Зеленая повязка на голову у мусульман что значит
Когда рассматриваешь фотографии чеченских боевиков, сделанных во время вооруженного конфликта в Чечне, на них часто можно заметить зеленые повязки. Почему они повязывают голову зеленой тканью и что это символизирует, попробуем разобраться.
Конечно, всем известен факт, что зеленый цвет считается традиционным цветом ислама. Цвет природы полностью отражает представление мусульман о рае, в котором истинные верующие носят зеленые одежды. А еще это цвет молодости и изобилия.
Зеленая повязка на голове имеет особое значение. Она является символом мученика за веру, того, кто пошел в бой, защищая свою религию, и может даже не вернулся из этого боя. С древних времен воины, проведывающие ислам, повязывали зеленую ткань на голову, а сегодня такое можно заметить также среди приверженцев радикального ислама.
Зеленая повязка может быть однотонной, а может иметь надпись. В таком случае на нее наносят текст Шахады арабской вязью. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», вот что она означает. Мусульмане верят, раз повязка находится на голове, то она будет правильно влиять на мысли ее носителя.
Как правильно носить и завязывать мужскую арафатку?
В XXI веке в моде появились универсальные платки из Палестины, получившие название «Арафатка». Носить эту удобную вещь можно в повседневной жизни, на службе в армии, в путешествиях, да и просто в случаях, когда нужно утеплиться (и головной убор, и платок на шею), внести в образ новую деталь или использовать в экстремальных случаях. Как и откуда пришла арафатка в европейское общество, как носить и с чем сочетать — поговорим детальней.
Что такое арафатка?
Начиная с 2000 — х годов, кутюрье активно используют эту деталь гардероба в мужские коллекциях одежды. Некоторые считают арафатку символом антифашизма или демонстрируют новые образы, примыкая к субкультурам. Военные используют головной убор, неся службу в жарких странах (Ирак, Афганистан, Сирия и пр.). Такое широкое применение в мире заслуживает внимания.
Происхождение
Название «арафатка» русское. Первоначально платок, изготовленный из хлопка и шерсти, упоминается как «куфия». Именно Эль — Куфа, арабский город — родоначальник этой детали гардероба. Затем универсальная вещь приобрела популярность и в других арабских государствах, стала настоящим символом мужчины Востока. Появились иные названия — «гутра», «шемаг» («шемах»).
На территории СНГ арафатка получила такое название в период обострения конфликта в Палестине в 1980 — х г., когда известный политический лидер Ясир Арафат был в центре внимания. Он под любую одежду надевал куфию и повязывал особенным образом: спускавшийся на плечи угол ткани напоминал очертания исторической части Палестины.
Описание
Мужская арафатка представляет собой широкий платок (размеры 1х1м, 1х1,10м, 1х1,25м), использующийся как защита в жарких странах (ОАЭ, Египте и других) от палящих лучей солнца, песка, высокой температуры. Кроме практического применения жителями арабских стран и военными, куфия предлагается и как стильная деталь мужского образа. Отличить арафатку от других головных уборов легко.
На заметку: Арабские шейхи не изменяют традициям и сегодня. Они носят куфии исключительно из хлопка, иногда с добавлением шерсти.
Оттенки: розовый, фиолетовый, малиновый, клетчатые черно — белые, черно — красные, желтые с черным, оливковые с черными и коричневыми рисунками в военном деле. Основное — пестрый орнамент и тонкая ткань, защищающая мужчину от перегрева и переохлаждения в одинаковой степени.
Особенности аксессуара
Рисунок на платок не накладывается посредством печати на ткань. Изюминка данного мужского головного убора в искусном переплетении контрастных по цвету нитей (красная + черная и другие варианты). К тому же существует 2 вида платка: тонкий, хорошо пропускающий воздух, для летних месяцев или мужчин, которые живут в жарких странах; зимний, изготовленный из шерсти, хлопка и шерсти, плотный, защищающий шею и плечи, голову от холодного воздуха.
Важно! Сейчас мужчины могут приобрести арафатку и на территории РФ, других стран СНГ, в Европе, в магазинах и интернете. И вовсе не обязательно просить привезти друзей экзотический платок из Египта.
Существует несколько видов куфии для мужчин, в зависимости от места их производства. Шумаг из Сирии имеет отличительную особенность — у такой арафатки нет кистей. Остальные виды, сделанные в Марокко, Аргентине и других южных странах, имеют небольшие отличия в рисунках, цветовом решении и способе переплетения нитей.
Носят ежедневно арафатку мужчины арабских государств, начиная от северной части Африки и востока Азии и заканчивая пустыней Сахарой. Причем в Омане предпочитают наматывать куфию сложным образом, в виде тюрбана, а в Саудовской Аравии попросту накидывают на голову, как обычный платок.
Нередко мужчины применяют специальный обруч Эгаль (Игаль), черного цвета, призванный поддерживать куфию. Особенно он популярен в Палестине и Иордании.
Интересно: Игаль (араб. — «замок»), согласно историческим исследованиям, это веревка, которой стреноживали верблюдов бедуины. На ночь игаль скручивался в несколько слоёв и повязывался на голову. Веревка была всегда под рукой и дополнительно служила защитой.
Сейчас игаль — 2 тонких шнура черного цвета, элегантно поддерживающие мужскую арафатку. Под ней обычно надевается легкая тюбетейка из кружева. Черный цвет считается траурным: так арабы скорбят об утере Андалусии.
Мужские арафатки: как завязать и с чем носить
Основное правило — должно быть удобно и комфортно, функционально и практично. Как правильно мужчинам завязать арафатку и с чем она будет смотреться действительно гармонично, читайте ниже.
С чем сочетать
Если мужчина не военный, а просто хочет выглядеть стильно, то следует знать некоторые правила ношения мужской арафатки. Подойдут стили кэжуал или милитари, но никак не классический костюм. Ещё нужно учесть следующее.
Арафатку полюбила молодежь, но и мужчины старшего возраста могут беспрепятственно использовать аксессуар в гардеробе. Чтобы образ в итоге был гармоничным, нужно уметь правильно завязать платок.
Правила завязывания
Мужчины, живущие в европейских странах предпочитают использовать арафатку в виде шарфа, реже — на голове. И способов красиво завязать арафатку существует несколько.
На шее
Предлагаем оригинальные и функциональные варианты, как завязывать мужские арафатки на шее. Носить платок таким способом совсем несложно.
Такой аксессуар прекрасно защитит мужчину от холодов в межсезонье, а в летний зной спасёт от солнца и пыли. Можно выбрать контрастные или однотонные оттенки арафатки, в зависимости от общего цветового решения в одежде. Платок на шее придаст оригинальности и освежит любой повседневный образ любого мужчины, особенно если выбрать яркий оттенок.
На голове
Для мужчин славянского происхождения ношение на голове куфии — не совсем привычный вариант в отличие от банданы, но в некоторых случаях такой головной убор весьма кстати, особенно на природе. Как лучше носить мужскую арафатку — подробная инструкция ниже.
В обычный день для придерживания мужской арафатки на голове обычно выбирают кольца темного или черного цвета, а для праздников или торжества чаще используют кольца более светлых или ярких оттенков. Однако, их тон обязательно должен гармонировать с оттенком арафатки.
Использование мужской арафатки — альтернативные варианты
Кроме общепринятых известны и другие способы, где мужская арафатка может пригодиться. Особенно полезна она в походах, на отдыхе (рыбалка, охота, пеший туризм). Также мужчина может использовать арафатку в качестве временного зонта, веревки или полотенца. Некоторые мужчины даже применяют арафатку при переносе вещей в виде мешка.
Арафатка мужская военная
Основная роль военной мужской арафатки в функциональности и практичности. В армии она помогает защитить лицо и шею от жары, пыли и песка, голову и плечи от перегревания при прохождении службы в жарких странах.
Но также оливковые и коричневые цвета могут сделать куфию на лице солдата практически незаметной: платок в виде маски будет сливаться с формой и скроет лицомужчины от неприятеля.
При ранении из арафатки можно скрутить поддерживающий жгут для руки. А в экстремальных условиях платок сослужить мужчине вместо портянки.
Для чего нужна мужчине арафатка в современных условиях жизни?
Ответ на вопрос прост: для военных это защита и вспомогательная вещь, удобная и универсальная в использовании. То же можно сказать и о любителях туризма и отдыха на природе. А вот модникам арафатка полюбится: станет оригинальным аксессуаром и сделает образ незабываемым.
Арабский секрет арафатки
Поскольку в Дохе я сидел часов 10, изнывая от бессоницы и ноющей руки, то почти все время шарахался по аэропорту, обнаружив много чего интересного. Но об этом как нить позже, а пока о том, что я заметил довольно интересную особенность: арабы, белоснежными приведениями рассекавшие по аэропорту, отличались друг от друга арафатками, что повергло меня в некоторые раздумья, так как арафатка в шотландскую клетку, как я полагал- одежда египетско-палестинских нищебродов, а оказалось что в них ходят вполне себе респектабельные арабы, причем на белоснежных одеждах пятнистые арафатки смотрелись столь же органично как и например боа на армейской шинели, так что я несколько озадачился, так как заметил несколько видов ношения арафатки- просто белый платок перехваченный на макушке черным шерстяным шнуром агалем; этакая белая треуголка которая сворачивалась также из белого платка; вариант треуголки только с какими то закрученными сзади, из черных шнуров, висюлями и собственно красная клечатая арафатка, подобная которой у меня валялся в рюкзаке, так как я использую её вместо шейного платка. Ни одного араба в куфии исконно арафатовских расцветок (то есть черно-белая клетка Ясера Арафата) замечено не было.
Ну а после того как я запреметил семью, где папо и один сынок были в импровизированных шляпах из куфии, а второй сын был как раз в типичной арафатке с обхватывающим голову обручем икалем (агалем); я решил что видимо клетчатый платок маркирует младшего сына или в любом случае менее блатного, нежели одетый в белый головной убор. Причем молодые арабы тоже иногда отличались платками, когда на несколько белоснежных классиков приходился один клечатый.
Так что приехав домой, полез в инеты смотреть что к чему и оказалось что нет- шемаг, который вроде как приобрел красные тона с подачи британских солдат, носится совершенно произвольно и не является каким либо знаком отличия.
Причем шемаг – это разноцветная (красно-белая и черно-белая) куфия, а гутра – это белый платок. Залез даже на какой то исламистский сайт, полагая что платок возможно означает принадлежность к каким то течениям мусульманства (хотя сыну наверное бы просто башку открутили, а не рядили в другие цвета), но к мусульманству это не имеет вообще никакого отношения, а является просто арабской одеждой, подходящей для жизни в пустыне.
Вообщем правда жизни оказалось гораздо более прозаичной, нежели мне это рисовалось на чужбине.
Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тюбетейка
Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».
Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.
В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.
Тюрбан (чалма)
Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.
Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.
Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.
Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.
Феска
Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.
С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.
Куфия
Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.
На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.
Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.
Тагельмуст
Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Виды чалмы в исламском мире
Ношение чалмы является сунной и получило широкое распространение в исламском мире. Об этом пишет «Исламосфера» и рассказывает о том, как носят в ряде стран данный головной убор.
Справочно о Сунне из исламских сайтов:
(араб. سنه) — путь, учения и поступки Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям).
Под сунной также подразумеваются желательные действия:
— сунна муаккада (подтвержденная сунна) — действия, которые Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) обычно всегда исполнял (соответственно данную сунну нужно исполнять, хотя при пропуске действий возмещать их не требуется). Несмотря на порицаемость неисполнения данной сунны, ее однократное оставление не является грехом, однако если оставление данной сунны становится привычкой, это может стать грехом. Пример: 2 ракаата намаза перед утренней обязательной молитвой.
— сунна гойр муаккада — сунна, которую Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) мог оставить без причины (соответственно, данная сунна не является обязательной).
Арабский мир
На Аравийском полуострове распространена чалма вида «хиджази». Она бывает разного цвета и формы. Тюрбан Посланника Аллаха (мир ему) представлял собой плоскую шапку, но которую была повязана ткань. Он обычно носил тюрбаны белого и черного цвета. Такому головному убору и сегодня отдают предпочтение улемы (религиозные ученые) и имамы. В Омане национальным головным убором являются красочные вышитые тюрбаны, называемые «масар». Они также распространены в некоторых районах к югу от Йемена и Хадрамаута.
В Иордании, Саудовской Аравии и арабских государствах Персидского залива носят головной убор, именуемый куфия, шамаг, гутра. Технически это не тюрбан, он представляет собой прямоугольный кусок ткани, сложенный по диагонали и накинутый на голову. Черный шнур, который держит куфию на голове, называется укаль.
Султан Омама Хайсам Ибн Тарик / Источник: alhayahalyoum.com/
Афганистан
Тюрбаны являются частью национальной одежды в Афганистане. Здесь их носят чаще, чем где-либо в мусульманском мире. В стране распространены тюрбаны разных форм и цветов. Если на юго-востоке чалму заворачивают более свободно, то в Кабуле, например, более плотно.
Курды носят чалму, которую они называют джамадани. В Иракском Курдистане ее носят по-разному, в зависимости от местности. Курдская чалма состоит из отрезка полосатой ткани, которая наматывается на коническую шляпу. Кисти, окаймляющим ткань, могут свешиваться на лицо.
Внутри старого курдского базара, известного как Кайсари. Магазин курдских шапок и джамадани (курдских тюрбанов). Эрбиль (Иракский Курдистан) / Источник: pinterest.com
Юго-Восточная Азия
В Индии и Пакистане тюрбан называется «пагри». Для каждого региона специфичны свои виды этого головного убора.
В Пакистане чалма популярна особенно в сельской местности, ее вид и цвет зависит от региона. Например, на севере предпочитают черные и белые чалмы. Своими большими тюрбанами, изготавливаемыми из нескольких метров ткани, славятся белуджи. Пешаварская чалма, которую традиционно носят в Пешаваре мусульмане-пуштуны, представляет собой куполообразную шапку, обычно вышитую золотом, на которую наматывается ткань.
Исламские религиозные деятели и проповедники в Бангладеш также носят «пагри». Самым распространенным является белый цвет.
В Индонезии традиционный головной убор в виде тюрбана называется икет. Он представляет собой квадратный или прямоугольный кусок ткани, сложенный по диагонали. Существуют различные способы складывания и завязывания икета.
Ньоман Рудана, бывший член Совета региональных представителей Индонезии, с икетом на голове / Источник: adonisrama.wordpress.com
На Яве распространен головной убор, именуемый блангкон или белангкон, изготавливаемый из батика.
Молодой человек с блангконом на голове / Источник: id.wikipedia.org
Африка
На побережье Суахили чалму носили правящие султаны Занзибара и их свита.
Туарегские берберы и некоторые северные берберы, сахрави, сонгай, водаабе, фулани и народы хауса в Северной и Западной Африке носят различные тюрбаны. Туарегско-берберский тюрбан известен как тагельмуст и часто бывает синего цвета. Часть он наматывается на голову, а часть его закрывает лицо, защищая от пыли и песка. Бедуинские племена Северной Африке иногда носят коричнево-бежевые, белые или оранжевые тюрбаны.
Баргаш, султан Занзибара / Источник: omanisilver.com/
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.