Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого

Урок русского языка в 9 классе на тему «Повторение темы «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русский язык. 9 класс. Урок № 21.

Повторение темы «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

Задание № 1 (презентация): из данных СПП с придаточными определительными выпишите (на слух) только определяемые существительные из главных предложений.

Задание № 2 (презентация): из данных СПП с придаточными изъяснительными выпишите (на слух) только изъясняемые слова из главных предложений.

Задание № 3 (выполняется на карточке): (а) прочитайте предложения, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы предложений, а также определяемые, изъясняемые и союзные слова как члены предложения, союзы обведите в овал; от главного предложения к придаточному проведите стрелку с вопросом; (в) укажите вид придаточных:

(1) Иван Ильич спросил где находится штаб. (2) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было. (3) Теперь Леонтьеву стало ясно о чем он будет писать. (4) Пароход сел на мель вблизи того городка куда ехал Леонтьев. (5) Что написано пером то не вырубишь топором. (6) Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля узнать прекрасна ли земля. (7) Казбич вообразил будто Азамат украл у него лошадь. (8) Мы условились драться за скирдами что находились подле крепости.

Задание № 4: (а) выпишите грамматические основы только из придаточных изъяснительных и придаточных определительных предложений, распределяя их на 2 группы (знаки препинания не расставлены):

(1) Она привыкла быть окружена людьми которые ее понимают. (2) Читатель вероятно уже догадался что дочь Кирила Петровича есть героиня нашей повести. (3) Лопахин вздрогнул когда старшина хрипло и тихо заговорил. (5) О н говорил зычно так как был туговат на ухо. (6) Двери запирались замками ключи от которых хранились у Кирила Петровича. (7) Он решил что холодная рассеянность всего приличнее. (8) Палатка и кухня отправлены были на место где Кирила Петрович должен был обедать. (9) Он проснулся когда уже рассвело. (10) Спицын с ужасом поглядывал на учителя который тут же сидел. (11) Меня тотчас охватила неприятная неподвижная сырость точно я вошел в погреб. (12) Я не подозревал что было еще причиною ее горести. (13) По другим известиям узнали что Дубровский скрылся за границу. (14) К утру если успеют восстановить путь эшелон будет отправлен. (15) Сегодня я получил известие после которого мне невозможно долее здесь оставаться.

(3) Лопахин вздрогнул, когда старшина хрипло и тихо заговорил.

* (СПП с придаточным времени)

(6) Двери запирались замками, ключи от которых хранились у Кирила Петровича.

(4) Добрая Прасковья Петровна радовалась, что дочь ее наконец нашла себе достойного жениха.

(5) О н говорил зычно, так как был туговат на ухо.

* (СПП с придаточным причины)

(8) Палатка и кухня отправлены были на место, где Кирила Петрович должен был обедать .

(9) Он проснулся, когда уже рассвело.

* (СПП с придаточным времени)

(10) Спицын с ужасом поглядывал на учителя, который тут же сидел .

(11) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб.

* (СПП с придаточным сравнения)

(15) Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться .

(13) По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.

(14) К утру, если успеют восстановить путь, эшелон будет отправлен.

* (СПП с придаточным условия)

Задание № 5 (выполняется на карточке): расставляя знаки препинания, исправьте предложения, заменив в одном из придаточных определительных союзное слово «который» союзными словами «где», «куда», «откуда», «когда»:

(1) Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. (2) Город в который я переселился был богат такими событиями которые невозможно забыть. (3) Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все спали. (4) Завод на который направили молодого специалиста выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. (5) Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

Задание № 6 (выполняется на карточке): (а) прочитайте текст, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы в СПП с придаточными изъяснительными, (в) определите синтаксическую роль изъясняемых и союзных слов, союзы обведите в овал, от главного предложения к придаточному проведите стрелку с вопросом:

(1) Знаешь ли ты что в Древней Руси культура достигла высокого уровня развития и многие жители знали грамоту? (2) Чтобы внести в науку это утверждение ученым потребовались долгие годы труда. (3) Еще до недавнего времени мы знали что в Древней Руси читать и писать умели лишь богатые люди. (4) Не было ни одного свидетельства того что грамоту знали простые люди. (5) Но вот в 1951 году было сделано важное открытие: во время раскопок в Новгороде были обнаружены под слоями старой мостовой какие-то деревянные стружки с нацарапанными на них письменами. (6) При изучении их оказалось что эти потемневшие от влаги и времени тонкие кусочки дерева были обыкновенной берестой и нанесенные на ней знаки были письма древних новгородцев. (7) Оказалось что березовая кора предварительно обрабатывалась; потом на ее внутренней стороне при помощи острых костяных или металлических палочек наносились буквы. (8) Эти письма представляли собой деловые письма жалобы крестьян на их угнетение частную переписку. (9) Все это позволило сделать вывод что грамотность была распространена и среди простого народа. (А. Сахаров, С. Троицкий)

Повторение темы «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

Задание № 1: из данных СПП с придаточными определительными выпишите (на слух) только определяемые существительные из главных предложений.

Задание № 2: из данных СПП с придаточными изъяснительными выпишите (на слух) только изъясняемые слова из главных предложений.

Задание № 3 (выполняется на карточке): (а) прочитайте предложения, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы предложений, а также определяемые, изъясняемые и союзные слова как члены предложения, союзы обведите в овал; от главного предложения к придаточному проведите стрелку с вопросом; (в) укажите вид придаточных:

(1) Иван Ильич спросил где находится штаб. (2) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было. (3) Теперь Леонтьеву стало ясно о чем он будет писать. (4) Пароход сел на мель вблизи того городка куда ехал Леонтьев. (5) Что написано пером то не вырубишь топором. (6) Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля узнать прекрасна ли земля. (7) Казбич вообразил будто Азамат украл у него лошадь. (8) Мы условились драться за скирдами что находились подле крепости.

Задание № 4: (а) выпишите грамматические основы только из придаточных изъяснительных и придаточных определительных предложений, распределяя их на 2 группы (знаки препинания не расставлены):

(1) Она привыкла быть окружена людьми которые ее понимают. (2) Читатель вероятно уже догадался что дочь Кирила Петровича есть героиня нашей повести. (3) Лопахин вздрогнул когда старшина хрипло и тихо заговорил. (5) О н говорил зычно так как был туговат на ухо. (6) Двери запирались замками ключи от которых хранились у Кирила Петровича. (7) Он решил что холодная рассеянность всего приличнее. (8) Палатка и кухня отправлены были на место где Кирила Петрович должен был обедать. (9) Он проснулся когда уже рассвело. (10) Спицын с ужасом поглядывал на учителя который тут же сидел. (11) Меня тотчас охватила неприятная неподвижная сырость точно я вошел в погреб. (12) Я не подозревал что было еще причиною ее горести. (13) По другим известиям узнали что Дубровский скрылся за границу. (14) К утру если успеют восстановить путь эшелон будет отправлен. (15) Сегодня я получил известие после которого мне невозможно долее здесь оставаться.

Задание № 5 (выполняется на карточке): расставляя знаки препинания, исправьте предложения, заменив в одном из придаточных определительных союзное слово «который» союзными словами «где», «куда», «откуда», «когда»:

(1) Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. (2) Город в который я переселился был богат такими событиями которые невозможно забыть. (3) Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все спали. (4) Завод на который направили молодого специалиста выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. (5) Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

Задание № 6 (выполняется на карточке): (а) прочитайте текст, расставляя знаки препинания; (б) подчеркните грамматические основы в СПП с придаточными изъяснительными, (в) определите синтаксическую роль изъясняемых и союзных слов, союзы обведите в овал, от главного предложения к придаточному проведите стрелку с вопросом:

(1) Знаешь ли ты что в Древней Руси культура достигла высокого уровня развития и многие жители знали грамоту? (2) Чтобы внести в науку это утверждение ученым потребовались долгие годы труда. (3) Еще до недавнего времени мы знали что в Древней Руси читать и писать умели лишь богатые люди. (4) Не было ни одного свидетельства того что грамоту знали простые люди. (5) Но вот в 1951 году было сделано важное открытие: во время раскопок в Новгороде были обнаружены под слоями старой мостовой какие-то деревянные стружки с нацарапанными на них письменами. (6) При изучении их оказалось что эти потемневшие от влаги и времени тонкие кусочки дерева были обыкновенной берестой и нанесенные на ней знаки были письма древних новгородцев. (7) Оказалось что березовая кора предварительно обрабатывалась; потом на ее внутренней стороне при помощи острых костяных или металлических палочек наносились буквы. (8) Эти письма представляли собой деловые письма жалобы крестьян на их угнетение частную переписку. (9) Все это позволило сделать вывод что грамотность была распространена и среди простого народа. (А. Сахаров, С. Троицкий)

Источник

Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого

Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого. Смотреть фото Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого. Смотреть картинку Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого. Картинка про Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого. Фото Знаешь ли ты что в древней руси культура достигла высокого

по работе с культуроведческими текстами

Эффективность работы учителя по формированию культуроведческой компетенции зависит от такого фактора, как система использования культуроведческих текстов на уроках русского языка. Тексты культуроведческого содержания могут быть использованы на уроках различных типов: закрепление нового материала, обобщение учебного материала, уроки контроля навыков и умений, уроки развития речи. В зависимости от учебных целей и задач урока компетентностные задания к тексту могут варьироваться, особенно это касается заданий языкового характера.

На работу с культуроведческими заданиями необходимо запланировать не менее 12-15 минут, с учетом особенностей класса и типа урока.

В целом работа с культуроведческими текстами состоит из нескольких этапов, каждый из которых очень важен.

Не жди и не требуй награды за верность. Награда тебя непременно найдёт, и это будет спокойное, гордое сознание, что не зря жил, не был лишним, бесполезным для Родины человеком, что исполнил свой главнейший долг гражданина – прожил жизнь честно, по совести, без обмана, так что не жжёт стыд перед детьми и внуками. И они, твоё продолжение на земле, благословят твою память. (По В. Ткаченко)

Задания культуроведческого характера.

Нелегко вырастить плодовое дерево: много оно требует труда и забот. А чертополох невзыскателен. Гитлер, создавая свою «гитлеровскую молодёжь», потворствовал самым низким инстинктам человека. Он не воспитывал – он натаскивал, науськивал. Нельзя назвать патриотизмом мироощущение немца гитлеровской формации. Патриотизм обозначает любовь к своей стране, к своему народу. Как всякая большая любовь, патриотизм расширяет сознание. Подлинный патриот любит весь мир. Маяковский писал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Любовь к Парижу не заставила его отступиться от родной Москвы, но любовь к Москве помогла поэту полюбить и оценить Париж. Нельзя, открыв величие родной земли, возненавидеть Вселенную. Безлюбые люди – плохие патриоты. Наш патриотизм помогает нам любить другие, далёкие народы, понимать чужую культуру. (По И.Эренбург)

Поэтому берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно; привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – она вечно будет доставлять тебе радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий.

Есть русская пословица, которая гласит: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать! (По Д. Лихачёву)

Задания культуроведческого характера.

Она взметнулась из сине-белых снегов и взлетела под самое небо, это берёза. Вся-вся, от малой веточки до каждой большой ветви, облеплена, обсахарена молочно-нежным, серебристо-дымчатым инеем.

Крепкая, сильная, молодая берёза. Кажется мне, она излучает мягкий и ровный свет всей зимы. Кажется, от неё исходит музыка, чистая, волнующая. Кажется, берёза эта из далёкого детства, из сказки. Может, это вовсе и не берёза, а белая лебедь! Вот закрою глаза, вдоволь налюбовавшись ею, а она скрипнет белыми крыльями, взмахнёт, разметая снега, и улетит. И станет тогда поляна сразу сиротою. (По В. Бочарникову)

Задания культуроведческого характера.

Берёзовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда берёзы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош берёзовый лес и в те дни, когда разворачиваются на берёзе изумрудные листочки.

В берёзовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые берёзы, сначала редкие, отделённые друг от дружки, вдали становятся для глаза всё более частыми и, наконец, сливаются в пестроту. В берёзовом лесу всегда светлее, чем в дубовом или еловом, как будто берёзы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. (По В. Солоухину)

Задания культуроведческого характера.

Задания культуроведческого характера.

Есть у нас и «добрые» прощания-пожелания: Всего хорошего! Всего доброго! Они используются либо самостоятельно, либо соединяются с До свидания, как бы усиливая это выражения.

А ведь есть ещё Счастливо! и Пока!, и Всего!, Привет!, и Салют!, и даже Чао!, правда, уже, кажется, выходящие из моды.

А ещё и такие: Разрешите попрощаться!, Честь имею откланяться! или просто Честь имею.

Получается, что в русском языке десятки способов попрощаться.

При прощании приняты и пожелания: Желаю удачи, успехов!, а отъезжающему: Счастливого пути! (По Н.И. Формановской)

Задания культуроведческого характера.

Русские мастера-умельцы отлили вскоре колокол, какого ещё никогда не бывало, весил он свыше двухсот тонн.

Во время очередного пожара в Кремле сгорел деревянный шатёр над литейной ямой, и колокол, облитый водой, дал трещины, потом от него отвалился кусок в семьсот пудов.

Когда ты будешь любоваться творениями русских мастеров-литейщиков в Кремле, когда ты остановишься возле Царь-колокола, безмолвно дремлющего у подножия Ивана Великого, вспомни эту историю. (По Е.Осетрову)

В России во время всеобщей переписи населения в 1897 году выяснилось, что почти 75% сельского населения не имеет фамилий.

Одними из первых обладателей фамилий были князья, но мелкие либо средние. Цари, короли, великие князья не нуждались в фамилиях. Право носить фамилию имел узкий круг людей. Ещё не все мелкие дворяне вXII веке имеют фамилии: совершенно не имеют фамилии, как правило, и подавляющее большинство крестьянства.

Наделение значительного числа людей фамилиями происходило во время призыва в армию, но тем не менее и после Октябрьской революции почти половина сельского населения не имела настоящих фамилий и получила их в связи с проводившейся паспортизацией.

Новые фамилии будут возникать и в будущем, хотя время их массового формирования прошло. (По В.Похлёбкину)

Задания культуроведческого характера.

Бледно-красные, как темперой рисованные стены Кремля. Белый камень Зарядья рядом с мощным переливом цветов Василия Блаженного…

И художник чувствовал, что всё сделанное им раньше ни больше ни меньше как прелюдия к грядущей своей работе.

В душе уроженца исконно русской вятской земли не могли не пробудиться дремавшие доселе образы, навеянные сказками, слушанными в детстве, густыми чащобами труднопроходимых лесов, грустью по-северному угрюмых багряных полей. (По В.Кузнецову)

Числительные «два», «три», «четыре» в современном русском языке сочетаются с существительным «год» в родительном падеже единственного числа. Слово год имеет много исторически коренных слов, значение которых в русском и в других славянских языках разнообразно. Примерами являются следующие слова: «годный», «годиться», «угодить», «выгода», «погода», «година». (ПО В.И. Иванову)

Счастье не действительность, а только воспоминание: счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний. Василий Ключевский
ещё >>

Источник

20 интересных фактов о Древней Руси, про которые вы вряд ли знаете

1. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы — Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.

2. Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.

3. В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.

4. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. — По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

5. В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

В переводе с древнерусского «мысь» — это белка. А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях «Слова» появилось шутливое выражение «растекаться мыслью по древу», что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.

6. У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали. Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.

7. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».

8. В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.

9. Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали осенью, в «Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объегорить» и «подкузьмить».

10. Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.

11. В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.

12. Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

13. Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.

14. Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.

15. Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.

16. Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

17. Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

18. Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

19. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

20. В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

Источник

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение» для проведения тематического контроля по русскому языку в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тестирование «Сложноподчиненное предложение»»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бл..стали, инт..ресоваться, опт..мизм

2) объед..няет, ид..ал, соб..рала

3) инт..ллигенция, ч..столюбие, бл..стеть

4) приск..кал, предназн..чение, п..лисадник

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..бежать, ни..падающий, ра..веселый

2) пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание

3) об..грать, раз..скать, за..скивающий

4) в..южный, под..езжая, с..емка

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Кузнец Вакула вошел, н(1) говоря н(2) слова, н(3) снимая шапки, и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма н(4) в духе.

1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 2, 3

4. Сложным(-и) предложением(-ями) является(-ются)

A. Его герои, ещё не окрепшие нравственно и житейски, попадали в горнило мировой войны, а затем приходили домой, отрешенные «от деятельности, от стремления, от прогресса»

Б. Образы «потерянных» молодых людей появляются и в первом романе писателя — «И восходит солнце».

B. Таковы, например, Кребс из рассказа «Дома» и Джордж из «Кошки под дождем».

Г. . Раннее творчество Хемингуэя обычно соотносят с темой «потерянного поколения», которую также разрабатывали Френсис Скотт Фицджеральд и Эрих Мария Ремарк.

5. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Тем более не известно ни истории, ни этнографии человеческое общество, которое бы пользовалось письмом, не обладая речью.

1) сложноподчинённое с придаточным определительным

3) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

6.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Он думал удивить её своею щедростью (1) но она даже бровью не повела (2) и (3) когда он от неё отвернулся (4) презрительно скорчила свои стиснутые губы.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3,4

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить синонимичным причастным оборотом (без изменения состава предложений)?

1) Накануне Всемирного форума по экологии Земли большая группа учёных, в которую входит около 100 лауреатов Нобелевской премии, приняла манифест.

2) Манифест стал ответной реакцией представителей науки на усиление «зелёного» движения, которым прикрываются сторонники примитивно-первобытного стиля жизни.

3) Если мы задумаемся, то и сельское хозяйство – продукт насилия человека над природой, которое приводит к разрушению биологических систем.

4) Среди существующих уже ныне технологий есть такие, которые оказывают позитивное воздействие на окружающую среду.

1.Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

(1) От блокады книга сильно страдала. (2) Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею, наконец, топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей. (3) Но книгу и защищали, её спасали. (4) Есть замечательные рассказы работников Публичной библиотеки, которые в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомбленных домов. (5) Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в книгохранилища Публички.

2. Перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

1) Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены».

2) Суеверные люди уверяют: «Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье».

а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточные изъяснительные подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Выполните его синтаксический разбор.

Мы ул..жили нашу поклажу у (полу)круглого снегового навала пр..пудре..ого свежим снегом. По затянутой ле..ком проруби было видно что прежний хозяин лишь (не)давно покинул это место.

(За)тем Игорь вскрыл старую прорубь (не) успевшую замёрзнуть до крепости девстве(н, нн)ого льда. Тем временем я наладил удочку и вымер..в дно установил спуск. Всё готово.

Часов около трёх Надя об..явила что уха готова. За обедом мы д..лились наш..ми успехами. Оказалось что Игорь наловил больше всех.

Часть 3. Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) г..рмония, н..стальгический, разоч..рованный

2) чес..ный, свис..нул, прелес..ный

3) патри..тический, ж..ланный, оск..рбленный

4) расст..лить, изм..нение, соб..раться

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..заботный, и..полненный, ра..бирать

2) пр..драссудки, пр..лежный, непр..стойный

3) без..нтересный, сверх..зысканный, под..скать

4) вз..ерошенный, с..езжать, ад..ютант

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Меня поразила н(1) столько ее красота, сколько н(2)обык­новенное, н(3)кем н(4) виданное одиночество в глазах.

1) 3 2) 1, 2 3) 2, 4 4) 1, 2, 3

4. Укажите сложноподчинённое предложение.

А. Я люблю театр, его праздничную и радостную атмосферу, когда ты чувствуешь себя не только зрителем, но и участником происходящего на сцене.

Б. В результате сформировался театр ХХ — ХХI веков.

В. Трудно представить себе современную жизнь без театра.

Г. Театр существует много веков, и всё это время он совершенствовался.

5. Укажите тип придаточного в данном предложении:

Несколько столетий назад он был крупнейшим торговым центром африканской империи Гана, куда съезжались купцы со всей Африки.

1) места 2) изъяснительное 3) определительное 4) времени

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Отец (1) с которым поделился своим открытием (2) сказал (3) что некогда селом правил

1) 2, 3 2) 1, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Человек, который пришел вчера, оказался приятелем брата.

2) Полная женщина, которая стирала белье, выглядела уставшей.

3) Мы стояли около горы, на вершине которой лежал снег.

4) Вишневые сады, которые овеяны первой оттепелью, хорошо пахнут.

Часть 2
1. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

(1) Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (2) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (3) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (4) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (5) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (6) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

2. Перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет».

2) Собака словно просила: «Не прогоняй меня».

3. а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточные определительные подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Выполните его синтаксический разбор.

Подошедшая женщина на чьем лице выд..лялись замуче(н, нн)ые глаза и усталая улыбка протянула руку капитану. Она поклонилась капитану хорошим глубоким русским поклоном. (Б. Лавренёв.)

Часть 3. Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) г..лерея, выр..зительность, уг..дал

2) зар..стет, тр..па, круг..зор

3) просв..щение, ед..нение, р..ализм

4) мировоз..рение, измор..ь (мелкий снег), сума..шед­ший

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..кланялся, бе..плодный, и..подтишка

2) пр..бежавший, пр..кратились, пр..мечательно

3) ин..екция, с..едобный, мел..кнуть

4) с..митировать, под..скать, мед..нструктор

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Н(1) над собой, н(2) вне себя, н(3) внутри себя он н(4) признает н(5)какого регулятора.

1) 1, 3 2) 2, 3, 4 3) 2, 5 4) 1, 2, 3, 5

4.Укажите сложноподчинённое предложение.

A. Люди жили уже не родовыми племенами, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже.

Б. В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы.

B. Время шло, жизнь становилась сложнее.

Г. Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться.

5.Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

A. Его герои, ещё не окрепшие нравственно и житейски, попадали в горнило мировой войны, а затем приходили домой, отрешенные «от деятельности, от стремления, от прогресса».

Б. Образы «потерянных» молодых людей появляются и в первом романе писателя — «И восходит солнце».

B. Таковы, например, Кребс из рассказа «Дома» и Джордж из «Кошки под дождем».

Г. . Раннее творчество Хемингуэя обычно соотносят с темой «потерянного поколения», которую также разрабатывали Френсис Скотт Фицджеральд и Эрих Мария Ремарк.

6.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Этот лекарь (1) которого все искусство состояло в том (2) что он носил сапоги с мягкими подошвами (3) умел деликатно браться за пульс (4) спал четырнадцать часов в сутки и потчевал барыню лавровишневыми каплями.

1) 1 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1) Дети, которые с утра ушли в лес, вернулись только к ночи.

2) Статья известного ученого, которая была опубликована в журнале, наделала много шуму.

3) Деревня, которая находилась на том берегу реки, утопала в зелени.

4) Этот дом, которому скоро исполнится сто лет, был любим всей нашей семьей

1.Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

(1) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (2) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.

(3) Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (4) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки.

2.Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, а предложения с косвенной речью замените на предложения с прямой речью.

1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».

2) Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

3. а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточные определительные подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Выполните его синтаксический разбор.

Человек появляется на свет на земле. Тут он р.хтёт узн..ёт мир и жизнь. Познаёт память о тех кто жил до него кто своим трудом укр..шал землю на котор..й он живёт. Он позн..ёт чу..тво ответств..ности перед родивш..й его землёй которая дала ему всё. В пр..даниях всех народов любимые герои наб..рались сил пр..падая к родной земле. Землёй кл..лись. Горсть родной земли брали с собой отправляясь в дальние страны.

Мы знаем какие страшные раны нанос.т война земле. И нет у землян ныне ничего важнее мира. (Из журнала «Смена».)

Часть 3. Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) см..щение, обм..рать, бл..стящий

2) прик..сновение, приск..кал, г..рмония

3) прин..мать, разд..рать, бл..снуть

4) подобострас..ный, извес..ный, ярос..ный

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..кланялся, бе..плодный, и..подтишка

2) пр..бежавший, пр..кратились, пр..мечательно

3) ин..екция, с..едобный, мел..кнуть

4) с..митировать, под..скать, мед..нструктор

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Анатоль был н(1) находчив, н(2) быстр и н(3) красноречив, но у него была ценная для света способность спокойствия и : н(4) чем н(5) изменяемой уверенности.

1) 1, 3 2) 4 3) 2, 4, 5 4) 1, 2, 3

«Невинные странности», причуды, которые, по мнению А.С. Пушкина, являлись признаком независимости, были свойственны и московским писателям.

1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое 3) сложноподчинённое и сложносочинённое
5.Укажите правильную характеристику предложения

Плохие стихи – те стихи, которые не несут информации или несут её в слишком малой мере.

1) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

2) сложноподчинённое с придаточным определительным

3) сложноподчинённое с местоименно-определительным придаточным

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1) В приёмной сидело несколько журналистов, которых пригласили на встречу с редактором.

2) Ожидая своей очереди, Иван перелистывал альманах, в котором были напечатаны преимущественно стихи молодых поэтов.

3) Редкие хорошие строки, которые встречались в стихах, были словно помечены чужим авторством.

4) Вообще начисто отсутствовали легкость и естественность речи, которая делает стихи стихами.

1.Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

(1) Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной культуры. (2) Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (3) И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них.

2.Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, а предложения с косвенной речью замените на предложения с прямой речью.

1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».

2) Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

3. а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточные изъяснительные подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Выполните его синтаксический разбор.

Часть 3. Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бл..стать, пр..лестный, оз..раться

2) оз..рит, ср..стался, насл..ждение

3) н..стальгический, разоч..рование, скл..нение

4) бе..смертный, ра..сада, и..вестняк

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..считался, ра..каялся, ра..бился

2) пр..близится, пр..кращающийся, пр..надлежит

3) без из..яна, от..экзаменовать, бор..ба

4) с..грать, пред..юльский, раз..скать

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Анатоль был н(1) находчив, н(2) быстр и н(3) красноречив, но у него была ценная для света способность спокойствия и : н(4) чем н(5) изменяемой уверенности.

1) 1, 3 2) 4 3) 2, 4, 5 4) 1, 2, 3

4.Укажите тип придаточного в предложении:

Несколько столетий назад он был крупнейшим торговым центром африканской империи Гана, куда съезжались купцы со всей Африки.

1) места 2) изъяснительное 3) определительное 4) местоименно-определительное
5. Укажите сложноподчинённое предложение.

A. Довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Б. Художник остановился в селе Молвитине.

B. Белый храм, колокольня, неказистые березы у низенького забора и грачи, грачи, грачи…

Г. Он увидел здесь то, что ждал, что смутно надеялся увидеть.

6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Он думал удивить её своею щедростью (1) но она даже бровью не повела (2) и (3) когда он от неё отвернулся (4) презрительно скорчила свои стиснутые губы.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние.

2) В небольшом зале два тенора пели дуэт из «Пуританки», и всё вокруг затоплялось волнами бархатных звуков, которые лились в душу. опьяняя южной страстью.

3) При воспоминании об Аделине Патти я переживаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру.

4) У почти безголосого тенора Нодена, который тем не менее считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения.

1.Напишите номер сложноподчиненного предложения с местоименно-определительным придаточным.

(1)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (2)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (3)И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого.

2. Перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет».

2) Собака словно просила: «Не прогоняй меня».

3. а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточное определительное подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Выполните его синтаксический разбор.

Одним из т..жёлых периодов переж..тых ленинградскими мостами за время своего существования была бл..када города. Это время когда мосты (не)узн..ваемо из..нились над ними нат..нули маскировочные сети пр..дохр..нявшие от пр..цельной бомбёжк.. а скульптурные укр..шения сняли.

. Тысячи гостей Ленинграда пр..ходят посм..треть что такое разведение мостов.Вот наступа..т два часа ночи. Разд..ё..ся св..сток (за)тем звон колокола пр..лёты мостов нач..нают медле..о и бе..шумно раскрыва..ся подобно гиган..ким водным лилиям. Верениц.. кораблей устр..мляю..ся в открытое пространство. Пропустив их уже под утро мосты опять сомкну..ся опустив крылья разводных пролётов и выгнув спины вновь будут ждать пр..хода нового дня.

Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бл..стать, пр..лестный, оз..раться

2) оз..рит, ср..стался, насл..ждение

3) н..стальгический, разоч..рование, скл..нение

4) бе..смертный, ра..сада, и..вестняк

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..считался, ра..каялся, ра..бился

2) пр..близится, пр..кращающийся, пр..надлежит

3) без из..яна, от..экзаменовать, бор..ба

4) с..грать, пред..юльский, раз..скать

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Я теперь отправляюсь на величайшую войну, какая только бывала, а я н(1)чего н(2) знаю и н(3)куда н(4) гожусь.

1) 1, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3

4.Укажите сложноподчинённое предложение.

A. Довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Б. Художник остановился в селе Молвитине.

B. Белый храм, колокольня, неказистые березы у низенького забора и грачи, грачи, грачи…

Г. Он увидел здесь то, что ждал, что смутно надеялся увидеть.

1) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

2) сложноподчинённое с придаточным определительным

3) сложноподчинённое с местоименно-определительным придаточным

6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку недостающих запятых в предложении?
Когда ко мне приходит (1) то (2) что называют вдохновением (3) разве я не понимаю (4)что в меня влилась некая сила, не принадлежащая мне?

1) 1, 3, 4 2)1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 2, 3, 4
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Толпа, которая сначала замерла от смущения, начала понемногу шуметь.

2) В зрительном зале раздавался говор, который в конце концов перешёл в гул.

3) Меня стали приглашать на музыкальные вечера, которые устраивали композиторы и артисты в одной из гостиниц.

4) На репетициях присутствовал автор пьесы, которого мы немного побаивались.
Часть 2

1.Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

(1) Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной культуры. (2) Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (3) И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (4) Умерли — и довольны. (5) Впереди — компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

2. Перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет».

2) Собака словно просила: «Не прогоняй меня».

3. а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточные определительные подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Выполните его синтаксический разбор.

Часть 3. Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бл..стали, инт..ресовать, ид..ал

2) приск..кал, предназн..чение, опр..вдал

3) соб..рала, ч..столюбие, объед..няется

4) погру..чик, мер..кий, подно..чик

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..подобный, и..тлели, чре..мерный

2) пр..встал, пр..помнить, пр..гревать

3) к изголов..ю, из..ясняться, необ..ятные

4) меж..нститутский, без..мянный, под..тожить

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Я теперь отправляюсь на величайшую войну, какая только бывала, а я н(1)чего н(2) знаю и н(3)куда н(4) гожусь.

1) 1, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3

4.Укажите тип придаточного в предложении:

Несколько столетий назад он был крупнейшим торговым центром африканской империи Гана, куда съезжались купцы со всей Африки.

1) места 2) изъяснительное 3) определительное 4) времени
5. Какая характеристика соответствует предложению Б?

1) сложносочинённое 2) простое 3) сложноподчинённое

6. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Мальчишки побежали в рощу (1) когда увидели там это странное зрелище (2) не испугались (3) а засмеялись.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 2, 3

7.В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Лесная сторожка, в которую мы часто заходим, находится недалеко от шоссе.

2) Специалисты, которые изучали эту находку, пришли к интересному выводу.

3) Ученый, который заложил основы русской терминологии, прекрасно знал многие языки.

4) Счастлив путешественник, который попал в новые края.
Часть 2

1.Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

(1) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.

(2) Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (3) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки.

2. Перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет».

2) Собака словно просила: «Не прогоняй меня».

3. а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточные определительные подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Выполните его синтаксический разбор.

Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бл..стали, инт..ресовать, ид..ал

2) приск..кал, предназн..чение, опр..вдал

3) соб..рала, ч..столюбие, объед..няется

4) погру..чик, мер..кий, подно..чик

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе..подобный, и..тлели, чре..мерный

2) пр..встал, пр..помнить, пр..гревать

3) к изголов..ю, из..ясняться, необ..ятные

4) меж..нститутский, без..мянный, под..тожить

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Над ним н(1) было н(2)чего, кроме неба, н(3)ясного, но все-таки н(4)измеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками.

1) 1, 3 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 4

4.Укажите сложноподчинённое предложение.

A. Довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Б. Художник остановился в селе Молвитине.

B. Белый храм, колокольня, неказистые березы у низенького забора и грачи, грачи, грачи…

Г. Он увидел здесь то, что ждал, что смутно надеялся увидеть.

5.Укажите правильную характеристику предложения

Плохие стихи – те стихи, которые не несут информации или несут её в слишком малой мере.

1) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным

2) сложноподчинённое с придаточным определительным

3) сложноподчинённое с местоименно-определительным придаточным

6. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Мальчишки побежали в рощу (1) когда увидели там это странное зрелище (2) не испугались (3) а засмеялись.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 2, 3

7.В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить синонимичным причастным оборотом?

1) На моих глазах сквер, который давно разрыли и завалили трубами, превратился в уютный зелёный уголок.

2) Страницы, нижние углы которых затерлись от частоты перелистывания, сплошь были покрыты мелкими карандашными строчками.

3) В центре площади стояла каменная колонна, основание которой украшала бронзовая цепь с якорем.

4) Бабушка Аркадия, которую он помнил очень смутно, работала медсестрой в военном госпитале.

1.Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

(1) От блокады книга сильно страдала. (2) Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею, наконец, топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались, и за это невозможно осуждать людей. (3) Но книгу и защищали, её спасали. (4) Есть замечательные рассказы работников Публичной библиотеки, которые в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомбленных домов. (5) Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в книгохранилища Публички.

2.Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, а предложения с косвенной речью замените на предложения с прямой речью.

1) Чайковский отмечал: «Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

2) И. Гончаров утверждал, что талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.

3. а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточные изъяснительные подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Выполните его синтаксический разбор.

1) В старину считали что Москва расположена на семи холмах. 2) Теперь город так разросся что (не) которые холмы существуют лиш.. в памяти народной. 3) (Не, ни) Юрий Долгорукий, основатель Москвы (не, ни) его воины поившие коней в тихой речке Неглинной естестве..о и (не, ни) помышляли что на лесистых холмах вырастут дома что появ..ся город равного которому (не) будет на русской земле хотя поселение на этом древнем месте существовало (за)долго до Юрия Долгорукого.

Часть 3 Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Тестирование «Сложноподчиненное предложение»

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) г..рмония, н..стальгический, разоч..рованный

2) чес..ный, свис..нул, прелес..ный

3) патри..тический, ж..ланный, оск..рбленный

4) расст..лить, изм..нение, соб..раться

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..ставшиеся, ра..положение, в..кидывать

2) пр..вязанный, пр..мириться, пр..зидиум

3) усад..ба, об..ятый (пламенем), суб..ект

4) без..сходность, за..грался, без..нтересный

3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?

Н(1) над собой, н(2) вне себя, н(3) внутри себя он н(4) признает н(5)какого регулятора.

1) 1, 3 2) 2, 3, 4 3) 2, 5 4) 1, 2, 3, 5

4.Укажите тип придаточного в предложении:

Несколько столетий назад он был крупнейшим торговым центром африканской империи Гана, куда съезжались купцы со всей Африки.

1) места 2) изъяснительное 3) определительное 4) местоименно-определительное
5. Укажите сложноподчинённое предложение.

A. Довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Б. Художник остановился в селе Молвитине.

B. Белый храм, колокольня, неказистые березы у низенького забора и грачи, грачи, грачи…

Г. Он увидел здесь то, что ждал, что смутно надеялся увидеть.

6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Он думал удивить её своею щедростью (1) но она даже бровью не повела (2) и (3) когда он от неё отвернулся (4) презрительно скорчила свои стиснутые губы.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

7.В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить синонимичным причастным оборотом?

1) На моих глазах сквер, который давно разрыли и завалили трубами, превратился в уютный зелёный уголок.

2) Страницы, нижние углы которых затерлись от частоты перелистывания, сплошь были покрыты мелкими карандашными строчками.

3) В центре площади стояла каменная колонна, основание которой украшала бронзовая цепь с якорем.

4) Бабушка Аркадия, которую он помнил очень смутно, работала медсестрой в военном госпитале.

Часть 2
1. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

(1) Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (2) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (3) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (4) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (5) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (6) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

2.Переделайте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, а предложения с косвенной речью замените на предложения с прямой речью.

1) Чайковский отмечал: «Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

2) И. Гончаров утверждал, что талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать.

3. а)Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

б)Придаточные определительные подчеркните. Укажите, к каким словам или сочетаниям слов они относятся.

в)Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Выполните его синтаксический разбор.

О человеке к котор..му я направился, ходят по вятской земле л..генды. Ра..казывают люди о том как вернувшись после войны в родную деревню надумал фр..нтовик голыми руками пруд копать возле своего дома. У дома Шахтарина что стоит (не)близко от железной дороги я ост..новился поражённый.

Пруд оч..ртания которого с трудом угадывались под снегом был не так в..лик. Были на берегу ели сосны топ..ля кедры, не такие высокие какими рисовала их фантазия. Только те из них что успели уже окрепнуть (не)просто росли.

Деревья долговечней людей. Я знаю, что придут люди поклониться деревьям-памятникам. Придут и п..стоят молча на этой а..ее где у каждого дерева – своё имя. (По В. Булычёву.)

Часть 3 Сочинение-рассуждение по теме «Для чего нужны знаки препинания?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *