Затраты на лицензирование к чему относим

Учет расходов на ПО и лицензии. Как все сделать в 1С

Любую покупку нужно отражать в учете, поскольку все траты должны быть документально зафиксированы и обоснованы. С неисключительными правами на программное обеспечение возникают следующие вопросы: когда происходят выплаты, на основании чего они проводятся и как это сделать в 1С?

Бухгалтерский учет расходов

Бухгалтерский учет расходов на покупку лицензии или программного обеспечения может отличаться в зависимости от способа оплаты:

1. Лицензия куплена единовременно на определенный срок, который установлен договором.

2. Оплата происходит в установленные даты.

После того, как мы определились со способом оплаты, проводим покупку:

При единовременной сделке нужно распределить сумму на весь период пользования. Списания происходят постепенно, пока не истечет ваш договор. Выплаты будут соответствовать определенному налоговому периоду.

Во втором варианте – вы платите каждый месяц, квартал или год и проводите все операции.

Налоговый учет

Несмотря на то, что в бухгалтерском учете все просто, вопрос возникает при проведении расходов. Делать это постепенно или сразу?

Здесь все зависит от сделки. Существуют общие правила, по которым расходы проводятся в том периоде, когда они были совершены. Если это не обговорено и не зафиксировано договором, растяните траты на весь период пользования. Если он не указан, то устанавливается по умолчанию – 5 лет (письма Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14039, от 02.02.2011 № 03-03-06/1/52). Минфин также рекомендует распределять выплаты, если вы модифицируете программное обеспечение.

В случае, если продукт предоставляется единовременно, и оплата была проведена полностью, то можно списать расходы в текущем налоговом периоде.

К чему отнести покупку лицензии

Покупка лицензии относится к прочим расходам (ст. 264 НК РФ). Ее приобретение вместе с компьютером или банкоматом автоматически превращает прочие в расходы по доведению основного средства до состояния, пригодного для использования. Техника без программного обеспечения работать не сможет, поэтому расходы переходят в другую категорию.

Проводим покупку в 1С

Теперь, ознакомившись с основными тонкостями, попробуем на примере провести покупку. Мы будем приобретать лицензию на 1С: Бухгалтерию. Оплата списывается у нас постепенно в соответствии с договором.

Сначала нужно оформить сделку. Заходим в раздел «Покупки», выбираем «Поступление (акты, накладные)».

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

В открывшимся окне нажмите «Поступление», затем «Услуги (акт)».

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

Обратите внимание на столбик «Счета учета». Укажите счет затраты 97.21 (Прочие расходы будущих периодов).

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

Остаемся в меню «Счета учета». Теперь нам нужно создать новый документ в графе «Расходы будущих периодов». Заполнить его можно на примере скриншота:

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

Укажите наименование программы и сумму оплаты. В периоде списания поставьте даты из вашего договора. Счет затрат будет 26. После ввода данных переходим обратно в раздел «Поступление товаров и услуг», нажимаем «Показать проводки и другие движения документа».

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

У нас все получилось. Осталось провести списание по периодам. Заходим в меню «Закрытие месяца» и нажимаем «Списание расходов будущих периодов».

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

После проведения частичная сумма со счета 97.21 перейдет на счет 26. Подробности по операции вы можете посмотреть в разделе «Расчет списания расходов будущих периодов». Проведение покупки программного обеспечения – это несложный процесс, в котором возможно разобраться. Главное учитывать при каких обстоятельствах приобретается лицензия для верного учета налога.

Источник

Затраты на лицензирование к чему относим

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобрела по сублицензионному договору неисключительную лицензию на право использования программ для ЭВМ. Лицензия бессрочная, в договоре срок лицензии не указан. Программы для ЭВМ используются в производстве или продаже продукции. Оплата произведена разовым платежом.
Как списывать в бухгалтерском и налоговом учете стоимость лицензии?

Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть фото Затраты на лицензирование к чему относим. Смотреть картинку Затраты на лицензирование к чему относим. Картинка про Затраты на лицензирование к чему относим. Фото Затраты на лицензирование к чему относим

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

К сведению:
Налогоплательщик вправе выбрать один из вышеуказанных в предыдущем разделе способов признания расходов на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ, закрепив его в учетной политике для целей налогообложения:
1. Расходы на приобретение неисключительных прав признаются в течение срока, установленного п. 3 ст. 1238, п. 4 ст. 1235 ГК РФ (не менее 5 лет).
2. Расходы на приобретение неисключительных прав признаются в течение срока, установленного налогоплательщиком самостоятельно.
3. Если налогоплательщик планирует использовать программы для ЭВМ в своей деятельности, например в течение 1 года, то он имеет право установить, что расходы на приобретение неисключительных прав признаются единовременно.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет расходов, связанных с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам;
— Энциклопедия решений. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам;
— Вопрос: На бухгалтерском счете 97 «Расходы будущих периодов» организация учитывает приобретенные неисключительные права на программное обеспечение, в частности лицензии на сервер, лицензии на программу. Срок использования программного обеспечения в документах не установлен. В учетной политике организации установлен срок использования программного обеспечения в 5 лет. Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на лицензии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2013 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) То есть компьютерные программы, неисключительные права на которые возникли у организации, учитываются в качестве НМА у правообладателя.
*(2) В конце срока использования неисключительных прав на Программный продукт отражается списание НМА с забалансового учета:
Кредит 012
— снят с забалансового учета НМА, полученный в пользование.
*(3) Если расходы на приобретение неисключительных прав признаются единовременно, то в бухгалтерском учете отражается следующая операция:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 60 (76)
— отражены в составе расходов затраты, связанные с приобретением прав на использование программ для ЭВМ.
*(4) Также в составе прочих расходов налогоплательщик вправе учесть затраты, связанные с подготовкой программного обеспечения к использованию, в том числе по адаптации программного обеспечения, настройке программы, при условии, что эти расходы соответствуют критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 22.08.2007 N 20-12/079908).
*(5) При установлении срока налогоплательщику следует исходить из реального планируемого срока использования программ для ЭВМ в своей деятельности, а не из сроков, рекомендованных производителем. При этом планируемый срок может совпадать и со сроком, рекомендованным производителем программного обеспечения или иным уполномоченным лицом.
*(6) Арбитражная практика показывает, что налогоплательщики успешно оспаривают требования налоговых органов о равномерном признании расходов на программы для ЭВМ (смотрите, например, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 N 04АП-4378/13, ФАС Московского округа от 18.03.2014 N Ф05-1208/14 по делу N А40-14277/2012, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 N 07АП-9152/12, ФАС Поволжского округа от 12.07.2012 N Ф06-5251/12 по делу N А65-20465/2011, ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2011 N Ф07-7033/11 по делу N А56-52065/2010 и от 21.07.2011 N Ф07-12326/10 по делу N А56-48512/2009).
В то же время существуют примеры дел с иной позицией, когда решение принимается в пользу налоговых органов. Так, судьи сделали вывод, что если условиями лицензионного соглашения срок использования программы для ЭВМ не установлен, то расходы на приобретение неисключительных прав на данное программное обеспечение принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно с учетом срока, установленного ГК РФ (5 лет), а не единовременно, как это сделано налогоплательщиком (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 N 11АП-2863/16).

Источник

Порядок отражения затрат на лицензирование в бухгалтерском и налоговом учете

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ).

В соответствии с пунктами 99, 100 статьи 17 Закона №128-ФЗ туроператорская и турагентская деятельность подлежала обязательному лицензированию.

В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона №128-ФЗ лицензирование туроператорской и турагентской деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

При прохождении процедуры лицензирования туристская организация несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе. При лицензировании туристскойдеятельности организация уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и непосредственно за саму лицензию. Кроме того, у лицензиата могут возникать и расходы, связанные с предлицензионной подготовкой.

Согласно подпункт 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация:

«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».

Расходы на лицензирование у туристской организации с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №33н (далее – ПБУ 10/99).

Согласно пункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия, то есть именно в течение этого срока организация будет получать доходы от осуществляемой деятельности. В связи с этим на основании пункта 19 ПБУ 10/99 эти расходы должны быть обоснованно распределены. Следовательно, первоначально туристская организация отражает их в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией самостоятельно (например, равномерно в течение срока действия лицензии). Именно такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н. Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Туристская организация ООО «Летур» получила лицензию на право осуществления турагентской деятельности в марте текущего года. Лицензия выдана сроком на пять лет.

В бухгалтерском учете организации бухгалтер ООО «Летур» отразил получение лицензии следующим образом:

В целях налогообложения прибыли на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ организация учитывала такие расходы в составе расходов, связанных с производством и реализацией. Учетной политикой в целях налогообложения было закреплено, что указанные расходы относятся в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, равными частями в течение срока действия лицензии.

С 1 января 2007 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон №80-ФЗ) лицензирование туроператорской и турагентской деятельности отменено. Допустим, что на момент отмены по счету 97 «Расходы будущих периодов» у организации числилось сальдо 1169,98 руб.

В бухгалтерском учете бухгалтер ООО «Летур» данные операции отразил следующим образом.

В части налогового учета может возникнуть две точки зрения по поводу не учтенной в расходах стоимости лицензии.

Если проанализировать норму пункта 1 статьи 272 НК РФ, то становится понятно, что в нем речь идет о договорах, предполагающих получение дохода в течение более чем одного отчетного периода. В данном случае речь идет не о договоре, согласно которому организация будет получать доходы в течение определенного времени, а фактически о суммах государственной пошлины, уплачиваемой при лицензировании. Государственная пошлина представляет собой сбор, уплата которого регулируется положениями главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, представляют собой в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Датой их признания в налоговом учете (для тех, кто использует метод начисления) является день их начисления. Таким образом, налогоплательщик вправе принять их в состав расходов единовременно.

Для этого необходимо подать уточненные декларации по налогу на прибыль, причем за все периоды, когда применялось равномерное списание этих расходов в налоговом учете. В том периоде, когда была получена лицензия, в уточненной декларации в составе прочих расходов нужно отразить всю сумму (1300 руб.).

С подобными действиями могут не согласиться налоговые органы, аргументируя это тем, что учесть такие расходы в целях налогообложения фирма не вправе, так как они не удовлетворяют требованиям статьи 252 НК РФ, т.е. больше не участвуют в получении дохода. Например, аналогичная точка зрения содержится в письме Управления МНС России по городу Москве от 20 ноября 2003 года №26-12/65420.

Доказать свою правоту налогоплательщик сможет только обратившись в судебную инстанцию. По мнению авторов, нести судебные издержки, тратить время и портить нервы стоит, если цена вопроса высока. В данной же ситуации спорная сумма в любом случае будет менее 1000 руб., поэтому, на наш взгляд, можно согласиться с представителями налоговых органов и не учитывать эти расходы в целях налогообложения. Если организация выберет этот вариант, не забудьте применить ПБУ 18/02, так как на указанную сумму в соответствии с пунктом 7 указанного бухгалтерского стандарта необходимо будет начислить постоянное налоговое обязательство.

Источник

Расходы на лицензирование и сертификацию

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 12

В деятельности торговых организаций нередко возникают расходы, порядок признания которых в целях налогообложения прибыли неоднозначен. В частности, нет ясности, подлежат ли они признанию единовременно (на дату уплаты госпошлины, на день подписания акта оказания услуг и пр.) либо их следует распределять между несколькими налоговыми периодами. Приведем мнение компетентных органов и судей по данному вопросу.

Нормы налогового законодательства

Напомним прописные истины, которые, безусловно, знает каждый опытный бухгалтер. В целях налогообложения все осуществленные организацией расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Первые, в свою очередь, делятся на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие (п. 2 ст. 253 НК РФ). Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Помимо названной классификации расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей применения гл. 25 НК РФ подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). К прямым расходам могут быть отнесены материальные затраты, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также страховые взносы во внебюджетные фонды, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. К косвенным расходам относятся все иные расходы, за исключением внереализационных. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов.

Таким образом, чтобы установить порядок признания тех или иных расходов, налогоплательщик должен грамотно их классифицировать и, применяя ту или иную норму налогового законодательства, вести их учет.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Следующими пунктами ст. 272 НК РФ установлен порядок признания отдельных видов расходов: материальных (п. 2), расходов на амортизацию (п. 3), на оплату труда (п. 4), на ремонт основных средств (п. 5), по стандартизации (п. 5.1), по обязательному и добровольному страхованию (п. 6). В п. 7 ст. 272 НК РФ конкретизируется порядок признания внереализационных и прочих расходов, в том числе налогов (сборов) (пп. 1); отчислений в резервы (пп. 2); расходов по договорам аренды, по договорам, заключенным со сторонними организациями на выполнение ими работ, предоставление услуг (пп. 3); компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (пп. 4); командировочных, представительских расходов (пп. 5); расходов, возникающих при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами (пп. 6); при реализации или ином выбытии ценных бумаг (пп. 7); при нарушении договорных или долговых обязательств (пп. 8); при переходе права собственности на иностранную валюту (пп. 9); при реализации долей, паев (пп. 10).

Особое внимание обращаем на положения пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, согласно которому датой осуществления прочих расходов, в том числе расходов на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг), признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Какой из названных в пп. 3 п. 7 ст. 272 ГК РФ методов предпочтительнее применять и в каких случаях, Налоговый кодекс не раскрывает, поэтому Минфин в свое время рекомендовал один из трех способов признания расходов в виде платы сторонним организациям за предоставленные ими услуги, относимой к внереализационным и прочим расходам, закрепить в учетной политике (Письмо от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183).

Торговые предприятия определяют расходы с учетом особенностей, установленных ст. 320 НК РФ. В соответствии с ней к прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и расходы на доставку покупных товаров до склада покупателя в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Расходы на приобретение лицензий

В то же время некоторые виды деятельности подлежат лицензированию на основании отдельных федеральных законов, которыми устанавливаются сроки их действия. Например, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок не более пяти лет (п. 17 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Бессрочная лицензия. К видам деятельности, для осуществления которых необходима лицензия, в том числе относятся (ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании):

В соответствии со ст. 10 Закона о лицензировании лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов плата за лицензирование не взимается. При этом соискатель лицензии должен уплатить государственную пошлину в размере, установленном пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

Помимо указанных расходов к расходам по приобретению лицензии могут относиться затраты на консультационные, юридические и иные услуги.

На сегодняшний день можно констатировать, что порядок учета расходов на получение бессрочных лицензий урегулирован. Вот официальная версия чиновников (Письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248): суммы государственной пошлины, уплачиваемой за выдачу лицензии, являющейся федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 НК РФ), учитываются в расходах единовременно в момент начисления (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Существует и другое обоснование этой же позиции. Анализируя положения абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ (в случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов), судьи, как правило, указывают, что его предписания касаются учета расходов, возникающих из гражданско-правовых обязательств (сделок), к которым выдача лицензии не относится (Постановления ФАС ЦО от 15.02.2012 по делу N А35-1939/2010, ФАС МО от 20.12.2011 по делу N А41-2253/11).

Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли являются прочими расходами и признаются на основании пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ, датой признания которых в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода.

Если расходы на приобретение лицензий, срок действия которых изменен положениями Закона о лицензировании на бессрочный, распределялись налогоплательщиком на срок действия лицензии и на момент вступления в силу названного Закона по данным налогового учета у организации имелась недосписанная стоимость этих лицензий, она может быть учтена в целях налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов.

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2013 N 11-П, Решение Арбитражного суда Омской области от 28.05.2013 по делу N А46-1632/2013, Письмо Минфина России от 27.09.2013 N 03-05-05-03/40158.

Какие рекомендации дают чиновники на этот счет? В Письме Минфина России от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481 (вышедшем до дня вступления в силу Закона о лицензировании, то есть в период, когда лицензии имели ограниченный срок действия) говорится: в случаях если уплата государственных, патентных и иных пошлин не обусловлена созданием (приобретением) амортизируемого имущества (основных средств или нематериальных активов), такие расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли единовременно на основании соответственно пп. 1 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Надо констатировать, что ранее чиновники придерживались другой позиции: для целей налогообложения прибыли государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и государственная пошлина за предоставление лицензии (в частности, на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, равномерно в течение срока действия лицензии (Письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569).

Расходы, связанные с получением лицензий, кроме указанных выше пошлин, распределяются и учитываются в целях налогообложения с учетом принципа равномерности в течение срока, самостоятельно определяемого налогоплательщиком в учетной политике (Письмо Минфина России N 03-03-06/1/481). То есть чиновники в данном Письме поделили расходы, связанные с получением лицензий, на расходы на уплату государственной пошлины и на иные расходы, порядок учета которых различен.

Более свежих разъяснений чиновников, в которых уточнялось бы, что они распространяются в том числе на порядок учета расходов на получение лицензии с ограниченным сроком действия, нам найти не удалось.

О том, что налоговые органы могут попытаться оспорить такие расходы, свидетельствует наличие арбитражной практики. Кстати, судьями не выработано однозначного подхода к этому вопросу. Например, позицию, что названные расходы должны распределяться между отчетными (налоговыми) периодами, заняли арбитры ФАС ПО (Постановление от 14.02.2008 N А65-9200/2007), ФАС СЗО (Постановление от 17.04.2006 N А66-10560/2005). Противоположное мнение высказано в Постановлениях ФАС МО от 12.08.2009 N КА-А40/7313-09, ФАС ЗСО от 07.08.2006 N Ф04-4867/2006(25120-А46-33).

Расходы на сертификацию продукции

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.

Как правило, сертификацию продукции проводит производитель. Но в отдельных случаях эта обязанность ложится на плечи продавца (импортера). Кроме того, в целях повышения спроса на продукцию торговое предприятие может проводить сертификацию в добровольном порядке. Среди расходов на сертификацию можно выделить, в частности, следующие:

Как же учитываются названные расходы в целях налогообложения прибыли?

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Налоговый кодекс не содержит различий в порядке признания названных расходов, то есть независимо от того, осуществляются они в обязательном либо добровольном порядке, в обоих случаях расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Мы подошли к ключевому вопросу о моменте признания указанных расходов. Чиновники рекомендуют затраты на обязательную и добровольную сертификацию продукции и услуг, произведенные в порядке, установленном Законом о техническом регулировании, включать в состав налоговых расходов равномерно в течение срока действия декларации о соответствии или сертификата соответствия (Письма Минфина России от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8186, от 02.08.2010 N 03-03-06/1/505).

По нашему мнению, с этим можно поспорить. Во-первых, и торговое, и производственное предприятие вправе включить расходы на сертификацию в состав косвенных расходов, подлежащих учету в том отчетном периоде, в котором они были произведены (Постановление ФАС УО от 29.10.2009 N Ф09-8382/09-С3). Во-вторых, налоговый орган должен доказать, что условиями договора (например, договора поставки) предусмотрено, что организация получит доходы более чем в одном отчетном (налоговом) периоде (Постановление ФАС МО от 23.08.2010 N КА-А40/7785-10).

Приведем две противоположные ситуации. Торговая организация в рамках внешнеэкономического контракта по индивидуальному заказу покупателя закупила определенный товар. В силу требований таможенного законодательства она его сертифицировала. Считаем, что поскольку сертификация ввозимого товара производится в рамках совершения конкретной сделки, организация-импортер может признать расходы на сертификацию единовременно в периоде его реализации.

Другое дело, если российский импортер специализируется на продаже постоянного ассортимента товаров одного и того же зарубежного производителя. В этом случае уже есть основания утверждать, что доходы организации от осуществления операций по продаже товаров будут получены ею более чем в одном отчетном (налоговом) периоде. Значит, она должна отражать в налоговом учете расходы на сертификацию этих товаров равномерно в течение срока действия соответствующего документа.

Что ж, выбор способа учета расходов на получение лицензии, сертификацию продукции торговая организация должна сделать самостоятельно. Надеемся, наш материал поможет в этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *