Затраты подлежат возмещению за счет чего
Порядок возмещения транспортных расходов сотрудников
Что такое компенсация, и какие расходы персонала относятся к транспортным?
В штате большинства компаний работают сотрудники, функционал которых связан с поездками. Это могут быть водители, курьеры, торговые агенты, менеджеры, а также офисные работники. Например, кассиру периодически нужно сдавать денежные средства в банк, а бухгалтеру – представлять документы в инспекцию. Такие издержки должны компенсироваться работодателем.
Компенсация – денежная выплата, которая связана с возмещением сотруднику затрат, возникших при выполнении его трудовых обязанностей (ст. 164 ТК РФ).
К транспортным издержкам, которые подлежат возмещению работникам, относятся:
Работодатель вправе компенсировать сотрудникам стоимость проезда к месту работы. О нюансах, сроках и рисках таких выплат узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Если же работа сотрудника имеет разъездной характер, то работодатель должен возместить и затраты на аренду жилого помещения, и затраты на проезд, суточные и иные издержки, предусмотренные ст. 168.1 ТК РФ.
Приказ, заявление о компенсации и иные документы для подтверждения транспортных расходов
Все расходы компании, в том числе и транспортные, подлежащие возмещению сотруднику, должны удовлетворять условиям ст. 252 НК РФ: быть экономически оправданными и подтверждаться корректно оформленными документами. При этом работодатель может их компенсировать лишь при условии, что они осуществлены с его ведома и разрешения (письмо Минфина от 10.09.2015 № 03-03-07/52139). Рассмотрим, какие документы необходимо оформить в каждом конкретном случае.
Размеры и алгоритм возмещения расходов разъездным сотрудникам нужно прописать в коллективном договоре и соответствующих дополнительных соглашениях с ними (ст. 168.1 ТК РФ). Условие о разъездном характере работы также необходимо зафиксировать в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ).
Для обоснования служебных поездок как офисных, так и разъездных работников можно оформить единый нормативный акт компании, например, положение о компенсации транспортных затрат сотрудникам, в котором прописать все должности и порядок выплаты возмещений. Такой документ позволит оправдать разъезды как кассира, так и торгового агента и др.
Возмещению также подлежат расходы за использование автомобиля сотрудником в рабочих целях (ст. 188 ТК РФ). Для обоснования выплаты компенсации работник должен предоставить работодателю копию ПТС, заявление с перечислением должностного функционала, для которого требуется автомобиль, и указанием на то, как часто он используется.
Если сумма компенсации больше нормы, то в состав расходов, уменьшающих базу по прибыли, разница не включается (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ), а между бухгалтерским и налоговым учетом возникает расхождение.
ВАЖНО! Если работнику не принадлежит транспортное средство на праве собственности, то налоговики могут потребовать рассчитать с сумм компенсации НДФЛ и страховые взносы (письмо Минфина от 21.02.2012 № 03-04-06/3-42).
Если сотрудник использует собственный автомобиль в рабочих целях, то для оправдания затрат на ГСМ налоговики требуют оформить путевой лист (письмо ФНС от 02.06.2004 № 04-2-06/419@).
Однако Минфин считает, что налоговики не вправе обязать налогоплательщиков использовать какие-либо формы для налогового учета (письмо Минфина от 01.11.2013 № 03-03-06/1/46664).
Компания-работодатель также может заключить с сотрудником договор аренды авто и установить определенную сумму ее стоимости. Такие затраты включаются в состав прочих на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на содержание автомобиля, такие как ГСМ, страхование, ремонт, техобслуживание и проч., по договору аренды несет арендатор, то есть работодатель (ст. 646 ГК РФ). В данном случае Минфин считает все расходы, при условии оформленных надлежащим образом первичных документов, обоснованными и подлежащими учету при расчете прибыли (письмо Минфина от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).
О нюансах учета при аренде авто у сотрудника читайте в статье «Нужно ли удерживать страховые взносы с аренды автомобиля?».
Такую компенсацию можно учесть только в том случае, если ее возможность прописана в коллективном договоре или положении о компенсации транспортных издержек. Кроме этого, обязательно наличие подтверждающих первичных документов, а для обоснования – заявления сотрудника о компенсации с детальным пояснением причин использования такси (например, ранний вылет самолета и т. п.). Если все вышеперечисленные условия выполнены, то такие издержки можно учесть при подсчете налога на прибыль (письмо Минфина от 08.11.2011 № 03-03-06/1/720).
Учет транспортных затрат, подлежащих возмещению сотрудникам
В целях бухгалтерского учета компенсации, связанные с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении трудовых обязанностей согласно ст. 164 ТК РФ, собираются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» в корреспонденции с затратными счетами. Проводки:
Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 73 – отражена компенсация;
Дт 73 Кт 50 (51) – компенсация выплачена.
К налоговому учету при исчислении прибыли принимаются все компенсационные выплаты, за исключением сумм, превышающих нормы подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Какие расходы на проезд к месту командировки возмещаются работнику, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Менеджер отдела продаж ООО «Деметра» Петров В. В. использует собственный автомобиль в рабочих разъездах. Объем двигателя – более 2 000 м 3. Сумма компенсации равна 6 900 руб. Блок проводок будет выглядеть следующим образом:
Дт 26 Кт 73 – 1 500 руб. – начислена компенсация в пределах норм;
Дт 91.2 Кт 73 – 5 400 руб. (6 900 – 1 500) – компенсация, не принимаемая в налоговом учете.
Таким образом, сумма расходов в бухгалтерском учете превышает затраты в налоговом, и образуется постоянное налоговое обязательство, регулируемое нормами ПБУ 18/02.
Дт 99 Кт 68 – 1 080 руб. (5 400 × 20%) – начислен условный расход.
НДФЛ с компенсационных выплат работнику удерживать не нужно (письмо Минфина от 11.04.2013 № 04-03-06/11996).
Итоги
Компенсация транспортных расходов должна быть подтверждена корректно заполненной первичкой и экономически обоснована. Суммы затрат на выплату компенсаций учитываются при расчете прибыли в полном объеме, за исключением тех, что превышают установленные законом нормы.
Как получить возмещение из ФСС. Пошаговый алгоритм
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
В 2021 году серьезно изменился порядок финансирования затрат на предупредительные меры. В статье расскажем, как работодателю применить нововведения в финансировании затрат
Правительство РФ изменило порядок подачи заявлений на возмещение средств из Фонда социального страхования (Постановление от 30.12.2020 № 2375). Теперь их подают дважды: до 1 августа — на планируемые расходы, а до 15 декабря — на уже подтвержденные.
Изменился и сам принцип финансирования: произошел отказ от взаимозачетов по взносам. Теперь взносы оплачиваются в полном размере, а ФСС по одобренному заявлению перечисляет деньги на расчетный счет работодателя.
Общий порядок финансового обеспечения предупредительных мер
Финансирование мер по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний происходит за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, выплаченных в текущем финансовом году. Поэтому за мероприятия, проведенные в 2020 году, получить возмещение в 2021 году невозможно.
За разрешением на финансирование предупредительных мер нужно обратиться в территориальный орган ФСС России, который прикреплен к месту регистрации работодателя: оно указано в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Возмещение доступно только для добросовестных плательщиков страховых взносов. ФСС может отказать в следующих ситуациях:
В 2021 году специалисты по охране труда должны подать заявление и пакет документов по планируемым затратам в срок до 1 августа (прил. № 1 к Приказу ФСС от 07.05.2019 № 237), до 15 декабря подать еще одно заявление — о возмещении уже проведенных расходов (прил. № 14 к Приказу ФСС от 04.02.2021 № 26). Но никто не запрещает представить документы уже сейчас, если вы получили подтверждение произведенных затрат.
Представить документы можно лично — в территориальный орган ФСС России, в МФЦ, а также отправить Почтой России или через интернет. Электронное заявление подают через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.
Не каждое мероприятие подлежит возмещению за счет средств ФСС России. Например, нельзя профинансировать предварительный медосмотр или предрейсовый медосмотр. При этом можно возместить затраты на алкотестеры, применяемые для предрейсового медосмотра.
Что не подлежит возмещению за счет средств ФСС России
Не подлежат возмещению расходы на покупку:
Что можно компенсировать за счет средств ФСС России
Фонд может возместить работодателю расходы на следующие мероприятия:
Какую сумму возместит ФСС России
Сумма возмещения будет зависеть от размера взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год.
Из этой суммы бухгалтерия вычитает расходы предшествующего календарного года на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, на оплату отпуска застрахованного на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. Затем нужно выделить 20% из этой суммы. Именно на это и можно рассчитывать. Если же вы организовывали санаторно-курортное лечение предпенсионеров, то объем финансирования можно увеличить и до 30%. На полученную сумму можно составить план финансового обеспечения и подготовить заявление в ФСС России.
Если работодатель за два предшествующих календарных года не выделял деньги на предупредительные меры, то объем финансирования в текущем году рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных предыдущих календарных года. Затраты в текущем финансовом году не должны быть больше суммы страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России за год в целом.
С 1 января 2021 года отменена система взаимозачета. Напомним, до этого работодатель был вправе не перечислять часть взносов на обязательное социальное страхование, если предоставил в ФСС заявление и документы, подтверждающие расходы. Например, если до 1 августа было подано заявление на сумму, равную взносам за октябрь, можно было не платить взносы за этот месяц. Теперь ФСС возмещает затраты на охрану труда путем прямого перечисления на расчетный счет организации. А взносы уплачиваются в полном объеме.
Как составить план финансового обеспечения
Получив сводку об объеме средств для возмещения, составьте план финансового обеспечения. Форма Плана приведена в приложении к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, а также размещена на сайте территориальных органов ФСС России в разделе «Предупредительные меры». Образец вы можете скачать в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
План финансового обеспечения предупредительных мер не всегда согласует руководитель филиала, в который вы подаете заявление. Например, для Москвы руководители филиалов не ставят визу согласования, ее ставит только руководитель регионального отделения ФСС РФ. Поставите визу руководителя «своего» филиала, план не примут. Уточните этот момент заранее по телефону в территориальном органе ФСС России.Рекомендуем также составить документы для подачи в территориальные органы ФСС РФ, но не сразу подписывать их у руководителя организации и главбуха, а сначала показать сотрудникам территориального органа ФСС РФ для проверки. Специалист фонда внесет замечания и дополнения, и вы сможете подать руководству уже отредактированный документ на подпись.
В плане укажите количество единиц. Для спецоценки условий труда единица — это рабочее место, для медосмотра — человек, для средств индивидуальной защиты — пара, комплект, штука.
(200 мл пасты + 100 мл крема) х 11 = 3300 на год.
В Приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н есть пункт «Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда». Он включает в себя и спецоценку условий труда, и приобретение СИЗ, но только для тех организаций, у кого сотрудники работают исключительно во вредных условиях.
Пользоваться этим пунктом не получится, если выдаете СИЗ и тем, кто трудится в допустимых условиях, хоть и с производственными загрязнениями или низкими температурами. Применяйте пункт «г» Правил, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.
На сайте регионального отделения ФСС России опубликованы два образца перечней СИЗ: для СИЗ, которые выдаете по нормам, и СИЗ, которые выдаете по результатам специальной оценки условий труда. Если не у всех получателей СИЗ вредные или опасные условий труда, заполните перечень по нормам, а не по результатам СОУТ.
Как написать заявление о финансовом обеспечении мер в ФСС России
Бланк заявления можно найти на сайте территориального органа ФСС России, к которому прикреплен работодатель. Сейчас применяется форма, утвержденная Приказом ФСС от 07.05.2019 № 237. Другую не примут.
Составить заявление несложно. Главное — не убирайте лишнюю, на ваш взгляд, информацию, которая есть на бланке. Это важно.
Подать заявление с приложениями можно несколькими способами:
Скачать образец заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний вы можете в конце статьи. Мы включили его в шпаргалку.
В конце статьи есть шпаргалка
Как подать документы на личном приеме
Для успешной подачи заявления представьте в территориальный орган ФСС России пакет документов:
Как подготовить приложения к заявлению в ФСС России
В заявлении важно правильно перечислить все приложения к нему. Это, прежде всего, копии официальных документов.
Общий перечень приложений к заявлению на выплату вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Один из важных документов — доверенность на того, кто будет подавать документы в территориальный орган ФСС России. Запросите ее у юриста организации. В доверенности укажите, что доверенное лицо может не только подавать документы, но и забирать решение, заверять копии документов и сдавать отчет об использовании страховых сумм.
Образец доверенности вы можете скачать в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Когда оформите доверенность, сможете заверять копии документов печатью организации — без гербовой печати документы не примут. Напишите «Копия верна», укажите должность, подпись, расшифровку подписи, а также дату заверения документов. Заверяется копия каждого документа. Документы могут быть многостраничными, в этом случае заверяйте копию документа, а не копию каждого листа.
Как отчитаться в ФСС России о произведенных расходах
До 2021 года страхователи подавали в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов. Теперь изменился принцип финансирования. Поэтому чтобы получить выплату на расчетный счет, нужно до 15 декабря 2021 года подать в ФСС заявление на оплату уже произведенных подтвержденных расходов, которые были одобрены после поданного вами в срок до 1 августа заявления.
Следовательно, если суммы страховых взносов не были потрачены, то отчет об использовании сумм страховых взносов в 2021 году подавать не требуется. Все же рекомендуем узнать в своем территориальном отделении ФСС, не установлен ли каким-либо внутренним регламентом иной порядок сдачи отчета о потраченных средствах.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Доверенность для заявления на возмещение ФСС 684.9 КБ
Заявление на возмещение из ФСС 661.5 КБ
Перечень приложений к заявлению на возмещение 660 КБ
План финансового обеспечения на мероприятия по ОТ 647.4 КБ
Затраты подлежат возмещению за счет чего
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В соответствии с соглашением о компенсации организация, применяющая общую систему налогообложения, получает возмещение затрат по выносу принадлежащего ей имущества из зоны производства работ по строительству объекта второй стороны (заявителя). Сам вынос предполагает снос и последующее восстановление части линий связи. Демонтаж и восстановление имущества осуществляет организация своими силами или с привлечением третьих лиц за счет средств денежной компенсации заявителя. Вся проектная и рабочая документация, касающаяся переустройства, реконструкции имущества, производится силами и за счет заявителя. Согласованную и получившую положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметную документацию заявитель без оплаты передает собственнику реконструируемого имущества по акту приема-передач (два экземпляра).
Как отразить в учете организации (бухгалтерском и налоговом) данные операции?
По данным вопросам мы придерживаемся следующей позиции:
Полученная от заказчика компенсация признается доходом при исчислении налога на прибыль. Вносимые по счетам бухгалтерского учета записи в связи с согласованной с контрагентом реконструкцией приведены ниже в ответе.
При поступлении в организацию проектной документации на безвозмездной основе запись в Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» не вносится.
Выполненная за счет Заявителя проектная и рабочая документация, переданная без взимания какой-либо платы с организации, для целей обложения налогом на прибыль подлежит признанию в составе внереализационных доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг), имущественных прав.
Обоснование позиции:
Реконструкция части объекта основных средств, затраты на которую компенсируются
Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Как правило, по своим характеристикам проектная и сметная документация не отвечает критериям отнесения объектов к основным средствам или нематериальным активам.
Расходы на проектную и техническую документацию участвуют в формировании первоначальной стоимости соответствующего объекта основных средств (затрат на реконструкцию) как расходы, связанные непосредственно с изготовлением (восстановлением) объекта (п.п. 7, 8, 27 ПБУ 6/01), и списываются в расходы через механизм амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
При этом речь идет именно о фактических затратах, осуществленных организацией с целью приобретения или восстановления объекта.
В рассматриваемой ситуации заказчиком проекта выступает лицо, заинтересованное в скорейшем освобождении земельного участка, на котором находится имущество организации. Это же лицо несет и издержки по его разработке и утверждению.
Однако в действующем в настоящее время стандарте бухгалтерского учета порядок определения первоначальной стоимости ОС установлен только для ситуации, когда на безвозмездной основе в организацию поступает именно объект основных средств, который подлежит учету по рыночной стоимости. Ситуацию, когда издержки по созданию объекта, его восстановлению полностью или частично несет третье лицо, ПБУ 6/01 не регламентирует.
Включение стоимости проектной документации, исходя из рыночной оценки, приведет к искусственному увеличению первоначальной стоимости реконструируемого объекта на стоимость индивидуализированной на иное лицо документации, оплаченной этим же лицом, и необоснованно завысит расходы, что, во-первых, не соответствует п. 8 ПБУ 6/01, требующего фактического несения издержек собственником имущества, а, во-вторых, будет противоречить принципу осмотрительности (п. 6 ПБУ 1/2008 Учетная политика).
В связи с этим полагаем, что при поступлении в организацию проектной документации на безвозмездной основе запись в Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» не вносится.
По нашему мнению, регистрация факта хозяйственной жизни на основании подписанного акта передачи проекта осуществляется записью по дебету самостоятельно введенного забалансового счета в условной оценке. Этим также будет обеспечен контроль над сохранностью документации.
Учет проектной и рабочей документации в составе нематериальных активов
Включение стоимости безвозмездно полученной проектной документации в состав доходов для целей исчисления налога на прибыль
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Вопрос: Предприятие «А» проводит реконструкцию объекта (подстанции). Технологически эта подстанция связана с подстанцией, находящейся в собственности ЗАО, поэтому необходимо провести и ее реконструкцию. ЗАО само заключает договор с организацией, проводящей работы по реконструкции. Собственник и Компания заключили «договор о компенсации Собственнику затрат на проведение реконструкции». Сумма перечисляется на расчетный счет ЗАО до начала работ. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете ЗАО затраты на реконструкцию и получение компенсации? Увеличивается ли стоимость реконструированной подстанции? Можно ли начислять амортизацию на сумму реконструкции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2014 г.).
*(2) В силу ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Если заказчику вместе с результатом работы передаются имущественные права и смежные права (при их возникновении), принадлежащие подрядчику, в полном объеме без ограничений права использования, то Заказчик имеет право без ограничений передавать указанные права (как исключительные, так и неисключительные; как полностью, так и частично) третьим лицам без ограничений. И наоборот, если в договоре на разработку техдокументации не будет указания на передачу исключительного права Организации-заказчику, исключительные права останутся у подрядчика. В последнем случае у заказчика объект НМА не возникает (постановление ФАС Московского округа от 27.07.2009 N КА-А41/7015-09).
Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции
Положение
о составе и порядке возмещения затрат
при реализации соглашений о разделе продукции
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 июля 1999 г. N 740)
ГАРАНТ:
Согласно Федеральному закону от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ настоящее Положение применяется до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции
См. Указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные приказом Минфина РФ от 11 августа 1999 г. N 53н
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
1.3. Положение предназначено для установления при заключении и исполнении соглашений:
1.5. Возмещение затрат осуществляется за счет полученной инвестором компенсационной продукции в соответствии с условиями соглашения и в порядке, установленном настоящим Положением.
1.6. Условия соглашений не могут противоречить настоящему Положению, действовавшему на дату подписания этого соглашения, за исключением соглашений, указанных в пункте 1.7 настоящего Положения.
При исполнении соглашения применяется Положение, действовавшее на дату подписания соглашения.
В случае противоречий между текстом соглашения и настоящим Положением, действовавшим на дату подписания соглашения, преимущество имеет Положение, действовавшее на дату подписания соглашения.
В случае противоречий между настоящим Положением, действовавшим на дату подписания соглашения, и Положением или иными нормативными правовыми актами, регулирующими аналогичные вопросы и действующими на текущую дату, преимущество имеет Положение, действовавшее на дату подписания соглашения.
1.7. При выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия определения возмещаемых затрат и затрат, вычитаемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, установленные указанными соглашениями.
1.8. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются так, как они определены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
2. Возмещаемые затраты
2.1. В состав возмещаемых затрат включаются следующие затраты:
2.1.1. Затраты, понесенные инвестором до вступления соглашения в силу.
2.1.2. Затраты, понесенные инвестором и (или) оператором с даты вступления соглашения в силу и в течение всего периода его действия.
2.2. Затраты, понесенные инвестором до вступления соглашения в силу, возмещаются в порядке и размере, предусмотренными соглашением. При этом указанные затраты должны быть отражены в смете затрат на первый год работ по соглашению. Указанные затраты включают:
2.2.1. Затраты на подготовку, проведение переговоров, согласование и экспертизу соглашения, включая затраты на разработку технико-экономического обоснования на стадии, предшествующей заключению соглашения.
2.2.2. Затраты на поисковые, оценочные и разведочные работы.
2.2.3. Другие затраты, осуществленные инвестором до вступления соглашения в силу.
2.3. Затраты инвестора и (или) оператора с даты вступления соглашения в силу и в течение всего периода действия соглашения возмещаются инвестору в размере, обоснованном в утвержденных управляющим комитетом программе работ и смете затрат, и включают следующие виды затрат:
2.3.1. Фактически осуществленные инвестором и (или) оператором обоснованные затраты по соглашению.
2.3.2. Отчисления в ликвидационный фонд, средства которого предназначены для финансирования ликвидационных работ.
2.4. Фактически осуществленные инвестором и (или) оператором возмещаемые затраты при выполнении работ по соглашению включают следующие группы затрат:
2.4.1. Затраты инвестора на компенсацию государству затрат на поисково-разведочные работы, геолого-экономическую оценку и другие исследования, необходимые для подготовки участка недр к передаче в пользование инвестору.
2.4.2. Затраты на поиски, оценку и разведку месторождения минерального сырья, включая затраты по компенсации юридическим лицам затрат по этому участку недр, осуществленных ими за счет собственных средств.
2.4.3. Затраты на разработку и обустройство месторождения минерального сырья.
2.4.4. Затраты капитального характера и эксплуатационные затраты на добычу, хранение и транспортировку минерального сырья до установленного в соглашении пункта доставки или пункта раздела.
2.4.5. Другие группы затрат, фактически осуществленные инвестором и (или) оператором при выполнении работ по соглашению.
2.5. В составе групп затрат, указанных в пункте 2.4, предусматриваются следующие затраты:
2.5.1. Затраты на оплату труда персонала инвестора и (или) оператора в соответствии с принятыми формами и системами оплаты труда.
2.5.3. Затраты, связанные с отчислениями на социальные нужды, относящиеся к работникам инвестора и (или) оператора, не являющимся гражданами Российской Федерации, в размерах, предусматриваемых в странах их постоянного места проживания.
2.5.4. Ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс).
2.5.5. Платежи за пользование землей и другими природными ресурсами, за исключением разовых платежей (бонусов) и регулярных платежей (роялти) за пользование недрами.
2.5.6. Затраты инвестора и (или) оператора на создание и приобретение производственной инфраструктуры, включая объекты обустройства, пирсы, терминалы и др.
2.5.7. Затраты на аренду инвестором отдельных объектов основных средств, связанных с исполнением соглашения.
2.5.8. Затраты на оплату услуг сторонних организаций, исследований и разработок, непосредственно связанных с исполнением соглашения.
2.5.9. Затраты на приобретение информации по сопряженным участкам недр, если приобретение этой информации предусмотрено условиями соглашения или программой работ.
2.5.10. Затраты на подготовку и переподготовку персонала инвестора.
2.5.11. Затраты на строительство и содержание вахтового поселка.
2.5.12. Затраты на оплату обязательного аудита, проводимого по результатам работы инвестора за отчетный год, а также затраты, связанные с ревизией (аудитом) финансово-хозяйственной деятельности инвестора, осуществленной по требованию государства.
2.5.13. Затраты на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, непосредственно связанных с работами по соглашению.
2.5.14. Затраты на приобретение материалов в соответствии с программой и сметой работ.
2.5.15. Управленческие затраты инвестора, возмещаемые в размере, не превышающем нормы управленческих затрат, устанавливаемой в соглашении, в процентах к сумме затрат, возмещаемых инвестору в текущем периоде. Управленческие затраты инвестора учитывают затраты на содержание аппарата управления и управляющего комитета по соглашению, служебных зданий инвестора и (или) оператора, электронно-вычислительной техники, оргтехники, служебного легкового транспорта, оплату услуг связи, затраты на информационные и консультационные услуги, в том числе для управляющих комитетов по соглашению, канцелярские затраты и др. В административно-хозяйственные затраты инвестора могут также включаться затраты по обслуживанию производства, обслуживанию работников, охране труда и технике безопасности, затраты по использованию личных автомобилей работников для служебных поездок, командировочные затраты, представительские затраты, затраты на рекламу и другие затраты, если они условиями соглашения не выделены в самостоятельные статьи возмещаемых затрат.
2.5.16. Затраты, связанные с оплатой работникам очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков.
2.5.17. Затраты на переезд работников и подъемные.
2.5.18. Затраты по страхованию коммерческих и экологических рисков.
2.5.19. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
2.6. Управляющий комитет может утвердить изменения по отдельным статьям затрат. В этом случае отчет об исполнении сметы утверждается с учетом указанных изменений.
2.7. Отчисления в ликвидационный фонд и (или) затраты на ликвидационные работы производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2.8. Другие затраты, не приведенные в настоящем разделе, если они предусмотрены соглашением, исключая затраты, указанные в разделе 3 настоящего Положения.
3. Затраты, не возмещаемые за счет компенсационной продукции
3.1. В состав невозмещаемых затрат включаются затраты, приведенные в следующих трех группах:
3.1.1. Невозмещаемые затраты, понесенные инвестором до вступления соглашения в силу.
3.1.2. Невозмещаемые затраты, понесенные инвестором и (или) оператором при исполнении соглашения.
3.1.3. Невозмещаемые затраты инвестора и (или) оператора, не относящиеся к соглашению.
3.2. Невозмещаемые затраты, понесенные инвестором до вступления соглашения в силу:
3.2.1. Затраты на приобретение пакета геолого-геофизической информации для участия в конкурсе (аукционе).
3.2.2. Затраты на уплату взноса за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участком недр на условиях раздела продукции и другие затраты, понесенные инвестором до объявления победителя конкурса (аукциона).
3.3. Невозмещаемые затраты, понесенные инвестором и (или) оператором при исполнении соглашения:
3.3.1. Разовые платежи (бонусы).
3.3.2. Регулярные платежи (роялти).
3.3.3. Налог на прибыль.
3.3.4. Налоги, сборы и иные обязательные платежи, фактически уплаченные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
3.3.5. Платежи (проценты) и комиссионные выплаты по ссудам (заемным средствам).
3.3.6. Затраты по статьям, превышающие ограничения, установленные соглашением.
3.3.7. Затраты, возникшие в результате грубой халатности или преднамеренной ошибки инвестора, определяемые условиями соглашения.
3.3.8. Затраты, связанные с оплатой стоимости путевок на экскурсии и путешествия.
3.4. Невозмещаемые затраты инвестора и (или) оператора, не относящиеся к соглашению:
3.4.1. Затраты, связанные с реализацией принадлежащей инвестору компенсационной продукции и доли прибыльной продукции, включая затраты на доставку этой продукции от предусмотренного соглашением пункта доставки или пункта раздела до пункта реализации, потери при транспортировке, затраты на страхование при транспортировке продукции до пункта назначения и другие комиссионные и прочие затраты.
3.4.2. Затраты, связанные с ревизией (аудитом) финансово-хозяйственной деятельности инвестора, осуществленной по требованию акционеров (учредителей) инвестора, исключая обязательный ежегодный аудит, проводимый в соответствии с пунктом 2.5.12.
3.4.3. Затраты на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общего характера.
3.5. Приведенный перечень невозмещаемых затрат не может быть дополнен какими-либо другими затратами.
4. Порядок возмещения затрат
4.1. Возмещение затрат осуществляется в изложенном ниже порядке с учетом особенностей, установленных соглашением. Возмещение затрат осуществляется за счет компенсационной продукции, количество которой определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и условиями соглашения.
4.2. Условиями соглашения в части возмещения затрат могут быть предусмотрены:
4.2.1. Определение в течение календарного года количества компенсационной продукции исходя из плановой суммы возмещаемых затрат, установленной в смете затрат на этот год, с пересчетом их по итогам года на основе фактической суммы возмещаемых затрат и фактических цен продукции за истекший год в пункте раздела.
4.2.2. Использование в течение календарного года расчетной цены минерального сырья в пункте раздела за предшествующий квартал для целей оценки необходимого количества компенсационной продукции, эквивалентного сумме возмещаемых затрат инвестора, с пересчетом результатов по году в целом по окончании отчетного года. Результаты этого пересчета учитываются при определении компенсационной продукции года, следующего за отчетным.
4.2.3. Очередность возмещения затрат инвестора в соответствии с выделенными в составе возмещаемых затрат суммами затрат на поиски и оценку запасов минерального сырья, разведку и разработку месторождений, добычу и другие этапы работ по соглашению как в целом по соглашению, так и по отдельным производственным объектам и (или) участкам территории соглашения.
4.2.4. Последовательность разработки различных месторождений или их участков. При этом возмещение затрат по каждому объекту разработки осуществляется за счет всей компенсационной продукции, произведенной при реализации соглашения.
4.3. Остаток возмещаемых затрат инвестора на конец отчетного периода определяется в виде суммы остатка возмещаемых затрат, не возмещенных инвестору на начало этого периода, и возмещаемых затрат, понесенных в этом периоде, за вычетом затрат, возмещенных в отчетном периоде.
4.4. Затраты инвестора и (или) оператора возмещаются в пределах отчета об исполнении сметы затрат, одобренного управляющим комитетом.
4.5. Оценка количества компенсационной продукции, эквивалентного остатку возмещаемых затрат на соответствующую дату, не возмещенных инвестору, определяется делением указанной суммы остатка возмещаемых затрат инвестора на расчетную цену минерального сырья в пункте раздела, определенную в порядке, указанном в соглашении.
Если количество компенсационной продукции, эквивалентное остатку возмещаемых затрат инвестора на конец соответствующего периода, превысит предельный уровень компенсационной продукции в этом периоде, определенный в соответствии с соглашением, то возмещение затрат в этом периоде осуществляется в размере указанного предельного уровня компенсационной продукции.
Если количество компенсационной продукции, эквивалентное остатку возмещаемых затрат инвестора в соответствующем периоде, меньше предельного уровня компенсационной продукции в этом периоде, то в указанном периоде инвестору возмещается весь остаток невозмещенных возмещаемых затрат.
4.6. Возмещаемые затраты уменьшаются на величину:
4.6.1. Прочих операционных доходов, связанных с получением инвестором и (или) оператором арендной платы за сдачу в аренду имущества, созданного либо приобретенного по соглашению, за вычетом затрат, связанных с их получением.
4.6.2. Страховых выплат, полученных инвестором и (или) оператором от страховых организаций, если затраты на страхование и затраты инвестора на устранение последствий страхового случая были возмещены инвестору за счет компенсационной продукции. В случаях, когда указанные затраты инвестору не возмещаются, суммы выплат, полученных им от страховых организаций, из возмещаемых затрат не вычитаются.
4.7. Возмещение инвестору и (или) оператору сумм уплаченных ими налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов, сборов, иных обязательных платежей, от которых инвестор и (или) оператор не освобождены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляется за счет доли прибыльной продукции государства путем ее уменьшения. При этом доля инвестора в прибыльной продукции увеличивается на величину, эквивалентную сумме уплаченных налогов и сборов, скорректированной исходя из ставок рефинансирования Банка России, действующих в периоде между датой фактической уплаты налогов и датой, применительно к которой были определены доли инвестора и государства в прибыльной продукции. Указанный порядок не распространяется на возмещение инвестору и (или) оператору платежей за пользование землей, другими природными ресурсами и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, осуществляемое в общем порядке за счет компенсационной продукции.
4.8. Затраты инвестора возмещаются в размере, не превышающем ограничений, установленных соглашением.