Знак макрокосма что это
Макрокосм
Если микрокосм можно символически выразить с помощью символов пяти стихий, то для изображения макрокосма используются символы планет и знаков зодиака, которые применяются в астрологии. Главная идея различия между микрокосмом и макрокосмом заключается в том, что постигая микрокосмические силы, человек разбирается в себе, своей воле, эмоциях, интеллекте и реализации. Занимаясь же макрокосмом, мы учимся ориентироваться и управлять внешним миром, который олицетворяют «семь древних планет» астрологии. Как и любая другая подлинная эзотерическая наука, астрология являет собой инструмент самопознания и ключ к самосовершенствованию.
Содержание
Планеты: их свойства и символы
В традиционной астрологии и магии учитывается семь «планет», известных человеку с глубокой древности: пять планет Солнечной системы, видимых невооруженным глазом (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), и два так называемых «светила» — Солнце и Луна. Эти «семь планет древних» в совокупности называются септенером, то есть семерицей.
Согласно древним воззрениям на мироздание, в центре вселенной находилась Земля, а удаленность остальных планет от Земли оценивалась по скорости их видимого движения. В результате самой близкой к Земле планетой считалась Луна, за ней следовал Меркурий, далее — Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. С точки зрения астрологии, именно планеты оказывают основное влияние на земной мир. При этом оно окрашивается свойствами двенадцати знаков зодиака и двенадцати домов гороскопа, а также геометрических углов (аспектов) между планетами.
Меркурий
Венера
Солнце
Юпитер
Сатурн
Помимо семи планет, в старинной астрологии учитывались также влияния двух важных астрономических точек — Северного и Южного Узлов Луны (пересечений орбиты Луны с эклиптикой, т.е. путем видимого годичного движения Солнца). Северный Узел именовался Головой Дракона, а Южный — Хвостом Дракона. Эти названия объясняются тем, что именно в окрестностях Узлов происходят солнечные и лунные затмения, в древности связывавшиеся с образом дракона, пожирающего дневное или ночное светило.
Высшие планеты
В современной астрологии используются также три планеты, не видимые невооруженным глазом и открытые лишь в Новое время: Уран, Нептун и Плутон.
Символ — двойственность человеческой души, разделенной крестом материи.
Ассоциируется с внезапными переменами. Олицетворяет творческие способности, независимость, любознательность, бунтарство.
Символ — полукруг души, поднимающийся из креста материи.
Ассоциируется с артистизмом, мистической любовью, неопределенностью, обманом. Олицетворяет вдохновение, творчество, чувствительность, воображение, идеализм.
Символ — дух, парящий над соединением полукруга души с крестом материи.
В каббале макрокосм описывается через образ каббалистических миров. Согласно каббалистическому мировоззрению, Вселенная состоит из четырех уровней. Высший из них — Ацилут, мир прообразов, архетипов или эманаций, породивший остальные три мира. Именно здесь находится обитель Божества. Далее следует Брия — мир творения, обитель архангелов. Следующий уровень — это Йецира, мир формирования, обитель ангелов. Последний, низший уровень занимает наш материальный мир, мир действия — Асия. На Древе Жизни мир Ацилут соотносится с сефирой Кетер, Брия — с сефирот Хокма и Бина, Йецира — с шестью сефирот: Хесед, Гебура, Тиферет, Нецах, Ход и Йесод, Асия — с сефирой Малкут. Ниже мира Асия помещается область клипот (др.-евр. букв. «оболочек») — «демонов», олицетворяющих грубые и дисгармоничные энергии. Иногда мир клипот также отождествляется с оборотной (неуравновешенной) стороной Древа Жизни.
Макрокосм и микрокосм
Макроко́см и микроко́см —
1) большой мир (от греч. μακρός — большой, долгий; и κόσμος — космос, вселенная, мир) и малый мир (от греч. μικρός — малый, незначительный; и κόσμος — космос, вселенная, мир);
2) пара понятий, употребляемая в философии и богословии при сопоставлении человека с окружающим миром; используется в рамках разделов учений, определяющих и раскрывающих место человека во вселенной, как одной из важнейших её частей.
Почему тогда как философия представляет человека малым миром в большом, святоотеческое богословие допускает обратное?
Разные направления философии, подходя к этому вопросу, обращали внимание на грандиозность вселенной, поражающую человеческий разум и чувства красотой и масштабами, тайнами, чёткой уравновешенностью, слаженным, гармоничным взаимодействием одних частей с другими. Человек же нередко рассматривался философией, как мельчайшая частичка этого мира, целиком зависящая от него. Физическая жизнь человека в сравнении с жизнью вселенной почиталась практически за ничто. Доходило до обоготворения тех или иных частей космоса, физических явлений, сил, предметов, стихий (см.: Идолопоклонство).
Православные богословы смотрели на человека прежде всего как на образ и подобие Творца, не забывая, что изначально человек хотя и зависел от условий среды своего обитания, но всё же, при этом был поставлен царём видимого мира, призван владеть и управлять им в той мере, в которой было угодно Богу ( Быт.1:28 ). Утрата власти над природой произошла лишь вследствие грехопадения ( Быт.3:17 ).
К тому же, после Сошествия в мир Сына Божия и совершения Им дела Искупления человек не только стал сродником Самому Господу Иисусу Христу (по человеческому естеству), но и был призван стать богом по благодати ( 2Пет.1:4 ). Это осуществимо через богообщение и обо́жение, в лоне Церкви. В данном отношении человек превосходит любые объекты мироздания и всю вселенную в целом.
Человек – малый мир. Он сосредотачивает в себе все тварные силы.
свт. Феофан Затворник
Произведя из ничтожества мир духовный и затем мир вещественный, Господь Бог, в заключение творения, произвел человека, который равно принадлежит и к миру духовному по своей душе, и к миру вещественному по своему телу, а потому есть как бы сокращение двух миров, и справедливо называется малым миром.
митр. Макарий (Булгаков)
Человек же есть малый мир. Ибо он обладает душою и телом и стоит посреди ума и вещества – потому он есть связующее звено между видимым и невидимым, то есть чувственным и умопостигаемым творением.
прп. Иоанн Дамаскин
Мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а чувственный мир соединен с умопостигаемым, как тело соединено с душой. И един мир, состоящий из них обоих, как один человек, состоящий из души и тела. Каждый из этих миров, сращенных в единении, не отвергает и не отрицает другого, по закону Творца, соединившего их.
прп. Максим Исповедник
Человек был сотворен, чтобы (быть) великим миром в малом мире, видимом, и помещен Богом на землю.
прп. Никита Стифат
Знак макрокосма что это
Как здесь хорошо видно, на рисунке присутсвуют много разных простых символов: двухголовое крылатое нечто, чаша с тремя змеями, одна змея в руке, лев, странная птица, трёхголовый змей-дракон внизу и странное «солнечное» дерево слева. Вообще, когда так много простых символов, можно начинать расшифровывать все символы без определённого порядка, но такая картинка исключение! Первое, что должно бросаться в глаза алхимику на этом сложном рисунке, это именно «солнечное» дерево в углу.
Показать полностью.
Лев за спиной у гермафродита, как мы уже знаем, обозначает кислоту. В Великом Делании необходимо растворённое в царской водке золото и растворённое в азотной кислоте серебро. Об этом и говорит лев. Необходим раствор.
Трёхглавое чудовище, над которым возвышается гермафродит, скорее всего, символизирует своими головами три стадии процесса Великого Делания: нигредо, альбедо и рубедо.
«Путь Венеры и радикальный путь»
Для описания влажного пути герметика очень часто использует половую символику, что даёт определённые основания подозревать эту традицию в знании иной разновидности «едких вод», имеющей отношение к разрушительной силе женщины, которую последняя проявляет по отношению к мужчине, соединяясь с ним в амальгаме любви и полового акта.
Показать полностью. Как и в случае сомы, здесь можно сказать, что Дама Философов (символ жизненной силы) в какой-то момент перестаёт быть «познаваемой»: тогда земная женщина используется как средство приближения к ней, благодаря головокружениям и экстазам эроса, возникающим при взаимодействии двух полов.
На самом деле, в силе порождения явно заключена сама сила Жизни, и речь идёт о том, чтобы застать её врасплох, остановить и завладеть ей в тот момент, когда она обращается к порождению иной сущности и оказывается как бы нагой, в неиндивидуализированном состоянии, так как она не может перейти из одной сущности в другую, хотя бы на миг не оказавшись в неиндивидуализированном и свободном состоянии. Но это состояние само по себе представляет «ядовитый» аспект Меркурия, который убивает. Таким образом, оказывается возможным найти в половом акте условия, аналогичные тем, при коих осуществляется инициация в форме активной смерти. Отсюда двойной аспект Любви и Смерти, характерный для некоторых античных божеств: Венера, как Либитина, также является богиней смерти; «Mortis et vitae locus», – гласит римская надпись, посвящённая Приапу. Слияние различных значений находит своё завершение в индуистском понятии кундалини, каковая является одновременно Богиней и «змеевидной силой», ответственной за телесную организацию и поддержание тела, что коренится в основании пола и проявляется при смерти или разделении, которую йоги используют для преодоления «порога Брахмана» и прорыва на «Царскую Дорогу».
Это гибельный путь. Гебер именует его «равновесием Огня» и характеризует как путь «наиболее трудный и опасный», а также называет «быстрой и стремительной царской работой»; Мудрецы предполагали его только для Принцев, имея в виду необходимость особой квалификации и врождённого «благородства». Среди четырёх путей, упоминаемых Андреэ, это четвёртый, коим «ни один человек не может достичь Царского Дворца»: он «непроходим для смертных, ибо изнурителен, и доступен лишь людям с нетленным телом». Возможно, это то же самое, что и прямое огненное пробуждение кундалини в соответствии с тантрической йогой, которому предшествует лишь одно «героическое» приготовление – vîr-krama – без «умерщвления» и без «растворения в Белом», то есть не проходя через срединную зону груди (см. ч. I, гл. 21). Общая опасность смерти инициата – причём смерти не только как физического факта – в этом случае максимальна.
Наконец, в качестве смягчённого варианта упомянутого метода мы можем указать другой путь, в определённой степени «андрогинный», сухой и влажный одновременно, относящийся к героической инициации в прямом смысле и отсылающий к древнему сакральному значению войны, к изначальному тождеству воина и посвящённого, к mors triumphalis как «пути на небо» и т.д. При этом пробуждается несущая и неистовая сила, – эрос, сходный с исступлёнными и оргиастическими формами влажного пути, однако же непосредственно обладающий качествами Железа или Марса. Героический порыв технически предоставляет те же возможности, что и порыв мистический, а также оргиастический экстаз и тонкое умерщвление герметической аскезы, однако только когда элемент Марса, путём устранения землистых, водянистых и горючих шлаков, был приготовлен до степени, качественно близкой Золоту и Солнцу, и когда этот порыв настолько интенсивен, что может преодолеть преграды, создаваемые мужественной твёрдостью и границами индивидуальности. Кроме того, этот же путь может привести к «снятию заклятия, сковывающему тело Золота и препятствующему выполнению им мужских функций», следуя не методу, по которому «Огонь действует в высшей степени мягко и умеренно от начала и до конца», но методу, требующему «неистового Огня, сходного с тем, что используется для операции умножения».
Черная стадия – Черная Ворона, Ворон, Жаба, Massa Confusa.
Белая стадия – Белый Лебедь, Белый Орел, скелет.
Зеленая стадия – Зеленый Лев.
Быстрые переливы радужных цветов – Павлиний Хвост.
Белый Камень – Единорог.
Красная стадия – Пеликан, кормящий птенцов собственной кровью, петух.
Окончательная трансмутация – Феникс, возрожденный из пламени.
Духовный склад Гёте сквозь призму «Фауста». (Р.Ш.)
Душевный конфликт, пережитый Гёте и заложенный им в основу образа Фауста, раскрывается с полной силой уже в самом начале действия – именно в этот момент, когда Фауст, отвергнув знак МАКРОКОСМА, ( от меня : учение в символах «НЕЧТО» «астрально – звёздного» ) обращается к знаку ДУХА ЗЕМЛИ ( учение: способность воспринимать Дух Земных предметов и «вещей» в символах).
Весь первый монолог Фауста, предшествующий этому душевному переживанию, по сути, можно считать лишь прелюдией.
Фаустова неудовлетворённость науками, а также своим состоянием как учёного говорит о СВОЕБРАЗИИ мысли Гёте куда меньше, чем отношение Фауста к Духу Вселенной и Духу Земли.
Знак Макрокосма открывает Душе картину Всеобъемлющей мировой гармонии:
Как в Целом части все, послушною толпой
Сливаясь здесь, творят, живут одна другою!
Как силы горние в сосудах золотых
Разносят всюду ЖИЗНЬ Божественной рукою
И чудным взмахом крыл лазоревых своих
Витают над Землёй и в высоте небесной –
И стройно всё звучит в гармонии чудесной!
В сопоставлении со знаком, известным Гёте как «знак макрокосма», эти слова обращают наше внимание на одно ВАЖНОЕ Душевное Переживание Фауста. Его Душе ПРЕДСТАЛ Символ « ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ»: Земля в единой связи со всеми планетами Солнечной системы, включая само солнце; активность всех небесных тел (от меня : обратите, на Важность последующего изложения мысли ) как «ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ СУЩНОСТЕЙ», РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ДВИЖЕНИЕ и ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; НЕ МЕХАНИЧЕСКИ ДВИЖУЩАЯСЯ НЕБЕСНАЯ СФЕРА, но КОСМИЧЕСКОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ «ДУХОВНЫХ ИЕРАРХИЙ», ИЗЛУЧАЮЩИХ в СВОЕЙ СОВОКУПНОСТИ «МИРОВУЮ ЖИЗНЬ», частью которой является «ЧЕЛОВЕК».
И всё же Созерцание этой ВСЕОБЩЕЙ ГАРМОНИИ не даёт Фаусту того ДУШЕВНОГО ОПЫТА, которого ОН « ВЗЫСКУЕТ». (от меня: Фауст понимает, чтобы «Постичь в Истине МИРОЗДАНИЕ», которой, человек является ЧАСТЬЮ, ему необходимо «Душевное Очищение» )
Чувствуется, что ЕГО не оставляет в покое Подспудный Вопрос: КАК СТАТЬ «ЧЕЛОВЕКОМ» в Истинном смысле этого слова? ЕГО Душа Жаждет Постичь, как человеку СОЗНАТЕЛЬНО СДЕЛАТЬСЯ «ЧЕЛОВЕКОМ»?
ЕЙ (душе) не удаётся отыскать в себе ЧУВСТВ, которые Помогли бы ЕЙ увидеть СЕБЯ СРЕДОТОЧИЕМ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ, указанных в знаке МАКРОКОСМА. Ибо в этом и заключается «ПОЗНАНИЕ», которое, посредством СИЛЬНЫХ ВНУТРЕННИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, МОЖЕТ БЫТЬ претворено в « САМОПОЗНАНИЕ».
НО НИКАКОЕ «ПОЗНАНИЕ», ДАЖЕ САМОГО ВЫСШЕГО ПОРЯДКА, НЕ ЗАХВАТЫВАЕТ « СРАЗУ» ВСЕГО ЧЕЛОВЕКА.
ОНО (познание) затрагивает лишь часть человеческого существа, Познание ЕЩЁ Нужно испытать Жизнью, и ЛИШЬ затем, Через Взаимодействие с Жизнью, ОНО (познание) Расширяет свою Сферу, Охватывая ВСЁ человеческое Существо.
Фауст СЛИШКОМ нетерпелив, чтобы Довольствоваться тем, что Знание ТОЛЬКО и МОЖЕТ ДАТЬ в ПЕРВУЮ МИНУТУ.
ЕМУ хочется в ОДНО МГНОВЕНИЕ ИСПЫТАТЬ и ПЕРЕЖИТЬ то, что ДАЁТСЯ ЕМУ ВРЕМЕНЕМ.
Поэтому-то ОН и Отвергает «ОТКРОВЕНИЕ МАКРОКОСМА».
Какой спектакль! Жаль – только лишь
спектакль!
Познание даёт лишь ОБРАЗНАЮ КАРТИНУ ЖИЗНИ.
НО Фаусту НЕ нужен образ, ЕМУ нужна сама Жизнь. ( от меня : Фаусту не нужно ТЕНЕВОЕ Интеллектуальное Знание Жизни, Фаусту необходима «СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ в ДУХЕ ЖИЗНЬ», или по другому: способность сопереживать в тончайших ощущениях ВЕСЬ Процесс « нечто» растущего и одновременного отмирающего, что ведёт к ПРОСВЕТЛЕНИЮ ДУШИ )
И вот ОН обращается к Знаку Земли. В этом Знаке ПЕРЕД НИМ СИМВОЛ ВСЕГО БЕСКОНЕЧНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА, каково оно есть благодаря ВОЗДЕЙСТВИЮ сил ЗЕМЛИ. ( от меня, ПРЕДПОЛАГАЮ: Фауст (Гёте) к этому времени Разбудил в себе « Другое – «Я», спящая в зачатке в области пяток ног, подняв в область ГРУДИ, ДРУГОГО эфирного сердца)
Этот Символ Пробуждает в ЕГО Душе вИдение того, чтО ЕСТЬ в человеке от БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ СУЩНОСТИ, однако СОЗЕРЦАЕМОЕ таким образом НЕПРЕМЕННО должно «ОШЕЛОМИТЬ», если ВОСПРИНИМАТЬ его НЕ расчленённым на отдельные ОБРАЗЫ, открывающиеся в течение жизни по мере Развития Познания, а УВИДЕТЬ СЖАТЫМ в ЕДИНОМ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ МИГЕ.
Явление Духа Земли Показало Фаусту, ЧТО в действительности «ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЧЕЛОВЕК, НО и « ОШЕЛОМИЛО» ЕГО, так как «ВОШЛО в ЕГО СОЗНАНИЕ РАЗОМ», минуя Познавательную Способность с её Отражающим и потому ОСЛАБЛЯЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ.
(Важнейшая информация от меня, по существу темы :
То, «НЕЧТО», что произошло однажды с Гёте и Осталось жить в нём до конца его жизни: « СТРАХ ДУХОВНОГО ПОРЯДКА», нечто подобное происходило и с Сократом; Аристотелем; Платоном; Многими служителями церкви; Гегелем; Достоевским; Толстым; Пикассо; Малевичем и Т. Д.
Эта категория людей с Божьей Помощи Осуществила скачок во Времени по ПРИНУЖДЕНИЮ ВЫСШИХ СУЩЕСТВ, на тысячелетия опередив общую массу людей в Развитии: « ДРУГОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ».
«ПОЗНАНАВАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ в ДУХЕ»
Сильнейший, « Духовный Страх, Душевных потрясений, в СИЛУ ЕЁ (душевной) ОГРАНИЧЕННОСТИ», без причинно, преследовал меня в течении 60 лет. Состояние на грани безумия. НО какая – то «Неведомая Сила» Всегда охраняла меня от умопомешательства.
В с вязи выше изложенного, ОТВЕТСТВЕННО заявляю:
НО, и по ПРИНУЖДЕНИЮ «Высших Существ», по крайней мере, в нашем Случае.
Значение слова «макрокосм»
[От греч. μακρός — большой и κόσμος — мир]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МАКРОКО’СМ, а, мн. нет, м. [от греч. makros — большой и kosmos — мир] (науч.). Мир, вселенная (в противоп. микрокосму).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
макроко́см
1. филос. Вселенная, мир в целом; мир больших величин
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пятирублёвка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «макрокосм»
Предложения со словом «макрокосм»
Цитаты из русской классики со словом «макрокосм»
Понятия, связанные со словом «макрокосм»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «макрокосм»
Они соответствуют пранаяме, науке о дыхании, которая соединяет макрокосм с микрокосмом, и наоборот.
Итак, мы видим тождество представлений древних народов о космосе и человеке, и членение макрокосма и микрокосма по вертикали на три части.
Солнце, верхнее и нижнее небо, земля с символами плодородия, крест, распространявший охраняющее действие оберега на все четыре стороны, – всё это обеспечивало хозяину оберега защиту макрокосма.