Значение русской философии кратко в чем
Значение русской философии
Русская философия стоит особняком по отношению к западной, и границей водораздела стала философия Канта. Русская философия не пошла по пути обоснования науки посредством противопоставления явления и вещи в себе. В ней сильнее сказались религиозное начало и стремление к поиску абсолютной истины.
Русскую философию можно назвать преимущественно религиозно-социальной. Н.О. Лосский отмечал, что русской философии
присуще острое чувство реальности и интуитивизм в гносеологии. Другая черта — это стремление к целостности познания и поведения человека, основанной на единстве рационального мышления, чувственного опыта, эстетического вкуса, религиозных и нравственных представлений и мистической интуиции. Все это указывает на синтетический характер русской философии, которая помимо отмеченных имеет еще один аспект, связанный с промежуточным положением России между европейскими и восточными цивилизациями, — синтез западных и восточных представлений.
Русская мысль разрабатывала фундаментальные философские темы и в то же время внесла в философию свою специфику, вытекающую из особенностей национального характера. На шкале «интуиция — рационализация» русская философия, как и подобает религиозной философии, будет ближе к левой части. Без русской философии невозможна философия как целостное постижение мира, поскольку ей присуща в качестве основной синтетическая функция. Этим путем синтеза определяется и ее будущее.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности русской философии?
2. Как соотносится «Слово о Законе и Благодати» митрополита Ила-
риона с «Государством и революцией» В.И. Ленина?
3. Какие этапы развития прошла русская идея?
4. Каковы перспективы дальнейшего развития русской идеи?
5. Каковы основные черты программы развития русской философии
И.В. Киреевского?
6. Каковы главные особенности философии В.С. Соловьева?
7. Каковы главные особенности философии H.A. Бердяева?
8. Каковы основные направления развития советской философии?
9. В чем значение русской философии?
10. Каких современных русских философов вы знаете?
Рекомендуемая литература
Бердяев H.A. Русская идея: В 2 т. — М., 1994.
Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. — М., 1991.
Киреевский И.В. Избранные статьи. — М., 1984.
Лососий Н.О. История русской философии. — М., 1991.
Русская идея / Сост. М.А. Маслин. — М., 1992.
Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. — М., 1988.
12.Русская философия
Общее понятие и характерные черты русской философии.
Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
1.сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
2.специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
3.целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
4.большая роль проблем морали и нравственности;
6.широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
2.космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
3.проблемы морали и нравственности;
4.проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
7.проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
Вклад русской философии в сокровищницу мировой философской мысли.
Сила, ценность русской философии в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естественные науки, а русская философия – на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура. Достоевский и Толстой – два титана русской культуры – были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.
Вклад русской религиозной метафизики в мировую философию значителен, но не менее важен ее вклад в мировую христианскую теологию. Русская философия конца ХIХ – начала ХХ века была ответом на вызов времени.
Более того, именно в России, и только в России мы получили православно-христианскую метафизику культуры и истории. В византийской мысли этого не было. Но именно русские религиозные мыслители внесли свой вклад в такие сюжеты как Церковь и история, Церковь и культура.
Общее понятие
Славянское идеологическое наследие является частью всемирного мировоззрения и культуры, особенностью русской философии считается национальная независимость и неповторимость. Концепция не опиралась в развитии на античные понятия, а только позаимствовала некоторые культурные элементы. Русичи не читали труды византийских мудрецов в оригинале из-за незнания греческого языка и латыни. В это же время Запад имел в распоряжении целые классические системы, готовые идеи, термины и понятия.
Характеристики философии:
Русское мировоззрение занималось темой постижения мира только по отношению к личности. Проблемы обоснования существования бога сводились к тому, что человеку это не нужно, так как достаточно веры. В философии уделялось внимание формированию нравственности, рассуждения приводились в направлении развития добродетельности и целомудрия. Самобытная идеология имела практическую ориентацию и тесно связывалась с культурой.
Характерными чертами русской философии можно считать феномены христианского сознания с особой духовностью, переживанием красоты окружающего мира, религиозным объяснением природных явлений. Список элементов русской этики продолжается милосердием, состраданием, готовностью к лишениям, послушанием и кротостью.
Периоды развития
Особенности идеологии проявлялись во все основные этапы развития русской философии от первого возникновения трудов мыслителей до современного толкования. Условия существования расценивались как неблагоприятные по сравнению с западноевропейскими странами. Когда в германских университетах читал лекции по материализму Кант или выступал приверженец трансцендентального идеализма Шеллинг, то в России обучение философии находилось под запретом.
Свободомыслие не допускалось по политическим причинам. Государственные деятели считали пользу от преподавания философии недоказанной, а вред наблюдали очевидный.
Основные периоды становления:
Дискуссии по вопросам возникали, когда были попытки определить путь развития российской философии как отсталый или отнести становление идеологии к индивидуальному направлению другого типа. Славянские народы в трактовке истории началом определяли православие и самобытное развитие. Западные мыслители придерживались европейского просвещения, превозносили прогресс и разум.
Раннее становление
Мировоззрение средневековых русичей в то время было близко к западноевропейскому учению с религиозной подоплекой. Характеристикой философии является отсутствие независимого статуса и вхождение в духовную идеологию. Наблюдается влияние Византии, так как оттуда пришло христианство.
В те дни философом считался образованный человек, который имел мудрость и писал труды. Из Византии привозились книги, переведенные с греческого языка. Первым древнерусским мыслителем считался Илларион, митрополит Киевский, являвшийся приближенным Ярослава Мудрого. Он написал произведение «Слово о законе и благодати», где отобразил распространение Божьего учения.
Другим представителям русской философии того времени считался епископ Кирилл Туровский и митрополит Киевский Климент Смолятич. Кирилл написал «Притчу о слепце и хромце», при этом он оставил кафедру и стал жить уединенно. Он выпустил «Слова», с представлением круга Господских праздников. Его перу принадлежат:
До нашего времени дошло послание Климента Смолятича, в тексте которого он оспаривал упреки пресвитера Фомы в тщеславии и мнении себя философом. Во второй части мыслитель отстаивал право использовать библейские облики, притчи для широкого понимания народом.
Ценным сочинением считался текст «Поучение» князя Владимира Мономаха, где он говорил о достижении праведности методом слез, покаяний и милостыни. К памятникам выражения общественного сознания относилось «Слово о полку Игореве» и летописный свод «Повесть временных лет».
Зарождение материализма
Крупным философом тех веков считался А. Н. Радищев — российский поэт, прозаик, начальник Петербургской таможни, член комиссии при Александре I по назначению законов. Прославился основным трудом «Путешествие из Петербурга в Москву» в середине 1970 года. Он придерживался просветительской философии противления крепостничеству и самодержавию. Писатель начал получение знаний в России, конец обучения прошел в университете Лейпцига.
В его трудах рассматривались вопросы:
Критика абсолютизма и крепостного уклада велась деятелем с моральной, политической и экономической точки зрения. Общественный порядок он считал несправедливым, но не видел революционной партии, способной повести за собой массы. Освобождение крестьянства Радищев представлял только с помощью изменений сверху.
Другой деятель вошел в прошлую историю как ученый во многих областях науки. Фамилия М. В. Ломоносова связывалась с направлением естественного научного материализма. Общефилософских проблем он касался поверхностно, так как они имели некоторое отношение к его исследованиям. Влияние его трудов положило начало объяснению природных явлений с точки зрения материализма, а не религиозности.
Одновременно наблюдалось несоответствие теории практицизма и веры в бога, которого ученый считал устроителем мира. Это не мешало ему бороться с попытками впутывания религии в научные исследования. Ломоносов озабочивался судьбой Отечества, народа, науки в этическом и социальном плане.
Философия просвещения
Новая идеологическая эпоха в России называлась временем реформ, начало совпадало с правлением Петра I. Держава активно включалась в общемировую торговлю, в России развивалась промышленность, была создана академия наук. В обществе появились социальные формирования в виде групп служилого дворянства, интеллигенции, разночинного сословия, люди обучались наукам на Западе.
Петровские реформы были необходимы России, но одновременно создавали противоречия, которые были видны в разных сферах общественного развития. Социальный раскол стал углубляться, максимально ущемились народные права. Столичный люд откололся от остального народа, повсюду вводился каторжный труд, который поддерживался идейным государственным аппаратом.
В эпоху происходило отделение светского обучения от религиозного образования, появилась обособленная от церкви культура, Россия больше уподоблялась Западу. Авангардная интеллигенция усвоила атеистическую и нигилистическую философию, а прежние духовные ценности перешли в категорию неприемлемых взглядов.
Мыслители того времени развивали утопические социальные теории, собирались в кружки для организации духовного наследия, в стране возникла масонская идеология. Философия формировалась в виде дифференцированной сферы, где сочетались традиционное христианство и светское мышление. Яркими представителями идеологического направления были Федор Прокопович и Григорий Сковорода.
Первый деятель прославлял неограниченную власть царя, остался в истории основателем практической и теоретической реформы церкви. Прокоповичу была близка идея философского деизма, в которой господь создал мир, но в природу при этом не вмешивался.
Г. Сковорода бо́льшую часть аскетической жизни странствовал, написал множество мировоззренческих диалогов, поэм. В трудах описывал соединение богопознания с самосознанием человека. Деятель рассматривал сердце в качестве средоточия телесного и духовного бытия личности. Г. Сковорода уделял внимание моральным принципам в своей теории.
Естественно-научная идеология
В этот период мыслящие умы России были захвачены перспективами развития общества, мечтали о скорых переменах. Наступающий мировой кризис оказывал влияние на философские взгляды, которые все чаще рассматривали пути дальнейшего развития страны. Классический период в истории развития философии поддался влиянию универсализма, радикализма, социализма, демократии, ортодоксальных религиозных реформ.
Учение XIX века содержит направления:
В России появилось два мощных направления: религиозный ренессанс и марксизм. Они возникли в результате конфронтации философии коллективности и индивидуальности. Марксизм выделился из распавшегося народничества, и его принимали представители разных слоев.
Г. В. Плеханов сделал значительный вклад в развитие ортодоксального марксизма. Он посвятил много трудов философскому, социологическому аспекту материалистического восприятия истории. В его записях предпринимались попытки научного предвидения сдвигов в обществе.
Постсоветская форма мышления
В годы социализма идеология развивалась на основе сочетания сознания и материи, а практическим методом признавалась диалектика. Структура философии делилась на концепцию природы и материализм. Природа в виде объективной реальности рассматривалась как вечное проявление во времени и пространстве. Сознание воспринималось в форме элемента высокоорганизованной материи.
Философия в постсоветский период угодила в ситуацию неясности после снятия идейных запретов коммунистического строя. Получила развитие та часть наследия, которая в результате изоляции советской философией искусственно подавлялась. Стала формироваться и прогрессировать культурология, политология, антропология, религиоведение.
13. Особенности русской философии.
М.В. Нестеров «Философы» 1917
Изображены С.Н. Булгаков и П.А. Флоренсий
Русская философия представляет собой одно из оригинальных и выдающихся явлений мировой культуры, хотя и не имеет столь долгой истории, как, например, китайская, индийская или античная философия. На ее становление и развитие определяющее воздействие оказало множество факторов:
1. Отсутствие дохристианского, античного периода развития;
2. Сильное влияние идеологии и морали: сначала христианской, а затем коммунистической;
3. Тесное взаимодействие русской культуры с культурами других народов;
4. Сложный путь исторического развития России;
5. Специфика самого стиля философствования: в западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, «научный», а в русской – эмоционально-образный, художественный стиль философствования;
6. Пристальное внимание к социальной проблематике, т.е. русская философия явилась философией жизни и сознательно подчинялась решению стоявших перед обществом насущных проблем.
На каждом этапе развития русской философии эти особенности проявлялись с разной силой, что и придавало им неповторимое своеобразие.
В своем развитии русская философия прошла ряд периодов, тесно связанных с исторической судьбой русского государства:
1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.
2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.
3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.
4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.
5. период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.
1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия.
На данном этапе происходит усвоение восточными славянами традиций христианской православной религии византийской философии, культуры с сохранением в них на многие века заметного влияния древнерусской мифологии. Наиболее выдающимися представителями философской мысли этого периода были митрополит Илларион, Никифор, Сергий Радонежский, князь Владимир Мономах и др. Они сформировали следующие представления:
1. о мире как о творении Бога;
2. о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней;
3. о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души.
В XV- XVI вв. эти суждения были дополнены высказываниями Филофея, Нила Сорского, князя Ивана Грозного, князя А.Курбского, Максима Грека, Ю.Кражанича, и др.:
1. о народе как объекте постоянной опеки, повинующемся «грозному» царю, который укрепляет законность, любит народ, следит за порядком и другими идеями относительно искусства, светской власти и ее связи с духовной властью;
2. о самобытности славянского культурного мира, противостоящего как «немецкой», так и «греческой» культуре;
3. о человеке как «образе и подобии Бога.
2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение.
Русская философия этого периода представлена также такими известными личностями, как А.Н. Радищев, М.М.Щербатов, Григорий Сковорода и др., выдвинувшими ряд аргументом в пользу бессмертия души человека. Помимо этого Радищев предпринял попытку создания «картины человека», акцентируя при этом внимание на его включенности в систему природных связей и закономерностей, при одновременном подчеркивании его способности видеть во всем присутствие Бога.
3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс.
К наиболее характерным особенностям данной эпохи относят бурное развитие русского варианта духовного Ренессанса и более тесную соотнесенность с западноевропейской философией (гегельянством, неолейбницианством, неокантианством, неогегельянством, позитивизмом). Круг проблем, исследуемых русскими философами, разделяется на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:
1. «познания», с основной оппозицией «вера-знание»;
2. «действие», с основной оппозицией «аполитизм-революция»;
3. «ценностей» (нравственности), с основной оппозицией «альтруизм-эгоизм».
Характерной особенностью русской философии этого периода является то, что будучи органической частью мировой философии с традиционной проблематикой, она представляет собой и многообразие философских доктрин, систем, школ, традиций, организованных вокруг двух «полюсов»:
1. «философии тотальности» (целостности, коллективности);
2. «философии индивидуальности».
Наиболее яркими представителями «философии тотальности» славянофилы (И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин), проповедовавшие идеи православия как фундамента мировоззрения и познания, обеспечивающего возможности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном знании». Относились к монархии как к «нравственному миру», сочетающему в себе личностное и коллективное начала, негативно и критично воспринимали российскую действительность, развитие событий в которой грозило распадом крестьянской общины и европеизацией страны.
К представителям философии тотальности относят также:
— К.Н.Леонтьева с его пессимистической историософией, построенной на отказе от национального принципа, и с отношением к православию как суровой аскетической вере на грани мироотрицания;
— И.Федорова (философия русского космизма) с его опорой на православное христианство и стремление достижения «братства» через объединение теоретического и практического разума, Бога, человека и природы, науки и искусства в религии.
Философия индивидуальности представлена идеями западничества (П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, В.Г Белинский, А.И Герцен) с характерной для него ориентацией на западноевропейскую цивилизацию, с критикой православия, акцентированием внимания на личностное начало, тяготевших к материализму и атеизму.
Философию в России этого периода представляли также:
— народники (Бакунин, Лавров, Ткачев, Кропоткин);
— русский космизм (Одоевский, Сухово-Кобылин, Циолковский, чижевский, Рерих);
— религиозные философы (Толстой, Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк, Лосский, Шестов, Флоренский, Андреев).
Л.Н. Толстой создал свою «рациональную» религию, включавшую в себя все ценное из христианства и восточных религий и представляющую для него «новое жизнеописание», основанное на принципах любви (Бог есть любовь) и «непротивления злу».
4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии.
5 период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.
В последние годы после крушения коммунистической системы в России началось пробуждение интереса к творчеству русских философов прошлого и послереволюционной эмиграции, но о возрождении лучших традиций отечественной философии можно говорить только как о все ярче проявляющейся тенденции.
1. Составьте три своих вопроса и (ответа на них) по изученной теме
2. Выпишите встреченные термины и выпишите из словаря их определение
1. Чем отличается русская философия от европейской?
2. Почему у русской философии не было античного периода развития?
3. Сколько периодов в развитии прошла русская философия?
4. В чем особенности первого периода?
5. Основное содержание второго периода русской философии?
6. Каковы отличия западников от славянофилов и представляемых ими философских направлений?
7. Когда и в чем проявился упадок русской философии?
8. На какой стадии развития на данный момент находится философия в России?
Митрополит Иларио н (прозвище Русин; умер ок. 1055 года) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Автор «Слова о законе и благодати» (1030—1050).
Память святителя Илариона совершается 21 октября (по юлианскому календарю).
Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Илариону; летописи содержат ряд упоминаний имени Ларион, которые по историческому контексту идентифицируют с ним. Так, под 1051 годом «Повесть временных лет» излагает зарождение Киево-Печерского монастыря: «Боголюбивому бо кня́зю Ярославу, лю́бящю Берестовое и церковь ту су́щую святы́х апостол и попы́ многы набдя́щю, в них же бе презву́тер именемь Ларион — муж благ, книжен и постник»; он первый «ископа печерку малу двусажену» там, «кде ны́не ветхый манасты́рь Печерьскый». Согласно записи в начале летописной статьи 1051 года в ПВЛ («лѣ́то 6559»), его («Лариона») «постави Ярослав митрополитом собрав епископы».
Ему принято приписывать авторство произведения, известного как «Слово о законе и благодати» («О законѣ Моисѣ́омъ данѣѣмъ, и о благодѣ́ти и истинѣ Ису́сомъ Христомъ бы́вшии. И како законъ отиде, благодѣ́ть же и истина всю землю исполни, и вѣ́ра въ вся язы́кы простреся и до нашего язы́ка ру́скаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени бы́хомъ и молитва къ Богу от всеа земли нашеа»), дошедшее в более чем 50-и списках XV—XVI веков. Атрибуция иных — сомнительна.
Монах Филофей (около 1465—1542 ) — старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района), сведения о котором весьма скудны. Известен как предполагаемый автор концепции «Москва — Третий Рим», тезисы которой изложены в его письмах дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу.
В своих посланиях Филофей полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина, вообще отвергая астрологию («не от звѣздъ сие приходит»); заботится о некоторых местных псковских делах; отстаивает принципы иосифлян, впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры. Впрочем, указанные письма посвящены иным вопросам и говорят не о Москве или России, но «Ромеиском царстве», которое отождествляется с Московским княжеством и о котором Филофей пророчествует: « два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Схожая идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии».
Предполагаемое авторство Филофея сочинения «Об обидах Церкви» к царю Ивану IV Васильевичу опровергается учеными, так как оно содержит элементы полемики с первым Посланием. Продолжатель Филофея связал тему «Третьего Рима» с защитой имущественных прав церкви.
В августе 2009 года сообщалось, что псковскими археологами была обнаружена могила, предположительно принадлежащая Филофею.
Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики[12заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера
Статский советник, профессор химии (с 1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук. Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
Тимофей Николаевич Грановский (1813 — 1855) — русский историк-медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России. Профессор всеобщей истории Московского университета (1839—1855). Идеолог западничества. Был ближайшим другом Н. П. Огарёва и А. И. Герцена.
Родился в дворянской семье среднего достатка и был старшим из пяти детей. Его отец, Николай Тимофеевич, был советником соляного управления. Мать, происходившая из богатой малороссийской семьи, имела благотворное влияние на сына. До 1826 года воспитывался дома. Домашнее воспитание Тимофея было направлено главным образом на изучение французского и английского языков. С 13 лет учился в московском частном пансионе Ф. И. Кистера (1826—1828). В 1828—1831 годах жил в Орле. С января по июнь 1831 года служил в Департаменте иностранных дел в Санкт-Петербурге. В августе 1832 года был зачислен студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Окончив университет в 1835 году со степенью кандидата, он поступил на службу в библиотеку Гидрогеографического депо Главного морского штаба — секретарём 1-го отделения.
В декабре 1835 года попечитель Московского учебного округа граф С. Г. Строганов предложил Грановскому занять кафедру всеобщей истории в Московском университете и для приготовления к профессорскому званию направил его в Берлинский университет. В это время, в начале 1836 года, Грановский познакомился с Н. В. Станкевичем, определившим развитие взглядов Грановского; в середине мая 1836 года он выехал в Берлин.
Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.
Павел Александрович Флоренский ( 1882- 1937) — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Родился 9 января в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Отец Александр Иванович Флоренский (30.9.1850—22.1.1908) — русский, происходил из духовного звания; образованный культурный человек, утративший связи с церковью, с религиозной жизнью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян; 25.3.1859—1951) принадлежала к культурной семье, происходившей из древнего рода карабахских армян. Бабушка Флоренского была из рода Паатовых (Пааташвили). Семья Флоренских, как и их армянские родственники, имели поместья в Елизаветпольской губернии. В семье было ещё два брата: Александр (1888—1938) — геолог, археолог, этнограф и Андрей (1899—1961) — конструктор вооружения, лауреат Сталинской премии; а также сестры: Юлия (1884—1947) — врач психиатр-логопед, Елизавета (1886—1967) — в замужестве Кониева (Кониашвили), Ольга (1892—1914) — художник-миниатюрист и Раиса (1894—1932) — художник, участник объединения «Маковец».
Поиск информации Коренев Е.
Философия: (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
Народники — движение русской интеллигенции на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. Три течения народничества — пропагандисткое, заговорщическое и бунтарское. Идеолог пропагандистского движения — Пётр Лаврович Лавров, заговорщического — Пётр Никитич Ткачёв, бунтарского — Михаил Александрович Бакунин.
Западники — течение рус. общественной и филос. мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной ирадикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизацииРоссии. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми З. первоначальносоставляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполнеточно: З. не отрицали своеобразия, оригинальности рус. культуры, однако либо относились к немуотрицательно (Л.Я. Чаадаев), либо рассматривали его как особый вид или путь к достижению единого идеалаевропейской культуры, которую они рассматривали как общечеловеческую.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
Национализм- (nationalism) Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий
Община- (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры.
Поиск определений – Суржиков Е.