Здесь чем является в предложении
Какая часть речи слово «здесь»?
Слово «здесь» указывает на место, конкретно его не называя. «Здесь» — это указательное местоименное наречие.
Чтобы выяснить, какая часть речи слово «здесь» в системе частей речи русского языка, обратимся к конкретному контексту.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь город будет заложен
На зло надменному соседу.
В этих известных строках из поэмы «Медный всадник» автор утверждает, что город будет заложен (где?) именно «здесь». Это слово не изменяется. Оно зависит от глагола-сказуемого и отвечает на обстоятельственный вопрос, причем конкретно не называет это место.
Молодая трава здесь, на подсолнечной стороне луга, была выше и гуще (М. Шолохов).
В этом предложении слово «здесь» только указывает на место, а далее следует обособленный член предложения, который конкретно обозначает это указанное местоименным наречием место — «на подсолнечной стороне».
Местоименные наречия имеют такое же деление на грамматические разряды, как и местоимения.
Сравним:
Правописание слова «здесь»
Слово «здесь» пишется с начальной буквой «з», которую не путаем с приставкой с- в словах:
Только к полудню я набрёл на старую порубку, заросшую травами и древесной порослью, среди которой то зде́сь, то там чернели пни. На одном из них я обнаружил веселую семейку тонконогих опят (Е. Носов).
Каким членом предложения может быть местоимение?
Местоимение может быть любым членом предложения. Приведем примеры с местоимением в синтаксической роли главных членов предложения, подлежащего и именной части сказуемого, и второстепенных членов — дополнения, определения и обстоятельства.
Синтаксическая роль местоимений в предложении
Каким членом предложения является местоимение, можно определить, исходя из того, слово какой части речи оно заменяет, на что местоимение указывает, на лицо или предмет, на признак или количество. Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняет местоимение в предложении.
Таблица
Местоимение — главный член предложения
Подлежащее
Если местоимение заменяет собой существительное и указывает на лицо или неодушевленный предмет, то чаще всего оно является главным членом предложения, то есть подлежащим, или дополнением.
Местоимение в роли подлежащего отвечает на вопросы кто? что?
Примеры
Я не хочу огорчать вас этим известием.
— Ты возьмешь меня с собой на рыбалку? — спрашивает мальчонка у старшего брата.
Солнце быстро садилось в море. Оно бросило последний багряный отсвет на воду.
Несколько детей с шумом и визгом плескались в речке.
Местоимение — часть составного именного сказуемого
Если в предложении имеется подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, а глагол-сказуемое отсутствует, то местоимение поясняет подлежащее и выступает в роли именной части составного сказуемого. При местоимении в этой синтаксической роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «является» и пр.
Примеры
Каковы люди в этом поселке, всем известно.
Местоимение в роли второстепенных членов предложения
Дополнение
Местоимение в синтаксической роли дополнения зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Примеры
Ему вспомнилась последняя поездка в Петербург.
Из-за плеска воды не расслышишь, что кричат с берега.
Начальнику полярной станции нужно еще кое с кем переговорить о доставке нужных материалов.
Не звоните ей больше с этой просьбой.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Хочется съесть что-нибудь вкусное.
Определение
Второстепенным членом предложения в роли определения выступают все разряды местоимений, указывающих на признак предмета. Особое внимание проявим, если притяжательные местоимения «его», «её», «их» поясняют существительные и являются несогласованными определениями.
Местоимения в синтаксической роли определений отвечают на вопросы: какой? чей?
Примеры
В нашей артели насчитывалось восемь лесорубов.
Мой вопрос так и остался без ответа.
Казалось, в стройном хоре его голос вел всех за собой.
Их старания увенчались все-таки успехом.
Обстоятельство
Местоимения в роли обстоятельств указывают на количество чего-либо и чаще всего встречаются в составе синтаксически неделимых словосочетаний со словами других частей речи (существительных в падежной форме и др.) Обстоятельство, выраженное местоимением с существительным, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы: когда? с каких пор? сколько? как? и пр.
Примеры
В то время все было здесь по-другому.
В этот час ты можешь навестить нас.
Мы наблюдали яркий звездопад несколько ночей подряд в августе.
Видеоурок
Здесь чем является в предложении
Постепенно в людях возникало уважение к человеку, (какому?) который обо всём говорил просто и смело.
Выл тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.
Просто удивительно, сколько у вас при слабости здоровья энергии, знания дела.
Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.
Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.
Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова.
Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:
1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:
Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. — Таня говорит: «Трава по ночам растёт». Это союз, так как мы его убрали, смысл и структура предложения от этого не изменились.
2) союз можно заменить только другим союзом.
Например: Когда (= если) труд — удовольствие, жизнь хороша. Заменили другим союзом.
3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,
например: Вспомни песни, что пел соловей. Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей) и словом песни (Вспомни песни: эти песни пел соловей).
Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами
Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:
1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;
2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;
3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.
Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта. Союз.
Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта. Союзное слово.
При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:
Например: Я хорошо помню день, когда (союзное слово) мы встретились. Никто не знал, когда (союзное слово) он появился в нашем городе. Когда (союз) закончится метель, можно будет пойти погулять.
Поиск ответа
Всего найдено: 5066
Вопрос № 308856 |
Ответ справочной службы русского языка
Ваша пунктуация верна. Буквенное наращение и запятая после цифр не нужны. О подобной ситуации мы подробно рассказали в ответе на вопрос № 257051.
Ответ справочной службы русского языка
Правило о написании и, ы после ц в школе обычно формулируется с некоторыми терминологическими погрешностями, которые связаны с трудностями морфемного членения слов с ци и цы, со стремлением сделать правило короче, проще для формирования орфографического навыка. Вынуждены признать, что терминологические неточности приводят к конфликтам логическим и человеческим. Правила, избавляющие от названных проблем, есть, но эти правила пока малоизвестны (см., например, правило о ци и цы в «Неучебнике по русскому языку» М. А. Кронгауза, Е. В. Арутюновой и Б. А. Панова).
Здравствуйте, сейчас решаю варианты ЕГЭ по новому сборнику Цыбулько. Попалась такая задача: 9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) околдовать, багаж, демонстрировать 2) реальный, декоративный, горизонт 3) предлагать, воплотить, дежурный 4) стремиться, врачебный, виртуозный 5) карандаш, троллейбусный, комфортный В ответе написано: 125 Лично я вижу в третьем пункте три слова с непроверяемой гласной. Предлагать. Корень — ПРЕДЛАГ. «е»-непроверяемая, «лаг»- чередующаяся. Воплотить. Корень ВОПЛОТ. Первая «о»- непроверяемая, вторая «о»-проверяемая Дежурный — непроверяемая(тут без вопросов) Интересуют именно слова Предлагать и Воплотить.
Ответ справочной службы русского языка
В корне слова причитание безударный чередующийся или непроверяемый гласный?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли употреблено здесь слово «видно»: «Я проверил ваше объявление, оно активно и видно пользователям в поисковой ленте». Или здесь корректнее будет «его видно»?
Ответ справочной службы русского языка
Предлагаем такой вариант: Я проверил ваше объявление: оно активно, пользователи видят его в поисковой ленте. Если сообщение адресовано одному человеку, слово ваше нужно написать с заглавной буквы.
Здравствуйте. Как правильно пишется «мед деятельность» или «меддеятельность», «мед документ» или «меддокумент»? Встречаю разные варианты, ощущение, что пишут все кто как хочет. В словарях написано, что «мед» (в значении «медицинский») сокращение пишется слитно со словами, но гугл и яндекс поправляют на раздельное написание в этих словах. Может двойное «д» как-то влияет, т.к. слова медсправка, медсестра, медпункт и т.п. можно найти как пишутся и они слитно пишутся, а вот слова с «меддеятельность» и «меддокументы» найти не могу в справочниках. Объясните, пожалуйста, как правильно и почему. Благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Здесь можно смотреть, выбирать. А ещё — покупать Нужно ли после ещё тире.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли слово «одиссея» в значении странствия с приключениями писаться с большой буквы? Какое правило здесь действует? Верно ли следующее утверждение: «Одиссея допускается для написания с большой буквы, это книжный термин. Названия произведений, ставшие нарицательными ДОПУСКАЮТСЯ для написания как имя собственное»?
Ответ справочной службы русского языка
Написание слова одиссея со строчной буквы в значении ‘странствие с приключениями’ закреплено орфографическими словарями однозначно, то же в толковых словарях (см., например, ресурс «Проверка слова»). Правилами орфографии написание названий произведений, ставших нарицательными, не регламентируется. Чтобы сформулировать правило (если в нем возникает потребность), необходимо изучать материал.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Здесь нужно двоеточие? На сайте есть возможность: отработать конкретные темы по химии, посмотреть банк чужих работ, попасть на доску почета и получить дополнительную информацию об экзамене.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
А кино, что, сегодня не будет? — А кино, что? сегодня не будет?
Еще Д. Э. Розенталь писал о том, что запятой отделяются слова что, а что, что же, обозначающие вопросы, например: Что, если я кликну клич? (Т.) («что будет, если…»); А что, если он прячется в глубине лесов? (Каз.); Что, если в самом деле он [городничий] потащит меня в тюрьму? (Г.); Что, ему лет двадцать пять, не больше? (Л.Т.), и что в некоторых подобных случаях возможны пунктуационные варианты в зависимости от значения, которое вкладывается в местоименное слово, ср.:
Ты что же не идёшь с нами? («почему»). — Ты что же, не идёшь с нами? («что делаешь?», пауза после что же).
Полагаем, что и в Вашем примере возможны интонационные варианты, следовательно и варианты пунктуационного оформления.
Добрый день. подскажите, после «недавние» тире или двоеточие? Ориентируйтесь на “недавние” — здесь публикации сортируются в хронологическом порядке.
Ответ справочной службы русского языка
Следует поставить двоеточие, поскольку во второй части предложения содержится причина того, о чем говорится в первой части.
Скажите, нужно или нет двоеточие в предложении: Сделать ее гармоничной, яркой,интересной, комфортной,ну что называется на все 100. И нужно ли здесь тире.
Ответ справочной службы русского языка
Двоеточие не нужно, стоит выделить вводное сочетание и, если есть желание придать обороту на все 100 обобщающее значение, поставить тире: Сделать ее гармоничной, яркой, интересной, комфортной — ну, что называется, на все 100.
Подскажите, пожалуйста, что делать с глаголами по типу «пересилИть»? написал пересилЕть, ударные окончания не подбираются к нему (либо я не смог найти). как называется эта группа глаголов, чтобы подучить?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, нужны ли запятые во фразе «в срок(,) не превышающий 5 дней(,) уничтожить данные». Ведь если было бы «в срок не более. » или «в срок не позднее. » они не нужны, об этом у вас есть ответы, здесь кажется аналогично – не нужны, несмотря на причастие.
Ответ справочной службы русского языка
В Вашем предложении запятые нужны, причастный оборот нужно обособить.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
Главный член предложения: подлежащее
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
Главный член предложения: сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Дорога идет то направо, то налево.