Зенитные патроны что это
Немецкие малокалиберные зенитные установки против советской авиации (часть 3)
Тем не менее, крупнокалиберные пулемёты, в том числе используемые в целях ПВО, у немцев всё же имелись. Значительное количество тяжелых зенитных пулемётов калибра 13,2-мм было захвачено во Франции.
13,2-мм пулемёт Hotchkiss Мle 1930 на колёсном пехотном станке в положении для зенитной стрельбы
Крупнокалиберный пулемет Hotchkiss Мle 1930 официально принят на вооружение французским военным ведомством в 1930 году. Однако поначалу темпы производства были небольшими, французские военные долго не могли определиться, как его использовать. Хотя фирма-производитель разработала широкий спектр станков и установок – от простейших пехотных на один пулемет, до сложных механизированных спаренных и счетверенных установок, крупнокалиберные пулемёты в основном поставлялись на экспорт. Пехотные генералы первоначально отказывались от использования Мle 1930 в качестве зенитного под тем предлогом, что его тяжёлые пули при падении могут нанести вред своим же войскам. Лишь во второй половине 30-х 13,2-мм зенитные установки в значимых объёмах начали поступать во французскую армию. В основном это были одноствольные и спаренные ЗПУ на универсальных станках-треногах.
Спаренная 13,2-мм ЗПУ на огневой позиции, хорошо видны коробчатые магазины
В гораздо меньших количествах выпускались счетверённые установки. Они устанавливались на различных транспортных средствах, кораблях и стационарных позициях.
В середине 30-х руководство Люфтваффе выдало ведущим немецким оружейным фирмам техзадание на разработку авиационного вооружения повышенного могущества. Так как пулемёты винтовочного калибра практически исчерпали свой потенциал и не могли обеспечить надежного поражения крупных цельнометаллических самолётов, конструкторы приступили к созданию скорострельных крупнокалиберных 13-15-мм пулеметов и 20-30-мм авиационных пушек.
Скорее всего, имевшиеся в Люфтваффе MG.131 начали использовать для обеспечения противовоздушной обороны полевых аэродромов задолго до того, как излишки 13-мм пулемётов передали сухопутным войскам. Их устанавливали на простейшие вертлюги, а также использовали штатные турели, демонтированные со списанных бомбардировщиков. Хотя MG.131 часто критиковали за недостаточную для такого калибра мощность, 13-мм бронебойно-трассирующие и бронебойно-зажигательные пули на дистанции 300 м уверенно пробивали боковую 6 мм броню штурмовика Ил-2.
Благодаря использованию мощного боеприпаса 15×104 мм с дульной энергией 33 000 Дж, в стволе длиной 1400 мм пуля массой 75 г разгонялась до скорости 880 м/с. На дистанции 500 м при встрече под прямым углом пуля могла пробить 16 мм броню, что является достаточно высоким показателем даже сейчас. Для питания пулемёта использовалась коробка с лентой на 40 патронов, темп стрельбы 430 выстр/мин. В боекомплект входили патроны с бронебойными и трассирующими пулями. Пиротехнический состав трассирующей пули горел на дистанции до 2000 м. Ввиду сильной отдачи стрельба очередями длиной более 2-3 выстрелов по воздушной цели была малоэффективна, что по большому счёту определялось неудачной конструкцией станка со слишком высокой зенитной стойкой.
В связи с небогатым выбором номенклатуры имеющихся чешских пуль и их относительно невысокой бронепробиваемостью, для снаряжения 15-мм патронов немцы использовали те же пули, что и для авиационных пулемётов MG.151/15. Такой подход также позволил благодаря частичной унификации снизить расходы при производстве боеприпасов. Так как эти немецкие 15-мм пули имели ведущий поясок, конструктивно они являлись снарядами. Немецкие специалисты для размещения снаряда в патронник пулемёта укоротили дульце чешской гильзы на ширину этого пояска (3 мм), в результате длина гильзы переделанного боеприпаса составляла 101 мм.
Серийное производство крупнокалиберного пулемёта MG 151/15 началось в 1940 году. Благодаря применению удачных конструкторских решений он имел высокие для своего времени характеристиками, что наряду с хорошо отработанными 15-мм патронами обеспечивало его уверенное превосходство над другими образцами немецкого авиационного вооружения по начальной скорости снаряда и бронебойному действию. При массе тела пулемёта около 43 кг он имел общую длину 1916 мм. Скорострельность – до 750 выстр/мин.
Однако при достаточно высоких показателях скорострельности и бронепробиваемости, а также хорошей точности 15-мм пулемёт в Люфтваффе использовался недолго. Это было связанно с недостаточным разрушительным действием его разрывных боеприпасов по силовым конструкциям тяжелых бомбардировщиков. На советско-германском фронте истребители BF-109F-2, вооруженные MG 151/15, на реальных дистанциях воздушного боя успешно поражали все типы советских одномоторных боевых самолётов, в том числе бронированные Ил-2, а также двухдвигательные Пе-2. Однако попытки перехвата четырёхмоторных британских бомбардировщиков продемонстрировали недостаточную эффективность 15-мм авиационного пулемёта. В связи с этим в 1941 году фирма Mauser-Werke A.G. на базе пулемёта MG 151/15 создала 20-мм пушку MG 151/20, которая широко применялась в качестве основного вооружения истребителей различных модификаций, а освободившиеся 15-мм авиационные пулемёты задействовали для создания зенитных установок.
Первоначально MG 151/15 применили при создании одинарной установки. Однако такой вариант большого распространения не получил. Наиболее массовой стала строенная ЗПУ на станке Flalaf.SL151.D, установленная на тумбе 1510/В. Тумбовые зенитные установки размещались как на стационарных позициях, так и на буксируемых прицепах.
При этом установка обладала солидным боезапасом, в коробки, закреплённые параллельно тумбе, помещалось в общей сложности не менее 300 патронов. Все три ствола имели общий спуск. Суммарная скорострельность трехствольной установки достигала 2250 выстр/мин, то есть секундный залп трёх 15-мм пулемётов составлял 0,65 кг.
Что касается иностранных образцов, то самым распространенным зенитным крупнокалиберным пулемётом, используемым Вермахтом на Восточном фронте, являлся советский 12,7-мм ДШК.
Зенитные патроны что это
«БОФОРСЫ» ДЛЯ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА
Огромной удачей оказалось то, что этим образцом была выбрана лучшая в своем классе 40-мм шведская пушка «Бофорс». Кстати, таковой она остается до сих пор, изменяясь и модернизируясь, но оставаясь на вооружении в десятках стран.
После 1945 г., когда стало возможным проанализировать опыт войны в более спокойной обстановке, вся система легкого зенитного вооружения Советской Армии подверглась пересмотру.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ. ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ
Огонь ЗПУ-4, УрВО, 70-е годы. Из архива В.Белогруда |
В феврале 1955 г. ЦКБ-14 (впоследствии КБП) представило проекты 23-мм зенитного автомата 2А14 в одиночной и спаренной конфигурациях. Счетверенная установка была реализована намного позже в конструкции знаменитой ЗСУ-23-4 «Шилка», которая заслуживает отдельного и очень длинного рассказа.
В апреле 1956 г. на заводские испытания вышла одиночная 23-мм установка ЗУ-1, созданная по схеме 14,5-мм зенитной горновьючной установки ЗГУ-1 (6У3) под руководством Е. К. Рачинского и Р. Я. Пурцена. Установка имела небольшие габариты, легкий отделяемый двухколесный ход, быстро разбиралась на узлы, легко переводилась из походного положения в боевое и обратно. Работы над ней были прекращены из-за серьезных поломок ходовой части и признанного избыточным веса в 440 кг.
Спаренная 23-мм установка была спроектирована и испытана в трех вариантах.
Позже на базе ЗУ-375 проектировалась модная в те времена самодвижущаяся установка с мотоциклетным двигателем. Из-за сложности проект был остановлен на эскизной стадии.
Все варианты имели ручные приводы наведения и зенитный прицел ЗАП-23.
Конкурсные полигонные испытания установки ЗУ-40, ЗУ-575 и ЗУ-14 прошли в 1957 году. По их результатам предпочтение было отдано самой простой и легкой ЗУ-14. Испытания и доработки с момента изготовления первого опытного образца (октябрь 1955 г.) заняли более трех лет, и вот, наконец, весной 1959 установочная серия ЗУ-14 прошла войсковые испытания, в Белорусском и Туркестанском военных округах.
Долгожданная установка 2А13 (индекс ГРАУ) была принята на вооружение 22 марта 1960 г. постановлением Совета Министров СССР № 313-125 под наименованием ЗУ-23.
Серийное производство автоматов индекса 2А14 для ЗУ велось на заводе № 535. Около 10 лет велась их дальнейшая доводка, устранение недостатков и упрочнение деталей по опыту эксплуатации. Гарантийная живучесть была увеличена до 8000 выстрелов, а доработанный вариант автомата получил наименование 2А14М.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЗУ-23 (2А13)
Абхазия, 1999 год. Фото Ю.Белоусова |
Зенитная установка ЗУ-23 состоит из следующих основных частей: двух 23-мм автоматов 2А14, их станка, платформы с ходом, подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов и зенитного автоматического прицела ЗАП-23.
В ЗУ-23 применены очень удачные и компактные ручные приводы вертикальной и горизонтальной наводки с уравновешивающим механизмом пружинного типа. Блестяще спроектированные агрегаты позволяют перебросить стволы на противоположную сторону всего за 3 секунды!
Укладка патронных лент в патронные ящики. Чечня. Фото AFP |
Питание автоматов ленточное. Ленты металлические, каждая из них снаряжена 50 патронами и уложена в быстро сменяемую патронную коробку. Масса каждой патронной коробки со снаряженной лентой составляет 35,5 кг.
Платформа установки представляет собой штампосварную раму с кольцом, которое имеет сухарные выступы для крепления верхнего станка, а также три винтовых домкрата с опорными тарелками, служащих для горизонтирования ЗУ в боевом положении. Спереди платформа оканчивается буксировочной стрелой со шкворневым кольцом. В походном положении установка опирается на два съемных колеса, имеющие торсионную подвеску. Шины ГК 6,00×16 типа ГАЗ-69 или ГАЗ М-20 «Победа», усиленные.
Одним из главных преимуществ установки является то, что она не требует предварительной подготовки огневой позиции и закрепляется в трех точках на любой относительно ровной площадке. При переводе установки из походного положения в боевое ее колеса поворачиваются вверх и в стороны, а сама установка ложится тарелками домкратов платформы на грунт.
Одним из существенных преимуществ ЗУ является ее исключительная ремонтопригодность. В небольшой книжке техописания приведены сведения о примененных в конструкции материалах, что позволяет организовать ремонт и обслуживание ЗУ на любом пригодном металлообрабатывающем предприятии.
ВЕДЕНИЕ ОГНЯ И РАБОТА РАСЧЕТА
Наведение ЗУ-23 осуществляется автоматическим зенитным прицелом ЗАП-23. Прицел позволяет вводить текущую дальность до 3000 м при курсе цели 00 и скорости 300 м/с и решает задачу по oпpeделению упреждения (или точки встречи снаряда с целью) при стрельбе как по наземной так и по воздушному противнику на дальности до 2000 м. Дальность до цели определяется на глаз или с помощью стереодальномера. Остальные данные определяются глаз. Углы места цели и азимуты вводятся непосредственно визированием.
Боевая позиция ЗУ-23 российской армии в Абхазии, 1995 год. Фото Ю.Белоусова |
Для стрельбы по наземным целям на прицеле ЗАП-23 смонтирован оптический наземный прицел Т-3, имеющий независимый от ЗАП-23 линию визирования.
Методика работы расчета ЗУ-23 довольно проста.
Командир определяет «на глаз» курс, скорость и дальность до цели, углы ее пикирования или кабрирования. По его указаниям прицельный номер расчета вводит данный прицел, и далее, на протяжении всей стрельбы корректирует установку курса и дальности до цели, выполняя распоряжения командира, который следит за маневрами цели. Наводчик при помощи механизмов наведения удерживает перекрестие коллиматора на цели и открывает огонь нажатием педали спуска. Всего в составе расчета 5 человек: командир, наводчик, прицельный, правый заряжающий и левый заряжающий.
Установка при непрерывной стрельбе расстреливает обе ленты полностью за три секунды, поэтому требуется особая четкость в работе заряжающих.
Снаряжение патронных лент для ЗУ-23. Чечня. |
В ОФЗ время горения трассера соответствует дальности 2 500 м, а разрыв снаряда происходит от самоликвидатора через 5-11 с после выстрела. Для взрывателя В-19У время самоликвидации 5-11 с, для взрывателя 19УК время самоликвидации составляет 5-8 с.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗУ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Разумеется, заградительный огонь ЗУ-23 по-прежнему опасен, и несколько 23-мм снарядов выведут из строя любой аппарат. Совершенствование систем наведения и прицеливания поможет установке полнее реализовать возможности автоматов, именно поэтому российское КБ ТОЧМАШ им. А.Э.Нудельмана предложило модернизацию, получившую наименование ЗУ-23М.
В ходе этой модернизации устанавливаются электромеханические приводы горизонтального и вертикального наведения, пульт наведения, бинокулярный коллиматорный прицел с встроенным миниатюрным смотровым устройством и светящимися сетками для работы по воздушным и наземным целям, оптико-электронная система, содержащая лазерный дальномер, телевизионный канал, оптико-механический узел (может дооснащаться для работы ночью теплопеленгационным каналом или низкоуровневой ТВ-системой), прибор автоматического захвата и сопровождения (автомат сопровождения цели).
Из состава ЗУ-23М исключаются прицельная система ЗАП-23 и рабочее место оператора, а вместо них на вращающейся платформе установки смонтированы оптико-электронный модуль и контейнер с электронной аппаратурой управления. В результате этих мер вероятность поражения воздушной цели возрастает в 3 раза.
Для еще большего повышения боевых характеристик на модернизированной ЗУ-23 предусмотрена также возможность монтажа пусковых установок для двух ракет типа «Игла», «Stinger» или других.
Предложение сделано уже давно, тем не менее, на вооружении российской армии остаются обычные ЗУ-23, денег на доведение их до уровня ЗУ-23М пока нет. Свободную нишу модернизации ЗУ на рынке вооружений активно осваивают бывшие «друзья».
Модернизированная в Польше ЗУ-23-2S «Jodek» на выставке MSPO-2003 © Grzegorz Prasal, 2003 |
Артиллерийская часть обеспечивает заградительный огонь, а ракеты обеспечат надежное поражение цели при отсутствии помех. При борьбе с наземными целями эффективность модернизированной ЗУ-23 сохраняется на уровне штатной установки.
Для малотоннажных боевых кораблей предназначен ZUR-23-2Mr, отличающийся сильно увеличенными патронными коробами, пламегасителями по типу пулемета КПВ и водяным охлаждением стволов.
Кроме того, версия ЗУ-23 с водяным охлаждением стволов используется в ЗСУ польской разработки SOPEL.
Модернизированная в Финляндии ЗУ-23 |
Две финские компании Instrumentointi Oy и VAMMAS ввели в состав артустановки ЗУ-23 оптическую прицельную систему полуавтоматического сопровождения цели, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, силовые приводы вертикального и горизонтального наведения вооружения и ряд других устройств.
Выработка углов упреждения, как предполагается, производится с использованием технологии прогнозирования упрежденных координат. Поэтому, скорее всего, точность выработки упрежденных координат должна быть ниже, чем у оригинальной российской модификации ЗУ-23М.
Учения ВВ РФ (ОДОН) на полигоне в Московской области. Фото А.Аксенова |
Советская армия столкнулась с необходимостью вести противоповстанческую войну в Афганистане. Горный рельеф страны однозначно определил зенитным установкам главную роль в прикрытии путей снабжения от нападений афганских партизан.
ЗУ-23 в Чечне. Фото AFP |
Вспомнить поневоле о богатом афганском опыте Российской армии пришлось в Чечне. Ситуация, в которой нет ни линии фронта, ни четко обозначенного противника, требует постоянной готовности огневых средств, и ЗУ здесь незаменима.
Тем не менее одно только наличие зенитных установок еще не гарантирует успеха. Неожиданное нападение и ближний контактный бой способны свести на нет преимущество ЗУ. В печально известном бою первой чеченской войны 16 апреля 1996 г. в колонне 245 мсп боевое прикрытие, состоявшее из танка Т-80, «КамАЗа» с ЗУ-23, БРДМ и БМП-2, было уничтожено сосредоточенным огнем из засад, после чего погибла и вся колонна. В аналогичной ситуации во время боев в Дагестане у села Новолакское из засады была расстреляна зенитная установка внутренних войск на «ГАЗ-66», спешившая на помощь окруженному ваххабитами и прорывающемуся из села липецкому ОМОНу.
ЗУ-23 в кузове грузового автомобиля в Чечне. Фото Reuters, AP |
Автомобиль с установленной в кузове ЗУ имеет перед другими видами вооружения целый ряд решающих преимуществ. ЗУ и патронов к ним на военных складах имеется несчитанно. Из любого имеющегося в наличии автомобиля с грузовой платформой за полчаса, закатив и установив ее на штатных домкратах ЗУ, можно сделать импровизированное, но очень мощное боевое средство. Закрепить ЗУ-23 в кузове можно 6-мм проволокой (так называемой «железнодорожной») сквозь специально проделанные дыры в полу, а для защиты расчета от огня в передней части кузова вдоль стенки кабины в один ряд укладываются ящики с песком.
Как правило, для свободной работы расчета вполне хватает задней половины кузова. Кабина препятствует ведению огня вперед, поэтому в передней части кузова размещается тент или навес для хранения боеприпасов и отдыха расчета. Огонь из ЗУ-2 ведется вбок и назад как при сопровождении колонны, так и на блок-постах. На наиболее «усовершенствованных» машинах верхняя часть бортов даже срезается, чтобы обеспечить ведение огня по нисходящей траектории.
Несмотря на то, что ЗУ-23 в принципе может вести огонь и на прицепе, а не только в кузове, реальное применение ЗУ таким образом в Приднестровье окончилось весьма печально. Вошедшие в Бендеры молдавские гвардейцы для максимального использования места в кузовах «КамМАЗов» под размещение личного состава прицепили ЗУ-23 сзади и пытались вести огонь таким способом. Насколько известно, вошедшие в город «КамАЗы» были в результате сожжены вместе с ЗУ.
Прежде всего, ВДВ, для которых собственно и предназначалась ЗУ-23, имеют собственные конструкции для ее установки. Для оснащения десанта, кроме БМД, предназначались облегченные «ГАЗ-66» со срезанной крышей кабины, но видел ли кто-нибудь такую машину не в учебном фильме, а в реальном бою? Конечно, перебрасывая целую десантную дивизию, можно снабдить ее и грузовиками, но фактически получается, что кроме БМД и ЗУ у десантных подразделений больше ничего нет и доставлять что-то некогда. Неужели остается тащить ЗУ на руках?
ЗУ-23 на шасси БТР-Д. Псковская дивизия ВДВ. Чечня. © Псковская дивизия ВДВ на Кавказе |
ЗУ-23 на броне тульских десантников |
БТР-ЗД псковских десантников © А.Захаров/»Арсенал»/РА ИНТЕРВЕСТНИК |
Наличие в войсках большого количества МТ-ЛБ, использующихся как бронетранспортер и его слабое штатное вооружение (всего один ПКТ) привели к установке ЗУ-23 и на эти машины, хотя и в гораздо меньших масштабах. Так же «усиливаются» МТ-ЛБ, которые достались различным странам СНГ. Желание усилить огневую мощь имеющихся бронешасси характерно для многих обладателей ЗУ-23. В Нагорном Карабахе на параде демонстрировались БМП-1 с установленными прямо на башни ЗУ, на учениях кубинских ВС отмечен БТР-60, также дооснащенный зениткой.
Первой машиной еще советской постройки, доработанной подобным образом по всей видимости стал БТР-152А. Машин с ЗПУ-2, поставленные в 60-х годах из СССР на Ближний Восток для усиления тактической ПВО, сразу стали применяться арабами для поддержки пехоты, поскольку имели бронирование, хотя и легкое. Позже для усиления огневой мощи пулеметная установка была заменена на ЗУ-23. Эта модернизация стала известна после того, как одна из машин была захвачена израильтянами Ливане у палестинских отрядов во время войны 1982 г.
ЗУ-23. Фото из журнала ARMS |
ЗУ-23, поставляемые за рубеж, практически не имели отличий от установок, состоящих на вооружении Советской, позже Российской армии. На коробках для боеприпасов сохранялась выштамповка в виде звезды (кое-где она все-таки зачеканивалась); сохранялась «родная 4БО» защитная окраска деталей (кроме вороненых).
Единственные широко известные варианты, отличающейся от стандартной окраски, относятся к индийской армии. Там все зеленые части были перекрашены в желтоватый цвет (охра) с нерегулярными коричневыми пятнами. Ряд установок имел окраску т.н. «горного» варианта: по светло-коричневому цвету разбросаны разной величины темно-коричневые прямоугольники и квадраты.
Источники информации
Текст: О. Желтоножко. Екатеринбург. Фото деталировки ЗУ-23: В. Белогруда.
Автор чертежей © Алексей Бобков. Екатеринбург. © БТВ, 2002 г.