Завод арма что было раньше
Московский газовый завод
Возле Курского вокзала можно увидеть памятник промышленной архитектуры — Московский газовый завод. Но сейчас это бизнес-центр АРМА.
В 1863 году в Москве построили первый завод по производству светильного газа для освещения Большого и Малого императорских театров.
А в 1865 столица решила ввести газовое освещение. Тогда Московская Городская Дума заключила контракт с голландским предпринимателем А. Букье и британским инженером Н.Д. Гольдсмитом о строительстве завода и газификации города из-за выгодных цен: 14 рублей 50 копеек за один уличный фонарь, горящий ежегодно 2 000 часов. Уголь для получения газа доставляли из Великобритании.
Через 3 года в Москве было уже более 3 000 фонарей, но компания-вендор несла убытки, так как люди не хотели подключать дома к газовой сети из-за слухов о вреде газа для здоровья. Только в 1905 году газовый завод перешел к городу.
Коммуникации к тому времени были запущены: трубы давали утечку газа до четверти от годового расхода. Поэтому Городская Дума выделила на развитие и переустройство завода 4 миллиона рублей.
В 1940-х годах московский газовый завод перепрофилировали сначала на производство ракетных сопл, затем на выпуск газового оборудования (плит и счетчиков), а затем на изготовление газозапорной арматуры. За это время корпуса завода обросли пристройками, а в некоторых газгольдерах прорубили окна и сделали перекрытия. В 2002 году производство остановилось, а площади сдали в аренду.
Сейчас здесь бизнес-центр АРМА. На территории сохранились старинные газгольдеры по проекту Рудольфа Бернгардта (хранилища для избыточного газа и аварийного запаса из-за неравномерного потребления в течение года). Сейчас такие наземные газгольдеры уже не строят.
Завод «Арма» (Московский газовый завод)
Время отдыха: 18 ноябрь 2012
Совсем рядом с метро «Курская» находится один из замечательных памятников промышленной архитектуры 19 века – Московский Газовый завод (последнее название «Арма»). На завод попасть можно разве что случайно. В самом деле, со стороны улицы его скрывают высокие стены и здания администрации. А то, что за забором спрятались уникальные по своей архитектуре постройки, знают немногие.
После того, как в 2002 году заводское производство остановилось, буквально все площади тут же были сданы в аренду.
И началась у бывшего завода, видевшего до этого труд и созидание, новая, непонятная для него жизнь…. Самыми первыми открылись дизайнерские студии, шоу-румы, склады тканей.
Сюда я наведываюсь на протяжении уже наверно пяти лет. Что делать, покупка тканей на складах устраивает меня по многим критериям, только хорошо бы эти склады находились совсем в другом месте, а заводы продолжали бы функционировать. Но в прошлое, в этом смысле, как ни печально, возврата нет. Если разрушаем, то до основания, как в той песне.
Каждый раз это интереснейшее место из красного кирпича не перестает меня восхищать.
В архитектурном направлении есть стиль, который так и называется «кирпичный». Его основателями являются архитекторы В.Шретер и И.Китнер. В России кирпич всегда был популярен. Из-за своей экономичности и оригинальности его использовали в самых разных по назначению постройках от храмов до казенных домов и заводов. Мне как-то особенно по душе приходятся кирпичные особняки и заводские строения. Яркие воспоминания на эту тему оставил и греческий Фенер в Стамбуле, не могла тогда оторвать глаз от кладки стен, оставшихся с византийских времен.
А о заводе мне захотелось рассказать вот после чего.
Обычно, как бывает. Ходишь-ездишь себе мимо любимых зданий, все вроде на месте, потому и любуешься ими спокойно. Пока не начинаются изменения. Была я там в последний раз где-то весной, а тут приезжаю и глазам своим не верю. Красавцы газгольдеры были «одеты» по всей высоте в строительные полотна-панно уже давно, что вселяло надежду на их ремонт. Но вот корпусов под номером 19 рядом с ними уже как не бывало, их снесли! Какой был монументальный корпус 19А! С аккуратными ровными стенами, с оконными проемами, обрамленными арками из выступающих на разную длину кирпичей. На их месте вырыли огромный котлован и обнесли забором. Обидно, что не сделала их фото раньше, все потом, да потом (
Что же это? Реконструкция или что похуже?
Сам завод предстал в виде цехов и складов, которые симметрично расположились между газгольдерами и административным корпусом.
Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы – возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь.
А через три года в Москве зажглись уже три тысячи газовых фонарей.
Завод сохранял свою функцию и оставался основным поставщиком газа в Москве до середины 1940-х годов. А позже был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопл, затем, в 1950-х, на выпуск газового оборудования: плит и счетчиков. В 1990-х годах здесь стали изготовлять газозапорную арматуру, а сам завод переименовали в завод «Арма». За все это время корпуса предприятия обросли многочисленными пристройками, в некоторых газгольдерах были прорублены окна и сделаны перекрытия.
Кстати, Газовому хозяйству Москвы в ноябре 2008 года исполнилось 143 года и начиналось оно именно с Газового завода.
Но возвращаюсь к тому, что не оставило меня равнодушной.
Теперь еще одна история. Бюрократическая.
В 2006 году вышло Постановление правительства Москвы. Звучало оно так «О разработке градостроительной документации на реорганизацию производственной территории ОАО «АЗ «АРМА» с последующим строительством многофункционального комплекса по адресу: Нижний Сусальный пер., вл.5»
«Архнадзор» откомментировал это следующим образом: «Постановление предусматривает строительство нового комплекса на территории уникального для Москвы исторического ансамбля объектов промышленной архитектуры, неизбежно приводящее к сносу большей части построек». Тут же шли рекомендации:
1. Отменить постановление.
2. Предусмотреть реставрацию и сохранение ценных построек 19 века, разрешить снос поздней застройки участка.
Все хорошо. Но только на бумаге, а не в жизни.
Комплекс зданий Газового завода был заявлен к постановке на охрану как образец промышленной архитектуры. В конце августа 2008 года историко-культурный экспертный совет Москомнаследия рассмотрел заявку и решил, какие из зданий остаются, а какие подлежат сносу.
По всему ясно, что завод не рассматривается, как единый комплекс, а дробится на части, и таким образом становится легкой добычей в «творческих задумках» его новых хозяев. Вот пример. Таким суперсовременным центром видят его наши (а может не наши) предприниматели.
Еще через три года появилось письмо от группы граждан района с просьбой проверить территорию завода на степень опасности хим. заражением. Ответ санитарных властей оказался положительным. Решение — снести.
По независимому же расследованию выходило, что экспертиза и выводы о ней проводились на деньги заказчика проекта реконструкции завода. Без комментариев.
СНЕСТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ. Где поставят запятую нынешние хозяева жизни?
В итоге, приехав в следующий раз с камерой, я засняла почти все постройки, какие удалось, пока те еще живы. Укажу, какие здания решено было отнести к исторически ценным памятникам архитектуры. Все остальные, получается, оказались за чертой этого почетного звания.
Проходная, здания администрации (корпуса 1, 2). Памятник.
Если раньше на территории было как-то не особенно людно, то теперь кругом можно увидеть стайки молодежи, с оттенком маргинальности. Такие, в основном ходят заниматься танцами и йогой. В определенное время можно наблюдать и другую публику на дорогих авто, представители которой собираются в модном ночном клубе «Газгольдер» и в Арма мюзик холле, вывеска по-английски, конечно, и большими буквами… «С точки зрения архитектурного искусства корпуса 4 и 5 не представляют интереса, хотя их капитальная добротность вызывает уважение.»
Корпус 5а. 1931-1932гг
Его же стена, но теперь к ней не подойдешь, перекрыто забором. Фото из сети.
Газгольдеры — удивительные образцы промархитектуры, сердце завода. Редко можно встретить что-то подобное. Да и в нашей городской среде в большей степени доминируют прямые линии, поэтому округлые формы зданий особенно привлекают внимание. Когда первый раз их увидела, ахнула. Мне почему-то вспомнились Крестовские водонапорные башни, которых больше нет. Те правда, были вообще исполинами, по 40м, в два раза выше газгольдеров.
Один из четырех причислили к памятникам. Остальные в «силу сложности воссоздания исторического облика» (??) будут изменены. Один уже изменили, даже газометр привели в порядок, осталось стрелку прикрепить.
Вот такие интерьеры появились внутри (с сайта Армы)
Крыша. Кто-то и там побывал )
Роторное и аппаратное здания. Вид со стороны подъездной ж/д ветки. Пробовала я сделать такой же снимок, но рельеф с тех времен изменился, да и машин полно наставлено было.
Корпус 3а (нынешний)
Корпус 3а. Труба хорошо узнаваема.
В заводских рамках фасадный декор весьма богат. Посмотрите, какими арочками выложен кирпич, какие решетчатые перекрытия у рам, «какие перышки, какой носок. » Нет, не памятник.
А вот еще одно монументальное выразительное здание, которое по своей необычной параллелепипедной форме сразу выделяется в числе прочих сооружений. Корпус 10. «Требуется более тщательное изучение не только архитектуры здания, но и его сохранности. предполагается возможность возведения на данном месте нового сооружения, которое также доминировало бы в пространстве окружения.»
Он же, только вид с заднего фасада.
При выходе меня ждал сюрприз в виде таблички. Но поздно ) Хотя потом прочитала, что любая съемка на территории крайне не приветствуется. Ерунда какая-то. На оборонку завод давно отработал свое.
Уже на задворках увидела размещенную там Газовую аварийную службу, хоть каким-то образом напоминающую, какую функцию нес завод когда-то.
Смешанные впечатления остались у меня на этот раз. С одной стороны конечно же надо что-то делать со старыми площадями, но ведь не кардинально? Так, чтобы сравнять с землей. Самое печальное, что власть имущие в большинстве своем страшные люди. Им безразлично, что не просто уничтожаются архитектурные памятники. Уничтожается прежде всего память и наша история, обрываются невидимые нити с прошлым. Его попросту отбирают. СтоЯт молодые люди у стенда с будущим современным проектом и восторгаются. Сомневаюсь, что они точно так же способны любоваться сохранившимися старыми зданиями. Правда, не все такие, что уже радует.
Кстати, увидела фото газгольдеров в Вене. Вот, как там их «вписали» в 2001г в современные жилой фонд. Если попаду когда-нибудь в Вену, обязательно постараюсь выбраться в тот район.
townplanner
записки урбаниста
photo: © Vasily Baburov (2015)
В Нижнем Сусальном переулке, позади Курского вокзала располагается один из наиболее целостных ансамблей промышленной застройки в Москве. Это бывший Газовый завод, построенный в XIX веке для газового освещения города. Ещё недавно судьба сооружений из красного кирпича вызывала тревогу, поскольку их ценность подвергалась сомнению нынешними владельцами и государственными инстанциями. Однако благодаря упорству защитников наследия большую часть зданий удалось отстоять, и сейчас территория завода преображается.
К сожалению, надеждам создать здесь кластер творческих видов деятельности, дополняющий соседствующие Винзавод и Artplay пока не суждено осуществиться, так как владельцы предпочли галереям, мастерским и клубам офисы.
Формирование ансамбля проходило в несколько этапов. Самый древний «пласт» относится к 1865 г., от него сохранились два двухэтажных корпуса для контор и проживания рабочих (архитектор Фёдор Дмитриев), выстроенных по линии Нижнего Сусального переулка, а также четыре кирпичных газгольдера высотой 20 метров, глубиной 10, и по 40 метров в диаметре (архитектор Рудольф Бернгард). Сам газовый завод, занимавший пространство между газгольдерами и административным корпусом, не сохранился. На его месте в 1912 году техник Александр Константин Вольдемар Рооп выстроил шесть новых корпусов (аппаратное и ретортное отделения, аммиачный завод, сооружения для очистки газа от примесей, завод счётчиков, завод водяного газа) и пятый ещё один газгольдер меньшего размера. Наконец, в конце 1920-х и начале 30-х возвели ещё несколько вспомогательных строений, а также крупное здание газогенератора (архитектор Николай Морозов).
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
03. Газгольдеры (1860-е гг., архитектор Рудольф Бернгард). Они не так велики, как, скажем, хорошо всем известные венские газометры, зато наши, московские.
04. Ретортное и аппаратное отделение (1912 г., проект: Александр Константин Вольдемар Рооп)
05. Здание для производства водяного газа (1912 г., проект: Александр Константин Вольдемар Рооп)
07. К концу советской власти территория завода пришла в полное запустение. 1990 год
09. Проект Марины Асадовой и её коллег (Моспроект-4) 2005 года: четыре газгольдера, а также ещё восемь фабричных корпусов планировалось сохранить и приспособить под новые функции.
10. Альтернативный проект Сергея Ткаченко (2009-2010 гг.) предусматривал полный снос всей промышленной застройки за исключением газгольдеров.» alt=» » border=»0″ loading=»lazy» />
11. Но тут грянул кризис, денег сильно поубавилось, и владельцам завода пришлось искать более интеллигентные формы редевелопмента. Проект, который сейчас осуществляется, разработан Алексеем Медведевым и его коллегами из компании «Сергей Киселёв и партнёры». Большая часть сооружений XIX – начала ХХ века сохраняется, однако судьба остальных построек остаётся неясной.
photo: © Vasily Baburov (2015)
13. К сожалению, при реконструкции не удалось сохранить перекрытия одного из газгольдеров (на фото он средний), авторство которого, возможно, принадлежит Владимиру Шухову.
photo: © Vasily Baburov (2015)
14. Новый офисный корпус справа – проект Алексея Медведева и его коллег.
photo: © Vasily Baburov (2015)
15. Не все здания ещё реконструированы.
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
18. На заднем плане – аппаратное отделение 1912 года (арх. Рооп)
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
21. Интерьер одного из офисов внутри газгольдера. Уютно.
photo: © Vasily Baburov (2015)
22. Аппаратное 1912 года (арх. Рооп)
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
24. Ретортное и аппаратное отделение 1912 года (арх. Рооп)
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
26. Южная часть бизнес-парка – самая «дикая». Большую часть пока занимает парковка, на месте которой скорее всего возведут офисные здания. На заднем плане офис Мосгаза (после одноимённого сериала это название звучит слегка зловеще), который и по нынешним временам смотрится вполне неплохо.
photo: © Vasily Baburov (2015)
27. Новое офисное здание (арх. А.Медведев и др.)
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
31. Выглядят эффектно – особенно в сумерках.
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
33. Здание газогенератора (1931-32 гг., архитектор Николай Дмитриевич Морозов).
photo: © Vasily Baburov (2015)
34. Выглядит страшновато, но что-то в нём есть – напоминает донжон средневекового замка. Жаль, если снесут.
photo: © Vasily Baburov (2015)
photo: © Vasily Baburov (2015)
36. Южный въезд на территорию со стороны Мрузовского переулка и Винзавода. Есть ещё что пореконструировать.
Путеводитель по «Арме»
Одним из первых модную европейскую политику перенял завод «Арма». Бывший Московский газовый завод, построенный в 1865 году, обеспечивал газом 3000 фонарей по всему городу. Когда в конце ХХ века завод перепрофилировали под выпуск газоопорной арматуры, в возникло название «Арма». В 2002 году завод приостановил свою работу, в кирпичные цеха и круглые газгольдеры стали въезжать арендаторы. Сначала, как и было заведено в Москве, площадку стали осваивать владельцы торговых и складских помещений. Однако шесть лет назад все изменилось, и красоту кирпичных стен и потолков высотой 7 метров заметили творческие объединения и дизайнеры. На территории бывшего завода постепенно стал формироваться так называемый «квартал креатива».
Правда, если хочется что-то узнать про «Арму», сначала надо идти в «Газгольдер». Именно «Газгольдер» первым въехал на «Арму» шесть лет назад и сделал из пустующего завода модное место. Несмотря на то, что клуб с самого начала был закрытым и только для своих, внимание к «Арме» это привлекло немедленно, и жизнь в этом районе пошла по новому направлению. За «Газгольдером» на «Арму» потянулись Денис Симачев, Катя Гомиашвили, Полина Волошина и другие. Здесь же открыли творческое пространство и мастерские для художников Gazgallery. В «Газгольдере» теперь дают спектакли (расписание на сайте www.gazgolder.com, цена билетов — 500 р.). Например, весь апрель на сцене шла психиатрическая комедия Олега Груза «Рвы» и выступал театр клоунов «Микос». Этой зимой арт-директор «Газгольдера», художник Дэн Крючков выступал в качестве художника-постановщика в спектакле Олега Кулика, который тот давал в Париже на столетие «Дягилевских сезонов». «В проекте у нас еще постановки Сорокина, свой продюсерский центр (“Газгольдер” поддерживает рэпера Ноггано), а в идеале — создание кабаре, — рассказывает Дэн. — А летом мы будем участвовать в фестивале “Архстояние 2010”».
Тема современного искусства для Творческого объединения «Газгольдер» ключевая. Здесь выставляется все, что было создано за время существования Gazgallery, а это больше ста картин. Экспозиция постоянно меняется, зал «Газгольдера» на такой объем не рассчитан. Работы остальных художников можно увидеть на еще действующем сайте www.gazgall.ru. А вот с бизнесом все уже совсем не так, как с искусством. Закрытого клуба больше не существует, и в то время, когда нет спектаклей, «Газгольдер» работает как обычный ресторан. Это решение принято вслед за повышением арендной платы. А вот после «Газгольдера» можно и на «Арму».
После очередной процедуры полного сканирования оказываешься на территории с огромным количеством зданий разной степени давности и привлекательности. Внутри, конечно, висит схема, но лучше распечатать с сайта свою, если хотите попасть куда-нибудь конкретно. Вывески есть далеко не на всех объектах.
Днем здесь кипит жизнь, работают шоурумы, магазины, несколько глянцевых редакций и даже автомастерская. Посреди этого муравейника скромно, в углу, притаился ангар 5а. Не самый заметный на вид, он, конечно, тут самый главный. Опознается по цитате главного редактора Menu Magazin Азамата Цебоева «Жизнь — богаче воображения!». Именно сюда однажды переехал Денис Симачев и позвал с собой друзей: Катю Гомиашвили, редакцию журнала Menu и студию Firma.
Студия Дениса Симачева переехала на «Арму» вслед за «Газгольдером» по личному приглашению одного из прежних владельцев завода. В то время здесь не было вообще ничего, вокруг еще работали цеха, и ни о каком креативном кластере речи и не шло. Это пространство было уникальным не только по архитектуре, но и по духу. Денис увидел в этом подступающую к Москве эпоху, в которой заводы на грани остановки получат новую жизнь. Его идеей было позвать сюда друзей и устроить в Москве подобие «Сохо». В кабинет Симачева с настоящей юртой ведет широкая лестница, уставленная кадками с цветами. В соседнем зале готовят лекала и пришивают бирки «Denis Simachёv». Глядя на зеркальные шары, салатовый рояль, ковры, уложенные внахлест, и диджейский пульт по центру, недоумеваешь, почему же это место опустело. «С открытием в 2007 году бара в Столешниковом все основные события студии переехали туда, — рассказывает менеджер Оля Карпова. — Нельзя сказать, что площадка на “Арме” уснула, но мы не хотим ее тиражировать. Сейчас атмосфера на заводе уже не та, что прежде, появилось много случайных людей. Мы по-прежнему держимся тесным кругом. Дружим с Menu и “Снобом”, вот раньше играли со “Снобом” в покер вечерами в нашей студии. Иногда заходят ребята из Low Budget Family поиграть нам на вертушках».
Шоу-рум Н&M открылся в строении 5а год назад. Место было выбрано не случайно. Во-первых, у бренда Н&M очень жесткие требования к пространству шоу-рума. Оно должно быть просторным, светлым, с белыми стенами. Здесь все так. Шоу-рум Н&M — место закрытое, здесь проводят презентации коллекций, собирают стилистов и звезд, которые заглядывают сюда за капсульными коллекциями. На выходе у курительного диванчика нервно мнутся две девицы. Кирпичные стены и черная арматура окончательно их дезориентировали, а вообще-то они в H&M. Шоу-рум в итоге они нашли — к двери ведет красная ковровая дорожка, — но зайти так и не рискнули. Хотя в этом здании юные барышни чаще появляются по другому поводу: этажом выше расположилась мастерская Полины Волошиной — автора кукол Mooqla.
Лестница и коридор, расписанные граффити с верными дизайнерскими слоганами «Творить» и «Отлюбить», ведут в маленькую студию Mooqla. В ней находится все — отливаются куклы, шьется одежда, приходят гости и клиенты. Здесь же сама Полина доводит своих кукол до идеала: красит их (как оказалось, лаком для ногтей) и причесывает. Куклы сидят стройными рядами на полках, а вся одежда собрана в большую коробку — покупательницы, в основном девочки, могут часами рыться в ней, выбирая новые наряды. Коллекция одежды обновляется раз в несколько месяцев, а вот коллекция кукол — раз в год. Каждый год Полина придумывает четыре-пять новых лиц и сначала лепит их из фимо вручную. Именно поэтому лица получаются очень человеческими — асимметричными, и каждое — со своим выражением. А еще оказалось, что Полина ведет строгий учет своих кукол, выпуская не больше 300 экземпляров каждой модели. Об этом свидетельствуют номер, присвоенный каждой «мукле», и сертификат. Если на вашей кукле стоит №300, вы — счастливый и последний ее обладатель.
До начала своей карьеры Даша сама никогда не носила платья. Но эксперименты ставила именно на себе. Свою первую модель Даша продает до сих пор, и она пользуется популярностью. Это уже эксперимент — любопытно, как долго это платье будет держаться в хите продаж. В мае в Дашиной студии открывается магазин. «Нам здесь очень нравится, — рассказывает Даша. — Большое двухуровневое пространство, в котором мы смогли разместить сразу все. Постоянные клиенты могут не просто заехать в магазин за платьем, но и со мной повидаться, чай попить. А еще у нас прямо за стеной — фотостудия, в которой часто проходят съемки, и стилисты забегают к нам в последний момент набрать вещей для сессии».
У Даши в студии весело. Сюда часто приезжают звезды набирать платья для выхода. Примерочная очень маленькая, а звездам нужен другой размах, и они переодеваются прямо посреди зала. Случались и веселые казусы. «От прежних арендаторов нам достался домашний зверек — крыс. Его, наверное, здесь очень любили и даже подкармливали, и он чувствовал себя как дома. Выходил на середину студии, садился и начинал внимательно наблюдать за процессом. Вообще никого не боялся. Над дыркой в стене, откуда он всегда приходил, был даже нарисован домик. Мы решили с ним расстаться после случая с группой “Серебро”. Девушки приехали сюда в полном составе, и тут — он, вышел на примерку…»
Мультимедийный проект «Сноб», газета F5 и телеканал «Живи!» занимают все строение №19. Они переехали сюда в июне 2008 года. Автором дизайн-проекта выступил главный редактор Владимир Яковлев. Сейчас здесь огромный кирпичный лофт с деревянными полами и потолками высотой семь метров. В соседней башне сидят бухгалтерия, журнал «Русский пионер» и компания Jvision.
У медиагруппы «Живи!» почти полная автономия — собственная парковка, своя студия звукозаписи и телестудия, где записываются программы телеканала «Живи!» и «Сноб-шоу», свое кафе «Прайм Стар», в которое со стороны если и пускают, то только друзей. В планах у медиагруппы «Живи!» также свой детский сад для сотрудников. Еще есть секретная комната — склад шириной полметра, в котором креативный директор проекта Борис Акимов хотел сделать тайную телестудию. Акимов занимается тем, что придумывает для журнала и сайта новые и самоироничные форматы. Один из них называется «После первой», в котором участника фотографируют сразу после выпитой рюмки водки.
Проект оказался таким популярным, что на вечеринке в честь годовщины «Сноба» в нем приняли участие почти все члены клуба. В кабинете Бориса Акимова развешены его картины: «Они здесь потому, что дома для них уже нет места. А так все на виду, их часто покупают. Выбирайте, 1000 долларов».
У Бориса Акимова на «Арме» есть и другой персональный проект — «Лавка».
«Лавка» — это место, где можно заказать деревенскую еду: кур, гусей, сливочное масло и молоко. Для начала это будет небольшая территория метров в 100, откроется она как раз к началу сезона, в середине мая. Уже сейчас некоторые грядки зарезервированы. Все это получит свое отображение и на сайте — будет такая ферма, как на Facebook, но в основе будет самый настоящий огород.
Еще в «Лавке» будут кормить. Правда, по предварительным заявкам. В среднем по 500 рублей за обед. Готовить будет тетушка, выписанная из Молдавии, — профессиональных поваров не подпустят и на пушечный выстрел. «Повара думают не о процессе, а о технологичности, — уточняет Борис, — а мы хотим устраивать семейные обеды. Программа известна заранее, типология любая: сегодня — день тыквы, завтра — балканская кухня, потом — все, что любил Наполеон. Выбирайте и заказывайте билет, а мы будем точно знать, сколько ждать гостей и на сколько человек готовить. Все будет свежим, и ничего не пропадет зря».
К вечеру на «Арме» все меняется до неузнаваемости. С некоторых пор «Арма», хоть и называется кварталом креатива, ассоциируется все больше с клубным пространством. Днем здесь офисы и строгие билетерши, а вечером — свободный вход на территорию и пять клубов: «Arma 17», Discoteque, Copenhagen, «Секрет» и Vozduh, а еще есть музыкальный магазин и одна из крупнейших репетиционных баз в центре Москвы Red Gates.
Магазин электронной музыки Fixpunkt переехал на «Арму» чуть больше года назад с Горбушки. Здесь продают музыкальные диски, сувениры музыкальных лейблов, вроде фирменных полотенец или колоды карт лейбла Poker Flat, и микроколлекции начинающих российских дизайнеров, а больше своих друзей, например, студентки St.Martins Александры Дашиной. «К нам приходят и профессиональные диджеи, и просто любители, и знатоки музыки от 25 до 50 лет, — рассказывает управляющий директор Алексей. — На публику, которая приходит сюда в клубы, мы не сильно рассчитываем. И думаем даже, что новички на этой площадке, такие как Vozduh, сами должны рассчитывать на нашу аудиторию.
Магазин Smart Balls
Магазин Smart Balls продает тюфяки собственного исполнения — кресла-мешки, наполненные сыпучими гранулами. С ними сотрудничают дизайнеры из студии Letterhead, журнала «ELLE Декор» и архитектурной студии «Арт-Бля.» Магазин открыт на «Арме» уже почти два года. «Когда мы въезжали, здесь чувствовался такой прекрасный шанхайский дух, — рассказывает исполнительный директор Олег Ковалев, — шоу-рум Симачева соседствовал с оптовой продажей колготок, а в соседнем ангаре стоял фургон с сосисками. Сейчас это место становится молодежным, модным и каким-то “пригламуренным”, а мы все-таки постарше и посерьезнее».
Студия дизайна Мити Веселкова
Проект Vozduh раньше находился на Лужнецкой набережной и был отличной территорией для мероприятий на открытом воздухе. На «Арму» перевезли геодезический купол Ричарда Фуллера и новую концепцию. Теперь «Воздух» позиционирует себя как ночной клуб и место для крупно-масштабных музыкальных фестивалей. Днем он будет функционировать как кафе, которых на «Арме» катастрофически не хватает. А по воскресеньям планируют проводить Women Sunday — семинары для женщин, совместно со школой гейш Milamar и порталом Woman.ru
«В клубе мы пытаемся воссоздать настоящую европейскую атмосферу и проповедуем приоритет хорошей музыки перед любой клубной модой, — говорит DJ Данила, музыкальный директор. — Публика у нас премиальная. Мы не собираемся привлекать людей тем, что поставим “золотые унитазы”, и не ориентируемся на тех, кто ходит в клуб “Rай”. Наша публика — это состоятельная молодежь с хорошим вкусом».
«Нам нравится это пространство, — рассказывает Илона Исупова, владелица магазина. — У нас здесь и магазин, и шоу-рум для оптовых покупателей, это удобно. Клубы и музыкальные тусовки нам народу не приносят, от них только мусор и алкоголь. Наши гости находят нас другими путями. Вообще мы столкнулись с тем, что наши покупатели про нас друзьям не рассказывают, берегут для себя. Boomboomroom в своем пространстве никаких мероприятий не проводит, но иногда соседи арендуют помещение для съемок».
У клуба «Arma 17» довольно запутанные перемещения по территории. Изначально клуб располагался в круглом здании газгольдера №17, отсюда и пошло первое название. Но 2 января 2009 года здание сгорело, и клуб переехал. В промежутке были сезонные проекты под названием «Arma 09» (вечеринки 2009 года), а сейчас «Arma 17» находится в ангаре 3а и занимает почти 1000 кв. м. Площадка «Arma 17» работает только в пятницу и субботу, в среднем за вечер у них бывает около двух тысяч человек. Рекорд случился в этот новый год — вечеринку посетили 3000 гостей. Это во многом связано и с тем, что на «Арме» сейчас довольно много клубов, площадки не конкурируют и даже поставляют друг другу клиентов — гости любят перемещаться из клуба в клуб. Иногда переезжают и сами вечеринки. Так, например, вечеринки Matinee из «Arma 17» перебрались в Discoteque. Днем в клубе происходит совсем другая активность — на большом танцполе тренируются BMXеры, а на малом — танцевальная школа «Фантомас». В ближайших планах у «Arma 17» — запустить свою звуковую студию и, возможно, даже собственный продюсерский центр.
Ближайшее будущее
В Москве полным ходом идет освоение заводских площадок. Успешных и зарекомендовавших себя уже порядка семи. И это много. Что будет дальше, хорошо просматривается из европейских примеров. Некогда стихийные сквоты превращаются в более цивилизованное пространство, а в дальнейшем и в дорогие кварталы. Идет ли по этому пути «Арма», сказать пока сложно.