Значок радуга что означает
Многие могущественные символы политических, социальных, общественных движений отличаются простотой и известны куда больше своих создателей
Таков, безусловно, и радужный флаг Гилберта Бейкера.
Предыстория
Автор фото, Getty Images
Шон Пенн выступает в Сан-Франциско после учреждения Дня Харви Милка в Калифорнии (3 марта 2009 года)
Незадолго до смерти, однако, именно Харви Милк попросил 25-летнего Бейкера создать флаг набирающего силу гей-движения. Единственным художественным опытом в багаже Бейкера к тому времени были активно создававшиеся им лозунги, знамена и плакаты для демонстраций против войны во Вьетнаме и маршей гей-активистов.
Автор фото, Getty Images
По легенде, источником вдохновения для радужного флага гей-движения была песня «Over the Rainbow», исполненная в фильме «Волшебник из страны Оз» актрисой и певицей Джуди Гарленд, ставшей одной из первых гей-икон
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Как бы то ни было, флаг Бейкера состоял уже из восьми горизонтальных полос, причем каждый цвет, по задумке автора, являлся символом той или иной важнейшей составляющей человеческого бытия:
Впоследствии, впрочем, он объяснял свой выбор куда более просто: «Нам нужно было что-то красивое, что-то наше. Радуга отлично подходит, потому что она отражает наше разнообразие с точки зрения расы, пола, возраста и так далее».
Модификации, вариации и признание
Тридцать добровольных помощников помогли Бейкеру вручную выкрасить и сшить два первых радужных флага, под которыми активисты движения вышли на гей-парад в Сан-Франциско 25 июня 1978 года.
Флаг пришелся всем по душе, однако попытки поставить его производство на промышленную основу столкнулись с неожиданными трудностями. Подобранный Бейкером розовый цвет оказался очень редким и дорогим, и от него пришлось отказаться.
Автор фото, Reuters
Радужный флаг длиной два километра на гей-параде в городе Ки-Уэст во Флориде. Вошедший в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый длинный флаг в мире, он был создан Гилбертом Бейкером специально для четвертьвекового юбилея своего творения
Автор фото, Getty Images
26 июня 2015 года в ознаменование легализации гей-браков во всех 50 штатах США Белый дом был подсвечен цветами радужного флага
В 2015 году Музей современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке приобрел радужный флаг как часть своей постоянной экспозиции.
О ЛГБТ, радуге и извращении символов
Михаил Демурин, для МИА «Россия сегодня»
Что такое содом? Это — вопреки распространенному мнению — не такое состояние, когда люди просто много грешат. Это то состояние общества или отдельного человека, когда грех для них внутренне и внешне узаконен.
Уже не первый год мировое содомитское сообщество, взявшее для обозначения своего гомо- и бисексуального, а также трансгендерного содержания нейтрально-абстрактную аббревиатуру ЛГБТ, использует в качестве своего символа радугу. Но одно дело – неправительственные организации.
Другое — когда радугу для прославления содома использует правительство той или иной страны. Причем страны, чьи руководители в своих речах постоянно обращаются к Богу за поддержкой, и значительная часть населения которой является действительно верующими христианами.
Именно так в конце прошлой недели поступила администрация Барака Обамы, дав указание подсветить Белый дом радужными цветами в знак поддержки решения Верховного суда США, узаконившего однополые браки на всей территории страны. Одновременно госсекретарь Джон Керри заявил о намерении Вашингтона распространять содом дальше, по всей нашей планете.
Истинный смысл символа радуги связан для всех, кто чтит Библию или хотя бы Ветхий Завет, с окончанием потопа. Накрыв землю водой, как мы помним, Бог уничтожил допотопное человечество, чей совокупный грех стал неискупаем, за исключением праведника Ноя и его близких, и впоследствии восстановил порядок на земле. Соединившая тогда в первый раз небо и землю арка-радуга символизировала послепотопный завет Бога и человека.
Он сводится к обещанию, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:8-11). Кстати говоря, оба эти слова – радуга и арка – имеют в качестве своей смысловой основы древний индоевропейский слог «Rha» и его пару по принципу метатезы «Arh», присутствующие также в таких словах, как русские «рай», «патриарх», «архитектура», древнегреческое «архэ» (порождающая причина всего сущего), арабские «рахман», «рахим» (милостивый, милосердный как эпитеты Аллаха).
Да, радуга символизирует милость Божью к нам и Его готовность прощать наши грехи, но в одном случае: если мы осознаем повреждение нашей человеческой природы, способны видеть зло, которое после потопа действует в мире преимущественно не открыто, а прикрываясь добром, каемся в своих грехах, противодействуем злу.
Тех, кто упорствуют в своем грехе, Бог учит соответствующим случаю способом: Хама за осмеяние и унижение своего родителя – определением его в рабство другим потомкам Ноя; строителей Вавилонской башни – разделением языков; мужеложцев Содома и Гоморры – огнем…
Можно принадлежать или не принадлежать к какой-то конкретной конфессии, но любой, кто видит наличие в мире Высшего начала и культурообразующую роль религии вообще и Библии в частности, не может не признать, что использование радуги как символа ЛГБТ-сообщества – это не «милая шутка» и тем более не правомерное обращение к символике мироздания. Это надругательство над мирозданием, утверждение мира греха как правила. По сути дела, приверженцы этого сообщества поступают как Каин: свое надругательство над Божьей волей они сопровождают требованием особого к себе отношения, некой охранной грамоты.
Случай с радугой не является в мировой истории единственным случаем использования священного символа теми, чья деятельность направлена на разрушение человечества. Та же подмена была осуществлена в первой трети XX века в отношении символа свастики. Сегодня это слово для русского человека, да и для большинства человечества, звучит омерзительно, означая Гитлера, нацистов и подонков, но так было не всегда. В Российской Империи к свастике как символу святого духа относились с уважением. Она присутствовала, в частности, на предметах обихода последнего российского императора.
Далекие друг от друга сюжеты? Нацистский режим был жесток к гомосексуалистам? Уверен, что именно так скажут оппоненты увязывания этих сюжетов в одну тенденцию. И все же речь идет о двух составляющих общего наступления античеловечности. Облечь античеловеческое в самые что ни на есть «человеческие» одежды – весьма распространенный прием наших дней.
Чем и в какой последовательности мы должны ответить, решать каждому из нас, но в числе первых шагов на этом пути – защита символов. С каждым новым искаженным смыслом, с каждым очередным опороченным символом в мире становится меньше светлого и больше темного.
Назвали радугу «флагом ЛГБТ» — и светлого стало меньше. Признали, что однополые браки нормой — темного в мире прибавилось. Отказались защищать чистоту образов Иисуса Христа или пророка Мухаммеда, согласились с тем, что, оскорбляя их, кто-то «реализует свое право на свободное самовыражение», — темного стало еще больше…
Образ и символ Радуги
Навигация по статье
Матрица жизни
Все мы с детства слышали акростих, помогающий нам запомнить последовательность цветов такого дивного небесного явления, как радуга:
Радуга – Ра (солнце) — солнечная дуга — радует, напоминает нам о том – какой прекрасный мир вокруг, как в нем приятно и разумно можно жить.
Модель радуги – визуально рассказывает нам о строении нашей планеты и нашего энергетического тела здесь на Земле:
Подъем по радуге – естественное развитие жителя земли, эволюция, когда человек проходит в своем развитии от нижних сфер до верхних, встречается с собственным Духом.
В восточных храмах кое-где сохранилась модель матрицы 7х7, показывающей эволюцию человека и энергетическое наполнение каждого года его жизни от 1-го до 49-го. В этот период идет формирование Духа на основе постепенного набора (или вспоминания) земных качеств.
Картинка взята из видео-вебинара Вячеслава Вилорьевича Губанова «Матрица 7х7»
Матрица Жизни 7×7 — универсальный инструмент для определения задач на каждый год жизни с учетом 7-летних природных циклов и критических возрастов человека: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49… Как ей правильно и эффективно пользоваться для определения своих Биологических, Личностных и Духовных задач в различных жизненных периодах.
Радуга в мифологии
Во первых, основной смысл восприятия этого небесного явления состоит в том, что радуга – считалась мостом между миром людей и верхним миром.
Скандинавы называли радугу мостом между землей и небом, между миром людей и миром Богов. Этот мост охранял бог Хеймдалль от йотунов (аналоги Титанов – потомки богов и людей), которые рвались в мир богов за его сокровищами.
И сама радуга считалась имеющей предохранитель от подобных незваных гостей – красный цвет был фильтром, через который мог пройти бог (ас), но существо небожественной природы было бы сожжено в вечном огне красного.
Также, её называли дорогой богини радуги Ириды в греческой мифологии, выполняющей роль посланницы или посредницы между богами и людьми.
Библейские истории, которые основаны на концепции греха и пытаются нам его навязать, сообщают, что радуга появилась после Потопа – это символ прощения человечества Богом.
В некоторых легендах разных народов, радуге приписывалось полностью божественная природа, и тогда она была:
Другие поверья предполагали, что радуга является знаком и указателем на что-то хорошее:
Если ритмологически, то:
«Радуга — кармический символ, открывающий путь в прошлое.
Три радуги внезапных суждено каждому, полюбившему Землю. Радуга — ответная любовь планеты.
…Одна радуга рассказывает, насколько чётко ты встал на кармический путь.
Первая радуга приносит радость, вторая печаль, третья — скорбь.
К счастью, три радуги суждено увидеть единицам, тем одиночкам мирозданья, которые в конце планетарного пути. Это их последнее шествие по маленькой голубой планете с мягкой, контактной, гармоничной природой».
Е.Д. Лучезарнова, Живое письмо «Алтайская десятка».
Радуга – символ ЛГБТ
Так как радуга похожа на арку, то, разумеется, человеческая фантазия не могла не придумать вариантов – что будет, если пройти под радугой, войти в эту арку. Например:
Последнее, кстати, вполне соответствует ритмологии, которая говорит нам, что:
Проблема гомосексуальности, кстати, решается с помощью смены радуги на вариант, соответствующий твоему полу.
Если вы женщина, любящая женщин, — просто начните одевать на себя обратную радугу – от фиолетового к красному (снизу вверх). Постепенно вы ощутите естественное притяжение не к своему, а к противоположному полу.
Аналогично, если вы мужчина, любящий мужчин, наоборот, укрепите свой мужской вариант радуги – от красного к фиолетовому. Видимо, сейчас она у вас перевернута.
Не зря же радуга, как ключик к этой формуле — уже участвует в символике ЛГБТ движения. Их даже упрекают, что они своим флагом «украли у детей радугу».
Как объясняют сами «меньшинства»: в отличии от так называемого большинства нормальных, которые однообразны, они наоборот – многоцветны. Перед ними – полный выбор проявлений, для них радуга – символизирует многообразие жизни.
Но почему-то в их флаге из первоначальных восьми осталось лишь 6 цветов, например, природный голубой они выгнали из радуги… Хотя именно этот цвет символизирует право голоса, когда тебя слушают и слышат. Делайте выводы.
Радуга – логотип
По мнению разработчиков фирменного стиля, хороший логотип должен восприниматься подсознанием и пробуждать в человеке желание иметь дело с данной компанией … А использование в эмблеме радуги — добавляет к этому: «… д ля максимально полного удовлетворения своих потребностей«.
Радугу часто используют в качестве логотипа организации, связанные с праздниками, с детьми и детством.
Потому что она символизирует радость, искренность, полноту чувств и веру в чудеса. И на самом глубоком уровне, она напоминает Душам детей, что мир, в который они не так давно пришли, красочен и разнообразен. И у них впереди – множество возможностей и впечатлений, событий и вариантов прекрасного опыта.
Также радуга хороша для творческих организаций, желающих через эмблему радуги продемонстрировать спектр собственных возможностей по украшению и улучшению мира как в целом, так и конкретного заказчика.
В последнее время образ радуги используют фирмы, связанные с телевидением, телевизионными услугами. Что должно подсознательно ориентировать потенциальных потребителей на позитивное восприятие подобной организации и убеждать в высоком качестве их специфических товаров, работ и услуг.
Гадание по радуге
Так как радуга каждый раз – разная, то по ней можно гадать.
Основной индикатор этого гадания — какая цветовая полоса наиболее проявлена (широка, ярка).
Ключик гадания в древних культурах мог заключаться в соответствии каждого цвета тем или иным характеристикам. Например тот или иной цвет мог символизировать какую-то сельскохозяйственную культуру, которая сейчас пойдет в рост.
И вы тоже, зная значение каждого цвета в собственной жизни, можете использовать подсказки радуги:
Красный цвет – символизирует здоровье и жизненные силы, вам рекомендуется движение и интенсивная деятельность.
Оранжевый цвет – цвет, связанный с личной жизнью, созданием семьи, рождением детей. А также совет — творчески проявляться, раскрывать свой потенциал в искусстве.
Желтый цвет – символ финансового обмена, помогает налаживать деловые связи. Рекомендует настраивать и соизмерять свои доходы и расходы.
Зеленый цвет – это цвет обретения себя, совет быть максимально самостоятельным, не зависеть от других людей.
Голубой цвет – символизирует умение говорить и слушать, делает вас хорошим рассказчиком, советует говорить только о значимом и достоверном.
Синий Цвет – помогает планировать и осуществлять планы, советует хорошо промыслить то, что для вас сейчас важно и сразу же браться за реализацию.
Фиолетовый цвет – связан с развитием духовной стойкости, советует быть внимательным и не расслабляться — чтобы выдержать напряжение в жизненных испытаниях.
От бога к правам человека: как менялся образ радуги в мировой культуре
Последнюю неделю в центре российских новостей внезапно оказалась радуга. Но нет, жизнь радужней не стала. Сначала кого-то оскорбил радужный флаг на здании посольства США в Москве. Затем бывший депутат и член Генсовета «Единой России», а ныне глава Союза женщин России Екатерина Лахова призвала бойкотировать любое изображение радуги, как «косвенную пропаганду» ЛГБТ. Из разразившегося резонанса стало очевидно, что у части нашего общества искажено восприятие метеорологического феномена ярких цветов. Шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant не видит в происходящем ничего удивительного — в мировой культуре радуга столетиями меняла свое значение и вызывала споры.
Споры вокруг радуги совсем не новы. Феноменальное природное явление столетиями ставило человечество в тупик. Великие мыслители даже долгое время не могли определиться с тем, сколько в радуге цветов. Гомер писал, что всего один — пурпурный. Вергилий и Овидий видели тысячу. Аристотель насчитал три: красный, зеленый и пурпурный. Мильтон тоже три. А вот романтик Шелли — миллион. В зависимости от взглядов и ценностей смотрящего радуга всегда выглядела очень по-разному.
РАДУГА КАК МОСТ
В германо-скандинавской мифологии радугу считали пылающим радужным мостом, называемым Биврёст, который соединяет мир людей (Мидгард) с миром богов (Асгард). Красная полоса радуги — вечный огонь, который безвреден для богов, но сожжёт любого смертного, который попытается подняться по мосту. Правда, Биврёст могут использовать еще и герои, погибшие в бою. Идея, что радужный мост в рай может быть достигнут только добрыми или добродетельными, такими как воины и члены королевских семей, часто повторяется в мировых мифах.
РАДУГА КАК ПОСЛАННИК
В греческой мифологии Ирида — богиня радуги, весница богов, связывающая их с человечеством. Сообщения Ириды часто касались войны и возмездия. У поэтов она иногда является прислужницей Геры и исполнительницей её поручений, подобно тому как Гермес играет такую же роль при Зевсе. Изображается Ирида чаще всего летящей, с распростёртыми большими крыльями, с кадуцеем или чашей в руке. Иногда радугу считали шлейфом и путем Ирирды. В легендах коренных народов Гавайев радуга также фигурирует как богиня-посланница своих братьев, богов Тане и Каналоа.
РАДУГА КАК БОЖИЙ ЛУК И ПОЯС
РАДУГА КАК МИФИЧЕСКИЙ ЗМЕЙ
РАДУГА КАК ТЕЛЕПОРТ И ИСТОЧНИК КЛАДА
На Западной Украине существует представление, что радуга может всосать в себя и выбросить на другой конец своей дуги человека. Поэтому радуга вызывает суеверный страх, к ней опасаются подходить. У хорватов известно проклятие: «Пусть тебя радуга всосет!». В Закарпатье из страха перед радугой запрещают указывать на нее пальцем.
РАДУГА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СМЕНИТЬ ПОЛ
Сербы, македонцы, болгары и западные украинцы верят, что прошедший под радугой изменяет свой пол. В западной Болгарии верили, что «если кто-то хочет изменить свой пол, он должен пойти во время дождя на реку и там, где радуга «пьет воду», на том же месте должен пить, и тогда он превратится из мужчины в женщину и из женщины в мужчину». Это свойство радуги может быть использовано для того, чтобы магически переменить пол будущего ребенка. «Если женщина, у которой рождались только девочки, пойдет напиться воды на том месте, где «пьет» радуга, то после этого у нее будут рождаться мальчики».
РАДУГА КАК СИМВОЛ ПРОЩЕНИЯ
В иудейской и христианской традициях радуга считается знаком примирения Бога с жизнью на земле после Потопа: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею» (Бытие, 9:13). В западном искусстве Христос изображается иногда в образе Судьи, сидящего на вершине радуги. Она также встречается как атрибут Девы Марии и Троицы (трехполосная радуга).
Классический пример — «Пейзаж с жертвоприношением Ноя» (1815) Антона Йозефа Коха. Художника слегка побросало между классицизмом и реализмом, поэтому радуга у него тоже играет две роли. Во-первых, свою основную роль в христианском сюжете — радуга как символ примирения бога и человечества. Во-вторых, роль романтическую: на первом плане картины разворачивается большая человеческая драма, на заднем — спокойная, безмятежная и вечная природа. У этих двух ипостасей есть нечто общее — и там, и там радуга олицетворяет мир и надежду.
Похожий сюжет есть у британца Даниэля Маклиза, но его «Жертвоприношение Ноя» (1847) куда более аллегорично: в небе поют ангелы, животные выходят из Ковчега, застрявшего на горе Арарат. Радуга очень явно связывает небо и землю: их элементальная война наконец закончилась, они снова в гармонии.
РАДУГА КАК СИМВОЛ НАДЕЖДЫ
Живописцы часто использовали радугу на контрасте с изображением катастроф и кораблекрушений. Например, Уильям Тернер прославился как автор многих морских кораблекрушений и многих радуг. В его «Затонувшем буе» (1849) радуга занимает главенствующую роль, хотя обычно на изображениях кораблекрушений взгляд сначала цепляется за катастрофу, а уже потом — за радугу как обещание надежды и спасения. У Тёрнера наоборот: мы сначала видим радугу, а потом — буй, который должен предупреждать корабли о затонувших в воде обломках. В такой композиции кажется, что буй предупреждает в первую очередь зрителя об опасности обманчивых надежд и обещаний спасения (будь то духовных или мирских), которые радуга репрезентует.
Тернер делает интересную вещь: он разрушает власть символа и показывает, как он работает. Не бог вложил в это природное явление сообщения для человека; это человек придал природному явлению определенный смысл и теперь всегда видит и ищет в нём этот смысл. Радуга Тернера напоминает о сложных отношениях человека и природы, которую он не всегда до конца понимает.
РАДУГА КАК ПРОСТО КРАСИВОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ
Постепенно накапливая больше знаний в области физики, человечество перестало приписывать метеорологическому явлению и оптическому феномену религиозные и мифические свойства и определения. Радугу стали воспринимать просто как эффектное явление природы, которым человеческий глаз может любоваться.
Так Рубенс не сильно перегружает радугу сакральным смыслом. Его «Пейзаж с радугой» (1636) — просто отрада для усталых глаз. Художник изобразил пейзаж недалеко от своего дома, в котором планировал провести старость. Картина так и дышит мирной сельской жизнью, идиллией, спокойствием и благостью. Можно вбросить сюда религиозные мотивы, но любые дополнительные коннотации только разрушат атмосферу. Эту работу Рубенс писал не за деньги и не для славы. Он создал ее для собственного удовольствия.
РАДУГА КАК ИГРА ЦВЕТА И СВЕТА
Постепенно живописцев начали все меньше занимать мифы, легенды, суеверия и небылицы. Радугу вовсе перестали рассматривать как нечто романтическое и несущее дополнительное значение. Скорее ее изображение стало вызовом для художников — как передать эфемерность, преломление световых лучей и буйство цветов и красок;
Основателя неоимпрессинизма Жоржа Сёра интересовало, можно ли запечатлеть на полотне полное отсутствие времени и какой-либо определенности, а только бесконечную, почти абстрактную гармонию, чтобы она прямо-таки выливалась из рамы на зрителя. Создать определенное настроение могла помочь работа с цветом и светом — а на чём экспериментировать, если не на радуге, символе гармонии, сочетающей в себе и идею света, и глубину цвета?
Изображение радуги в живописи сталкивается с очевидной проблемой: она должна быть прозрачной, мерцающей, чтобы напоминать настоящую, но как это сделать с помощью кисти и красок?
Хороший вариант получился у пионера индустриальных пейзажей Джозефа Райта, мастера света и тени. В его «Пейзаже с радугой» (1794) радуга действительно почти эфемерна, и окружающий лес подсвечен ее интереснее.
Картина экспрессиониста Пауля Клее «С радугой» изображает прямые линии и блоки сплошного цвета, контрастирующие с полным синим кругом и полукругом радуги. Как теоретика цвета, радуга очаровала Клее тем, что отображает множество цветов одновременно.
Абстракционист Василий Кандинский также был пленен радугой. Он изображал ее как буквальное природное явление — например, на картине «Радуга в Мунрау» (1909), так и использовал в своих абстрактных композициях в качестве одного из цветографических элементов.
РАДУГА КАК СИМВОЛ РАЗНООБРАЗИЯ И РАЗЛИЧИЙ
С формированием общества потребления многие бренды стали использовать радугу в своих логотипах и рекламных кампаниях. Не столько как радостный и умиротворяющий образ, сколько как символ единения различий в природе. В радуге несколько цветов не конкурируют друг с другом, каждый — важен и значим, каждый — часть природы и имеет равные права. Ничего удивительного, что именно образ радуги стал в арт-активизме использоваться ЛГБТ-активистами.
Первоначально, в 1970-х годах основной айдентикой ЛГБТ-движения был розовый треугольник. Такой знак нацисты прикрепляли к одежде гомосексуалов как своего рода клеймо. Активисты приняли сильное художественное решение — носить отметину, которой клеймили с позором, с гордостью, меняя к ней отношение. Использование розового треугольника было реапроприацией символики насилия и переосмыслением её в терминах борьбы. Однако с такой историей символ розового треугольника не сильно мотивировал испытывать радость и гордость.
Поэтому художник Гилберт Бейкер придумал другой символ — флаг, состоящий из цветов радуги. У каждого цвета был свой смысл, что передавало идею разнообразия в сообществе: глубокий розовый — сексуальность, красный — жизнь, оранжевый — выздоровление, желтый — солнце, зеленый — природа, бирюзовый — искусство, индиго — гармония и фиолетовый — духовность. Впервые флаг появился на гей-прайде в Сан-Франциско в 1978 году — это был важный прайд, потому что всего за несколько месяцев до этого на крупный политический пост впервые в истории американской политики избрали открытого гомосексуала Харви Милка.
В изначальной версии флага было восемь цветов, а в той, которая используется сейчас, всего шесть: исчез розовый, а бирюзовый и индиго слились в один — голубой. Идеологических причин потери части цветов не было: после убийства Милка флаги поставили на потоковое производство, а фабричной агрессивно-розовой ткани просто не было. Так осталось только 7 цветов. А в 1979 году на прайде в Сан-Франциско флаг решили разбить на два, чтобы украсить две стороны улицы, по которой шли участники — семь цветов превратились в удобные четные шесть.
ОТ БОЖЕСТВЕННОГО К СОЦИАЛЬНОМУ
Отношение человечества к радуге менялось почти так же, как и само человечество. Сначала явлению, природу которого не хватало знаний объяснить, приписывали мифические, суеверные и религиозные свойства. Постепенно, с накоплением знаний о законах физики и окружающем мире радуга стала романтизироваться. С усталостью от романтизации ее вовсе лишили каких-либо коннотаций и стали относиться к ней исключительно как абстрактному сочетанию цветов. А с развитием арт-активизма и обращения глобального внимания на защиту прав человека из нее сделали логотип — утилитарный символ-метафору важности разнообразия и уважения к различиям.