Зевота во время намаза признак чего
Во время совершения намаза мне часто хочется зевать, можно ли прикрыть ладонью рот во время зева, если даже совершаешь намаз, и что делать, если это бывает практически всегда именно во время чтения намаза? Спать я не хочу, и проблем с зеванием у меня тоже нет.
Зевание в намазе считается действием, противоречащим адабу (правилам хорошего тона). Еще хуже, если человек зевая в намазе, издает при этом странные звуки. Если человек при совершении намаза зевает, то это является свидетельством того, что он не до конца осознает, что он делает, и перед кем он находится. Так как человек совершающий намаз должен совершенно четко осознавать, что он предстает перед своим Всевышним Господом, и вести себя соответственно этому.
Тогда как зевота, является признаком нерадивости и лености. Возможно, что зевоту считают от шайтана, по следующей причине: Шайтан призывает человека к чрезмерности в еде, питье, сне и прочим желаниям нафса. А все это, в свою очередь является причиной возникновения зевоты. И слова о том, что «зевота от шайтана», направлены на предупреждение человека от чрезмерности и излишеств.
Сообщается, что по этой причине посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал в одном из хадисов:
«Зевота от шайтана. Если кому-то из вас захочется зевнуть в намазе, то пусть старается сдержаться, и не произносит при зевании звука «хах». Так как это от шайтана. Шайтан таким образом смеется над ним» (Бухари, Адаб, 125, 128; Муслим, Зюхд, 56).
Повеление воздерживаться от зевания, не подразумевает того, что человек способен справиться с зевотой, так как когда она появляется от нее невозможно избавиться полностью. Поэтому повеление воздерживаться от зевания, означает необходимость сведения его к минимуму. В приведенном нами хадисе, упоминается условие «в намазе», в некоторых других риваятах такого условия нет, там говорится «Если кто-то из вас захочет зевнуть. ». В одном из риваятов говорится: «Если кто-то из вас захочет зевнуть, то пусть прикроет рот рукой, и не позволит выйти звуку «хах», так как шайтан будет смеяться над ним».
Причиной, по которой говорят, что «зевание от шайтана», является то, что шайтану это нравится. Так как шайтан любит все, что ведет человека к нерадивости, уменьшает благо и нарушает намаз. Кроме того, в основном зевота появляется после чрезмерной еды. А чрезмерность в еде – так же от шайтана.
Адабы зевания
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Зевота – от шайтана. Поэтому всякий из вас, кто хочет зевать, по мере своих сил пусть попытается сдержаться» (Муслим)
В другом хадисе Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Зевота – от шайтана. Если кто-либо из вас чувствует желание зевнуть, пусть сопротивляется этому насколько возможно: когда любой из вас произносит ‘Ха’ (производит шум зевая), шайтан смеётся над ним» (Бухари).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах любит чихание и не любит зевоту. Если любой из вас чихает и восхваляет Аллаха, обязанность каждого мусульманина, который слышит его, сказать «Ярхамукаллах» (да смилостивится над тобой Аллах). Что касается зевоты, то она – от шайтана, поэтому если любой из вас испытывает желание зевнуть, пусть сопротивляется этому настолько, насколько может, ибо когда он зевает, шайтан смеётся над ним» (Бухари).
Все эти хадисы указывают на важность соблюдения адабов зевания. Если вас одолевает зевота, надо сдерживать себя. Если же вы не в силах подавить зевоту, обязательно прикрывайте рот рукой и старайтесь зевнуть как можно тише.
Зевание маленьких детей
Шейха Яхью аль-Хаджури спросили: «Должен ли родитель, когда зевает его маленький ребенок, прикрывать ему рот своей рукой?». Он ответил: «Наш Господь говорит: «Творите добро, быть может, вы преуспеете» (сура 22 «Аль-Хадж» / «Паломничество», аят 77). И также Он говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 2)». Таким образом, если зевает маленький ребенок, родитель может прикрыть ему рот своей рукой, чтобы защитить от шайтана.
Зевание во время намаза
В достоверном хадисе говорится: «Семь вещей в молитве от шайтана: кровотечение из носа, сонливость, посторонние мысли, зевота, почесывание, осматривание по сторонам и игра руками с чем-либо» (Муслим, Тирмизи и Аль-Бухари).
Зевание во время намаза расценивается как макрух (нежелательное действие) и не делает молитву недействительной. И все же лучше воздерживаться от этого.
«Если во время молитвы кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть подавляет зевоту, пока может, ибо, поистине, шайтан проникает внутрь через рот зевающего» (Муслим).
Если не получается подавить зевание во время намаза, нужно:
— прикрыть рот тыльной стороной правой руки (если вы стоите)
— прикрыть рот тыльной стороной левой руки (в любое другое время).
Как справиться с зевотой?
Основными причинами зевания являются плотное питание, обильное питье, неподвижность, стресс или острая потребность в отдыхе. Когда мы ленивы и расслаблены, шайтан легко может овладеть нашим сознанием и пытаться сбить нас с пути. Поэтому мы должны стараться избегать делать то, что радует шайтана, и подавлять зевание по мере своих сил.
Несколько полезных советов
Просите у Всевышнего Аллаха помощи и защиты от козней шайтана
Можно сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побиваемого) сатаны»
أَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّـيْطٰنِ الرَّجِيْمِ
A`ūdhu billāhi min ash-shaitāni r-rajīmi (Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим)
Читайте салават Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение
Ибн Абедин, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нужно вспомнить о том, что пророки никогда этого не делали (не зевали), и прочитать салават для Посланника Всевышнего, мир ему и благословение». Кудури, да будет доволен им Аллах, подтвердил это: «Мы много раз испытали это на себе и почувствовали справедливость этого совета»
Читайте суру «Ан-Нас», чтобы отдалить от себя шайтана
Перед каждым намазом обновляйте ритуальное омовение
Сосредотачивайтесь на намазе
Перед началом намаза, поднимая руки с ниятом (намерением) совершить его, постарайтесь отбросить все отвлекающие мысли и мирские заботы и отдалитесь от всего, что отдаляет от Всевышнего
Произносите «Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим» не механически, а с пониманием смысла
Чаще поминайте Аллаха
Совершайте зикр, чтобы и в намазе, и вне намаза ваше сердце не находилось в забвении, ведь поминание Аллаха отдаляет нас от шайтана
Также рекомендуют: сделать вдох носом, повернуть голову в другую сторону или наклониться.
Если все же у вас нет сил подавить желание зевнуть, то следует прикрыть рот. При сильной усталости лучше совершить полное омовение и отдохнуть.
Всевышний Аллах знает лучше
При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях!
Хадисы про чихание и зевоту
Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит чихание [когда люди чихают] и порицает зевание (зевоту). Если человек чихнул и поблагодарил Бога [словами «аль-хамду лил-ля»], обязанностью всякого мусульманина, услышавшего это, является сказать ему «будьте здоровы» [«ярхамукял-ла»].
Что же касается зевания (зевоты), то оно — от Дьявола. Следует препятствовать этому, насколько возможно [закрывая рот рукою или чем-либо иным][1]. Если человек скажет «а-а-а» [зевнув во весь рот], Дьявол будет смеяться над ним[2]»[3].
Важно отметить, что сам Дьявол зевоту не вызывает. Дело в том, что всякое порицаемое в Исламе относимо в священных текстах к дьявольскому из-за его участия в этом, а поощряемое — к ангельскому, также из-за участия и содействия. Человек зевает, когда много спит, много ест, ленится. Такое незнание меры порицаемо в Исламе, так как лишает человека активности, созидательного ритма и усердия, превращает его в инертного, думающего лишь о потреблении, удовлетворении потребностей и постоянно чем-то недовольного[4].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть скажет «аль-хамду ли-ля» [«я благодарен Богу»]. А другой [услышавший это][5] пусть скажет [ему в ответ]: «Ярхамукял-ла» [«будьте здоровы» или «да помилует вас Господь»]. И если он так скажет, то первый пусть ответит: «Яхдиикумул-ла ва юслих баалякум» [«да наставит вас Господь на верный путь и улучшит мысль вашу (ум, память; душу)»]»[6].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зевает, то пусть [начиная зевать] прикрывает рот рукой. Поистине, Дьявол входит с зевотой»[7].
Хадис, конечно же, не стоит понимать буквально, будто Сатана входит в человека через рот. Но важно уделить внимание данному пророческому наставлению и всегда, зевая, прикрывать рот рукой либо чем-либо иным.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас чихнул [вот-вот чихнет], то пусть обеими руками закроет лицо [свой рот]. И пусть постарается понизить голос [минимизировать шум]»[8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 747.
[2] Дьяволу нравится (смешно) видеть человека активно зевающим, так как в этом состоянии его лицо изменяется не в лучшую сторону. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 746.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 740–747, хадис № 6223 и пояснение к нему.
[4] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 746.
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741.
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1957, хадис № 6224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 741–747, хадис № 6224 и пояснение к нему.
[7] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 543, хадис № 5026, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1198, хадис № 57–(2995); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 38, хадис № 516, «сахих».
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 52, хадис № 755, «сахих».
Не зевай!
Этические правила, которые необходимо соблюдать при зевоте:
Зевота – признак лени и скуки. Поэтому Аллах не любит зевоту, а шайтан радуется ей. Зевота не соответствует благому нраву, а поэтому человеку следует соблюдать следующие этические нормы, как того требуют хадисы Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям).
Зевающий должен прикрывать рот рукой так, чтобы в рот не залетела мошкара, если есть возможность, лучше не раскрывать рот. Зевнув, следует сказать «Астагфирулла!».
В другом достоверном хадисе, переданном аль-Бухари, говорится: «Аллах любит чихающих и не любит зевающих, если кто-то из вас чихнёт, пусть все, кто услышит, скажут: «Ярхамукаллах!» (да смилуется над тобой Аллах!). Зевота – от шайтана, и когда кто-либо из вас желает зевнуть, пусть по возможности противится этому, ибо когда он начнёт зевать, над ним смеётся шайтан».
Этические правила, которые должны соблюдать при чихании:
2. После чихания следует восславить Аллаха, сказав «Аль-хамду лиллях!» («Хвала Аллаху»), а те, кто рядом, должны ответить молитвой «Ярхамукаллах!» («Да смилуется над тобой Аллах!»). Чихнувший должен в свою очередь ответить: «Яхдикумуллаху ва юслиху балякум!» («Да направит Аллах вас по правильному пути и улучшит ваше состояние!»).
3. При простуде после каждого чихания не следует говорить «Ярхамукаллах!». В достоверном хадисе, рассказанном имамом Муслимом, говорится: «Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) услышал, как кто-то чихает, и он сказал «Ярхамукаллах!», тот чихнул второй раз, тогда Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Ты простудился и заболел». В другом хадисе говорится, что Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) это сказал, когда тот чихнул в третий раз.
Если тот, кто чихнул, не сказал «Аль-хамду лиллях!», не следует ему отвечать «Ярхамукаллах!». Однако лучше напомнить чихнувшему, чтобы он сказал «Аль-хамду лиллях!», и когда он скажет так, ответить ему: «Ярхамукаллах!».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Адаб зевания
Молитва занимает особое место в жизни мусульман. Исламский этикет предписывает определенный стиль поведения во время совершения намаза. Нужно соблюдать адабы зевания. Ведь, если человек зевает, он расслаблен и легко может стать жертвой шайтана.
Зевание во время намаза расценивается как макрух (нежелательное действие). Оно не делает молитву недействительной, но от него лучше воздерживаться. В хадисах сказано:
«Если во время молитвы кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть подавляет зевоту, пока может, ибо, поистине, шайтан проникает внутрь через рот зевающего»
Муслим ибн аль-Хаджжадж
Что такое адабы зевания в мусульманстве
В хадисах приводят эпизод из жизни пророка Мухаммада, в котором посланнику Аллаха явился шайтан. Злой дух рассказал ему о том, как сбивает с истинного пути верующих.
Когда человек хочет встать для молитвы, шайтан внушает ему, что еще достаточно времени и можно заниматься другими делами. Если же мусульманин смог побороть искушение, злой дух пытается помешать ему уже во время совершения намаза.
Он говорит: «Но если и в этом человек одолеет меня, то я снова приду к нему и во время намаза стану дуть ему в нос, а он начнет зевать. Если во время зевания человек не закроет свой рот ладонью, то к нему в рот войдет маленький шайтан и усилит его привязанность и влечение к мирской жизни. После этого человек всегда будет покорен нам. Будет слушать наши слова и делать то, что мы ему говорим».
Поэтому Пророк сказал:
«Зевота – от шайтана. Если кто-либо из вас чувствует желание зевнуть, пусть сопротивляется этому насколько возможно: когда любой из вас произносит «Ха» (производит шум зевая), шайтан смеется над ним»
Как бороться с зевотой
Поскольку зевание, согласно мусульманским верованиям, от шайтана, с ним нужно бороться. В хадисах сказано:
«Аллах любит чихание и не любит зевоту. Если любой из вас чихает и восхваляет Аллаха, обязанность каждого мусульманина, который слышит его, сказать «Яркамукаллах» (да смилостивится над тобой Аллах)»
А вот зевоту Всевышний не любит, поэтому нужно сдерживать себя, насколько хватит сил.
Вот что об этом говорит Пророк:
«Всякий из вас, кто хочет зевать, по мере своих сил пусть пытается сдержаться»
Муслим ибн аль-Хаджжадж
Для этого попробуйте один из нескольких способов:
Можно также умыться. На некоторое время это поможет. Но если зевота вызвана усталостью, все эти способы принесут лишь временное облегчение. Поэтому лучше всего просто выспаться.
В ряде случаев зевота одолевает тех, кто привык плотно есть, мало двигаться и вообще является ленивым человеком. Чтобы впредь не возникали эти позывы, стоит избегать переедания и вести активный образ жизни. Это приветствует сам Всевышний.
Во время молитвы вас не должны одолевать никакие прочие мысли, кроме самого намаза. Если вы будете полностью сосредоточены на обряде, желание зевнуть не возникнет.
Как зевать, чтобы при этом не нарушить исламский этикет
Зевота для мусульман – символ лени и вялости. К тому же, во время беседы она является еще и признаком неуважения, а также отвлекает от разговора. Но если уж не получается ее побороть, то нужно следовать правилам, которые прописаны в хадисах.
Так, при зевке обязательно прикрывайте рот тыльной стороной ладони (лучше всего правой) и постарайтесь сделать это очень тихо. В это же время наклонитесь либо поверните голову в другую сторону.
Когда богослова Яхью аль-Хаджури спросили, нужно ли прикрывать рот ребенку, который зевает, он сказал:
«Наш Господь говорит: «Творите добро, быть может, вы преуспеете». И также Он говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности».
Поэтому прикрывайте ребенку рот, если он зевает.
Мусульманский этикет предписывает не только не зевать во время намаза, но и контролировать свой кашель и отрыжку. В хадисах говорится:
«Семь вещей в молитве от шайтана: кровотечение из носа, сонливость, посторонние мысли, зевота, почесывание, осматривание по сторонам и игра руками с чем-либо».
Естественно, вы не сможет полностью воздерживаться от зевания. Однако его можно свести к минимуму, если соблюдать прописанные в хадисах правила. Главное – не зевать во время совершения молитвы. Этого не любит Аллах, а шайтан обязательно воспользуется вашей рассеянностью.
Злой дух будет использовать любое отступление от священного Корана. Позволив себе хоть раз уступить искушению, вы будете все дальше отходить от учения Аллаха, и уже не сможете считаться истинно верующим.