Зимняя резина мягче чем летняя
Особенности шин зимнего и летнего применения
Правильный подбор покрышек основывается отнюдь не только на их размерности. При этом нужно учитывать много чего еще: тип автомобиля, нагрузки и скоростной режим, качество дорожных покрытий, по которым машине чаще приходится ездить, и, конечно же, сезонность. В статье мы рассмотрим все особенности автомобильных шин зимнего и летнего применения: чем они отличаются и как маркируются, сколько служат и как хранятся.
Все о конструкции и сезонности покрышек
В первую очередь разберемся, можно ли использовать летние шины зимой. Для этого еще раз подробно рассмотрим все внешние отличительные признаки и маркировку, которые помогают отличить покрышки с разным назначением.
У радиальной покрышки нити корда опоясывают протектор, а у диагональной – перекрещиваются
Конструктивно шины делят на радиальные и диагональные. Второй вариант сейчас если и выпускается, то только в грузовом сегменте. Легковые шины все радиальные, о чем свидетельствует буква R – хотя многие думают, что это от слова «radius».
Исполнение может быть бескамерным – камерные шины чаще всего, опять же, грузовые.
Отличия камерных и бескамерных покрышек
Все остальные отличия касаются протектора, так как именно он является рабочим элементом поверхности покрышки. Основным критерием его формирования являются эксплуатационные условия шины, и прежде всего это температура окружающей среды.
Как определить, зимние или летние шины перед вами, как их отличить? Очень просто – по протектору.
Летний протектор для асфальта
Так называемый шоссейный протектор – это и есть основной вариант для летних шин. Они дополнительно маркируются значком HP — от Highway Perfomance (переводится как «эффективность на шоссе»).
Или же, в зависимости от производителя присутствует значок НТ – от Highway Terrein, здесь просто применен синоним, но смысл тот же.
Обозначение летней шины
Внимание: Такая шина предназначена для езды по асфальтированному покрытию при положительных температурных значениях, поэтому быть зимней она не может быть по определению.
И пусть вас не вводит в заблуждение значок M+S (грязь плюс снег), который мы видим даже на представленном для примера фото. Это всего лишь означает, что на этой покрышке более углубленный протектор, что обеспечивает лучшую проходимость в межсезонье, когда на дорогах нередко присутствует слякоть.
Основное требование, которое предъявляется к шинам типа НР – это хорошее сцепление с сухим и мокрым асфальтом, устойчивость к изнашиванию.
Что касается приспособленности покрышек к скоростной езде, то для этого предусматривается несколько типов рисунка протектора, который может быть направленным, с сохранением симметрии или наоборот – быть асимметричным.
Один из вариантов протекторного рисунка
Структурирование рисунка, выражающееся различными способами группировки канавок, блоков и ламелей, помогает либо увеличить скорость при движении, либо улучшить маневренность автомобиля при выполнении переставки, обгона или на повороте.
Примечание: Эти характеристики наиболее важны для автомобилей из спортивной категории, поэтому подобные типы протекторов применяют при изготовлении шины в соответствующих им размерах и сопровождаются либо приставкой sport, либо префиксом SP.
При отсутствии асфальта (грунтовые, особенно мокрые дороги), а также для перемещения по заснеженной или обледенелой трассе такие шины совершенно бесполезны, поэтому для зимнего сезона используют и другие типы протекторов, и, что самое главное, состав резиносмеси.
Особенности всесезонного протектора
Остальные типы протекторов, коими являются универсальный АТ (All Terrein) и грязевой МТ (MUD Terrein), могут быть применены как на летних шинах. По логике вещей на морозе грязи нет, поэтому зимние протекторы по большей части универсальны.
Они предназначены для умеренного бездорожья, которое в большей мере соответствует условиям зимнего сезона.
Вот какой глубины может быть протектор – шина для грязи
У всех зимних шин, так называемый, всесезонный протектор, отличительной особенностью которого является увеличенная глубина канавок между блоками. На них хорошо покорять бездорожье, но чтобы машина хорошо чувствовала себя зимой, только углубленного протектора недостаточно. У резины, опять же, должен быть соответствующий состав.
Всесезонка – нечто среднее между летом и зимой: протектор как для зимы, а состав резины летний
У зимних покрышек он всегда углубленный, что облегчает передвижение по рыхлому или подтаявшему снегу. Поэтому, чтобы отличить шины всесезонные от летних, достаточно обратить внимание на глубину протектора.
У чисто летней шоссейной шины она минимальная, 4-5 мм. У всесезонки – а соответственно, и у любой зимней шины, глубина канавок в два раза больше – минимум 8 мм.
Глубина протекторного рисунка на всесезонной шине
Зимние и летние шины: отличительные признаки
Как узнать, зимние или летние шины перед вами, если и у тех, и у других глубокий протектор и нет шипов? У летних покрышек, предназначенных для бездорожья, как правило, совсем нет ламелей – мелких волосяных прорезей на блоках.
У шины типа НР они присутствуют, но в очень небольшом количестве. А вот у зимних их очень много, так как именно за счет них покрышка более эффективно сцепляется со скользкой твердой поверхностью.
А еще на поверхности зимних покрышек есть множество мягких резиновых ворсинок, чего не увидишь на сугубо летних или просто всесезонных. Так что, определить летние шины можно не только по надписям, но и просто по внешнему виду.
Понятно, что когда на зимней резине есть шипы или видны отверстия, куда их можно установить, это выдает их сезонную принадлежность. Однако существует и нешипуемая шина, которую можно отличить от летней только визуально.
Кстати, ездить на шиповке во многих странах вообще запрещено. Кроме России на ней ездят только в Финляндии, Канаде, Исландии и еще в некоторых европейских государствах. В остальных, если и переобуваются на зиму, то ставят нешипуемую (фрикционную) шину.
Но даже в тех странах, где законодательства по поводу смену сезонной шины нет, в случае аварии, произошедшей из-за гололеда, ущерб оплачивает та сторона, на чьей машине стояла летняя резина.
Не все точно знают, можно ли ездить зимой на летних шинах, а если нет, то почему. Кроме нецелесообразности, такая практика штрафов – отличный ответ на этот вопрос.
Там, где нет закона о зимней шине, выходят из положения вот так
На заметку: наши люди отличаются сообразительностью и умением экономить. В связи с этим некоторые умудряются устанавливать спереди зимние, сзади летние шины. Чаще это делается вынужденно – например, бюджет не рассчитан на покупку нового комплекта.
Но скажем сразу – делать этого нельзя. Более подробный ответ по поводу разномастных шин на автомобиле будет дан чуть позже.
Зимняя фрикционная шина, которую в народе любовно называют липучкой, имеет на дорогах равные права с шиповкой. В ее изготовлении так же применяют специальные резиносмеси, в которые для мягкости больше добавляется натурального каучука.
Просто липучку больше используют в местностях, где зимой практически нет снега. В России таких регионов не так уж много, а вот в европейских странах, если и меняют летнюю шину, то чаще на зимнюю нешипованную.
Ездить летом на зимней шине столь же нерационально, как и зимой на летней. Последняя, конечно, нормально держит дорогу, и отлично противостоит аквапланированию, но на сухом асфальте тормозит гораздо хуже.
В виду повышенной мягкости, которая столь важна при низких температурах, при нагреве зимняя резина еще больше размягчается и от того очень быстро изнашивается.
Примечание: Что касается летней шины, то на морозе ощущается дубение, при котором она теряет сцепление с асфальтом и курсовую устойчивость. Тормозной путь становится в два раза длиннее, поэтому и аварии с первым снегом случаются со столь пугающим постоянством.
Именно поэтому, даже место для тестирования моделей подбирается не только по качеству полигона, но и по температуре местности, в которой он находится.
Обозначение зимней резины
Если у вас не получается визуально отличить зимнюю резину от летней – например, вы приобретаете шину не в магазине, а бывшую в употреблении, можете поискать на боковине вот такой как на фото значок снежинки, заключенной в островерхий треугольник.
А также к названию таких шин зачастую производитель добавляет приставку winter (зима), или просто букву W, с которой это слово начинается.
О том, до какой температуры можно использовать летние шины, говорят сами производители авторезины. На этих колесах можно ездить только до +5 +7 градусов тепла, при более холодной погоде сильно повышается риск попасть в ДТП.
Почему все колеса должны быть одинаковыми
На автомобиле все колеса должны стоять одинаковые – и не только по размеру и конструкции, но и модели. При установке нового комплекта желательно так же брать колеса одного производителя и с одной датой выпуска, так как во всех случаях сцепные характеристики будут отличаться.
Даже внешне похожие протекторы все равно работают по-разному, и хоть такая установка при похожем рисунке ПДД не запрещена, допускать ее можно только в вынужденной ситуации.
Во всяком случае, старайтесь избегать таких сочетаний:
Почему нужно стремиться к установке одной модели и производителя? Даже выпуская одинаковую модель, разные заводы, как правило, применяют резиносмеси с неодинаковой формулой.
Причиной тому стремление создать, к примеру, самые экономичные летние шины по расходу топлива. А при усилении одного свойства непременно блокируется другое.
Например, согласно тесту летних шин размера 205/55 R16 от ADAC 2018 у участника, занявшего в соревнованиях последнее место – самая высокая топливная экономичность.
Соответственно, самой экономичной резиной оказался аутсайдер, проигравший испытания по всем остальным номинациям.
То есть у двух одинаковых по рисунку колес от разных производителей непременно получится так, что одно лучше на сухом асфальте, а другое на мокром, или одно меньше шумит, а другое сильнее подвержено качению. А уж если еще и рисунок разный, получится как в той басне про лебедя, рака и щуку.
При выборе шины определитесь, какие характеристики для вас наиболее важны, приняв, естественно, во внимание тип автомобиля и условия, в которых ему предстоит эксплуатироваться.
Очень важно, чтобы машине соответствовали не только габариты дисков и шин, но и у последних были соответствующие скоростные допуски и грузоподъемность.
При переходе с одной размерности колес на другую нужно стараться, чтобы наружный диаметр остался прежним. Таким образом, увеличение радиуса компенсируется высотой профиля шины, и если в 17-дюймовом варианте у вас был размер 225/65, то в 18-дюймовом должен быть уже 225/60.
Завод, изготовивший автомобиль, определяет диапазон размеров, которые можно использовать на замену заводским, и указывает это на табличке, прикрепленной к водительской двери. Какому отдать предпочтение, решает уже автовладелец, но в целом рекомендации такие.
Низкопрофильные шины для зимы не годятся
На лето лучше ставить покрышки с более широким профилем, так как при интенсивном движении на них машина лучше тормозит и меньше буксует. Да и в луже такая шина будет чувствовать себя увереннее. И вообще, от размера профиля многое зависит – и плавность хода, и управляемость автомобиля.
Чем он выше, тем меньше ему страшны ухабы и бугры на дороге, поэтому для зимы и рекомендуется более узкая и высокая шина. Летом можно ездить и на низкопрофильной резине, но она очень жесткая и вообще не приемлет плохих дорог.
У покрышек с повышенной грузоподъемностью, которые ставят на большие внедорожники, коммерческий и грузовой транспорт, обычно усилен корд, на плечевых зонах есть грунтозацепы, усилены боковины. Они менее поворотливы и не совсем экономичны, но зато отлично противостоят появлению грыж.
Соответственно, пытаясь понять, сколько можно эксплуатировать летние шины, надо учитывать, что срок их рабочего ресурса во многом зависит от того, насколько правильно они выбраны.
Шины: зимние и летние
Сравниваем, объясняем и почему для каждого сезона и климата нужны свои шины
Почему шины бывают летними и зимними?
Летом шина нужна из жесткого материала, а рисунок должен обеспечивать максимально большое пятно контакта с дорогой.
Зимой резина должна быть из мягкого и не замерзающего состава. Рисунок шины должен максимально быстро уводить воду и снег из пятна контакта. Размер пятна уже не приоритет.
Летняя шина при минусовой температуре замерзает и теряет свои тормозные свойства. Также она не может эффективно отводить влагу и снег, что также влияет на эффективность торможения.
Летние шины
Стандартные шины для эксплуатации в теплое время года. Эти шины можно разделить на следующие категории:
Гражданские – эксплуатации от +5°С. При температуре ниже резина становится жёстче и показатели безопасности ухудшаются.
При температуре +3°С большинство летних шин сильно «дубеют» и тормозной путь увеличивается до 30%. При +1°С любая зимняя резина даже на сухом асфальте тормозит лучше чем замерзшая летняя.
Спортивные – для эксплуатации от +10°С. Резиновая смесь твёрже/жестче, поэтому комфортность снижается. Но спортивная: лучше передает состояние дороги, лучше управляется, меньше пробуксовка и реже сносы/заносы и незначительно лучше тормозит гражданских. Но большинство спорт шин требуют прогрева от езды иначе характеристики могут быть даже хуже, чем у гражданских.
Летние шины имеют преимущества перед зимними и межсезонными (в летнее время года): более эффективное торможение (при темп.болеее +5°С), меньшее потребление топлива, меньше износ шины.
Летние шины с индексом M+S
На летней резине может быть указана доп. маркировака M+S. Она переводится как «Грязь + Снег», но в США и Канаде где она изначально появилась трактуют как — для использования с ранней весны до поздней осени.
Шина с индексом M+S изначально устанавливалась на строительную и грузовую технику с учетом работы на грунтовой грязной дороге и при незначительном снеге. Теперь эти шины можно встретить на внедорожниках, кроссоверах и пикапах, для легковых авто встречается редко.
В случае выезда в горы где возможны осадки из снега, предполагается, что асфальтные дороги будут обработаны реагентами или используются цепи противоскольжения.
Всесезонные шины
Зимние фрикционные шины (липучка)
Альтернативные названия: липучка или скандинавская зимняя шина.
Фрикционные шины, выпускаемые ещё в 2010 году, ощутимо уступали по безопасности шипованным шинам, ещё и стоили дороже. Сегодня современные фрикционные шины не уступают шипованным по уровню безопасности, а иногда в тестах даже побеждают. Основные плюсы в пользу липучки:
+ Отсутствие шума;
+ При регулярной эксплуатации в городе фрикционные шины служат гораздо дольше. У шипованной резины в городских условиях быстро вылетают шипы и свойства резко ухудшаются;
Недостатки фрикционных шин:
— Цена. Фрикционные шины обычно дороже на 10% если сравнивать с альтернативными шипованными.
— Хуже с заездом в гору при наледи если нет полного привода;
Зимние шипованные шины
Преимущества шипованной резины перед фрикционными и всесезонными шинами:
+ Дешевые шипованные зимние шины в большинстве тестов лучше себя показывают, чем альтернативные дешевые липучки. Обусловлено это дороговизной производства липучек;
+ Резина чуть жестче чем у липучек. Благодаря чему в оттепель и теплую погоду при активной езде шипованная резина лучше себя ведет;
+ Лучше старт со светофора. Особенно у переднеприводных автомобилей.
Недостатки:
— Шум шипов;
— По мере вылета шипов, теряются преимущества шин. Когда более 60% шипов вылетает, ухудшаются качества до уровня всесезонной шины;
— Вылетевший шип может повредить соседний автомобиль;
— Повреждение дорожных покрытий шипами;
— Шины выпущенные в Европе уступают по характеристикам таким же шинам выпущенным в России. Связано это с Евро нормами по экологии и бережности к асфальту;
— Новые шипованные шины требуют обкатки от 500 км Nokian) до 1000 км (Michelin). Липучки обкатывают 100-200 км;
— Запреты/ограничения в некоторых Европейских странах;
Проблемы и запреты на использование шипованных шин
Во время резкого торможения и разгона шипы разрушают асфальт. Поэтому в России на многополосных трассах в крайнем ряду появляется колейность за зиму.
В Японии шипованные шины запрещены. Поэтому зимой пользуются липучкой или всесезонкой.
В Европе их использование допускается строго в зимний период, который ещё отличается у каждых стран. Также некоторые платные дороги требуют дополнительно уплачивать налог за использование шипованной резины.
Сравнительная таблица летних и зимних шин
Сравнительная таблица летних и зимних шин по погодным условиям
Не забывайте про давление в шинах
Соблюдая требуемое давление в шинах автомобиля вы обеспечиваете:
— эффективное торможение автомобиля;
— оптимальный расход топлива;
Если шины перекачать, то увеличится тормозной путь.
Если недокачать шины, то увеличится раскачка, что влечет ухудшение в работе электронной стабилизации (ESP) и системы торможения ABS. Также с не докаченными колесами чаще повреждают и прокалывают колёса. Подробнее в этой статье.
Рекомендуется проверять давление в шинах хотябы каждые два месяца.
О давлении в шинах
Давления в колесах проверяют на холодную, т.е. колеса были в спокойствии хотя бы 20 минут. Проехав более 5 км давление в шинах обычно поднимается на 0.2 бар летом (зимой на 0.1 бар), что является нормальным и учтено производителем автомобиля.
Почему зимние шины не стоит использовать летом
При температуре более +7 градусов, шина становится чрезмерно мягкой и это ухудшает ряд показателей:
Тормозной путь становится длиннее. У зимней шины пятно контакта хуже, чем у летних из-за особенного рисунка и ламелей. Уже при +15С дешевая летняя резина будет тормозить лучше дорогой зимней. В жару +30 зимняя шина становится слишком мягкой и на горячем асфальте начинает плавиться при торможении, из-за чего тормозной путь становится длинным как на льду.
Паразитная раскачка. От тепла резиновая смесь шины становится слишком мягкой, вследствие чего она плохо амортизирует и гасит вибрации неровностей дороги. Машину сильнее и дольше раскачивает. Как результат:
— ухудшается управляемость и ложные срабатывания системы стабилизации ESP;
— увеличения расход топлива и за счёт не рисунка;
— морская болезнь у пассажиров;
Легче повредить. Из-за чрезмерной мягкости шину проще повредить в ямах или зацепив бордюр.
Различия между летней и зимней резиной и зачем ее менять
Отличие между летней и зимней резиной
Основное отличие между летней и зимней резиной состоит в качестве сплава резины. Сцепление шины с дорожным полотном обеспечивает лучший тормозной путь и управляемость. Лучшие качества резина приобретает после прогрева (что бы прогреть резину необходимо проехать некоторое расстояние, тогда резина становится более мягкой и обеспечивает наиболее оптимальный контакт с дорогой). Летние шины имеют состав резины, который при низкой температуре прогревается и даже наоборот замерзает. Как результат шина становится твердой и не прилегает максимально плотно к дороге. Последствия данного процесса хуже управляемость (склонность к заносу) и более длинный тормозной путь + 10-30%
Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью, экономичностью и наилучшим образом приспособлены прежде всего для скоростной езды.
Шины имеют специальный состав резины и не симметричный рисунок протектора для уменьшения шума, сохраняют стабильный коэффициент сцепления с дорогой независимо от особенностей качения на высокой скорости.
Предназначены для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации. Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные «шашечки» от продольных и поперечных канавок значительной глубины. В «шашек» сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок, прорези которого могут сочетаться с канавками или быть закрытыми. Элементы рисунка протектора зимней шины максимально приспособлены для сцепления с обледенелой дорогой — каждый проем в контакте с дорогой образует ступенчатую грань, которая «зацепляется» за микро шероховатости дорожного покрытия.
Всесезонные шины являются компромиссом между летними и зимними. Эта группа шин хорошо приспособлена для работы на сухом и мокром асфальте, отличается удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам и несколько большим износом, чем летние.
Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую «дорожку» и разделены канавками разной ширины. На элементах рисунка протектора — узкие прорези дополнительного микрорисунка.
Всесезонные шины способны обеспечить приемлемый уровень безопасности зимой и достаточный комфорт на летней дороге, однако совмещают в себе не только преимущества, но и недостатки шин, предназначенных для конкретного сезона.
О зимней резине замолвлю я слово …
Внимание! Текст далее содержит много нелицеприятных высказываний в разные адреса.
По натуре я технарь и поэтому любые сравнения предпочитаю производить с цифрами в руках. А когда цифры невозможно получить, то опираюсь на собственные ощущения … которые тоже стараюсь подкрепить цифрами. А где еще так сплавляются цифры и ощущения, как не в машинах? И одна из самых животрепещущих тем — это выбор резины. Бои идут жестокие и кровопролитные, со всеми полагающимися атрибутами. А тут внезапно так случилось, что у меня совпало наличие финансов и желание сменить резину на своей машине. Пошел выбирать и обомлел: нормальной зимней резины в москве нет. Пожаловался об этом в фейсбучек, попутно обозвав хаккапелиту дерьмом … Срача не получилось, но мне задали вопрос: а какая нормальная-то? Вот и решил написать, с «чуйством, толком и расстановкой».
Давным-давно, когда у нас в семье была одна машина, да и та ситроен с5, мы как прилежные автолюбители летом ставили летнюю резину, а зимой — зимнюю. И там и там хорошую, дабы быть полностью уверенными в своей безопасности и так далее. Пару раз нас на липучках срывало в занос, но я все списывал на «ездить надо аккуратней». А потом у меня появился Д2. На старой зимней резине. Первым делом я проверил соответствие резины требованиям и успокоенный, начал привыкать к машине и ее повадкам. Шло время, я ездил и наконец настало лето. А я на зимней. Почесав затылок, решил просто ездить чуть потише (у зимней летом тормозной путь больше) и копить деньги на полностью новый комплект резины.
И как-то раз я внезапно обнаружил, что пошел дождь. Сильный ливень. Нет, я не потерял управление, это было позже (смаил). Я обнаружил на стоянке большую лужу. Метров 50 длиной и несколькими сантиметрами глубиной. Так как мне было интересно, что происходит в реальности, когда машина влетает в лужу, то я начал старательно её разбрызгивать. Сначала потихоньку, потом все увеличивал и увеличивал скорость, постоянно отслеживая реакции машины. И где-то на 60-70 километрах в час я начал стабильно всплывать. Где-то на 90 километрах в час начали всплывать и задние колеса. Сказать, что это меня впечатлило, значит попросту соврать. Ощущение, которое возникает в тот момент, когда ты понимаешь, что машина едет по инерции и кручение рулем не оказывает практически никакого влияния на траекторию … В общем, рекомендую испытать, но только в контролируемой обстановке.
Ощущение заставило меня начать разбираться, в чем же причина. Зимняя резина, глубина протектора была миллиметров 8-10, должно хватать, а не хватает. Я попытался посчитать «почему», но сломался на уравнениях. Просто не осилил кучу формул. Просто поставил себе условие «сильный дождь? скорость не больше 60 км/ч!».
Все было хорошо в моей картине мира, пока я не купил новые покрышки BFG MT KM2. Первые километры я был как на вибростенде: своей пятой точкой я ощущал каждую шашечку на покрышке! Потом прикаталось — привык и я забыл о своих изысканиях на некоторое время. Потом опять прошел дождь и я снова увидел ту же самую лужу. У меня же новая резина, надо понять, когда всплывать начнет! Резина показала всю свою «сучность»: я тупо не смог разогнать машину до «всплывательных» скоростей, ибо мне не хватало места для разгона и остановки. Но до 120км/ч я разгонялся. Она не всплывала. Напрочь. Запомнив этот факт, я просто продолжил ездить дальше.
Наступила зима. Все вокруг буквально кричали: «ты чего, зимой на мудах? Идиот! Покупай зимнюю!». А у меня снова денег не было и я продолжал ездить. Но опять включил «автобусный» режим, ведь муды не для зимы и все такое. И как-то внезапно обнаружил, что вообще-то машина на дороге чувствует себя значительно уверенней, чем ситроен на зимних липучках. То есть с одной стороны везде все говорили и писали, что грязевая резина зимой — практически верный трындец, а я ощущал и видел совершенно другое. Я просто и тупо ехал там, где другие джипы, кроссоверы и прочие пузатерки на «настоящей зимней резине» елозили и буксовали. А однажды, когда я поехал по нечищенной полосе (ну чего, всего сантиметров 20 снега, из них плотного, собранно с других полос, сантиметров 15) в обход пробки, то буквально спиной почувствовал «лучи добра», отправляемые другими водителями в мой адрес.
И я снова стал разбираться, в чем-же разница и кто прав и виноват.
Для начала я забурился в шинный магазин и начал банально щупать все попавшееся под руку.
Первым выводом стало очевидное: зимняя резина мягче, чем летняя. В принципе, все логично и никем не подвергается сомнению. Разный состав и прочее. Из видимых последствий: на летней резине зимой колеса после стоянки «квадратные», а на зимней летом — большая дистанция торможения. Тут все ок.
Второй вывод стал неожиданным: зимние «липучки» отличаются от «злых летних» только глубиной протектора. Ну может быть чуть большими канавками. Это я обнаружил случайно, когда сравнивал кучу покрышек и попросту запутался. Казалось, я вот нашел коренное отличие летней резины от зимней, как тут же обнаруживался выбивающийся из этого правила. Я сам себе не поверил и начал делать «слепое тестирование» среди знакомых. Это когда показывается что-то, лишенное всяких лишних признаков и задается вопрос. У меня был простой: какая покрышка летняя, а какая зимняя? Вот вам для примера, что бы было понятней.
Думаю, смысл эксперимента понятен. Как и результаты: большинство ошибалось.
Последний вывод получился чуть попозже, но он уже был ожидаемым: нас разводят. Как обычных лохов. Сейчас объясню. И что бы не быть голословным, можете глянуть в любой шинный тест. В более-менее приличных еще и публикуют фотографии с тестов. Для примера я взял первую попавшуюся из журнала «зарублем». Вот типичная картинка (За такие картинки надо прямо-таки спасибо сказать всяким маркетолухам и журнашлюшкам, которые считают, что так покрышка выглядит красивей и привлекательней)
А теперь типичная картинка с тестов грязевых шин зимой
Ничего этакого не замечаете? Вот прямо-таки бросающегося в глаза?
А теперь задайте сами себе вопрос «как эти покрышки могут работать, если они все забиты снегом?». Куда маркетолухи могут засунуть всякие водоотводящие канавки, вы думаю догадаетесь сами.
И снова задайте себе еще один вопрос: «чем кардинально отличается снег от грязи, кроме температуры?». Ответ будет «да практически ничем». Ибо и снег можно найти рассыпчатый и слипшийся, и грязь бывает разной. Этот же ответ сразу же и объяснит, почему грязевые колеса зимой легко и спокойно дают фору практически всем зимним покрышкам с инновационными протекторами. Там, где обычные покрышки зарастают снегом и превращаются в слики, грязевые только-только начинают ощущать сопротивление снега. Вспомните об том, что «хакка рулит», когда увидите помигивающие значки антипробуксовочных систем при разгоне или обгоне. Если увидите.
«У грязевой состав резины летний и зимой они дубеют и не работают!». Прокатитесь на любой резине достаточное количество километров и потрогайте ее рукой. Сразу поймете, почему всякие кремнеорганические смеси должны уместиться рядом с водоотводящими канавками.
Но почему же тогда все не ездят на грязевой резине, ведь она такая клевая?
Во-первых, грязевая резина тяжелее обычной. А это значит хуже разгон, больше потребление горючего, больше нагрузка на подвеску. В наш век, когда бабахнутые на всю голову экологи вместе с маркетологами портят все, до чего смогут дотянуться, это очень немаловажный факт. Например, я был очень удивлен, узнав, что у то ли ауди, то ли бмв, подвеску стали делать из аллюминия!
Во-вторых, грязевая резина гораздо шумней и вибронагруженней. А нынче водители пошли изнеженные, им подавай комфорт и прочие прелести жизни. А если температура будет ну очень низкой, то первое время колеса будут квадратными и в салоне будет не так уютно …
И наконец, грязевая резина просто отвратительно ведет себя на льду. Говоря другими словами, если вы внезапно выехали на лед, то можете делать что угодно: машина будет скользить по старой траектории. И на льду спасут только шипы …
Кстати, шипы. Еще один повод нагреть нам уши. Нет, я совершенно не спорю с тем фактом, что резина с шипами лучше резины без шипов. Но (опять это мерзкое но, да?) давайте вспомним основные посылы, тренды и прочую шелуху прошлых лет? «Смесь сделана более мягкой, что бы шипы при езде по асфальту не портились», «смесь сделана более жесткой, что бы шипы лучше вгрызались в лед», «смесь сделана адаптированной» и наконец, то, что толкают в этом сезоне «мы начали делать меньше шипов, что бы не уродовать дорогу. но шипы у нас стали настолько крутые, что ничего не изменилось или даже стало лучше». Да и придумано попутно много всякого, вплоть до законов, ограничивающих число шипов на метр. Почитайте обзоры шин и сравните с обзорами от аудиофилов. Слова и выражения практически повторяют друг друга и основным признаком является куча текста с минимумом цифр.
Сначала мне казалось, что я один такой Д’Артаньян, а все вокруг дураки. Даже начал готовить шапочку из фольги и асбестовую прокладку на стул. Ведь все вокруг сравнивают поведение 5й хакии с 7й и обсуждают, что круче: континенталь или мишлен при езде на снегу.
Но постепенно поиск стал приводить к производителям, которые просто не имеют шанса продавить лобби всяких гандурасов, а значит, просто мало известны на нашем рынке.
Сначала проявился Maxxis, который штатно предусматривает ошиповку некоторых своих «грязевых шин». МТ-754 и МТ-762 — готовые к ошиповке прямо с завода.
Потом проявился Kumho c Road Venture 834. И теперь я наблюдаю робкие попытки других производителей «расширить канавки» на зимних покрышках. У данлопа появились более-менее прилично смотрящиеся модели, еще кто-то мелькал …
В общем, изготовление шапочки из фольги я решил отложить. Теперь задача перешла в статус «где бы урвать комплект колес целиком» …
А остальным, у кого колеса «прекрасно очищаются» и «они не чувствуют разницы», могу только посочувствовать, ведь лучше плохая зимняя, чем никакой.