Заснеженные елки под звездным небом торжественнее чем в празднично убранных залах
1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) тамОжня 3) принЯвший
2) свеклА 4) мозаИчный
2. В каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно употреблять ЦЕЛЬНЫЙ?
1) Вчера ЦЕЛЫЙ день шел дождь.
2) Чашка упала на пол, но осталась ЦЕЛОЙ.
3) В жизни нам встречаются ЦЕЛЫЕ и противоречивые характеры.
4) Необходимо обсудить ЦЕЛЫЙ ряд вопросов.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
2) к тремстам семидесяти восьми килограммам
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Тест по русскому языку 10 класса
1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) тамОжня 3) принЯвший
2) свеклА 4) мозаИчный
2. В каком предложении вместо слова ЦЕЛЫЙ нужно употреблять ЦЕЛЬНЫЙ?
1) Вчера ЦЕЛЫЙ день шел дождь.
2) Чашка упала на пол, но осталась ЦЕЛОЙ.
3) В жизни нам встречаются ЦЕЛЫЕ и противоречивые характеры.
4) Необходимо обсудить ЦЕЛЫЙ ряд вопросов.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
2) к тремстам семидесяти восьми килограммам
4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
1) лучших выпускников пригласят в московские театры.
2) будут выданы дипломы государственного образца.
3) есть возможность продолжить обучение в институте.
4) Андрей не смог найти работу по специальности.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В повести «Шинель» Гоголь показывает читателю один из департаментов Петербурга.
2) В Ставрополе, куда прибыл Лермонтов, его прикомандировали к отряду, выступающего против горцев.
3) Благодаря хорошему климату, состояние больного стало лучше.
4) Многие из тех, кто окончил школу в прошлом году, пришли на вечер встречи выпускников.
Прочитайте текст и выполните задание А6-А11.
6. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Поэтому 3) Кроме того,
2) Вероятно, 4) Однако.
7. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей четвертого предложения текста?
1) хлорофилл снабжает
2) способности вырабатывать
4) водоросль снабжает.
8. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
1) простое 3) сложносочиненное
2) сложноподчиненное 4) сложное бессоюзное.
9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова БЛАГОДАРЯ из четвертого предложения текста.
1) деепричастие 3) производный предлог
2) наречие 4) подчинительный союз
10. Укажите значение слова СПОСОБНОСТЬ в предложении 4.
1) талант, дарование
4) необходимость, надобность
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н?
Заснеже(1)ые елки под звездным небом торжестве(2)ее, чем в празднично убра(3)ых залах.
1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 3
12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…циозный, мом…нтальный, отр…стить
2) обн…ружить, сг…рать, ан..логия
3) обл…чность, к…саться, св…детель
4) тр…гедия, изм…рение, гал…ктический
13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) с…едобный, с…экономить, под…емник
2) сверх…нтересный, без…дейный, вз…скать
3) пр…ходящие ценности, пр…странно, пр…успевать
4) ра…храбриться, в…пугнуть, и…грызть
14. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) забуд…шь, невид…ый город
2) поезд движ…тся, назнач…нный
3) неприемл…мый вариант, зате…вший
4) успоко…вший, разбуд…шь вовремя
15. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Чудится, что слышишь ты (не)человеческий голос, а взволнованный говор водного потока.
2) Бруно учил, что могут быть открыты новые, (не)известные людям планеты.
3) Мы (не)спеша поужинали в станционном буфете.
4) Я (не)торопился, зная, что пароход придет с опозданием.
16. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.
Многие годы Коперник держал в тайне свое удивительное открытие ( ) и сообщил о нем только самым близким друзьям.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Прислонившись к стене(1) стоял на подставке (2) вырубленный из деревянного чурбака (3) матрос с румяными щеками и (4) подведенными углем (5) усами.
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Но(1) все-таки(2) люди приободрились: значит(3) кончается громада пустынной воды и(4) может быть(5) даже откроются цветущие острова с водой и пищей.
19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
2) Разложите собранные плоды или семена на ткань или листы бумаги для просушки.
3) Фотограф накрыл черным платком и себя и свой фотоаппарат.
4) У зверят да у птиц все игры в охоту.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каждый день после гимназии Саша пытался усыпить меня(1) и(2) хотя иногда действительно хотелось спать(3) сон сразу же проходил(4) как только он с выражением решимости впивался в меня широко открытыми глазами.
1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 2, 4 4) 2, 3
по русскому языку за 1 полугодие
ученика (цы) 10 класса
1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) зАняло 3) обОдрит
2 жАлюзи 4) довЕрху
2.В каком предложении вместо слова ЛОГИЧЕСКИЙ нужно употребить ЛОГИЧНЫЙ?
1) Это вполне ЛОГИЧЕСКИЙ поступок.
2) ЛОГИЧЕСКИЕ задачи отличаются от задач-загадок тем, что в них нет попыток ввести читателя в заблуждение.
3) В ваших рассуждениях есть ЛОГИЧЕСКИЕ противоречия.
4) Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может выделяться ЛОГИЧЕСКИМ ударением.
3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с обоими городами
2) в семиста двадцати шагах
3) директора заводов
4.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
передо мной встали образы.
я начал читать и так увлекся, что не заметил, как прошел час.
между страницами лежал засушенный цветок.
некоторые страницы оказались не разрезанными.
5.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Их было всего шесть девушек, окончивших курсы в Иванове и получивших назначение в Приморье.
2) Те, кто бывал на нашей улице, обращали внимание на этот дом.
3) Вопреки обыкновению, доклад океанографа не внес оживления.
4) Я сама много раз попадала и была свидетелем конфликтных ситуаций в общественных местах.
Прочитайте текст и выполните заданияА6-А11.
(1)…(2) Под смешанными уплотненными посевами (посадками) понимают одновременное выращивание на одной площади нескольких видов культурных растений. (3) Во многих случаях одно растение не мешает другому, а порой бывает полезным. (4) Так, лук оказывает отпугивающее действие на морковную муху, которая повреждает корнеплоды растения. (5) Следует обратить внимание и на то, что корневая система лука или салата располагается в верхней части почвенного слоя, а морковь, имея стержневую корневую систему, проникает значительно глубже. (6) …сочетание культур на одном участке дает возможность растению рационально использовать питательные вещества различных «этажей» почвы.
6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Чтобы рационально использовать площадь приусадебного участка, можно проводить смешанные или уплотненные посевы.
2) Одним из главных условий получения дружных всходов является технически правильно выполненный процесс посева.
3) Овощевод должен стремиться к правильному, агротехнически грамотному чередованию культур.
4) Перед посевом семена огурцов прогревают при температуре 50 С в течение трех часов.
7. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
2) Несмотря на это 4) Возможно
8. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) растение не мешает, а бывает (предл. 3)
2) лук оказывает (предл. 4)
3) повреждает корнеплоды (предл. 4)
4) следует обратить внимание (предл. 5)
9. Сколько грамматических основ в пятом предложении?
10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИМЕЯ из пятого предложения текста.
1) глагол 3) деепричастие
2) наречие 4) краткое причастие
11. Укажите значение слова СИСТЕМА в предложении 5.
1) последовательный ход чего- нибудь
2) изображение чего-либо в главных чертах
3) техническое устройство, конструкция
4) нечто целое, единство
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н?
В гости (1)ой в окова(2)ом медью сундуке из море(3)ого дуба хранилось Наташино прида(4)ое.
13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) кат…строфа, п…скарь, хр…нение
2) прод…вец, план…тарий, ком…ндир
3) т…ропиться, прел…женипе, л…донь
4) зап…рать, торм…зить, бал…нсировать
14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр…образ, н…ходка, р…зведать
2) обе…цениться, во…держаться, ни …падать
3) пред…юльская, пред…дущий, раз…грать
4) понять пр…вратно, пр…возмочь, пр…вязанность
1) мел крош…тся, терп…шь
2) занавеска колыш…тся, обещ…нный
3) увид…нный, море успоко…тся
4) распиш…шься, колебл…мые ветром
А. согр…вать В. неуживч…вый
Б. отрасл…вой Г. рассматр…вать
1) А, Б 2) Б,В 3) А,Г 4) В,Г
Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет н(1) прошло со встречи с ними, о некоторых из них н(2)когда н(3) вспомнишь без душевного трепета.
18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Ей становилось тяжело (ОТ)ТОГО, что настроение всех окружающих было так далеко (ОТ)ТОГО, что было в ее душе.
2) Я не знал, ЧТО(БЫ) вам рассказать, ЧТО(БЫ) вы мне поверили.
3) (ЗА)ЧЕМ тебе знать, (ЗА)ЧЕМ я это сделал?
4) (И)ТАК, ты утверждаешь, что (И)ТАК все знаешь.
19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.
Печи еще держат тепло утренней топки ( ) и в небе ни единого дымка.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Бросив поводья(1) заводскому конюху(2) Бобров похлопал(3) потемневшую от пота(4) шею лошади и вошел в дом.
1, 2, 3, 4 2) 1 3) 3, 4 4) 2
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 2, 3 4) 4
22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. ( Знаки препинания не расставлены.)
1) В опере участвуют древние князья и бояре.
2) Это было в конце 1924 или в самом начале 1925.
3) Глаза слепили то яркое солнце то снежные вихри.
4) Концерты бывают симфонические и камерные хоровые и эстрадные сольные и смешные.
23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Трудно было попадать в старину из Италии в Швейцарию: эти две соседние страны разделяются высокими Альпийскими горами.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В музыке(1) концертом стали называть произведение(2) в исполнении(3) которого(4) участвуют солист и оркестр.
1) 1, 2, 4 2) 2 3) 2, 4 4) 3
25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У первого же попавшегося прохожего Валентин спросил(1)
где находится милиция(2) и (3) когда пробежал почти половину пути (4) спохватился.
1, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4
26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) Он вспомнил случай, который произошел год назад в Ленинграде.
2) Рита широко раскрытыми глазами смотрела на летчиков, которые стояли рядом.
3) На каждом корабле имеется своя достопримечательность, которой на нем гордятся.
4) На платформе я стала искать состав, который направлялся в сторону Урала.
27. Прочитайте текст.
Пустыня Атакама – одно из самых засушливых мест земного шара. Много связано в жизни и истории народа Чили с Атакамой. Ее бесплодные земли политы потом и кровью чилийцев, овеяны легендами, воспеты поэтами. И все потому, что Атакама богата полезными ископаемыми: медью, каменной солью, золотом и селитрой.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Пустыня Атакама известна не только как одно из самых засушливых мест земного шара, но и как территория, богатая полезными ископаемыми.
Пустыня Атакама – одно из самых засушливых мест земного шара, поэтому ее бесплодные земли политы потом и кровью чилийцев, овеяны легендами, воспеты поэтами.
Пустыня Атакама известна во всем мире, потому что она богата полезными ископаемыми и считается одним из самых засушливых мест на земле.
Много в жизни и истории народа Чили связано с Атакамой потому, что эта пустыня богата полезными ископаемыми.
Агния Барто
Стихи для детей
Стихи детям
о творчестве ◦ статьи о ◦ биография
Агнии Львовны Барто
Глава «Дневники 1974 года. Часть 15» из раздела Записки детского поэта. Книга Агнии Барто «Записки детского поэта» охватывает разные стороны жизни. Наблюдения автора выходят далеко за рамки чисто литературных проблем, её внимание сосредоточено главным образом на проблемах нравственных. Наряду с записями о поэзии для детей, о работе с молодыми поэтами, о воспитании, о тревогах родителей, об отношениях отцов и детей в книге затронуты вопросы сложных человеческих взаимоотношений, любви, жизни и смерти.
Дневники 1974 года
Часть 15
Оказывается, много лет назад, когда ее сын Оллар, которому сейчас 43 года, ехал учиться на машиниста, у него украли документы и новые чувяки («остальная одежда не внушала доверия»). Имя Оллар дал ему отец-партизан, погибший в 1942 году.
Сначала письмо вызывает недоумение, улыбку, а разберешься в нем, и почувствуешь уважение к матери, которая столько лет все тревожится: вдруг плохой человек живет по документам ее сына. Она хочет, чтобы было чистым имя, которое дал ему отец.
Среди самых разных писем, деловых и личных, вдруг трогательно-смешная просьба: «Прошу вас побеседовать с моей супругой, воспитательницей детского сада, чтобы она не гуляла с посторонним завгаром».
Тайно присутствовала на репетиции своей пьесы, тайно от актеров. Режиссер попросил написать eщe один смешной монолог для героини, мне надо было посмотреть, в каком ключе она играет.
Вот и пришлось прятаться в глубине ложи, чтобы не смущать исполнителей.
Перечитала пьесу, опять сижу над ней. Знаю, что буду вносить поправки до самого дня премьеры. И даже на следующий день.
Еще одна история о краже в пути. В конверте — два письма. Одно — глубоко трагическое. Вот что пишет украинка Эмилия Александровна Шавдия:
«. Я ехала по Кировской ж. д. с маленьким грудным ребенком, в вагоне ко мне подошла женщина, которая потом вошла в доверие, рекомендовалась матерью одного инженера, узнала, куда я еду, и стала нянчить моего ребенка. Увидала, что у него нет соски; я говорю ей, что мой Саша соску не берет, по-видимому, пахнет резиной, женщина мне говорит; вот через две остановки будет большая станция, там есть аптечный киоск, сходи купи соску, ты же в дороге измучаешься. Я так и сделала, Вернулась с покупкой в вагон, но ни ребенка, ни женщины, ни чемодана моего и денег. Я, конечно, в ужасе, представляете, что было!
Прожила я три месяца в Кирове, но ни ребенка, ни этой гражданки нигде никто не нашел. Поиски продолжались, но безрезультатно, Я ушла на фронт, прошла войну, а теперь работаю в мирной обстановке. Конечно, боль в сердце не останавливается. Вдруг недавно получаю письмо, на родительский дом, на мою девичью фамилию, которая была в паспорте. »
Письмо неизвестной женщины, вложенное в конверт:
«. Прости меня за то, что я причинила тебе такое большое горе, лишила тебя грудного сыночка Саши, которого отняла у тебя ради наживы своей, когда ты ушла кой чего кушать купить и Саши соску, а я тогда за ребенка и чемодан с вищами и айда. Со слезами упросилась к машинисту в паровоз и доехала до Тбилиси, где его оставила на вокзале, и со стороны наблюдала до тех пор пока не подошли работники и не забрали с Медпункта и отправили в дет-дом,
Думаю, что попросту бросила она грудного ребенка на вокзале, а через тридцать с лишним лет, случайно обнаружив адрес (кто знает, с какой целью он был переписан?), послала матери «радостное» сообщение.
Время от времени мне снится один и тот же сон: веду я на поводке собаку по Малой Никитской, на повороте собака вырывается и мчится вперед, а я испуганно кричу: «Наль, Наль, остановись!» И просыпаюсь в страхе, что собака не вернется. Однажды так случилось на самом деле. Давно, еще до революции, у отца был большой сенбернар Наль, и как-то мне разрешили вывести его на прогулку, а он вырвался и убежал. И вот до сих пор во сне я бегу по Малой Никитской и кричу: «Наль! Наль! Остановись». Но вижу себя не десятилетней, а такой, какая я сейчас, и оттого, что я, сегодняшняя, не в силах преодолеть чувство детского страха, каждый раз просыпаюсь в тревоге.
За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? За улыбку? За мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть человека в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?
Как-то в детстве, услышав слово «душа», я спросила няню:
— Что это такое — душа?
— Кто ж ее знает? Ее ведь не разглядишь,—сказа-зала няня. И засмеялась: — Тебе рано о душе думать.
Может быть, теперь мне было бы самое время подумать о душе, но меня интересует другое: как представляют себе понятие «душа» наши нынешние дети?
И вот несколько разговоров;
— Саша, ты можешь мне сказать: что такое душа? Саша (ему семь лет):
— Но все-таки, как ты думаешь, она у тебя есть? Саша (пожав плечами):
— Не знаю. Наверно, нету.
— У мамы, наверно, есть. Вы стихи хотите сочинять? Я сам могу вам сочинить про душу. Только не сразу.
Минут через десять он протягивает мне листок бумаги:
— Пишите! Я сочинил.— Читает с пафосом:
Душа и на небе,
Душа, на земле,
Душа в человеке,
Душа на всем свете,
Душа во всем мире.
Душа есть везде.
— Постой, у кого же душа на небе? Саша не теряется:
— У космонавтов. Это я сказочно написал, понимаете?
— Ну, если сказочно, тогда понятно.
— Ты можешь мне сказать, Юля,— что такое душа? Юлия (ей восемь лет):
— Не знаю, ну это — человеческая душа. Ну, вообще, кто добрый.
— А душа у всех есть? Юлия:
— А где она, по-твоему, находится?
Юлия, не задумываясь:
Разговор с Ксенией (ей восемь лет):
— Я хочу тебя спросить, Ксения, где у человека душа?
— А душа у всех есть? Ксения:
— А как же иногда говорят: «он бездушный»?
— Бездушный! Очень злой! Жадный!
— А ты сказала, что у всех есть душа? Ксения:
Разговор с Антоном:
— Как по-твоему, Антон, что значит «человек большой души»?
Антон (ему девять лет):
— Ну, кто живет для людей.— Размышляет вслух: — Бывает большая душа, добрая душа.
— У больших — большая? У маленьких — маленькая? Антон:
— Сказали! Вы меня нарочно путаете? Ум у человека растет, а душа, с какой родился, такая есть.
— Вот здесь ты неправ. И душа растет. Антон:
— Растет? Ну, пожалуйста!
Разговор с Наташей:
— Скажи мне, что такое душа? Наташа <ей девять лет):
Не знаю, как сказать. Душа — это нe руки, не ноги, а сам человек.
А вот раньше было выражение: «душа общества». Как по-твоему, что это значит?
— Не знаю. наверно, стараться для общественности.
По душе пришлись мне ответы наших детей.
Мне кажется, что человечество не должно быть особенно обеспокоено перенаселенностью нашей планеты, пока в некоторых странах, в Бразилии например, каждые три минуты умирает ребенок.
— Вы слишком много работаете, у вас утомленный вид, вам надо отдохнуть,— качая головой, говорит мне представительница Дома учителя.
— Надо бы! Да вот не выходит.
— Будьте решительней! Скажите себе — я отдыхаю.
— Но вы же сами просите меня завтра выступить.
— Но это другое дело! Очень важное мероприятие: для будущих учителей. В виде исключения!
Для каждого его дело самое важное, вот так и носимся в виде исключения.
Соскучилась по снегу. Погода у нас: «то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет». А вот в Париже — неожиданно снег, снег по колено. (Показывали по телевидению.) Москвичи шутят: международное сотруд-ничество — обмениваемся погодой.
Помню, моя мать, если ей предстояло заняться чем-то для нее неинтересным, часто повторяла:
— Ну, это я сделаю послезавтра.
Ей казалось, что послезавтра все-таки еще далеко. У меня всегда есть список дел на послезавтра. Но не потому, что мне не хочется взяться за них. Времени не хватает, и послезавтра — это все-таки не сию минуту, есть еще завтра, когда многое можно успеть. Но часто неожиданные дела перебегают дорогу, и опять что-то откладываешь. И вот не успела оглянуться, а послезавтра уже Новый год. И столько еще не сделано.
Зима. Пушистое белое Подмосковье. Особенно люблю его в новогоднюю ночь. Заснеженные елки под звездным небом торжественнее, чем в празднично убранных залах.
Агния Барто
собрание сочинений Gatchina3000.ru
Барто Агния Львовна
Записки детского поэта
Дневники 1974 года
Оказывается, много лет назад, когда ее сын Оллар, которому сейчас 43 года, ехал учиться на машиниста, у него украли документы и новые чувяки («остальная одежда не внушала доверия»). Имя Оллар дал ему отец-партизан, погибший в 1942 году.
Сначала письмо вызывает недоумение, улыбку, а разберешься в нем, и почувствуешь уважение к матери, которая столько лет все тревожится: вдруг плохой человек живет по документам ее сына. Она хочет, чтобы было чистым имя, которое дал ему отец.
Среди самых разных писем, деловых и личных, вдруг трогательно-смешная просьба: «Прошу вас побеседовать с моей супругой, воспитательницей детского сада, чтобы она не гуляла с посторонним завгаром».
Тайно присутствовала на репетиции своей пьесы, тайно от актеров. Режиссер попросил написать eщe один смешной монолог для героини, мне надо было посмотреть, в каком ключе она играет.
Вот и пришлось прятаться в глубине ложи, чтобы не смущать исполнителей.
Перечитала пьесу, опять сижу над ней. Знаю, что буду вносить поправки до самого дня премьеры. И даже на следующий день.
Еще одна история о краже в пути. В конверте — два письма. Одно — глубоко трагическое. Вот что пишет украинка Эмилия Александровна Шавдия:
«. Я ехала по Кировской ж. д. с маленьким грудным ребенком, в вагоне ко мне подошла женщина, которая потом вошла в доверие, рекомендовалась матерью одного инженера, узнала, куда я еду, и стала нянчить моего ребенка. Увидала, что у него нет соски; я говорю ей, что мой Саша соску не берет, по-видимому, пахнет резиной, женщина мне говорит; вот через две остановки будет большая станция, там есть аптечный киоск, сходи купи соску, ты же в дороге измучаешься. Я так и сделала, Вернулась с покупкой в вагон, но ни ребенка, ни женщины, ни чемодана моего и денег. Я, конечно, в ужасе, представляете, что было!
Прожила я три месяца в Кирове, но ни ребенка, ни этой гражданки нигде никто не нашел. Поиски продолжались, но безрезультатно, Я ушла на фронт, прошла войну, а теперь работаю в мирной обстановке. Конечно, боль в сердце не останавливается. Вдруг недавно получаю письмо, на родительский дом, на мою девичью фамилию, которая была в паспорте. »
Письмо неизвестной женщины, вложенное в конверт:
«. Прости меня за то, что я причинила тебе такое большое горе, лишила тебя грудного сыночка Саши, которого отняла у тебя ради наживы своей, когда ты ушла кой чего кушать купить и Саши соску, а я тогда за ребенка и чемодан с вищами и айда. Со слезами упросилась к машинисту в паровоз и доехала до Тбилиси, где его оставила на вокзале, и со стороны наблюдала до тех пор пока не подошли работники и не забрали с Медпункта и отправили в дет-дом,
Думаю, что попросту бросила она грудного ребенка на вокзале, а через тридцать с лишним лет, случайно обнаружив адрес (кто знает, с какой целью он был переписан?), послала матери «радостное» сообщение.
Время от времени мне снится один и тот же сон: веду я на поводке собаку по Малой Никитской, на повороте собака вырывается и мчится вперед, а я испуганно кричу: «Наль, Наль, остановись!» И просыпаюсь в страхе, что собака не вернется. Однажды так случилось на самом деле. Давно, еще до революции, у отца был большой сенбернар Наль, и как-то мне разрешили вывести его на прогулку, а он вырвался и убежал. И вот до сих пор во сне я бегу по Малой Никитской и кричу: «Наль! Наль! Остановись». Но вижу себя не десятилетней, а такой, какая я сейчас, и оттого, что я, сегодняшняя, не в силах преодолеть чувство детского страха, каждый раз просыпаюсь в тревоге.
За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? За улыбку? За мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть человека в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?
Как-то в детстве, услышав слово «душа», я спросила няню:
— Что это такое — душа?
— Кто ж ее знает? Ее ведь не разглядишь,—сказа-зала няня. И засмеялась: — Тебе рано о душе думать.
Может быть, теперь мне было бы самое время подумать о душе, но меня интересует другое: как представляют себе понятие «душа» наши нынешние дети?
И вот несколько разговоров;
— Саша, ты можешь мне сказать: что такое душа? Саша (ему семь лет):
— Но все-таки, как ты думаешь, она у тебя есть? Саша (пожав плечами):
— Не знаю. Наверно, нету.
— У мамы, наверно, есть. Вы стихи хотите сочинять? Я сам могу вам сочинить про душу. Только не сразу.
Минут через десять он протягивает мне листок бумаги:
— Пишите! Я сочинил.— Читает с пафосом:
Душа и на небе,
Душа, на земле,
Душа в человеке,
Душа на всем свете,
Душа во всем мире.
Душа есть везде.
— Постой, у кого же душа на небе? Саша не теряется:
— У космонавтов. Это я сказочно написал, понимаете?
— Ну, если сказочно, тогда понятно.
— Ты можешь мне сказать, Юля,— что такое душа? Юлия (ей восемь лет):
— Не знаю, ну это — человеческая душа. Ну, вообще, кто добрый.
— А душа у всех есть? Юлия:
— А где она, по-твоему, находится?
Юлия, не задумываясь:
Разговор с Ксенией (ей восемь лет):
— Я хочу тебя спросить, Ксения, где у человека душа?
— А душа у всех есть? Ксения:
— А как же иногда говорят: «он бездушный»?
— Бездушный! Очень злой! Жадный!
— А ты сказала, что у всех есть душа? Ксения:
Разговор с Антоном:
— Как по-твоему, Антон, что значит «человек большой души»?
Антон (ему девять лет):
— Ну, кто живет для людей.— Размышляет вслух: — Бывает большая душа, добрая душа.
— У больших — большая? У маленьких — маленькая? Антон:
— Сказали! Вы меня нарочно путаете? Ум у человека растет, а душа, с какой родился, такая есть.
— Вот здесь ты неправ. И душа растет. Антон:
— Растет? Ну, пожалуйста!
Разговор с Наташей:
— Скажи мне, что такое душа? Наташа <ей девять лет):
Не знаю, как сказать. Душа — это нe руки, не ноги, а сам человек.
А вот раньше было выражение: «душа общества». Как по-твоему, что это значит?
— Не знаю. наверно, стараться для общественности.
По душе пришлись мне ответы наших детей.
Мне кажется, что человечество не должно быть особенно обеспокоено перенаселенностью нашей планеты, пока в некоторых странах, в Бразилии например, каждые три минуты умирает ребенок.
— Вы слишком много работаете, у вас утомленный вид, вам надо отдохнуть,— качая головой, говорит мне представительница Дома учителя.
— Надо бы! Да вот не выходит.
— Будьте решительней! Скажите себе — я отдыхаю.
— Но вы же сами просите меня завтра выступить.
— Но это другое дело! Очень важное мероприятие: для будущих учителей. В виде исключения!
Для каждого его дело самое важное, вот так и носимся в виде исключения.
Соскучилась по снегу. Погода у нас: «то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет». А вот в Париже — неожиданно снег, снег по колено. (Показывали по телевидению.) Москвичи шутят: международное сотруд-ничество — обмениваемся погодой.
Помню, моя мать, если ей предстояло заняться чем-то для нее неинтересным, часто повторяла:
— Ну, это я сделаю послезавтра.
Ей казалось, что послезавтра все-таки еще далеко. У меня всегда есть список дел на послезавтра. Но не потому, что мне не хочется взяться за них. Времени не хватает, и послезавтра — это все-таки не сию минуту, есть еще завтра, когда многое можно успеть. Но часто неожиданные дела перебегают дорогу, и опять что-то откладываешь. И вот не успела оглянуться, а послезавтра уже Новый год. И столько еще не сделано.
Зима. Пушистое белое Подмосковье. Особенно люблю его в новогоднюю ночь. Заснеженные елки под звездным небом торжественнее, чем в празднично убранных залах.