. В своей работес малышами я использую следующие игровые задания:

— пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

— пальчиковые краски, мягкий пластилин;

— различные массажные мячики и валики, шишки, су-джок терапию;

— игры-занятия с прищепками;

— сортеры, пазлы, вкладыши, разрезные картинки, пазлы, мозаику, бизиборды;

— сенсорные коробки с крупой, макаронами;

— волчки разного уровня сложности, юла;

— пальчиковые куклы (бибабо);

— сортировка мелких предметов с помощью пинцета;

3. Развитие речевого дыхания – необходимое условие формирования речи ребенка.

Для произношения звуков и развития мелодико-интонационной стороны речевой деятельности правильное речевое дыхание имеет большое значение. Без сильной, направленной воздушной струи звуки утрачивают свою четкость, речь будет мало разборчивой. Необходимо научить малышей делать вдох носом и плавный выдох ртом.Рекомендую использовать следующие игровые задания:

— выдувание мыльных пузырей;

— задувать красивые и интересные свечки;

— дуть на разные шарики, легкие маленькие мячики, загоняя их между двумя кубиками, забивая гол в ворота и т. д. ;

— дуть на снежинки, различные занимательные вертушки;

— играть в «живые предметы», заставляя их двигаться силой воздуха.

4. Работа над пониманием речи.

С детьми, имеющими задержку речевого развития, параллельно с запуском речи следует проводить работу над пассивным словарем. Необходимо в ходе диагностики уточнить, на каком уровне находится развитие предметного, глагольного и атрибутивного словаря. Работа должна быть направлена на расширение и обогащение лексического запаса, на развитие понимания грамматических конструкций, мы учим детей понимать значения новых слов, правила согласования частей речи. В работе используем разнообразные игровые ситуации, действия с предметами, сюжетные картинки, кукольный театр, пальчиковые миниатюры. Малыши очень любят игры с песком и водой. Также можно играть со строительным материалом, кубиками, крупным конструктором, детской посудой и т. д.

5. Активизация собственной речи.

Если у ребенка речевое развитие характеризуется отсутствием слов, наличием только вокализаций и звукокомплексов, мы начинаем работу с вызывания звукоподражаний, постепенно включаем в занятия работу над словами и далее – над фразой.

Очень важно, чтобы у малыша хорошо было развито речевое подражание. Мы стимулируем его желание повторять за нами! Привлекаем внимание к собственной артикуляции, создаем такие условия, чтобы ребенок захотел повторять за нами звуки, слоги, слова…Очень важно для специалиста проводить занятия эмоционально. Речь ребенка очень часто появляется как ответная реакция на наши эмоции! Мы создаем разнообразные интересные коммуникативные и игровые ситуации,используем широкий спектр приемов для привлечения внимания: яркая помада, забавные ободки на голове, яркие очки и т. п.

На занятиях нам нужны красивые яркие игрушки, фигурки животных, сенсорные коробки, муляжи овощей и фруктов, игрушечная мебель и посуда, кубики. Полезны будут качественные карточки со звукоподражаний. Мне очень нравится работать и с интерактивными карточками на запуск речи,где ребенку нужно выполнить задание своей ручкой: просунуть пальчик или какой-то предмет прорезь, подержать карточку над водой или песком и т. д.

6. Развитие неречевых процессов, тесно связанных с речевой функцией.

Данный аспект работы часто недооценивается специалистами! Речь взаимосвязана с другими сторонами психического развития. Поэтому в работу по запуску речи необходимо включать и развитиевысших психических функций: мышления, восприятия, внимания, памяти.На занятиях мы предлагаем детям разнообразный материал и задания: выстраивание визуально-ритмического ряда (таким образом формируется моторное планирование, сортировка предметов по размеру, цвету и форме; различные игры на конструирование («Сложи картинку!»); на развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Кабинет должен быть оснащен большим количеством разнообразных настольных игр, лото, домино, тактильными карточками, пирамидками, матрешками, стучалками, лабиринтами, играми на зрительно-моторную координацию, координацию речи и движений.

Составляя перспективный план работы с ребенком,необходимо реализовывать следующие принципы:

— персонализированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей и структуры нарушения;

— опираться на актуальный уровень ребенка, принимая во внимание зону ближайшего развития;

— реализовывать комплексный подход к коррекции имеющихся отклонений, привлечение других специалистов (врачей, психологов).

Очень важно, чтобы работа с неговорящими детьми была начата своевременно. Результативность наших занятий во многом зависит и от нашего профессионализма, и от правильно сформулированного заключения, и от регулярности занятий, и от правильно составленного коррекционного маршрута.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть фото Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть картинку Запуск речи с чего начать логопеду. Картинка про Запуск речи с чего начать логопеду. Фото Запуск речи с чего начать логопедуРодительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть фото Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть картинку Запуск речи с чего начать логопеду. Картинка про Запуск речи с чего начать логопеду. Фото Запуск речи с чего начать логопедуИз опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть фото Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть картинку Запуск речи с чего начать логопеду. Картинка про Запуск речи с чего начать логопеду. Фото Запуск речи с чего начать логопедуИз опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть фото Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть картинку Запуск речи с чего начать логопеду. Картинка про Запуск речи с чего начать логопеду. Фото Запуск речи с чего начать логопедуПлан работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Источник

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее

Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть фото Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть картинку Запуск речи с чего начать логопеду. Картинка про Запуск речи с чего начать логопеду. Фото Запуск речи с чего начать логопеду
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

Вкусные игры

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть фото Запуск речи с чего начать логопеду. Смотреть картинку Запуск речи с чего начать логопеду. Картинка про Запуск речи с чего начать логопеду. Фото Запуск речи с чего начать логопеду

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *