Заявление на дэг что это
Заявление на дэг что это
—>
25 августа 2021 года
До 13 сентября продлится прием заявлений избирателей Курской области для дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах депутатов Государственной Думы, Курской областной Думы и местных выборах. Избирательная комиссия Курской области отвечает на самые популярные вопросы, связанные с онлайн-голосованием.
Дистанционное электронное голосование – это возможность принять участие в выборах, не посещая избирательный участок. Избиратель голосует со своего цифрового устройства, подключенного к сети Интернет, из любой точки мира. Система обеспечивает анонимность и неизменность волеизъявления. При этом предоставляет доступ к бюллетеню только избирателям, обладающим активным избирательным правом.
2. Как принять участие?
В любой из дней голосования авторизуйтесь на ДЭГ с помощью учетной записи Госуслуг, подтвердите свою личность и получите доступ к электронному бюллетеню.
3. Чем отличается ДЭГ от правового механизма «Мобильный избиратель»?
Дистанционное голосование — это возможность сделать выбор со своего компьютера, смартфона или планшета, не приходя на участок. При этом избирателю доступны электронные бюллетени по единому округу и одномандатным округам на всех уровнях выборов, которые проходят на территории, где он зарегистрирован по месту жительства в Курской области.
Кому удобно голосовать онлайн:
— есть подтвержденная учетная запись на портале Госуслуг,
— живете не там, где зарегистрированы,
— уезжаете в отпуск, в командировку или на выходные на дачу,
— реже посещаете людные места из-за опасности коронавируса.
Механизм «Мобильный избиратель» — это голосование на том избирательном участке, который вы указываете в заявлении о включении в список избирателей по месту нахождения. Актуально для тех избирателей, кто выбирает способ голосования на участке, но в дни голосования 17, 18 и 19 сентября будет находиться не по месту своей регистрации. Заявления для «Мобильного избирателя» принимаются также до 13 сентября включительно. Есть несколько способов подачи заявления: в любую ТИК, отделение МФЦ, через Госуслуги, а с 8 сентября — еще и в любую УИК.
Возможность проголосовать на избирательном участке по месту нахождения есть только на выборах в Государственную Думу (на территории страны) и Курскую областную Думу (на территории региона).
Если вы подаете заявление о голосовании по месту нахождения в рамках «Мобильного избирателя» и выезжаете за пределы своего одномандатного округа, то вы можете проголосовать только за партию, то есть по единому округу, на выборах в Государственную Думу и Курскую областную Думу. Возможности проголосовать за кандидатов по одномандатным округам не будет.
4. Почему у меня не получается подать заявление для ДЭГ?
Возможность подачи заявления для участия в дистанционном электронном голосовании может быть недоступна:
— если данные вашей учетной записи на Госуслугах не сопоставлены с данными, содержащимися в регистре избирателей, участников референдума ЦИК России;
— если у вас неподтверждённая учетная записи на Госуслугах.
5. Кому задать вопросы по поводу ДЭГ?
Информационно-справочный центр «Горячая линия» портала ДЭГ
Информационно-справочный центр «Горячая линия» ЦИК России
Пресс-служба Избирательной комиссии Курской области
Контактный телефон (4712) 511-676
Заявление на дэг что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства Москвы от 13 сентября 2021 г. N 1418-ПП «О государственной информационной системе «Система дистанционного электронного голосования»
В целях обеспечения проведения дистанционного электронного голосования, в том числе в целях реализации положений Федерального закона от 23 мая 2020 г. N 152-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве», Закона города Москвы от 19 мая 2021 г. N 11 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году» Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о государственной информационной системе «Система дистанционного электронного голосования» (приложение).
2.2. Аппарат Мэра и Правительства Москвы является уполномоченным органом, осуществляющим координацию информационного наполнения и использования информационных ресурсов ГИС ДЭГ.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 14 сентября 2021 г.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 13 сентября 2021 г. N 1418-ПП
Положение
о государственной информационной системе «Система дистанционного электронного голосования»
1. Общие положения
1.2. ГИС ДЭГ является государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы», интегрированной с автоматизированной информационной системой «Официальный портал Мэра и Правительства Москвы», и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах, проводимых в соответствии с федеральными законами, Законом города Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 «Избирательный кодекс города Москвы» и иными законами города Москвы, а также по иным юридически значимым вопросам.
1.3. ГИС ДЭГ является собственностью города Москвы.
1.4. Основными задачами ГИС ДЭГ являются:
1.4.1. Обеспечение технических условий для реализации активного избирательного права граждан на выборах в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдумах в форме дистанционного электронного голосования и установления итогов дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей и соблюдения тайны голосования.
1.4.2. Обеспечение технических условий для осуществления дистанционного электронного голосования по иным юридически значимым вопросам.
1.5. Основными функциями ГИС ДЭГ являются:
1.5.2. Автоматизация процесса рассмотрения заявлений об участии в дистанционном электронном голосовании и направление заявителям уведомлений о ходе рассмотрения заявлений.
1.5.4. Автоматизация информационного взаимодействия между пользователями ГИС ДЭГ.
1.5.5. Обеспечение тайны голосования при проведении дистанционного электронного голосования.
1.5.6. Автоматизация процесса предоставления информации о ходе дистанционного электронного голосования для участников информационного взаимодействия.
1.5.7. Обеспечение реализации права участника дистанционного электронного голосования на изменение волеизъявления при проведении дистанционного электронного голосования.
2. Участники информационного взаимодействия
2.1. Оператор ГИС ДЭГ.
2.2. Уполномоченный орган.
2.3. Пользователи ГИС ДЭГ:
3. Полномочия участников информационного взаимодействия
3.1. Оператор ГИС ДЭГ обеспечивает:
3.1.1. Разработку и утверждение Регламента по согласованию с Уполномоченным органом.
3.1.2. Функционирование ГИС ДЭГ в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, правовыми актами уполномоченных государственных органов.
3.1.3. Эксплуатацию, развитие (модернизацию) ГИС ДЭГ.
3.1.4. Информационное взаимодействие ГИС ДЭГ с иными информационными системами и ресурсами.
3.1.5. Информационно-технологическую поддержку участников информационного взаимодействия по вопросам технического функционирования ГИС ДЭГ.
3.1.6. Методическое сопровождение деятельности по использованию ГИС ДЭГ участниками информационного взаимодействия.
3.1.7. Формирование аналитической и статистической информации с помощью технических и программных средств администрирования ГИС ДЭГ.
3.1.8. Доступ к ГИС ДЭГ пользователей ГИС ДЭГ и разграничение их прав доступа в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, правовыми актами уполномоченных государственных органов.
3.1.9. Техническое сопровождение и консультационную поддержку пользователей ГИС ДЭГ по вопросам технического функционирования ГИС ДЭГ в соответствии с Регламентом.
3.1.10. Функционирование системных, специальных и прикладных программных средств ГИС ДЭГ.
3.1.11. Целостность, неизменность и сохранность информации в ГИС ДЭГ, резервное копирование и восстановление такой информации (в случае технических сбоев в работе ГИС ДЭГ).
3.1.12. Применение технических мер безопасности персональных данных при их обработке в ГИС ДЭГ, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
3.2. Отдельные функции Оператора ГИС ДЭГ по его решению могут быть переданы иному органу исполнительной власти города Москвы, государственному учреждению города Москвы или иной организации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
3.3. Уполномоченный орган:
3.3.1. Определяет направления развития (модернизации) и оптимизации ГИС ДЭГ.
3.3.2. Координирует мероприятия по развитию (модернизации) и оптимизации ГИС ДЭГ.
3.3.3. Согласовывает Регламент и его изменения, а также соблюдает требования Регламента.
3.3.4. Координирует деятельность органов исполнительной власти города Москвы в части проведения мероприятий по совершенствованию, оптимизации и повышению эффективности дистанционного электронного голосования с использованием ГИС ДЭГ.
3.4. Функциональные пользователи ГИС ДЭГ:
3.4.1. Обеспечивают достоверность информации, предоставляемой в ГИС ДЭГ.
3.4.2. Обеспечивают выполнение требований по защите информации при использовании ГИС ДЭГ.
3.4.3. Несут ответственность за действия, совершаемые ими с использованием ГИС ДЭГ.
3.4.4. Осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении дистанционного электронного голосования.
3.4.5. Соблюдают требования Регламента.
3.5. Внешние пользователи ГИС ДЭГ:
3.5.1. Обеспечивают достоверность информации, предоставляемой в заявлениях об участии в дистанционном электронном голосовании в целях включения в список избирателей по избирательному участку для дистанционного электронного голосования, а также в целях дистанционного электронного голосования по иным юридически значимым вопросам.
3.5.2. Осуществляют дистанционное электронное голосование с использованием ГИС ДЭГ в соответствии с порядком, определяемым уполномоченными государственными органами:
3.5.2.1. С использованием персонального компьютера или иного электронного устройства, имеющего доступ в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, совместимого с ГИС ДЭГ.
3.5.2.2. В помещении участковой избирательной комиссии с использованием автоматизированных рабочих мест избирателя, на которых обеспечивается доступ участников дистанционного электронного голосования к ГИС ДЭГ посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет для самостоятельного получения избирательного бюллетеня дистанционного электронного голосования.
3.6. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в ГИС ДЭГ.
Обзор документа
Основными функциями ГИС ДЭГ являются: прием и отзыв заявлений граждан для участия в дистанционном электронном голосовании; автоматизация процесса рассмотрения заявлений об участии в дистанционном электронном голосовании и направление заявителям уведомлений о ходе рассмотрения заявлений; формирование списков граждан, участвующих в дистанционном электронном голосовании; обеспечение тайны голосования при проведении дистанционного электронного голосования и т.д.
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) 2021
Инструкция: простые ответы на сложные вопросы
17-19 сентября в России пройдут выборы депутатов Государственной думы РФ. Впервые жители семи регионов получат возможность проголосовать на таком уровне выборов дистанционно – из любой точки мира со своего мобильного телефона или компьютера. Рассказываем, кто сможешь осенью проголосовать дистанционно, как это сделать и можно ли фальсифицировать ДЭГ
Это возможность проголосовать без посещения избирательного участка – онлайн с личного мобильного устройства, или с компьютера, главное они должны быть подключены к сети Интернет. Внедрение ДЭГ упрощает избирателям доступ к голосованию – заранее зарегистрировавшись на участие в ДЭГ, можно проголосовать, непосредственно в день выборов находясь в командировке или в отпуске. Маломобильным или не очень активным людям ДЭГ тоже подойдет: проголосовать они смогут, не выходя из дома. Мы привыкли делать онлайн-платежи и вносить показания счетчиков воды и электроэнергии через сайт Госуслуг. Теперь удобный сервис появляется и в системе голосования.
Какие регионы 17-19 сентября 2021 года смогу проголосовать дистанционно на выборах депутатов Госдумы?
Потенциальная возможность принять участие в электронном голосовании есть более чем у 10 млн человек. Это жители Москвы, Севастополя, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областей. А также граждане России, не имеющие регистрации по месту жительства на территории РФ, получившие гражданство в упрощенном порядке, в частности граждан России, проживающих на территории непризнанных ЛНР и ДНР
Кто может участвовать в Дистанционном электронном голосовании?
Нужно ли обладать цифровой подписью для участия в ДЭГ?
Нет, не нужно, достаточно подтвержденного профиля на Госуслугах или на портале mos.ru
Как подать заявление на Дистанционное электронное голосование на выборах в Госдуму 2021?
Подать заявление на участие в ДЭГ можно через Интернет, зайдя на gosuslugi.ru или на mos.ru и выбрав в Личном кабинете: Принять участие в Дистанционном электронном голосовании. Сделать это необходимо в период с 2 августа по 13 сентября. Избиратель, подавший такое заявление, вправе отозвать заявление на ДЭГ не позднее 00:00 по московскому времени 13 сентября 2021 года. Это ограничение введено для того, чтобы избежать возможности фальсификации со стороны избирателя – попытки двойного голосования
Как и когда можно проголосовать дистанционно через интернет на выборах в Госдуму 2021?
Дистанционное электронное голосование будет проводиться с 8:00 17 сентября до 20:00 19 сентября по московскому времени. Проголосовать можно будет в любое время, даже ночью. При выборе бюллетеня для голосования у избирателя будет один час для осуществления выбора
Значит, семь регионов в 2021 году окажутся подопытными первопроходцами?
Вовсе нет. ДЭГ применяется в России с 2019 года. Впервые онлайн-голосование состоялось в 2019 году на выборах в Мосгордуму. В 2020 году ДЭГ применялось в Москве дважды: летом 2020 на голосовании по поправкам к Конституции; осенью 2020 на муниципальных довыборах. Проголосовать можно было на портале mos.ru. Столичная платформа использовалась также на онлайн-голосовани по Конституции в Нижегородской области летом 2020. А осенью 2020 года ДЭГ на платформе Ростелекома применили на довыборах в Госдуму в Курской и Ярославской областях
Можно ли фальсифицировать ДЭГ?
Система блокчейн, лежащая в основе ДЭГ, минимизирует риски фальсификаций выборов. IT-специалисты говорят, что с большой долей вероятности можно утверждать, что фальсифицировать ДЭГ невозможно. Подделать результаты возможно только теоретически и только в случае, если злоумышленник создаст клон системы (две ветки системы) и предпримет попытку подменить ее во время проведения ДЭГ. Однако огромные суммы, которыми исчисляются затраты на создание возможного клона, являются сами по себе страховкой от подобного клонирования. Явные фальсификации выявляются по сбоям в работе блокчейн – за этим может проследить на специальном открытом портале даже наблюдатель, не обладающий специальными знаниями. Причем в ДЭГ невозможно сделать так называемый «вброс», потому что если записалось 10 тысяч избирателей, то итоговая явка не может превысить это число, следовательно, «вбросить» лишние бюллетени не возможно
Кто может стать наблюдателем на Дистанционном электронном голосовании?
В отличие от наблюдателей на участках, тем, кто хочет контролировать процесс ДЭГ, не требуется специальных направлений и формальных допусков. Для онлайн-наблюдателей нет условий и ограничений, наблюдать за процессом ДЭГ может любой желающий через ноду (точку доступа) наблюдателя. Однако, для того, чтобы прочитать техническую документацию системы, обнаружить в ней какие-то уязвимости, понять, что происходит с голосами, если система дает сбой, нужны профессиональные IT-специалисты
Как происходит наблюдение за Дистанционным электронным голосованием ДЭГ?
В наблюдении за ДЭГ существует один главный нюанс – понять отклонение в системе способен только специалист, обладающий особыми техническими знаниями. Профессиональное наблюдение заключается в том, что специалистам выдается техническая документация системы, ее исходные коды, после чего команда экспертов проверяет соответствие системы заявленной документации. В течение дня голосования эксперты в режиме онлайн отслеживают динамику подачи голосов: условно, на экране виден график, как поступают голоса на портал. Отклонением может считаться фиксация всплеска, похожего на одновременное голосование группы граждан из одной точки. Наблюдатель за ДЭГ может проверить, с чем он связан – проанализировать, что это за участок. Если это военная часть, там нормально, если все проголосуют одновременно (увольнительная, перерыв), но если это участок обычный, тот тут возникают вопросы, как и в случае с обычным УИК. Так же технический специалист способен проверить целостность файлов при выгрузке
Где можно будет следить за чистотой ДЭГ?
Наблюдение за ДЭГ в 2021 году будет организовано на нескольких уровнях и площадках:
Такой полноты раскрытия системы нет нигде в мире. При этом доступ к списку участников ДЭГ будет предоставлен только в помещениях ТИК и только со специально оборудованного места. В ОП и в сети Интернет будет вестись работа с полностью анонимными данными, никакого доступа к тайне голосования и личным данным не будет. При этом разработанная методология позволит техническим специалистам при помощи случайных выгрузок, как, например, в бухгалтерском аудите, убедиться в неизменности исходных данных
Заявление на дэг что это
3. Порядок составления списка участников дистанционного
3.1. После обработки поступивших заявлений ДЭГ посредством ГАС «Выборы» в базе обработки заявлений на КСА ЦИК России формируются данные для составления списка участников ДЭГ, которые направляются в соответствующую ИКСРФ.
3.4. После составления списка участников ДЭГ дополнительное включение избирателей в список участников ДЭГ не осуществляется.
Со списком участников ДЭГ после его составления вправе ознакомиться наблюдатели и члены ИКСРФ.
3.5. Список участников ДЭГ уточняется в период с завершения его составления и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в соответствующую ИКСРФ, при наличии официальных документов уполномоченных органов об утрате избирателем активного избирательного права на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы.
3.6. Порядок отображения сведений об избирателе в списке участников ДЭГ при исключении избирателя из списка приведен в приложении N 2 к Порядку.
3.8. Избиратели, подавшие заявления ДЭГ, исключаются из списков избирателей по месту своего жительства в порядке, установленном Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам.
С этой целью данные избирателей, подавших заявления ДЭГ, включаются с соответствующей отметкой в Реестр избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, предусмотренный Порядком подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, утвержденным постановлением ЦИК России от 6 июня 2018 года N 161/1315-7 (с последующими изменениями).
Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления ДЭГ, вправе принять участие исключительно в дистанционном электронном голосовании и не вправе получить избирательный бюллетень на избирательном участке.
3.10. При отображении списка участников ДЭГ средствами отображения информации ПТК ДЭГ дополнительно отображаются данные о количестве избирателей, получивших доступ к бюллетеню.
«Удалёнка» для голосования: КПРФ возмущается, «Единая Россия» скажет, что всё чудесно
Коммунисты внесли в Госдуму законопроект об отмене ДЭГ
Депутаты от КПРФ — Геннадий Зюганов, Юрий Афонин, Николай Коломейцев, Иван Мельников, Валерий Рашкин и Юрий Синельщиков — внесли на рассмотрение Госдумой законопроект об отмене дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в России.
В пояснительной записке к документу говорится, что исключить действие определяющих ДЭГ норм законов предлагается «до завершения формирования полноценной системы дистанционного электронного голосования, обеспечивающей на программно-техническом, организационном и правовых уровнях реализацию всех основополагающих принципов выборов».
Электронное голосование применялось на последних думских выборах в семи регионах России: в Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской области, а также в Севастополе и Москве. Применение ДЭГ выявило серьёзные недостатки этой системы, а в Москве — и вовсе опасения о честности подсчёта голосов избирателей. Среди наиболее скандальных эпизодов применения ДЭГ в столице: возможность переголосования он-лайн, серьёзная задержка с публикацией результатов и сенсационное изменение итогов выборов по одномандатным округам в результате подсчёта голосов из системы ДЭГ.
КПРФ не оставила без внимания результаты в Москве. Коммунисты не признали это голосование. После выборов представители партии провели несколько публичных встреч с избирателями, оспаривали итоги ДЭГ в суде. Негативное отношение партии к процедуре электронного голосования выразил лидер КПРФ Геннадий Зюганов на встрече с Владимиром Путиным.
В регионах России, кроме Москвы, использовали платформу, разработанную Центризбиркомом, Минцифры и «Ростелекомом». Сразу после выборов председатель Центризбиркома Элла Памфилова частично признала недостатки ДЭГ в Москве и заявила, что в будущем столичная платформа применяться не будет.
«Мы проводили электронное голосование в других регионах на федеральной платформе, и ни одного замечания или жалобы ни в одном из регионов нет, ни у кого не вызывают сомнения результаты, — сказала Памфилова в эфире радиостанции „Коммерсантъ FM“. — Дальше, конечно, будет единая федеральная платформа. Мы будем расширять возможность голосования регионов именно на общей платформе. В конце концов, Москве придется подчиняться общим правилам».
Инициатива коммунистов имеет чёткую цель — отменить непроверяемое электронное голосование, чтобы в Государственной Думе не было «фейковых» депутатов, избранных электронными ботами, — заявил член президиума Компартии, секретарь ЦК КПРФ и один из основателей Центра исследований политической культуры России Сергей Обухов.
— В нынешней Думе сидит порядка 50 человек из «Единой России», которые избраны так называемыми надомниками, когда скорость надомного голосования составляла порой 50 секунд! И ещё порядка 20 человек избраны так называемыми электронными ботами. Это пора прекращать! Надо отменять непроверяемое электронное голосование. Никакой общественный контроль за этим невозможен.
Напомним, Конституционный суд Германии и все ведущие страны запретили эту форму голосования как неподдающуюся общественному контролю. Поэтому в данном случае мы в общемировом тренде и защищаем конституционные права наших граждан.
«СП»: — ДЭГ себя полностью дискредитировал или это касается только московского формата?
— То же самое и электронное голосование, которое было в других регионах — его результаты также в корне отличаются от результатов голосования по обычным физическим бюллетеням. И оно также не контролируемо. Поэтому хрен редьки не слаще. Московский ДЭГ построен, как нам представляется, на одном из облаков криптовалюты «Эфириум». Да и вообще у нас есть подозрения, что использовали для майнинга криптовалюты это оборудование (для проведения дистанционного электронного голосования, — ред.). Но это мы будем дальше в судах выяснять и доказывать.
«СП»: — Каковы перспективы внесённого коммунистами законопроекта об отмене электронного голосования?
— В Думе сейчас, когда конституционное большинство у «Единой России», у всех законопроектов известные перспективы. Но это не отменяет политической борьбы и формирования законодательной базы на постолигархический период, когда не будет этой партии олигархата. А это неминуемо и довольно скоро произойдёт.
«СП»: — Что ещё можно сделать для отмены электронного голосования в России, кроме законодательных инициатив?
— Общественная борьба, массовые протесты, борьба за общественное мнение.
«СП»: — КПРФ готова на эти шаги?
— КПРФ только этим и занимается.
Экономист Василий Колташов считает, что закон об отмене ДЭГ в Госдуме принят не будет. Но это не значит, что его не имело смысла подавать.
— Электронное голосование ещё является экспериментальной формой голосования в России. Оно только-только вводится в оборот. И будет продвигаться дальше, несмотря на то, что в Москве было много шума по поводу того, что подсчёт результатов электронного голосования вёлся как-то неправильно. Было понятно, что оппозиционно настроенные избиратели не пойдут на электронное голосование в принципе. И то, что их там не было по итогам голосования, — закономерно.
Критика дистанционного электронного голосования логична, отражает определённые настроение — и поэтому важна. Критика может как-то положительно повлиять на этот процесс — и процедура голосования будет более прозрачной и будет вызывать меньше вопросов. Однако она бесполезна, в том смысле, что законодательство будет всё равно предоставлять возможность электронного голосования, Ограничение ДЭГ специальным законом не пройдёт.
«СП»: — Что мешает утверждению законодательной инициативы коммунистов сейчас?
— Для принятия такого закона необходимо большинство в Госдуме. А у инициаторов такого большинства нет. Поэтому я не ожидаю, что эта тема вообще проживёт долго.