Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать

Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать

О предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Согласно пункту 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Граждане без образования ими крестьянского (фермерского) хозяйства могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе, в соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ, что подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 октября 2017 г. N 310-кг17-13810).

В настоящее время Минсельхозом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», которым предусмотрено, что земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов на срок четыре года гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйствам его деятельности при условии, что ранее гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельный участок для заявленных целей не предоставлялся и площадь предоставляемого земельного участка не превышает минимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Источник

ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям

Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть картинку Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Картинка про Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать

23 декабря 2020 г. Президиум Верховного Суда утвердил Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, который включает в себя 12 разъяснений.

Адвокат Центрального филиала г. Читы Палаты адвокатов Забайкальского края Виталий Воложанин отметил, что разъяснения вопросов судебной практики на основе ее изучения и обобщения имеют важное практическое значение, особенно в сфере, связанной с земельными правоотношениями. «В первую очередь это связано с динамикой совершенствования базовых законов, регулирующих отношения о предоставлении земельных участков. Рассматриваемый обзор Верховного Суда – значимый документ в правоприменительной практике, так как позволяет обеспечить судам единообразное применение практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков субъектам – сельхозпроизводителям», – полагает он.

По его мнению, такие анализ и обобщение правоприменительной практики позволят субъектам сельскохозяйственного производства при разрешении вопросов, связанных с заключением договора аренды земельных участков для своей производственной деятельности, избежать необоснованных исков о признании его недействительным и о применении последствий недействительности сделки.

Содержание документа

В преамбуле, в частности, отмечено, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении государственного или муниципального участка земли в собственность или аренду на торгах. При этом упомянуты нормы закона, согласно которым возможно заключение договоров о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду без проведения торгов.

Как следует из п. 1 Обзора, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допустимо лишь в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других КФХ или сельскохозяйственных организаций. В целях установления таких лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.

В п. 2 документа отмечено, что арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. В этом случае опубликования извещения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 ЗК РФ, не требуется.

Виталий Воложанин отметил, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах. «При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов. И вот здесь наиболее интересным представляется разъяснение случаев, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов, что, безусловно, упрощает процедуру получения земли сельхозпроизводителями», – полагает он.

Согласно п. 3, если арендатор продолжает использование земельного участка, предоставленного в установленном порядке без торгов для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 г., после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае арендатор вправе обратиться с заявлением о заключении нового арендного договора.

«Возможность заключения арендатором права аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на новый срок также имеет большую практическую ценность», – отметил Виталий Воложанин.

В п. 4 разъяснен порядок решения вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет. Для исчисления трехлетнего срока аренды может учитываться не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором.

В п. 5 Обзора отмечено, что трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный вышеуказанной нормой, в случае продажи участка его арендатору без торгов исчисляется с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных в этот период нарушениях законодательства РФ при использовании участка земли.

Исходя из п. 6 документа, площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом законодательных требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования недвижимости, правомерно размещенной на таком участке.

В п. 7 разъясняется, что арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, вправе приобрести его в собственность независимо от срока использования участка по договору аренды на условиях, предусмотренных п. 3.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В следующем пункте отмечается, что земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, нельзя выкупить на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Директор юридической компании «КОНУС» Алексей Силиванов отметил, что многие владельцы земли воспринимают включение их участков в состав земель населенных пунктов, отнесение их к категории деловой застройки как благо, ведь это расширяет возможности коммерческого использования недвижимости и увеличивает ее стоимость. «Земельным кодексом РФ установлено, что арендаторы могут выкупить участки для сельскохозяйственного производства без проведения торгов по истечении трех лет с момента заключения договора аренды. В обзоре практики Верховного Суда рассмотрена ситуация, при которой арендатор попытался выкупить без торгов сельскохозяйственный участок в составе земель населенных пунктов после его отнесения к зоне общественно-деловой застройки. Суд признал, что в результате этого осуществление сельскохозяйственного производства на участке невозможно, и это исключает возможность предоставления участка в собственность без проведения торгов в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ», – пояснил он.

Как следует из п. 9, наличие условий для предоставления муниципального земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, сельскохозяйственной организации или КФХ в собственность или аренду без проведения торгов на основании п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами

В п. 10 отмечено, что на торги может быть выставлен только участок земли, сформированный в счет невостребованных земельных долей, право собственности на которые признано за муниципалитетом, а не сами земельные доли (земельная доля).

Согласно п. 11 документа, выдел земельного участка в счет невостребованных земельных долей и регистрация на него права муниципальной собственности не прекращают договор аренды участка сельскохозяйственного назначения, заключенный участниками долевой собственности до признания права собственности на невостребованные доли за муниципальным образованием.

В последнем пункте Обзора отмечено, что земельный участок для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляется казачьему обществу в аренду без торгов в пределах территорий, установленных законом субъекта РФ, исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования с учетом потребности такого общества в участке земли.

Источник

«Если кто-то хочет открыть ферму, пусть позвонит мне — я отговорю»

Глава фермерского хозяйства начал с одной козы — друзья подарили, чтобы у его дочери всегда было свежее молоко. Потом появилась корова, и молока стало так много, что его стали отдавать соседям. Сейчас ферма каждый день производит полтонны молока, а ее владелец Алексей Бурков никому не советует начинать такой бизнес.

Взял кредит, чтобы купить первых коров

Мое фермерское хозяйство началось с личного подворья и нужды кормить семью. Я жил в Москве и потихоньку строил дом в Наро-Фоминском районе Московской области — где-то четыре года катался туда-сюда. В 2000 году дом был готов, и мы переехали туда с женой и сыном. Через год у нас родилась дочка, и нам подарили козу — чтобы в доме всегда было свежее молоко.

С дочкой помогала няня, такая двуспальная женщина, которая всё время причитала: «Зачем вам коза, от нее молока чуть, давайте заведем корову». Собрали семейный совет.

Так в хозяйстве появилась племенная корова Звезда, племенная значит породистая. Она давала хорошее молоко, его было много, поэтому стали делать домашний творог, сметану, раздавать молоко соседям и друзьям.

В 2008 году грянул кризис, и мы решили, что нужно завести хозяйство побольше — чтобы уже не только для себя, но и на продажу. У нас уже была земля в полтора гектара и постройка для коров. Чтобы купить животных, я обратился в банк. Это был первый и последний раз, когда я брал кредит на ферму.

795 000 рублей на старт

Как только мы решили открыть хозяйство, я зарегистрировался как ИП на упрощенке. И сразу понял, что кредит просто так не получу. У меня был неплохой доход и имущество, чтобы дать в залог, но кредитовать упрощенцев 6% никто не хотел — думаю, потому что банки не видят расходы и не знают, куда уходят деньги.

В итоге я взял кредит под залог самих животных — это как ипотека или автокредит, только у банка остаются животные. За коров внес 20% от стоимости, остальное доплатил банк. Так купил сначала четырех коров, потом еще трех — на всё ушло где-то 700 000 рублей.

Больше к банкам не обращался — считаю, что нужно обходиться тем, что есть, особенно в сельском хозяйстве. Ведь тут не получится взять пять миллионов, потратить на развитие и успокоиться. Коровы помрут, ферма придет в упадок, а кредит отдавать придется.

Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть картинку Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Картинка про Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать

Вместе с покупкой первых коров я занимался коровником — это помещение, где коровы спят, едят и живут. У меня уже был небольшой коровник, но его нужно было оборудовать. Я купил:

Вакуум нужен, чтобы доить не в одно ведро, а сразу в несколько — так можно быстро получить больше молока. Всего же потратил 95 000 рублей. Если сложить с затратами на коров, ушло 795 000 рублей.

Творог на сковородке для блинчиков

Когда появились коровы, я оборудовал цех для переработки молока и при нем открыл маленький фермерский магазин: тянуть было нельзя, ведь молоко пропадает, его сразу нужно продавать или перерабатывать.

Тогда творог, сметану, кефир и простоквашу я делал не промышленным способом, а домашним: купил большие кастрюли и электрическую сковороду-круг для блинчиков. В кастрюли наливал молоко, ставил их на теплый пол — за сутки молоко сквашивалось. Затем переставлял их на горячий круг, под нагревом получался творог. Оставалось только слить лишнюю жидкость и откинуть творог в форму.

Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть картинку Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Картинка про Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать

Для сметаны я купил бытовой сепаратор. Он работает так: сверху заливаешь молоко, а внизу из двух желобков в две разные емкости вытекают обезжиренное молоко и сливки. Представьте, если домашнее молоко поставить на стол в банке, через некоторое время сливки поднимутся вверх, их даже зрительно заметно. Сливки можно слить, этим и занимается сепаратор.

Затем полученные сливки держал сутки в тепле и перекладывал в холодильник. Так получалась слабокислая, но вкусная и жирная домашняя сметана.

Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть картинку Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Картинка про Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать

Потихоньку осваивал производство ряженки, йогурта, простокваши, кефира, но какого-то специального оборудования не было: обходился большими кастрюлями, в которые наливал молоко, кипятил, остужал, добавлял закваску и разливал по баночкам. Затем баночки ставил на сутки при 40 градусах в расстоечный шкаф — это пекарская духовка, в которой можно регулировать температуру и влажность.

Такими домашними методами проработал пять-шесть лет. Но объемы росли, и вручную работать стало тяжело, поэтому я стал покупать промышленное оборудование, всё б/у. Вот что купил:

В итоге потратил 110 000 рублей. Еще у нас есть пищеварочный котел на 250 литров, его не покупал — подарила крестная.

С 2017 года на своей молочной кухне я делаю еще и сыр. Он зреет в подвале: там кирпичные стены, всегда прохладно, еще мы его тщательно вычистили и сделали полки — в общем, есть всё, что нужно для сыра.

Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть картинку Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Картинка про Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать

Делаю разные сыры, в основном мягкие и полутвердые. Из мягких есть сыр страккино — это итальянский сыр, который меня научил делать настоящий итальянец на своем мастер-классе. Еще есть балканские сыры, они похожи на брынзу, только несоленые — для них я покупаю закваску в Сербии.

Из полутвердых сыров делаю грюйер и томм — не прям оригинальные, но по рецептуре. Я всегда говорю так: «Технология их, а молоко наше». Грюйер — это швейцарский сыр, а томм — французский, из Альп.

Также у меня есть твердый фермерский сыр и плавленый, но их делаю реже.

Еще люблю сыры с плесенью вроде бри, камамбера, с голубой плесенью, но сам не делаю: сыры разных сортов нельзя варить в одной сыроварне, они «засаживают» друг друга плесенью и портят.

Покупатели берут все сыры одинаково, нет такого, что какой-то сорт самый популярный. Но иногда один сыр раскупают быстрее — когда он получается особенно вкусным. Как-то сделал страккино, а он просто тает во рту, его разобрали за полтора дня. А иногда сыр вкусный, но не такой удачный — его могу продавать три-четыре дня.

Вкус сыра зависит от миллиона внешних факторов: что съела корова, какой вкус молока, какая температура на улице, какие бактерии попали в молоко из воздуха и посуды. Поэтому я всегда сначала даю попробовать кусочек сыра.

Сделали магазин из морского контейнера

Сейчас у меня поголовье из 80 коров, из них дойных 27. В среднем каждый день получаю 500—700 литров молока, которые распределяю по спросу: часть оставляю молоком, часть на сыр, часть на молочную продукцию.

Если в целом, из такого объема молока можно сделать 100 кг творога, или 50 кг сыра, или 20 кг масла. Что нужно, то и делаем.

Продукцию продаем по-разному:

Во всем этом мне помогает семья, а еще сотрудники: в хозяйстве работают 12 человек. Каждый занимается своим делом: убирают ферму и коровники, ухаживают за животными, доят коров, готовят молочную продукцию, формируют и распределяют заказы, еще есть водитель.

В среднем я плачу за работу от 25 000 до 45 000 рублей, еще у нас бесплатное питание.

Отказались от свиней, потому что боимся африканской чумы

В основном мы занимается молоком и молочной продукцией, но ведь за одним только молоком люди не поедут, поэтому еще мы предлагаем курицу, яйца, овощи с нашего огорода.

Параллельно с развитием молочной фермы мы завели куриц-несушек — сначала для себя, а потом и на продажу. Затем купили бройлеров, кроликов, посадили огород. Вот что у нас есть:

Еще у нас были свиньи, но из-за распространения африканской чумы больше их не держим. Эта болезнь не лечится, а если хотя бы одна свинья в радиусе 25 км заразится, твоему хозяйству тоже не поздоровится. Рисковать мы не стали.

Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть картинку Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Картинка про Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать

Кормить ферма сразу будет, а деньги приносить — нет

Сельское хозяйство — низкорентабельный и трудоемкий бизнес. Постоянно надо покупать животных, обновлять оборудование, следить за трактором, машинами.

Если человек хочет открыть ферму, пусть позвонит мне — я его отговорю. А если серьезно, фермерским хозяйством можно заниматься — главное, чтобы душа к этому лежала.

Начинать можно с любой более-менее значимой суммы, но лучше иметь сторонний источник дохода: кто-то сдает квартиры, у кого-то жена продолжает работать. Это небольшие деньги, но подспорье. Не стоит рассчитывать, что ферма сразу будет вас кормить. Вернее, кормить в прямом смысле она будет, а деньги приносить — нет.

Если денег на ферму нет совсем, а заниматься сельским хозяйством хочется, попробуйте получить грант. Так, в Подмосковье на строительство семейной фермы можно получить 30 млн рублей, а фермерам, которые только начинают, дают 2—3 млн рублей.

Единственное, с грантами нужно быть осторожнее: государство дает деньги не просто так, а вкладывает в тебя и хочет получить работающую ферму. Поэтому каждый рубль должен тратиться только на ферму: покупку животных, технику, обустройство коровников. Нельзя тратить деньги, как хочешь и на что хочешь, если это не связано с хозяйством или в хозяйстве не нужно, а вы купили.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Источник

Разрешенное использование земель: упрощение изменения видов использования, новые возможности для КФХ и проблемы терминологии

Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Смотреть картинку Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Картинка про Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать. Фото Земли для крестьянского фермерского хозяйства что можно делать
clinweaver@gmail.com / Depositphotos.com

Изменение видов разрешенного использования земельных участков

Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (ч. 4, ч. 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона (обзор судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2013 г., утвержденный Президиумом ВС РФ 4 июня 2014 г.).

Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 «Разрешенное использование земельных участков», в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).

Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).

В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (ст. 39.13, ст. 39.14 Земельного кодекса РФ).

Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.

Жилые дома для КФХ

Законопроектом предусматривается возможность строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном крестьянскому (фермерскому) хозяйству (далее – КФХ). При этом в целях недопущения злоупотребления данным правом и исключения застройки земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предлагается установить целый ряд ограничений к параметрам такого жилого дома (не более трех этажей и не более 500 кв. м), а также запретить образование под ним земельного участка и его перепродажу. Кроме того, такой дом, согласно законопроекту, может быть предназначен для проживания только членов КФХ (п. 5 ст. 78 Земельного кодекса РФ, п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», далее – Закон № 74-ФЗ, в редакциях законопроекта).

Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин отметил, что, например, в Московской области насчитывается около 6-9 тыс. КФХ, при этом из них только около 1 тыс. реально занимаются фермерской деятельностью – пашут, сеют и т. д. В связи с этим министр считает, что нужно подумать о дополнительных ограничениях в отношении права КФХ на строительство жилого дома. По его мнению, нельзя допускать того, чтобы земли сельскохозяйственного назначения использовались, например, для возведения коттеджных поселков.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 74-ФЗ КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Реализация продукции собственного производства относится к основным видам деятельности КФХ (п. 1 ст. 19 Закона № 74-ФЗ). Таким образом, например, ИП, владеющий магазином и имеющий статус фермерского хозяйства, тоже получит право на строительство жилого дома на участке, предоставленном ему для ведения сельскохозяйственной деятельности. Андрей Разин считает, что такие поправки могут создать почву для злоупотреблений – может вырасти количество «фейковых» КФХ. В качестве варианта доработки норм о КФХ, отметил он, можно разрешить строить дома только на участках тех КФХ, которые пользуются финансовой или иной поддержкой государства. По мнению эксперта, факт оказания такой поддержки легко установить и он подтверждает «реальность» осуществляемой КФХ сельскохозяйственной деятельности.

В каких формах может существовать КФХ? Ответ узнайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Министр указал также на проблему отсутствия прямой связи между видом разрешенного использования земельных участков и осуществляемой на них деятельностью КФХ. Так, согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ возможно предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также для осуществления КФХ его деятельности. Между тем, классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, такой вид использования, как осуществление деятельности КФХ не предусмотрен, в то время, как остальные виды деятельности, поименованные в упомянутой ст. 39.18, в классификаторе значатся. По мнению эксперта, следует скорректировать правовое регулирование в этой части путем внесения изменений либо в Земельный кодекс РФ, либо в классификатор.

Василий Корякин сообщил о возможности исключения норм о КФХ из обсуждаемого законопроекта. Однако планируемые поправки в отношении фермерских хозяйств все равно будут разрабатываться в Госдуме, может быть, в рамках подготовки уже нового специального проекта.

Ключевые замечания экспертов по законопроекту

Свои рекомендации по доработке проекта дали профессор кафедры высшей школы урбанистики НИУ «ВШЭ» Олег Баевский и профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д. ю. н. Геннадий Волков. Оба эксперта прежде всего обратили внимание на необходимость корректировки понятия разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта разрешенное использование земельного участка представляет собой допустимое использование земельного участка, которое определяется в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Геннадий Волков указал на то, что подобное определение понятия содержит логическую ошибку («то же через то же» или «idem per idem»). По его оценке, недопустимо использовать в законе тавтологичное определение, а представленная в проекте формулировка не раскрывает суть того, что имеется в виду под разрешенным использованием. Олег Баевский предложил дать предметное определение, то есть указать, что в разрешенное использование включаются соответствующие виды допускаемой для осуществления на земельном участке деятельности, виды зданий, сооружений, которые могут на нем размещаться. Он отметил также некорректность формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, поскольку сейчас из нее следует, что регламентами использования земель охватываются все территории. Формулировка выглядит таким образом, как будто вопрос регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения остается неразрешенным. Определение порядка их использования предполагается передать на уровень субъектов РФ, но закрепленная сейчас в проекте формулировка не указывает на такое исключение.

Геннадий Волков указал, что считает проблемным п. 10 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, закрепляющий, что разрешенное использование земельного участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о виде или видах такого использования. По его мнению, возникает правовая неопределенность в отношении выяснения момента установления разрешенного использования участка, поскольку в соответствующих регламентах использования земель также фиксируются виды разрешенного использования. При этом, например, сроки внесения сведений о разрешенном использовании участков в ЕГРН и вступления в силу соответствующих регламентов, которые являются НПА, могут разниться. Эксперт считает, что такого рода неопределенность может нанести ущерб единообразию в правоприменении и заключает в себе коррупционные риски.

Андрей Максимов в целом оценил законопроект положительно, но высказал при этом несколько замечаний, по которым требуется доработка:

Василий Корякин согласился с необходимостью корректировки законопроекта в части уточнения терминологии и формулировок. В отношении некоторых замечаний он дал свои пояснения.

Во-первых, он отметил, что установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований не исключается из полномочий органов местного самоуправления, поскольку в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения не вносятся. Соответствующая поправка, предусмотренная законопроектом, носит технический характер.

Во-вторых, он пояснил, что предполагаемые изменения подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ нацелены на обеспечение возможности образования в жилых районах земельных участков правообладателями зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным жилым домам, на основании схем территориального планирования, а не исключительно на основании проекта межевания территории, как это предусмотрено сейчас. В жилых районах могут располагаться не только жилые дома, но и иные объекты – магазины, аптеки, точки предоставления бытовых услуг и т. д. В настоящее время правообладатели таких объектов вынуждены самостоятельно осуществлять подготовку проекта межевания территории при отсутствии уже утвержденного проекта, если хотят образовать земельный участок. При этом подготовка проекта межевания может обойтись хозяйствующим субъектам в несколько млн руб. Планируемыми поправками предлагается облегчить положение таких правообладателей, разрешив им образовывать участки на основании схем территориального планирования при условии отсутствия утвержденного проекта межевания территории. Как ожидается, это благоприятно повлияет и на развитие жилых районов в целом.

Обсуждаемый документ, по словам представителя разработчика – Минэкономразвития России, являлся в свое время частью масштабного проекта по отмене категорий земель, который был принят Госдумой в первом чтении еще в 2014 году, но впоследствии был отклонен. Из того проекта в самостоятельные инициативы выделились и другие пакеты изменений, некоторые из которых уже были реализованы (например, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который систематизировал нормы об «охранных» зонах; Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», который вступит в силу с 1 сентября 2018 года).

По итогам нулевых чтений ОП РФ подготовит рекомендации по доработке законопроекта о совершенствовании определения видов разрешенного использования земель, которые будут переданы в работу осенней сессии Госдумы. Василий Корякин отметил, что страна пока не готова отказаться от категоризации земель, но в обсуждаемом проекте, в случае его принятия в качестве закона, уже будет сделан шаг в этом направлении.

Сейчас документ готовится к рассмотрению в первом чтении в парламенте. По нему уже представлено заключение правового управления Госдумы, в котором эксперты высказали замечания. Например, указывается на необходимость учета в тексте проекта поправок, внесенных в законодательство Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ, изменения формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта (сообразно тому, о чем говорил Олег Баевский), корректировки положения об отсутствии преимущественного права покупки у участников долевой собственности при отчуждении одним из них зданий, сооружений, находящихся на неделимом участке (чтобы исключить возможность толкования нормы, которое расходилось бы с принципом единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов). Замечания правового управления во многом согласуются с теми, которые были озвучены экспертами в ОП РФ, что значительно повышает вероятность их надлежащего учета при доработке законопроекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *