Зеркало это символ чего
Зеркало
Символика зеркала имеет много сходных черт с реальным предметом обихода. Китайцы считали, что с помощью зеркала можно изгонять зло, так как, если оно увидит свое уродливое отражение, его охватит ужас и оно разрушится. Зеркало также символизирует лояльность и является атрибутом Мудреца, так как его ум, находясь в покое, является «зеркалом Вселенной».
В японской традиции образ зеркала олицетворяет Божественное Солнце и является одним из императорских священных сокровищ вместе с мечом, троном и тремя жемчужинами, символами трех доблестей: знания, отваги и милосердия. Другое зеркало — кагами, или «обвиняющее зеркало», имело свойство отображать истину и вскрывать провинности. Также этот предмет является атрибутом солярной богини Аматэрасу.
Очень часто слово «зеркало» встречается в названиях старинных трактатов по богословию, педагогике и дидактике. В них находили отражение те или иные людские грехи, а также содержались похвалы истинно христианскому образу жизни. Зеркало является олицетворением высокомерия, тщеславия, сластолюбия, именно его держит в руках обольстительница-сирена. В то же время оно выступает как символ самопознания, добродетели, истины и благоразумия.
Зеркало — символ Девы Марии, так как Бог отразился в ней через точное свое подобие — Иисуса Христа. Зеркало является также одним из атрибутов народных гаданий. При помощи зеркала ворожили, оно являлось мерилом верности в любовных делах, с его помощью находили воров и вызывали духов, чтобы задать им вопросы.
Щит Персея
Весы являются седьмым знаком зодиака и единственным из них, представляющим неодушевленный предмет. Название ему дали римские астрономы начала нашей эры. Одна из интерпретаций названия этого зодиакального знака связана с днем осеннего равноденствия, считавшимся точкой «смерти» Природы и который со временем из-за несовершенства летоисчисления переместился в созвездие Девы.
Зеркало Венеры
В Древнем Риме зеркало являлось непременным атрибутом богини любви Венеры. Символом богини и посвященной ей планеты стало «зеркало Венеры», представляющее собой кольцо, соединенное внизу с крестом. Считается, что этот символ восходит к знаку анх, который в Древнем Египте олицетворял союз Изиды и Озириса, слияние женского и мужского начал. В Средние века верили, что этот символ является упрощенным изображением ручного зеркала, которым пользуются женщины. В алхимии «зеркало Венеры» обозначало металл медь, а в современном мире оно является символом женского пола.
Зеркало тщеславия
Любование собственным отражением и связанная с этим чрезмерная забота о собственной внешности издревле считались грехом. Древние греки верили, что именно из-за этого погиб прекрасный Нарцисс. В Средние века зеркало было символом греховного женского тщеславия. Красавица, любуясь собой в зеркале, видела в нем дьявола. В Новое время этот символ дополнился образом обезьяны, прихорашивающейся перед зеркалом.
Зеркало
Зеркала малого размера (ручные) из полированных металла (медь, бронза, серебро) или камня (обсидиан, нефрит) известны уже в III тысячелетии до н. э. С I в. н. э. встречаются зеркала, позволяющие видеть человека во весь рост. Большие стеклянные зеркала появляются с конца XII в.
Зеркало обладает значением, выходящим далеко за пределы его функциональной роли. С древнейших времен зеркало мыслится как нечто противоречивое, связанное с древними представлениями о границе между мирами и магической связи отражения и отражаемого. Отражение в зеркале рассматривается не только как образ действительность, но и как нечто иное, запредельное по отношения к окружающему миру. Все в мире оплетено видимыми и невидимыми связями; все является отражением чего-то, следствием или причиной.
В фольклоре многих народов — отражение души — его сущности и воспоминаний; и жизни человека — его судьбы, прошлого и будущего.
Связывается с мышлением. Для Шелера и других философов — зеркало является инструментом самопознания, так же как и отражением универсума. «… космос возникает как гигантский Нарцисс, рассматривающий свои собственные отражения в человеческом сознании».
На символику зеркала накладывает свой отпечаток его форма (круглое, 8-угольное и т. д.).
Как зеркало может рассматриваться и водная поверхность.
Содержание
Зеркало или чаша с водой, в котором медиум видит духов, служит для гадания у бамбара (Конго).
В хеттском (хиттитском) искусстве зеркало символизирует женское божество, в то время как гроздь винограда — мужское.
Форма зеркала была пракически неизменной: плоский линзообразный диск из полированной меди с ручкой из дерева или слоновой кости. Прообразом пластины зеркала служил солнечный диск. Некоторым богиням (например, Хатор и Мут) в качестве жертвоприношения подносилось по два зеркала.
Знамениты этрусские зеркала дискообразной формы с резными украшениями и изображениями с мифологическими сюжетами на обратной стороне.
Сократ советовал молодым всматриваться в себя в зеркале, чтобы поддерживать свой внешний вид и замечать течение времени.
В мифе о Медузе Горгоне роковую для неё роль сыграл зеркально отшлифованный щит Тесея.
В народных представлениях символ «удвоения» действительности, граница между земным и потусторонним мирами. Наделяется сверхъестественной силой, способностью воссоздавать не только видимый мир, но и невидимый и даже потусторонний. В некоторых регионах Болгарии верили, что к небу прикреплено огромное зеркало, отражающее все сущее на земле, а в районе Видина луну называют Божьим зеркалом. По словенским поверьям, утром на Юрьев день с солнца спадает чудесное зеркало, в которое можно увидеть все, что делается на свете. Как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность и т. п.), зеокало считается опасным и требует осторожного обращения. Для русских раскольников зеркало — это вещь запретная, созданная дьяволом. Повсеместно считается, что разбитое зеркало сулит несчастье, так как означает нарушение границы; повсюду известен запрет смотреться в зеркало ночью, а также во время грозы. Строго соблюдается обычай завешивать зеркало или поворачивать его к стене, когда в доме находится покойник. Если этого не сделать, покойник станет вампиром, то есть будет вторгаться с «того света» в мир живых. Тем же страхом перед открытой границей в потусторонний мир объясняется требование закрывать глаза покойнику.
Во время родов, как и в случае смерти, в доме завешивают зеркало и следят, чтобы роженица не могла увидеть себя в зеркало.
Запрещается также смотреться в зеркало женщине во время месячных, беременности и в послеродовой период, когда она считается «нечистой» и перед ней, по народной фразеологии, «открыта могила». 3еркало представляет опасность и для новорожденного ребенка, отсюда запрет подносить к зеркалу ребенка в возрасте до одного года, иначе
Большинство мотивировок связано с представлением о потустороннем мире как о царстве молчания, неподвижности (невозможности роста), перевернутости (ребенку нельзя показывать зеркало, иначе жизнь его «отразится, перевернется»). Опасность состоит не только в соприкосновении через зеркало с «тем светом», но и в последствиях самого удвоения (посредством отражения в зеркале), грозящего «двоедушием» (см. Двоедушник), то есть раздвоением между миром людей и миром нечистой силы, превращением в колдуна, ведьму, вампира.
Однако тот же эффект удвоения может оцениваться положительно и сознательно использоваться для защиты от нечистой силы. На этом основано применение зеркала как оберега: если нечистая сила отразится в зеркале, она утрачивает свои магические способности. В Полесье зеркало наряду с серпом, бороной, мужскими штанами, убитой сорокой, крапивой, освященной вербой и др. предметами широко используется как оберег хлева для охраны скотины от домовика и ведьм. В качестве оберега зеркало:
В южнославянском свадебном обряде зеркало укрепляли на караваях, на головном уборе невесты; будущая свекровь дарила сосватанной девушке зеркало (сербы). Македонцы в Дебарском Поле, напротив, следили, чтобы в одежде и реквизите на свадьбе не оказалось зеркала, с помощью которого можно было «испортить» молодых так, что у них рождались бы только девочки.
3еркало использовалось для общения с обитателями загробного мира. Болгары верили, что с его помощью можно увидеть умерших, когда они пребывают среди живых в период от Пасхи до Вознесения (или Троицы); для этого надо навести зеркало на воду в колодце и позвать их (Пловдивский край). У сербов Заечара зеркало обязательно присутствовало при исполнении кола для мертвых; считалось, что оно «привлекает» покойника на этот танец. Зеркалом украшалось погребальное деревце, могильный крест или флаг, зеркало ставили на могилу. В других местах в праздники, носящие поминальный характер, наоборот, запрещалось смотреться в зеркало (русские, поляки).
Общеизвестно и отражено в литературной традиции обрядовое употребление зеркала при гаданиях (главным образом святочных). Гадания с зеркалом совершаются в специальном («нечистом») месте (в бане, на печи и т. п.) и в особое («нечистое») время (вечер, полночь). Гадающие смотрят как бы сквозь зеркало прямо на «тот свет», чтобы увидеть жениха или знак своей судьбы (смерти). Само это действие сопряжено с большим риском: как только покажется видение, нужно сразу же закрыть зеркало или перевернуть его, иначе видение «ударит по лицу», «придет да задавит» и т. п. Сходные гадания совершаются с водой в доме, у колодца, над прорубью. Для большего эффекта берутся два зеркала. Иногда зеркало клали под подушку вместе с другими символическими предметами, чтобы увидеть суженого во сне.
Зеркало считается оберегом, изгоняющим зло (как на физическом, так и на духовном плане), которое ужасается, увидев в нём своё уродство.
«Зло разрушается, когда узнает себя».
В даосизме зеркало олицетворяет самореализацию. Оно символизирует ум мудреца:
«Ум мудреца, находясь в покое, становится зеркалом вселенной» Чуанг Цу
На социальном плане оно символизирует лояльность.
Некоторые китайские легенды повествуют о «зверях в зеркале». (. )
Кагами — «обвиняющее зеркало», отображает истину и вскрывает провинности.
Атрибут богини солнца Аматэрасу, которую оно заставило выйти из пещеры, дабы вернуть миру её свет.
Ятано-кагами (ята-но-кагами) — бронзовое зеркало диаметром 25 см в формой восьмилепесткового лотоса, является одним из священных императорских сокровищ (Трёх Сокровищ). Вместе с мечом и жемчужинами (Тремя жемчужинами, драгоценным камнем) они символизируют три доблести:
На зеркале присутствует надпись: «Я есть тот, кто Я есть». Во время церемонии интронизации оно передается в руки новому императору, а востальное время хранится в святилище Исе.
«Зеркало, отражающее богиню и тем самым извлекающее ее из состояния величественного отдыха божества, является символом мира, пространства, в котором отражается образ».
В Древней Мексике были зеркала, изготовлявшиеся из полированного вулканического стекла — обсидиана.
Атрибут ацтекского бога Тескатлипоки (Тецкатлипока). Его имя переводится как «курящееся (дымящееся, сияющее) зеркало». Вероятно, служит указанием на предсказательное значение зеркала, например при вызывании видения.
Имеет солярное и лунное значение, как атрибуты солнечного бога Лета и лунного бога Вечера.
Шиваизм уподобляет абхасы, или внешний облик, отражению в зеркале. Так же как отражение в зеркале ничем не отличается от самого зеркала, но появляется в нем как нечто отличное от него, так и абхасы ничем не отличаются от Шивы, а только предстают как отличные от него. Подобно тому как в зеркале деревня, дерево, река и т. д. появляются как отличные от самого зеркала, но ни в чем, строго говоря, не отличающиеся от него, так и мир, отраженный во вселенском сознании, ничем не отличается от последнего.
Зеркало напоминает, что все образы и формы являются лишь простыми отражениями, созданием состояния кармы, выдумкой ума.
Символ души в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, форма, отраженное тело, искренность, чистота. Будучи отраженным светом, оно означает сансару.
Одна из Восьми Драгоценностей китайского буддизма, а также означает искренность.
Квадратное зеркало символизирует землю, а круглое — небеса. Центральная розетка на металлическом зеркале символизирует ось земли и равновесие между двумя силами. Она означает также достижение центра и Дверь Солнца или Врата Неба.
«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».
Первое послание к Коринфянам 13: 12
«…кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он».
Послание Иакова 1: 23
Во времена средневековья зеркало олицетворяет отражение божественного слова и средство его толкования. Всё творение рассматривается как отражение божественной сущности, а размышление — как обладание зеркалом, отражающим и позволяющим познать божественные законы, а также наблюдать и изучать светилаи законы Космоса.
Настоящий человек, согласно Винсенту де Бове (автор богословского труда Великое Зеркало, или Speculum magus), это зеркало Космоса, в котором отражается невидимое. Практика размышления способствует, таким образом, нашему становлению. Совершенные творения — это зеркала, направленные к Свету, а само зеркало — это отражение внутренней жизни.
Для Якоба Бёме (1575—1624) оно есть одновременно зеркало и глаз, обращенный внутрь человека.
«Speculum sine macula» — лат. незапятнанное (чистое) зеркало; олицетворяет Деву Марию как «Зеркало Праведности». так как Бог в Деве Марии отразился через точное свое подобие — Иисуса Христа, не повредив и не изменив самого зеркала. Также и Луна, поскольку она отражает свет Солнца, стала толковаться как символ Марии. Зеркало — атрибут святой Девы Марии; безукоризненность, девственность, чистота
Зеркало с образом Девы Марии в нём — атрибут Св. Геминиана (Гемиануса), полулегендарного епископа Модены, друга святого Амвросия.
Иногда выступает в качестве орудия Сатаны.
Исламский мистик Джелалетддин Руми (1207—1273) видел в зеркале символ сердца, которое должно быть светлым и чистым для того, чтобы отражать, не искажая, лучи света, исходящие от Бога.
«Бог есть зеркало, в котором ты видишь себя, как ты есть его зеркало». Ибн Араби «Вселенная — это зеркало бога… человек есть зеркало вселенной». Ибн Аль Насафи
Считается, что зеркало имеет магические свойства и является средством увидеть невидимое или входом в потусторонний мир. Его поверхность удерживает и сохраняет в себе когда-либо отраженные образы, душу или жизненную силу отражающихся в нем людей. Соответственно, в магической практике зеркало используют для вызывания духов с помощью оживления образов, которые были им восприняты в прошлом, или уничтожения расстояний до удалённого объекта, некогда находящегося прямо перед ним.
Демоны и сверхъестественные существа выдают себя тем, что не отражаются в зеркале. Воплощения дьявола не могут выносить созерцания собственной внешности и при взгляде на свое отражение в зеркале должны умирать. Поэтому зеркало служит амулетом, защищающим от сатанинских сил и существ, скрывающим от этих сил своего владельца.
Широко используется в практике гаданий. С помощью зеркала распознаются воры и мошенники, вызываются духи, которым можно задавать вопросы.
В гадании по снам зеркало снится к какому-либо неожиданному повороту в жизни, к перемене, к любовному приключению.
Актерская примета: если кто-то посмотрит вместе с тобой в зеркало через плечо — быть неудаче.
Если зеркало висит отражающей поверхностью вниз в храме или над гробницей, то образует путь для восхождения души.
Зеркало, по которому медленно ползет муха.
Символ внимательности и осторожности — качеств, которые должны быть наиболее активизированы во время угрожающей опасности. Она должна ступать медленно и осторожно, Поскольку идет по скользкому пути. EMSI 19-15,с.184
Глубинно-психологическое толкование зеркала связано с народными верованиями. Согласно Эрнсту Эппли, сны, в которых присутствует зеркало, имеют весьма серьезное значение, и древнее толкование предзнаменования смерти он объясняет тем, что «нечто находится вне нас, и мы сами в зеркале находимся вне себя. Это порождает примитивное чувство похищения души.
Люди, которые подолгу смотрятся в зеркало, испытывают некую зачарованность, парализующую волю. Взгляд на самого себя выдерживают не все. Одни, подобно мифическому Нарциссу, всматриваясь в свое отражение, „теряются“. Другие приходят в себя творчески преображенными, когда смотрятся в зеркало, как бы подтверждая свое фактическое существование».
Противоречивость символического значения зеркала зависит в этом смысле от позиции личности и ее зрелости, способности к «самоконтролю».
Зеркало является также зачастую символом недеятельной, пассивно отдающей себя сверхчеловеческой мудрости природы.
Искусство, как таковое, — зеркало природы, жизни, отражение событий и судеб,.
В изобразительном искусстве Запада зеркало имеет двойственное значение. С одной стороны, оно изображается в руках развращающей человека сирены (обольстительницы), а также является атрибутом высокомерия, тщеславия, сластолюбия; с другой стороны, выступает символом самопознания и добродетели истины и благоразумия.
Спящая Венера, отраженная в зеркале, которое держит Купидон, была одним из любимейших сюжетов итальянских художников на рубеже XV и XVI веков.
В «Божественной комедии» Данте души спасенных читают будущее и мысли живущих, как в зеркале.
В легендах сказках зеркало показывает события, которые происходят в далеких краях, лица людей, тоже находящихся на расстоянии, а то и уже умерших.
Магическое зеркало Камбиза (Чосер «Кентерберийские рассказы») позволяло узнавать, кто друг, а кто — враг, отличать верных любовников от неверных. Такие же свойства были у волшебного зеркала Мерлина (Э. Спенсер «Царица вещуний»).
Зеркало Зайна аль-Аснама (сказки «Тысяча и одной ночи») могло вызывать джинов, показывало лица далеких женщин, покрывало пятнами отражения девушек, утративших девственность.
В сказке «Снежная королева» братьев Гримм, злая мачеха с помощью магического зеркала узнает, где находится принцесса.
Зеркало в сказке Г. X. Андерсена «Снежная королева», имело свойство все доброе и красивое искажать, а все злое и уродливое изображать прекрасным и влекущим…
Согласно польской народной легенде, ученый, магистр и колдун Твардовский по просьбе короля Сигизмунта Августа с помощью волшебного зеркала вызывал дух умершей Барбары Радзивилл.
Так называемое, зеркало Лао могло читать мысли тех, кто смотрелся в него (О. Голдсмит «Гражданин Мира»).
Зеркало и Зазеркалье — некое сказочное и философски осмысляемое пространство по другую сторону зеркала. В этом «пространстве» все происходит наоборот. («Алиса в Зазеркалье» Л. Кэролла, 1871 год).
Во вступлении к поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» рыцари наблюдают из укрытия, как любовники — Ринальдо и Армида, целуются в тени деревьев над озером.
«Все снаряжение его висело на шнурке у пояса, смеялся он, ее ж глаза заплаканными были, и это все, как в зеркале, в воде спокойной отражалось… «
«Зеркало все скажет». «Разобьешь зеркало — семь лет несчастье». «Не торчи перед зеркалом, ты ведь не в нем живешь» — немецкая. «На зеркало неча пенять, если рожа крива» — русская. «Стекла и девушки — товар хрупкий» — англ. Glasses and Lasses are bruckle ware. «Нет зеркала лучше, чем старый друг» — испанская. «Зеркало сообщит то, чего не скажет и старый друг…» — английская. «Глаза — зеркало души».
«Зеркало и слава (…) тут разум и стекло дают возможность нам хоть чуточку понять себя. Есть в этом нечто от шестого чувства»
Ю. Словацкий «Путешествие в Святую Землю»
«Одно-единственное зеркало лучше, чем целая галерея портретов предков»
«Не сыщете красивой женщины, которая не вертелась бы перед зеркалом»
У. Шекспир «Король Лир»
«Взор обретает зеркальный блеск, а цель проста: вернуть вниманье света»
«Для матери ты — зеркало, в тебе она себя девчонкой шустрой видит, и что потом произошло в ее судьбе».
У. Шекспир Сонет № 3
«Предназначение театра — прежде и теперь: служить неким зеркалом действительности».
«Мучает меня, Брут, то, что нет для тебя живых существ, которые в твоих глазах имели хоть какую-нибудь ценность»
У. Шекспир «Юлий Цезарь»
«Повесть, это зеркало, в котором отражаются гости»
Стендаль «Красное и черное»
«Сатира, это такое зеркало, в котором зрители видят какие угодно лица, кроме собственного»
Д. Свифт «Битва книжек»
«Свет, это зеркало, из которого на каждого смотрит его собственное лицо»
«Зеркало» — частое наименование сочинений по богословию, педагогике и дидактике, в которых находят отражение (оценку) те или иные людские грехи, а также похвалы истинно христианскому образу жизни кого-либо. Например:
«…символ сложности души: ее подвижности и возможности приспособиться к тем объектам, которые посещают ее и удерживают ее „интерес“».
«Временное и экзистенциальное многообразие его функций обеспечивает объяснение его значения и в то же время разнообразие выражаемых им идей».
«Так, мир как состояние прерывности, произведенное законами изменения и замещения, является действующей силой, которая создает этот квазиотрицательный, калейдоскопический образ появления и исчезновения, отражаемый в зеркале».
Символы в искусстве: что отражает зеркало?
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники?
Интересная деталь: знак «зеркало Венеры» знают все, только мало кому известно, что рисунок, означающий женское начало, ведет свое начало от изображения зеркала, популярного во времена античности. К тому же есть сведения, что знак — «зеркало Венеры» восходит к древнеегипетскому символу жизни — Анх, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия.
Интересная деталь: знак «зеркало Венеры» знают все, только мало кому известно, что рисунок, означающий женское начало, ведет свое начало от изображения зеркала, популярного во времена античности. К тому же есть сведения, что знак — «зеркало Венеры» восходит к древнеегипетскому символу жизни — Анх, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия.
Поэтому справедливо полагать, что мастера в этом сюжете стремились выразить поклонение перед роскошью тела, обещающего радость любви и бессмертие благодаря продолжению рода человеческого.
Мрачный взгляд Средневековья
В темное Средневековье Европа смотрелась в зеркало с опаской.
Да и что хорошего в том, что миряне вместо того, чтобы молиться — подолгу себя рассматривают? Ничто так не питает Гордыню, как Самолюбование. К тому же у женщин (да и мужчин) это занятие могло поощрять далеко не возвышенные желания. Церковь и власти старались сдерживать запросы паствы! Поэтому призывали относиться к зеркалу, как к предмету роскоши, атрибуту тщеславия и самолюбования, чрезмерное увлечение которым могло привести к безумию. Церковь недвусмысленно причисляла и сам предмет, и его обладателя к нечистой силе, а лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. Считалось, что, отразившись на иной поверхности, «рассекаются» не только тело и сердце, но также ум и воля.
Однако какая, же красотка не захочет взглянуть на себя лишний раз со стороны? Так возникла острая потребность направлять легкомысленные создания на путь истинный путем популяризации добродетелей. И сюжеты аллегорий надолго заняли свое место в истории живописи.
Беллини изобразил мудрую девушку, которая отворачивается от зеркала, ибо из него смотрит дьявол.
В создании дидактических иллюстраций принимали активное участие многие живописцы. Например, в творчестве ученика Альбрехта Дюрера — Ганса Бальдунга Грина (1480−1545) показана скоротечность времени: женщина с зеркалом и клепсидрой в обществе Смерти — весьма частый мотив.
Но никакие запугивания не смогли остановить триумфальное шествие зеркал всех форм и размеров по роскошным гостиным и скромным жилищам. И даже живописные подтрунивания и нравоучения не отвратили человечество от любования своим отражением.
Немудрено, что в жанре vanitas наш обязательный предмет символизирует тщеславие и напоминает о бренности, преходящести, недолговечности земных утех. И эта символика сохранилась на протяжении несколько веков
Ванитас. Натюрморт со скрипкой и стеклянным шаром
Жан Леон Базиль Перро
Одно из самых известных изображений зеркала как символа можно увидеть на картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 г.). Искусствоведы истолковывают этот предмет в данном сюжете по-разному, но мы остановимся на таком значении: зеркало — Всевидящее око Бога, перед которым клянутся в верности герои картины. Указывает на это значение рама, состоящая из медальонов, с изображениями сцен из жизни Христа (распятие, крестный путь, снятие с креста и воскресение).
Портрет четы Арнольфини
Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
И, хотя в те времена зеркало выступало аллегорией женского тщеславия, свеча, отражающаяся в нем, олицетворяет свет веры, которым озарена молодая женщин
Кающаяся Магдалина — Жорж де Латур. 1638−1643
Вот зеркало мое — прими его, Киприда! Богиня красоты прекрасна будет ввек.
Женщина, подолгу рассматривающая свое изображение в зеркале, добродетельной быть не может, и в итоге за атрибутом женской куртуазности надолго закрепилось клеймо «пособника распутства». Не случайно лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная своими куртизанками!
Дабы спасти репутацию своего любимого предмета, в эпоху раннего Возрождения на подмогу из небытия была призвана Венера. Появилась Пеннорожденная отнюдь не на гребне морской волны, а свалилась с небес. Вошла она в иконографию как планета в образе богини, что смотрится в роковое зеркало.
В те времена обнаженная натура была под суровым запретом, а ослушавшихся могли и на костер отправить. Но, благодаря возросшему интересу к античной культуре у художников, все-таки появилась возможность «раздеть» женщин. Так возникли различные сюжеты, позволившие обогатить историю живописи очаровательными образами. И один из них «Венера и зеркало».
Возможно, именно из-за зеркала у внимательного зрителя и возникает чувство диссонанса при внимательном рассматривании прекрасного тела модели и ее простоватого отражения.
Зеркало (особенно кривое) не лжет
В XVIII в. распространилось представление о том, что через кривые зеркала выявляется истинная сущность человека. Так зеркало в человеческой культуре стало символизировать самопознание.
Возможно, подобная теория появилась благодаря анаморфозам — динамичным зеркальным холстам, изобретенным в первой половине XVII в. В результате оптического смещения рисунок, недоступный поначалу для восприятия, складывался в легко прочитываемый образ. В этом даже усматривался глубокий философский смысл, который, подобно истине, раскрывался через зеркала.
В XVI в. наступает время открытий, расцвета наук, изобретений. Человек становится творцом и важнейшим объектом художественного творчества. Внешний мир и, следовательно, человеческие фигуры изображаются в самых разнообразных жестах, движениях. Художники с удовольствием начинают использовать зеркала для развертывания композиции, чтобы показать то, чего в противном случае не смогли бы увидеть зрители.
В мастерской Веласкеса было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Однажды, когда художника спросили: зачем ему столько? он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение.