Зависть объяснение для детей что такое
Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Татьяна Хомягина
Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Полянка Зависти»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти»
Задачи: создавать условия для формирования представлений у детей об эмоции зависти. Формировать умение изображать ее с помощью мимики, жестов. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи
Оборудование: игрушка Зайчика, карточка с изображением морской звезды, игрушки, карта путешествия, аудио материалы.
Ход НОД:
Организационный момент: воспитатель передает по кругу игрушку Зайчика, а дети здороваются с ним.
Зайчик: Привет, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
С этими словами Зайчик предлагает детям выбрать по заранее разложенным картинкам, тех сказочных персонажей, которые соответствуют их настроению. После этого происходит обсуждение настроения детей.
Упражнение: «Путешествие в страну Зависти»
Зайчик: Как вы думаете, дети, какое же чувство охватило Морскую звездочку?
— Почему она даже заплакала?
После обсуждения детям демонстрируется пиктограмма с эмоцией зависти. Зайчик просит детей изобразить эмоцию зависти с помощью мимики.
Упражнение: «Кто завидует?»
Воспитатель предлагает детям объединиться в две группы. Участники первой группы получают по одной заранее приготовленной игрушке. Воспитатель дает им задание придумать небольшую историю о том, как к ним попала эта игрушка. После того, как все дети подготовятся, каждый из них должен похвастаться своей игрушкой перед другими детьми.
Участникам второй группы, воспитатель дает задание, изобразить с помощью мимики, позы или жестов эмоцию зависти. Затем группы меняются местами и задача повторяется.
Музыкальная разминка: «Зайчик»
Выслушав ответы детей, воспитатель акцентирует внимание на том, что не всегда зависть может быть плохой, и предлагает послушать историю.
«Трудолюбивый Еж»
Жил на свете Ежик. Он дружил со всеми лесными жителями, потому что был очень хорошим. Как-то летом отправился Ежик в гости к Зайцу.
Вернулся Ежик домой и сразу взялся за дело: вскопал грядки, посадил несколько кустиков клубники, земляники и черники. Приготовил место для выращивания грибов. Ежедневно работал Ежик у себя в огороде и в конце концов, его работа закончилась успехом: кустики зазеленели, зацвели, а потом на них появились ягодки. Сначала маленькие, зеленые, но каждый день они увеличивались, и спели.
Ежику хотелось показать результаты своего труда Зайцу. И вот он снова отправился в гости. Но уже с полной корзиной ягод и грибов.
«Привет, Зайчик! Посмотри, какой урожай я собрал на своем огороде! Угощайся, это все тебе!»
Ежик в ответ только улыбнулся, он не сказал Зайчику, что действительно позавидовал, но только по-доброму, по-дружески. Эта зависть подтолкнула его к тому, что он тоже может сделать что-то хорошее и полезное.
После чтения истории воспитатель с детьми обсуждает поступки Ежика. А затем предлагает детям объединиться в пары, для того, чтобы инсценировать этот рассказ, выбрав себе определенную роль. Во время инсценировки воспитатель еще раз, обсуждает с детьми все чувства, которые испытывали герои этого рассказа.
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на то, что чувство зависти иногда бывает очень полезным, потому что мотивирует человека к добрым делам и поступкам.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь!» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.
Конспект НОД по развитию речи «Новогодняя ёлка» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Новогодняя ёлка». Развитие речи. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.
Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию.
Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
Как помочь ребенку преодолеть зависть
Зависть испытывают все: и взрослые, и дети. Однако зависть зависти рознь. Если это состояние возникает время от времени, когда человек сомневается в своих способностях или испытывает неуверенность, тревогу бить не стоит. Но если чувство зависти начинает преобладать над прочими, то оно может основательно испортить жизнь.
Зачастую взрослому даже в голову прийти не может, что его ребенка гложет зависть – столь незначительным кажется ему предмет страсти малыша. Однако даже в самом нежном возрасте это чувство может быть не только сильным, но и долгим, а главное – разрушительным. Важно вовремя понять, что ваш ребенок завидует товарищу. У детской зависти есть несколько появлений.
Практические действия. В гневе, что у него такой машинки нет, ребенок может испортить чужую игрушку или сломать поделку, за которую его товарищ получил похвалу взрослого.
Имитация. Ребенку очень нравится вещь, которая есть у его друга, и он начинает просить у родителей точно такую же или создает ее в своем воображении и демонстрирует близким придуманные действия с ее использованием.
Игнорирование. Попытка защитить себя методом создания реальной дистанции между собой и желаемым предметом: малыш отказывается играть с ним, если товарищ предлагает, и вообще старается общаться с другими детьми, а не с владельцем предмета зависти.
Маскировка. Этот метод часть используют дети постарше возрасти, от 7 до 16 лет, дошкольникам он не по силам. Такую зависть распознать сложнее. Завистник не радуется за товарища, который добился успеха в чем-то или стал обладателем нового гаджета, зато от души сочувствует провалу или поломке желанной вещи.
Истоки зависти
От чего появляется зависть? На поверхности, разумеется, предмет (например, дорогостоящий гаджет) или событие (например, интересная заграничная поездка или победа в состязании), которые есть в жизни сверстника, но нет у вашего малыша. Здоровая зависть – мимолетное чувство, в котором смешаны и радость за товарища, и желание повторить его достижения.
” Если ребенок завидует долго, упорно, мучительно, то дело, конечно, не в планшете или кубке. Ребенок хочет внимания, одобрения, уважения и, наконец, любви. Так что хронические завистники почти всегда страдают от низкой самооценки: ребенок думает, что он во всем хуже всех, и полагает что заветный приз в одно мгновение исправит ситуацию. Однако из-за той же низкой самооценки он боится что-то предпринимать, чтобы добиться высоких результатов – получается замкнутый круг.
Если родители замечают, что их ребенок полон зависти (хотя в такой ситуации это случается нечасто), то начинают лечить симптомы, а не причину: ругают ребенка за недостойные чувства или пытаются осчастливить дорогостоящей игрушкой. Проблемы это не решает, ведь на самом деле любви и внимания от этого больше не становится. Чтобы исправить в чем-то испорченные детско-родительские отношения, нужна долгая работа, желательно подключить к ней психолога.
Зависть, иди прочь!
Другая ситуация: родители не помогают ребенку преодолеть зависть, более того, сами прививают ему это чувство, буквально приучая его завидовать всем и вся. Если вы уверены, что в целом с вашим ребенком все в порядке и ему несвойственна заниженная самооценка, но не знаете, как научить его правилоьно реагировать на чужие успехи, то вот несколько полезных советов.
Самый правильный способ – личный пример. Если вы позволяете себе высказываться о знакомых в негативном ключе, нивелировать их успехи и достижения, ваши дети абсолютно точно будут завистливы.
Помогите малышу осознать свои чувства. Дайте ему понять, что время от времени все злятся, сердятся или завидуют, и в этом нет ничего постыдного. Признать, что ты завидуешь – это путь к тому, чтобы преодолеть это разрушительное чувство.
Хороший метод борьбы с завистью – раскрытие личного потенциала ребенка. Чем больше он занимается любимым делом, тем успешнее становится и тем меньше причин для зависти у него остается.
Запомните! Чтобы ребенок не начал завидовать, никогда не нужно делать следующего:
Не сравнивайте его ни с кем. Это приводит к тому, что ребенок начинает непрерывно оглядываться на других и оценивать свое положение на шкале успеха.
Не делайте из вещей культа. Моментально покупать то же, что есть у других детей, приведет к росту запросов ребенка, а зависть никуда не исчезнет.
Не поддерживайте хвастовства. Это не повысит самооценку ребенка и не сделает его лидером среди детей, зато он может стать заносчивым и чванливым. Настоящий авторитет зарабатывается делами, а не дорогими вещами или хвастливыми рассказами – донесите эту мысль до ребенка.
РомашкаБукашка писал(а): | ||
Чувство зависти, соперничества больше характерно для людей нашего «цивилизованного» мира. И взрослых и детей, причем дети всегда берут пример с родителей. Родители завидуют (соседям, друзьям, актерам и проч.) и дети буду завидовать. И не удивительно, ведь со всех сторон тебе предлагают кучу «нужного» барахла, с помощью которого, якобы, ты будешь счастливее. Приведу пример, чтобы не быть голословной. Того поведения, которое присуще большинству наших детей, не было и в помине. Не было зависти, не было нестерпимой жажды обладать вещью. Было одно любопытсво. Вообщем, с тех пор прошло лет пять. И только сейчас я случайно начала читать книгу Ж. Ледлоффа (наверное многие с ней знакомы, но мне, к сожалению, она раньше не попалась). В ней как раз автор описывает подобные различия в поведении детей «цивилизованного» мира от детей индейцев Южной Америки. Последним так же совершенно чужды чувства соперничества и зависти. |
Как интересно вы пишите! Спасибо!
burya писал(а): |
Зависть испытывают все: и взрослые, и дети. |
Чувство зависти, соперничества больше характерно для людей нашего «цивилизованного» мира. И взрослых и детей, причем дети всегда берут пример с родителей. Родители завидуют (соседям, друзьям, актерам и проч.) и дети буду завидовать. И не удивительно, ведь со всех сторон тебе предлагают кучу «нужного» барахла, с помощью которого, якобы, ты будешь счастливее.
Приведу пример, чтобы не быть голословной.
Как-то нам посчастливилось полететь в Шри-Ланку с ребенком. Мы жили в серф-лагере, неподалеку от местной деревушки. И конечно, я посчитала глупым не воспользоваться моментом и не изучить хоть чуточку быт и нравы местных аборигенов.
И знаете, была удивлена увиденным. Мы гуляли под улицам среди хижин из банановых листьев и прутьев, никаких заборов. Мы увидели множество детей в каждом доме, веселых и здоровых на вид. Все нам улыбались и конечно с интересом разглядывали (светлокожий маленьких наш сын вызывал бурный восторгу местных).
Того поведения, которое присуще большинству наших детей, не было и в помине. Не было зависти, не было нестерпимой жажды обладать вещью. Было одно любопытсво.
Вообщем, с тех пор прошло лет пять. И только сейчас я случайно начала читать книгу Ж. Ледлоффа (наверное многие с ней знакомы, но мне, к сожалению, она раньше не попалась). В ней как раз автор описывает подобные различия в поведении детей «цивилизованного» мира от детей индейцев Южной Америки. Последним так же совершенно чужды чувства соперничества и зависти.
В книге как раз и раскрываются причины такого различия.
А на самом деле человеку просто нужно достаточное количество интересных для него дел. Причем это не сидение с телевизором или компом, а творчество, где его склонности раскрываются максимально, и душа наполняется счастьем (или просто удовольствием).
Конспект для внеклассного занятия на тему «Зависть»
Тема занятия: «Зависть»
«Зависть- признание себя побеждённым»
Цель: раскрыть понятие «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей.
Коррекция речи и памяти детей.
Ребята мы с вами с первой минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем, и круг нашего общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому из нас удаётся сберечь в себе человеческое, зависит то, какой будет наша жизнь.
Ребята! В начале нашего часа общения вам предлагается посмотреть маленькую инсценировку рассказа Толстого «Молния и Солнце».
Спросила Молния у Солнца:
М. Скажи, почему люди любят тебя больше чем меня, ведь я тоже очень яркая?
С. Они любят тепло и ласку – отвечало Солнце
М. – От моих пожаров тоже много тепла, но это их не устраивает
С. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.
Итак, ребята, сегодня мы посвятим наш разговор интересному вопросу «Что такое зависть?»
— Скажите, кому из участников рассказа вы симпатизируете? (кто понравился). Почему?
— Какова основная мысль рассказа?
— Как вы понимаете значение слова «зависть».
— А вы завидовали когда – нибудь?
(затрудняются сразу ответить)
Да, на этот вопрос нелегко решится ответить, ведь признаться что завидуешь – значит согласится с тем, что другой человек лучше. Но завидуют все без исключения. Зависть возникает тогда, когда сравниваешь себя с кем- нибудь. А в жизни всегда есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче.
-Давайте вспомним сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?
Да, старуха всё сравнивала себя с теми кто богаче и завидовала им.
— К чему привела старуху её зависть? (опять к разбитому корыту)
— Какие сказки вы ещё знаете, в которых проявляется зависть?
-Золушка, Морозка и др.
Молодцы, много читаете и знаете сказок.
Итак, мы с вами выяснили, что объект зависти – человек, который имеет что- то такое, чего у тебя нет.
Ребята, подумайте, зависть – это положительное чувство или отрицательное?
— Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует войны, склоки и ведёт к смерти.
(сейчас давайте посмотрим презентацию о двух братьях Каине и Авеле).
Русский народ посвятил много внимания этому чувству в литературных жанрах
В басне Крылова «Лягушка и Вол» рассказывается как лягушка увидела огромного вола и тут же захотела быть с него ростом. Она стала изо всех сил надуваться – надуваться.(вот как автор об этом пишет:
Пыхтела, да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшись с Волом,
С натуги лопнула и – околела.
Ребята, о чём эта басня?
Какое отношение к лягушке?
Смогла ли лягушка добится того, чего хотела?
Какой вы сделали для себя вывод?
И человек иной так может разлететься,
Гоняясь за чужим успехом, кошельком иль славой,
Не будь же дураком – завидуй меньше и живи по средствам.
Ребята, завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже?
Завистникам никогда не показывайте, что их зависть вас напрягает. Вы просто не принимайте его зависти. Это как подарок от плохого человека, если вы его не принимаете, то у кого останется этот подарок. То же происходит и с завистью. Просто держите дистанцию с такими людьми.
Звучит песня «Зависть»
Русский народ создал много пословиц и поговорок:
Кто чужое желает, тот своё потеряет
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Где счастье, там и зависть.
(задание их сложить).
А сейчас ребята, я хочу чтобы мы с вами прочитали сказку о зависти, называется она «О зёрнышке».
Текст сказки у детей. Читают
О чём эта сказка? Мальчик Игорь не желал добра другому, а только самому себе.
Всё то, во что человек вкладывает душу, согревает своим теплом – это даёт результат и делает человека достойным.
Девочка Василиса пригласила своих друзей – она желала добра не самой себе, а всем. Она пригласила настоящих друзей, которые могли порадоваться за неё.
А чтобы избавиться от зависти
Развивай в себе хорошие качества –доброту, терпение, уважение
Трудись, достигая своей цели
Радуйся успехам друзей и одноклассников
Старый индеец рассказывает внуку:
— Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
— Один волк представляет зло –зависть, ревность, зло
— Другой волк представляет добро, мир
Внук задумался, а потом спросил:
— А какой волк побеждает?
_ Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.
Всё зависит от вас, какой путь вы изберёте- озлобитесь от зависти или используете её как толчок для достижения своей цели.
О чём мы говорили сегодня на занятии?
(зависть плохое чувство, не завидовать, уметь радоваться успехам других)
Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся зависть и злоба.
Вы все станете хорошими, независтливыми людьми.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-845156
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как объяснить ребенку, что такое зависть и почему с ней нужно бороться?
Содержание статьи:
Чувство зависти знакомо не только взрослым, но и детям. Вот только справиться малышам с ним гораздо сложнее, поэтому они часто страдают от того, что не могут получить желаемое. Уже с детства необходимо учить бороться с завистью, чтобы в дальнейшем жить стало гораздо легче.
Почему нужно говорить о зависти?
Зависть – естественное чувство ущербности, которое возникает в результате сравнения и выражает неуверенность, страх. Оно представляет собой смесь обиды, агрессии, раздражения, озлобления и порой может быть очень опасным. Не имея отношения к реальности, зависть может возникать у любого человека: бедного или богатого, здорового или больного.
Провоцируют развитие чувства 2 фактора: финансовое или социальное неблагополучие и заниженная самооценка ребенка.
Если ребенок не ощущает собственной значимости, то он завидует успехам и способностям других.
Неудовлетворенность вызывает стресс, портит характер ребенка : он считает, что только ему плохо, а всем другим хорошо, жалеет себя. Чувство жалости перетекает в неприятие окружающих или даже ненависть.
Иногда зависть может прятаться, никак не проявляясь внешне. При этом ребенок просто не может понять, откуда взялось плохое настроение и негатив.
О чем говорить с ребенком?
Зависть появляется внезапно и бесконтрольно. Ребенок может жить спокойно, быть всем довольным, но вдруг он обнаруживает что-то, что ему очень сильно хочется (до этого он просто не знал об этом или не видел). Поговорить об этом чувстве нужно, рассмотреть все объекты, которые способствуют рождению негативного чувства и задать вопрос: завидовать плохо, а если да, то для кого?
Как бороться с завистью?
Повторение и имитация не позволят ребенку ощутить собственное «Я» и жить в гармонии с собой. Поэтому не нужно поощрять его желание сравнить себя с кем-то, выделить себя или другого. Низкая самооценка и зависть живут рядом.
Чтобы малыш не чувствовал себя обделенным в финансово-социальном плане, важно повторять, что у него есть уютный дом, умные и красивые родители, что все вместе они – это дружная семья, в которой все любимы. А погода просто чудесная, даже если идет дождь. Главное, чтобы он понял – у него все хорошо! Несмотря ни на что! И тогда не будет повода завидовать.
Чтобы малыш смог оценить все, что у него есть, нужно рассказывать о войнах, о людях, которые попали в бедственное положение. Не стоит лгать, утверждая, что материальное не имеет значения в жизни человека. Лучше донести до его сознания, что нужно много трудиться, чтобы заработать деньги на необходимые вещи, поездки, игрушки. Если малыш будет работать над собой, то в будущем ему удастся реализовать свои мечты.
Чего делать нельзя?
Некоторые родители, сами того не осознавая, своими действиями и поступками создают благоприятные условия для зарождения зависти.