Работа с маркетплейсами: как выбрать площадку и с чего начать продажи
Сегодня ситуация на рынке вынуждает офлайн-розницу переходить в интернет. Самый быстрый способ это сделать — разместить товары на маркетплейсе. Вам не придется настраивать онлайн-платежи или организовывать доставку — все это сделает площадка. В этой статье — инструкция по работе с маркетплейсами: как выбрать, с чего начать и как сделать, чтобы у вас покупали. Разбираем на примере популярных площадок.
За прошлый год продажи товаров на маркетплейсах выросли от 89% до 691% и продолжают расти. А в прошлом месяце только на Ozon количество регистраций новых продавцов выросло на 60% по сравнению со среднедневным значением всего 2020 года.
Как продавать без интернет-магазина: выбор маркетплейса
Чек-лист по выбору площадки — условия, на которые надо обратить внимание:
Как начать продавать через маркетплейс: инструкция
Чтобы начать продажи через маркетплейс, нужно:
Создать аккаунт на площадке, загрузив учредительные документы. Не забудьте приложить сертификаты на товар. А еще — декларации и документы на бренд: разрешение от правообладателя или от дистрибьютора. Главное — чтобы прослеживалась связь от правообладателя до продавца. Дождитесь одобрения от маркетплейса.
Загрузить товары на площадку. Можно сделать это вручную или автоматически. Частая ошибка новичков в том, что они невнимательно читают требования к выгрузке товаров. В результате модераторы отклоняют заявку, и все приходится переделывать заново. Из-за этого продажа товаров на маркетплейсах часто откладывается, а продавцы теряют деньги.
Чтобы наверняка избежать ошибок и потери времени, выгружайте товары автоматически — интеграция МоегоСклада с площадками позволяет настроить автоматический процесс за пару минут.
Выбрать схему торговли через маркетплейс и начните продавать. Например, на Ozon и Беру есть две схемы:
— Товары размещаются на складах маркетплейса. После продажи через сайт сотрудники площадки сделают поставку под ключ: упакуют, свяжутся с покупателем и доставят заказ. Это удобный вариант, если у вас нет своего места для хранения и работников. Из минусов — вы не можете продать эти товары где-то еще, так как они «заморожены» на складе площадки.
— Товары размещаются на складах продавца. В этом случае вы получаете заказы от площадки, сами упаковываете товар и передаете его в службу доставки маркетплейса. Это более трудоемкий вариант, который требует наличия сотрудников. В среднем один человек за день может собрать около 100 заказов. Но при этом товары у вас на складе — вы можете распоряжаться ими как угодно.
На некоторых маркетплейсах продажа товаровидет только по одной схеме. Например, goods.ru забирает товар со склада продавца и отвозит его покупателю.
Торговля через маркетплейс: как продвинуть товар
Работа с маркетплейсами освободит вас от многих забот, но продвигать свой собственный товар вам все равно придется самостоятельно. Хорошая новость: у площадок много встроенных маркетинговых инструментов.
Некоторые, например, Беру, предлагают продавцу установить рекомендованную цену, так как сначала продается товар по наименьшей цене. Как только он заканчивается, клиенту предлагаются более дорогие варианты. Поэтому стоит внимательно относиться к ценам, которые предлагает установить маркетплейс.
Скидки и акции. Вы можете устанавливать их самостоятельно, а можете принимать предложения маркетологов площадки.
Рекламные кампании на площадке. Например, на Ozon за определенную сумму можно настроить 10 000 показов вашей карточки товара покупателям.
Инструменты общения с покупателями. С клиентами можно и нужно разговаривать. Так, на Ozon есть опция чата с покупателем, которая поможет работать с возражениями и совершать допродажи. Например, клиент пишет вам по поводу определенного товара, который закончился, вы в чате сможете предложить такой же, но другого цвета. Это важный инструмент продажи товаров на маркетплейсах — разговаривать с покупателем нужно вежливо и понятно.
Место на баннерах и брендзонах площадки. Можно оплатить место, например, на главной странице или боковой панели.
Эксперты Ozon и goods.ru сходятся во мнении, что главный инструмент продвижения товаров на маркетплейсах — отзывы: львиная доля продаж зависит именно от них. Получить обратную связь от покупателей можно разными способами. Вы можете или ждать, пока отзывы накопятся естественным образом после покупок, но это займет много времени, или мотивировать покупателей: например, предложить кэшбэк за отзыв. В goods.ru говорят, что с ноября прошлого года у продавцов, у которых есть отзывы на все товары, заказы выросли на 20-30%.
Как продавать через маркетплейс: что важно знать
В goods.ru рассказали, что надо сделать в первую очередь, чтобы торговля через маркетплейс приносила доход. Продавцу нужно:
Без налаженного товарного учета следить за всем этим не получится. А если сделать учетные процессы автоматическими — то у вас не только всегда будут актуальные данные, но и получится экономить целые часы на рутинных процессах.
Многие продавцы сегодня, особенно продавая через маркетплейс, в спешке пренебрегают советом регистрировать каждую продажу и расписывать все затраты: на товар, логистику или упаковку. Делать это надо прежде всего для того, чтобы видеть реальное положение дел — точные вплоть до рубля итоговые суммы прибыли с каждой проданной позиции, которые надо соотнести с объемом проделанной работы и понять, как ее упростить и сделать дешевле.
Поэтому перед началом работы с маркетплейсами надо решить главную проблему — привести в порядок учет. Для этого отлично подойдет МойСклад — у сервиса есть интеграции со всеми популярными площадками. Новые заказы, сделанные через маркетплейс, автоматически поступают в сервис уже с учетом комиссии. Автоматически считаются остатки на складе. Есть функция мультиаккаунта — можно настроить интеграцию с неограниченным количеством аккаунтов на маркетплейсе. МойСклад ллегко освоить и внедрить — даже если вы вообще никогда не вели учет.
Мы провели собственное исследование, которое показало, что пандемия ускорила выход магазинов в онлайн и сделала более привлекательной торговлю на маркетплейсах. Так, во время карантина продавать через маркетплейсы стали 9% опрошенных нами предпринимателей, а через соцсети и того больше — 21,8%.
При этом, по мнению предпринимателей, маркетплейсы стали одним из самых прибыльных каналов продаж во время коронавирусного кризиса.
4 главные ошибки в торговле через маркетплейс
При продаже товаров на маркетплейсах новички делают примерно одни и те же ошибки:
Ошибка продавцов
Решение
Поздно реагируют на новый заказ, не следят за остатками товара.
Включить автоматические уведомления о новом заказе, о смене его статуса или о том, что товар заканчивается.
Они придут туда, где вам удобно будет их увидеть: на смартфон в виде пуша, сообщением на почту, или напоминанием в самом сервисе.
Уведомления включаются в учетной системе. Вот инструкция, как это сделать в МоемСкладе.
Не собирают клиентскую базу, не делают повторные продажи.
Неважно, откуда поступил заказ: из маркетплейса, интернет-магазина или от покупателя напрямую. Всегда важно накапливать базу клиентов. Это позволить наладить для них повторные продажи через маркетплейс или другие каналы: создать бонусную программу, запускать акции и делать рассылки с предложениями.
Все это можно делать в МоемСкладе: группировать и сегментировать клиентов, рассчитывать и устанавливать скидки и бонусы, настраивать интеграции с сервисами email и SMS-рассылок, телефонией и другими.
Слишком много времени тратят на текучку: обработку заказов, проверку остатков, резервов и документов.
В итоге все время отнимает операционка и не остается времени для анализа и принятия решений.
Снять с себя однотипную работу. МойСклад может выполнять повторяющиеся действия без вашего участия, используя сценарии, которые достаточно настроить один раз.
Например, можно включить автоматическое резервирование при оплате заказа. Укажите, что должно произойти, что надо сделать и при каких условиях, а сервис будет сам менять резервы.
В МоемСкладе можно использовать сценарии и при постановке задач сотрудникам: при выполнении заказа ставить задачу связаться с клиентом через некоторое время для повторной продажи, при создании счетов давать указания на контроль оплаты и отправку документов и так далее. Сегодня в условиях удаленной работы это особенно актуально.
Продавайте через маркетплейс, интернет-магазин или соцсети: механическую работу за вас будет делать МойСклад.
Инструкция.
Не используют аналитику.
У тех, кто только начинает работу с маркетплейсами, одна из главных ошибок — отстуствие аналитики. Например, клиенты часто покупают, но и часто возвращают. Ваша задача — понять, почему они так делают. Допустим, пошли возвраты по конкретному товару: возможно, вся партия оказалась бракованной.
Вы можете следить за аналитикой на маркетплейсах На площадках видно, какие товары продаются лучше, сколько просмотров у карточки товара или как часто клиенты делают возврат. Но возможности встроенных инструментов аналитики на маркетплейсах ограничены. Удобнее смотреть расширенные показатели там же, где вы ведете учет. Так, МойСклад покажет, какой товар залежался, по какому уже пора сделать скидку, сколько можно уступить в цене, средний чек по каждому клиенту или статистику возвратов. Вы увидите отчеты по прибыли, движению денежных средств, задолженностям и другие. Всю аналитику можно построить в виде графиков.
При этом неважно, где вы продаете: в интернет-магазине, на маркетплейсе, в соцсетях или даже на розничной точке. Управлять бизнесом вы сможете откуда угодно — в МоемСкладе есть удобные мобильные приложения, и все процессы и данные всегда у вас в кармане. Попробуйте прямо сейчас — это бесплатно!
Как успешно продавать на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркете и других маркетплейсах
Чтобы реализовывать свою или чужую продукцию, не обязательно тратить деньги на создание интернет-магазина, организацию доставки и рекламу. Попробуйте работать через маркетплейсы — использовать их популярность и ресурсы, чтобы многократно повысить свой оборот. Например, только у Wildberries сейчас больше 6 млн посетителей в день. Все эти люди — ваши потенциальные покупатели.
В работе с маркетплейсами есть нюансы — не получится просто привезти товар и ждать прибыли. Нужно изучить тонкости в условиях договора, разобраться в нескольких видах комиссий и подтвердить право на продажу конкретной продукции.
Благодаря этой статье вы узнаете:
Что такое маркетплейс
Маркетплейс — это большая торговая площадка, на которой могут реализовывать товары сразу несколько продавцов. Условно это можно назвать огромным рынком: вы подписываете договор с администрацией, получаете место для продажи, привозите товары и ждете, пока их купят.
На маркетплейсе необязательно продавать товары своего производства — вы можете сотрудничать с другими производителями, выступать как дилер или даже открыть свою сеть магазинов с сотнями брендов. Главное — у вас должны быть разрешения на продажу этих товаров и использование товарного знака.
Какой-то устоявшейся и универсальной схемы работы нет, маркетплейсы постоянно растут и развиваются. Сервисы могут предлагать не просто электронную витрину, но и много дополнительных услуг.
Схемы работы
Сейчас в маркетплейсах реализовано несколько вариантов взаимодействия с продавцами. Разница обычно в том, кто и как доставляет товары покупателю.
Доставка на продавце
Покупатель выбирает товар на маркетплейсе, оплачивает его. Система присылает оповещение о сделке. Вы берете нужный товар, упаковываете его и отправляете по нужному адресу — самостоятельно или через транспортную компанию. Доставлять приходится или домой покупателю, или в пункт самовывоза маркетплейса в нужном городе.
Доставляет маркетплейс
После оповещения о сделке вам нужно только упаковать посылку и передать в маркетплейс — привезти на склад самостоятельно или отдать курьеру.
Фулфилмент
Вы перевозите весь ваш товар на склад маркетплейса — и всё. Упаковка и доставка теперь стали не вашей заботой.
Сказать, что какой-то вариант работы лучше, нельзя. Если у вас небольшой поток заказов, то платить за фулфилмент, возможно, нет смысла. Если сделок много, то проще передать складские и логистические заботы маркетплейсу, чем инвестировать в это самому.
Яндекс.Маркет предлагает такие форматы сотрудничества, как FBY и FBY+. В первом случае он хранит и упаковывает товары партнера, общается с покупателями и доставляет заказ, а во втором предлагает более широкий выбор: хранение как на собственном складе магазина, так и на складе маркетплейса или сразу на обоих, но в любом случае он берет на себя упаковку товара, общение с клиентами и доставку заказов.
Дополнительные услуги
Маркетплейсы конкурируют друг с другом и постоянно развиваются, дополняя сервис разными услугами и возможностями. Например, с помощью CDEK.MARKET или eBay можно торговать за рубежом, а в AliExpress, наоборот, побороться за российский сегмент рынка, соседствуя с китайскими продавцами.
Вот универсальный список услуг, которые есть практически во всех маркетах:
Плюсы работы с маркетплейсами
Анастасия Симагина, директор «Сигналэлектроникс», вывела свои товары на маркетплейсы в 2019 году. Она считает, что это было верное решение. Компания реализует продукцию под собственными торговыми марками.
Маркетплейс — это кратчайший путь от производителя к конечному потребителю, минуя многочисленных посредников. Прибыль с продаж на маркетплейсах, даже с учетом всех комиссий и акций, значительно выше, чем прибыль при аналогичном объеме с наших традиционных оптовых каналов.
Вот еще несколько достоинств в пользу маркетплейсов:
Большую роль играет точность доставки. Чтобы быть лучшими по этому критерию, некоторые маркетплейсы тестируют удобные для пользователей форматы. Например, Яндекс.Маркет сейчас развивает два новых формата доставки, которые пока работают в пилотном режиме:
Продажи на маркетплейсах экономят не только деньги, но и силы сотрудников. Например, по опыту генерального директора компании Upmarket.cc Олега Неворотова, работа с обращениями физических лиц в маленьком магазине отнимает до 50 % времени колл-центра. Маркетплейсы снимают эти проблемы.
Недостатки маркетплейсов
Маркетплейс — это не идеальный способ реализации продукции, а только один из вариантов. Вот с какими сложностями и проблемами можно столкнуться.
Генеральный директор Upmarket.cc Олег Неворотов размещается на Ozon с запуска маркетплейса. По его словам, сложности в сервисе возникают постоянно — как со складом, так и с поддержкой.
Самая популярная проблема — поставщик привез товар на склад, а через две недели изменились правила работы. Например, теперь за доставку товара в одну сторону с него берут 75 руб. Спустя ещё месяц может добавиться платное хранение за товары с оборачиваемостью выше определенной нормы. Экономика становится совершенно другой. При этом возврат товара будет платный и обычно длится не менее месяца.
Когда заключаете договор с маркетплейсом, обращайте внимание не только на сумму комиссии, но и на другие затраты. Например, компенсацию за логистику, хранение, комплектацию возвратов. У каждого маркетплейса могут найтись свои подводные камни.
С каким маркетплейсом лучше работать
Сейчас на рынке нет одного лидера, которым пользуются преимущественно все. Лучше сотрудничать сразу с несколькими, повышая количество потенциальных клиентов.
«Мы работаем со всеми маркетплейсами. В 2017 году у нас был свой интернет-магазин, но в 2018-ом мы поняли, что для нас экономически выгоднее продавать свои товары на маркетплейсах и представлять там бренды наших партнеров», — делится опытом Олег Неворотов.
Экспансию стоит начать с одного проекта, а затем двигаться в остальные — так вы получите нужный опыт и сможете эффективно планировать рост.
Анастасия Симагина рассказывает, что первые продажи товаров «Сигналэлектроникс» на Ozon стартовали в октябре 2019 года, в январе 2020 года — на WildBerries, потом на Яндекс.Маркете. Сейчас компания выходит на eBay.
Когда мы только стартовали на маркетплейсе, то сразу поняли, что для этого нужен отдельный человек в штат, — говорит Симагина. — Коммерческий директор составил список обязанностей, рассчитал оборот и окупаемость. Непосредственно работа с контрактом, подбор ассортимента, мониторинг цен, наполнение и модерация товарных карточек заняли порядка двух месяцев. Этот срок справедлив для каждого маркетплейса.
Выбирая маркетплейс для старта, ориентируйтесь на его особенности. Например, на главное странице Wildberries много блоков, посвященных одежде и обуви. На Ozon часто рекламируют бытовую технику и книги. Goods и AliExpress активно торгуют электроникой, а на СДЭК предлагают косметику.
Дмитрий Журавков, генеральный директор корпорации «Биосфера» в России, рекомендует выбирать маркетплейсы не только по условиям работы, но и по показателям самой площадки в целом: как быстро она развивается, в каком направлении, как много на ней продаж. Когда площадку выбрали, внимательно анализируйте все процессы на ней, стройте гипотезы и проводите эксперименты, чтобы выяснить нюансы работы алгоритмов.
Для того, чтобы потребитель находил наши бренды среди огромного количества предложений, мы анализируем алгоритмы поиска, действия конкурентов, эффективность мероприятий по продвижению и поддержке брендов, — рассказывает Журавков.
Как начать работать
Алгоритм старта практически для всех маркетплейсов один. Чтобы разобраться в нюансах конкретного маркетплейса и запустить полноценные продажи, в среднем требуется один-два месяца.
Анастасия Симагина советует начинать продажи заранее, ориентируясь на высокий сезон. «В такие дни маркетплейсы сами активно продвигают свои площадки, растет посещаемость. Например, новогоднюю продукцию лучше завозить в октябре, садовый инвентарь в марте».
Убедитесь, что вы можете торговать на маркетплейсе. Например, Wildberries работает с самозанятыми, а для Ozon и Aliexpress потребуется статус ИП.
Сколько это займет времени, зависит от маркетплейса. На Ozon регистрацию обычно подтверждают за сутки, на Wildberries процесс может растянуться на несколько рабочих дней.
Для договора потребуется электронная подпись — маркетплейсы работают через электронный документооборот.
Квалифицированная электронная подпись с базовым набором возможностей для решения бизнес задач.
Дальше загружаете товары — можно вручную, можно через xls-файлы или полностью автоматизированно, через API. Добавьте название товара, подробно заполните характеристики, загрузите несколько фотографий. Если не можете сделать фото сами, маркетплейсы предлагают услуги фотографа — обычно порядка 500 руб. за товар.
Ещё нужно быть готовым подтвердить право на продажу товара — например, отправить в маркетплейс разрешение на использование товарного знака, авторизационное письмо или договор с поставщиком о разрешении на реализацию.
На что обратить внимание
Прежде всего нужно понять, как и за что вам придется платить. Основная комиссия — это сумма, которую вы платите маркетплейсу за право продавать товар. Но есть еще много дополнительных платежей и нюансов.
Пять советов, как больше продавать на маркетплейсах
Универсального решения для работы с конкретным маркетплейсом не существует — алгоритмы сервиса по выдаче товара постоянно меняются, условия работы с поставщиками тоже. Поэтому главный принцип успеха — внимательно отслеживать все изменения, анализировать и давать покупателям максимальное качество по конкурентоспособной цене.
Вот несколько советов, которые стоит попробовать — они работают у многих поставщиков, но это не гарантирует успех:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как зарабатывать на маркетплейсах с нуля, продавая свои и чужие товары: пошаговая инструкция
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Из-за последних мировых событий резко увеличилось количество новых пользователей в различных интернет-магазинах и маркетплейсах. Онлайн-торговля сейчас находится в самом своем расцвете, а количество заказов через интернет увеличилось почти в 8 раз.
Поэтому все больше бизнесменов планируют переквалифицироваться из офлайн-продавцов в онлайн. Но даже при отсутствии собственной продукции можно реализовывать чужие товары.
При сотрудничестве с маркетплейсами не надо тратить средства на создание интернет-магазина, организацию доставки и рекламу. Популярность известных площадок может обеспечить продавца сотнями и тысячами потенциальных покупателей.
Именно поэтому герои сегодняшней статьи – маркетплейсы. Это отличные сервисы, которые помогут даже новичкам получать прибыль от своей или чужой продукции. Я расскажу, что они из себя представляют, какие площадки самые популярные, как начать с ними работать и как зарабатывать на маркетплейсах.
Что такое маркетплейсы
Маркетплейсы часто по ошибке принимают за обычные интернет-магазины. Но это не совсем так. При этом большинство интернет-покупок совершаются именно в маркетплейсах.
Wildberries, AliExpress, eBay, Joom, Amazon, OZON, Яндекс.Маркет, Lamoda и т. д. – популярные сервисы, на которых каждый из нас хоть раз что-то покупал. Они и являются маркетплейсами – крупными платформами-посредниками, на которых представлены различные товары от множества продавцов.
Их особенностью является то, что практически любой продукт представлен в нескольких вариациях, от нескольких производителей и по разной стоимости. Поэтому покупатель может выбрать товар, сравнив его характеристики, цену и известность бренда.
Если привести аналогию с офлайн-торговлей, то маркетплейс можно назвать онлайн-рынком. На одной территории находятся несколько “лавочек”, которые предлагают свои товары. Продавцы заключили договор с администрацией, а за место на “рынке” они отдают фиксированную сумму или процент от продаж.
Благодаря маркетплейсам у продавцов не болит голова из-за продвижения продукции и привлечения новых клиентов, оформления торговой точки, настройки оплаты, поиска места для склада, организации доставки или возврата товара. Полный контроль над продажей продукции берет на себя платформа.
Маркетплейсы сами раскручивают продукты и бренды, привлекают потребителей и могут взять на себя организацию доставки. Также в последнее время стало возможным сотрудничество площадок не только с ИП и компаниями, но и с самозанятыми.
Поэтому для всех, кто хотел продавать свои или чужие товары через интернет, маркетплейсы – просто находка. Особенно это касается тех, кто начинает с нуля и не имеет опыта онлайн-продаж. Но учитывайте, что эти площадки очень не любят подделки. Если продавца уличат в их продаже, ему будет грозить штраф размером в 100 000 руб.
Другой вариант заработка на маркетплейсах – участие в партнерской программе. Для этого надо зарегистрироваться на сервисе, получить партнерскую ссылку и разместить ее в своем блоге, в сообществах или на стене профиля в социальных сетях и т. д. Все, кто кликнет на эту ссылку и купит что-нибудь, приносят рефереру процент от продаж. Многие блогеры зарабатывают именно этим способом.
Особенности продаж на маркетплейсах
Говоря о работе на маркетплейсах, для начала следует сказать, что есть способы заработка с вложениями и без них.
Метод без вложений предполагает сотрудничество с оптовыми площадками, которые реализуют свою продукцию только вне интернета. Можно предложить им услуги по реализации их товаров через популярные веб-площадки. Таким образом появляется посредник между маркетплейсом и производителем.
На переговорах о сотрудничестве стоит делать ставку на знания маркетинга. Надо объяснить потенциальным партнерам, что вы лучше продвигаете продукт и можете добиться высоких продаж. Но в этом случае велика вероятность отказов, ведь производители могут решить, что они и сами справятся с этой задачей.
Также к категории “без вложений” относится и дропшиппинг. Объясню на простом примере. Человек получает список товаров какого-либо производителя. Ему достаточно простого перечня, не нужно даже ничего покупать. Всю эту продукцию посредник выставляет на веб-площадке вместе с изображениями товаров, но цену пишет выше, чем заявлено у него в списке.
Дальше покупатель отправляет заявку на приобретение какого-то продукта. Посредник перенаправляет эту заявку производителю, тот ее принимает, упаковывает и отправляет товар покупателю. Все остаются в выигрыше:
Таким образом можно выставлять товары на маркетплейсе, получать доход и ничего в это не вкладывать.
Теперь поговорим о заработке с вложениями. Все же такой метод более популярный. Не считая денег, которые вначале нужно потратить, этот вариант сотрудничества с маркетплейсами выгоднее и проще.
Хорошо, если вы являетесь производителем и продаете собственный товар. В этом случае все понятно. Если же продукта нет, его надо заказывать оптом, начиная со 100 штук. Лучше всего для этих целей подходит AliExpress. Товар надо выбирать такой, чтобы его можно было быстро продать с наценкой.
Когда приготовления закончены, настал черед регистрации на проекте. Во время этой процедуры все желающие сотрудничать с маркетплейсами должны предоставить следующие данные:
С самозанятыми все проще. Достаточно Ф. И. О., ИНН и фотографии с паспортом.
Кроме того, для начала продаж необходимо иметь следующие документы:
Что касается условий работы на площадках, то они во многом схожи. Разница может быть в организации доставки. Она протекает одним из трех способов:
При частых и крупных продажах выгоднее всего выбрать третий вариант. И наоборот, если покупки единичные и редкие, стоит взять заботу о доставке на себя.
Из-за непрерывного развития сервисов и появления новых площадок маркетплейсы ввязываются в конкурентную борьбу. Часто, чтобы иметь преимущества, платформы предлагают продавцам различные услуги и возможности. Ими могут быть:
Лучшие площадки для заработка
На данный момент нельзя назвать такую площадку, которая главенствовала бы над остальными. Пользователи могут приобретать товары сразу в нескольких маркетплейсах, поэтому и продавцам надо сотрудничать с парой-тройкой сервисов, чтобы повысить количество потенциальных клиентов и свой шанс на продажу продуктов.
Открывает список лучших маркетплейсов интересный и крупный проект Wildberries. Это проверенная временем веб-площадка, которая работает уже более 15 лет и сотрудничает с более чем 55 000 продавцов.
На сервисе продается одежда и обувь, аксессуары и ювелирные украшения, товары для дома и для детей, авиабилеты, авто- и зоотовары, косметика, книги, электроника, продукты питания и многое другое. Но приоритетными являются одежда, обувь и аксессуары.
Вайлдберриз берет себе комиссию в размере 5–19 % от продаж, в зависимости от вида товара, и сотрудничает с ИП, ООО и самозанятыми.
Маркетплейс предупреждает продавцов, что все товары надо доставить на их склады, так как они отправляются в руки покупателей именно оттуда.
Следующая площадка – OZON. На этом сервисе могут зарегистрироваться и представлять свои товары только ИП и компании. При этом на Озоне продаются любые товары: книги, электроника, животные, одежда, обувь, игрушки и пр.
Проект взимает комиссию в размере 5–25 % в зависимости от категории товара. Доставка осуществляется либо с собственного склада, либо надо использовать фулфилмент.
Все условия и тарифы прописаны на официальном сайте проекта.
Lamoda – площадка, на которой можно найти одежду и обувь известных брендов, например: Пума, Найк, Гуччи, Версаче и многих других. Но менее крупные производители тоже встречаются на Ламоде.
Продают на сервисе одежду, обувь, аксессуары, косметику, ювелирные украшения и товары для дома.
Стать партнером площадки может только ИП или ООО.
Сервис берет высокий процент от продажи товаров – от 35 %. Плюс придется оплачивать доставку и обработку заказов.
AliExpress – известная и популярная площадка, где можно найти практически все. Продавцом может стать компания или индивидуальный предприниматель.
Сотрудничать с сервисом выгодно, так как Алиэкспресс не берет комиссию первые полгода, если только количество заказов за это время не превысит 100 штук. После этого маркетплейс забирает себе до 10 % комиссии.
За дополнительную плату можно заказать услуги сортировки, упаковки и доставки.
Яндекс.Маркет – крупный проект, который функционирует более 20 лет. Как и на предыдущей площадке, на Яндекс.Маркете можно продавать практически любые товары, кроме запрещенных законом.
Сотрудничать с сервисом самозанятые пока не могут, только ИП и ООО.
Площадка берет комиссию за каждый переход на сайт продавца с веб-страниц маркетплейса. Сколько конкретно придется заплатить, рассчитывается индивидуально для каждого производителя.
СберМегаМаркет предлагает продукцию от более 8 000 продавцов, при этом количество товаров уже превышает 2,5 млн.
На платформе продают все, что только может пожелать человек: электронику, товары для взрослых, детей и животных, бытовую химию, продукты питания, одежду и обувь, книги, мебель, косметику и многое другое.
К сожалению, сотрудничать с площадкой может только ООО или ИП, самозанятым пока нельзя продавать свою продукцию на сервисе.
СберМегаМаркет предоставляет инструменты маркетинга, логистику, расчетно-кассовое обслуживание. Продавцам надо только загрузить товары на сайт. Также маркетплейс имеет более 30 000 пунктов выдачи заказов.
Оплату продавцам сервис переводит 2 раза в неделю, но при этом берет себе комиссию от 3 % и выше.
Пошаговая инструкция по работе с маркетплейсами
Предлагаю рассмотреть пошаговую инструкцию по работе с маркетплейсами с нуля, чтобы каждый знал, как в точности действовать и как получать стабильный доход от сотрудничества с маркетплейсами.
Инструкция состоит всего из 4 шагов и кажется весьма простой. Но не обманывайтесь. Любая работа – это труд. И если в теории все звучит просто, то на деле могут возникнуть сложности. Поэтому прошу вас тщательно подготовиться и изучить все нюансы, прежде чем начать продавать товары на маркетплейсах.
1. Подбор товаров
Если вы не являетесь производителем и не продаете собственные товары, то перед вами может встать вопрос о том, какую продукцию закупить для перепродажи.
Сначала разберем, какими товары не должны быть:
А теперь посмотрим, какой товар наиболее выгодный:
2. Выбор площадки и регистрация
Я уже описывала площадки, которые являются наиболее популярными среди конкурентов. Если вы еще не определились, какую из них выбрать, предлагаю ознакомиться с критериями, которые вам помогут с этим:
Когда одна или несколько площадок выбраны, можно приступать к регистрации. Процедура несложная, но может несколько отличаться на разных сервисах.
3. Работа с документами
Заранее соберите весь пакет документов, необходимых для сотрудничества с маркетплейсами. Каждый сервис предъявляет свои требования насчет документации.
Хоть некоторые площадки и работают с самозанятыми, их все же остается очень мало. И кстати, продавцы из этой категории могут продавать лишь самостоятельно произведенную продукцию. Из-за этого большинство все еще предпочитают оформлять ИП или ООО. Поэтому речь в основном будет идти именно об индивидуальных предпринимателях и компаниях.
На каждом маркетплейсе нужны свои документы, но можно выделить документацию, которая необходима на большинстве площадок:
Что касается сертификации, то на большинстве маркетплейсов к ней не относятся строго. Но если в правилах насчет этого есть пункт, то обязательно его соблюдайте.
Кроме того, ИП и компаниям надо зарегистрироваться в ЭДО. Это электронный документооборот. Для регистрации нужно:
Для большинства сервисов достаточно основной оферты, но некоторые площадки просят после предоставления всех документов заключить договор с ними. Особенности договора зависят от индивидуальных условий сотрудничества.
Важно уделить должное внимание изображениям товаров. Обычно сервисы требуют, чтобы они были вертикальными, с шириной и высотой не менее 900 и 1 200 соответственно. Кроме того, на фотографиях должно быть все четко видно, буквально каждая деталь, а также снимки должны соответствовать требованиям качества и эстетики.
Также надо подготовить спецификацию. Это описание и основные сведения о продукции:
После этого нужно подождать одобрения модераторов и приступать к работе.
4. Представление товаров и их продвижение
Просто загрузить товары и ждать прибыли не получится. Да, сервисы действительно избавляют продавцов от многих забот. А известность площадки обеспечивает стабильный трафик. Но покупатели могут выбрать не вашу продукцию из списка, а конкурентов.
Чтобы этого избежать, необходимо продвигать товары. Это можно делать опять-таки с помощью инструментов маркетплейса. Или же действовать самостоятельно. Средства популяризации продуктов могут быть следующими:
Советы по продажам
Что нужно учитывать начинающим продавцам, если они хотят вести прибыльный бизнес на маркетплейсах:
Плюсы и минусы
Для финального принятия решения осталось только взвесить все достоинства и недостатки маркетплейсов.
Начнем с положительных сторон:
И отрицательные моменты:
Заключение
Маркетплейсы являются отличной возможностью начать зарабатывать даже новичкам без крупных вложений. Продавцы могут использовать инструменты продвижения, предоставить рутинные процессы сервису и со временем выйти на международный уровень. Правда, не обойтись и без ограничений.
Площадки предпочитают сотрудничать с юридическими лицами, а из физлиц выбирают ИП. И только в очень редких случаях продавать на маркетплейсах разрешается самозанятым. Для этого надо зарегистрироваться на определенной платформе, например, Wildberries. Кроме того, могут возникнуть сложности с подбором пакета необходимых документов.
Тем не менее я все же советую попробовать такой метод заработка. А чтобы у вас было больше уверенности в своих силах и знаний, предлагаю пройти курсы по маркетплейсам. На них объяснят, как надо действовать, какие шаги предпринимать, что и где продавать.