Злоречивый по библии что это
Семь фактов о злословии
Жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Дьявола все это ужасно потешало. Все ученики тролля – у него была своя школа – рассказывали о зеркале как о каком-то чуде.
– Теперь только, – говорили они, – можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете.
Г. Х. Андерсен. Снежная королева
Вместо пролога
Вообще-то, это должен был быть эпилог. Через много дней после сдачи этого текста в редакцию я невольно провела один социальный эксперимент.
В оживленной дискуссии в социальной сети, вяло споря с хорошо знакомым в реале человеком с довольно-таки охранительными взглядами (вяло – потому что человек я аполитичный, по политическим и идеологическим вопросам допускаю любые мнения, кроме откровенно людоедских, типа «всех убить», а по социальным дискутирую только там, где понимаю хоть что-нибудь), я на очередную резкость не в мой, правда, адрес процитировала апостола Павла: «Злоречивые Царствия Божия не наследуют».
Реакция не замедлила себя ждать. Мне намекнули, что я ничего не понимаю в церковной жизни, потому что многие святые позволяли себе резкие высказывания. Меня прямо обвинили в том, что я его, человека, из Православной Церкви выгоняю. Мне в итоге даже заявили, что такие вещи надо обсуждать с духовником, а не в интернете.
Кончилось дело расфрендом, в связи с чем я была чрезвычайно расстроена – человек-то, повторюсь, лично знакомый, не виртуальный приятель.
Но несколько дней спустя диалог повторился.
Человек уже совершенно либеральных и, как это часто бывает, «библейско-центричных» взглядов прошелся по своему невидимому оппоненту очень нехорошим словом. Я повторила фразу апостола. Человек явно обиделся: спросил меня, не стала ли я его виртуальным духовником, заметил, что как-то я уж очень легко рассуждаю о наследовании кем-либо Царствия Небесного (как будто эту фразу я из головы вытащила), а в конце концов саркастично поблагодарил за знакомство его с Писанием – что бы он без меня делал.
Из обоих этих диалогов я сделала два вывода. Первый – относительно себя – что я, пожалуй, неправа, и поучать надо меньше. А вот второй – относительно других: что напоминание о таком, казалось бы, безобидном грехе, как злословие выводит из себя гораздо сильнее, чем о каком бы то ни было ином.
Трудно себе представить чревоугодника, который бы начал доказывать право на чревоугодие Писанием и Преданием. Блудник может потребовать пересмотреть Писание в угоду времени (да и то – если он совсем уж модернист), но в принципе понимает, что с точки зрения классического понимания этого греха – это все-таки именно грех. Убийца (например, женщина, совершившая аборт), будет искать оправдание в обстоятельствах своей жизни – но не в Писании.
И только злоречивый настойчиво доказывает, что его грех освящен традицией, агиографией и чуть ли не «Добротолюбием»…
Что же на самом деле церковная традиция говорит о злословии?
1. Апостол Иаков: «Язык – неудержимое зло»
Апостол Павел призывает держать злой язык за зубами: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4:29). А в другом месте, тоже хорошо известном, вообще ставит злословящих в один ряд с тягчайшими грешниками: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1.Кор.6:9–10).
Апостол неумолим. Пьяницы, воры, грабители, блудники всех видов, разрушители брака, а с ними и обычные болтуны-сплетники, любители почесать языком о чужих грехах стройными рядами и колоннами проходят мимо Царствия Небесного.
Апостол Иаков, брат Господень
Другой апостол говорит, что слова – дурной язык – оскверняют все тело, они ядовиты. Диагноз остроязычному человечеству апостол Иаков, брат Господень, выставляет неутешительный: «Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак.3:8).
Яд этот не только смертносен, но и весьма сладок. Как же приятно посплетничать, поязвить, пообсуждать чужие грехи! За этим наслаждением стоит психология фарисея: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что я не таков, как другие люди!»
2. Книга Левит: «Не ходи переносчиком в народе твоем»
Запрет на злословие – изобретение не новозаветное. В книге Левит именем Господним запрещается разносить сплетни: «Не ходи переносчиком в народе твоем… Я Господь» (Лев.19:15). В иудаизме – и ветхозаветном, и средневековом, и современном – грех злословия, лашон а-ра, считается одним из наиболее тяжелых, причем грешником становится не только тот, кто распространил порочащий слух, но и тот, кто ему поверил. Средневековый иудейский философ Моисей Маймонид (Рамбам) в книге «Законы поведения» писал: «Троих убивает лашон а-ра – говорящего, верящего и того, о ком говорят. И верящего – еще больше чем говорящего».
Ну, хорошо, могут заметить скептики, иудейская манера цепляться к словам и оцеживать комаров еще из обличений Спасителем фарисеев известна – а при чем же тут христианство? Мы же не просто гадости говорим, мы о ближнем заботимся. О его исправлении. Мы же не такие, как эти фарисеи.
Скептики ошибутся, и дело даже не в том, что ни одного окруженного такой «заботой» ближнего сплетни еще не исправили. Дело в том, что христианская аскетика столь же прямолинейна. Иоанн Лествичник запрещает осуждать грешника, даже если он совершает грех на смертном одре и, вроде бы, не стремится к покаянию: «Суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали втайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца».
3. Вместо злословия – молитва
Тем, кто оправдывает свое злословие попечением о несчастном падающем ближнем, святой рекомендует помолиться о грешнике. Тайно помолиться. «Сей образ любви приятен Богу». Ну а грех следует приписывать не человеку, а искушающему его бесу.
«Не будем не только негодовать, но и осуждать хулителей, безбожников, гонителей и подобных им людей, – вторит древним отцам святой XX века преподобный Порфирий Кавсокаливит, одновременно обличая стандартную отговорку, будто отцы учат об отношении к ближним, а не к настоящим врагам. – Будем ненавидеть их слова, их зло, но человека, который сказал это, не будем ненавидеть, даже возмущаться на него. Помолимся о нем. Христианин имеет любовь и благородство и ведет себя соответствующим образом».
Другой подвижник древности, авва Дорофей, тоже ничуть не противоречит иудейской традиции и призывает не только не верить наговору на ближнего, но еще и покрывать его явные грехи. Когда святому Аммону сообщили, что у некого брата в келье – женщина, преподобный отец пришел с обвиняющими в келью уличенного брата, сел на кадку, под которой, как он догадался, женщина была спрятана, и предложил обыскать помещение.
Никакой женщины благочестивые монахи не нашли и удалились смущенными. А вот согрешивший или, по крайней мере, собиравшийся согрешить брат – покаялся, пристыженный кротостью аввы, а вовсе не обличением братии.
4. Злословие – исчадие ненависти
«Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты», – снова Лествица. Жуткая вещь: если сущность Бога есть любовь (тот же святой Иоанн в последнем тридцатом слове своей Лествицы напомнит, что Сам Господь ею именуется), то выходит, злословие, истребляющее кровь любви, есть самое настоящее богоборчество. Разумеется, богоборцу в Царствии Божьем делать нечего.
Преподобный Иоанн Лествичник
Почему такое гневное обличение – исчадие ненависти? Казалось бы, многие ли злословят с ненавистью? Чаще – просто ворчат. Если и ненавидят, то уж совсем неприятных людей: тех, кто развязывает и оправдывает войны и убийства, взяточников, грабителей, злостных нарушителей и разрушителей порядка и покоя других людей – сознательных вредителей, короче говоря.
Если внимательно читать то же слово о злословии из Лествицы, найдем интересную мысль: слова Писания «не судите да не судимы будете» следует понимать как предостережение – за что осуждаешь, в то сам и впадаешь. Ничего удивительного – духовная жизнь подобна бумерангу.
5. Авва Дорофей о пристрастном Суде Божьем
Авва Дорофей дает другое объяснение на простом примере. Двух девочек, сестер-близнецов, купили на невольничьем рынке две женщины: благочестивая «святая дева», воспитавшая девочку как родное дитя и добрую христианку, и блудница, воспитавшая свою рабыню соответствующе своему образу жизни. Вопрос: будет ли Бог одинаково судить этих девочек, если они согрешат?
Для автора «Душеполезных поучений» этот вопрос риторический: «Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?»
Вывод: судить других нельзя, потому что мы не знаем мотивов поступков и поведения, личного «бэкграунда», а следовательно – не знаем и судов Божьих. Потому что Бог будет судить каждого по-Своему. Так что опять возвращаемся к богоборчеству: осудил – попытался присвоить себе функцию Бога.
6. Победить злословие: не видеть зла
«Будете как боги», – старая, чуть-чуть моложе мира уловка лукавого. Ну да, а еще познаете добро и зло, научитесь их различать.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Диавол – клеветник (так это слово и переводится), он соврал. Во-первых, все равно не научитесь. Во-вторых, Бог не различает добра и зла – Он просто не причастен ко злу. И в-третьих, как раз причастность к Богу делает нечувствительным ко злу.
«В Духе Божием человек не видит зла, и естественно оправдывает все поступки других людей. Все без исключения! Христос «посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), – учит преподобный Порфирий Кавсокаливит. – Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла!»
7. Не разъединить грехом, а объединить любовью
Злословие в любом его виде – если и не сознательная клевета (то есть ложь, то есть прямое потомство диавола), в конечном итоге – это желание увидеть зло в другом, рассмотреть его и обсудить, поставить себя над (ключевой предлог: не «вне», а «над», то есть — гордыня) этим злом. И это тоже – богоборчество, потому что Бог пришел соединять людей в Себе, а злословящий стремится разъединить – грехом.
Авва Дорофей свое поучение против злословия и осуждения заканчивает красивой иллюстрацией. Мир – это бесконечный круг. В центре его – Бог. К Центру стекаются радиусы – жизни человеческие. Чем дальше от Центра – тем дальше и друг от друга.
«Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Злословие
. Ни о ком не говори дурно и не люби слушать того, кто говорит дурно. Если же будешь слушать, то будешь причастен греху злословящего; и веря ему, ты будешь подобен ему, потому что поверил злословящему на брата твоего (св. Ерм, 94, 181).
Гибельное злословие – это злой дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но всегда живет в несогласии. Удерживайся от него, и всегда имей мир с братом твоим (св. Ерм, 94, 181–182).
Воздерживайтесь. от ругательства и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют. (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 171). Источник.
Мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь, и сделаются как бы стеною, чрез которую нельзя перейти (свт. Василий Великий, 6, 100). Источник.
Кто не склонен к злословию других, тот избег братоубийства, того другие не будут злословить (прп. Ефрем Сирин, 30, 26). Источник.
Кто избегает злоречивого духа, тот соблюл от сближения с людьми злыми и победил полчища бесов (прп. Ефрем Сирин, 30, 26). Источник.
Кто не злословит другого, тот соблюл себя неукоризненным. Ему не было преткновения, и совесть его не осквернена (прп. Ефрем Сирин, 30, 26). Источник.
Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадываемое сокровище (прп. Ефрем Сирин, 30, 26). Источник.
Кто не уловлен духом злоречия, тот истинно познал, что сам он человек плотяный, и соблюл себя незапятнанным (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.
Кто злословит другого, тот сам себя осуждает. Он человек плотской, запутавшийся в сетях мира (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.
Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.
Кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святаго Духа (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.
Кто не в сообществе со злоречивыми, тот водворится с Ангелами (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.
В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество, поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердым (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.
Если хочешь избавиться от мучения, то никого никогда не злословь (прп. Ефрем Сирин, 30, 72). Источник.
Приятность, с какою оговариваем других, означает, что полны мы ненависти (прп. Ефрем Сирин, 30, 87). Источник.
У кого дерзкие уста, тому посмеяние, а боящийся Господа будет уважаем (прп. Ефрем Сирин, 30, 214).
Если кто, злословя тебя, расскажет, что сделано тобою худо, то вини больше себя, нежели другого. Не его заставляй молчать гневными угрозами, но себя самого исправь. (прп. Ефрем Сирин, 31, 110). Источник.
Если перенесешь злословие, то узнаешь путь долготерпения (прп. Ефрем Сирин, 31, 627). Источник.
Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверсть уста (прп. Ефрем Сирин, 33, 107). Источник.
Смотрите, братия мои, да не будут слышимы у вас злословия и укоризны; но вместо них возносите хвалу и славословие Богу (прп. Ефрем Сирин, 33, 113). Источник.
Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь (прп. Ефрем Сирин, 34, 335). Источник.
Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою (прп. Ефрем Сирин, 34, 335). Источник.
Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу (прп. Ефрем Сирин, 34, 335). Источник.
Злословие может заступить место убийства, язык – послужит вместо меча (прп. Ефрем Сирин, 34, 352). Источник.
Кто не дозволял себе ни проклятия, ни злоречия, того прежде всех ожидает райское благословение (прп. Ефрем Сирин, 34, 386). Источник.
Хотя и совесть чиста, однако же должно избегать злоречия. А язык всего готовее злоречить (свт. Григорий Богослов, 16, 112). Источник.
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если сам ты совершен, то, может быть, и поверю тебе. Источник.
А если ты очень худ, то прошу тебя говорить обо мне всегда и еще хуже. Это может сделать меня совершеннее всех; прекрасно быть в ненависти у порочных (свт. Григорий Богослов, 16, 251). Источник.
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший, а зло делаешь самому себе. Для меня врачевством в этой беде служит такое рассуждение. Если Великий Бог благоволит к тебе, то в ином благоволит и ко мне. А если прогневается на тебя, то во сколько строже будет суд! (свт. Григорий Богослов, 16, 251). Источник.
Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если говоришь справедливо, то виноват я, который дал повод твоему языку. А если несправедливо и ложно, что мне до твоих речей? Говори даже всякому: за это, без сомнения, большее наказание получишь от Бога (свт. Григорий Богослов, 16, 252). Источник.
. Полезно не оскорбляться злословиями других и не раздражаться обидами ближних! Можно и от них получить себе великое и важное благо, как было и с мытарем (свт. Иоанн Златоуст, 44, 545).
Ты не вонзил зубов в плоть (ближнего), но вонзил в его душу злую речь, ранил ее худою молвою, сделал тысячу зол и себе самому, и ему, и многим другим; потому что, осуждая ближнего, ты (во-первых) причинил зло и тому, кто тебя слышал. Если это грешник, то он делается беспечным, нашедши себе сообщника в грехе; а если праведник, то впадает в гордость и надмевается из-за чужого греха, получая повод высоко думать о себе самом. Вместе с тем ты (во-вторых) повредил всей Церкви, потому что все слышащие не грешника осуждают, но поражают укоризнами весь народ христианский. Не слышно, чтобы неверные говорили, что такой-то блудник и развратник, но, вместо виновного, они поносят всех христиан. Затем, (в-третьих) ты подал повод к уничтожению славы Божией, потому что имя Божие славится, когда мы живем хорошо, а когда грешим, оно хулится и бесчестится. (В-четвертых), ты посрамил того, о ком распускаешь худую молву, сделал его через то более бесстыдным, и нажил в нем себе врага и неприятеля. (В-пятых), ты сделал самого себя достойным взыскания и наказания, взявшись за такие дела, которые нисколько не касаются тебя (свт. Иоанн Златоуст, 45, 50–51). Источник.
Хотя бы в твоем злословии и была истина, и в таком случае оно преступно (свт. Иоанн Златоуст, 45, 51). Источник.
. Как доброе слово и похвала служат началом дружбе, – так злоречие и клевета бывают началом и поводом к вражде, ненависти и тысяче распрей (свт. Иоанн Златоуст, 45, 52). Источник.
. Рассказы, выводящие наружу чужие грехи и раскрывающие нечистую жизнь, оскорбляют и возмущают душу тех, кто их слышит (свт. Иоанн Златоуст, 45, 53). Источник.
. Ничто так не терзает душу и сердце, как насмешки и злословия, многие мужи часто падали от посрамления (свт. Иоанн Златоуст, 46, 300). Источник.
Гораздо хуже кусающих тело те, которые делают это словами. Первые кусают зубами тело, а последний угрызает словами душу, наносит рану доброй славе, причиняет рану неисцельную. Поэтому он подвергнется тем большему наказанию и мучению, чем тягчайшее причиняет угрызение (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479). Источник.
. Кто произносит постыдные слова, тот не себя только срамит, но распространяет великую заразу и между ближними и обращающимися с ним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479). Источник.
. Как, открыв гробы, мы наполнили бы города заразою, так и скверные уста, открываемые с бесстыдством, заражают всех обращающихся с ними тягчайшею болезнью (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479). Источник.
ничего не потерпит добродетельный человек, напротив, он чрез это еще более прославится (свт. Иоанн Златоуст, 50, 163).
Если изрыгаемые им слова так много огорчают других, то еще гораздо большую скорбь причинят они душе, породившей их (свт. Иоанн Златоуст, 50, 446).
. Говоря худо о брате, ты источаешь из уст своих грязь. клевещешь на того, кто составляет один из членов Христовых. поедаешь собственную плоть свою. страшный тот и нелицеприятный суд делаешь для себя еще более строгим. стрела твоя убивает не пораженного ею, но тебя, пустившего ее (свт. Иоанн Златоуст, 52, 581).
Кто выражает досаду, когда о нем говорят худо, тот своею скорбью доказывает, что сознается в справедливости о нем сказанного. (свт. Иоанн Златоуст, 52, 635).
. Вспомни о достоинстве твоих уст. Ты называешь Бога своим Отцом и в то же время поносишь своего брата? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 127).
Бог украсил твои уста столькими ангельскими песнопениями, удостоил их брашна не ангельского, но свыше-ангельского – Своего лобзания и Своих объятий, и ты предаешься злословию? Оставь это, прошу тебя. Такое поведение производит великие бедствия и несвойственно душе христианской (свт. Иоанн Златоуст, 54, 128).
. Когда две противоположные двери стоят одна прямо против другой, и когда поднимется сильный ветер, то как скоро затворишь одну из дверей, и сквозного ветра не будет, ветер ничего не сделает, напротив, потеряет много силы. Так и здесь две двери: твои уста и уста оскорбляющего тебя и злословящего. Если закроешь уста свои. уничтожишь всю (силу) ветра, если же откроешь их, то он сделается неукротимым (свт. Иоанн Златоуст, 54, 564–565). Источник.
Ты хочешь, чтобы про тебя не говорили худо? Не говори поэтому и сам худо о других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 473).
. Злоречивого человека все сторонятся, как бы пахнущего гнилью, как какой-то гадины или жука, питающегося навозом, – чужими бедствиями. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 607). Источник.
. Не говори о другом худо, чтобы не обесчестить и себя; не сплетай тины с грязью и мусором, а плети венки из роз, фиалок и прочих цветов; не износи навоза из уст, подобно жукам, а таковы те, которые говорят худо о других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 607). Источник.
Будем. скорбеть не о том, что слышим худые речи о себе, а о том, что слышим такие речи заслуженно. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619). Источник.
. Те, кто слышит о себе дурные речи, должны оставаться беспечальны, потому что они не будут давать ответа за то, что сказал худо другой. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).
Если наблюдаешь пост в яствах, то для чего же допускаешь мясоястие в злословии? Ибо лучше пресыщаться яствами, нежели сквернить себя злословием. А если от яств воздерживаешься, а сквернишь себя злословием, то уподобляешься человеку, который недолго молится, а большую часть времени богохульствует (прп. Исидор Пелусиот, 60, 250). Источник.
Хотя любителям добродетели не иметь врагов почитаю делом невозможным, однако же и вражду можно им обращать на добро. Если любомудрые не падают, то делают тем пользу себе, а врагам обращается это в наказание. Но если падают, то пользуются от врагов; потому что нередко постигшее человека злословие уврачевывает душевную болезнь, которой он не знал или о которой нерадел. И благоискусным нужны или искренние друзья, или пламенеющие злобой враги. Одни советами, а другие злоречием предотвращают падения. А как дружба ныне для свободного слова худогласна, лучше же сказать, безгласна, на лесть и приветы она говорлива и громогласна, а на совет и выговор нет у нее голоса, то от врагов должно выслушивать истину и исправляться (прп. Исидор Пелусиот, 61, 301–302). Источник.
. Кто незаконно отверзает уста, заключенные Божественными уставами, тот, как видится, отверзает их сам на себя. (прп. Исидор Пелусиот, 61, 308–309). Источник.
. Не унывай духом, если ты. почувствуешь, что острейшие изощренных копий языки уготованы на тебя, но ожидай, что чрез сие-то наипаче будешь ты знаменит (прп. Исидор Пелусиот, 62, 435).
Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то злословие почитай улетающим дымом (прп. Нил Синайский, 72, 239). Источник.
Если желаешь избежать тяжести мучения, никого никогда не злословь, ибо сие прогневляет Бога (прп. Нил Синайский, 72, 243). Источник.
Как скоро злословит кто ближнего, немедленно поражается проказою в сердце (прп. Нил Синайский, 73, 82). Источник.
Неправедные уста заграждаются молитвою. (прп. Исаак Сирин, 58, 301). Источник.
Злословие. большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 96). Источник.
Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг. причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты (прп. Иоанн Лествичник, 57, 96). Источник.
Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу (прп. Иоанн Лествичник, 57, 97). Источник.
Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему:. «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи; и как могу его осуждать?» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 97).
Пусть по какому либо искушению брат продолжительно будет злословить тебя, но ты не выносись из любительного состояния и не попусти тому же злому духу возмутить твою мысль. Ты и не вынесешься из него, если, поносимый и наветуемый, благословлять и благожелательствовать будешь ему. Таков путь любомудрия во Христе, и шествующий сим путем соводворится с Ним (прп. Максим Исповедник, 91, 218).
Тем, которые злословят и укоряют нас или другим каким образом нападают на нас, не тем же отвечать получили мы заповедь, т. е. не противозлословить и не противоукорять, а, напротив, добрые говорить о них речи и благословлять их. Ибо когда мы мирствуем с людьми немирными, тогда в брани или битве состоим с демонами; когда же с братьями состоим в неприязни и брани, тогда мирствуем с демонами, которых научены мы совершенно ненавидеть ненавистью и непрерывную вести с ними брань (свт. Феодор Едесский, 91, 338).
Преподобный отец наш Виталий, после шестидесятилетних подвигов в келье святого Спиридона, пришел в Александрию и остался там жить «нечеловеком на соблазн». Желая избежать славы человеческой, он поступал так: днем нанимался на работу и получал за свои труды по сребренику в день. Из этих денег на самую ничтожную сумму он покупал себе бобов, а затем уходил вечером в дома падших женщин. Отдав им заработанные деньги, он умолял женщин бросить порочную жизнь, а потом все ночи проводил там в пении псалмов и молитве. Уходя же, он всегда брал с падших слово никому не говорить о том, зачем он приходил к ним.
Между тем жители города, не знавшие настоящей цели его посещений, повседневно укоряли его и говорили: «Ступай, окаянный, тебя ждут твои блудницы!» или: «Уж лучше бы ты женился, чем срамить чин монашеский!» Виталий не оправдывался и, утаив добродетель, продолжал свой подвиг и многих спас.
Его святость открылась только после его смерти, когда от прикосновения к телу преподобного исцелилась бесноватая, и «мнози хромии и слепии исцелеша» (112, 637–638).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»