Зима лето осень весна что это
Времена года
Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.
Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.
Содержание
Времена года в календаре
В средних широтах часто используется формальное, календарное деление года на четыре приблизительно равных периода. Например, в большинстве стран северного полушария приняты следующие даты начала и окончания времён года:
В России приняты следующие даты:
Астрономический механизм смены времён года
Основной причиной смены времён года является наклон земной оси по отношению к плоскости эклиптики. Без наклона оси продолжительность дня и ночи в любом месте Земли была бы одинакова, и днём солнце поднималось бы над горизонтом на одну и ту же высоту в течение всего года.
В наше время ось планеты образует с орбитальной плоскостью угол 66,56°.
Астрономически времена года разделены моментами осеннего равноденствия, зимнего солнцестояния, весеннего равноденствия и летнего солнцестояния.
В период между сентябрьским и мартовским равноденствиями (от 22 (23) сентября до 20 (21) марта) из-за наклона земной оси Северное полушарие обращено к Солнцу меньшую часть суток, поэтому северные широты получают меньше тепла и света, чем южные. Зимой дни становятся короче, а положение Солнца в полдень — ниже, чем в Южном полушарии, где в это время лето. Спустя полгода Земля переходит на противоположную точку своей орбиты. Наклон оси остаётся таким же, однако теперь Южное полушарие оказывается обращённым к Солнцу меньшую часть суток, там дни короче, Солнце в полдень — ниже, меньше и тепла и света. В Северном полушарии в это время лето.
Из-за эллиптической формы земной орбиты времена года имеют разную продолжительность (в сутках).
Полушария | Осень | Зима | Весна | Лето |
---|---|---|---|---|
Северное | 89,8 | 89 | 92,8 | 93,6 |
Южное | 92,8 | 93,6 | 89,8 | 89 |
Климатическая смена времён года
По количеству поступающей на землю от Солнца энергии равноденствия и солнцестояния должны быть серединой соответствующих сезонов. Но задержка в изменении температуры и масса (вызванная физическими свойствами воды и земли) задерживает климатические сезоны относительно астрономических. Температурная задержка изменяется в зависимости от климатической зоны и других особенностей конкретного места. Поэтому, например, в одних культурах осеннее равноденствие расценивается как середина осени, а в других — как начало осени.
Почему происходит смена времен года и суток
Каждый час, день за днем на планете Земля происходят необратимые изменения. Время идет вперед, лето сменяется осенью, затем приходит зима, весна и опять все по кругу. Взрослые люди считают это обыденностью, а детям, напротив, все это кажется волшебством.
День и ночь
Еще со школьной скамьи каждый из нас помнит, что планета Земля, конечно же, вращается вокруг своей оси. И этот круг занимает 24 часа, ровно столько, сколько длятся наши сутки. Это понять достаточно просто. Да и ребенку объяснить проще простого: «Сейчас солнышко светит на наш город, а к вечеру будет светить с другой стороны планеты, другому году». В летнее время световой день длиннее, чем ночь, а в зимнее — наоборот.
Происходит это из-за того, что ось земли имеет небольшой наклон. Но в году существуют два дня, когда день длится столько же минут, сколько и ночь. Такие дни называются «день весеннего и осеннего равноденствия» или попросту — день солнцестояния. Эти дни приходятся на 20-е числа марта и сентября. В это время оба полюса планеты Земля находятся одинаково далеко от планеты Солнце.
Почему происходит смена времен года
Помимо собственной оси, земля вращается и вокруг Солнца. На этот круг необходимо гораздо больше времени — один год. Важно знать, что вращается планета Земля не под прямым углом, а под наклоном. Ось всегда смотрит в одну сторону, она обращена к полярной звезде. Вследствие чего Южный и Северный полюс земли поочередно наклоняются к Солнцу.
Почему меняются времена года? В той части земли, где солнечные лучи попадают напрямую — лето, так как от прямых солнечных лучей поверхность земли очень хорошо прогревается и получает гораздо больше света, чем противоположная. С другой стороны планеты — зима, потому что солнечного тепла не хватает. В то время, когда оба полюса находятся на одинаковом расстоянии от солнца на земле наступает весна или осень.
Если в странах Азии, Африки, Океании и южной Америке — лето, то в Европе, Северной Америке будет зима. На некоторых материках зима и лето буквально соседствуют. Например, Африка на 2/3 находится в Северном полушарии. Океания и Азия также делятся на 2 полушария.
Перпендикулярно оси Земли, можно провести еще одну линию, прямо по центру. Ее называют экватор. Именно она делит земной шар на два полушария. Здесь и день, и ночь длятся одинаково, и различия между временами года почти незаметны. Все потому, что Солнце равномерно прогревает эту линию, независимо от положения Земли.
Итак, становится понятно, что планета Земля одновременно движется в двух плоскостях:
Давайте подытожим. Смена времен года происходит потому что Северный полюс обращен к Солнцу, а Южный находится в тени. Если на Северном полюсе — лето, то на Южном — Зима.
Отличия времен года
Нам известны четыре времени года — лето, зима, осень, весна. Чем же они отличаются?
Столь обыденное и, на первый взгляд, простое явление, сочетает в себе такие сложные науки, как астрономия и физика. Но обо всех изменениях в природе можно наглядно и просто показать ребенку. Стоит взять мяч или шар, проткнуть его спицей, поднести к настольной лампе и потихоньку вращать. Свет от лампы будет медленно перемещаться вокруг мяча. Таким образом, станет понятно как происходит смена времен года на планете Земля.
Видео
Это видео можно посмотреть с детишками, чтобы объяснить им, почему меняются времена года.
Какие изменения происходят в природе при смене времен года на Земле?
Время года является частью годового цикла, и подразделяется на три календарных месяца, хотя в некоторых стран могут быть свои деления календаря.
В большинстве регионов мира существует четыре удивительных времени года: Весна, Лето, Осень и Зима. Каждый из этих сезонов является неповторим и характеризуется различными изменениями в природе и окружающей среде.
Почему происходит смена времен года?
Прошла долгая холодная зима, и мы очень весело провели время в снегу. Однако большинство людей с нетерпением ждут возможности снять шапки и перчатки, и надеть шорты и майки, когда погода станет теплой. Но как понять, что теплая погода действительно скоро наступит? Есть ли шанс, что весь год будет холодным и снежным?
К счастью, ответ на этот вопрос «нет». Мы все знаем, что после того, как зима закончится, придет весна, с теплой погодой и обилием зеленых растений. Затем летом люди будут наслаждаться жарой, а осень принесет прохладу. Морозы вернутся, когда осень сменится зимой, и цикл будет повторяться снова и снова.
Вы уже знаете, что в течение года мы можем наблюдать разную погоду и природные явления, но вы когда-нибудь задумывались, почему меняются сезоны?
Ответы можно найти в том, как Земля движется по отношению к Солнцу. Ось Земли представляет собой воображаемую линию, проходящую между Северным и Южным полюсами. Каждый день Земля делает одно полное вращение вокруг своей оси. Это вращение занимает 24 часа, что мы называем сутками.
В то время как Земля занята ежедневным вращением, она также движется вдоль гигантского эллиптического пути вокруг Солнца. Этот путь называется орбитой Земли. Одно полное путешествие Земли вокруг Солнца занимает 365 дней, что равно одному году.
Когда Земля вращается вокруг Солнца, она наклоняется на своей оси. Наклон означает, что в определенный период, одно полушарие слегка направлено к Солнцу или, наоборот, отдалено от него.
Поскольку Земля движется вокруг Солнца в течение года, а наклон оси указывает, что ваше полушарие ближе к Солнце или дальше от него, вы испытываете смену времен года.
Вы когда-нибудь замечали, что в летнее время темнеет позже, чем зимой. Количество дневного света, получаемого вашим полушарием, также зависит от наклоненной земной оси.
Когда Северный полюс склоняется к Солнцу, Северное полушарие получает больше солнечного света и поэтому дни длиннее. Этот период продолжительных дней, теплой погоды и большого количества солнечного света называют летом. Но только потому, что вы наслаждаетесь приятным жарким летом, не значит, что все на планете тоже это делают.
Районы вблизи экватора, как правило, имеют теплую погоду круглый год. Это связано с тем, что наклон Земли влияет на них незначительно. Независимо от того, направляется ли Земля к Солнцу или от него, экваториальные районы продолжают получать более стабильное количество света и тепла, чем места с широтами ближе к полюсам.
Изменения в природе весной
Весна – это время пробуждение природы. Она приходит после зимы и предшествует лету. Зимний холод отступает, а на смену ему приходит весеннее тепло. Растаявший снег стекает в реки и озера.
Это время года является настоящим праздником для растений, так называемым возрождением. После холодной, суровой зимы, солнце снова пробуждает их к новой жизни.
Цветы на деревьях являются доказательством зарождения нового урожая, который можно получить летом и осенью.
Животные могут с радостью отказаться от вынужденной зимней спячки и голодовки. Зеленая трава и молодые, мягкие листья кустарников привлекают огромное количество изголодавшихся животных.
Это совершенно подходящее время для молодого поколения. Теплой весной у многих представителей фауны появляются маленькие детеныши.
В середине весны домой возвращаются стаи перелетных птиц, которые зимой были вынуждены мигрировать в теплые края.
Изменения в природе летом
Летом природа красива и плодотворна. Летнее солнышко создает хорошие условия для жизни животных, растений и микробов. Дождь позволяет растениям и животным пить воду, что очень важно для их выживания.
В этом сезоне можно наблюдать такие природные явления, как гроза, радуга, роса и др.
У большинства зверей летом появляется потомство. Лето – это отличное время для животных хорошо питаться и подготовиться к осени.
Лето является сезоном интенсивного размножения птиц. В летнее время они сражаются за территорию, гнездятся, собирают еду, пытаются избегать разных хищников и защищают будущее поколение. К концу лета у птиц вырастают новые перья, которые смогут защитить их холодной зимой. Птицы обычно едят нектар, растения, фрукты, падаль, семена, мелких животных, и даже других мелких птиц. Все это легко можно найти в течение летнего сезона.
Изменения в природе осенью
Осенняя природа отличается особой красотой. Это время года является переходным между летом и зимой. В начале сезона еще можно наблюдать теплую летнюю погоду. Затем листья на деревьях приобретают яркие краски и опадают на землю. Позже начинаются холодные дни, так присущие зиме.
Осенью можно увидеть разные природные явления: сильные дожди и бури, снижение температуры и даже первый снег указывают на упрямый характер этого времени года.
У многих растений осенью заканчивается жизнь или они переходят в другую стадию. Деревья и кустарники без листьев теряют свою защиту.
Осень – это важное время года для животных, ведь многим из них необходимо запастись едой, чтобы не голодать зимой. Другие животные накапливают слой жира в теле, который будет их защищать в морозную погоду.
Мелкие животные, чтобы избежать хищников, меняют цвет меха, и зимой сливаются с белым снегом.
Даже такие огромные животные, как медведь, вынуждены искать себе хорошее укрытие для зимней спячки, где появятся и будут расти их маленькие детеныши до весны.
Одни птицы улетают в другие страны, где есть еда и теплый климат, а другие остаются зимовать в родном краю.
Изменения в природе зимой
Зима – это самое загадочное и холодное время года. Начало этого сезона можно заметить по короткому солнечному дню, отсутствию многих животных, инею на траве и лавочках, а также замерзшей воде в лужах.
Холодные дожди, дикие ветры, метели и холод не позволят этот сезон спутать с любым другим.
Одним из долгожданных событий зимы является выпадение снега. Как и камни на берегу моря, снежинки никогда не повторяются. Загадочная форма снежинок радует детей и взрослых, и часто описывается поэтами. Замерзшие сосульки завораживают, и даже во время оттаивания падающие на землю капельки имеют свое очарование.
Большинство растений зимой не погибают, а накапливают силы и энергию, чтобы расти и покрываться молодыми листьями весной.
Некоторые животные не выдерживают низких температур и отправляются в теплые страны или впадают в спячку. Главная проблема для животных в это время – отсутствия еды в достаточном количестве. Многие животные в это время страдают, поскольку им нужно искать укрытие, чтобы не замерзнуть и они вынуждены голодать.
Птицы, как и другие животные, также сталкиваются со множеством проблем – они мерзнут и им не хватает пищи. Однако те птицы, которые мигрировали в теплые страны имеют более хорошие условия для жизни.
Последний месяц зимы ознаменовывает приход следующего сезона, Весны. Дни становятся длиннее, солнечные лучи греют сильнее, а природа готовится к весеннему пробуждению.
Фильм Весна, лето, осень, зима и снова весна
Философский фильм южнокорейского режиссёра Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима и снова весна» отражает цикличность в жизни людей, и цикличность в совершении ошибок. В природе всё рождается (весна), растёт (лето), увядает (осень), потом умирает (зима), потом всё повторяется. Также происходит и с людьми.
Фильм повествует о двух буддийских монахах, учителе и его ученике. Они жили в пагоде, плавучем доме, на горном озере вдали от людей. Вокруг были горы, водопады, прекрасные пейзажи. Обстановка способствовала духовному развитию.
Начинается фильм весной. С ней ассоциировано детство ученика. Старший монах обучал мальчика врачеванию, посвящал в буддизм. Однажды мальчик проявил детскую жестокость: привязал камень к рыбке, к лягушке и к змее, и отпустил их. Эта забава его очень развеселила. Учитель это всё видел, и решил проучить мальчика, привязав камень к его спине, когда тот спал. Проснувшись, мальчик стал просить снять с него тяжёлый камень, но учитель сказал: «Иди и освободи всех животных от тяжкого бремени. Тогда я сниму с тебя камень. Но учти, если кто-то из них умрет, ты будешь носить камень на сердце до конца своих дней!» Мальчик нашёл этих животных и выяснил, что рыбка умерла, лягушка осталась живая, змея умерла. Увидев это, мальчик заплакал. Эта ошибка стала предтечей его дальнейших более серьёзных ошибок в жизни.
Наступило символическое лето. Мальчик вырос и стал юношей. К пагоде прибыла женщина с больной дочерью и оставила её для излечения. В процессе лечения девушки юноша общался с ней, у него возникло к ней влечение. Однажды под влиянием похоти он вступил с ней в интимную связь, и это повторилось несколько раз. В один из таких случаев их обнаружил учитель. Ученик стал оправдываться, говоря, что поступил дурно. Учитель ответил: «Это произошло само по себе. Такова природа». Сразу выяснилось, что девушка уже выздоровела, учитель стал отправлять её домой. Ученик стал возражать, что ей нельзя уезжать, на что в ответ услышал: «Похоть вызывает желание обладать, а это желание пробуждает намерение убивать». Учитель увёз девушку на берег и отправил домой. Его ученик не смог пережить расставание с возлюбленной и покинул своего учителя, прихватив с собой статуэтку Будды.
Ученик попытался совершить нечто похожее на самоубийство перед статуей Будды, заклеив глаза, нос и рот бумагой, на которой написал: «закрыть». Учитель, обнаружив это, побил его палкой, приговаривая: «Безмозглый юнец!», и привязал, подвесив на верёвке. Чтобы вернуть душевный покой своему блудному ученику, старик сказал: «Хотя ты легко убиваешь других, тебе самому не удастся уйти далеко». Затем он велел ему вырезать ножом, которым тот совершил убийство, на деревянном полу плота иероглифы текста священного писания – «Сутру сердца». «Вырежи эти иероглифы. И вырезая каждый из них, изгоняй гнев из своего сердца». «Сутра Праджняпарамита» – «Сутра сердца совершенной мудрости» или просто «Сутра сердца» – это изложение буддийских идей совершенной мудрости; один из самых известных первоисточников буддизма Махаямы.
В это время как раз за сбежавшим убийцей прибыли два полицейских. Они назвали старого монаха Святейшим. Он попросил их: «Это Сутра Праджняпарамита. Она возвращает душе мир. Позвольте ему закончить». Они позволили убийце доделать задание учителя. Сам учитель кошачьим хвостом в качестве кисточки рисовал иероглифы чёрной краской на полу. А убийца-ученик вырезал Сутру вначале с гневом и злостью, а затем с успокоением и усталостью. Он трудился день и ночь до утра. Ему даже полицейский помог – свечу ночью держал. Как только ученик закончил, он отключился и заснул. На следующий день полицейские помогли Святейшему раскрасить разноцветными красками вырезанные иероглифы. После этого они повезли на лодке преступника, но не стали ему надевать наручники.
В этот момент выяснилось, что Святейший обладал сверхъестественными способностями, которые он получил в результате своего духовного совершенствования. Он своей волей остановил лодку, когда полицейские увозили его ученика. Как только его ученик оглянулся, он попрощался с ним, и лодка сразу поплыла. Затем учитель усилием мысли закрыл ворота у пристани, а лодку заставил саму приплыть к нему (по сюжету можно предположить, что он делал это и раньше, когда наблюдал за учеником). После этого он заклеил глаза, уши и рот с носом бумагой, на которой написал: «закрыть». После этого он совершил самосожжение. При этом от лодки отплыла змея.
Возможно качественно другое объяснение. Учитель мог знать момент, когда он умрёт, и он сделал так, чтобы его тело сразу сгорело. Тогда самоубийства не было. Его тело сгорело после смерти.
Наступила зима. Много лет спустя зимой ученик после мирского наказания возвращается к озеру. Там он прощается с останками своего учителя и располагается в пагоде. Изо льда он создаёт статую Будды и в неё вкладывает особые камни, оставшиеся после сгорания его учителя. По книгам он начинает осваивать боевое искусство, тренирует и закаляет своё тело и дух. А в доме в это время живёт змея.
Вскоре в пагоду пришла женщина с закрытым лицом, принесла ребёнка, оставила его, а когда уходила, упала в прорубь и утонула. Началось таяние льда, ледяная статуя Будды растаяла, и камни – останки учителя унесло водой в озеро. Ученик вытащил из проруби труп утонувшей женщины. Затем мучимый совестью, с камнем на сердце после детских жестоких поступков и убийства в зрелом возрасте бывший ученик привязал к себе тяжёлый камень, взял статую Будды и потащил их, преодолевая препятствия, на вершину горы. Там он поставил статую и помолился в медитации.
Наступила символическая весна. Бывший ученик стал учителем, а оставленный у него ребёнок стал его учеником. Спустя несколько лет мальчик совершил ошибки такие же что и его учитель в детстве. Балуясь, мальчик проявил жестокость, и засунул камушки в рот рыбке, лягушке и змее. При этом он радовался своим жестоким забавам, также как много лет назад вёл себя его учитель. За всем этим с вершины горы у озера наблюдала молчаливая статуя Будды. На этом закончился фильм.
Прокомментируем некоторые интересные моменты фильма.
С точки зрения буддизма, ученик, вернувшись к учителю, возможно, пытался сделать практику пховы, также как и его учитель при самосожжении. Это практика направленного безвозвратного переноса сознания из тела. Овладение практикой пхова даёт возможность переродиться в одном из высших миров и выйти за пределы сансары. При этом некоторые естественные отверстия тела блокируются (бумажки с мантрами в фильме), поскольку считается, что сознание попадет в низшие миры в неблагом перерождении, если покинет тело через них, а не макушку. Это практика переноса сознания в момент смерти в Чистую землю будды Амитабхи.
Ученик, осуществляя практику пховы, не закрыл уши. Это может трактоваться так, как если бы он захотел после смерти родиться в мире полубогов, которые в буддизме противопоставляются богам. Полубоги, завидуя богам, проявляют гнев и гордыню. Возможно, именно за это учитель поколотил ученика. Сам же учитель, осуществляя эту практику, уши закрыл. И его сознание в момент смерти через макушку могло перенестись в Чистую землю будды Амитабхи, или в один из других высших миров.
Изо льда ученик вытащил шарира – это стеклообразные частички, остающиеся после сожжения тел будд, архатов, просветленных, святых, которые в дальнейшем используются для поклонения в буддизме. Образование шарира можно объяснить естественным образом. Возможно, что шарира – это камни мочевого пузыря или камни в почках, которые остаются после кремации. При определенных температурных условиях человеческие кости кристаллизуются. Шарира могут быть результатом этого процесса. В химическом анализе шарира содержат вещества из кости и камня, но обнаружены также волосяные, мясные и кровяные шарира. Некоторые шарира могут быть образованы из небольших костей, которые остались относительно сохранными при кремации. Вероятно, что после кремации шарира присутствуют в любом из человеческих останков, так как различий между строением тела высокоразвитых буддийских мастеров по сравнению с мирянином нет. Только буддисты на них обращают особое внимание и используют в качестве реликвий.
Фильм очень многослоен. В нём много символов. Некоторые из них могли быть недоработаны. Поскольку это кинематографическое произведение, то оно может реализовывать задумки автора, при этом может не точно отражать религиозное или философское учение.
В фильме есть символические двери. Такая дверь разделяет спальню от молельни в пагоде. Ворота у озера символически разделяют монашеский мир от внешнего мира. Весной в домике на плоту обитала собака, летом – петух, осенью – белый кот, зимой – змея, новой весной – черепаха. Судьба собаки не показана – она лишь мельком появляется весной в детстве мальчика. Летом юноша, покидая учителя, увозит с собой петуха и отпускает на свободу. Осенью полицейские увозят ученика вместе с котом, которого потом отпускают. Зимой в пагоде обитает змея. Новой весной новый ученик в пагоде забавляется с черепахой. Эти животные могут что-то символизировать.
В фильме много мыслей и идей. Но через фильм проходит основная мысль, что на следующем цикле развития в природе и у людей всё повторяется. Новое поколение людей совершает такие же ошибки, что и предыдущее поколение. Ошибки у молодёжи могут быть даже хуже, чем у их предков. Говорят, что история учит тому, что ничему не учит. Люди постоянно встают на одни и те же грабли. И остаётся открытым вопрос: когда же люди поумнеют и начнут учиться на ошибках своих предков?