Знак коза на пальцах что значит в православии
Не нужно искать сатану там, где его нет
Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».
Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.
Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.
О контекстах жеста в православной иконографии
Такой жест для священных изображений не является редкостью.
А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).
Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».
Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.
Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».
Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»
Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?
Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»).
Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?
Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.
Знак коза на пальцах что значит в православии
Основы духовной безопасности запись закреплена
«Рокерская коза» на православных иконах, или Что важно помнить о жестах в иконографии.
Церковную общественность нередко сотрясают скандалы. Скандалы крупные и мелкие. Скандалы, вызванные серьёзными причинами и просто слухами и опасениями. Но бывают скандалы, обусловленные излишней ревностью в сочетании с плохим знанием собственной традиции.
Так, например, в прошлом году в России проводился так называемый Волжский крестный ход с ковчегом с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Ковчег имел форму руки с несколько непривычным перстосложением. Многие ревнители, не разобравшись в сути дела, поспешили назвать ковчег «десницей сатаны» и привычно заговорили о «кощунстве», «сатанизме», «рокерской козе» и прочем. Были опубликованы статьи на определённых сайтах и посты в определённых блогах.
Как же так получается, что христианская святыня вдруг становится камнем преткновения для некоторых верующих? Ответ прост. Во-первых, как уже говорилось, это незнание собственной традиции. А во-вторых, забвение такого простого факта, что любой символ не может существовать вне своего контекста.
Материал для этой статьи не является открытием. Об этом писано довольно много, в частности профессором Голубинским ещё в конце XIX века. И совсем уж недавно на эту же тему писал священник Димитрий Юревич.
Так о чём, собственно, речь?
Вот перед нами византийская икона Спасителя начала XIII века. Что означает жест Христа на этой иконе? Уверен, бОльшая часть читателей скажет – благословение. Некий старообрядец, возможно, уточнит: «древлеправославное двуперстное».
А теперь усложним задачу.
Вот фрагмент мозаики из константинопольского монастыря в Хоре XIV века, которая изображает искушение Христа в пустыне. На мозаике мы видим Христа, который обратил такой же «благословляющий» жест в сторону сатаны. Не правда ли, странно?
Копнём ещё глубже. Сирийская рукопись Евангелия, так называемый «кодекс Рабулы», VI век. На миниатюре изображён суд у Пилата. Иудеи, призывающие распять Христа, протягивают руки к Пилату, а один из них сложил пальцы в тот же «благословляющий» жест.
Или вот, совершенно нехристианский сюжет той же примерно эпохи: иллюстрированная рукопись Гомеровой «Илиады». На миниатюрах у персонажей мы часто встречаем точно такие же жесты.
Стало быть, о «благословении» речь идти не может.
И вот здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности не возникли на пустом месте. Это, так сказать,«творческая переработка» эллинистической античной культуры. И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.
Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору». У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию :
Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения.
Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.
Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.
4. (четвертая картинка)
Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний.
В иконографии мы видим то же самое:
Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило, подразумевают прямую речь персонажа или призыв: «вонми», а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят и христианские исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».
В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещения означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Каждый, кто хоть раз был на рок-концерте, видел в зале десятки рук, вскинутых в жесте, который именуется «козой». Интересно то, что этот жест напоминает по форме латинскую букву U, что может обозначать unity, то есть объединения, подобно как жест, сходный с V обозначает победу – Victory. А это значит что «коза» — это, в первую очередь знак объединения, единства. Человек «кидающий козу» как бы говорит: «Я здесь свой! Я с вами!».
Так же есть и другая версия: есть мнение, что трехпальцевая коза (указательный, мизинец, большой палец) – это часть фразы «я люблю тебя» на языке для глухонемых. Таким образом, на концертах фанаты выражают свою любовь к музыке. Кстати, в русском языке глухонемых этот жест обозначает букву «Ы»…
Ronnie James Dio в начале 80-х, играя в составе Black Sabbath, первым привнес этот жест в рок-культуру. Сам Дио говорил, что этому жесту его научила его бабушка еще в детстве.
Вот что он говорил по этому поводу:
«Вряд ли я первый человек, который сложил так пальцы. Это все равно, что изобрести колесо. Но, наверное, можно сказать, что я ввел его в моду. Это был символ, который отражал все, что связано с нашей группой. В нем нет ничего «дьявольского», как некоторые говорят. Моя бабушка-итальянка говорила, что это отпугивает «злой глаз». Всего лишь символ, но у него магическое значение, и мне кажется, это отлично сочеталось с BlackSabbath. Теперь его используют все подряд, и он как будто потерял свое первоначальное значение,» — заявил Дио в одном из интервью.
Среди других кандидатов на «отца» рок-козы называются: Риччи Блэкмор, Джимми Хендрикс и Джордж Клинтон.
Но что означал жест коза до того, как прочно вошла в рок-культуру?
«Рок Коза» — не просто знак объединения, это и сакральный символ. Если обратиться в хиромантии, указательный палец связан с Юпитером, а мизинец- с Меркурием. Юпитер в греческой мифологии — верховное божество, бог неба, молний и грома, а Меркурий – бог торговли, воровства, а так же он провожает души умерших в подземное царство. Таким образом подобным жестом люди просили у Юпитера защиту, а у Меркурия – помощи в том, чтоб душа недруга благополучно добралась до царства мертвых.
В средневековье пошел слух, что так здороваются черти и ведьмы и этот жест стал запретным, как подобие рогов дьявола.
Упоминание «козы» мы видим и в «Дракуле» Брэма Стокера: «…в толпе у дверей гостиницы все перекрестились и наставили на меня два растопыренных пальца.
Не без труда я добился от одного из своих спутников объяснения, что все это значит; …он сказал, что жест служит как бы амулетом и защитой от дурного глаза.»
После «перестройки», с начала 90-х годов, жест блатарей переняли бандиты, ракетчики (рэкетиры). В среде представителей новой криминальной волны почти не было людей с тюремно-лагерным опытом, преобладала молодёжь, агрессивная, энергичная, но туповатая и, как говорят правильные пацаны (то есть уголовники, которые следуют воровским законам и традициям), – без понятий. Эти уголовники новой формации переняли некоторые внешние атрибуты блатарей, и прежде всего – распальцовку. Так что в настоящее время выражение пальцы веером чаще всего ассоциируется с представителями бандитского мира (в отличие от воровского), с теми, кого принято называть быками. В местах лишения свободы выражения пальцы веером, пальцы гнуть (см.), распальцовка служат издевательской, негативной характеристикой человека, который стремится подражать отрицательно настроенным осуждённым, добиваться внешнего сходства с ними.
А в Италии «коза» это жест, относящийся к области примет. Например, встретив по пути катафалк, надо непременно сделать «рок козу», иначе беды не избежать. А «коза» с поднятыми вверх пальцами в Италии означают страшное оскорбление, которое гораздо более обидное, чем поднятый вверх средний палец. Поэтому в Италии с «козой» стоит обращаться в высшей степени аккуратно».
Именно второе, проклинающее, значение «козы» стало постепенно более известным. Многое говорили об этом жесте в разные времена, особенно в Средневековье. То видели в «козе» рога дьявола, то три шестерки – дьявольское число. Считали, что так ведьмы приветствовали друг друга
Между прочим, интересно, что «коза» своей формой напоминает мудру (магический жест в виде определенного положения пальцев) Энергии. Отличие в том, что средний и безымянный пальцы в мудре Энергии кончиками соприкасаются с большим, а не просто прижаты. На востоке (и не только) широко практикуется лечение с помощью таких жестов. Причем название многих мудр восходит не столько к религии, сколько к восточной мифологии
В общем, с какой стороны ни посмотри, «коза» является типично языческим знаком
Знак коза на пальцах что значит в православии
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[Жест «козы» в православии]
«Практически каждый из нас видел по телевизору и в прессе, как на рок-концертах музыканты и вся молодежь выкидывают вперед руки с таким сложением пальцев.
Этим знаком сатанисты пользуются для привлечения к себе дьявола. Это так называемая всем известная «коза», или, как говорят в некоторых кругах – «ил корнуто». Этот знак для сатанистов значит то же, что для православных крестное знамение. Этим знаком сатанисты призывают князя мира сего», – вещает нам Алексей Добычин.
Как увязал автор этот символ с дьяволопоклонством рокеров не понятно. Да, аналогичный жест использовали в магических целях наши дохристианские предки, есть подобный символ и в буддизме… Но ведь не для поклонения злым силам использовался этот знак, не для призвания их, а как раз наоборот – для призвания добрых сил и изгнания злых!
Правда в книге арабского мистика Абдулы Альхазреда 8-го века «Некрономиконе» есть знак «вур» – истинный символ Древних, который притягивает к себе или к внешним границами круга все темные и нечистые силы.
Но если видеть в символике субкльтуры рокеров «вур», то нужно последовательно изменить и практику православной литургии. Ведь воздевание священником рук «горе» является разновидностью употребления другого символа «Некрономикона» – «коф» (второй справа). Согласно Абдуле Альхазреду модификации этого знака исползуются для проведения магических атак.
И почему мы обязаны производить рокерскую «козу» непременно от «вура», а не, например, от индуистского жеста «карана-мудры», который употребляется не для призвания, а для защиты от злой силы?
А если Добычин считает использование любых символов, употребляемых в магических ритуалах, призыванием сатаны и дьяволопоклонничеством, то пусть он будет честен и прежде всего откажется от креста. Ведь этот символ имеет древнюю историю в дохристианских языческих культах и магических системах:
(этот крест в Камаях Поставского района раньше был языческим идолом)
А если все же он признает возможность того, что один и тот же символ может иметь разное значение в разном контексте, подобно тому как крест имеет разное значение в контексте магии и христианской культуры, то путь он прежде поинтересуется, каково значение знака «козы» в культуре рока.
Прежде всего, уместно поинтересоваться является ли этот символ призванием сатаны у того, кто собственно его ввел в моду рокерской субкультуры. Певец Ронни Джеймс Дио в одном известном интервью говорит об этом так:
«Вряд ли я первый человек, который сложил так пальцы. Это все равно, что изобрести колесо. Но, наверное, можно сказать, что я ввел его в моду. Это был символ, который отражал все, что связано с нашей группой. В нем нет ничего «дьявольского», как некоторые говорят. Моя бабушка-итальянка говорила, что это отпугивает «злой глаз». Всего лишь символ, но у него магическое значение, и мне кажется, это отлично сочеталось с Black Sabbath. Теперь его используют все подряд, и он как будто потерял свое первоначальное значение»
Итак, даже признавая магическое происхождение жеста, его популяризатор видит в нем символ защиты от зла, а не его призвания.
В контексте современной рокерской культуры этот жест также не имеет ничего общего с призыванием дьявола, хотя и является полисемичным. Во-первых, он по ассоциации с буквой «U», начинающей английское слово «unity» («единство»), выражает единение своих – «братьев по духу». Во-вторых, в американском языке глухонемых жест заменяет латинскую букву «Y», используемую в словосочетании I Love You (Я люблю тебя), которое передается как ILY. Из-за этого «коза» с отставленным в сторону большим пальцем является также выражением любви (например, к поющему музыканту).
Но если уж Добычнин взялся искать именно чертовщину, то он везде найдет именно ее. Чему свидетелсьвом и статья, где даже в почитании православной святыни он усматривает дьяволопоклонство.
«Во время крестного хода православный народ лобызал «десницу сатаны», поклоняясь ей как великой святыне – деснице с мощами святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя российского воинства», – комментирует наш «спец» по духовности почитание вот этой раки с мощами св. Георгия Победоносца:
Ну, а раз так, то добавим в коллекцию еще и чудотворный образ Пресвятой Богородицы, и древнюю икону Спасителя:
И не нужно приходить в шок – нужно интересоваться иконографией. Указательный палец в таком жесте на иконах читается как указание на Божественную природу Спасителя, мизинец – на человеческую. Кроме того, соединение малого среднего пальца с большим, при котором остальные протягивались означал у древних ораторов начало речи и сам процесс повествования, подгибание же двух средних пальцев под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Поэтому этот символизм перешел в иконописную канонику как указание на то, что изображенный является активным проповедником, благовестником.
Остается только сказать: неграмотность хуже невежества!
Что означает жест «коза»?
Каждый, кто хоть раз был на рок-концерте, видел в зале десятки рук, вскинутых в жесте, который именуется «козой». Интересно то, что этот жест напоминает по форме латинскую букву U, что может обозначать unity, то есть объединения, подобно как жест, сходный с V обозначает победу – Victory. А это значит что «коза» — это, в первую очередь знак объединения, единства. Человек «кидающий козу» как бы говорит: «Я здесь свой! Я с вами!».
Так же есть и другая версия: есть мнение, что трехпальцевая коза (указательный, мизинец, большой палец) – это часть фразы «я люблю тебя» на языке для глухонемых. Таким образом, на концертах фанаты выражают свою любовь к музыке. Кстати, в русском языке глухонемых этот жест обозначает букву «Ы»…
Ronnie James Dio в начале 80-х, играя в составе Black Sabbath, первым привнес этот жест в рок-культуру. Сам Дио говорил, что этому жесту его научила его бабушка еще в детстве.
Вот что он говорил по этому поводу:
«Вряд ли я первый человек, который сложил так пальцы. Это все равно, что изобрести колесо. Но, наверное, можно сказать, что я ввел его в моду. Это был символ, который отражал все, что связано с нашей группой. В нем нет ничего «дьявольского», как некоторые говорят. Моя бабушка-итальянка говорила, что это отпугивает «злой глаз». Всего лишь символ, но у него магическое значение, и мне кажется, это отлично сочеталось с BlackSabbath. Теперь его используют все подряд, и он как будто потерял свое первоначальное значение,» — заявил Дио в одном из интервью.
Среди других кандидатов на «отца» рок-козы называются: Риччи Блэкмор, Джимми Хендрикс и Джордж Клинтон.
Но что означал жест коза до того, как прочно вошла в рок-культуру?
«Рок Коза» — не просто знак объединения, это и сакральный символ. Если обратиться в хиромантии, указательный палец связан с Юпитером, а мизинец- с Меркурием. Юпитер в греческой мифологии — верховное божество, бог неба, молний и грома, а Меркурий – бог торговли, воровства, а так же он провожает души умерших в подземное царство. Таким образом подобным жестом люди просили у Юпитера защиту, а у Меркурия – помощи в том, чтоб душа недруга благополучно добралась до царства мертвых.
В средневековье пошел слух, что так здороваются черти и ведьмы и этот жест стал запретным, как подобие рогов дьявола.
Упоминание «козы» мы видим и в «Дракуле» Брэма Стокера: «…в толпе у дверей гостиницы все перекрестились и наставили на меня два растопыренных пальца.
Не без труда я добился от одного из своих спутников объяснения, что все это значит; …он сказал, что жест служит как бы амулетом и защитой от дурного глаза.»
После «перестройки», с начала 90-х годов, жест блатарей переняли бандиты, ракетчики (рэкетиры). В среде представителей новой криминальной волны почти не было людей с тюремно-лагерным опытом, преобладала молодёжь, агрессивная, энергичная, но туповатая и, как говорят правильные пацаны (то есть уголовники, которые следуют воровским законам и традициям), – без понятий. Эти уголовники новой формации переняли некоторые внешние атрибуты блатарей, и прежде всего – распальцовку. Так что в настоящее время выражение пальцы веером чаще всего ассоциируется с представителями бандитского мира (в отличие от воровского), с теми, кого принято называть быками. В местах лишения свободы выражения пальцы веером, пальцы гнуть (см.), распальцовка служат издевательской, негативной характеристикой человека, который стремится подражать отрицательно настроенным осуждённым, добиваться внешнего сходства с ними.
А в Италии «коза» это жест, относящийся к области примет. Например, встретив по пути катафалк, надо непременно сделать «рок козу», иначе беды не избежать. А «коза» с поднятыми вверх пальцами в Италии означают страшное оскорбление, которое гораздо более обидное, чем поднятый вверх средний палец. Поэтому в Италии с «козой» стоит обращаться в высшей степени аккуратно».
Именно второе, проклинающее, значение «козы» стало постепенно более известным. Многое говорили об этом жесте в разные времена, особенно в Средневековье. То видели в «козе» рога дьявола, то три шестерки – дьявольское число. Считали, что так ведьмы приветствовали друг друга
Между прочим, интересно, что «коза» своей формой напоминает мудру (магический жест в виде определенного положения пальцев) Энергии. Отличие в том, что средний и безымянный пальцы в мудре Энергии кончиками соприкасаются с большим, а не просто прижаты. На востоке (и не только) широко практикуется лечение с помощью таких жестов. Причем название многих мудр восходит не столько к религии, сколько к восточной мифологии
В общем, с какой стороны ни посмотри, «коза» является типично языческим знаком