Земли для ведения лесного хозяйства что это
Разрешено ли строительство на землях лесного фонда, что можно и нельзя делать на такого рода участках?
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, все земельные участки делятся на категории, которые предопределяют их целевое назначение и вид использования, разрешенный для юридических и физических лиц, а также муниципалитету.
Лесной фонд – это земли, покрытые лесной растительностью. Целевое назначение таких земель – восстановление лесных угодий и ведение лесного хозяйства (ст. 8 Земельного Кодекса РФ). Подробнее об этом в статье.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Целевое назначение
Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ, земли лесного фонда – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).
Целевое использование лесных земель, в соответствии с Земельным кодексом:
Земли, не покрытые лесной растительностью, определяются ЗК РФ как нелесные и используются для нужд лесного хозяйства (это просеки, дороги, с/х угодья, болота и другие участки, неудобные для использования, но находящиеся в пределах границ лесного фонда).
Целевое назначение этих земель будет зависеть от того, для какой цели используются леса. Согласно Лесному кодексу РФ (ст. 10, п. 1-3), по целевому назначению леса подразделяют на:
Защитные леса выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную функцию. К этой же категории относятся леса и земли, расположенные в особо охраняемых природных зонах.
Эксплуатационные леса предназначены для добычи древесины и других лесных ресурсов, в том числе, продуктов их переработки.
Резервные лесные участки предназначены для защиты и охраны насаждений от вырубки в течение ближайших 20 лет.
Больше нюансов о правовом режиме земель лесного фонда можно узнать здесь.
Виды разрешенного использования
Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:
Допустимо ли строительство на таких территориях?
На участках лесного фонда запрещена частная капитальная застройка. В соответствии с видами разрешенного строительства определен список объектов, разрешенных для возведения на лесных землях:
Несмотря на то, что частная застройка запрещена, существует возможность поселиться в населенных пунктах, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую. Законного разрешения на строительство можно добиться в таких случаях:
Какие из них могут облагаться сервитутом?
Лесной сервитут – это право ограниченного пользования лесными угодьями. Он бывает публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, а частный – по соглашению сторон или по решению суда.
Их различие в том, что публичный сервитут устанавливается по отношению к неопределенному кругу лиц, а частный – в интересах определенного лица или группы лиц, и по отношению к определенному земельному участку.
Участки лесного фонда могут облагаться сервитутом в следующих случаях:
Можно ли использовать для огорода?
Чтобы выращивать на участках лесного фонда овощи и другие культурные растения, их ВРИ должно включать сельскохозяйственное назначение. Как правило, это земли, подлежащие рекультивации и не пригодные для восстановления лесной растительности. Чтобы не было запрета на создание огорода частным лицом, можно попытаться перевести участок из категории лесного фонда в СНТ, ЛПХ или другую. Это допускается законом в трех случаях:
В целом, процесс перевода земель из лесной категории в другую достаточно сложный и длительный.
Таким образом, посадка огорода разрешена только тем физическим лицам, которые используют участки с ВРИ для сельхозназначения с целью огородничества, животноводства, садоводства с целью предпринимательской выгоды и на условиях аренды земли от 10 до 49 лет.
Что нельзя делать?
Помимо разрешений на определенные виды использования земель лесного фонда, законом предусмотрено:
Классификатор
Классификатор видов разрешенного использования земель используется для определения типа деятельности, которую можно вести на участке. Классификация указана в документах градостроительного зонирования, а для структурирования информации о видах разрешенного использования, существует Приказ Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Классификатор ВРИ лесных земельных участков:
Наименование ВРИ | Описание ВРИ земельного участка | Код ВРИ |
---|---|---|
Природно-познавательный туризм | Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. | 5.2. |
Рекреация | Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. | 5.0 |
Туристическое обслуживание | Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. | 5.2.1. |
Охота и рыбалка | Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. | 5.3. |
Недропользование | Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. | 6.1. |
Транспорт | Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. | 7.0. |
Водный транспорт | Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. | 7.3. |
Особая охрана и изучение природы | Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. | 9.0. |
Охрана природных территорий | Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. | 9.1. |
Курортная деятельность | Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. | 9.2. |
Санаторная деятельность | Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. | 9.2.1. |
Использование лесов | Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. | 10.1-10.5. |
Водные объекты | Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. | 11.0. |
Право пользования
Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.
Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.
Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:
Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать тут.
Порядок и особенности распоряжения
Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.
Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:
Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).
Согласование границ земельного участка
Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности», согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу.
Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.
Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:
Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок, при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.
С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:
Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.
Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Земли лесного фонда: состав и разрешенное использование
Законодательство о лесном фонде
Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.
К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.
В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:
Они обозначаются на картах спецзнаками.
Права на участки
Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.
Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.
При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:
Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.
ВРИ у данных земель
Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:
Амнистия лесных участков
В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.
Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.
Что понимают законодатели под «спорными территориями»?
В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.
В чем суть Лесной амнистии?
Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.
У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.
У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.
Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.
Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.
Строительство
На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:
Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.
Перевод в земли населенных пунктов
Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.
Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.
Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.
Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:
Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.
Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.
Кто может заявить о переводе земель?
Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:
Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).
Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.
Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:
Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.
В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.
Статья 101 Земельного кодекса. Земли лесного фонда
6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Комментарии к ст. 101 ЗК РФ
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.
Необходимо отметить, что Лесной кодекс РФ не содержит понятия лесного фонда и указания на состав земель лесного фонда.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Российские вести. 1995. N 139.
К нелесным относятся земли, не предназначенные, а также непригодные для выращивания древостоев или кустарников без предварительных мелиораций или рекультивационных работ. Все остальные земли относятся к лесным, т.е. пригодным и предназначенным для лесовыращивания.
Лесные земли разделяются на следующие категории:
несомкнувшиеся лесные культуры ;
Имеются в виду лесные культуры, не сомкнувшиеся своими кронами.
лесные плантации и питомники;
К покрытым лесом лесным землям относятся:
земли, занятые молодняками древесных пород с полнотой 0,4 и выше, древостоями других групп возраста с полнотой 0,3 и выше;
вырубки, гари и другие естественно возобновляющиеся участки лесных земель, на которых количество и состояние экземпляров естественного возобновления или сохраненного при рубке леса подроста соответствует нормативному или превышает его для перевода в покрытые лесом земли;
участки, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства. Для отнесения таких участков к покрытым лесом землям пользуются региональными нормами степени покрытия участка кустарниковой растительностью.
К питомникам и плантациям относятся земли, отведенные для выращивания лесопосадочного материала, маточные лесосеменные и плантации, предназначенные для получения черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодних елей, прутяных и высокотаннидных ив и других технических культур.
Плантации лесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания древостоев с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для химической переработки, учитываются как лесные культуры с отнесением их по таксационным показателям и состоянию к покрытым лесом землям или к несомкнувшимся лесным культурам.
К непокрытым лесом лесным землям относятся участки лесных земель, на которых в момент их таксации древесно-кустарниковая растительность отсутствует, которые по общему показателю полноты, сомкнутости или по количеству экземпляров древесных растений не позволяют отнести эти участки к покрытым лесом землям.
Также выделяются следующие категории не покрытых лесом земель:
прогалины и пустыри. К прогалинам относятся мелкие невозобновившиеся участки, возникшие в результате очагового вывала или вырубки древостоя вследствие каких-либо отрицательных воздействий локального характера. К пустырям относят значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки с уничтоженной лесной растительностью, не возобновившиеся в течение прошедшего ревизионного периода.
Значительные по площади гари и погибшие насаждения могут разделяться на отдельные выделы по отсутствию или наличию на них мертвого или сырорастущего леса, по величине запаса и товарности пригодного для промышленной заготовки древесины, а также по разнице в типах лесорастительных условий, определяющих характер и успешность лесовосстановления на них.
Участки с наличием деревьев в возрасте молодняка или отдельных куртин их с общей полнотой или сомкнутостью 0,3 и менее относят к той категории не покрытой лесом земли, на которой они возникли, или соответственно к гари или погибшему насаждению, если они представляют собой остатки погибшего или сгоревшего молодняка.
Все земли лесного фонда, а также иные земли, на которых расположены леса, делятся на лесные участки.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с материалами лесоустройства и данными кадастрового учета.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Вопрос об объекте права собственности на леса является еще одной проблемой. В настоящее время ст. 8 Лесного кодекса установлено только право собственности на лесные участки, которыми в соответствии со ст. 7 Кодекса являются земельные участки (надо полагать, имеются в виду участки, занятые лесами или предназначенные для этого). Отдельно законодательством не устанавливается собственность на леса, хотя такое понятие широко используется в Лесном кодексе.
В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. В свою очередь, упоминавшаяся ст. 8 Лесного кодекса делит земли лесного фонда на лесные участки, наличие на которых лесов, как показывает практика, не является обязательным.
Разграничение собственности на леса и земли, занятые лесами и нелесной растительностью, до настоящего времени не проведено. В федеральной собственности находятся земли лесного фонда (ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» ) и лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Поскольку земельное законодательство прямо не решает данный вопрос, видимо, необходимо руководствоваться ст. 27 Земельного кодекса. Данная статья устанавливает перечень земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, которые, следовательно, не могут находиться в частной собственности.
СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
В остальных случаях право собственности на лесные участки, по нашему мнению, следует определять, исходя из общих начал земельного законодательства и принципа разграничения собственности на землю.
Решение вопроса о точном определении объекта права собственности (леса, земли лесного фонда, лесные участки) и разграничения лесной собственности позволит реализовать заложенный в лесном законодательстве механизм закрепления прав собственности на леса и иную растительность. Например, в соответствии со ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется также на находящиеся на нем растения. Однако ни гражданское, ни земельное, ни лесное законодательство понятия «растение» не содержит. Поэтому и вопрос о собственности на такие растения остается открытым.
В соответствии со ст. 20 Лесного кодекса право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации.
Такое право возникает в тех случаях, когда на землях лесного фонда производятся работы по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Помимо права собственности лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться лесопользователям и на иных правах.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.
СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.
Иные случаи перевода земель лесного фонда в земли других категорий предусмотрены названным Федеральным законом.
В частности, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселения;
3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Одной из новелл Лесного кодекса является то, что многие виды деятельности могут осуществляться на землях лесного фонда без перевода их в земли иных категорий. Такие случаи предусматриваются в ст. 21 Лесного кодекса.
Не требуют перевода земель строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, если данные работы ведутся для следующего:
1) осуществление работ по геологическому изучению недр;
2) разработка месторождений полезных ископаемых;
3) использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
4) использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
5) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
6) осуществление рекреационной деятельности;
7) осуществление религиозной деятельности.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые также располагаются на землях:
1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.
Одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), является создание лесных плантаций и их эксплуатация.
К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.
Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий.
На землях лесного фонда обязательно проводится лесоустройство.
Государственная инвентаризация лесов осуществляется в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами.
Лесное законодательство предусматривает обязательный кадастровый учет лесных участков. Однако с учетом того, что ранее (до введения в действие Лесного кодекса 2006 г.) кадастровый учет земель лесного фонда практически не проводился, Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 г. разрешил предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
С 1 марта 2008 г. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 г., признается юридически действительным.
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
Любые сделки, совершаемые с лесными участками, подлежат государственной регистрации.
В кассационной жалобе Управление, полагая, что судебный акт является незаконным и необоснованным и что судом применены нормы материального права, не подлежащие применению к данным правоотношениям, просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, поскольку Общество не привело представленный на регистрацию договор аренды участка лесного фонда в соответствие с действующим законодательством, в государственной регистрации было отказано правомерно; выводы суда о том, что на момент подачи документов для государственной регистрации договора аренды он соответствовал действующему законодательству, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку документы были поданы после вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, признавшего утратившим силу частично Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, в том числе положения о договоре аренды участка лесного фонда.
Управление, сославшись на абз. 1 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказало Обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, мотивируя это тем, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав, и в соответствии с указанным Федеральным законом документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклонила доводы кассационной жалобы.
При этом кассационный суд исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в ст. 20 указанного Федерального закона.
Отказывая Обществу в государственной регистрации, регистрирующий орган, ссылаясь на Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно которому из понятия недвижимого имущества исключены такие понятия, как «леса и многолетние насаждения», исходил из того, что договор аренды участка лесного фонда не может быть зарегистрирован, так как участок лесного фонда не является объектом недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации.
Однако этот довод заявителя жалобы о том, что с 1 января 2007 г. договоры аренды лесных участков не подлежат государственной регистрации, не мог быть принят судом, поскольку из содержания указанного Закона усматривается, что сделки с лесными участками подлежат государственной регистрации (ст. 4.3 названного Закона). Кроме того, в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса лесной участок является земельным участком, государственную регистрацию сделок с которым вновь принятый закон не отменяет.
Поэтому судом был сделан правомерный и обоснованный вывод, что договоры о передаче лесных участков в пользование (в частности, договоры аренды) подлежат обязательной государственной регистрации, и обоснованно признал незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.