Знак органик что означает
Эко, био и органик: что означает маркировка
В наше время здоровый образ жизни стал одним из главных трендов. Все больше людей занимаются разными видами спорта, корректируют свою диету, стремятся употреблять только полезные продукты. А прилавки продуктовых магазинов только способствуют этому желанию – так и манят к себе товары с зелеными маркировками: «эко», «био», «органик». Вот только стоит ли верить этим надписям? Как свидетельствуют данные опросов, более чем половина потребителей не доверяют маркировке о натуральности и эко-безопасности продукции. Одной из причин столь высокого процента недоверия является то, что потребители просто не понимают, что стоит за маркировками и какая разница между всеми этими «био» и «эко».
Что стоит за зеленой маркировкой
Органик
Маркировка «Органик» привлекает прежде всего тех потребителей, для которых важен принцип «ничего лишнего». Покупая органическую курицу, можно быть уверенными, что ее не пичкали гормонами и антибиотиками, а овощи с такой маркировкой не обрабатывались химикатами и не росли в экологически опасных зонах. Продукция органик больше всего напоминает те самые овощи и мясо, которые выращивают люди в деревнях – все чистое и полностью натуральное.
Кстати, в мировой практике производитель не имеет права наносить на свой товар маркировку «Органик» и «Экологически чистый продукт» без научного основания и документов, подтверждающих этот факт. Желающий нанести на упаковку своего товара пометку «Органик» должен пройти специальную сертификацию. Подтверждающий документ, как правило, выдают только на год, после чего производителю снова предстоит проходить проверку. В разных странах действуют свои стандарты органической продукции. Например, на американской продукции об органичности свидетельствует маркировка USDA Organic Seal, в Евросоюзе – Euro Leaf и Bio-Siegel (преимущественно в Германии), в Швейцарии – Bio Suisse, а в Японии – JAS.
Логику такой классификации легко понять, если вспомнить, что слово «биос» с древнегреческого переводится как «жизнь». То есть если говорить буквально, то био-продукт – это тот, в котором есть жизнь (живые организмы). Это, например, любимые многими йогурты и кефиры, обогащенные микроорганизмами (например, бифидо-, лактобактериями) для улучшения работы пищеварительной системы.
Для покупателя, знакомого с данной классификацией, наличие такого знака, например, на соках или овсянке будет выглядеть как минимум странно. Однако в настоящее время БИО сертификация может применяться и к другим видам товаров, если продукция выращена (изготовлена) без добавления вредных химических веществ (типа нитратных удобрений).
Натурпродукт – это еще одно любимое слово маркетологов, которым характеризуют разные группы товаров. Говорить о нормативно-правовой базе, регламентирующей употребление этого знака, не приходится, так как на данное время она попросту отсутствует. Можно только догадываться, что имеет в виду производитель, указывая на этикетке продукта – «натур». Исходя из общепринятого понимания термина «натуральный продукт», можно предположить, что это товар из сырья природного происхождения, в котором не содержатся химические добавки, а в ходе производства применяются технологии, позволяющие максимально сохранить полезные свойства продукции.
По большому счету, натурпродуктом может быть как пища, так косметика и средства бытовой химии. Вопрос только в степени натуральности этой продукции. Скажем, если сравнивать цельное коровье молоко и обезжиренное стерилизованное, то первый вариант можно считать более натуральным, нежели второй. Также вопросы остаются к продукции, содержащей консерванты, усилители вкуса, ароматизаторы и другие добавки. Можно ли их маркировать «натур»?
В целом без соответствующей законодательной базы трудно определять четкие критерии и стандарты натуральности продукции, а правдивость маркировки зависит только от совестливости производителя.
Функциональные продукты
Продукты здорового питания
Фермерские продукты
Маркировка такого типа на наш продовольственный рынок пришла сравнительно недавно и пока не существует нормативно-правовой базы, определяющей особенности данной продукции. Формально в эту категорию товаров должна входить только продукция крестьянских фермерских хозяйств, но на деле маркировку «Фермерское» часто используют крупные молокозаводы и мясокомбинаты. Качественная фермерская продукция обычно имеет много общего с органической, но следует различать эти два вида товаров.
Зачем понимать эту маркировку
Врачи говорят, что почти на 80% наше здоровье зависит от того, что мы едим. Но вот беда: далеко не все понимают, как правильно выбирать продукты, как отличать качественную пищу от напичканной химикатами. Если знать, что обработка овощей агрохимикатами ухудшает их биологическую ценность примерно на 16%, а за сезон сельхозкультуры обычно обрабатывают химикатами до 20 раз, то становится понятно, какого качества пищу мы покупаем в супермаркетах. В Союзе органического земледелия подсчитали, что в современной аграрной промышленности используют свыше 200 тысяч разных химикатов, хотя официальное тестирование прошло только 200 из них. А знаете, сколько химии мы съедаем вместе с сельхозпродукцией? Исследователи считают, что за год ее общее количество дотягивает до 9 килограммов.
Исходя из этого, становится понятно, почему люди во всем мире столь требовательны к выбору пищевой продукции и всегда обращают внимание на маркировку еды. В наше время большим спросом пользуются продукты из групп эко, органик и био – те, в которых нет химических добавок. Правда, если на Западе требования к маркировке пищи очень строгие и потребитель всегда точно знает, что покупает, то у нас с этим пока еще проблемы.
Органические продукты: как купить настоящие? Разбираемся в маркировке
С января 2020 года в России начал действовать закон об органическом производстве. Теперь вся российская органическая продукция должна соответствовать определенным требованиям, иметь знаки отличия. Как не запутаться в маркировке органических продуктов и сделать правильный выбор?
Маркировка органической продукции: на что обращать внимание
2. QR-код.
Это удобный способ быстро получить все сведения о продукте. При наведении телефона на код вы сразу попадаете в реестр производителей органической продукции, который ведет Минсельхоз РФ. Там можно прочитать всю информацию о производителе и его продукции. Также покупатель сможет увидеть и изучить и сертификат производителя.
3. На ряде продукции может стоять сразу два значка – европейский знак органической продукции и российский значок.
Это возможно сейчас, в переходный период. Напомним, что европейский значок представляет собой белый листок на зеленом фоне, листок выполнен в виде контура из звезд (они символизируют страны Евросоюза). Этот значок так и называют – «евролист».
В течение года российские производители должны уйти от европейской маркировки и, пройдя российскую сертификацию, обозначить свою продукцию нашим российским знаком органики.
Кстати, на прилавках магазинов вы можете увидеть российские органические товары и с только одним европейским значком. Пока это еще допускается, хотя формально уже не соответствует закону.
4. Редко встречаются органические продукты, сертифицированные по американским и японским стандартам.
Американский значок – это круг, разделенный пополам на белую и зеленую части, на белой половинке надпись USDA. Японский значок – три кольца, заходящих друг на друга, с надписью JAS, но японские органические товары встречаются в наших магазинах крайне редко.
5. А как должна теперь маркироваться импортная органическая продукция?
Часть импортеров уже идут на российскую сертификацию и будут получать российский знак органической продукции. Но, вероятнее всего, на импортных товарах будет сохранена зарубежная органическая маркировка, как она ставится и сейчас, то есть слово organic будет присутствовать на импортном товаре, даже если он не прошел переработку в России (если у товара и производителя есть сертификат, подтверждающий органическое происхождение продукции).
Также на европейских импортных продуктах потребитель должен увидеть надпись на двух строках. Указаны слова organic, bio или eco, тип производства и номер сертификационной компании, которая сертифицировала продукт. Через поисковую систему можно увидеть все данные о самой сертификационной компании.
7. Российский закон об органике защитит рынок – и производителей, и ритейл, и потребителей – от фальсификата в сфере органического производства.
По информации торговых сетей, с полок уже ушло порядка 30 % такой продукции. Также с лета 2020 года начнут работать фискальные органы и статьи КоАП, которыми будет регулироваться деятельность производителей-обманщиков. Для тех, кто производит липовую продукцию, штраф составит до 500 тысяч рублей, а товар будет изъят из продажи. Для магазинов, продающих фальсификат, штраф может составить до 1,5 млн рублей.
Органик-маркировки продуктов, которые надо знать
Наталья Парамонова
“Я покупаю курицу у фермеров, у нее другой вкус, я чувствую”, “мне привозят фермеры на дом каждую неделю, я привыкла”, “на рынке беру, там всех знаю”, — так поясняют свой выбор продуктов те, кто готов платить больше за вкусное и “без химии”. Ориентиры — чувства, привычка, знания, но мы в LookBio фанаты органик-маркировки. Она подтверждает высшее экологическое качество и облегчает нам жизнь. Не надо ехать на ферму и выяснять, колют ли антибиотики курам или применяют ли глифосат для борьбы с сорняками. Можно просто увидеть маркировку и купить. Органик-маркировка основана на сертификации, сертификации на стандарте, а стандарт — на знаниях и подходах к земледелию.
Органическая сертификация — это длинный трудоемкий процесс, успешным результатом которого является право на использование знака органик-маркировки, доказывающей органическое происхождение вашего продукта. Знак (или органик-маркировка) — это сигнал для покупателя, что ваш продукт является органическим, а значит не содержит следов пестицидов, других ядохимикатов, синтетических ароматизаторов, красителей, следов антибиотиков или гормонов и произведен в строгом соответствии с органическим стандартом.
Мы в редакции ищем в магазинах на упаковках маркировки и, если видим на овсянке нужный знак, то выбираем ее. Знак — это гарантия понятного процесса сертификации, прозрачного производства и соответствия нашим ожиданиями.
Самые распространенные в России органические маркировки в нашем материале.
Органические маркировки
Обратите внимание, что представленные маркировки соответствуют стране. Национальный российский органический стандарт существует и оговорен в ГОСТе 57022-2016, однако национальной органической маркировки, на момент написания статьи, не существует. Как она, возможно, будет выглядеть, смотрите тут.
Закон об органическом производстве прошел первое чтение, но еще не принят, однако даже после принятия закона, России предстоит сделать еще много шагов для того, чтобы обеспечить прозрачный и честный процесс органической сертификации, соответствующий контроль за сертификаторами и их аккредитаторами, а также безответственными производителями псевдоорганических продуктов, прежде чем система национальной органической сертификации заработает в нормальном режиме, а национальная органик-маркировка завоюет доверие потребителей. До тех пор к онкурировать придется с маркировками, которые представлены ниже.
Почему надо доверять маркировке, а не самодекларации производителей? Маркировка — это вершина айсберга, которую видит потребитель. Под водой — органический стандарт, а значит четкие правила, по которым работает производитель. Проверку тружеников села проводит опытный независимый эксперт, прошедший процедуру аккредитации. Доверие к маркировке — это то, чем дорожит любой сертификатор, смысл его существования, поэтому проверки проводятся по регламентам и, при должном уровне контроля, случае подделок практически исключены.
Сначала мы рассмотрим национальные стандарты, гарантами которых выступает государство.
Евролист — единый сертификат для Европейского союза
Маркировка EU Organic Bio или еuro-leaf была введена в 2010. До «Евролиста» единого органик-знака в Европе не было, и потребитель, как сегодня в РФ, терялся среди многочисленных «эко», «био» и «органик». Продукту может быть присвоен сертификат «Евролист», если 95% его ингредиентов произведены по органическому стандарту и продукт не содержит запрещенных стандартом компонентов.
Обратите внимание, что истинный сертификат должен содержать буквенно-цифровой код. Это как диплом об окончании института — код должен быть. По этому коду можно проверить, кто выдал органик-сертификат продукту. И далее — производителя продукта и срок действия данного сертификата. Чтобы проверить продукт, надо обратиться к этому документу, где по коду можно найти сертифицирующую организацию. И далее — на сайте сертифицирующей организации — найти своего производителя и уточнить на какие продукты он получил органический сертификат, а также срок его действия.
LookBio таким образом проверят российских производителей, которые маркируют товары «Евролистом». Фермеры и агрохолдинги проходят зарубежную сертификацию и платят за нее, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию на европейском рынке как органическую. Некоторые российские производители предпочитают европейскую сертификацию, чтобы предложить настоящий органический продукт российским потребителям.
USDA Organic (США)
Американцы ввели свои органические стандарты в 2002 году. Контролирует их Министерство сельского хозяйства США. Цель сертификата — мотивировать фермеров на использование органического стандарта в производстве продукции.
Сертификат имеет три уровня: USDA 100% Organic, USDA Organic — 95% ингредиентов должны быть органическими, «Made with organic (ingredients)» (сделано с органическими ингредиентами) подразумевает, что в продукте менее 70% органики, знак в этом случае не ставится.
JAS (Япония)
Стандарт был опубликован в 2000 году, последняя ревизия стандарта проводилась в 2012 году. Контролирует стандарт Министерство сельского хозяйства Японии. Стандарт основан на кодексе органического сельского хозяйства Алиментариус (документ Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, FAO), на котором основан и органический стандарт Евросоюза.
Если увидите эту маркировку в российских магазинах, пришлите фотографии — очень редкий «зверь».
Bio Suisse (Швейцария)
Швейцарский национальный органический стандарт. Он был основан в 1981 году, и к 2011 году 11% швейцарских фермеров были органиками.
Швейцарский стандарт строже европейского, хотя бы потому, что подразумевает использование только местных ингредиентов. Доставка даже компонентов продукта на самолете запрещена стандартом.
Переходим к стандартам, которые появились раньше международных. Конечно, это европейские страны, которые разработали национальные стандарты до введение в действие «Евролиста». Они до сих пор существуют и распространены на продукции местных производителей. Получить такую маркировку зарубежный продукт не может — только «Евролист».
Agriculture Biologique (Франция)
Сертификат был разработан во Франции в 1985 году. После введения «Евролиста», производители ставят оба знака на упаковке.
Если продукт произведен во Франции, то вы скорее всего найдете на его упаковке две маркировки. Эта маркировка может быть только на продуктах, произведенных на территории Европейского союза. В отличие от «Евролиста» или USDA Organic, которые могут присваиваться продуктам из других стран.
Bio-Siegel (Германия)
Еще один национальный стандарт, на этот раз, немецкий. Более 77 тысяч продуктов имеют такую сертификацию, и их можно встретить на российских полках. Стандарт был разработан в 2001 году, существует до сих пор, но только для товаров, произведенных в Германии.
На упаковке товара будет два знака — «Евролист» и Bio-Siegel, так как и в случае с французской маркировкой, эти стандарты прошли процедуру взаимного признания.
А теперь переходим к частным стандартам. Для иллюстрации того, что частные стандарты важны, нужны и полезны — пример из Германии.
Bioland (Германия)
Как и предыдущий сертификат, Bioland — немецкая маркировка. Она была зарегистрирована в 1978 году. Маркировка предполагает более серьезные требования к производству продукции, чем «Евролист». История стандарта началась в Швеции, где местные фермеры могли использовать только местные ресурсы, поэтому в основе стандарта замкнутый цикл сельского хозяйства. Идеологами стали двое ученых — Ханц Мюллер и Петер Раш, а первыми под знамена Bioland объединились 12 фермерских хозяйств в Южной Германии.
В отличие от Bio-Siegel, который подразумевает содержание 95% органических ингредиентах в продуктах, Bioland требует 100% органик в составе. И, конечно, это не единственное отличие, а лишь самое яркое. Многие немецкие потребители доверяют стандартам, подобным Bioland, в большей степени. Но вернемся в Россию, где до сих пор нет национальной органической маркировки, но есть несколько частных стандартов и соответсвующих маркировок, которым принято доверять в среде профессионалов рынка.
Листок жизни. Органик (Россия)
Органический стандарт и Система добровольной органической сертификации «Листок жизни. Органик» разработаны Экологическим союзом Санкт-Петербурга в соответствии с положениями Кодекс Алиментариус «Органические пищевые продукты», стандартами IFOAM, с учетом требований Европейских директив 834/2007 и 889/08, и российского СанПиН 2.3.2.1078-01. В стандарт включены требования к лабораторным испытаниям продукции (ТР ТС 021/2011) и почв (СанПиН 2.3.2.1078-01). Система разработана в 2014 году.
Сертификация по системе «Листок жизни. Органик» рассчитана на продукты, которые будут продаваться на российском рынке. Подробнее о стандарте и знаке — здесь. Право сертификации по данному стандарту имеет Экологический союз Санкт-Петербурга.
Чистые росы. Bio (Россия)
Частный органический стандарт. Разработан СТО Агрософия (ликвидировано в 2017-м году), маркировка «Чистые Росы BIO». Право сертифицировать по данному стандарту имеет исключительно ООО «Эко-Контроль».
Organic/Органик (Россия)
Данная маркировка (знак) разработана Национальным органическим союзом (НОС) и присваивается продуктам, прошедшим сертификацию по органическому стандарту НОС. Стандарт НОС полностью совпадает с ГОСТом 57022-2016, о котором мы говорили выше. Это дает право сертификатору ставить под частным знаком номер государственного органического стандарта. Право сертификации по данному стандарту имеет только ООО «Органик Эксперт». Этот сертификатор — единственный на дату публикации — имеет также право сертифицировать продукцию в соответсвии с ГОСТ 57022-2016, так как только «Органик Эксперт» прошел соответствующую процедуру государственной аккредитации.
Пока что такой органик-маркировкой пользуется лишь один производитель — ТМ «Углече поле».
Маркировки на товарах: что нужно о них знать, чтобы извлечь пользу и не запутаться
Каждый день мы покупаем продукты питания, бытовую химию, одежду и другие товары, на упаковке которых — множество значков. Эти маркировки могут многое рассказать о свойствах и безопасности продукта и помочь сделать осознанный выбор.
Вот основные факты, которые стоит знать о маркировках.
Маркировки бывают обязательные и необязательные
Некоторые из значков и надписей должны быть на товарах по закону, другие же — добровольное решение производителя о дополнительной сертификации или самостоятельные указания.
Для разных категорий товаров обязательные маркировки различаются, но практически на всех должны быть указаны точный вес, срок годности и условия хранения, а также знаки обязательной сертификации: например, Евразийское соответствие (Eurasian Conformity) — знак соответствия нормам Технического регламента Таможенного союза, или РСТ — знак сертификации по стандартам ГОСТ для российских товаров.
Маркировка «Евразийское соответствие»
Маркировка РСТ
К необязательным маркировкам относятся все виды добровольной сертификации (у каждой страны есть свои независимые организации, которые за нее отвечают), а также экологические и этические маркировки.
Некоторые маркировки говорят об упаковке
Часть значков относится не к самому товару, а к его упаковке — это информация о ее свойствах и инструкция по утилизации. На упаковке обязательно должно быть указание, предназначена она для пищевых продуктов или нет, а также информация о материале, из которого она сделана.
Верхняя маркировка означает, что упаковка предназначена для контакта с пищей, а нижняя — что нет
Чаще всего последнее сообщается в виде так называемой ленты Мебиуса — треугольника из стрелочек с цифрой посередине и/или буквенным кодом снизу.
Такие значки обозначают, из какого материала сделана упаковка
Цифра и код соответствуют материалу: так, 1–9 — это разные виды пластиков, 20–23 — бумага и картон, 70–79 — стекло и т. д. На основании этой информации можно понять, подходит ли упаковка для переработки. По идее, лента Мебиуса сама по себе должна свидетельствовать о том, что материал перерабатывается, но в России принимают далеко не всё вторсырье. Какую именно упаковку и где можно сдать на переработку, ищите на карте Recyclemap.
Знаки могут сообщить о качестве и безопасности
И обязательные, и добровольные сертификации и дополнительные проверки, на которые решается производитель, говорят о том, что товар безопасен для потребителей (при соблюдении условий использования — они всегда есть на упаковке) и действительно соответствует тому, что на нем написано. То есть если на пачке значится «Масло сливочное, 180 грамм», то маркировки вроде «Росконтроля» или «Российского знака качества» подтвердят — внутри будет ровно столько масла именно того состава и содержания питательных элементов, которые заявлены производителем. А иногда продукты не проходят проверку на качество и попадают в «черный список».
Маркировка контроля качества «Росконтроль»
А еще — об экологической и этической ответственности
Самая разнообразная категория маркировок — экологические. Такие знаки свидетельствуют о том, что производитель делает всё возможное, чтобы не навредить окружающей среде при производстве продукта: это может быть использование возобновляемых ресурсов, отказ от химикатов и ГМО, бережное отношение к природе при добыче сырья и многое другое. Экомаркировки могут охватывать весь жизненный цикл продукта от добычи сырья до утилизации его самого и упаковки, а могут относиться только к одному аспекту (например, знак Морского попечительского совета на рыбных продуктах говорит о том, что вылов рыбы не нанес критического ущерба природной популяции). В идеале маркировку должна выдавать независимая организация, а критерии оценки должны быть четко прописаны — именно так действует единственная на сегодня российская экомаркировка «Листок жизни».
Экомаркировка «Листок жизни»
Маркировка MSC (Marine Stewardship Council / Морской попечительский совет)
Маркировка FSC (Forest Stewardship Council ® / Лесной попечительский совет)
Маркировка GOTS (Global Organic Textile Standard / Глобальный стандарт органического текстиля) на одежде и текстиле гарантирует, что продукция изготовлена из натуральных волокон, выращенных методами органического земледелия, без применения токсичных пестицидов и удобрений
Маркировка Rainforest Alliance (RFA) означает, что при производстве товара не были нарушены тропические экосистемы и продукт произвели на ферме или в лесном хозяйстве
Маркировку Agriculture Biologique (AB) можно встретить рядом с EU Organic — она дополняет соответствие продукта органическим стандартам
Другие значки рассказывают об этической ответственности — например, справедливой оплате труда рабочих, о том, что продукт не тестировался на животных, подходит веганам или соответствует религиозным предписаниям. За такими маркировками по-хорошему тоже должна стоять независимая оценка, иначе знак будет всего лишь самодекларацией.
Маркировка «Прыгающий кролик», или Cruelty free (англ. — «без жестокости»)
Vegan — торговый знак Сообщества веганов
Осторожно! Некоторые могут ввести в заблуждение
К сожалению, бывает и так, что производитель хочет представить свой товар в более выгодном свете и размещает на упаковке значки, внешне похожие на экомаркировки: «100 % натуральный продукт», Eco-friendly, «Экологически чистый» и другие. При этом за такими картинками нет никаких четких критериев и подтверждений, и они получаются не более чем маркетинговой уловкой. Продукту это, конечно, не мешает быть натуральным, но всё это остается на совести производителя.
Бывает и так, что производитель ставит маркировки, имитирующие экологическую сертификацию, которые на самом деле такой не являются. Это называется гринвошингом — от английских слов green (зеленый, экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации), то есть «зеленое отмывание».
Маркировки «Международного экологического фонда» (МЭФ). На сайте этого органа по сертификации не указаны четкие критерии оценки экологичности продукции, нет и реестра стандартов. Несмотря на заявления, фонд не имеет отношения к деятельности Минприроды