Здесь больше чем просто селедка
Здесь больше, чем просто селёдка
Международный театральный фестиваль «БАШНЯ»
Центр творческих проектов «ИНКЛЮЗИОН» (Россия, г. Москва)
Продолжительность: 1 час без антракта
Возрастное ограничение: 12+
Создатели спектакля
Действующие лица и исполнители
Актеры: Надежда Голован, Алексей Горелов, Наталья Горох, Александр Качанов, Сергей Парахин, Ирина Поволоцкая, Роман Пугачев.
О спектакле
Центр творческих проектов «ИНКЛЮЗИОН» (Россия, г. Москва).
Спектакль в постановке режиссера Туфана Имамутдинова – современное переосмысление картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы»/«Мир вверх тормашками».
На картине «Нидерландские пословицы» найдены отсылки и интерпретации более чем 100 известных пословиц и поговорок (предполагается, что на самом деле Брейгель изобразил их на картине гораздо больше). «Сидеть на пепле между табуретами», «Вешать плащ по ветру», «привязать Христу льняную бороду», «Говорить двумя ртами» — вся картина буквально наполнена символами. Пословица «Здесь больше, чем просто селёдка» означает «тут нечто большее, чем видно на первый взгляд».
Актеры спектакля приглашают зрителя посмотреть на привычный мир под непривычным углом зрения, почувствовать оттенки и детали, которые обычно остаются невидимыми. Все роли исполняют незрячие и слепоглухие актеры Центра «Инклюзион». Среди них — первый российский слепоглухой триатлонист Алексей Горелов ; актриса, художница и перформер с нарушением слуха и зрения Ирина Поволоцкая ; незрячий шахматист и участник сборной СССР по шахматам для незрячих Александр Качанов и другие.
С помощью тифлокомментатора актеры «рассмотрели» картину и написали тексты-ассоциации, тексты-иллюстрации на отзывающиеся фрагменты и пословицы. Режиссер Туфан Имамутдинов и хореограф Марсель Нуриев дополнили их визуальными и пластическими зарисовками, и из этих фрагментов составился спектакль.
«Я испытал настоящий восторженный шок, соприкоснувшись на репетициях с незрячими актерами, участниками спектакля, – говорит Владимир Мартынов, – Например, наповал сразил меня артист, который воспроизводит танец Красса в исполнении Лиепы – каким-то особым, внутренним чутьём. Композиторская работа была особого рода: исходя из движений, пластики, текста мы подобрали какие-то архетипические музыкальные моменты, которые получилось бы встроить в ткань спектакля.
Специально для показов изготовлен тактильный макет картины «Нидерландские пословицы»: перед спектаклем зрители смогут ознакомиться с репродукцией и тактильной копией картины, а также прослушать профессиональный тифлокомментарий.
Спектакль создан центром творческих проектов «Инклюзион» при поддержке ГМИИ им.А.С.Пушкина, благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Центра им.Вс. Мейерхольда и инклюзивного центра «Тверская, 15». Информационный партнер проекта — портал «Особый взгляд».
«Здесь больше чем просто селёдка». Всё о спектакле.
Спектакль «Здесь больше, чем просто селёдка» — новая постановка Центра творческих проектов «Инклюзион», режиссером которой выступил Туфан Имамутдинов. Этот спектакль — современное переосмысление картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы»/ «Мир вверх тормашками».
Картина передает значение более чем 100 старинных нидерландских пословиц и поговорок. «Сидеть на пепле между табуретами», «Вешать плащ по ветру», «Привязать Христу льняную бороду» – смысл некоторых выражений мы можем расшифровать сегодня, а какие-то так и останутся загадками. Фраза «Здесь больше, чем просто селёдка», выбранная для названия нового спектакля, имеет значение «тут нечто большее, чем видно на первый взгляд».
ТИФЛОКОММЕНТАРИЙ К КАРТИНЕ
Новый спектакль – совместный проект «Инклюзиона» и сразу нескольких институций, которые не первый год занимаются поддержкой и развитием инклюзии и социального театра в России: ГМИИ им. А.С. Пушкина, благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Театрального центра имени Вс. Мейерхольда, инклюзивного культурного центра «Тверская 15». Информационным партнером проекта стал портал «Особый взгляд».
О ПАРТНЕРАХ СПЕКТАКЛЯ
ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ ТУФАНОМ ИМАМУТДИНОВЫМ НА ПОРТАЛЕ «ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД»
Все роли в спектакле исполняют незрячие и слепоглухие актеры — артисты Центра творческих проектов «Инклюзион», музыканты, художники, перформеры, спортсмены и люди, которые никогда раньше не выходили на сцену. С помощью тифлокомментатора актеры «рассмотрели» картину, выбрали самые отзывающиеся фрагменты и соответствующие им пословицы и затем написали тексты, которые стали основой для постановки.
КТО ИГРАЕТ В «СЕЛЁДКЕ»? ИСТОРИИ АКТЕРОВ СПЕКТАКЛЯ
ЧТО ДУМАЕТ КОМПОЗИТОР ВЛАДИМИР МАРТЫНОВ О РАБОТЕ НАД СПЕКТАКЛЕМ
Специально для показов спектакля изготовлен тактильный макет картины «Нидерландские пословицы»: перед спектаклем зрители смогут ознакомиться с репродукцией и тактильной копией картины, а также прослушать профессиональный тифлокомментарий.
БРЕЙГЕЛЬ НА ОЩУПЬ — ФОТООТЧЕТ О СОЗДАНИИ ТАКТИЛЬНОЙ КОПИИ КАРТИНЫ
Премьерные показы спектакля пройдут 3 ноября в 19.00 в Центре имени Вс. Мейерхольда и 4 ноября в 18.00 в ГМИИ им.А.С.Пушкина. Спектакль идёт с переводом на русский жестовый язык и тифлокомментарием.
Репортаж телеканала «Культура» о премьере спектакля:
Творческая группа спектакля:
Режиссер: Туфан Имамутдинов
Композитор: Владимир Мартынов
Хореограф: Марсель Нуриев
Художник: Лилия Имамутдинова
Музыканты: Анна Тончева, Роман Ломов
Актеры: Надежда Голован, Алексей Горелов, Надежда Горох, Александр Качанов, Ирина Поволоцкая, Роман Пугачев.
Тифлокомментатор: Вера Февральских
Продюсер: Татьяна Медюх
Технический директор: Константин Рубцов
Звукорежиссер: Андрей Шкляев
Художник по свету: Евгений Вершинин
Костюмер: Филипп Гинзбург
Изготовление костюмов: Татьяна Огородняя
«Инклюзион» благодарит за помощь в создании спектакля:
куратора инклюзивных проектов ГМИИ им.А.С.Пушкина Евгению Киселеву, руководителя программы «Особый взгляд» Ксению Дмитриеву, заместителя директора ГМКЦ «Интеграция» Наталью Погосян, фотографа Ирэну Ершову, Центр обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена, волонтера Алексея Клюева.
АНО «Центр реализации творческих проектов «Инклюзион»»
ИНН 9710022012
КПП 770301001
ОГРН 1167700075784
БИК 044525225 в ПАО Сбербанк
р/с 40703810438000006119
к/с 30101810400000000225
Здесь больше, чем просто селедка
К сожалению, билеты на это мероприятие закончились.
Вы можете выбрать другое мероприятие.
Описание
Продолжительность: 1 час
«Здесь больше, чем просто селедка» – совместное авторское переосмысление картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы» режиссёром Туфаном Имамутдиновым и актерами Центра творческих проектов «Инклюзион».
На картине «Нидерландские пословицы» найдены отсылки и интерпретации более чем 100 известных пословиц и поговорок (предполагается, что на самом деле Брейгель изобразил их на картине гораздо больше). «Сидеть на пепле между табуретами», «Вешать плащ по ветру», «привязать Христу льняную бороду», «Говорить двумя ртами», «Здесь больше, чем просто селедка» – вся картина буквально наполнена символами. Актёры выбрали самые отзывающиеся фрагменты и соответствующие им пословицы и сами написали тексты, которые стали основой для фрагментов спектакля.
Музыку к спектаклю написал композитор и философ Владимир Мартынов, автор музыкального сопровождения к фильмам «Остров» Павла Лунгина и «Холодное лето 53-го». Именно его музыкальные работы и философские труды стали отправной точкой создания спектакля.
Туфан Имамутдинов, режиссер спектакля: «Для меня главная тема творчества Брейгеля – внутренняя слепота человека. Это выражено во многих его работах: «Падение Икара», «Вавилонская башня», «Нидерландские пословицы», «Сорока на виселице»… Художник часто говорит о «не-виданных», невероятных событиях, которые никогда не случались раньше. Когда эти явления все-таки происходят – вокруг или с самим человеком – людям комфортнее не замечать этого».
Спектакль идёт с переводом на русский жестовый язык (РЖЯ).
Тактильный макет картины «Нидерландские пословицы: мастерская тактильных макетов Михаила и Ольги Шу.
Организатор: ГБУК г.Москвы «Театрально-культурный центр им. Вс. Мейерхольда»
человек просматривали эту страницу за неделю.
ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО СЕЛЕДКА
Центр творческих проектов «Инклюзион»
«Здесь больше, чем просто селедка» — совместное авторское переосмысление картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы» режиссёром Туфаном Имамутдиновым и актерами Центра творческих проектов «Инклюзион».
На картине «Нидерландские пословицы» найдены отсылки и интерпретации более чем 100 известных пословиц и поговорок (предполагается, что на самом деле Брейгель изобразил их на картине гораздо больше). «Сидеть на пепле между табуретами», «Вешать плащ по ветру», «привязать Христу льняную бороду», «Говорить двумя ртами», «Здесь больше, чем просто селедка» — вся картина буквально наполнена символами. Актёры выбрали самые отзывающиеся фрагменты и соответствующие им пословицы и сами написали тексты, которые стали основой для фрагментов спектакля.
Музыку к спектаклю написал композитор и философ Владимир Мартынов, автор музыкального сопровождения к фильмам «Остров» Павла Лунгина и «Холодное лето 53-го». Именно его музыкальные работы и философские труды стали отправной точкой создания спектакля.
Туфан Имамутдинов, режиссер спектакля: «Для меня главная тема творчества Брейгеля — внутренняя слепота человека. Это выражено во многих его работах: «Падение Икара», «Вавилонская башня», «Нидерландские пословицы», «Сорока на виселице»… Художник часто говорит о «не-виданных», невероятных событиях, которые никогда не случались раньше. Когда эти явления все-таки происходят — вокруг или с самим человеком — людям комфортнее не замечать этого»
Спектакль идёт с переводом на русский жестовый язык (РЖЯ).
Спектакль создан центром творческих проектов «Инклюзион» при поддержке ГМИИ им. А.С. Пушкина, благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», ЦИМа и инклюзивного центра «Тверская, 15». Информационный партнер проекта — портал «Особый взгляд».
Режиссер: Туфан ИМАМУТДИНОВ
Музыка: Владимир МАРТЫНОВ
Хореограф: Марсель НУРИЕВ
Художник: Лилия ИМАМУТДИНОВА
Музыканты: Анна ТОНЧЕВА, Роман ЛОМОВ
Тифлокомментатор: Вера ФЕВРАЛЬСКИХ
Продюсер: Татьяна МЕДЮХ
Технический директор: Константин РУБЦОВ
Звукорежиссер: Андрей ШКЛЯЕВ
Художник по свету: Евгений ВЕРШИНИН
Костюмер: Филипп ГИНЗБУРГ
Изготовление костюмов: Татьяна ОГОРОДНЯЯ
Актеры: Надежда ГОЛОВАН, Алексей ГОРЕЛОВ, Наталья ГОРОХ, Александр КАЧАНОВ, Ирина ПОВОЛОЦКАЯ, Роман ПУГАЧЕВ
Тактильный макет картины «Нидерландские пословицы: мастерская тактильных макетов Михаила и Ольги ШУ
Театр To Go: «Взаимодействие актёров на сцене похоже на работу человеческого мозга, где каждый отдел отвечает за что-то одно, но при необходимости остальные могут и готовы его подстраховать. Слова становятся не так важны, как прикосновения и едва заметные знаки, которые исполнители подают друг другу: прикосновение к коленям сидящих рядом на широком диване; лёгкий толчок плечом от того, кто закончил монолог, тому, кто должен его начать; обыгранное подхватывание упавшего воздушного шарика, который не удалось поймать соседу. Действие пропитано поддержкой и сонастройкой на таких частотах, которые нам, кажется, только предстоит освоить и в театре, и в жизни. При этом спектакль не эксплуатирует особенности каждого исполнителя, не стремится сделать из ограничения художественное средство, как бывает в некоторых постановках с привлечением инклюзивных артистов. Здесь важным становится именно взаимодействие личностей и историй — и то, что остаётся несказанным и непротанцованным, а значит, может быть наполнено собственным ощущением каждого зрителя»
Коммерсантъ: «Ну да, все это, конечно, чудеса, которых мы раньше не замечали: незрячие актеры ловят воздушный шар, грациозно двигаются и чутко партнерствуют, то и дело образуя пластические композиции (хореограф Марсель Нуриев). Часть монологов превращается почти в мелодекламацию. Ближе к финалу в «Селедке» есть еще незабываемый танец, который исполняют все — вместе и по очереди. Иногда он превращается в полет: сгруппировавшись, пятеро поднимают Ирину Поволоцкую, и она почти кричит от удовольствия. Тут вспоминаются уже «Клоуны» Феллини. Да и вообще, в этом спектакле много сочного феллиниевского реализма, балансирующего на грани гротеска, но разве же это противоречит Брейгелю?»
«Что-то изменилось?»: татарский режиссер поставил в Москве спектакль по картине Брейгеля
Совать палки в колеса. Сидеть как на иголках. Привязать Христу льняную бороду. Это лишь 3 из 100 старинных нидерландских пословиц со знаменитой картины Питера Брейгеля – старшего «Мир вверх тормашками». Одно ее созерцание может занять несколько часов, но Туфана Имамутдинова это не остановило. Режиссер попросил шестерых слепых и слепоглухих актеров выбрать несколько выражений и сделать по ним спектакль. На одном из первых показов в центре им. Мейерхольда побывал и «БИЗНЕС Online».
Вместо толкования художественного шедевра зрителям предлагают буквально перевернуть свое сознание, привычное мироощущение вверх тормашками и увидеть один из самых необычных спектаклей в жизни Фото: пресс-служба центра им. Мейерхольда
«БРЕЙГЕЛЬ ПЕРВЫМ ИЗ ВСЕХ ХУДОЖНИКОВ ИЗОБРАЗИЛ ЛЮДЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ»
«Здесь больше, чем просто селедка» — именно так называется новый спектакль бывшего главного режиссера Казанского ТЮЗа Туфана Имамутдинова, недавно появившийся в репертуаре одной из главных экспериментальных театральных площадок Москвы, центра им. Мейерхольда. Загадочное название постановки по не менее загадочной картине. Более 450 лет назад голландский мастер Питер Брейгель – старший создал свои невероятные «Фламандские пословицы», или «Мир вверх тормашками» (в альтернативном варианте). На небольшой, всего 117 на 164 см, деревянной поверхности художник вместил несколько десятков персонажей и сотню мудрых и ироничных изречений.
Часть из них давно вышла из употребления, потому полностью разгадать картину уже не получится. Однако в спектакле этого и не требуется. Вместо толкования художественного шедевра зрителям предлагают буквально перевернуть свое сознание, привычное мироощущение вверх тормашками и увидеть один из самых необычных спектаклей в жизни.
Сам Имамутдинов, недавний претендент на «Золотую маску» за спектакль «Аллюки» в содружестве с тем же центром творческих проектов «Инклюзион», объясняет выбор темы в разговоре с «БИЗНЕС Online» так: «С картинами я встречаюсь уже не первый раз. До этого ставил спектакль по раннему периоду Ван Гога, который мы делали в ТЮЗе с Анной Гарафеевой, потом была постановка по картинам русского художника Валентина Губарева и мусульманская живопись шамаиль. Потому идея работы с картиной Брейгеля „Фламандские пословицы“ возникла не с пустого места. Я примерно понимал, в каком направлении можно двигаться и что мы еще не пробовали. Пожалуй, это была самая интересная из всех моих работ».
И дело здесь не только в теме, но и в героях. Особых героях. «Брейгель первым из всех художников изобразил людей с особенностями, — говорит Имамутдинов. — Им отведена какая-то крайняя точка на картине. Они будто незначительные. Их действительно трудно заметить, пока не приглядишься. А это, в свою очередь, очень образно и актуально. В нашем обществе все так и происходит».
Туфан Имамутдинов: «Пожалуй, это была самая интересная из всех моих работ» Фото: «БИЗНЕС Online»
ИХ ВСЕГО ШЕСТЕРО
Хотя у постановки есть вполне конкретная команда авторов-профессионалов — режиссер, хореограф, композитор, музыканты, плюс поддержка «Инклюзиона», ГМИИ им. Пушкина, благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», инклюзивного культурного центра «Тверская 15», — каркас спектакля сооружали именно артисты. А точнее, незрячие и слепоглухие люди.
Их всего шестеро: трое слепоглухих, двое слепых и одна с остаточным зрением. С помощью тифлокомментатора они «рассмотрели» картину, выбрали фрагменты, соответствующие им пословицы, а затем написали тексты, которые и стали сценарной основой постановки. Все это говорит перед началом спектакля Татьяна Медюх, директор центра реализации творческих проектов «Инклюзион».
«Нам было важно показать, что люди с ограниченными возможностями не ограничены в творчестве. Им не нужны какие-то „костыли“, которые станут писать за них тексты, ставить танцы. Для меня было важно, что из шести артистов трое почти не выходили на сцену. Надежда Голован и Алексей Горелов на сцене уже года три-четыре, поэтому им более привычно. Я преследовал еще и творческо-терапевтическую цель, чтобы они сами сделали спектакль. И если у них когда-либо возникнет желание самостоятельно ставить, чтобы не возникало мысли „я не смогу“», — признается Имамутдинов.
Их всего шестеро: трое слепоглухих, двое слепых и одна с остаточным зрением Фото: пресс-служба центра им. Мейерхольда
На сцене — кромешная тьма. Требуется время, чтобы к ней привыкнуть. Слева от зала загорается слабая лампочка над пюпитром. Там сидят музыканты — Анна Тончева и Роман Ломов. Оба специалисты по исторической музыке Средневековья. Постепенно мягкий свет заполняет сцену, и зритель видит остальных участников перформанса. Все шестеро бок о бок сидят на сером диване и искренне улыбаются.
Внезапно самая старшая актриса Надежда Голован вскакивает с места и начинает экспрессивно дирижировать импровизированным оркестром — музыкантами, исполнителями и даже тифлокомментатором Верой Февральских, которая аккуратно расположилась на стульчике справа от дивана. «Кажется, скучно не будет», — слышится с соседнего кресла. Да, никто не собирает читать лекцию о голландской живописи или проводить семинар о проблемах слепых. Так что же это тогда?
Сначала — рассказ. Обаятельная блондинка Наталья Горох медитативно и по-хорошему буднично вспоминает о приятном летнем дне, о друге, который пришел ее навестить (кстати, он сидит слева от нее), и о его давней мечте — станцевать Спартака в балете Хачатуряна. Сам Алексей Горелов (тот самый друг) в спектакле не говорит. Зато танцует. Да так, что присутствующие расплываются в блаженной улыбке от происходящего.
Внезапно самая старшая актриса Надежда Голован вскакивает с места и начинает экспрессивно дирижировать импровизированным оркестром — музыкантами, исполнителями и даже тифлокомментатором Верой Февральских Фото: пресс-служба центра им. Мейерхольда
«ЛЮДИ С РАЗЛИЧНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ИМЕЮТ ПРАВО ДУМАТЬ О ЧЕМ УГОДНО»
Терапевтический эффект тоже сохраняется. Причем не только для актеров, но и для самих создателей. «Всегда, когда работаешь с особенными людьми, они тебя чему-то учат. Хотя бы тому, что привычные законы, по которым ты выстраиваешь спектакль, тут не работают. Даже элементарно выучить текст для слепого или слепоглухого очень сложно. Они не привыкли запоминать визуально. У них другая выразительность слова, тела. И в этом их преимущество», — признается режиссер.
В спектакле нет ничего лишнего. Все просто, минималистично и в то же время детализированно и символично. Если музыка, то она будет написана гениальным русским композитором и философом Владимиром Мартыновым, если костюмы, то они перекликаются с цветовой гаммой картины Брейгеля, если отстраненные разговоры, то не о буквальном и ожидаемом, а о личном, прекрасном и искреннем.
А как непринужденно незрячие актеры ловят красный воздушный шар, заботливо сообщая о своих действиях легким хлопком по колену соседа. А потом снова танцуют, взлетают под сценой, опять же помогая друг другу, и делятся своим внутренним светом.
Не сразу замечаешь, как медитативные разговоры переходят в настоятельную просьбу: «Закройте глаза». Зал не реагирует, но свет гаснет. И снова: «Закройте глаза». Часть послушно выполняет. «Откройте», — звучит со сцены. Кругом темнота. «Что-то изменилось?» — спрашивает голос. Вот только неясно, актер это или уже подсознание.
«У нас же только половина актеров оказалась без драматического опыта. И это не помешало прекрасно создать атмосферу. Еще на начальном этапе мы быстро поладили, обсудили, почему именно они выбирают пословицы и пишут тексты, — рассказывает Имамутдинов. — Для нас было важно не педалировать тему слепоты. Не должно возникать фраз из серии „посмотрите, как мы видим мир“ или „пожалейте нас“. Спектакль вообще о другом. Люди с различными особенностями имеют право думать о чем угодно. А нам кажется, что, кроме их физических проблем, больше не о чем. Они готовы обсуждать все».