Знаете что скрипка обращение
Знаете что скрипка обращение
RE: Девять стихотворений (отрывки) с обращением.
(Сергей Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…» )
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!»
(Владимир Маяковский «Скрипка и немножко нервно»)
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
(Владимир Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» )
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Свет Наташа! где ты ныне?
Что никто тебя не зрит?
(А. С. Пушкин «К Наташе»)
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
(М. Ю. Лермонтов «Мцыри»)
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться.
(М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)
«О Господи, как совершенны
Дела твои,— думал больной,
— Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной».
(Борис Пастернак «В больнице»)
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
(Борис Пастернак «Август»)
4. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!
7. православный царь
9. годы безвременщины; бездне унижений Бросающая вызов женщина
Стихотворение В.Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (Восприятие, истолкование, оценка)
| |||
Тип: Анализ стихотворения |
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» 1914 года – это высокохудожественный пример того, как поэт обращает «внимание на свою собственную психическую жизнь». Поэт вводит нас в обстановку фантастическую, сказочную, будто описанную пером Андерсена. Мы встречаемся с оркестром, состоящим из одушевленных, живых инструментов, среди которых «издергалась. и вдруг разревелась так по-детски» скрипка. Она упрашивала окружающих выслушать ее «речь», но столкнулась с тем, что «оркестр чуждо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта».
Но вот неожиданно для сказочного повествования в разговор вступает сам автор, пытающийся подбодрить оскорбленную скрипку, которой геликон крикнул:
Далее мы уже следим за действиями лирического героя, который теперь участвует в этой фантастической сцене:
бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
а доказать ничего не умею!»
И вот тут-то через слова, обращенные поэтом к скрипке, нам становится ясно, что фантастикой Маяковский в этом стихотворении пользуется не ради самой фантастики. Теперь мы понимаем, что скрипка – это не просто инструмент, это некий символ, символ внутреннего мира человека, по Маяковскому.
Но все же среди этой «обывательщины» есть тот, кто понимает музыку внутреннего мира. Это сам поэт. И пусть он «доказать ничего» не умеет, их со скрипкой ведь уже двое:
«Знаете что, скрипка?
Эти последние строки несут в себе жизнеутверждающее начало, так как, если есть согласие между человеком и его внутренним миром, если они «вместе», еще есть надежда что-то «доказать» окружающим.
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» поражает своей художественной силой. Оно построено на одном из любимых приемов поэта – фантастике, гротеске. Можно только восхищаться так точно подобранным образом скрипки – символом души, внутреннего мира человека. Ярко выделяющейся особенностью стихов Маяковского вообще и этого стихотворения, в частности, является то, что они не просто стройно передают мысль поэта, а «разговаривают» с читателем. Это создает эффект жизненных непредсказуемых ситуаций, выходящих за рамки стихотворения. Этому способствует обилие диалогов. В данном случае, диалог между скрипкой и разными инструментами, обращение поэта к скрипке, обращение музыкантов к поэту.
Эмоциональность речи подпитывается бесподобными выразительными метафорами и неологизмами: «меднорожий геликон», «оркестр чужо смотрел», «выплакивалась скрипка», «тарелка вылязгивала».
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Стихотворение и анализ «Скрипка и немножко нервно»
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
что барабан не выдержал:
“Хорошо, хорошо, хорошо!”
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
Оркестр чужо смотрел, как
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
бросился на деревянную шею:
“Знаете что, скрипка?
а доказать ничего не умею!”
Пришел к деревянной невесте!
“Знаете что, скрипка?
Краткое содержание
Сюжет произведения прост: лирический герой слушает игру оркестра. К сожалению, бедной скрипке никак не удаётся играть в унисон с другими инструментами, она постоянно выбивается из общего строя. Не выдержав происходящего, скрипка горько плачет. На слёзы рыдающей скрипки тут же реагирует барабан: он пытается утешить несчастную, уверяя её, что всё будет хорошо. Но в дальнейшем даже сердобольный барабан не выдерживает потока скрипичных слёз и покидает оркестр.
Весь оркестр с огромным недоумением взирает на рыдающую скрипку. Одна лишь тарелка никак не может понять, что же приключилось? Толстый и грубый «медный геликон» строго отчитывает несчастную, требуя немедленно успокоиться. В какой-то момент лирическому герою, ставшему невольным свидетелем происходящего, становится невмоготу спокойно наблюдать за всем этим. Поэтому он «смело полез … и заставил пюпитры сгибаться в ужасе». Герой обращается к одинокой страдающей скрипке: он уверяет несчастную, что прекрасно понимает ее. Герой считает, что ором и криком ничего невозможно доказать. В конце произведения музыканты смеются над поведением лирического героя, но их смех его абсолютно не смущает. Герой делает скрипке предложение жить вместе: ведь она одна способна его понять.
История создания
Произведение увидело свет в 1914 г. Следует заметить, что этот год был сложным для Маяковского. Поэт остро ощущал собственное одиночество, творчество не приносило ему удовлетворения. Маяковский, именно в это время, активно экспериментирует над формой стихов, создавая уникальные авторские неологизмы. В творчестве и в жизни у него всё неопределённо и туманно.
Только редкие происшествия тогда вдохновляли поэта на работу. К примеру, однажды он сидел в ресторане в ожидании, когда официант принесёт ему заказ. В том ресторане он ужинал впервые в жизни. В ожидании официанта Маяковский внимательно наблюдал за оркестром: его чуткий слух буквально «споткнулся» о диссонанс между прочими музыкальными инструментами и скрипкой. Испытав яркое акустическое впечатление, поэт тут же исторг из себя мысль: «скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась». Из одной этой мысли и родилось всё стихотворение.
Жанр, направление, размер
Перед нами яркий образец лирического стихотворения. В нём романтический герой (поэт) выражает собственные мысли и эмоции через вещи, которые он воодушевляет, наделяя человеческими характерами и темпераментами. Произведение написано посредством экспериментального тонического стиха. Поэт выстраивает собственную форму стихосложения – ритмичную, за счёт логических ударений. Но эта форма не схожа с классическим построением стиха. Благодаря новаторскому подходу, Маяковский существенно расширил возможности стихотворного произведения, заставив его зазвучать абсолютно по-новому.
Композиция
Высокая степень эмоциональности произведения, его экспериментальная форма, не помешали автору выстроить последовательную композицию повествования. Сюжетная линия получила крайне динамичное и поступательное развитие. Намёк на основную тему присутствует уже в первых строчках произведения. Постепенно повествование развивается, а переживания накапливаются, и случается кульминация в виде эмоционального взрыва. В тексте можно выделить три семантических части:
Образы и символы
В произведении представлена широкая палитра смысловых образов, помогающих донести до читателей основную идею, заложенную автором. Внимания заслуживают следующие образы:
Темы и настроение
Основная тема произведения – одиночество. Маяковский, посредством образа несчастной скрипки, говорит не только о себе, но и о каждом непонятом человеке вообще. Музыкальные инструменты, входящие в оркестр, олицетворяют собой обывателей, нацеленных лишь на отстаивание собственных интересов, а скрипка – это лирическая героиня, воплотившая в себе чувственную палитру самого Маяковского. Настроенческий пафос произведения – трагический. Вместе с тем, стихотворение оставляет читателям робкую надежду на то, что неожиданно, в судьбе каждого отчаявшегося человека, может появиться тот, кто примет его, не осудит и поймёт
Основная идея
Поэт доносит до читателей глубокую мысль о том, что творческие люди, как никто другой, нуждаются в поддержке и понимании общества. Творческие люди – особенные: если социум резко отвергает, или насмехается над ними, они не способны противостоять этому в одиночку. Им требуется помощь похожего человека, только более сильного и отважного.
Средства выразительности
С целью передачи всей глубины человеческого отчаяния по причине ненужности и одиночества, поэт использует следующие средства выразительности:
Никколо Паганини
27 октября 1782, Генуя — 27 мая 1840, Ницца) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор.
«Демон скрипки»
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры.
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей.
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи взглянет запоздалый, но властительный испуг.
И холодный, темный ужас обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.
Скрипка и немножко нервно.
Она, как скрипка на моем плече.
И я ее, подобно скрипачу,
К себе рукою прижимаю.
И волосы струятся по плечу,
Как музыка немая.
Она, как скрипка на моем плече.
И очень сложен смысл ее гармоний,
Но внятен всем, и каждого томит.
И для нее никто не посторонний.
И отрешась от распрей и забот,
Мы слушаем в минуту просветленья
То долгое и медленное пенье.
И узнаем в нем высшее значенье,
Которое себя не узнает.
Пела скрипка терпкой печалью,
Заболевшая вмиг красотой.
На нее же из зала кричали,
На нее наступали ногой.
Ей визжали в ухо вульгарно,
Полагая, что так нужно петь.
Ей шептали что-то коварно,
Продолжая громко сопеть.
А она, задыхаясь от боли,
Продолжала тихо стонать,
Умирая безвольно на воле
От неумения лгать.
Рыдает скрипка, плачет среди ночи,
Так жалобно и тоненько поёт.
Историю любви поведать хочет,
В мир сладких грёз возвышенных зовёт.
Рыдает так отчаянно, так горько,
И не утешить, не остановить.
От счастья полного осталась долька,
А сердце не торопится забыть.
Так безутешно, истово тоскуют,
Когда уходит первая любовь.
Волшебная мелодия рисует
Ту, что из пепла возродится вновь.
Плачь скрипка, плачь, лечи души страданья.
Амура стрелы пусть волнуют кровь.
Мелодией надежды, ожиданьем
Пусть в сердце каждого живёт любовь.
Уже весна мне дышит слабо вслед,
И солнце-дворник убирает зиму.
Отстукиваю пальцами причину
По бледности окна. Не сгинут
Их звуки скрипок. Я на нет
Свожу желания, тоску и романтизм,
Врожденный, чуждым им, бродягам.
Болит от понимания, что рядом
Те, по кому болит, увы, не сядут,
Не зацелуют боль в простой каприз.
Осознано пишу и говорю.
Я начинаю чувствовать свободу.
Я кланяюсь учителям и в моду
Беру привычку потерпеть немного,
Когда на скрипки тратят по рублю,
Кидая в шляпу. Я люблю?
Играет скрипка в тишине.
Все замерло вокруг.
Ночные встречи при луне
Мне вспомнились, мой друг.
Беседка, шорох, старый сад
И нежных рук тепло,
И роз пьянящий аромат.
Все было и прошло.
Волшебной музыки игра,
Воспоминаний грусть.
Прощай, чудесная пора.
Тебя уж не вернуть.
Мужчины изменяют со скрипками,
Перед ними падают ниц,
Не считаясь с ошибками и улыбками
Напудренных лиц.
Мужчины исчезают со скрипками,
Оставив на память фото в обнимку,
Сдав дам в ломбард,
Предпочитая авангард.
Скрипка, первая скрипка,
Скрип половиц и души,
Чтоб на душе стало тесно и зыбко,
В объятиях скрипку души.
Черубина де Габриак
В древнем замке до утра
Граф седой играл на скрипке,
Позабыв согнать улыбку
С обескровленного рта.
Заблудившись в белой мгле
На морозе стыли звуки,
И писал слова разлуки
Иней пальцем на стекле.
Позабытый полонез
Скрипка старая играла,
А в трубе рыдал устало
То ли ветер, то ли бес.
Под ногами смятый плед,
Как поверженное знамя.
Чуть дрожит свечное пламя,
Воском пачкая паркет.
А старик водил смычком.
И пыльцою канифольной
Атакующие кони
Гарцевали над столом.
Здесь в былые времена
С юной паночкой Потоцкой
Щебетал корнет по-польски
Про амурные дела.
Полонез затих. В углу
Под кусками штукатурки
На последний тур мазурки
Муха липла к пауку.
Автор под ником Рэмонт ОбувИ
Ажурной шалью ляжет полутьма
На зала плечи,
Где Сарасате вновь меня с ума
Сведет за вечер.
Легенду о волшебном скрипаче
Расскажет страстно-
Играть на тонком солнечном луче
Ему подвластно.
Тягучею вишневою смолой
Древесной плоти
Перетекает вечность в зал немой
По капле-ноте.
То истоньшаясь, вьется канитель
Сребристым током,
То превращаясь в золотую трель,
Парит высОко.
И звуком-нитью сквозь ушкО иглы
Щемящим, странным,
Одной от курса сбившейся стрелы
Затянет раны.
«Скрипач смычок надраил в канифоль. «
Скрипач смычок надраил в канифоль
И скрипку взял, и принялся паять
И, обожженная, она кричала «боль»
А он по нервам жег ее опять.
И зал был глух уже который век,
И вновь из зала угодил к врачу
Единственный нормальный человек,
Который дал по морде скрипачу.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Страдивари
Из тонких плашек редкой древесины,
Среди опилок, в мастерской убогой,
Рождалась скрипка с талией осиной,
Дитя таланта Мастера и Бога.
И запах лака приторный и горький
В себе таил великие секреты,
У старого Антонио в каморке
Рождалась скрипка… И её с рассветом
Великий Мастер вынес на террасу,
Чтобы дитя просохло от рожденья,
А сам, не спавший зА ночь даже часа,
Прилёг и погрузился в сновиденья…
И видел он во сне, как вся Кремона
Рукоплескала этой новой скрипке,
Как пальцы музыканта искушённо
Дрожа блуждали её станом гибким.
Смычок коснулся девственного тела,
Трезвучием сорвал её одежды
И скрипка изумительно запела,
Как ни одна из тех, что пели прежде…
Она рыдала в сладком полутоне,
Сливались звуки в двуголосьи страстном,
Смычок взлетает вверх и плавно тонет…
И говорит ей: Боже! Ты прекрасна.
Звучит её податливое тело,
Она и плачет и поёт и стонет!
От звуков низких, вязких, чёрно-белых
До высочайших – в ярко-красном тоне…
Очнулся мастер. Глаз не открывая,
Сказал тихонько: ты прекрасно пела…
А если пела – значит ты живая.
И встал. Болело старческое тело…
Жила Кремона в ежедневном быте,
Кричали продавцы воды фруктовой…
Маэстро убирал свою обитель,
Чтоб приступить к рожденью скрипки новой.
А через триста лет, в огромном зале,
В составе знаменитого оркестра
Две скрипки пели. Зрители не знали,
Что эти скрипки пели для Маэстро…