Значимая межполушарная асимметрия отсутствует у ребенка что это значит
Связь межполушарной функциональной асимметрии мозга с развитием способностей детей дошкольного возраста.
Майя Варфоломеева
Связь межполушарной функциональной асимметрии мозга с развитием способностей детей дошкольного возраста.
Влияние функциональной асимметрии мозга на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста.
Периодизация психического развития детей дошкольного возраста с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий
Рассмотрим взаимосвязь возрастной периодизации развития психики (развития личности, интеллектуального и социального аспектов развития) с этапностью развития в онтогенезе функциональной асимметрии полушарий (ФАП). В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ, а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее ярко проявляющейся в развитии речевых функций (сенситивные периоды). Выделяются также критические периоды, или кризисы развития [3], через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, «скачка» развития [4].
Индивидуальность темпов развития, отсутствие единого унифицированного ритма развития для всех детей при сохранении общих закономерностей развития – перехода от одного периода к другому, наличия единого плана, или вернее, последовательности стадий развития позволяет говорить лишь об ориентировочных возрастных границах каждого периода, с выраженными индивидуальными вариациями. Размах вариации с возрастом имеет тенденцию к росту при переходе от одного периода к другому, соответственно возрастные границы периодов становятся более размытыми. Это связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли генетических факторов развития с присущей им жесткой детерминированностью, и возрастания влияния факторов социальных, более вариабельных. При этом более значимую роль начинает играть индивидуальный опыт как фактор развития (М. Тышкова, 1990 [5]). В частности, подобное снижение влияния генетических факторов в период пубертатного созревания было показано Н. Г. Липовецкой с со авт. (1975 [6]). По мнению М. С. Егоровой, В. В. Семенова (1988 [7]) с возрастом уменьшается степень генетической обусловленности межиндивидуальной изменчивости таких черт темперамента и личности, как активность, эмоциональность, социабельность, экстраверсия и интроверсия, невротизм. Можно сослаться также на эволюционногенетический принцип Т. М. Марютина, 1988 [8], согласно которому филогенетически более молодые функции обладают большей индивидуальной изменчивостью.
Младенческий период.
Ранний детский период.
По мере развития речи и связанных с ней кортикальных центров доминантного полушария (левого у правшей, последнее становится ведущим в развитии (II период, привнося свой (аналитический, вербально-логический) способ обработки информации, свой (аналитический, поленезависимый) способ восприятия – «левополушарные» (ЛП). В развитии мышления начинается переход от мышления конкретного к абстрактному, словесно-понятийному, связанное с формированием собственно сознания, по Л. С. Выготскому [17]. По Ж. Пиаже [18], данный этап рассматривается как предоперациональная стадия интеллектуального развития. Продолжается данный период до возраста 3-4 лет.
Дошкольный период.
III период характеризуется приматом развития абстрактного мышления (начало операциональной стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже [18], в котором наиболее ярко проявляется принцип культурного развития ВПФ (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия [19]). На данном этапе, который Ж. Пиаже именует стадией конкретных операций, происходит совершенствование, углубление процесса интериоризации мыслительных действий, превращающего их в операции. Завершается данный период в возрасте 6-8 лет, в среднем около 7 лет.
Функциональная асимметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей
Любая сложная форма психической деятельности человека реализуется при участии обоих полушарий головного мозга, но каждое из них вносит свой вклад в ее организацию, обеспечивает свою сторону этой деятельности. Левая гемисфера имеет ведущее значение в регуляции импрессивной и экспрессивной речи, а также других зависящих от речи функций — письма, чтения, счета, вербальной памяти; а правая доминирует в высших зрительно-пространственных функциях, синтезирует ощущения различной модальности в конкретные «кортикальные образы» [1], [3], [8], [19].
Существует мнение о том, что у человека латерализация речи имеет генетическую основу и отмечается с первых дней жизни ребенка. В последние годы методом вызванных потенциалов показано, что у новорожденных первоначальное различие согласных происходит в левом полушарии. Предполагается, что столь раннее выявление межполушарных различий имеет место вследствие латерализации механизмов восприятия, чувствительных к специфическим акустическим речевым сигналам. При изучении функционального развития мозга ребенка методом ЭЭГ было показано, что у детей функциональная асимметрия появляется рано — уже с первых месяцев жизни, а при восприятии слов отмечается уже в 6 месяцев.
Проблема обучения детей дошкольного возраста с различным профилем межполушарной асимметрии
По данным Министерства здравоохранения РФ, среди дошкольников и младших школьников леворукие дети составляют от 7 до 10%. Мониторинг, проведенный в дошкольных учреждениях города Краснодара, выявил следующие результаты: среди детей 5-7 лет около 30 % составляют леворукие дошкольники, а у 20 % детей наблюдают способность действовать обеими руками в равной мере. Из этих данных видно, что праворукими можно считать лишь 50 % дошкольников данного возраста. Не секрет, что переход к школьному обучению для многих детей является большим стрессом, так как меняется не только привычный вид деятельности с игрового на учебную деятельность, но и повышаются требования к темпам овладения знаниями, умениями, навыками, увеличиваются статические нагрузки. При этом основными причинами дезадаптации в школе являются индивидуальные особенности развития самих учеников: дети с преобладанием правополушарной активности адаптируются к школе с большими потерями в здоровье, чем школьники с сильной нервной системой и с левополушарной доминантой. Часто эти трудности в школе у леворуких детей приводят к агрессии, отказу от активной учебной деятельности, и как следствие, к неуспеваемости. Они не могут освоить программу, и зачастую вынуждены оставаться повторно на год. Это связанно еще и с тем, что современные методики обучения рассчитаны на детей с левополушарным профилем асимметрии. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе отмечают, что многие трудности, с которым сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью подготовительной работы на предыдущем, дошкольном этапе.
Заключение.
К сожалению, в современной практике дошкольного образования отсутствует дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности межполушарной асимметрии, что зачастую становится источником стресса для детей, родителей и педагогов. Для дошкольного периода онтогенеза человека характерно прогрессирующее формирование уни- и бимануальных координаций различной степени сложности, отражающее возрастное развитие и функциональное становление взаимосвязей правого и левого полушарий головного мозга в организации произвольных движений. Однако уровень межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, несмотря на активное совершенствование, и к началу обучения в школе далек от дефинитивных характеристик. Следовательно, на современном этапе развития дошкольного образования возникает необходимость в разработке системы физических упражнений для подготовки детей к обучению в школе и регулярном ее использовании в старших группах ДОУ. При этом необходимо дифференцированное применение этих упражнений с учетом не только физического и умственного развития детей, но и особенностей межполушарной асимметрии.
Список используемой литературы:
1. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.
2. Диагностика умственного развития дошкольников. М. 1978.
3. Л. С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.
4. А. Коссаковский. Психическое развитие личности в онтогенезе. – В кн. : Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. – М. : Наука, 1989 – 183 с.
5. М. Тышкова. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. – В кн. : Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. – М. : Наука, 1990 – 214 с.
6. Н. Г. Липовецкая, Н. С. Кантонистова, Т. Г. Холмоганова. Наследственность и среда в развитии ряда соматических и психических признаков. – В кн. : Тезисы докладов по основным вопросам дифференциальной психофизиологии и ее генетическим аспектам. М., 1975. – С. 214-215
7. М. С. Егорова, В. В. Семенов. В кн. : Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М. : Педагогика, 1988 – 336 с. – С. 291
8. Т. М. Марютина. Там же, с. 129.
10. Л. Шерток, Р. де Соссюр. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. – М. : Прогресс, 1991 – 288 с.
11. Э. Эриксон. Детство и общество. – СПб. : ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996 – 592 с.
12. Э. Эриксон. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. – Архетип, 1995, N 1.
13. Д. Эдкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М. : Ин-т психологии РАН; Когито-центр, 1996 – 16 с.
14. В. Шутс. Глубокая простота. – СПб. : » Роза мира», 1993 – 218 с.
15. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии, 1984. N 4
16. Г. Клаус. Введение в дифференциальную психологию учения. – М. : Педагогика, 1987 – 176 с.
17. Л. С. Выготский Развитие высших психических функций. – М. : Изд. АПН, 1960.
18. Ж. Пиаже. Теория Пиаже. – В кн. : История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М. : Изд. МГУ, 1986 344 с. – С. 232-292
19. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Этюды по истории поведения. – М. : Педагогика-Пресс, 1993.
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании.
Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Цель: «Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы,.
Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познания окружающего мира и себя в нем. Главным.
Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности.
Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. [/b] Социально-экономические преобразования в обществе диктуют.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики «Самое лучше, что есть в жизни- это свободное движение.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.
Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.
Есть несколько интересных фактов о взаимосвязях, которые существуют между двумя половинами мозга.
Во-первых, левое полушарие всегда немного больше по размеру, чем правое.
Во-вторых, в правом полушарии находятся длинные нервные волокна, которые связывают его с левым. А левое, наоборот, содержит большое количество коротких волокон, которые создают связи на ограниченных участках. Асимметрия мозга – это процесс, формирование которого занимает в среднем от десяти до пятнадцати лет. Иногда его скорость может быть обусловлена генетическими особенностями. Он практически не наблюдается у младенцев.
Асимметрия – это приобретенное качество. Кроме того, доказано, что у неграмотных людей оно выражено меньше. То есть в процессе обучения и приобретения новых знаний мозг становится все более асимметричным. Те же, кто не уделяет образованию должного внимания, замедляют развитие многих важных функций.
ОПЫТЫ С РАСЩЕПЛЕННЫМ МОЗГОМ
Функциональная асимметрия проявляется совершенно парадоксальным образом. Например, оказалось, что левое полушарие отвечает за построение логических связей, математические вычисления. Оно хорошо «понимает» любую сложную речь. Правое полушарие, наоборот, может опознать только самые общие связи. При предъявлении самых обычных предметов – ложки или клубка ниток – оно может отнести их к определенному классу. Преимуществом же правого полушария является превосходная ориентация в пространстве. Был поставлен эксперимент: пациентов с расщепленным по медицинским показаниям мозгом просили правой рукой собрать конструкцию по чертежу. При этом ими было допущено много ошибок. Это и было обусловлено тем фактом, что левое полушарие отвечает за правую сторону тела.
Исследования расщепленного мозга также показали, что люди с повреждениями правого полушария очень плохо ориентируются в пространстве. Часто такие больные не могут найти дорогу до дома, в котором до этого они прожили не один десяток лет. Р. Сперри доказал, что при рассечении мозолистого тела происходит следующее: процессы в двух полушариях головного мозга начинают протекать самостоятельно. Это похоже на то, что действуют независимо друг от друга два разных человека. По мнению многих ученых, асимметрия – это явление, которое досталось человеку в ходе эволюции и является ее приобретением.
АГНОЗИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ МОЗГА
Асимметрия мозга в действительности проявляется наиболее наглядно при повреждениях одного из полушарий. Например, травмы правого полушария могут повлечь различные типы так называемых агнозий. При этом расстройстве человек не способен воспринимать знакомую ранее информацию. Например, известна агнозия на лица, при которой больной не узнает лиц знакомых людей. И это несмотря на то, что память на другие предметы окружающего мира и ситуации остается абсолютно сохранной.
Итак, асимметрия головного мозга предполагает разделение мыслительных функций на две большие сферы – пространственно-образное мышление и абстрактно-логическое. К этим понятиям существует немало синонимов. Например, аналогичными являются определения вербального и невербального мышления, а также дискретного и симультанного. Правое полушарие отвечает за симультанное мышление, поскольку воспринимает объект во всей целостности его свойств. Совокупность восприятия недоступна логически ориентированному левому полушарию. Оно анализирует и изучает каждый объект отдельно.
ФУНКЦИИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Асимметрия головного мозга отвечает за распределение функций между двумя полушариями. Левое полушарие отвечает за аналитическую обработку информации. Ему присуще мышление по типу «от частного к общему», то есть индукция. Оно обрабатывает весь поток информации от окружающего мира по логическому принципу. Правое же полушарие отвечает за такую мыслительную операцию, как синтез. При этом части воспринимаемого объекта оказываются объединены в целое. Мышление осуществляется по дедуктивному принципу – от общего к частному. Правое полушарие отвечает за метафорическое, образное мышление.
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ: ДРУГИЕ ОТЛИЧИЯ
Восприятие текущих событий в хронологическом порядке – это функция левого полушария. Для правого, наоборот, все события как бы происходят одновременно. Оно не ориентируется во времени: для него существует только «здесь и сейчас». Левое полушарие ориентировано на прочтение схем, например информации на географических картах. Правое, напротив, ориентируется в конкретном пространстве, например в помещении. Есть также разница между распределением функции контроля эмоций в полушариях головного мозга. Левое полушарие отвечает за положительные переживания, правое, напротив, за негативные.
АСИММЕТРИЯ В ПРИРОДЕ
Значимая межполушарная асимметрия отсутствует у ребенка что это значит
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Агенезия (нарушение, недоразвитие) мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Нарушаются пространственная ориентация, баланс, осознание собственного тела, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.
Ребенок с такими проблемами не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, воспринимая информацию на слух или зрительно. У детей с данной патологией, если вовремя не начать коррекцию и последующую реабилитацию, возникает целый ряд серьезных проблем, которые являются серьезным препятствием в развитии и обучении, в том числе и школьном.
В том случае, если агенезия мозолистого тела не сопровождается никакими другими патологиями развития, прогноз для больного достаточно благоприятный. Примерно восемьдесят с лишним процентов таких детей развиваются практически без нарушений либо с пограничными проблемами в неврологическом развитии. Нужно признать, что главная «опасность» этого нарушения таится в том, что у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающей терапии с нарастающей нагрузкой для мозга. Такой подход должен сохраняться до 12-14 лет ребенка, пока межполушарные связи окончательно не сформируются. Форсировать события здесь, к сожалению, нельзя. Иначе не избежать сочетанных проблем и других патологических состояний, которые усиливают симптоматику и ухудшают клиническую картину.
Агенезия мозолистого тела, хоть и встречается сравнительно часто, тем не менее, является малоизученным состоянием, особенно на просторах нашей страны.
Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский реабилитационный центр «Дельфания»
Лицензия Министерства образования №9356 от 17.12.15.
Адрес: г. Новосибирск, ул. Кропоткина, 271.
Значимая межполушарная асимметрия отсутствует у ребенка что это значит
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.
Статья:
Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.
При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность.
Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.
Результат — отличная успеваемость в школе и освоение обучающих программ любой сложности.
Межполушарные связи — что это такое?
Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.
Функции межполушарных связей:
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.
Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей
Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.
Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия:
Справка! У младенцев заподозрить нарушение межполушарного взаимодействия можно по «торможению» перед любым действием, а также по отсутствию этапа ползания.
Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.
Причины
В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.
Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.
Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.
Другими причинами могут быть:
Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?
Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:
Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.
Специальные упражнения
Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Поммимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.
Важно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.
Приемы для детей от 2 лет и старше:
Нейродинамическая гимнастика
Когда ребенок пошел в школу, в общеобразовательный процесс нужно обязательно включать нейродинамические упражнения. Это приводит к лучшему усвоению изучаемого в школе материала, развивает произвольное и непроизвольное внимание, улучшает концентрацию и скорость переключения, формирует разные виды мышления, улучшает сенсомоторной контроль.
Упражнения:
Игры для дошкольников
Игры для дошкольников на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия:
В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем.