Зеленая повестка что это
«Зеленая повестка» ограничит человека в питании
Credite Suisse составил описание жизни человека, который удерживает себя в рамках нормы выбросов.
Есть ли способ не ограничивать себя столь жесткими рамками? Аналитики считают, что если сажать больше деревьев, то такой подход может спасти ситуацию. Поэтому каждый может выбрать сам, 25 граммов сыра в неделю или посадка определенного количества деревьев (минимум 120 деревьев в год). Однако если выбор окажется в пользу деревьев, он не будет простым. Дерево должно прожить достаточно долго, чтобы от него был эффект. Также есть множество развивающихся стран, где посадка деревьев в достаточном количестве вряд ли возможна.
Парижское соглашение призвано снизить эмиссию углекислого газа в атмосферу, чтобы не допустить глобального потепления более чем на 2 градуса к 2100 году. Для этого необходимо, как считают ученые, изменить пищевые привычки, перейдя на преимущественно растительную диету и снизив калорийность рациона, а также радикально уменьшить все выбросы, не имеющие отношения к производству пищи.
Экологический переворот: как «зеленая повестка» влияет на экономику
Еще в начале августа 2015 года 193 государства ООН приняли концепцию устойчивого развития «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Она появилась в процессе объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Подразумевается принятие мер, направленных на оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных, природо-, энерго- и материалосберегающих технологий.
С этого момента климатическая повестка стала прямым образом влиять на экономическую. Быстрее всех перестраиваются европейские страны. Там уже большая часть инвесторов при принятии решения о вложении денег в какую-либо компанию учитывает ее влияние на экологию. Климатическая повестка как таковая и экология все-таки немного разные вещи. И такая экополитика просто вынуждает и российских предпринимателей переходить на экоэтикет.
Индекс ESG прочно занял свое место в мире бизнеса. Чем выше индекс, тем больше внимания экологии уделяет компания. По данным экспертов, до 97% инвесторов сейчас ориентируются на индекс ESG, когда принимают решение, вкладывать ли деньги в ту или иную компанию. По сути, этот показатель стал почти таким же популярным, как кредитный рейтинг.
Для России такой подход в новинку. Для того чтобы перестроиться, понадобится не один год. Пока наше бизнес-сообщество только начинает делать первые шаги в «зеленом направлении».
НДТ — наилучшие доступные технологии
Это то, что мы обсуждаем не один год. Громкие заявления по этому вопросу далеки от реальности. Фактически большая часть производств не спешит модернизироваться. Огромное количество предприятий до сих пор работает на устаревшем оборудовании и с точки зрения экологии не выдерживает никакой критики.
Бизнес считывает тренды и, на первый взгляд, готов перестроиться. Но надежда на русский авось уже традиция. «Не заметят», «не приедут» или «мы сделаем красивый отчет» — такое уже не спасает. Государство говорит с бизнесом на понятном для него языке — на языке денег. И оно предлагает НДТ, «зеленые облигации», господдержку тем, кто в зеленом тренде. Россия медленно, но верно встраивается в «зеленую повестку».
Ситуация в Норильске выявила неоднозначную картину. С одной стороны, в кулуарах представители крупного бизнеса с улыбкой говорили, что в любой западной стране «за такое» нарушитель заплатил бы более миллиарда долларов. Но никто не ожидал, что такое может быть и у нас.
Именно 5 февраля 2021 года — день оглашения решения суда по —стало переломным моментом в сознании бизнеса. Это день экологической перезагрузки. Неотвратимость наказания стала реальностью. Нарушитель платит.
После аварии в Норильске государство приняло решение: теперь деньги, поступившие в бюджет за нанесение вреда природе, будут идти на решение экологических проблем. Деньги за эконарушения стали «окрашенными». Таким образом, государство еще раз признало наличие подобных проблем и свое намерение их реально решать.
Экология в топе государственных вопросов
Никогда этой теме не уделялось столько внимания в послании Федеральному собранию Владимира Путина, как в этом году. На Петербургском международном экономическом форуме 2021 года не было дискуссии, где бы так или иначе ни затрагивали тему экологии.
Росприроднадзор понимает, что бизнес должен развиваться, но не в ущерб природе. Мы заинтересованы в стабильном процветающем бизнесе. Потому что это основа крепкого государства. Только бизнес обязан работать по закону. Не надо играть в кошки-мышки с контролером. Найдет, не найдет, доедет инспектор до месторождения, выявит нарушения или не доедет? Росприроднадзор не должен гоняться за нарушителями. В развитых странах нарушать экологическое законодательство настолько невыгодно, что экономическая целесообразность побеждает жадность. И отбивает охоту экономить на мелочах.
Экологические нарушения в мире самые дорогие. Так будет и у нас. Необходимо менять сознание. Мы совершенствуем законодательство, формируем новую среду. В ходе «регуляторной гильотины» мы отменили огромное количество устаревших нормативных актов. Идет построение новой системы государственного регулирования.
На данный момент штрафы за нарушение экологических норм мизерные. И это «расхолаживает бизнес». Мы просим увеличить штрафы. Но даже при существующем законодательстве мы уверены: можно навести порядок.
Язык бизнеса: факты и цифры
И вот пример только в одной из отраслей. В 2020 году мы провели проверки более 250 недропользователей. Разведка и разработка большинства месторождений идет без соблюдения экологических норм. Мы выявили почти 800 нарушений. Из них 60% тянут на то, чтобы лишить лицензий. В итоге действие почти 70 лицензий прекращено досрочно.
Недропользователи не боятся нарушать, не хотят платить штрафы, не считают нужным соблюдать закон. Государство не будет запугивать штрафами. Контролер не каратель. Но здоровое отношение к природе должно стать нормой. Говорим с бизнесом на языке денег. Наверное, так понятнее. Воспитывать, стыдить, убеждать бессмысленно. А вот когда речь идет о прибыли, тогда все становится на свои места. Опять к примерам.
Россия занимает второе место в мире по добыче золота. В наших недрах 12 500 т этого драгоценного металла — 11% всего мирового запаса. С каждым годом добыча золота увеличивается. За последние пять лет количество выданных лицензий на разведку и добычу выросло более чем в два раза — 7200 разрешений. К слову, почти 80% этих лицензий выдано на добычу россыпного золота.
Государство дает лицензии, развивает бизнес — добывайте. Часто лицензии берут компании, которые не могут обеспечить качественную работу на прииске, зарабатывают на участке и бросают его.
Дражная технология добычи россыпного золота очень травматична для природы. Она запрещена в Монголии и Китае в лесных массивах и речных долинах. Потому что карьеры и перепаханные леса потом не восстановить. Дражная добыча золота — непаханое поле невыявленных нарушений. Зато перепаханных гектаров земли тысячи.
Когда на участке перестают добывать золото, арендатор возвращает его государству. Возвращает в безобразном виде, а по-другому это и не назовешь. Теперь рекультивация этого участка уже забота власти. Так быть не должно.
Долины лесных рек изменены до неузнаваемости. В некоторых районах лунные пейзажи отработанных земель видны из космоса. Две с половиной Москвы — такова примерная площадь перепаханных золотодобытчиками брошенных земель. Бизнес озолотился, а природа погибла. Варварская добыча золота — преступление против природы.
Но бизнес упорно не хочет замечать требования закона. В 2019 году на месторождении компании «Сисим» произошла авария: из-за нарушений разрушился каскад дамб. Все дамбы были построены в нарушение проекта. Погибли 20 человек. Ущерб, нанесенный природе, был оценен в 180 млн рублей. Для сравнения: за два года работы компания добыла золота на 201 млн рублей. То есть два года отработали себе в убыток.
Нарушения закона в прямом смысле на вес золота
Еще один пример: компания «Три П» в 2020 году добыла золота на 192 млн рублей. И выявленный нами ущерб составил 192 млн рублей.
Лишать бизнес прибыли нам невыгодно. Бизнес — это рабочие места, отчисления в бюджет, стабильность. Но только закрывать глаза на то, как зарабатываются дивиденды, мы не можем и не будем.
Другой вопрос в том, что нарушители не торопятся платить. В 2020 году только золотодобытчикам мы выписали штрафов за вред, причиненный природе, почти на 230 млн рублей. Из них оплачено лишь 10%. Нарушать легко. Платить тяжело. Наша задача — поменять экополитику в бизнесе.
Сегодня Росприроднадзор среди всех госорганов — самый частый участник судов. Наказание неотвратимо. У нас нет избранных и неприкасаемых. Если предприятие не платит, мы идем в суд.
Загрязнитель платит. Точка
Диалог власти и бизнеса необходим. Мы слышим претензии предпринимателей, что предъявляемые требования могут быть избыточными. И готовы идти навстречу. Если мы реально видим, что бизнес идет по пути оздоровления своих предприятий (модернизирует их, вкладывается, проводит мероприятия по снижению выбросов, закладывает на это деньги), то и мы готовы подождать результат.
Декларация в рамках НДТ будет добровольной. Сейчас самое время бизнесу провести самостоятельный экологический аудит. Это задел на будущее. Без экологической повестки российским предприятиям будет трудно претендовать на крупные инвестиции и конкурировать на мировом рынке. Тренд на экологичность будет востребован и дальше. Если нельзя избежать, то, как принято в бизнесе, надо понять, как на этом заработать. И это возможно, как показывает практика мировых лидеров рейтинга ESG.
Государство максимально открыто для диалога. Мы готовы слушать и слышать обоснованные аргументы. В ответ хотим тоже быть услышанными. Экология — это навсегда. Привыкаем.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Зелёная повестка. Как России снизить ESG-риски
Всеволод Гаврилов
Сегодня ESG-повестка становится актуальна для всех стран мира, и Россия не исключение. ESG — это environmental, social and governance (окружающая среда, социальные обязательства и управление). Такие сферы ответственности бизнеса становятся реальным драйвером как затрат, так и доходов.
Социальный запрос на развитие этой темы существует уже не один год, во многих странах OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) наличие стратегии и политики управления соответствующими рисками является настолько же естественным фактом, как, к примеру, наличие разрешительной документации. И тем не менее все принципы ESG пока основаны на доброй воле компаний, прозрачности и ответственности. Лишь немногие страны на сегодня обладают разработанной регуляторной базой в этом направлении.
Для российского бизнес-сообщества, по крайней мере для компаний, работающих на внутреннем рынке, ESG — исключительно новое направление, на полноценное становление которого понадобится, возможно, не один год. При этом подавляющее большинство компаний-экспортёров и компаний с международной структурой владения активно внедряют новые ценности. По версии компании PwC, свыше 60% членов советов директоров компаний в РФ считают наличие ESG-политики полезным фактором с точки зрения инвестиционной привлекательности (опрос прошёл в ноябре 2019 года).
Основной причиной того, что компании, работающие на внутреннем рынке, не уделяют должного внимания ESG, можно считать значительную разницу восприятия экологических и социальных проблем конечным потребителем. Все расходы отражаются в стоимости конечной продукции, и если среднестатистический потребитель в Европейском союзе вполне сознательно готов платить премию за экологичность товара, то в странах бывшего СНГ и в России все затраты такого рода пока ложатся на саму компанию.
При этом все три группы рисков чётко дифференцируются по степени значимости как на национальном, так и на международном уровне. Сегодня наиболее актуальны проблемы, связанные с экологией и климатом. С начала года эта тематика освещалась уже неоднократно на международных и локальных площадках. ВЭФ-2020 прошёл полностью под «зелёной» эгидой, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступила за «зелёную сделку» Евросоюза, предполагающую инвестиции свыше 150 млрд евро в «зелёные» проекты к 2030 году.
В текущей парадигме выход из кризиса для Европейского союза будет «зелёным», а это значит, что все контрагенты и поставщики вынуждены будут адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса. Если раньше ESG-ответственность была добровольным вектором сотрудничества, то с осени 2020 года есть все основания ожидать появления дополнительных требований в сфере ESG, которые будут напрямую влиять на стоимость продукции и доступ к конкретным рынкам.
Реализация
Деловая среда в экономиках с «зелёным» укладом безальтернативно программирует экономических агентов на активное экологическое поведение. Компании из экономик, где ESG-повестка не так актуальна (например, в России), пока находятся в статусе догоняющих. Тем не менее в структуре затрат предприятий появляется раздел «экология». Регуляторная и рыночная мотивация провоцирует поиск решений в экологической инфраструктуре. По оценкам Сбербанка и Минпромторга, в ближайшие 5—7 лет доля затрат на экологию в общей структуре затрат может вырасти до 10—25%.
Сегодня национальные и международные экологические требования не просто инструмент рыночного воздействия, это — реальная проблема, которая имеет материальное выражение:
Загрязнение воздуха к 2060 году непосредственно убьет от 6 до 9 млн человек (OECD, 2016)
Связанные с изменением климата катаклизмы обходятся человечеству в 520$ миллиардов в год (World Bank, 2017)
Несмотря на актуальность вопроса, отрасли отечественной промышленности сегодня не имеют удобной информационной и бизнес-платформы для того, чтобы «зелёные» услуги нашли заинтересованных покупателей.
Одно из немногих исключений — энергетика: многие предприятия с зарубежным капиталом и предприятия, работающие на экспорт, активно проявляют интерес к «зелёной» энергии. Для компаний ритейла и автопрома такая практика давно стала нормой. Использование «зелёной» энергии позволяет сокращать суммарный объём воздействия на климат и положительно отражается на отношении покупателей к продукции (PRI, 2019). В отраслях добывающей и перерабатывающей промышленности этот тренд пока присутствует лишь частично. Некоторые предприятия активно используют «зелёную» энергию для позиционирования своих товаров и даже создания новых продуктов (например, «Русал — зелёный алюминий»). Отдельные отрасли (химическая промышленность, металлургия) должны перейти к этой модели уже в 2021 году, когда требования зарубежных отраслевых союзов начнут отражать новые реалии «зелёной повестки» OECD.
Перспективы
Для российской ресурсоёмкой экономики экологические факторы играют наиболее серьёзную роль с точки зрения долгосрочного развития.
Данная форма распределения говорит о высоком уровне кластеризации предприятий на территории РФ с точки зрения объёма и состава выбросов. Низкая диверсификация по типам выбрасываемых загрязнителей (менее 60 веществ) говорит о малом числе измерений выбросов. Абсолютное доминирование карбоновых, азотных и сернистых соединений (по соотношению тип/масса) в спектре выбросов указывает на весьма примитивные подходы к экологически ответственному поведению. Все эти факторы уже сегодня отражаются на конкурентоспособности отечественных товаров и в перспективе будут серьёзно влиять на устойчивость бизнеса к кризисным ситуациям.
Для того чтобы последовательно и с меньшими издержками пройти переходный период трансформации, необходимо чётко расставить приоритеты и иметь понятную стратегию с зафиксированными ключевыми точками. Меры по сдерживанию изменений и адаптации к изменениям климата необходимо серьёзно обсуждать, в то время как экологические проблемы в стране необходимо решать уже сегодня.
Сбербанк как обладатель крупнейшего в России корпоративного кредитного портфеля уже идентифицировал риски, связанные с ESG-повесткой, и сегодня ведёт разработку и пилотирование специальных «зелёных» продуктов, направленных на решение задач экологического характера для клиентов промышленности — наиболее проблемной зоны сегодняшней экологической повестки в России.
В перспективе планируется реализация как финансовых, так и нефинансовых сервисов в рамках экосистемы банка, ориентированных на повышение привлекательности экологических проектов для клиентов и поддержку перехода к устойчивой экономике для любых предприятий, работающих как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать
Что такое ESG и почему это актуально
Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие коммерческой деятельности, которое строится на следующих принципах:
В современном виде ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он предложил управленцам крупных мировых компаний включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.
Явление стало популярным только в последние пару лет, но уже закрепилось за рубежом. По словам вице-президента Тинькофф Нери Толлардо, в ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития.
В России принципы ESG менее распространены, чем за рубежом, но их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м стала защита окружающей среды.
Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.
Кроме того, треть крупнейших банков страны уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку компаний, еще 20% — планируют. Это значит, что банки будут тестировать каждого заемщика на соблюдение принципов устойчивого развития.
Как оценивают соблюдение ESG-принципов
Бизнес, который претендует на хорошую ESG-оценку, должен соответствовать стандартам развития в трех категориях: социальной, управленческой и экологической.
Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который наносится экологии.
Например, бренд обуви Timberland сотрудничает с производителем шин Omni United и делает подошвы ботинок из переработанных шин.
Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Чтобы соответствовать стандартам, бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты.
Например, американский бренд верхней одежды Patagonia не владеет фабриками, которые шьют его продукцию, поэтому не может влиять на размер зарплаты рабочих. Чтобы это исправить, в рамках программы «Честная торговля» бренд направляет часть средств с продажи продукции на фабрики, чтобы поднять зарплату сотрудников до уровня прожиточного минимума.
Управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями: прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, здоровую обстановку в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры.
По словам Евгения Хилинского, директора управления анализа инструментов с фиксированной доходностью Газпромбанка, для устойчивого развития компания должна соблюдать баланс между всеми критериями. Но их значимость может различаться в зависимости от деятельности разных компаний. Например, для энергетики особую роль играют экологические критерии, для сектора услуг — социальные, а для финансов — управленческие.
Что такое ESG-рейтинг и как он формируется
ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства — Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и другие. Они оценивают развитие компаний по трем критериям — E, S и G — и присваивают баллы по стобалльной шкале.
Например, конгломерат Kering (модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent) с 2019 года остается лидером рейтинга MSCI среди 28 компаний в сфере производства одежды и предметов роскоши. Всё благодаря его программе устойчивого развития, которая включала в том числе:
Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
Например, MSCI присвоила розничной сети Boohoo высокий рейтинг, несмотря на расследования о том, что компания занижает зарплату сотрудникам и игнорирует локдаун во время пандемии. В то же время другие рейтинговые агентства поставили Boohoo более низкую оценку.
Как ESG-инвестиции влияют на рынок
Популярность ESG-инвестиций растет с каждым годом. Эксперты считают, что это происходит в том числе из-за интересов миллениалов (рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Ценности этого поколения отличаются от предыдущего: для них бизнес и инвестиции — это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе.
Повышенный спрос на ESG вынуждает компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь, из-за давления инвесторов и банков, им невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг.
Инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом. В 2020 году компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов — страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов. В результате 98% опрошенных заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Вот главные причины:
Банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании.
Какие компании входят в топ ESG-рейтингов
В мире есть множество примеров успешных корпораций, которые ориентируются на принципы ESG. По версии компании Corporate Knights, в 2021 году в первую пятерку входят:
Компания Corporate Knights ежегодно публикует рейтинг 100 самых устойчивых глобальных корпораций в мире. Рейтинг основан на публично раскрытых данных.
Многие российские компании тоже придерживаются ESG-принципов. Например, горнорудная компания «Полиметалл» активно развивает экологические и социальные проекты:
В результате Полиметалл уже четвертый раз подряд становится лидером рэнкинга независимого кредитного рейтингового агентства RAEX-Europe. Рэнкинг — это часть проекта RAEX-Europe по сбору, систематизации и анализу ESG-данных компаний постсоветского пространства.
RAEX-Europe обновляет ESG-рэнкинг каждый месяц: агентство переоценивает компании по мере выхода их годовых отчетов, а также включает новые, которые еще не получали оценку. Таким образом, рэнкинг охватил уже 135 российских компаний из 24 различных отраслей.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.