Завистники на работе что делать
Как справиться с завистью на работе и не разрушить собственную карьеру
Все мы чувствуем в какой-то момент зависть, которую испытываем к другим, или ощущаем ее от окружающих. Хотя это естественное человеческое чувство, оно может усложнить и даже сорвать вашу карьеру, если станет управлять вами на работе.
Чем опасна зависть на работе?
Не путайте ревность с завистью. Это два разных чувства. Зависть проявляется в вашем желании иметь что-то, что есть у другого человека. Вы будете ревновать, если кто-то заигрывает с вашей второй половинкой. Но вы можете начать завидовать удивительной работе вашей сестры.
Иногда вы можете стать объектом чьей-то зависти, например, если вы получили большое повышение по службе. Если ваш коллега получил задание, о котором вы мечтали, вы можете ощутить некую печаль. Еще хуже, если зависть овладеет вами.
В любом случае эти напряженные чувства могут навредить рабочим отношениям, разрушить коллектив и подорвать работу.
Как вы справляетесь с завистью? Эти шаги помогут вам обуздать плохие мысли и избежать появления врагов на работе.
Признайтесь, если вы завидуете
Зависть к другим признать в себе довольно сложно, ведь известно, что это чувство нас не украшает, но это первый шаг, после которого можно начать бороться с ней. Прежде чем вы сможете что-то исправить, вы должны научиться владеть собой, это важный аспект психологии: следить за своими мыслями.
Поздравьте коллегу
Зависть в бинесе может появиться, если ваш коллега получил повышение, а вы остались на прежнем месте. Вместо того чтобы оплакивать вашу потерю, поздравьте его, в идеале перед другими вашими сотрудниками. Такое поведение поможет укрепить ваши отношения с ним, заложить основу для взаимности, когда вы достигнете достижений в будущем.
Сделайте лучших работников вашими наставниками
Относитесь к успешным сотрудникам как к наставникам, а не как к противникам. Укрепление отношений с высокопоставленными коллегами может помочь улучшить ваши навыки. Кроме того, полезно быть связанным дружбой со сливками коллектива, это может повысить вашу репутацию, а наличие такого позитивного имиджа обратит на себя внимание руководства компании.
Держите свою трудовую жизнь подальше от личной жизни
Зависть, преследующая вас на работе, может перетечь в вашу жизнь вне работы, если вы позволите ей поглотить себя. Негативные чувства можно приносить домой, ложиться с ними спать, просыпаться с ними и оставаться с ними на следующий день. Вы будете на них тратить драгоценное время и хуже работать. Не позволяйте этому случиться. Держите свою трудовую жизнь отдельно от своей личной жизни.
Оцените свою вину
Если вы думаете, что ваш коллега завидует вам, начните с шага назад и посмотритесь в зеркало. Вы можете разжигать зависть этого человека, хвастаясь, подлизываясь к руководству, показывая свое превосходство.
Ваша лучшая стратегия: сохраняйте свои «достижения» при себе, не рассказывайте коллегам, что вы обедали с генеральным директором, ходили на кофе с вашим боссом.
Подходите к человеку напрямую
Зависть заставляет порой людей вести себя подло, а это значит, что вы можете стать жертвой сплетен, увольнения или даже саботажа. Серьезные проступки должны обсуждаться один на один. Спросите у этого человека, который будоражит коллектив, в чем проблема, зачем он клевещет и чем вы можете ему помочь для налаживания отношений. Попросите напомнить, может быть, вы раньше обидели его и он делает все в отместку? Тогда самое время принеси свои извинения.
В большинстве случаев спокойный разговор с этим человеком прояснит ситуацию и позволит вам найти взаимоприемлемый компромисс. Иногда менеджеру может потребоваться вмешаться. Ни в коем случае нельзя спокойно смотреть, как о вас распускают грязную клевету, если завистник не угомонится, объяснитесь с коллективом.
Найти менее токсичное рабочее место
Если коллега делает вашу жизнь несчастной или вам не дают заслуженного повышения, самое время проверить более зеленые пастбища. Зависть – страшное чувство, которое толкает людей на подлые поступки, интриги и обман. Ваш коллега не будет вести себя по-другому, если только сам не старается избавиться от этого черного чувства.
А если вы ощущаете в своей душе шипение этой змеи, попробуйте не завидовать, а пересмотреть свои достижения, успехи, любовь, возможно, вы найдете что-то очень ценное в своей жизни, и вам не нужно будет оглядываться на то, что есть у других.
7 признаков зависти коллег по работе, а также как реагировать в этом случае
Например, на рабочем месте вы получаете вполне заслуженное повышение, радуетесь. А потом замечаете, что коллеги начали как-то странно общаться с вами, их улыбки совсем не выглядят искренними, и вы начинаете чувствовать себя белой вороной.
7 признаков того, что вам завидуют сослуживцы
Как понять, действительно ли сослуживцы тебе завидуют? Давайте разберемся.
ВАЖНО! Ожидайте, что чем крупнее будет ваша удача, тем больше необоснованных придирок вам придется выдержать.
КСТАТИ! Такой тип подражательного поведения весьма распространен и встречается даже у маленьких детей.
Как реагировать на козни недоброжелателей — советы психолога
Мы выяснили, как распознать зависть коллег по работе. Теперь поговорим о том, что делать в этой неприятной ситуации.
СОВЕТ. Уважайте чужие чувства, и тогда окружающие, возможно, прекратят вести себя с вами некорректно.
ВАЖНО! Если вы действительно ценный работник, не обращайте внимания на злопыхателей. Считайте, что сплетни — это обратная сторона славы.
Если вы сами завидуете — как справиться?
Такое тоже часто случается. Например:
Поговорим о том, как справиться с завистью к успехам коллег.
СОВЕТ. Заодно приглядитесь к отличившемуся коллеге: в чем он лучше вас и как вы можете это исправить прямо сейчас?
Полезное видео
Предлагаю посмотреть видео, в котором НЛП тренер расскажет, как защититься от завистников:
Помните, одной лишь карьерой жизнь не ограничивается: в жизни полно сфер, где вы можете реализовать себя, например, семья, любимое хобби, благотворительность. Совсем не обязательно становиться директором фирмы, чтобы быть просто хорошим человеком. Главное — не грамоты и заслуги, а ваши поступки и чувства по отношению к другим людям.
«Я хочу, чтобы мою начальницу переехал трамвай»: что делать с завистью на работе
«Труднее всего человеку дается то, что дается не ему», — говорил Михаил Жванецкий и, возможно, был прав. Тема зависти кажется такой любопытной для исследований, потому что она считается «недостойной» эмоцией, но может проявляться в любых сферах — завидовать стыдно, но мы все этим занимаемся. В том числе на работе.
Вот типичный случай — после моего мастер-класса в одном из российских городов ко мне обратилась девушка: «Я ужасно завидую своей начальнице. Я работаю с утра до вечера, готовлю для нее все материалы и цифры, а вся слава достается ей. Я ее ненавижу и каждое утро желаю, чтобы ее переехал трамвай. Что мне делать?»
Другой пример — уже из моего собственного обучения, когда преподаватель затронул тему колеса эмоций Роберта Плутчика. Девушка-участница, которая на всех предыдущих лекциях вела себя агрессивно и недоброжелательно, включила микрофон и вдруг сказала: «Вот самая главная тема — эмоции и чувства. Я только сейчас осознала, что просто завидую половине команды, которой я руковожу. Они все умнее меня, они умеют делать то, чего я не умею делать. Я им завидую и не могу с ними нормально общаться, я их ненавижу, а это моя команда. Что мне с этим делать?» Действительно, что?
Непреодолимое и шокирующее неравенство, особенно имеющее элемент недосягаемости, вызывает гораздо меньше зависти
Сотрудники на всех уровнях в компании уязвимы для зависти. Степень зависти растет пропорционально близости завистника к человеку, который чего-то добился «незаслуженно». Это один из самых неприятных, часто скрываемых, но фундаментальных фактов человеческой жизни на всех уровнях культурного развития. Согласно исследованию психолога Абрахама Тессера, люди действительно несчастнее, когда близкий друг преуспевает в области, имеющей личное значение, чем когда это делает незнакомец. Успехи незнакомцев всего лишь статистика. Успехи близких ярки и кажутся достижимыми.
Как распознать и победить зависть
В своем исследовании «Зависть. Теория социального поведения» (1966) Гульмут Шек подмечает: «Наблюдения за разными культурами показывают, что зависть и в особенности страх стать объектом зависти не зависит от величины и качеств объекта. Очень часто речь идет о пустяках». То есть зависть не является прямо пропорциональной абсолютной ценности объекта, а часто сосредотачивается на абсурдных мелочах.
Непреодолимое и шокирующее неравенство, особенно имеющее элемент недосягаемости, вызывает гораздо меньше зависти, чем минимальное неравенство, которое обязательно наводит завистливого человека на мысль: «Мне бы его возможности, я бы все это тоже имел».
Психиатр Виктор Франкл, опираясь на опыт пребывания в концентрационном лагере, показал в своих работах, насколько относительны степень и величина человеческого страдания. Он вспоминает чувство зависти, которое вызвал у него вид отряда обычных заключенных, потому что они, по его предположению, могли мыться и пользоваться зубными щетками.
Завистник не может ожидать взаимности. Он же не хочет, чтобы ему завидовали в ответ
Зависть наносит ущерб отношениям, разрушает команды и подрывает эффективность организации. Когда человек одержим чужим успехом, его самоуважение страдает и он может пренебречь или даже саботировать свою собственную работу и, возможно, свою карьеру. Первый шаг на пути к избавлению от чувства, отравляющего жизнь, — это осознание собственного «недуга». Вот некоторые из признаков зависти:
Есть два важных побочных эффекта зависти: обесценивание достижений (достаточно посмотреть на комментарии в соцсетях к постам, в которых человек представлен ярким и успешным индивидуумом) и дистанцирование от предмета своей зависти.
В отличие от других типов эмоциональных отношений между людьми завистник не может ожидать взаимности. Он же не хочет, чтобы ему завидовали в ответ. Именно в этом кроются причины провала в коммуникациях, игнорирование, агрессивное поведение, прекращение общения и эффективного взаимодействия.
Только вдумайтесь, ваша команда может не принимать идей только потому, что они придуманы на стороне
Чтобы разобраться с этим разрушительным состоянием, для начала стоит сделать паузу и попытаться понять, а что именно вызывает зависть, — это станет отправной точкой. Признайтесь себе, что вы не «мистер Зло», а, возможно, человек, который чувствует себя обделенным. Попробуйте узнать больше о предмете своей зависти: что он сделал для того, чтобы оказаться на своем месте? Чем заплатил за свой успех? Как он спит по ночам? Чем он рискует или жертвует? Наконец, попробуйте искренне восхититься этим человеком, найдите, чему можно у него поучиться.
Зависть в командах
Когда индивидуальная зависть интегрируется в командный феномен, возникает проблема — снижается общий уровень креативности и доверия в коллективе, новые идеи плохо приживаются. На программе для научно-технических специалистов в бизнес-школе «Сколково» мы выяснили, что пренебрежительное отношение сотрудников к потенциальным инновациям можно описать синдромом «Not invented here» («Это придумано не здесь»). Только вдумайтесь, ваша команда может не принимать идей только потому, что они придуманы на стороне — буквально в соседнем отделе.
Менеджеров из различных отраслей попросили разработать инновационные стратегии. Затем им предложили взглянуть на два варианта инноваций. Одной группе сказали, что проекты были сделаны посторонними, а другой — сотрудниками их собственных компаний. Затем оценили готовность использовать идеи и указать, какую часть бюджета они выделят на получение информации об инновациях. Участники, которые считали, что инновации пришли от внешних конкурентов, были более готовы их использовать и инвестировать.
Не ленитесь объяснять причины повышения или продвижения тех, кого вы считаете лучшими
Иными словами, если продукт придуман в условном Google — это не вызывает сопротивления, а если его предложило соседнее подразделение, то это идея от «внутреннего конкурента». Все дело в опасениях по поводу статуса, лидерства, признания. Когда мы копируем идею у постороннего, нас считают предприимчивыми, но, когда мы заимствуем идею у коллеги, мы признаем человека интеллектуальным лидером.
Вот что можно посоветовать руководителю, который чувствует высокий уровень зависти и нездоровой конкуренции в команде:
Хотя зависть естественна и автоматична, ею можно управлять. Анализируя уязвимые моменты, а также практикуя новые привычки из списка, вы можете превратить «недостойные» и вредные эмоции в средство улучшения как вашей собственной работы, так и работы вашей команды.
Как обезвредить завистливого коллегу
«Каждый проворный кляузник стал бы вешать на тебя всех собак!», — кричала Маргарита Павловна незадачливому Хоботову, рискнувшему вслух сокрушаться о несостоявшейся профессиональной судьбе. Действительно, редкая успешная карьера обходится без несправедливостей — на того, кто решительно продвигается вперёд и вверх всегда найдутся желающие подставить подножку, да ещё и получить свою выгоду. Подсиживание — самый простой способ, противостоять которому довольно трудно. Ещё и потому, что очень легко спутать целенаправленный подкоп под себя с собственным несоответствием занимаемой позиции.
Что происходит?
Возникшая неприятная ситуация, при которой кажется, что начальство несправедливо, что коллеги знай наушничают и каждую ошибку возводят в степень, от чего всё валится из рук, может оказаться сигналом «пора менять работу«. Важно как можно скорее разобраться, что происходит — либо вас подсиживают, либо вы в силу каких-то причин перестали попадать в струю. Традиционным симптомом подсиживания считается отсутствие конкретики. Начальник недоволен, но не в состоянии сформулировать, чем именно. Мелко мыслите, например, говорит он — и сам не знает, что имеет в виду. Коллеги критикуют, но как-то в целом — словно вы вдруг перестали им нравиться. В коллективе намечаются новые лидеры и фавориты, которые непримиримо настроены только к вам. А главное, вы часто попадаете впросак, потому что оказываетесь единственным, кто не знает чего-то важного по работе, у вас начинают пропадать документы, файлы, макеты, проекты. Вот такой информационный бойкот — первый признак того, что вас подсиживают.
Совсем другое дело, если работа не клеится в мелочах — например, перестали получаться яркие рекламные слоганы, или партнёры шлют жалобы на ошибки в программе, или коллеги ставят на вид грубость, а начальство песочит за неряшливо выполненные дизайн-макеты. Всё это — повод подумать, не пора ли пересмотреть служебные приоритеты, заняться повышением квалификации или собраться в отпуск, а может, и за новой работой.
А вот с подсиживанием, если место дорого, можно и побороться. Особенно, если профессиональная уверенность в себе никуда не пропала.
7 методов борьбы с недоброжелателями
Прыжок через головы
Наплевав на зарвавшегося коллегу или весь коллектив, надо пойти прямо к вышестоящему лицу (чем выше, тем лучше!) и заявить о себе в таком ключе: засиделся я на своём месте, а энергия бурлит и хочется свершений. Понятно, что с пустыми руками и головой соваться наверх смысла нет. Необходимо припасти идею, рацпредложение, финансовое озарение — словом, что-то такое, что докажет ваш высокий профессионализм и готовность работать. Инициативность ценится, особенно если она не сопровождается просьбами о повышении зарплаты.
Я глух и слеп
Полный игнор конкурентов может стать достойным выходом из ситуации при условии, что объективно вы работаете на высоком уровне. Неприятно в личном плане, но если не давать врагу повода раздуть конфликт, тот быстро сдуется. Главное, стараться доводить до руководства все свои позитивные результаты, а не уходить в глухую несознанку. Ведь противник занят в кабинете шефа прямо противоположной деятельностью.
Защита любви
Если вы человек коммуникабельный, постарайтесь стать душой коллектива — отмачивать смешные шутки, быть заводилой в общественных делах, весёлым посредником между коллективом и руководством, который печётся об общих интересах. «Свалить» такого персонажа непросто. Интроверту можно посоветовать индивидуальный подход — попробуйте наладить добрые отношения со всеми коллегами в режиме тет-а-тет.
Защита выгоды
Второй вариант установления крепких личностных связей с коллегами (а то и с шефом) — это стать для наиболее весомых из них по-настоящему нужным человеком. Выбор средств богатый, хотя и зависит от ваших возможностей: одному что-то достать, другого куда-то устроить, познакомить, обеспечить доступ и т.д. Полезные связи терять никто не любит.
Перемена слагаемых
От их перестановки, как известно, сумма не меняется. Если бороться с недругом трудно, а увольняться обидно, можно пойти на полумеры и сменить позицию в рамках компании — перейти в другой отдел, другую комнату, на другой этаж, отказаться от части обязанностей или заменить их новыми. Афишировать причины своего перемещения не стоит, однако все эти перестановки либо собьют «копателя» с толку, либо лишат смысла его усилия.
Доступ запрещён
Блок защиты ставится по всем основным пунктам служебных обязанностей — надо закрыться от посторонних так, чтобы имея представление о том, что вы делаете по работе, основная часть коллектива не могла вникнуть в детали. Это лишает недоброжелателей возможности подставить. Например, все знают, что Петров рассчитывает бизнес-план для строительства нового здания компании. При этом доступ к расчётам закрыт, над каким пунктом программы трудится Петров сегодня — рядовые сотрудники не в курсе, какие изменения рекомендованы руководством — тайна за семью печатями. Понятно, что скрыть всё нельзя. Но не лишне ставить пароли для доступа к файлам, запирать документы в сейф, не делиться в курилке творческими планами и вообще — помалкивать.
Чужие здесь не ходят!
Вариант блокировки — запрет конкретному лицу приближаться к своим делам — возможен, когда злопыхатель точно установлен или вообще играет в открытую. Без информации он потеряет способность манипулировать. Закрыть доступ можно как бы в шутку («выполняю тайное задание»), по выдуманным причинам и вовсе без таковых — всё зависит от стадии развития конфликта и устойчивости вашей позиции.
Запретные маневры
Раз есть рекомендации к действию, не может не быть и способов, имеющих обратный эффект. Прибегнув к ним, вы рискуете оказаться в худшей ситуации, чем были до того. Вот эти антиспособы.
Проявление слабости
Нет ничего хуже позиции ябедника, даже если им движет благородное негодование. Сочтя несправедливыми действия «копателя», умный руководитель всё равно постарается избавиться от жертвы, если она оказалась настолько жалкой, что прибежала за помощью и распустила нюни. По сути, такая жалоба — профессиональное самоубийство.
Око за око
Бить противника его же методами — подставлять, вредить, наушничать — означает опускаться до его уровня. Любой начальник, до которого дойдёт подобная история, усомнится в вашей чистоплотности точно так же, как и в порядочности вашего недруга. Кроме того, такое поведение развяжет врагу руки, который перестанет гнушаться любыми способами травли, а поскольку он — сторона наступающая, ему легче победить в поединке «кто подлее».
Нездоровая конкуренция
Некоторые подсиживаемые в азарте включаются в битву за свои интересы, используя методы нормальной конкурентной борьбы: бросают все силы на доказательство своей профессиональной состоятельности, берутся за самые трудные поручения в надежде выйти победителем. Всё это часто лишь добавляет нервотрёпки, отвлекает от качественного выполнения своих обязанностей и в итоге даёт противнику дополнительные преимущества — ему-то ни за что бороться не надо.
Завистники в коллективе
Почему так происходит?
Завидующий, как правило, не уверен в том, что может добиться тех же достижений.
Не всегда завистник мрачно наблюдает за вашими успехами со стороны; им может оказаться и тот, кого вы считаете своим другом, единомышленником. Стоит внимательно присмотреться и к тем, кто откровенно льстит и не скупится на подхалимство.
Зависть в рабочем коллективе — не что иное, как проявление социального сравнения не в свою пользу. Завидующий, как правило, не уверен в том, что может добиться тех же достижений. Еще одним обязательным условием является перекрещивание интересов — у одного есть то, что хочет иметь другой.
Впрочем, не всегда предметом зависти бывают только профессиональные вершины. Рядовая сотрудница офиса, недавно успешно вышедшая замуж, может подвергаться не меньшим нападкам, чем удачливый карьерист.
Любители простодушно поделиться своими успехами с коллегами часто становятся объектом зависти со всеми вытекающими последствиями. Тут уже все зависит от коллектива и норм корпоративной культуры, но если в компании процветает моббинг, то стоит приготовиться к информационному бойкоту и беспричинным атакам со стороны других сотрудников.
Важно уметь отличать проявления профессиональной ревности от личной вражды или неприязни. Если вчера вы с воодушевлением рассказывали сослуживцам о своих деловых подвигах, а сегодня один из них слегка изменил к вам отношение, то, скорее всего, вы нажили неприятеля, комплексующего из-за собственных неудач.
Распространенное заблуждение гласит, что зависть процветает только в женских коллективах, но психологи уверены, что от пола это не зависит. Более того, мужчины тоже могут завидовать карьерным успехам женщин.
Зависть возникает в компаниях с высоким уровнем конкуренции между сотрудниками и нередко принимает достаточно агрессивные формы. Если с вашего рабочего компьютера подозрительно часто стали исчезать файлы, а важная информация обходит вас стороной, срочно вычисляйте и нейтрализуйте злоумышленника.
Всем выйти из сумрака
С завистью в рабочем коллективе нередко путают недоброжелательное отношение, недопонимание и конфликты, продиктованные иными мотивами.
Есть разница
Нередко критичное отношение к своей работе и негативизм со стороны коллег многие склонны списывать именно на это греховное чувство, но важно объективно разобраться в причинах. Если вам указали на недоработки, а заодно предложили способ их исправления, то не спешите зачислять сослуживцев в стан врагов.
Недовольство вашей работой, которое высказывает злопыхатель, нередко носит характер критиканства и перехода на личности. Конструктивная же критика имеет принципиально иную цель — улучшить результат. Ни один завистник не отважится выпестовать конкурента, пусть даже ценой критики.
С завистью в рабочем коллективе нередко путают недоброжелательное отношение, недопонимание и конфликты, продиктованные иными мотивами. Вы можете отлично справляться со своими обязанностями, но не совпадать с коллегой в привычках или рабочем ритме, и если вынуждены сообща заниматься одним проектом, отношения могут легко стать более чем натянутыми.
Защититесь от завистников
Слова искренней благодарности помогут снизить напряженность в коллективе.
По мнению Бернарда Шоу, «обилие завистников пугает, но их отсутствие — настораживает». Не стоит впадать в панику, если выяснилось, что коллега завидует вам. Умелая его нейтрализация вполне обезопасит вашу дальнейшую карьеру.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее