Зимним холодом пахнуло что означает
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 190 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 190 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2 и 3.
Учебник 1 часть — Страница 190.
Первый снег
Сравни стихи разных поэтов о первом снеге.
И. Бунин
***
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло…
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Какое настроение создаёт стихотворение? Найди слова, которые подтверждают твоё мнение.
В начале стихотворения настроение радостное и восторженное:
«Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
пред закатом небеса».
В конце стихотворения настроение немного грустное:
«Мы простились с запоздалой
вереницею гусей».
Объясни значение слов «снегом понесло», «вереницею гусей».
Снегом понесло – снегопад.
Вереницею гусей – стаей гусей, которые летят друг за другом.
Эти выражения используются для большей выразительности.
Нарисуй словесную картину к стихотворению.
Наступила зима. Всё кругом покрылось снегом. Злится буря. Вот-вот начнётся снегопад. Гуси, не улетевшие вовремя в тёплые края, спешат на юг.
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 2 класс
Урок № 34 И. Бунин «Зимним холодом пахнуло». К. Бальмонт «Светло-пушистая снежинка белая»
Яркий пурпур — ярко-красный цвет.
Литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
4. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Тема объясняется в диалоге героев: мама, Аня, Сергей.
Мамы: Как же красиво каждое время года. Природа каждый раз обновляется и дарит нам удовольствие наблюдать неповторимые изменения. Весной появляется листва, летом — цветы и ягоды. Осенью все вокруг меняет цвета, а зима дарит снежное волшебство.
Аня: Мама, ты так красиво описала природу.
Мама: Не так красиво, как могут это сделать поэты, художники и композиторы, например, композитор Георгий Свиридов.
Аня: Мама, а какие стихи о начале зимы тебе нравятся?
Мама: Предлагаю прочитать два стихотворения. Ивана Бунина и Константина Бальмонта.
Мама: Прежде чем начнем читать, напомните мне, чем стихотворения отличаются от рассказов?
Сергей: Стихотворение можно пропеть.
Мама: Верно, стихотворение мелодично, в нем есть ритм.
Аня: Еще в стихотворении есть рифмы. И поэты стараются больше передать свои впечатления и чувства.
Мама: Правильно. Давайте постараемся понять, какие чувства передают поэты в стихотворениях.
Конспект урока литературного чтения на тему «И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока по литературному чтению
Учебник «Литературное чтение» 2 класс Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Тема: Первый снег. Стихотворение И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…».
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: ознакомление учащихся с творчеством И.А.Бунина, его стихотворением «Зимним холодом пахнуло …»
восприятие на слух поэтического текста;
сравнение произведений разных поэтов на одну тему;
чтение в соответствии с настроением;
подготовка к заучиванию наизусть
Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, умение сотрудничать с учителем
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Личностные УУД: эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции
I этап. Организационный момент
Я рада видеть каждого из вас
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
КИ-КИ-КИ – Поиграем мы в снежки!
— О каком времени года говорится в речевой разминке? (В речевой разминке говорится о зиме.)
— Чем вам нравится это время года? ( Зимой бывают зимние каникулы, падает снег, мы катаемся на санках и коньках.)
— Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
Отгадывают в парах зимние загадки.
-Взмахнула Зимушка-зима своим рукавом, и посыпались первые снежинки к нам в класс, но они необычные, с сюрпризом. Вы узнаете, что это за сюрприз, немного позже.
-Сегодня мы начинаем знакомство с новой темой. А как она звучит, вы узнаете, когда расставите части слов в правильном порядке.
Работа в группах. (Обучающиеся помогают правильно расставить части слов и прочитывают тему «Первый снег».)
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять Ваши задания.)
Вы сказали, чем вам нравится это время года. А ещё, зимой можно наблюдать самые различные чудеса. И сегодня мы будем говорить об одном замечательном чуде, которое можно увидеть каждый год с приходом зимы, но только один раз. Догадайтесь, о чём идёт речь? Правильно, говорить мы будем о первом снеге. А приблизиться к таинству первого снега нам поможет замечательный русский поэт И.Бунин.
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
— Мы сегодня познакомимся с биографическими сведениями известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.
— Родился Иван Алексеевич Бунин в старинной дворянской семье в г.Воронеже. Старший брат- Юлий Алексеевич – оказал большое влияние на формирование писателя. Он был как бы домашним учителем: занимался языками, вёл разговоры о литературе. Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет. Провел много лет жизни в путешествиях. Умер в Париже, во Франции.В этом году в октябре месяце И. А. Бунину исполнилось бы147 лет со дня рождения.
-В какой семье он родился? (Родился Иван Алексеевич Бунин в старинной дворянской семье.)
-В каком возрасте написал первое стихотворение? (Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет.)
Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную природу, которая очень часто давала будущему литератору поводы для размышлений. С детства Бунин любил гулять по окрестным лесам, и его природная наблюдательность впоследствии сослужила ему хорошую службу. Спустя определенное время детские воспоминания стали прекрасным материалом для написания очень красивых и волнующих стихов.
Я вам подготовила выставку книг с произведениями Ивана Алексеевича.
Знакомство со стuxотворенuемИ. А. Бунина.
Аудиозапись стихотворения. Дети слушают с закрытыми глазами и представляют картину природы.
-Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли вам стихотворение и чем?
-Что вам представилось, какие картины нарисовало ваше воображение?
-О чём это стихотворение? (о первом снеге)
-К какому жанру вы отнесёте это произведение? (поэзия)
— К какому жанру вы отнесете это произведение? (Это жанр – поэзия.)
— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Удивления, тревоги, радости, грусти.)
— Как бы выего назвали? (Первый снег. Начало зимы. Зима.)
I V этап. Первичное закрепление.
— Откройте учебник на странице 190, прочитайте стихотворение шёпотом.
— Ребята, какие слова в этом стихотворении были непонятны? (Пурпур, вереница, пахнуло.)
— Где мы находим лексическое значение выделенных слов? (В нашем словаре, в конце учебника.)
Пурпур — темно или ярко-красный цвет.
Вереница — ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим.
Пахнуло – повеять, начать дуть. (Пахнуло холодом- повеяло холодом)
(Толковый словарь С. И. Ожегова)
-Каким словом можно заменить слово «пред»? ( перед)
-Сегодня мы будем учиться выразительно читать это произведение.
— Первое четверостишье прочитай… )
-Какую картину вы представили, услышав это четверостишье?
(Голые тёмные поля и леса, красивое вечернее небо.)
-Как вы понимаете выражение: «зимним холодом пахнуло»? Холод разве пахнет? (здесь имеется ввиду наступление холода, холод пахнет свежестью.После долгой осени наступают первые морозы, воздух становится чистым, свежим, легче дышится. Тогда говорим, что пахнет свежестью, прозрачностью)
-Каким вы представляете небо перед закатом солнца? Как поэт описывает закат солнца? Найдите и прочитайте.
-Всё это указывает на предстоящее похолодание. Зима еще не вступила в свои права, однако по некоторым признакам автор безошибочно угадывает ее приближение.
-Второе четверостишье прочитай…
-Какую картину вы представили, услышав это четверостишье?
(Утро, село, деревянные избы, поля и сад покрыты первым пушистым снегом.)
-Что происходило ночью?
-Предположения поэта о скором приходе зимы оправдываются, так как уже ночью начинается снежная буря. Однако она не пугает юного Бунина, который с нетерпением ждет подобных перемен и мечтает о том, чтобы весь мир преобразился.
-Как изменилось состояние природы с рассветом? (понесло- пошёл снег)
-В этой простой фразе автор сумел уместить не только свои ожидания, но и показал, что деревья и поля также готовы к приходу зимы.
-Как назван сад у Бунина? Почему?
Третье четверостишье прочитай…
-Опишите представленную вами картину, после услышанного?
(Широкое белое поле, в небе летит одинокая вереница гусей.)
-О какой белой скатерти говорит автор? (снежный покров- метафора)
-Как вы понимаете выражение «запоздалая вереница гусей»?
-Пройдет несколько часов, и «белая скатерть» снега накроет оголенные поля, привнеся в природу ощущение света и праздника. Лишь запоздалая вереница гусей, с которой автор прощается в первый день зимы, указывает на то, что еще вчера мир был совсем другим. Однако поэта это нисколько не пугает, ведь преображение природы в этот период года так естественно и гармонично, что вызывает в душе лишь легкое чувство горечи из-за того, что время бежит так неумолимо и с каждым годом лишь убыстряет свой ход.
-Это стихотворение относится к пейзажной лирике, поэтому такого вида стихотворения называют лирическими стихотворениями.
-Как вы думаете, лирический герой рад приходу зимы? (рад, он простился с последними птицами. Он не горюет, что настала зима, т.к. после осени приходит зима, после зимы весна и т.д. Всё идёт своим чередом, и каждый сезон приносит свои радости. Зима здесь как новый этап жизни.)
— Бунин с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых.
-Так о каком явлении писал Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении? (О первом снеге.)
-Прочитайте еще раз самостоятельно.
V этап. Минутка для снятия статического напряжения.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь,
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь.
(Дети выполняют движения за учителем.)
VI . Творческое задание. Работа в группах.
— Не только поэты и писатели писали стихотворения и рассказы о природе зимой, но и композиторы писали музыкальные произведения, н-р у Петра Ильича Чайковского есть фортепьянный цикл «Времена года». Да и художники любят это время года. На картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» можно увидеть восторг и удивление от этого чуда на лицах детей.
— Почему первый снег всегда вызывает восторг?( Земля преображается после долгого ноября, когда часто идут дожди и всё вокруг в чёрных и серых тонах, и вдруг стало светло, чисто, празднично ).
Послушайте, как говорил о первом снеге К.Паустовский:«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту».
-Почему Паустовский сравнивает землю с невестой?
— Для работы вам отводятся две – три минуты. Приступайте к работе.
-Прочитайте, что у вас получилось. (4 человека)
-Почему стихотворения у нас получились разные? (поэты думают по-разному, видят красоту по-своему, поэтому и стихотворения разные)
— Ребята, а сейчас на ваших глазах родится сборник стихов о зиме составленных вами, учениками 2 «а» класса.
VI . Подведение итогов урока. Рефлексия.
-С каким произведением познакомились? Кто его написал?
-На сегодняшнем уроке я узнал (познакомился)…
-Чему хотел научить вас Бунин этим стихотворением? (любить природу, радоваться каждому дню, замечать красоту природы России во все времена года, быть наблюдательным ит.д.)
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
— После урока мне захотелось…
— Сегодня я научился…
— Как вы оцениваете сегодняшний урок, покажите оценку. Закрасьте вашу снежинку в зависимости от вашего настроения.
— Выразительно читать стихотворение, по желанию, его можно выучить наизусть.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИХОДА ЗИМЫ В СТИХОТВОРЕНИИ И. А. БУНИНА «ПЕРВЫЙ СНЕГ»
Выбранное мной стихотворение «Первый снег» относится к раннему периоду творчества поэта и изучается учащимися в 3 классе по программе «Планета Знаний», автор Э.Э.Кац.
Темой стихотворения является наступление зимы, а основной мыслью показать красоту и необычность прихода зимы.
Я считаю, автор хотел передать свои ощущения читателю, показать, что смена времен года – это естественный процесс, и надо любить в природе все, надо научиться видеть прекрасное в ней, уметь радоваться тому, что она приносит с собой!
Данное стихотворение актуально и непременно должно присутствовать в школьной программе начальной школы. Юные читатели узнают мир со всех сторон и во всех проявлениях, и природа – незаменимый помощник в этом!
Автор представил нашему вниманию пейзажную зарисовку, рассказывающую о наступлении зимы. Читая, мы понимаем, что зима еще не вступила в свои права, но ее проявления уже видны и природа постепенно меняется:
Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса…[1]
Данная строфа рисует картину приближающейся зимы, ее наступление можно не только увидеть, как пишет Иван Бунин «Ярким пурпуром зажглися / Пред закатом небеса…» [1], но и ощутить благодаря запахам «Зимним холодом пахнуло / На поля и на леса…» [1]. Думаю, те, кто наблюдает за природой, знают и понимают, что и запах может сообщать о наступлении нового времени года. Он не такой, как предыдущие, в нем есть что-то новое, таинственное. Он несет изменения…
Во второй строфе меняется эмоциональная окраска. Если в первой строфе все было довольно спокойно, и движения были плавными, то в данной строфе уже ощущается тревога:
Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На поля, на сад пустынныйПервым снегом понесло…[1]
Тревога выражается в столь стремительном развитии сюжета. Автор подчеркивает это словом «бушевала», что в словаре Ожегова означает «проявляться с необычайной силой» [5].
В третьей строфе автор описывает полную власть зимы над всем живым, показывая, как быстро она вступила в свои права. И поля, не заснеженные вчера, сегодня покрылись снегом. Важно отметить, лирического героя не пугают изменения в природе, а наоборот, он с нетерпением ждет преображений и искренне радуется им.
И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалойВереницею гусей [1].
Лирический герой тесно связан с природой, это выражается в местоимение «мы» в строке «Мы простились с запоздалой…»[1]. Он ощущает себя частью природного мира и принимает все изменения благосклонно, не упрекая природу в быстром приходе зимы. «Мы простились с запоздалой вереницею гусей» [1], только «запоздалая» вереница гусей, с которой прощается лирический герой, дает нам понять быстро меняющийся мир, который вчера еще был совсем иной, не готовый к переменам и не подвластный зиме.
Эстетически безупречно выстроен бунинский текст, состоящий из трех четверостиший, в которых четырехстопный хорей необыкновенно точно и органично передает переломный момент от осенней грусти к зимнему спокойствию [4]. Рифма стихотворения женская, что позволяет читать стихотворение легко и без запинок.
Особое место при анализе стихотворения занимают изобразительно-выразительные средства. Они необходимы для наиболее точного отображения мыслей, чувств и эмоций автора, для понимания содержания произведения.
В данном стихотворении ключевым является словосочетание «первый снег», именно поэтому автор, рисуя картину наступающей зимы, уделяет особое внимание первому снегу, описывая его воздействие на окружающий мир.
Присутствуют эпитеты такие, как: «зимний холод», «яркий пурпур», «сад пустынный», «запоздалая вереница» [1]. Они не только украшают стих, но и усиливают свойства или явления слов, привязанных к ним. Так, например, «зимний» придает слову «холод» более сильную окраску, создавая впечатление настоящего крепкого мороза; или «пустынный», описывающийся в словаре Ожегова, как «тихий, малолюдный» [5], характеризует сад, как место спокойное. В стихотворении есть и метафоры. Так, благодаря метафоре «белой скатертью» создается картина белоснежно-чистых просторов, растянувшихся на большие расстояния, а прочитав отрывок «зажглися пред закатом небеса», читатель легко догадается, что данная метафора раскрывает всю красоту вечернего захода солнца, передавая при помощи слов всю насыщенность красок. Олицетворения: «холодом пахнуло». Градация вместе с просторечным глаголом «понесло» в отрывке «А с рассветом на село, на поля, на сад пустынный первым снегом понесло…» используются поэтом для изображения надвигающихся изменений в природе, постепенно увеличивая территорию наступления «первого снега».
Читая стихотворение «Первый снег», мы можем окунуться в мир природы, созданный И.А.Буниным, в его видение окружающего мира. Несмотря на то, что в стихотворении описывается смена времени года, оно несет в себе некую добрую нотку. Известно, что поэт видел все самое лучшее в окружающем мире, старался в мелочах заметить важные детали, я считаю, Бунин показал читателю свою отношение к смене времен года, мы нигде не увидим недовольное слово или хмурую картину, а наоборот, Иван Алексеевич с благодарностью воспринимает приход зимы, которая в его глазах имеет особое очарование. Она ассоциируется у поэта с вечным праздником, светом и чистотой, которые оставляют привкус ностальгии и ассоциируются с беззаботным детством, когда автор был по-настоящему счастлив, свободен от обязательств и избавлен от необходимости жить по законам взрослых [2].
Список литературы
Кац Э.Э. Литературное чтение: 3-й класс. Ч. 2 учебник / Э.Э. Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 126.
«Первый снег» И.Бунин // Pishi-stihi.ru [Электронный ресурс]. URL: http://pishi-stihi.ru/pervyj-sneg-bunin.html (дата обращения 05.01.2017).
Бунин Иван Алексеевич // kostyor.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.kostyor.ru/biography/?n=51 (дата обращения 05.01.2017).
«Первый снег» // Goldlit.ru [Электронный ресурс]. URL: http://goldlit.ru/bunin/471-pervii-sneg-analiz (дата обращения 05.01.2017).
Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка // Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 05.01.2017).
Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На поля, на сад пустынныйПервым снегом понесло…
И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалойВереницею гусей [1].
Первый снег И. Бунин стр. 190
1. Какое настроение создаёт стихотворение? Найди слова, которые подтверждают твоё мнение.
Автор стихотворения передаёт настроение бушующей погоды.
Нельзя назвать это стихотворение весёлым или же грустным.
В произведении ключевую роль играют чувства к меняющейся погоде.
Сначала наступает закат, тогда-то и начинает чувствоваться холод.
Автор описывает вечернее закатное время очень красиво.
При этом используя слова «пурпурный, яркий».
После захода солнца начинается буря.
Всю ночь бушующая погода не стихает.
И только наутро всё утихло и запорошило снегом.
Автор сравнивает первый снег и белой скатертью на полях.
Смотреть и слушать онлайн стихотворение «Первый снег» И. А. Бунина
2. Объясни значение слов «снегом понесло», «вереницею гусей».
Первое словосочетание отражает метель или снежную бурю.
Значит помимо падающего снега, на улице сильный ветер.
Так как если снег несёт, то это уже не обычный тихий снегопад.
А вторая фраза означает стаю гусей.
Обычно они собираются все и перелетают в тёплые края на зиму.
Но видимо в произведении некоторые гуси запоздали.
И поэтому быстро собираются и летят от холодов.
Вереница означает то, что каждый последующий идёт за предыдущим, цепочкой.
3. Нарисуй словесную картину к стихотворению.
Словесная картинка к стихотворению Ивана Бунина «Первый снег»
Быстро наступили холода.
Приближение холода сегодня чувствуется как-то особенно сильно.
Вот и прошли тёплые деньки.
Если посмотреть на небо, удивляешься, какие невероятные краски использует природа.
От этого яркого пурпурного заката невозможно оторваться.
Кажется, что это просто талантливый художник написал картину.
Сколько оттенков и красок.
Но вот медленно наступает ночь, поднимается ветер.
Да и не просто ветер, а настоящая вьюга.
Метель не утихала всю ночь.
А под утро успокоилась.
Стало тихо и умиротворённо.
Всю землю будто укрыли белоснежной простынёю.
Зазевавшиеся гуси спешат скорей улететь в тепло.