Завышены показания счетчика электроэнергии что делать

Показания электросчётчика неправильные. Что делать?

Вы получили квитанцию и заметили, что в ней подозрительно крупная или маленькая сумма. Такое бывает, если вы неправильно передали показания или забыли их отправить, в редких случаях — когда сломался счётчик.

Рассказываем, что делать в этих ситуациях.

Изучите квитанцию и поищите ошибку

Посмотрите в платёжке, с кем у вас заключён договор на поставку электроэнергии. Это может быть:

С этой организацией вам нужно будет связываться, если обнаружите неправильный расчёт стоимости. В той же квитанции вы сможете найти телефон, сайт или адрес компании.

Чтобы понять, почему вам начислили слишком много за электричество, сравните данные из новой платёжки с квитанциями за прошлые месяцы. Если данные не сохранились, позвоните в организацию, с которой у вас заключён договор на поставку электроэнергии, — вам подскажут, как восстановить историю платежей.

Посмотрите в квитанциях, сколько вы раньше в среднем тратили киловатт энергии в месяц и сколько это стоило — найдите, где данные расходятся с показателями за последний месяц. Здесь может быть три варианта:

Если вы ошиблись на несколько киловатт или забыли отправить показания, достаточно в следующий месяц отправить правильные показания счётчика. Сотрудники энергосбыта пересчитают стоимость — если вы переплатили в предыдущем месяце, разницу вычтут из счёта за следующий месяц.

Если ошиблись в показаниях и указали расход в несколько раз больше, лучше позвонить в организацию, с которой у вас заключён договор на поставку электроэнергии. Там вам подскажут, как оставить заявку на перерасчёт. Номер телефона и часы работы должны быть указаны в вашей квитанции.

После звонка компания направит к вам сотрудника, который зафиксирует реальные показания и подскажет, как сделать перерасчёт. Некоторым достаточно в следующем месяце указать фактические данные в платёжке, кто-то попросит внести новые показания в личном кабинете на сайте, реже — попросят написать заявление на перерасчёт и принести его в офис организации, которая регулирует поставки электроэнергии.

Отказать в перерасчете компания не может, даже если вы сами ошиблись при передаче показаний — это регулируется пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, ред. от 15.09.2018 г.), а именно:

Если счётчики исправны, но человек переплатил за электроэнергию, он может потребовать перерасчёт. Переплата в этом случае засчитывается как оплата показаний в следующих месяцах.

Если передали показания правильно, осмотрите счётчик

Электросчётчики рассчитаны минимум на 10 лет бесперебойной работы, а ещё их ежегодно проверяют на исправность сотрудники энергосбыта. Но иногда поломки возникают — это может быть, например, из-за брака на производстве или неправильной установки. Из-за этого счётчик может вообще перестать считать расход электричества или завысить показания в несколько раз.

Так выглядит рабочий счётчик — корпус без видимых повреждений, пломба на месте

Откройте электрощиток и осмотрите счётчик. Есть несколько признаков, которые могут указывать на поломку:

Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, неисправность счётчика должна быть устранена в течение 30 дней со дня её обнаружения. Иначе вас могут заподозрить в краже энергоресурсов и выписать штраф до 300 000 рублей.

На время поломки вас будут рассчитывать по вашим средним нормативам потребления. Они могут оказаться выше, чем фактические.

Если вы подозреваете, что счётчик сломался, не открывайте его короб самостоятельно. Вы повредите пломбы, а сотрудники энергосбыта могут заподозрить вас в попытке скрутить показания.

Если все признаки говорят о поломке, нужно вызвать мастера, чтобы он осмотрел счётчик. Вот как это сделать:

Если нужно будет писать заявление, в документе потребуется указать домашний адрес, тип счётчика, его номер и признаки повреждения: не крутятся показания, разбит, повреждены пломбы.

Если же счётчик невозможно отремонтировать, вам придётся купить новый. Для этого посоветуйтесь с сотрудником энергосбыта, который будет проводить осмотр, или покажите сломанный счётчик в магазине, чтобы вам подобрали аналогичный. Счётчики продаются в строительных магазинах и намаркетплейсах.

Монтаж счётчика может выполнить любой мастер, а опломбировать — только сотрудник энергосбыта. Сохраните старый прибор и сорванную пломбу: они понадобятся для заполнения документов при опломбировке.

При опломбировании сотрудник энергосбыта зафиксирует дату и время в акте установки — с этого момента расчёт будут производить по фактическим показателям. Пока пломбы не установлены, вы будете платить за электричество по вашим средним нормативам за последние полгода.

Источник

Хочу скрутить электросчетчики. Что мне за это будет?

Мне надоело платить за электричество: слишком дорого. А еще я считаю, что эти монополисты грабят простых людей.

Я знаю, как скрутить счетчики, и хочу это сделать. Но боюсь, что придут с проверкой, и мне придется за все отвечать. Расскажите, велики ли штрафы и какие вообще будут последствия, если я реализую свою идею.

Илья, ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Если выяснится, что вы вмешались в работу счетчика, придется заплатить в разы больше, чем если бы вы по-честному снимали реальные показания. А в худшем случае можно и вовсе остаться без электричества.

Как проверяют приборы учета

Сетевые и энергосбытовые организации регулярно ходят по домам и проверяют счетчики. Закон обязывает проводить такие проверки не реже одного раз в год.

Потребитель обязан пустить проверяющих в согласованное с ним время, чтобы те сняли показания приборов учета, проверили их состояние и провели ревизию правильности подключения.

Если не открыть проверяющим, двери ломать не будут. Специалисты составят акт об отказе в допуске к прибору учета и назначат дату повторной проверки. Если не пустить проверяющих и во второй раз, они снова составят акт. Через три месяца после этого начислять плату за свет будут по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 с первого числа месяца, в котором такой акт составлен. Неважно, передаете вы показания или нет.

Проверки могут быть и внеплановыми. Новые счетчики часто оснащаются датчиками магнитного поля и датчиками вскрытия корпуса. При попытке воздействовать на такой счетчик магнитом в диспетчерский пункт поступит сообщение. Это еще не означает, что привлекут за воровство электроэнергии, но станет одним из оснований для внеплановой проверки. Электрики придут без предупреждения и будут проверять, как работает счетчик.

На старые счетчики при проверке могут поставить индикаторы магнитного поля или антимагнитные пломбы. Это лента, которая реагирует на прикрепление магнита: две полоски на ней превращаются в одну сплошную или появляется цветная точка. Срабатывание индикатора приравнивается к срыву обычной свинцовой пломбы. Такие индикаторы ставят в основном там, где подозревают воровство, но доказать это не могут.

Во время проверки специалисты ведут фотосъемку или видеозапись. Если они обнаружат факт вмешательства в работу счетчика, фото и видео как доказательство передадут собственнику квартиры вместе с актом безучетного потребления электроэнергии.

Как оформляется нарушение

Энергетики различают безучетное и бездоговорное потребление. В первом случае кто-то меняет показания прибора учета или иначе вмешивается в его работу. Сломанная или поврежденная пломба, магнит, умышленное изменение схемы подключения — это безучетное потребление.

Бездоговорное потребление — это когда не вмешиваются в работу счетчика, а подключаются мимо него. Так, в деревнях набрасывают кабель на уличные провода и подключают сварочный аппарат напрямую к линии электропередачи — до счетчиков.

Также бездоговорным считается любое подключение, когда нет договора с энергокомпанией. Например, строят частный дом. Линия уже подведена, счетчик на столбе стоит, но договор на поставку электричества не оформлен — пользоваться электричеством нельзя.

Безучетное и бездоговорное потребление оформляют одинаково. Составляют акт о неучтенном потреблении. Акт предоставляют собственнику жилья. Он может подписать документ или отказаться от подписи. Можно сделать короткое пояснение. Например, как в протоколе ГИБДД: «С актом не согласен».

Причины несогласия и в целом свою позицию можно детально высказать потом, скорее всего в суде.

Как считают штраф

Юридически называть доначисления за воровство электричества штрафом нельзя, но я буду употреблять этот термин для удобства. Кроме того, суды подтверждают, что расчет объема электроэнергии по акту о неучтенном потреблении «носит характер санкции».

Для расчета штрафа берется дата последней проверки счетчика. Если счетчик вовремя не проверяли, отсчитываются три месяца от факта выявления воровства.

Есть два способа расчета штрафа: исходя из норматива и исходя из мощности незаконно подключенных электроприборов.

По нормативу. Берется норматив потребления, умножается на число месяцев, а затем результат умножается на 10.

Источник

Что будет, если не передавать показания счетчиков?

В квартире стоят счетчики на электричество и воду. Так получилось, что данные счетчиков не передавались: то ремонт долго делали, то непонятно, как передавать показания в личном кабинете. Счет за квартиру оплачиваем полностью, в графах «Вода» и «Электричество» всегда есть какие-то начисления.

Расходы по электричеству и воде в счетах взяты какие-то средние или нормативные? Если мы начнем передавать данные, управляющая компания должна пересчитать? Есть ли какие-то штрафы, если мы не будем передавать показания электричества и воды?

Михаил, если вы не передавали в управляющую компанию показания счетчиков, то воду и электричество вам сначала посчитают по среднемесячным показаниям, а потом по нормативу. Скорее всего, пока вы не передавали показания, вы переплачивали.

Среднемесячные показания возьмут из ваших прошлых квитанций. В таком случае берут объем потребления воды и электроэнергии за полгода и находят среднее значение. Вот такой объем вам будут указывать в квитанции в течение трех месяцев. Тарифы будут обычные, как если бы вы передавали показания.

Нормативы устанавливают в регионах. Если и через три месяца вы не передадите показания, объем воды и электроэнергии начнут считать с повышающим коэффициентом 1,5. Это не штраф, но мало приятного. И так будет до тех пор, пока вы не передадите показания или не сверитесь с управляющей компанией.

Как пересчитать

Даже если вам какое-то время начисляли плату за коммунальные услуги по среднемесячным показаниям или нормативам, это не значит, что дальше будут считать от этих показаний. Вы все равно заплатите за тот объем ресурсов, который реально потребили.

Управляющая компания может сама снять показания с ваших счетчиков и уточнить начисления. Или это сделают, когда вы передадите реальные данные. Тогда посчитают разницу и в следующей квитанции скорректируют платежи в большую или меньшую сторону.

Обычно по счетчикам платить выгоднее.

Если вы уже закончили ремонт и разобрались с начислениями, передайте показания счетчиков и сверьтесь с управляющей компанией. Когда придет следующая квитанция, проверьте, правильно ли вам всё посчитали.

Стоит ли ставить счетчики

По закону об энергосбережении счетчики должны стоять везде, где вода, электричество и тепло используются из общего источника и где установка счетчиков технически возможна. Если у человека личная водозаборная колонка, счетчик ставить не нужно. Счетчики еще называют приборами учета (ПУ), а в квартире — индивидуальными приборами учета (ИПУ).

Энергосбыт, водоканал, теплосети и межрегионгаз могут прийти к вам домой, установить прибор учета и выставить счет на оплату своих услуг. Исключение — Крым и Севастополь. Там до 1 января 2021 года не обязательно иметь счетчики на газ, если дом построен до 27 ноября 2009 года.

Штрафы за отсутствие приборов учета не назначают, но за свет и воду будете платить по повышенному в 1,5 раза тарифу, о чем уже написано выше. Поэтому обычно стоит ставить счетчики, если прописано больше человек, чем живет. Возможно, не стоит их устанавливать, когда ситуация обратная.

Кроме материальных потерь существует еще моральная сторона. Например, лучше не тратить питьевую воду в бессчетных количествах, а понимать, сколько ее уходит на бытовые нужды, и контролировать ситуацию.

Как снять показания счетчиков

Показания ПУ — это цифры в его окошке. Просто перепишите их, не перепутав, что идет до запятой, а что после. Потом передайте эти цифры поставщикам коммунальных услуг — как это сделать, расскажем ниже.

Поставщиков коммунальных услуг называют еще исполнителями или ресурсоснабжающими организациями. Это могут быть энергосбыт, водоканал, теплосети или межрайгаз. Они снимают показания наших счетчиков и проверяют достоверность переданных показаний.

В многоквартирных домах электрические счетчики обычно расположены в подъезде, так что специалисты энергосбыта могут снять показания без участия жильцов.

ИПУ воды, газа, тепла находятся внутри квартиры, поэтому представители ресурсоснабжающих компаний с разрешения владельцев квартир заходят внутрь, чтобы снять показания счетчиков или проверить показания, переданные владельцами. Специалисты должны сверять показания не чаще одного раза в 3 месяца и не реже одного раза в год. Если владелец квартиры полгода не передает показания, поставщик услуг обязан прийти и снять показания в течение 15 дней.

Способы передать показания счетчиков

Передать показания приборов учета можно при оплате жилищно-коммунальных услуг любым способом или вне процесса оплаты. Показания пишут на квитанции при оплате на почте или в банке или указывают в мобильном приложении.

Вне процесса оплаты показания счетчиков передают лично, по телефону или через интернет. Обычно варианты указаны в верхней части квитанции: адрес и график работы поставщика услуг, контактный телефон, сайт. Можно лично прийти в энергосбыт, водоканал, теплосети или межрайгаз и сообщить показания ПУ или пустить специалиста посмотреть счетчик, но они приходят для этого не чаще одного раза в три месяца.

Способов передать показания через интернет много, варианты различаются в зависимости от региона. Существуют универсальные сайты, где можно передать показания любого счетчика — газового, электрического, водного.

В Омской области работает сайт «Все платежи», через который оплачивают коммуналку, штрафы, сотовую связь. Там же можно передать показания приборов учета.

Еще для передачи показаний существует Государственная информационная система ЖКХ, но пользоваться ей пока сложно. Чтобы попасть туда, сначала обязательно пройти регистрацию на «Госуслугах». Если зарегистрировались, передать показания все равно может не получиться, потому что там представлены не все поставщики. К тому же сайт иногда не грузится из-за настроек браузера.

Как передать показания счетчиков воды

Отдельная передача показаний приборов учета — это лишнее действие. Удобнее сообщить показания при оплате за предыдущий месяц.

В квитанции может быть QR-код — специальный штрихкод, который считывается мобильным банковским приложением. Нужно навести на код камеру, и все сведения о лицевом счете подгрузятся автоматически, в том числе появится строчка для текущих показаний.

Если передаете показания вне процесса оплаты, наберите в поисковике слово «водоканал» и название своего города. На первой странице найденного сайта должна быть надпись «передать показания приборов учета» или «показания ИПУ», а за ней — форма для передачи показаний.

Если не знаете, что ставить в графе «Предыдущие показания», возьмите их из последней квитанции. Они всегда там есть, независимо от того, как произведен расчет: по счетчику, по среднему или по нормативу. В новом доме для первой квитанции в качестве исходных используют показатели из акта опломбировки счетчика.

Как передать показания газового счетчика

Показания газового счетчика тоже удобно передать при оплате.

На случай, если в вашем банке нет функции передачи показаний, покажем подробнее, как это сделать через сайт поставщика вне процесса оплаты:

Как передать показания электросчетчика

На квитанциях по электроэнергии тоже размещают QR-код для мобильных приложений, где вы сможете оплатить квитанцию и передать показания.

Еще можете передать показания при оплате квитанции в интернет-банке Тинькофф. Для этого перейдите на вкладку «Платежи» — «ЖКХ». Попадете на список поставщиков коммунальных услуг в вашем регионе.

В квитанции найдите название поставщика. Например, в Омске это «Омская энергосбытовая компания».

Сроки приема показаний приборов учета

Передать показания приборов учета можно в любой момент.

Но, чтобы показания учли, их обязательно передать поставщику услуг до 25-го числа расчетного месяца включительно. Если передаете показания за ноябрь, это обязательно сделать до 25 ноября. Тогда в квитанции за ноябрь расчет вы получите по вашим показаниям.

Если 25-го числа у ресурсоснабжающей организации не будет информации о реальных показаниях ваших приборов учета, то в следующей квитанции начисления будут средние, исходящие из показаний за 6 предыдущих месяцев.

Имеет значение не дата, когда потребитель сообщил показания, а когда коммунальщики их получили. Если передавать сведения приборов учета напрямую в энергосбыт или водоканал, скорее всего, они попадут в расчетную программу в тот же день. Если оплату и передачу показаний делаете через банк или почту, срок извещения исполнителей зависит от условий договора между организациями. Например, один банк может передавать информацию поставщикам на следующий день, другой банк — через три рабочих дня, а почта — через пять рабочих дней.

Коммунальщики рекомендуют передавать данные с 15 по 23 число.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах

ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки?

С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?

Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.

Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.

Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?

Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.

В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:

с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);

с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;

с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.

В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?

Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:

если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;

если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;

если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.

В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.

Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).

В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:

ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?

Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.

Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.

Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *