Знает лишь аз да буки то есть знает что
Знает лишь аз да буки то есть знает что
«Как известно, буква Я в азбуке последняя. А известно ли кому, отчего и почему?» ‒ хрестоматийные строчки из стихотворения Бориса Заходера. Буква буквой, но ведь Я – это еще и слово, важнейшее слово в языке, связанное с нашим мироощущением. И вот на тебе – стоит в конце азбуки.
Чтобы восстановить справедливость (насколько это возможно), я в свое время рассказывала первоклассникам о том, как был устроен старославянский алфавит, и это было им очень интересно. А самое главное, они получали возможность в некоторых случаях кричать в ответ на какой-нибудь вопрос («Кто это так замечательно сделал?», «Кто знает это лучше всех?», «Кто хочет ответить на самый сложный вопрос?») не «я», а «Аз».
Такая была у нас игра. Возможно, она еще кому-нибудь пригодится.
«Аз да буки ‒ вот и все науки» ‒ в этой странновато звучащей для современного уха пословице заключен глубокий смысл, о котором мы не догадываемся.
Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы – славянской азбуки, созданной Константином-Философом, в монашестве Кириллом.
Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: перед тем как Константину было божественное откровение, он долго изучал священные языки. Такими языками считались древнееврейский, греческий и латынь. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения.
В священных текстах все имело смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Вспомним: азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал христианство среди славян. А чтобы христианские идеи встретили любовь и понимание, их должно излагать на родном языке, полагал Философ. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть, потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал усвоенным им канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека.
Аз и буки – две первые буквы кириллицы, из которых сложилось знакомое нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц.
Аз – хороший, рожденный «быть первым», «светлым князем».
Буки – плохой, пустой человек, бессмысленное существо. (Отсюда обычай пугать детей Букой.)
Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным числом букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») – «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым, в левом – «плохие» буквы, «Букины».
Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» и т.д. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз – праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни, другая – о жизни Буки – пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.
Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.
Даже в начертании букв правого и левого столбика сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче. У букв левой стороны была сложная, вычурная форма, освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: ученик должен был усвоить предложенный ему жизненный урок и языком, и глазами, и руками.
Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился с букву а, Буки – в букву б (бэ), веди – в в (вэ) и т.д.
Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь.
Но, может быть, детям интересно будет узнать, почему в старину малышей пугали Букой.
И буква, обозначающая личное местоимение, не всегда стояла на последнем месте. В старославянском языке слово «я» звучало как «Аз». И с буквы «Аз» начиналась старославянская азбука. Одной из важнейших фраз была фраза: «Аз есмь человек!» И означала она, что человек сотворен по образу и подобию божьему.
История Аз-первого
«Родоначально Первый: ведай учение, говори-поступай добронравно, по естеству живи; усердно работай, люби свою землю, постигай мироздания сущность; как люди мыслящий, наш брат мудролюбивый, изречешь слово твердо, укрепишь закон, обретешь славу, жизнь вечную».
История Буки-пустого
«Безначальным будешь – мерзко закончишь, утробная тварь; шваль суетная, вор, пьянюга, враг-еретик, выпадет доля горькая, изувера изловят, измают, в узилище заточат, казнят; издохнешь псиной смердящий прах».
По книге А.В.Зиновьева «Тайнопись кириллицы» (Владимир, 1991)
Азы да буки
Смотреть что такое «Азы да буки» в других словарях:
Азы да буки — Разг. Устар. Первоначальная грамота, начальное школьное обучение. Ф 1, 13 … Большой словарь русских поговорок
буки — нескл. Название буквы Б в кириллице. ► Из пансиона скоро вышел он, Наскуча все твердить азы да буки, И наконец в студенты посвящен. // Лермонтов. Сашка //. БУКВА, БУКВАЛЬНО … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
АЗ — Аза не видеть. Разг. Устар. Быть неграмотным. Ф 1, 213. Ни аза [в глаза]. Разг. Шутл. Совершенно ничего (не знать, не понимать и т. п.). ФСРЯ, 30; БМС 1998, 20; ЗС 1996, 337; БТС, 30; АОС 9, 84. Ни аза ни буки. Волг. Неодобр. О глупом,… … Большой словарь русских поговорок
храм — а, м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Буддийский храм. □ Над вершинами леса, на фоне темно зеленой хвои и голубого небосклона, ярко выделяются купола храмов, сияя золотистыми крестами. Новиков Прибой … Малый академический словарь
храм — а, м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужения и религиозных обрядов. ► Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. // Пушкин. Стихотворения // 2. Место,… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
толковати — ТОЛКОВАТИ, арх. Толковать, объяснять. – Сказывают, игуменья Прасковья охочих ребятишек к себе призывает. Мол, эти саамы «азы» и «буки» толковати им навострилась (3. 477) … Словарь трилогии «Государева вотчина»
А — А, союз же, да, напротив, ан; однако, следовательно; потом, затем; выражение противоположности, вопросительное, заключительное и пр. Человек так, а Бог инак. Сеяли рожь, а косим лебеду. А ты как думаешь? А почему не хочешь? Широк путь в тюрьму, а … Толковый словарь Даля
А — А, союз же, да, напротив, ан; однако, следовательно; потом, затем; выражение противоположности, вопросительное, заключительное и пр. Человек так, а Бог инак. Сеяли рожь, а косим лебеду. А ты как думаешь? А почему не хочешь? Широк путь в тюрьму, а … Толковый словарь Даля
А — А, союз же, да, напротив, ан; однако, следовательно; потом, затем; выражение противоположности, вопросительное, заключительное и пр. Человек так, а Бог инак. Сеяли рожь, а косим лебеду. А ты как думаешь? А почему не хочешь? Широк путь в тюрьму, а … Толковый словарь Даля
Древнерусский алфавит — это зашифрованное послание!
Привычный набор букв русской азбуки на самом деле не что иное, как «послание к славянам».
У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится:
«Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».
Один из вариантов перевода этого текста таков:
«Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!»
Подробнее…
Славянская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Она отличается от других алфавитов не только совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения:
один звук – одна буква.
В этой азбуке, и только в ней, есть содержание. И в том вы сейчас убедитесь сами.
Для начала вспомним фразу:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Она известна каждому с детства и позволяет легко запомнить последовательность цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания. Каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый – красный, охотник – оранжевый…
До реформы языка 1918 года каждая буква азбуки так же имела своё название. Каждая буква стояла на своём месте.
Русская азбука – это не только набор букв, соответствующих звукам, это ещё и целое послание к славянам.
Давайте же прочитаем послание наших предков нам, ныне живущим.
Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.
Азъ – я.
Буки – буквы, письмена.
Веди – познал, совершенное прошедшее время от «ведети» — знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трёх букв азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде – Я знаю буквы.
Обратите внимание: Азъ – Я – первая буква в азбуке (а не последняя, как в современном алфавите). Потому что именно с меня и начинается мой Мир, моя Вселенная.
Азъ – это основа, начало. Основа всему – знание Бога и предков своих. То есть своих родителей, своих корней.
Глаголь Добро – говори, делай добро. Помните, как у Пушкина: «Глаголом жечь сердца людей». Глагол – это и слово, и дело одновременно. Глаголь – говори. Глаголю – говорю. Говорю – значит делаю. А что нужно делать? Добро.
Добро Есть Живите – делать добро – значит жить в труде, а не прозябать.
Зело – усердно, со рвением.
Земля – планета Земля, её обитатели, земляне. Живите Зело Земля. Живите зело землёю и на земле. Ибо она кормилица-матушка наша. Земля даёт жизнь.
И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой. То есть как вы, люди, думаете – таков ваш мир. Вот вам закон отражения. Что посеешь, то и пожнёшь.
Рцы Слово Твёрдо. Говори слово твёрдо. Слово твоё должно быть твёрдым. Сказал – сделал.
Оук Ферт Херъ. Укъ – основа знания. Сравните: наука, учить, навык, обычай.
Херъ – божественный, данный свыше. Сравните: немецкое Herr- господин, Бог, греческое – иеро – божественный. Английское – hero – герой, а также русское имя бога – Хорс. Знание – плод Бога, дар Божий.
Цы – точи, проникай, вникай, дерзай. Цы – энергия жизненно важная, высшая структура. Отсюда значение слова «отцы» — от «Цы» идущие – от Бога идущие.
Червь – тот, кто точит, проникает.
Шта – что в значении «чтобы».
Ъ, Ь (еръ, ерь) – варианты одной буквы, она означала неопределённый краткий гласный, близкий к «э».
Слово «ъръ» означало сущее, вечное, сокровенное. Пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч.
Солнце. «Ъръ», по всей вероятности, одно из наиболее древних слов современной цивилизации. Сравните египетское Ра – Солнце, Бог.
Само слово время содержит тот же корень, поскольку начальное «в» развилось именно из придыхания, с которым надо произносить «ъ» в начале слова. Многие исконно русские слова содержат тот же корень, например: утро – от Солнца (корень «ут» — оттуда, там), вечер – векъ Ръ – век Ра, истекающее время Солнца.
В смысле «пространство, Вселенная» от того же корня происходит русское «рама».
Слово «рай» означает: множество Солнц, т.е. обиталище бога Ра. Самоназвание цыган «ром, рома» — свободный, свободная, Бог – во мне, я – Вселенная. Отсюда же индийский Рама. В смысле «свет, светило, источник света»: клич «Ура!» означает «К Солнцу!». Яркий означает подобный солнечному свету, радуга и т.д.
Юсъ малый – свет, старорусское яс. В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) – постичь, иметь. Сравните: изъять, взять и т.д.
Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Что означает: дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!
Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное послание:
Азъ буки веде.
Глаголь добро есте.
Живите зело, земля,
И, иже како люди.
Мыслете наш он покой.
Рцы слово твёрдо.
Укъ фертъ херъ.
Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
В современном переводе это звучит так
Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь, усердно, земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!
В последнее время группа российский учёных (Г.С.Гриневич, Л.И.Сотникова, А.Д.Плешанов и другие) доказали, что в нашей Азбуке в зашифрованном виде содержатся знания о законах мироздания.
Что такое буква?
Буква – это единица, это атом смысла. Буквы имеют определённую форму, графику. За каждой буквой стоит своя цифра, своё число. Ещё Пифагор утверждал, что у буквы и у цифры одинаковые вибрации.
С открытием торсионных полей стала известна ещё одна составляющая буквы. Так как каждая буква имеет свою форму, а форма создаёт торсионное поле, то буква содержит в себе определённую информацию поля Сознания.
То есть, урезая Азбуку, мы отключаемся от той или иной области общего информационного поля Вселенной, от общего поля Сознания. А это ведёт к деградации человека.
Каждая буква русской Азбуки является символом чего-либо.
Например, буква «Ж» — это символ жизни. Она означает соединение мужского и женского начал. И название она имела соответствующее – «Живёте».
То есть за каждой буквой у наших предков были определённые образы. А чрез образы они творили. Ведь мы уже знаем, что для того, чтобы создать что-либо, необходимо сформировать образ.
А какова нынешняя Азбука? Какие образы за буквами теперь?
А – арбуз.
Б — барабан.
В – ворона.
И так далее. Азбука перестала быть живой, а язык стал без образов, т.е. безобразным…
Текст и фото взято с сайта МЕДИА СОЛЬ.
Презентация по родному языку на тему «Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ из истории письменности.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
2 урок
Описание слайда:
Значение письма в истории развития народов трудно переоценить. В языке,
как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Описание слайда:
На этом уроке мы:
рассмотрим краткую историю письма;
узнаем, как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей;
понаблюдаем над историей развития русского языка
Описание слайда:
В начале появилось картинное письмо ( пиктография): какое-нибудь событие
изображали в виде рисунка
В процессе дальнейшего развития пиктография постепенно вытесняется идеографией. Древнейшей системой идеографического письма является письменность народов Древнего Египта. Знаками этой письменности были иероглифы,которые рисовались и вырезались с большим искусством и представляли соб0й изображения предметов, растений, животных и птиц.
Описание слайда:
Описание слайда:
Звуки (сочетание звуков) изображаются в виде значков, собранных в алфавит.
Неудобство иероглифического письма, привело в итоге к созданию алфавита.
Первый алфавит был создан в Финикии в середине 2 тыс. до н.э.
Финикийцам, ведшим постоянные торговые записи, нужно было другое письмо – легкое простое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак – буква – обозначал лишь один определенный звук речи. Затем был создан греческий алфавит
Вы уже читали сказку Р. Киплинга «Как появилось первое письмо»? Если нет, то обязательно прочтите
Описание слайда:
Древний болгарский писатель, называвший себя черноризец Храбр, в своём сочинении «О письменах» пишет, что до того, как Кирилл и Мефодий изобрели для славян азбуку, славяне, чтобы отметить что-нибудь, использовали «черты и резы» — чёрточки и насечки на деревянных палочках-бирках. Так было и на Руси. Было ещё и тогда, когда уже писали по-славянски болгары и сербы, чехи и македонцы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Упражнение 9
«Он аза в глаза не видел»
«Аза не знает»
«Знает лишь аз да буки»
Это интересно
Пословицы и поговорки:
Начинать с азов
Аз да буки –вот и все науки
Прочитал от аза до ижицы
Гулял, бродил, к азам вернулся
Как вы понимаете эти пословицы и поговорки?
В каких случаях жизни их употребляют люди?
Описание слайда:
Святые братья зашифровали в своей азбуке для нас особое послание:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
1 марта 1564 года Иван Федоров и Петр Мстиславец закончили свой славный труд – книгу «Апостол». Это первая датированная русская печатная книга
Описание слайда:
С 988 года, с момента крещения Руси славянская письменность утвердилась и на территории нашей страны.
За этот период алфавит подвергся нескольким изменениям:
В начале 18 века Пётр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом.
В 1917-1918 годах была новая реформа азбуки. В результате, которой были исключены «ять», «ижица», «фита», и «ер» в конце слова.
В обычной жизни мы пользуемся послереформенной азбукой. Но и дореформенная кириллица продолжает существовать – ее использует православная церковь
Описание слайда:
Использованная литература:
Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразо-Р89 ват. организаций / [О. М. Александрова и др.]
Материалы интернета в свободном доступе
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по русскому языку на тему «Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.» (8 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему «Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.» (8 класс)
Конспект урока по родному (крымскотатарскому) языку «Индже ве къалын созукълар»
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по Родному языку 6 класс
«Знаки препинания». Самостоятельная работа по родному русскому языку в 4 классе
Сравнение временных форм глагола в татарском и немецком языках.
Татар һәм алман телләрендә сан һәм род категорияләре.
Сопоставление категорий лица и числа в татарском и немецком языках
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379116 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок, посвящённый Дню славянской письменности«Сперва аз да буки, затем другие науки».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок, посвящённый Дню славянской письменности.
Тема : «Сперва аз да буки, затем другие науки»
Цель: Познакомить с историей создания славянской письменности. Научить определять старославянизмы и трактовать их лексическое значение.
Развивать речь учащихся, творческое мышление, воображение, орфографическую зоркость.
Воспитание патриотизма, формирование интереса к истории родного языка.
Оборудование: Конверты с заготовками для создания рукописной книжки-малышки, рисунки, иллюстрации (Приложение)
Организационный момент. Постановка цели урока.
Русская пословица гласит; «Сперва аз да буки, затем другие науки». Ребята, объясните, пожалуйста, смысл изречения. Что такое «аз» и «буки»? Какое слово образуется путём сложения данных слов?
Действительно, получается слово «азбука». Азбука – это совокупность букв в языке. Народ считал, что первейшей, самой главной наукой является умение писать и читать. Умение писать и читать позволяло определять человека грамотным.
Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. Не всегда удаётся поставить такую веху. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности и сведения о том, как начиналась эта письменность. У славянской письменности удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем также имена творцов славянской письменности и их жизнеописание. Разрешите произнести эти важные сведения.
Кирилл и Мефодий – отцы славянской письменности.
День рождения славянской письменности – 24 мая.
(История праздника)- выступления уч-ся
Итак, как это было, мы с вами выясним, отправившись в путешествие по маршруту: Великая Моравия – Византия – Великая Моравия – Древнерусское государство. Все сведения, которые получим в пути, впишем в специальные листки, которые лежат у вас в конверте. Из листков оформим рукописные книжки-малышки. Посвятим свою творческую работу величайшему событию – Дню славянской письменности
Познакомьтесь с содержимым конвертов.
. 1.«Первые уроки летописания»
Задание: послушайте сообщение. Напишите краткое изложение сообщения.
Сообщение подготовленного ученика.(Юдина Яна)
В маленьком македонском городке Солуни родились два брата. Мефодий и Кирилл. Мефодий был старший из братьев. Кирилл младшим. Отец их был богатым человеком, уважаемым в городе. Мать, предположительно, была славянкой, потому что братья знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Братья получили прекрасное образование и воспитание. Особенно отличался Кирилл (Константин). Слух о даровитости Константина дошёл до Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Он изучал философию, музыку, античную литературу, математику, риторику. Его ждала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему» и подстригся в монахи, получил имя Кирилл. Братья становятся самыми известными просветителями христианства в Византии.
Однажды прибыли к византийскому царю Михаилу послы из Великой Моравии, где проживали славянские племена, от князей Ростислава, Святослава, Хоцела с такими словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и научил, объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе. От этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их».
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев и уговорил их стать учителями славян. Отправились братья в Великую Моравию. Трудное дело просвещать народ, необходимо иметь язык, понятный народу. До Кирилла и Мефодия Богослужения совершались на непонятном латинском языке. Встала задача – создать такой язык. Эта труднейшая задача была выполнена ими с научной точки зрения безукоризненно. На основе греческого языка, греческих букв братья создали глаголицу. Это произошло в 863 году.40 месяцев братья прожили среди славян, поучая их. С тех самых пор стали приобщаться славяне к письменности. На Руси письменность распространилась после принятия христианства в 988 году. Центром образованности стали монастыри. После смерти братьев их ученики в Болгарии создали новый алфавит на основе греческого, этот алфавит был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Новый алфавит назвали кириллицей в честь Кирилла.
2.Оформление страницы «Первые уроки летописания».
— В каком году произошло Крещение Руси?
— Назовите создателей славянской азбуки.
— Что являлось центром образованности?
Действительно, центром образованности стали монастыри, При монастыре существовала церковная школа. Чему учили там детей, нам расскажет сценка.
«Как церковный грамотей в старину учил детей»
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк,-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В как Веди, Г- глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Вот каким пером писали –
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Давайте сейчас театрально представим, как это было
Священник-ученик: Садитесь, чада, мои.
В Божью церковь собираться,
За азбуку приниматься!
— И тогда всё у вас будет в порядке. Итак, повторяем буквы.
Аз, буки- бери указку в руки,
Ер, еры- упал дедушка с горы,
— Как и кто обучал в старину детей грамоте
— Кому не полагалось учиться
— Почему трудно грамота давалась нашим предкам
3. «Первые уроки письма»
Представим себя учениками церковнославянской школы. На каждой парте лежит лист с изображением кириллицы. Рассмотрите его. Найдите в конверте страничку «Первые уроки письма». На ней вы видите прямоугольник. Дело в том, что первые книги на кириллице написаны уставом. Устав – это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, старательно, отдельно одна от другой и нет промежутков между словами. Буква схематично должна умещаться в прямоугольник.
Прочитайте кириллицу, выберите понравившуюся букву и изобразите ее очертания цветными карандашами в рамку прямоугольника.
Пока вы выполняете задание, расскажу вам ребята об этом нелегком труде писца.
Царь на Руси не брал пера в руки: грамотность считалась уже в 12 веке настолько обычным делом, что цари считали недостойным своего сана писать, они предпочитали диктовать писцам свои повеления и послания. Из всех русских царей до Петра только Борис Годунов подписывал официальные документы, но и то лишь до тех пор, пока не получил шапку Мономаха.
4. Игра «Веселый посох».
Вопросы к игре «Веселый посох»
а) ангел б) ягненок в) огонь
2 Где вам могли встретиться буки
а) в лесу б) в книге в) на картине
а) на голове б) на шее в) кармане
а) динозавр б) отец прапрадеда в) название болезни
а) лепные узоры б) настой липы в) красота.
6 Покажите свою десницу.
7 Что необходимо, чтобы стать толмачом
а) хорошо рисовать б) знать языки в) быстро бегать
Учитель помогает при затруднениях.
Вот открыл царевич очи (глаза)
. воротился старик ко старухе
Перед нею усердные слуги.
Она бьёт их, за чупруп (чуб, хохол) таская.
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами (палец).
4. Грядущие годы таятся во мгле:
Но вижу твой жребий
На светлом челе (лоб)
Его чело, его ланиты (щёки),
Мгновенным пламенем горят,
Его уста (губы) полуоткрыты.
-А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный, отгадайте загадки (за правильные ответы раздаются жетоны):
На каждой страничке,
кто их прочитает. (Буквы)
понесли на торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я чёрную воду пить,
и я ясно говорить. (Гусиное перо)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
Проживают в трудной книжке
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
То встань, разойдись. (Школьный звонок)
Слово учителя: Вот такими же смышлеными вы должны быть всегда, до окончания школы. Должны знать и почитать Кирилла и Мефодия. Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
Давайте замрем под звуки гимна Кириллу и Мефодию.