Знак означает что данный продукт может быть опасен для здоровья
Как научиться читать экомаркировку на упаковке продуктов и вещей
Об эксперте: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни».
В России позиционирование товара как экологичного является добровольным, а сам термин «экологичный товар» законодательно не закреплен. Это приводит к тому, что производители и потребители могут вкладывать в это понятие свой смысл. Однако в мировой практике существуют надежные ориентиры, которые помогают определить по-настоящему экологичный продукт. Это экомаркировки.
Маркировки максимальной экологичности
Они относятся к первому типу экомаркировок и оценивают экологические характеристики товара по всему жизненному циклу товара (сырье, производство, упаковка, транспортировка, хранение, эксплуатация, утилизация).
«Листок жизни» — единственная в России экомаркировка-член Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). Всего в GEN входит 27 таких символов из разных стран. В российских магазинах помимо «Листка жизни» встречаются «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (страны ЕС) и другие. Их можно увидеть на самых разных непродовольственных товарах и продуктах питания.
Прежде, чем получить такой знак, продукт должен доказать соответствие строгому экологическому стандарту. Он оценивает не только качество продукции, но и процесс производства. Минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, исключать вредные компоненты в составе продукции, перерабатывать отходы — это лишь часть критериев стандарта, которые должен выполнить производитель.
Соответствие требованиям проверяют эксперты-экологи независимого органа по сертификации, и только по итогам успешного прохождения экологического контроля принимается решение о выдаче сертификата. Экологические требования, предъявляемые к продукции, прозрачны и доступны на сайтах сертифицирующих организаций. Для экомаркировки «Листок жизни», например, это «Экологический союз».
Органик-маркировки
Ответственное отношение производителя к экосистеме подтверждают органик-маркировки. Продукция со знаками «ОРГАНИК» и EU Organic («Евролист») не содержит синтетических добавок. Для выращивания растений применяются только натуральные средства, а для животных — органические корма, соблюдаются правила гуманного обращения с животными. При этом органическая сертификация, в основном, не учитывает экологичность упаковки или производственных процессов переработки продуктов питания.
Отраслевые маркировки
Маркировки, оценивающие отдельные этапы жизненного цикла товара, наиболее экологически значимые именно для конкретного вида продукции, принято называть отраслевыми. К таким, например, относится FSC. Такая маркировка встречается на вещах или упаковке из бумаги или дерева и означает, что древесные ресурсы для продукции происходят из ответственно управляемых лесов, а не из незаконных источников. Маркировка Energy Star оценивает экологичность по критерию энергоэффективности, а Global Organic Textile Standard указывает на то, что в составе материала только органический хлопок.
Необоснованные экозаявления
На упаковках товаров наряду с подтвержденными сертификатами маркировками, встречаются и ложные экозаявления — гринвошинг (буквально — «зеленое отмывание»).
«Зеленое» позиционирование товаров без достаточных на то оснований используют недобросовестные компании в погоне за прибылью. По данным аналитических исследований, на экологические свойства продуктов обращают внимание 60-70% покупателей. Более того, люди готовы платить больше за такие продукты. Конечно, компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара с целью повышения продаж.
Тогда как одни компании действительно становятся экологичными, получают этому подтверждение в виде экосертификата и предоставляют своим покупателям прозрачную, честную информацию, другие просто используют «эко» как маркетинговый прием.
Введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта, а не экологически ответственного производителя.
В итоге место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, которые продолжают загрязнять воздух, водоемы, используют опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции, и не предпринимают усилий, чтобы сократить свое ресурсопотребление и решить проблему отходов производства. Таким образом, распространение гринвошинга существенно тормозит развитие устойчивого производства и потребления.
Как проверить подлинность экозаявлений
Распознать «гринвошинг» обычному покупателю не просто. Для этого надо провести серьезное исследование, разобраться в декларациях производителя. Недобросовестный «зеленый» маркетинг, как правило, заметен тогда, когда компания тратит больше денег на экорекламу, чем на реальное изменение технологий производства для снижения нагрузки на окружающую среду.
Для того чтобы «зеленый» сертификат действительно гарантировал экологичность продукта, должны соблюдаться два условия. Стандарты, на соответствие которым проверяется продукт, должны быть в открытом доступе, научно обоснованы, измеримы и понятны каждому человеку, желающему в них разобраться. Проверка качества продукта должна осуществляться органом по сертификации в соответствии с четкими процедурами и беспристрастно.
К сожалению, в России множество примеров псевдосертификаторов, готовых за небольшую сумму напечатать любой документ. Естественно ни о какой экологичности продукции в этом случае речи идти не может.
Экологическое заявление может быть правдивым, если оно сформулировано четко, является обоснованным и проверяемым. Например, «перерабатываемая упаковка» или «в составе нет фосфатов». Надписям о натуральном составе и экологичности продукции можно верить, только убедившись в наличии надежной экомаркировки. Все они собраны в бесплатном мобильном приложении Ecolabel Guide. Скачать можно в App Store или Google Play. С помощью него легко проверить значение маркировки на товаре прямо в магазине. Для этого нужно навести камеру смартфона на незнакомый значок.
Бороться с гринвошингом потребитель может, выбирая товары с экомаркировкой, расспрашивая продавцов и производителей об экологических свойствах продукции, повышая собственную экологическую грамотность, а также транслируя свой опыт друзьям и близким.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Знак означает что данный продукт может быть опасен для здоровья
Экологические знаки: что это такое и что они обозначают
Экологические знаки информируют потребителя о различных показателях экологических свойств реализуемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора. Экологические знаки предназначены в первую очередь для информирования приобретателей об экологической чистоте товаров (работ, услуг), а также о безопасных для окружающей среды способах их использования и утилизации.
Эти знаки разделяют на три вида.
1. Знаки, говорящие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды, информируют приобретателей о безопасности продукции в целом или ее составных частей для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Такую экологическую маркировку может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Сейчас в мире существует более 30 различных экологических знаков. Вот некоторые из них.
Знак «Голубой ангел» – это первый и старейший в мире экологический знак для товаров и услуг, созданный в 1977 г. Сегодня таким знаком отмечено более 500 изделий, выпускаемых в Германии. Продукция с таким знаком соответствует установленным требованиям, выполнение которых гарантирует экологическую безопасность. Например, автомобиль, имеющий такой знак, оборудован надежной системой очистки выхлопных газов.
Э ко-знак японской ассоциации по охране окружающей среды. Знак сделан в виде человеческих рук, сложенных вокруг земного шара в форме буквы «e» английского алфавита, которая является первой буквой в словах «earth» (земля) и «environment» (окружающая среда). Таким образом, знак выражает мысль о том, что защита окружающей среды в наших руках.
Знак «Экологический выбор» (Канада)
Э кологический знак, который ставит «Kontrollfureningen fur ekologisk odling» в Швеции, информирует о неприменении в процессе производства пестицидов и других химических веществ для сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства.
З нак шведского общества «Swedish Society for Nature Conservation» информирует об экологической безопасности в процессе производства, утилизации или о неприменении в процессе производства вредных химических веществ.
«Листок жизни» – первая российская экомаркировка. Система добровольной экологической сертификации «Листок Жизни» была разработана Санкт-Петербургским экологическим союзом в 2001 году. «Листок Жизни» может получить любая, как пищевая, так и непищевая потребительская продукция, успешно прошедшая сертификацию. «Листок жизни» подтверждает экологичность продукта и экологическую безопасность всех этапов его производства. Эта маркировка признана международным сообществом соответствующей мировой практике добровольной экологической сертификации.
Примером этого вида знаков может быть экологический знак «Der Grime Punkt», или «Зеленая точка», разработанный в Германии. Он информирует о том, что товар и его упаковка предназначены для сбора или вторичной переработки, а компания-изготовитель или компания-продавец имеют право собственности на эту упаковку, т.е. упаковка или сам товар возвращаются обратно изготовителю или продавцу. За пределами Германии знак ставится на продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь программе переработки отходов «Есо Emballage» и включены в ее систему утилизации. Товары со знаком «Зеленая точка» часто встречаются на российском рынке, но в России нет программ утилизации отходов, а доля вторичной переработки ничтожно мала, поэтому в нашей стране данный знак не имеет силы, а компании, ставящие его на упаковку их товаров, вводят потребителей в заблуждение относительно экологической чистоты товара.
1. PET (или ПЭТ) – полиэтилентерфталат. Используется для изготовления упаковок (бутылок, банок, коробок и т.д.), для розлива прохладительных напитков, соков и воды, а также упаковки для разного рода порошков, сыпучих пищевых продуктов и т.д.
2. PE-HD (или ПВП) – полиэтилен высокой плотности. Используется для изготовления фасовочных пакетов, пакетов для молока и воды, бутылок для отбеливателей, шампуней, моющих и чистящих средств, канистр для моторного и машинных масел и т.д.
3. PVС (или ПВХ) – поливинилхлорид. Используется в производстве окон, упаковки сыпучих пищевых продуктов и разного рода пищевых жиров. Этот вид пластика практически не поддается переработке. Существуют данные о его способности проникать в продукты питания, а затем и в организм человека.
4. PE-LD (или ПНП) – полиэтилен низкой плотности. Используется в производстве полиэтиленовых пакетов, гнущихся пластиковых упаковок и для производства некоторых пластиковых бутылок и труб.
5. PP (или ПП) – полипропилен. Из него делают крышки для бутылок, бутылки для сиропа и кетчупа, одноразовые стаканчики. Из полипропиленовых стаканов можно пить горячий чай или кофе, в тарелках из него можно разогревать пищу в микроволновой печи. Однако при употреблении из него спиртного, есть опасность того, что в организм попадут фенол и формальдегид (канцерогенное вещество).
6. PS (или ПС) – полистирол. Используется в производстве поддонов для мяса и птицы, контейнеров для яиц.
7. OTHER (или ДРУГОЕ) – смесь различных пластиков или полимеров, не указанных выше. Упаковка, маркированная этой цифрой, не может быть переработана и заканчивает свой жизненный цикл на полигоне отходов.
Знак «Бокал-вилка». Знак означает, что товар изготовлен из нетоксичного материала и может соприкасаться с пищевыми продуктами, т. е. материал безвредный. В этом случае говорят, что данному товару можно прикасаться к пищевым продуктам, что он не токсичен. Иногда его ставят на бытовую технику или на упаковку для продуктов питания. Знак «Бокал-вилка» часто наносится на пластик (например, одноразовую посуду), информируя о пригодности для контакта с пищевыми продуктами.
Знак «Свободно от хлора» был разработан «Гринпис России», утвержден Госстандартом. Наличие знака говорит, что на всех этапах существования продукта, он не загрязняет природу хлорорганическими соединениями, т. е. при производстве, переработке или обработке которого не применялись в качестве исходного сырья хлор, хлорсодержащие окислители и хлорорганические соединения.
Особая утилизация. Знак «Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации» указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (ламп, батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например, ртуть, кадмий и свинец.
3. Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде.
Знак «Вредно для здоровья». Обычно помещается на упаковках бытовой химии, в частности, средствах для посудомоечных машин. Требуется предельная осторожность в обращении с таким товаром.
К экологическим знакам относятся также этические знаки подтверждающие соблюдение этических норм (без жестокости) при производстве продукции, а также некоторые органические знаки подтверждающие, что продукция и/или упаковка экологически чистая и содержит не менее 95% чистых природных натуральных компонентов. Помимо экологической чистоты, знаки экологической сертификации показывают чистоту производства (с момента посева будущего сырья), отсутствие опытов на животных, отсутствие химических компонентов, ГМО (Генетически модифицированный организм, трансгены), уважительное отношение к месту производства продукта и окружающей среде (природоохранные знаки) и пр. Все чаще можно встретить знаки, не являющиеся экомаркировкой, которые указывают на минимизацию производственных процессов на влияние окружающей среды, но их трудно не отнести к экологическим знакам. К ним относятся поддержка действий по сохранению природы, помощи природоохранным организациям и др.
Знак «Яблочко» свидетельствует о полном отсутствии в продуктах канцерогенов, которые могут вызвать рак у людей. Также он свидетельствует о тщательной проверке, которую провела Международная антираковая коалиция «CANCER PREVENTION COALITION».
Отдельная группа знаков на бытовой технике, аэрозольных препаратах и других материалах — «Не содержит фреон», CFC Free и знак «Ozone Friendly CFC Free» указывают на отсутствие в продукте вредных веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя. Подавляющее большинство знаков применяется для маркировки аэрозолей, и их центральный элемент – это изображение земного шара.
Знак срока годности товара после вскрытия упаковки в месяцах.
Знак «Не содержит ГМО!» Российский знак, означающий, что в данном продукте нет трансгенов.
Маркировка «Двойная стрелка» сообщает, что упаковку можно использовать повторно или не один раз.
Знак «Веган» (Vegan), Великобритания. Означает, что здесь отсутствуют компоненты животного происхождения. Сертификат принадлежит Vegan Society — веганскому благотворительному обществу, продвигающему и поддерживающему образ жизни веганов.
«Безлактозный продукт». Продукт без содержания лактозы позволяет употреблять молочные продукты людям с лактазной недостаточностью. Лактоза расщепляется на более простые сахара (глюкозу и галактозу) и поэтому легко усваивается. Содержание лактозы в продукте – менее 0,01%, что подходит при любой форме непереносимости лактозы.
Тем не менее, по данным Всемирной ассоциации экомаркировки, количество экосертифицированной продукции в мире растет: в Германии экомаркировкой отмечено более 13000 наименований продукции / услуг, в Канаде – более 10000, в Скандинавии – более 5000. Многие российские компании-лидеры рынка работают в соответствии с международными экостандартами и являются обладателями экомаркировки «Листок жизни».