Зацепился якорь что делать
Запутались якорные цепи? Научим распутывать!
Инструкция для тех, кто застрял в порту.
Привет! Начнем с не лучшей новости: это правда, что яхты могут сцепиться якорями. Но мы в «Силе ветра» на Sports.ru знаем, как найти выход из любой ситуации.
Итак, в рубрике «Инструкция» мы регулярно публикуем небольшие полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами. Мы уже выкладывали сборник советов для капитанов по Канарским островам, изучали, как правильно проводить приемку яхты, и разбирались в автогаях, непопулярных снастях для работы со спинакером. Сегодня поднимем еще один важный вопрос — как распутывать якорные цепи.
Чтобы запутать якорные цепи, никаких специальных знаний не нужно. Для этого хватит популярной якорной стоянки и изменяющегося ветра. Яхты приходят в разное время и выкладывают цепи в разных направлениях, часто поверх других цепей, а при отходе начинается путаница. Разбираемся, что с этим делать.
Лучший способ распутать якорные цепи — не делать ничего. Обычно утром все лодки уходят в очередности, обратной прибытию, поэтому просто дождитесь своей очереди.
Если ждать невмоготу, дайте другой лодке понять, что вы отходите. Морской этикет не позволяет яхтсменам спокойно наблюдать, как вы собираетесь к отходу, если их цепь лежит поверх вашей. Обычно другая яхта частично выбирает свою цепь, подтягивается и освобождает вашу.
Самое интересное начинается, когда на другой яхте никого нет, а вам нужно срочно выйти.
Якорь устроен так, что он в любом случае зацепит чужую цепь, если она лежит сверху. Когда ваш якорь покажется из воды, вы увидите на нем чужую цепь. Теперь задача сводится к тому, как эту цепь с якоря снять.
1) Поднимаем своим якорем чужую цепь. Пока якорь в воде, это сделать довольно просто.
2) Когда якорь с цепью поднялись из воды, привязываем к чужой цепи веревку.
3) Другой конец веревки крепим на свою носовую утку.
4) Травим свою цепь. Чужая цепь повисает уже не на якоре, а на веревке.
5) Поднимаем освободившийся якорь на борт.
6) Отвязываем веревку, отпускаем чужую цепь.
Чужой цепью вы подтягиваете и саму яхту. Будьте осторожны, приготовьте кранец на всякий случай. Как только вы сбросите цепь, яхта отойдет назад.
Для упрощения задачи существуют специальные приспособления. Например, крюк, которым можно подцепить чужую цепь. Это немного облегчает работу, но сути не меняет.
Другой случай — если якорь зацепился за камни или коралловые рифы. Если якорь застрял в какой-нибудь щели или за что-то зацепился, все попытки поднять его только усугубят ситуацию. При натяжении якорной цепи направление его движения будет как раз внутрь ловушки. Наша цель — тянуть якорь в другую сторону.
Хорошее решение проблемы — томбуй. Жаль только, что сейчас мало кто его использует. Томбуй должен быть закреплен на якоре заранее, но не на рыме, где присоединяется цепь, а с противоположной стороны. Если потянуть за него, якорь можно вытащить из щели, в которую он попал. Подтянуть якорь за томбуй можно как с яхты, так и с тузика.
1) Подходим на яхте к томбую, выбирая слабину якорной цепи.
2) Поднимаем томбуй на борт.
3) Другой конец веревки крепим на свою носовую утку.
4) Травим свою цепь. Чужая цепь повисает уже не на якоре, а на веревке.
5) Поднимаем освободившийся якорь на борт.
Без томбуя сделать это немного сложнее. В этом случае бесполезно продолжать тянуть якорь в ту же сторону — нам нужно постараться вытащить его в противоположном направлении за якорную цепь.
1) Подводим яхту к месту, где лежит якорь, выбирая слабину якорной цепи. Когда яхта оказывается над якорем, цепь идет вертикально вниз.
2) Пытаемся вытянуть якорь из зацепа в разных направлениях. Если не получилось с первого раза, меняем угол.
Иногда можно найти советы в подобном случае сделать томбуй в процессе, когда якорь уже застрял.
1) Подходим к якорю, выбирая цепь. Встаем над якорем. Цепь уходит вертикально вниз.
2) Обводим вокруг якорной цепи кольцо — тоже из цепи, которая может храниться в рундуках. Цепь в этом случае нужна потому, что кольцо должно быть достаточно тяжелым, чтобы тонуть.
3) Кольцо, привязанное к веревке, падает вниз по цепи до самого конца якоря.
4) Ослабляем якорную цепь, даем и цепи, и якорю лечь на дно.
5) Вытаскиваем якорь за веревку, идущую к кольцу, как в случае с томбуем.
Нам, правда, такой вариант кажется не очень жизнеспособным. Во-первых, непонятно, где найти такой кусок цепи, а во-вторых, что более важно, если якорь зацепился за камень или корягу, скорее всего, он стоит в каком-то определенном положении, так что не удастся поднять его вертикально. Если же наша система не будет работать в нужном направлении, она станет бесполезной.
Тем не менее, это может сработать, если якорь зацепился за веревку или цепь, растянутую на дне. Тогда он действительно сможет встать в вертикальное положение, при котором кольцо из цепи упадет в нужное место.
Еще один вариант сделать томбуй в процессе — нырнуть и привязать его к противоположному концу якоря.
Несмотря на все попытки, случается, что вытащить зацепившийся якорь все-таки не удается. Или он застрял слишком сильно, или в попытках его достать мы только усугубили ситуацию.
Хороший способ узнать, что все-таки случилось, — нырнуть и посмотреть. В теплой летней Средиземке при небольшой глубине от желающих искупаться не будет отбоя, а вот где-нибудь на севере это довольно сложная задача.
Иногда, увидев, что все-таки происходит на дне, проще понять, что именно нужно делать. Некоторым даже удавалось спуститься под воду с инструментами и отцепить запутавшуюся цепь от якоря. Да еще потом и подняться с этим якорем на поверхность, но такие умельцы найдутся не в любой команде.
Если же вы понимаете, что без посторонней помощи не справиться, придется оставить якорь на дне, отсоединив якорную цепь от яхты. Обозначьте место, привязав к цепи бутылку или кранец, чтобы потом найти свой якорь. Возможно, вам удастся договориться о помощи, например, с местными жителями, и они помогут вам вытащить его на поверхность. Часто это бывает дешевле, чем расплачиваться за потерянный якорь.
Как извлечь застрявшую на дне оснастку
Рыбаки относятся к той категории людей, которые предпочитают разумный риск. «Разумный» означает, что в некоторых ситуациях для поимки хорошей рыбы приходится идти на определенные жертвы. Какие это могут быть жертвы? Это ситуация, когда приходится ловить в корягах, на крутой бровке с ракушняком и на замусоренном дне. Результатом такой рыбалки бывает застрявшая в коряге блесна или воблер, перерезанный щукой поводок, постоянные обрывы поводков, частые зацепы.
Последний момент очень неприятен для рыбаков. Иногда зацепы сбивают с ритма, и рыбак не может вытащить снасть с любимой кормушкой, монтажом и воблером. В этой статье разберемся как решить проблему зацепов и как сделать так, чтобы не попрощаться с полюбившейся приманкой или оснасткой.
Виды зацепов и способы решения проблемы
Зацепы можно разделить на следующие виды:
Основными методами, используемые для отцепов являются: со смещением, метод укола, метод лука и петли. Разберем отдельно каждый из этих способов.
Метод отцепа «со смещением»
Иногда при выполнении джиговой проводки приманка вначале идет ступенькой по бровке, а потом начинает постепенно вязнуть и в результате происходит зацеп. Чаще такое бывает, когда дно илистое или из мягкой глины и сама броска очень крутая. Получается, что приманка встрянет в бровку и ее тяжело извлечь потом. Что делать в такой ситуации? Если мы ловим не блесну или воблер, то не нужно уходить вправо или влево. В такой ситуации шнур изогнется и если по пути есть еще ракушка, то обрыва не избежать. Лучше чуть увеличить натяжение лесы и немного подождать. Случается, что бровка «отдает» приманку вскоре.
Если же ловим на камнях, то лучше сместится на 5-6 метров направо или налево. При таком расположении поменяется угол, и приманка зачастую выходит из-под камня. Так бывает в тех ситуациях, когда приманка попадает между камней и если сместится на берегу 5-10 метров, то можно выдернуть ее без труда.
Таким же образом, со смещением, вытаскиваем фидерную оснастку. При ловле на крутой бровке удилище максимально высоко поднимают, а если есть такая возможность, то становятся на стульчик или фидерную платформу и пытаются высвободить кормушку с поводком.
Кстати, вываживание рыбы через крутую бровку фидерным или донным удилищем выполняется с подниманием удилища. Такой способ значительно повышает шансы попадания рыбы в садок.
Метод «укола»
Если при ловле с лодки приманка, например, воблер, застряла в коряге, то ее можно извлечь, используя метод «укола». Для этого необходимо приблизится к приманке на максимально возможное расстояние и подмотать леску или шнур. Далее опускаем кончик удилища в воду и делаем укол как фехтовальшики. Сделав несколько неудачных таких уколов на третьей или четвертой попытке удастся освободить застрявшую приманку.
Этот метод будет не таким эффективным, если использовать крупные вертлюжки с застежками. Они могут не проходить через тюльпан. Еще один важный момент. Метод «укола» лучше использовать не на лайтовом спиннинге. Дело в том, что можно сломать вершинку, если не рассчитать силы во время уколов.
Метод отцепа «петли»
При спиннинговой ловле на течении, если произошел зацеп, лучше открыть дужку катушки и дать леске немного размотаться. Пусть она пойдет по течению, сформировав петлю. Примерно 10 метров надо отдать на откуп течению. Далее закрываем дужку и ставим режим подмотки. Ожидаем несколько секунд и смотрим, чтобы получилась петля на поверхности воды. Делаем резкую подсечку. В данном случае вероятность освобождения приманки составляет 50 %. Это значительно больше, чем если бы мы выдергивали приманку напрямую.
Метод «лука»
Если приманка застряла в камнях или корягах, то эффективно использовать следующий метод. Вначале подматываем леску так, чтобы получилось хорошее натяжение. Удерживаем удилище перпендикулярно в одной руке, а второй натягиваем леску от бланка и отпускаем ее. Получается эффект лука. После отпускания лески удилище сразу становится прямым, направляя на приманку значительное усиление. Во многих случаях этот метод приводит к извлечению приманки. Он подходит для донки, фидера и спиннинга.
Как отцепить приманку от сети?
Иногда случаются ситуация, когда наш воблер или блесна уперлись в что-то тяжелое, но еле движущееся. Если попробовать добавить усилия, то получается, что тройник попал в сеть. Как в таком случае извлечь приманку? Для этого нам понадобится так называемый «резак для сетей». Он цепляется к концу лески или шнура на любом удилище с катушкой и забрасывается в сторону сети. Выглядит он таким образом:
С помощью такого инструмента вы порежете сетку браконьерам и достанете свою снасть целой и невредимой.
Как отцепить приманку, застрявшую на дереве?
Иногда приходится ловить в местах, где ветки деревьев свисают прямо над головой. При забросах снасть оказывается на этих ветках. Это очень неприятный момент, когда приманка находится в поле зрения, но достать ее не получается. Как поступить в такой ситуации?
Иногда помогает обычное медленное протаскивание через ветку. Этот метод годится для джиговых приманок с незацепляйкой. Однако, в местах, где этих веток на деревьях более, чем много, приманка может перелететь и зацепиться опять. Ее приходится еще раз отцеплять. При таком методе есть риск, что поводок с приманкой перекрутится несколько раз на ветке и достать ее потом будет очень проблематично.
Лучше использовать так называемый «маятниковый метод». Суть его в том, что мы постепенно раскачиваем из стороны в сторону леску с приманкой и по чуть-чуть сматываем ее на катушке. По мере приближения приманки к земле раскачиваем леску еще сильнее. Как только мы достигнем крайней точки маятника, резко дергаем удилищем, как при подсечке. Во многих случаях блесну или воблер получается вытащить.
Использование специальных отцепов
В рыболовных магазинах продается приспособления для отцепов застрявших приманок. Они представляют собой цилиндры с тросиками и выглядят таким образом:
Как работает это приспособление? К петле на цилиндре привязывается веревка длиной, сопоставимой с дальностью забросов. На боковине находятся еще две петельки. В них заводим леску на спиннинге. Потом отпускаем отцеп по леске до приманки. Как только он упрется в нее, это сразу почувствуется. Получается, что эти тросики захватывают тройник и нам требуется поступательно двигать вверх-вниз отцеп, который в результате должен отцепить блесну. Этот так называемый «зацепный» отцеп. Он годится для извлечения приманок с тройниками.
Для извлечения приманок с одинарными крючками используются так называемые отбойники. Они хорошо подходят для освобождения джиговых приманок и мормышек. Сделаны они из свинца, на котором также имеются петельки для веревки и заводное кольцо для лески.
Принцип работы таких отбойников отображен в самом их названии. Они имеют большой вес и на приличной скорости спускаются по веревке к приманке и выбивают застрявшую приманку. Эффективность их где-то 50-60 %. Освободить приманку удается не всегда с первого раза.
В каких случаях нужно применять силу, а в каких нет?
При извлечении снасти из коряг или камней так или иначе приходится применять силу. Однако, нужно понимать, что сила это должна быть соразмерной с прочностью не только лески, но и катушки, удилища. Иногда лучше потерять блесну и воблер, чем катушку или удилище. И такое бывает тоже. Особенно, если они достаточно поизносились и потеряли первоначальную прочность. Ситуация, когда при сильнейших напряжениях в катушке летят внутренние запчасти или на удилище возникают трещины и они даже ломаются, к сожалению, возникают. Если на дне лежит большой камень или металлические предметы, и достать не представляется никаким образом, попробуйте заплыть и со дна достать приманку. Пусть напарник держит на берегу удочку в натянутом положении, а Вы по леске найдете путь и нырнете под воду.
Но если ничего не помогает, то придется рвать леску. Лучше делать это вручную, если она слишком крепкая. Только на руки лучше намотать тряпки, чтобы не поранится и тянуть уже та разрыв.
Общие рекомендации
Чтобы успешно избавляться от зацепов желательно их не допускать. Запоминайте где прошлый раз произошел зацеп и старайтесь уже не бросать в то место. Тренируйте зрительную память и оттачивайте точность бросков.
Важно уметь правильно привязывать крючки и приманки к поводкам и основной леске. Также важно уметь связывать между собой две лески после обрывов, чтобы получался надежный и аккуратный узел.
Обязательно иметь при себе отцепы и приманки- антизацепляйки, если вы знаете, что место ловли непростое и зацепы неизбежны. И еще важный момент- всегда придерживайтесь здравого смысла. Не нужно тратить на извлечение кормушки или грузика с крючками драгоценный час, создавая при этом шумы. Лучше оторвать монтаж и одеть новый и дальше ловить рыбу.
Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!
Популярные разделы сайта:
Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.
Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.
В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.
Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.
Очистка якоря
Если якорь, выйдя из воды, окажется «нечист», приступают к его очистке.
Якорная цепь зацепилась за лапу собственного якоря.
В этом случае якорь подтягивают к клюзу и на свободную лапу якоря надевают стальную стропку, за которую крепят стальной трос.
Затем дают слабину якорной цепи, и тогда за бортом судна можно развести запутавшиеся за лапу шлаги цепи. После того как якорную цепь распутают, ее слабину выбирают, одновременно потравливая трос (со стропкой) до тех пор, пока масса якоря не ляжет на цепь. После этого остается снять с якоря трос и стропку и выбрать цепь (рис.2.37).
Очистку якоря от своей цепи можно производить также путем заведения в якорную скобу серьги из стального троса, при помощи которой подбирают якорь, пока цепь не станет свободной для ее очистки. В остальном очистка производится так же, как указано выше.
Рис. 2.37. Якорь «нечист»:
В случае, когда лапы якоря зацепились за чужую якорную цепь или кабель, очистку можно производить только на месте стоянки судна и давать ход машине только для того, чтобы удерживать судно на одном и том же месте (рис. 2.40).
Рис. 2.40. Очистка якоря от цепи другого судна
Очистку якоря в этом случае производят следующим образом. Подтягивают сначала якорь возможно ближе к клюзу. Затем под чужую цепь через носовую киповую планку заводят серьгу, которую обтягивают и крепят на кнехте.
После этого брашпилем травят свою якорную цепь, отчего вся масса поднятой чужой цепи (или кабеля) ложится на серьгу, а лапы своего якоря освобождаются.
Затем якорь осторожно подтягивают к клюзу, следя за тем, чтобы лапы опять не зацепились за висящую на серьге чужую цепь (или кабель). Когда веретено якоря будет втянуто в клюз, отдают один конец серьги, а трос выбирают на палубу. Только после этого можно дать ход машине.
При стоянке судна на двух якорях, когда оно повернется на 180°, на якорных цепях образуется так называемый крест (рис. 2.41). Для разводки креста сначала необходимо выбирать тот якорь, цепь которого находится снизу. Цепь второго якоря при этом надо немного потравливать. Крест исчезнет в тот момент, когда первый якорь будет «панер».
При повороте судна на 360°, когда якорные цепи перекрещиваются дважды, образуется двойной крест, который называют крыжом (рис. 2.42).
Для разводки крыжа необходимо осуществить разворот судна в сторону, противоположную закручиванию цепей, на 3600. Практически выполнить это самостоятельно невозможно, необходима помощь буксиров.
При самостоятельной разводке необходимо одну из цепей расклепать, концы закрепить на судне. Далее действовать по обстановке.
Рис. 2.41. Перекручивание якорных цепей (крест)
Рис. 2.42. Якорные цепи образовали «крыж»
Для предотвращения этого явления следует наблюдать за положением судна и его якорных цепей. В случае, если судно начнет разворачиваться, следует заблаговременно до образования крыжа произвести перекладку якорей.
Действия, когда якорь не держит.
Maritime blog → Информация для судоводителей
Действия, когда якорь не держит.
Безопасность якорной стоянки зависит от совокупности ряда факторов: состояния судна, характера грунта и в первую очередь гидрометеорологической обстановки.
Следует всегда помнить, что даже самая благоприятная якорная стоянка при определенном изменении гидрометеорологических условий может оказаться небезопасной и потребуется немедленная съёмка с якоря для перемены места стоянки или выхода в открытое море.
В связи с этим категорически запрещается при стоянке судна на якоре производить в машинном отделении какие-либо работы, связанные с выводом из строя главного двигателя, рулевого и якорного устройств. Машина должна находиться в готовности, срок которой устанавливается капитаном судна в зависимости от конкретной обстановки. На время всей стоянки судна на якоре устанавливаются ходовые вахты, как на мостике, так и в машинном отделении.
Вахтенная служба должна вести непрерывное наблюдение, как за состоянием погодных условий, так и окружающей обстановкой, поведением других судов, стоящих поблизости на якоре. Большое внимание следует уделять своевременному обнаружению дрейфа судна, для чего должны использоваться все доступные в данном случае способы.
В настоящее время контроль за дрейфом судна чаще всего осуществляется навигационными способами путем взятия контрольных пеленгов или дистанций.
Для достижения наибольшей эффективности контроля в качестве ориентиров при снятии пеленгов или измерении дистанции следует выбирать предметы, у которых изменения пеленгов (дистанции) в случае появления дрейфа будут наиболее заметными. Подбирая ориентиры, необходимо иметь в виду, что совершенно не обязательно, чтобы они были нанесены на карту, так как обнаружение дрейфа может быть, установлено по характеру изменения пеленгов (дистанций) без выполнения обсерваций.
Для пеленгования выгоднее всего выбирать ориентиры, расположенные близко к траверзу с обоих бортов судна, а для измерения дистанций — на носовых или кормовых курсовых углах.
На небольших и низкобортных судах рекомендуется использовать и такой старый метод, как выбрасывания прямо по носу ручного лота или просто балластины на лине с небольшой слабиной последнего. Натяжение линя при неизменном курсе судна является верным признаком появления дрейфа судна.
Особое внимание контролю за дрейфом судна должно уделяться при стоянке на якоре на плохо держащих грунтах, при неровном холмистом дне. В этом случае в дополнение к контролю за дрейфом судна на мостике рекомендуется выставить наблюдателя на носу непосредственно у якорного устройства. Резкое изменение натяжения якорной цепи, когда она надраивается, а затем сразу же резко провисает, служит признаком того, что якорь ползет по грунту. Наличие вахтенного у брашпиля, если нет автоматического устройства отдачи якоря, также полезно при стоянке на рейде с большим количеством других судов, стоящих на якоре. В случае дрейфа соседнего судна быстрое потравливание якорной цепи позволит устранить риск навала или хотя бы уменьшить его последствия.
Меры по предотвращению дрейфа зависят от причин, вызвавших его, появление. При благоприятных погодных условиях дрейф судна может возникнуть из-за слабой держащей силы якоря, когда якорь либо ползет на плохо держащих грунтах, либо периодически выворачивается из грунта в результате неравномерного уплотнения грунта под лапами якоря при рыхлых грунтах.
В таких случаях лучше всего переменить место якорной стоянки, особенно если дрейф происходит в сторону берега, какой-либо навигационной опасности или другого судна.
Чаще всего причиной дрейфа является ухудшение гидрометеорологической обстановки.
Вполне понятно, что дрейф судна станет неизбежным, если внешние силы достигнут значения, превышающего держащую силу якоря. В определенных пределах держащая сила якоря может быть несколько повышена за счет дополнительного потравливания якорной цепи. Часть цепи, лежащая на грунте, позволяет увеличить держащую силу якоря на величину: ΔPяк = f pц ΔL
Кроме того, эта часть цепи будет компенсировать неизбежно возникающие при усилении ветра рывки, препятствовать появлению силы, выворачивающей якорь из грунта и, следовательно, сделает стоянку более спокойной и надежной. При наличии достаточного запаса якорную цепь рекомендуется дополнительно подтравливать при усилении ветра до 6—7 баллов от половины первоначально вытравленной длины на средних глубинах до двойной — на малых. Чтобы при потравливании якорной цепи судно не получило разгона и цепь не натянулась рывком, потравливание необходимо делать небольшими отрезками по 5—6 м, начиная его в тот момент, когда якорная цепь после очередного рывка начнет получать слабину.
После каждого потравливания якорную цепь необходимо брать на стопор. Одновременно с этим следует подготовить к отдаче второй якорь.
При дальнейшем усилении ветра (до 8 баллов) якорная цепь подтравливается почти до жвако-галса, а главный двигатель приводится в немедленную готовность. Если принятые меры не дают должного эффекта, то начинают осторожно подрабатывать машиной, режим работы которой должен быть установлен с таким расчетом, чтобы судно не приобретало поступательного движения вперед и якорная цепь не пошла под корпус.
Надежность якорной стоянки резко ухудшается, если с усилением ветра судно начинает рыскать, т. е. совершать колебательные движения то в одну, то в другую сторону от линии действия ветра (рис.12.6). Появление рыскания вызывается тем обстоятельством, что якорные клюзы судна обычно располагаются вне его диаметральной плоскости. В результате этого при стоянке судна на одном якоре сила давления ветра и сила натяжения якорной цепи будут приложены в различных вертикальных плоскостях и создадут пару сил, которая будет стремиться развернуть судно на определенный угол q так, чтобы эти силы (Т и FA) стали в одной вертикальной плоскости. При определенной силе ветра поперечная составляющая аэродинамической силы (давления ветра) Уа начнет перемещать судно в сторону подветренного борта (рис. 12.6,б, положение //).
Рис 12.6. Поведение судна при стоянке на якоре в свежий ветер:
а—положение судна в момент постановки на якорь; б—рыскание судна при стоянке на якоре
Надежность якорной стоянки резко ухудшается, если с усилением ветра судно начинает рыскать, т. е. совершать колебательные движения то в одну, то в другую сторону от линии действия ветра (рис.12.6). Появление рыскания вызывается тем обстоятельством, что якорные клюзы судна обычно располагаются вне его диаметральной плоскости. В результате этого при стоянке судна на одном якоре сила давления ветра и сила натяжения якорной цепи будут приложены в различных вертикальных плоскостях и создадут пару сил, которая будет стремиться развернуть судно на определенный угол q так, чтобы эти силы (Т и FA) стали в одной вертикальной плоскости. При определенной силе ветра поперечная составляющая аэродинамической силы (давления ветра) Yа начнет перемещать судно в сторону подветренного борта (рис. 12.6,б, положение //).
Поскольку с разворотом судна увеличится площадь парусности судна, на которую действует ветер, возрастет и продольная составляющая аэродинамической силы Ха. В результате этого якорная цепь резко натянется и на определенном этапе рыскания (рис. 12.6, б, положение ///) развернет судно в противоположную сторону так, что сила Yа переменит знак и начнет двигать судно в обратную сторону.
Под влиянием развившихся инерционных сил судно проскочит среднее положение и пойдет в противоположную сторону, совершая, таким образом, непрерывное колебательное движение, при котором центр тяжести судна будет описывать кривую, напоминающую изогнутую восьмерку.
Размеры рыскания зависят от ряда факторов: конструктивных особенностей судна, его загрузки и, естественно, силы ветра. Наибольшему рысканию подвержены суда в балласте и, особенно при наличии у них дифферента на корму.
Как показывает практика, амплитуда рыскания у таких судов может достигать 90—100°. При порывистом рыскании с большой амплитудой могут развиваться инерционные силы, значительно превышающие держащую силу якоря, что, естественно, приведет к дрейфу судна независимо от силы ветра. Кроме того, во время рыскания в определенные моменты якорная цепь будет испытывать настолько значительные напряжения, что это может привести к ее разрыву.
Для обеспечения безопасности якорной стоянки должны быть предприняты все возможные меры для уменьшения рыскания. К таким мерам относится:
В зависимости от конкретной гидрометеорологической обстановки перечисленные меры могут приниматься раздельно или в комплексе.
Эффективность предпринимаемых действий во многом зависит от их своевременности. Поэтому чрезвычайно важное значение имеет получение полной информации о гидрометеорологической обстановке в районе якорной стоянки на основании как краткосрочных и долгосрочных прогнозов, факсимильных карт, так и локальной информации от портовых властей.
На основании тщательного анализа этой информации и должен составляться план мероприятий по обеспечению безопасности судна при неблагоприятном изменении обстановки. Особую опасность для судна представляет усиление ветра с направлений, при которых может возникнуть дрейф судна в сторону берега.
В этом случае наиболее разумным будет заблаговременно прекратить грузовые операции, привести судно в походное состояние и сняться с якоря для штормования в открытом море. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно и принято решение оставаться на якорях, используют все вышеперечисленные меры для уменьшения рыскания и приводят в немедленную готовность машину, чтобы иметь возможность отстаиваться на двух якорях, подрабатывая одновременно с этим на передний ход. Следует иметь в виду, что в случае возникновения дрейфа в сторону берега, необходимо проанализировать возможность преднамеренного затопления судна на мелководье, чтобы не допустить его разрушения из-за ударов корпуса о грунт. К преднамеренному затоплению можно прибегать на мягких грунтах при отсутствии отдельных камней и на таких глубинах, чтобы после затопления на воде оставалась верхняя часть корпуса. Перед началом затопления следует создать дифферент на нос для предохранения от повреждения о грунт винторулевого комплекса.
Рис.12.7. Постановка судна на два якоря (на разнодлинных якорных цепях) при неизменном направлении ветра:
/—положение судна после постановки на один якорь;
//—положение судна в момент отдачи второго якоря; ///
стоянка судна на двух якорях
Рис. 12.8. Постановка судна на два якоря при переменном направлении ветра: а — способом перекрещивающихся якорных цепей; б — способом тандем