Завет это что значит
Завет это что значит
Какие значения включает в себя слово завет в Священном Писании?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Слово завет (евр. берит – договор, союз, обещание) в священных библейских книгах понимается как союз Бога с человеком. В Ветхом Завете оно употребляется 285 раз. Согласно христианскому богословию, Бог дает человеку откровение, а человек сознательно и свободно принимает эти истины верою и разумом, стараясь осуществить их в своей жизни при помощи Божественной благодати. Этот завет Бога с человеком получил начало еще в раю (см.: Быт. 2: 15–18), хотя впервые в Священном Писании это слово встречается позже, когда Бог заключил завет с патриархом Ноем: «с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6: 18). Затем завет подтверждался во времена последующих патриархов, особенно во времена Моисея, в Синайском законодательстве (см.: Гал. 4: 24).
В новозаветных священных книгах греческое слово диатеке (завет) встречается 33 раза. До пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа завет Бога с человеком не содержал о себе полноты откровения Божества человечеству. Ветхий Завет (см.: 2 Кор. 3: 14) был тенью и прообразом откровения, данного в Новом Завете (см.: Лк. 22: 20; 1 Кор. 11: 25; Евр. 8: 7–8; 9: 4; 12: 24). Поэтому принято различать два завета – Ветхий и Новый, последний является продолжением древнего. Иисус Христос является Основателем и Ходатаем Нового Завета и вместе с тем – Целью и Исполнением обетования и всего Ветхого Завета (см.: Лк. 22: 20; 1 Кор. 11: 25).
При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна
Завет
Смотреть что такое «Завет» в других словарях:
Завет — в богословско религиозном словоупотреблении, обозначает торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством). Значения В иудаизме: Завет обрезания Ветхий Завет В христианстве: Новый Завет Бахаи: Завет (Бахаи) В искусстве … Википедия
завет — См. приказ. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. завет договор, приказ; предначертание, наставление, распоряжение, заповедь, совет, наказ Словарь русс … Словарь синонимов
ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, библейское понятие, означающее союз Бога и людей. Ветхий Завет союз Бога с избранным народом. Новый Завет заключенный через Иисуса Христа союз Бога со всем человечеством. Смотри Библия … Современная энциклопедия
ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, завета, муж. (книжн.). Наставление, воля, совет, данные последователям или потомкам (преим. умершего). Заветы Ильича. Он следовал заветам своего учителя. ❖ Ветхий завет (церк.) древнейшая, дохристианская часть библии. Новый завет (церк.)… … Толковый словарь Ушакова
ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, а, муж. (высок.). Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по заветам отцов. Великие заветы. • Ветхий Завет дохристианская часть Библии. Новый Завет христианская часть Библии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
Завет — Завет. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религиихристианская церковь в частности определяет как завет, т. е. договор.Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а такжесодействие благодати; человек сознательно в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
завет — ЗАВЕТ, заповедь, разг. наказ несов. и сов. ЗАВЕЩАТЬ, высок., сов. заповедать, высок., сов. заповедовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
завет — зав’ет договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Цар.20:16 ), между отдельным человеком и народом (2Цар.5:3 ), между Господом, царем и народом (4Цар.11:17 ), между Господом и народом (Езд.10:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
завет — зав’ет договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Цар.20:16 ), между отдельным человеком и народом (2Цар.5:3 ), между Господом, царем и народом (4Цар.11:17 ), между Господом и народом (Езд.10:3 … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Завет — • English: Covenant Завет это соглашение между двумя сторонами. Двухсторонний (условный) завет это соглашение, исполненять которое обязаны обе стороны (Завет Моисея). Односторонний (безусловный) завет, хотя и является договором между двумя… … Словарь богословских терминов
ЗАВЕТ
Смотреть что такое «ЗАВЕТ» в других словарях:
Завет — в богословско религиозном словоупотреблении, обозначает торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством). Значения В иудаизме: Завет обрезания Ветхий Завет В христианстве: Новый Завет Бахаи: Завет (Бахаи) В искусстве … Википедия
завет — См. приказ. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. завет договор, приказ; предначертание, наставление, распоряжение, заповедь, совет, наказ Словарь русс … Словарь синонимов
ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, библейское понятие, означающее союз Бога и людей. Ветхий Завет союз Бога с избранным народом. Новый Завет заключенный через Иисуса Христа союз Бога со всем человечеством. Смотри Библия … Современная энциклопедия
ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, завета, муж. (книжн.). Наставление, воля, совет, данные последователям или потомкам (преим. умершего). Заветы Ильича. Он следовал заветам своего учителя. ❖ Ветхий завет (церк.) древнейшая, дохристианская часть библии. Новый завет (церк.)… … Толковый словарь Ушакова
Завет — Завет. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религиихристианская церковь в частности определяет как завет, т. е. договор.Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а такжесодействие благодати; человек сознательно в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
завет — ЗАВЕТ, заповедь, разг. наказ несов. и сов. ЗАВЕЩАТЬ, высок., сов. заповедать, высок., сов. заповедовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
завет — зав’ет договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Цар.20:16 ), между отдельным человеком и народом (2Цар.5:3 ), между Господом, царем и народом (4Цар.11:17 ), между Господом и народом (Езд.10:3 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
завет — зав’ет договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Цар.20:16 ), между отдельным человеком и народом (2Цар.5:3 ), между Господом, царем и народом (4Цар.11:17 ), между Господом и народом (Езд.10:3 … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Завет — • English: Covenant Завет это соглашение между двумя сторонами. Двухсторонний (условный) завет это соглашение, исполненять которое обязаны обе стороны (Завет Моисея). Односторонний (безусловный) завет, хотя и является договором между двумя… … Словарь богословских терминов
Союз, завет
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЮЗА, ЗАВЕТА
В Библии заключение С. имеет целый ряд особенностей и представляет собой довольно сложный процесс. Так, заключение С. между Иаковом и Лаваном ( Быт. 31:44 ) было порождено чувством правовой незащищенности и включало след. этапы ( Быт. 31:43 ):
1) устанавливался памятный знак, призванный свидетельствовать о заключении С. ( Быт. 31:45 : камень-памятник и холм из камней; ср. ковчег завета, Книга Завета, скрижали завета);
2) оговаривались и принимались взаимные обязательства ( Быт. 31:50.52 );
3) в свидетели призывался Бог или некое божество ( Быт. 31:50.53 );
5) совершалось жертвоприношение ( Быт. 31:54 );
6) заключение С. завершалось совместной трапезой ( Быт. 31:54 ). Однако процедура могла быть и иной. Напр., С. мог заключаться через пожатие рук ( Иез. 17:18 ). В других случаях особая роль отводилась окроплению «кровью завета» ( Исх. 24:8 ; Зах. 9:11 ), олицетворявшей жизненную силу, или жизненную субстанцию. Вместо заключит. трапезы ( Числ. 18:19 ; ср. Быт. 26:28.30 ; Быт. 31:46.54 ; Нав. 9:14 ) мог совершаться «завет соли», когда для закрепления С. обе стороны совместно съедали немного соли. В Быт. 15подробно описан древний обычай, который затем упоминается в Иер. 34:16 : туши жертв. животных рассекали пополам и части их складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство, через которое проходили стороны, заключающие С. Тем самым участники процесса как бы говорили, что, если они нарушат С., с ними произойдет то же, что и с этими животными. Среди различных свидет-в заключения договора следует особо выделить обряд обрезания (см. Быт. 17 ).
III. СОЮЗ КАК ПРАВОВОЙ АКТ
1) С. (завет) мог заключаться как между отдельными людьми, так и между родами, коленами и народами ( Быт. 31:44.49 ; Нав. 9:3–27 ; 1Цар. 18:1–4 ; 1Цар. 20:8.17.23.42 ; 2Цар. 5:1–3 ; 3Цар. 5:1 ; 3Цар. 20:34 ; Иез. 17:13 ). Стороны, заключавшие С., вступали в определ. правовые отношения друг с другом, причем права и обязанности сторон оговаривались до мельчайших деталей ( Быт. 31:44.50.52 ; Лев. 25:17 ; 2Цар. 3:13 ; 3Цар. 5:12 ). Различия в социальном статусе партнеров, их правах и обязанностях не были препятствием для заключения С. (ср. Авраам и Авимелех, Быт. 21:1 ; Иисус Навин и гаваонитяне, Нав. 9:1 ; Давид и Ионафан, 1Цар. 18:1 ; 1Цар. 20:1 );
2) С. считался священным, т.к. обычно он заключался «пред лицом Господа» ( 1Цар. 23:18 ) или к.-л. божества и каждая из сторон призывала свое божество в свидетели ( Быт. 31:50.53 ). Нарушение С. становилось грехом против Бога ( Быт. 31:53 ; Ам. 1:9 ) и вызывало Его гнев. С. скреплялся клятвой ( Быт. 31:53 ; 2Цар. 21:7 ), в которой партнеры часто призывали проклятия на свою голову в случае, если они нарушат соглашение. Следствием заключения С. были мир и единство, обусловленные выполнением каждой из сторон своих обязат-в по отношению к партнеру. Выполнение договора часто требовало от сторон «верности и милосердия». В случае заключения С. между Давидом и Ионафаном речь шла не просто об установлении дружеских отношений, которые могли возникнуть и без заключения С. ( 1Цар. 18 ). Вступив в С., Давид и Ионафан приняли на себя определ. обязательства ( 1Цар. 20:8 : хранить верность договору, проявлять милосердие), которые остались в силе даже после смерти одного из партнеров (Ионафана, 2Цар. 21:7 ). Личная симпатия обоих мужей ( 1Цар. 18:1.3 ) привела к заключению С., что поставило их взаимоотношения на правовую основу, а это подразумевало гораздо большие, чем просто дружеские, обязательства;
3) заключение С. имело важное значение для социального и полит. развития Израиля. Наряду с кровным родством С. долгое время оставались единств. способом упорядочения межчеловеч. отношений. Вплоть до эпохи царей колена Израиля были объединены именно таким образом (см. 2Цар. 5:1–3 ). Но после того как соглашения между коленами утратили свое значение, С. принял форму целевого договора (ср. 3Цар. 5:12 ; 3Цар. 15:19 ; Ос. 12:1 ). Существовали договоры между государствами и торг. договоры, в которых идея братства, заложенная в понятии С., утрачивалась.
IV. СОЮЗ КАК БОЖИЙ ЗАВЕТ
Часто в истории Израиля одним из участников С. выступал Сам Бог, или, вернее, Бог вступал с людьми в отношения, определяемые как правовой С. Пророки понимали С. Бога с Израилем прежде всего как завет милости, который по непонятным соображениям вновь и вновь возобновлялся Богом, несмотря на то, что Израиль не всегда выполнял принятые на себя обязательства. В правовом отношении, однако, человек не может быть достойным партнером Бога. И если Бог все же вступает с ним в С., то это лишь свидетельство того, что Божий завет выходит за рамки понятия правового С. (⇒ Святость.) В Писании говорится о целом ряде Божьих заветов:
( Быт. 6:18 ; Быт. 8:21 ; Быт. 9:8–17 ): Бог обязался «не истреблять более всякую плоть» и обещал Ною многочисл. потомство. Ной, со своей стороны, обязан был отказаться от употребления в пищу крови животных и от совершения убийства. Свидет-вом завета стала радуга. Божьи благословения относились не к одному только Ною, они распространились затем на всю землю и на все человечество ( Быт. 9:13.17 );
2) ЗАВЕТ С АВРААМОМ
( Быт. 15:7–21 ; Быт. 17:3–14 ): Бог обещал Аврааму бесчисл. потомство и владение Ханааном. Авраам, в свою очередь, обязался совершать обрезание, служившее свидетельством завета. Упоминания об этом завете постоянно встречаются в тексте НЗ. Заключ. позднее на горе Синай завет не заменил завета с Авраамом, а значительно дополнил его ( Исх. 32:1 ; Исх. 33:1 ; Рим. 4:13 ; Гал. 3:17 );
3) ЗАВЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ
5) кроме того, особые заветы были заключены с Давидом ( 2Цар. 7:1 ; ср. Ис. 55:3 ; Иер. 33:21.26 ), Финеесом ( Числ. 25:11 ) и левитами ( Мал. 2:4.8 ). В основе завета с ДАВИДОМ лежит пророчество Нафана ( 2Цар. 7 ). Из Пс. 2 и Пс. 109становится очевидным, что этот завет – одно из важнейших мессианских обетований как ВЗ, так и НЗ.
V. ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕГО ЗАВЕТА
1) инициатива заключения завета исходит от Самого Бога. Только в упомянутых выше случаях обновления завета (причиной которого было покаяние) она отчасти принадлежит людям (см. Исх. 34:1 ; Иисус Навин, Иосия и Ездра);
2) суть Божьего завета выражена в формуле, согл. которой Бог желает стать Богом Израиля, а Израиль должен стать Божьим народом (ср. Исх. 19:5 ; Втор. 26:17 ; Иер. 7:23 ; Иез. 11:20 ; Ос. 2 и др.). Обязанности народа, вытекающие из завета, определены в Десяти Заповедях, в Книге Завета ( Исх. 20:1 ; Исх. 24:7 ) и в других договорных записях ( Нав. 24:25 ; Неем. 8:1 ). К числу наиб. важных заветов относятся соблюдение субботы и совершение обрезания. Бог в ответ обязуется множить народ Израиля и отдать ему во владение землю Ханаанскую. Обращает внимание то обстоятельство, что обязательства Бога менее конкретны, чем обязательства народа, во всяком случае, во времена пророков. Это связано с тем, что завет был актом Божьей милости, ответом на которую со стороны народа стало непослушание и отпадение. ⇒ Закон;
3) завет Бога с Его народом имеет свою предысторию, ему предшествует Божье милостивое деяние. Народ вступает в завет с Богом не для того, чтобы ч.-л. получить, а потому, что он уже получил Божье благословение. Лишь спустя долгое время после избрания Богом израильтян Своим народом народ Израиля признал Его своим Богом. Вступление в Божий завет означает для людей установление отношений с Богом, в то время как Бог всегда имел связь с людьми. Завет является волеизъявлением Бога, обязующегося выполнять его по Своей доброй воле, а не на основании к.-л. условий, выдвинутых партнером по договору. Т.о., ключевые понятия Библии – Божья милость и Его верность завету (ср. Исх. 34:6–9 ). Это, однако, не исключает Божьего суда. Но суд превращается в средство, призванное вернуть нарушившего обязательства «в узы завета» ( Иез. 20:37 ). Завет зиждется на верности Бога, преодолевающего людскую неверность судом и милостью. Бог – Господь Израиля потому, что Израиль должен стать Его народом, а не потому, что он уже является Его народом.
VI. НОВЫЙ ЗАВЕТ БОГА С ИЗРАИЛЕМ
Из книг пророков становится очевидно, что Божий завет менее всего может быть назван правовым С., в основе которого лежат формально-правовые отношения (Ис, особенно начиная с Иез. 407 ; Иер; Иeз и Ос). Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается народом, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует ( Ис. 24:5 ; Иер. 31:32 ; Иез. 16:8.15 ; Ос. 6 и т.д.). Они, однако, указывают на то, что Бог возобновляет завет с Израилем. Господь избирает Израиль ( Ис. 42:6 ), проявляет к нему милость ( Ис. 49:8 ), хранит его ( Иер. 33:20 ). Бог прощает Израилю грехи ( Иер. 31:34 ) – «ради имени Своего» ( Иер. 14:21 ) и при посредстве Своего Духа ( Ис. 59:21 ) – и отказывается от Своего права вершить правосудие. Осия проникновенно описывает милосердие Бога, заключающего с народом Израиля брачный С., в котором личные отношения важнее, чем формальное право ( Ос. 2:18 ). Таким образом, новый завет, о котором говорят Иеремия ( Иер. 31:31–34 ; Иер. 32:40 ) и Иезекииль ( Иез. 11:19 ; Иез. 34:23 ; Иез. 36:25 ; Иез. 37:26 ), не является правовым С. Это основанный только на милосердии акт избрания, по собств. воле совершаемый Богом по отношению к Его вероломному народу. Этот завет милости осуществится с пришествием Божественного Мессии, Чей прообраз заложен уже в личности Давида ( ⇒ Мессия). Следствие завета – мир Божий, вечный, как Его сущность и Его могущество (ср. Ис. 55:3 ; Иер. 32:40 ; Иез. 16 и др.).
VII. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Употребление понятия «союз» в метафорич. значении встречается в Ис. 28 (С. со смертью), Иов. 31 (завет с глазами) и в Иер. 33 (завет с днем; в Синод. пер. – «завет о дне»).
VIII. ИИСУС ХРИСТОС И НОВОМ ЗАВЕТЕ
Греч. слово диатеке («завет») встречается в тексте НЗ 33 раза, в основном в цитатах из ВЗ и в других ссылках на него. Т.о., в основе новозаветного понятия «завет» лежит его ветхозаветная трактовка. Только в двух местах слово диатеке используется в значении ⇒ «завещание» ( Гал. 3:15–17 ; Евр. 9:15–20 ). Как и завещание, вступающее в силу только после смерти наследодателя, Божий завет стал действительным после смерти Иисуса Христа. Т.о., в НЗ различаются два завета, заключаемые по воле одного Бога, и поэтому оба действительные: новый завет представляет собой продолжение древнего (ветхого) ( Гал. 3:1 ; 2Кор. 3 ). Христос является Основателем и Ходатаем нового завета и вместе с тем – Целью и Исполнением обетования и всего ветхого завета ( Лк. 22:20 ; 1Кор. 11:25 ; Евр. 9:15 ).
завет
Полезное
Смотреть что такое «завет» в других словарях:
Завет — в богословско религиозном словоупотреблении, обозначает торжественный обет или договор, обычно между Богом и человеком (человечеством). Значения В иудаизме: Завет обрезания Ветхий Завет В христианстве: Новый Завет Бахаи: Завет (Бахаи) В искусстве … Википедия
завет — См. приказ. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. завет договор, приказ; предначертание, наставление, распоряжение, заповедь, совет, наказ Словарь русс … Словарь синонимов
ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, библейское понятие, означающее союз Бога и людей. Ветхий Завет союз Бога с избранным народом. Новый Завет заключенный через Иисуса Христа союз Бога со всем человечеством. Смотри Библия … Современная энциклопедия
ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, завета, муж. (книжн.). Наставление, воля, совет, данные последователям или потомкам (преим. умершего). Заветы Ильича. Он следовал заветам своего учителя. ❖ Ветхий завет (церк.) древнейшая, дохристианская часть библии. Новый завет (церк.)… … Толковый словарь Ушакова
ЗАВЕТ — ЗАВЕТ, а, муж. (высок.). Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по заветам отцов. Великие заветы. • Ветхий Завет дохристианская часть Библии. Новый Завет христианская часть Библии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
Завет — Завет. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религиихристианская церковь в частности определяет как завет, т. е. договор.Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а такжесодействие благодати; человек сознательно в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
завет — ЗАВЕТ, заповедь, разг. наказ несов. и сов. ЗАВЕЩАТЬ, высок., сов. заповедать, высок., сов. заповедовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
завет — зав’ет договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Цар.20:16 ), между отдельным человеком и народом (2Цар.5:3 ), между Господом, царем и народом (4Цар.11:17 ), между Господом и народом (Езд.10:3 … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Завет — • English: Covenant Завет это соглашение между двумя сторонами. Двухсторонний (условный) завет это соглашение, исполненять которое обязаны обе стороны (Завет Моисея). Односторонний (безусловный) завет, хотя и является договором между двумя… … Словарь богословских терминов