Змея у шивы что означает
Атрибуты Шивы
कर्पूरगौरं करुणावतारम् संसारसारं भुजगेन्द्रहारम् ।
सदा वसन्तं हृदयारविन्दे भवं भवानि सहितं नमामि ॥
karpūragauraṁ karuṇāvatāram
saṁsārasāraṁ bhujagendrahāram |
sadāvasantaṁ hṛdayāravinde
bhavaṁ bhavāni sahitaṁ namāmi ||
Белоснежному, как камфора, Воплощению сострадания,
Сущности мироздания, украшенному Царём змей,
Всегда обитающему в лотосе моего сердца —
Бхаве-Шиве вместе с Бхавани-Шакти я поклоняюсь
Мантра созерцания Шивы
Шива-дхьяна-мантра
Перевод с санскрита: Шив Рагини
Ш ива. Всякий раз, когда мы произносим это имя, ум рисует его образ со всеми деталями и атрибутами, о которых мы узнали из легенд, гимнов или снятых фильмов.
Но знаем ли мы, что означает каждая деталь, какое символическое значение имеет каждый атрибут?
Шива полон противоречий: его имя означает «Благой», «Приносящий счастье», однако же, олицетворяет он боль и разрушение. С одной стороны, Шива является одним из Триады высших божеств, выполняющим свою функцию, функцию завершения Творения посредством разрушения, а с другой стороны — это Высшее сознание, которое пронизывает всё в этом мире. С одной стороны, это аскет, живущий на горе Кайлас, погружённый в медитацию, а с другой — глава семейства, где роль его второй половины выполняет сама Ади-Шакти (Изначальная сила), а его дети — великий воин Картикея и мудрец Ганеша.
Постичь эту силу непросто, потому что Шива воплощает Высшую реальность. Реальность, которая находится за пределами дуальности и которую трудно описать словами и выразить в любых формах. Ничто в человеческом мире не может описать или дать ему характеристику. Шива имеет множество имён и форм, каждая из которых способна выразить один из аспектов этой многогранной и труднопостижимой для нашего ума силы. Мы же через понимание этих символов, форм и звуковых выражений, через практику и осознание разных его аспектов можем постепенно постараться увидеть полную картину той силы, имя которой Шива.
Являясь одним из триады высших богов, Шива имеет много символов, которые присущи только ему и по которым мы сразу его узнаём. Далее рассмотрим некоторые из них.
Молодой месяц в волосах Шивы символизирует контроль над временем с точки зрения циклов природы. Растущая и убывающая луна использовалась людьми в древние времена для подсчёта дней и месяцев. Таким образом, Луна соотносится со временем, а Шива, носящий её на голове, является тем, кто не только находится в гармонии с циклами природы, но и свободен от влияния времени, выходя за его пределы. Поэтому Чандрашекхара (‘Тот, чья голова увенчана Луной’) является Властелином времени.
Тело Шивы покрыто пеплом — священным вибхути. Пепел представляет собой конечный итог всех вещей, высшую форму, за пределами которой нет дальнейших трансформаций. Таким образом, в то время как все вещи этого материального мира преходящи и изменчивы, пепел является неизменной завершённостью всех вещей.
Отличительная особенность Шивы — его волосы, которые в гимне Шива-тандава-стотрам, посвящённом Шиве, исполняющему неистовый танец Тандава, поэтически называют «лесом спутанных волос», «волосьями в клок», а в Риг-Веде есть известный гимн (10.136), описывающий «косматых аскетов», которые «оседлали ветер». И действительно, спутанные волосы Шивы соотносят с ветром (Вайю) и с тонкой формой дыхания, которой пронизано всё мироздание. Таким образом, Шива пронизывает всё творение.
Его три спутанных локона на голове символизируют важный принцип йоги — единство физических, умственных и духовных аспектов жизни.
Самой священной рекой в Индии считается Ганга: о ней написано много историй в Пуранах (древнеиндийских текстах), сложены красивейшие гимны. И согласно легендам, Ганга берёт своё начало и течёт по спутанным волосам Шивы. Именно поэтому можно увидеть на изображениях либо прекрасный лик Ганги в волосах Шивы, либо поток воды, который исходит прямо из макушки его головы.
По легенде, Земля не выдержала бы снисхождения потока Ганги из высших миров, поэтому Шива позволил ей спуститься сначала себе на голову, а затем по его спутанным волосам она потекла к людям. Воды Ганги символизируют чистоту, ясность и прозрачность нашего сознания. Вода принимает любую форму, в которую помещена, что также поясняет, каким гибким и подвижным должно быть наше сознание.
Воды в древних писаниях также являются символом плодородия, достатка и процветания. И связь Шивы с Гангой говорит о том, что он не только несёт разрушение, но и является источником чистоты и процветания мира.
В одной из самых древних мантр — МахаМритьюнджае мантре (Великой мантре, побеждающей смерть), записанной в Риг-веде (7.59.12), — к Шиве обращаются как к Трехокому (Триамбакам).
На многих изображениях можно увидеть, что Шива имеет три глаза: его правый глаз символизирует Солнце, левый глаз — Луну, а третий глаз — огонь. Если правый и левый глаза указывают на аспекты его активности в проявленном мире, то третий глаз, в центре лба, символизирует духовное знание и силу. Поэтому он называется глазом мудрости или знания. Как Триамбака (‘имеющий три глаза’), Шива использует свой внутренний глаз для отличения истины от иллюзии и разрушения желаний, которые погружают человека в сансару.
Третий глаз Шивы способен видеть то, что невозможно увидеть обычным зрением. Это способность видеть тонкое, видеть эту реальность в объёме и воспринимать её такой, какая она есть, без искажения.
С точки зрения йоги, когда активирована область межбровья, на физическом плане связанная с шишковидной железой, тогда практик способен видеть сквозь пространство и время, а также качественно изменяется и становится более эффективным его взаимодействие с этим миром.
Часто Шива изображается с обвитой тремя витками змеёй (царём змей Васуки) вокруг его шеи. Трижды обвитая змея символизирует время в трёх формах — прошлое, настоящее и будущее, — а витки означают природу цикличности времени. Творение происходит в циклах и зависит от времени, но сам Шива превосходит время.
Глаза Шивы изображены не полностью открытыми. Полуприкрытые глаза символизируют продолжающуюся цикличность существования мироздания. Когда Шива полностью открывает глаза, начинается новый цикл творения, а когда он их закрывает, то Вселенная уничтожается до следующей фазы творения. Полуприкрытые глаза показывают, что Творение — это вечный циклический процесс, который не имеет ни конца, ни начала.
Три полосы на лбу (трипунда)
Три полосы на лбу у Шивы, обычно нанесённые пеплом, называются «трипунда» (tripuṇḍraṃ) и символизируют три гуны — неотъемлемые качества материальной природы, которыми она пронизана и из которых состоит (саттва — гармония, раджас — активность, тамас — инертность).
Также можно найти другой символический смысл, которым наделяют эти полосы, а именно, их ассоциируют с тремя омрачениями, которые необходимо преодолеть, — анавой (эгоизмом), кармой (действием в расчёте на результат) и майей (иллюзией). Справляясь с ними, человек способен трансформировать своё сознание и уверенно двигаться по пути саморазвития.
Согласно легендам, свой трезубец Шива использует для борьбы с демонами и силами, которые представляют угрозу Творению.
Копьё Шивы имеет три зубца, и они олицетворяют три фундаментальные силы — волю (иччха-шакти), действие (крия-шакти) и знание (джняна-шакти). И именно при помощи этих трёх сил Шива уничтожает невежество, являющееся причиной всякого зла.
Барабан, имеющий форму песочных часов, — неотъемлемый атрибут Шивы. Это символ бесконечности. Две части барабана символизируют два совершенно разных состояния существования — проявленное и непроявленное, которые сменяют друг друга, обеспечивая непрерывность существования мироздания.
Дамару как музыкальный инструмент тесно связан со звуком. Он производит изначальный звук, который называют Шабда-брахман, или слог Ом. Танец Шивы непременно сопровождается звуком его барабана, который задаёт ритм и приводит к творению Вселенной. Согласно Шива-пуране, звуки дамару создают космический ритм и влияют на движение энергии во всём Творении.
Помимо этого, согласно Шива-сутре, именно Шива дал людям буквы санскритского алфавита, ударив в барабан 14 раз. Поэтому считается, что звуки дамару дали начало возможности общения посредством речи у людей.
Рудракша — это вечнозелёное дерево, которое произрастает от гангских равнин в предгорьях Гималаев до Юго-Восточной Азии, Непала, Индонезии и нескольких других мест за пределами Азии. Слово «рудракша» на санскрите состоит из двух слов: «Рудра» (другое имя Шивы) и «акша» (‘глаза’). Семя рудракши в основном используется в качестве молитвенных бусин для четок, помогая в практиках концентрации. Мудрецы, йоги и преданные Шивы всегда носили рудракшу на протяжении веков.
Согласно одной из легенд, Господь Шива однажды отправился в глубокую медитацию ради благополучия всех существ, и после продолжительной медитации, когда он проснулся, слёзы покатились из его глаз и упали на землю. В результате образовалось семя рудракши, которое впоследствии стало деревом. Также считается, что семя рудракши содержит в себе элементы, использованные при сотворении мира.
Тигр в древнеиндийских текстах символизирует Шакти — Богиню силы и могущества. Шива в тигриной шкуре олицетворяет не просто обладание этой силой, но и то, что он умеет искусно взаимодействовать с ней. Более того, тигр также является символом скрытой энергии, и в этом случае Шива выступает источником относительной, или потенциальной, энергии, которая течёт во всей Вселенной.
Камандалу является ещё одним из непременных атрибутов Шивы. Это кувшин с водой из высушенной тыквы, в котором содержится нектар бессмертия — амрита. Точно так же, как сорванная тыква с удалёнными
семенами и очищенной кожурой превращается в сосуд с нектаром, так и человеку следует трансформировать свой внутренний мир, избавившись от неведения и эгоизма. И тогда он сможет стать вместилищем знаний, чистоты и совершенства — вот что поясняет нам этот символ.
Ездовое животное Шивы — бык Нанди. Согласно легендам, это его верный проводник, спутник и преданный последователь. Он символизирует, с одной стороны, силу, а с другой — невежество, которое может помочь устранить Шива, даровав мудрость своим преданным.
На санскрите быка называют «вриша», что также означает ‘справедливость’ или ‘добродетель’, и это в полной мере олицетворяет быка Шивы.
Итак, через образы, истории, записанные в древних текстах, гимны и собственную практику мы стараемся определить и осознать для себя ту силу, которая по сути не может быть определена по причине дуальности и ограниченности нашего инструментария. Однако стремление постичь её сильнее этого понимания, и именно это стремление, в совокупности с верой и усилием, ведёт нас по пути саморазвития и трансформации. Ом!
Бог Шива и его атрибуты.
«Супругу Гаури, Владыке ночи, Приносящему мастерство, Разрушителю времени (смерти), Обладателю браслетов из змей, Несущему Гангу, Убившему царя слонов, Обладателю его шкуры; Уничтожающему бедности несчастья, Шиве Благому — поклонение! Одетому в шкуру, Обмазанному кремационным пеплом, Имеющему глаз на лбу, Украшенному кольцами змей, Со стопами, украшенными браслетами, С волосами, скрученными в джату, Уничтожающему горе и бедность – Шиве поклон!»
Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.
Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)»
«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.
Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.
На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.
Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.
Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга (общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.
Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.
Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.
Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.
В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.
Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.
В надлежащее время Господь Шива, танцуя, разрушает с помощью огня все имена и формы. И снова наступает тишина.
Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.
Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.
В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.
Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.
Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног. Богиня Ума решила, что в этом случае следует проявить скромность и признать, что победителем является Шива.
Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках — трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая рука — в позе висмайя.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Философия символов на теле Господа Шивы
Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Брахмана. Эта часть Брахмана, облеченная в тамогуна-прадхана-майю — Господь Шива, всепроникающий Ишвара, который также обитает на Кайлаше. Он — Бхандара, хранилище мудрости. Шива без Парвати (Кали, Дурги) — Сам Ниргуна (лишенный качеств) Брахман. Ради благочестивых преданных с помощью Майи-Парвати Он становится Сагуна-Брахманом (обладающим качествами). Преданные Рамы, прежде чем совершать поклонение Раме, должны почитать Господа Шиву в течение 3 или 6 месяцев. Рама и сам совершал поклонение Господу Шиве в знаменитом Рамешвараме. Господь Шива — Покровитель аскетов и йогинов, облаченный в пространство (Дигамбара).
Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны — caттвy, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, который Он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог «ом», из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.
Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкуры слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр — похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей обозначают мудрость и вечность — змеи живут множество лет. Он — Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.
«Хаум» — это биджакшара Господа Шивы. Он — Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный), Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий). «Шантам шивам адвайтам» («Мандукья Упанишад»). Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы — опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным Светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидъю и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру. В своей сущности я — Господь Шива. Шиво’хам, Шиво’хам, Шиво’хам.
Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Параматмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые, шипя, передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива, путем контроля над чувствами и умом, достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.
Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)». Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Господь украшает ими Свое тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишен страха и бессмертен.
Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Господа, показывают нам, что Он — Вечный.
Значение Бхасмы, Нанди и прочих атрибутов
«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши» — огонь и Рудру, «ва» — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.
Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.
На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.
Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.
Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга — единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга (общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благо-даря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи. Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.
Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.
Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед. В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.
Шивананда Свами. «Господь Шива и Его почитание»